Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

103 страницы

669.00 ₽

Купить ГОСТ OIML R 111-1-2009 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Содержит основные технические (основные физические характеристики) и метрологические требования к гирям, используемым: - в качестве эталонных гирь для поверки весов; - в качестве эталонных гирь для поверки или калибровки гирь более низкого класса точности; - в качестве рабочих гирь совместно с весами. Стандарт распространяется на гири, номинальные значения массы которых составляют от 1 мг до 5000 кг, классов точности E (индекса 1), E (индекса 2), F (индекса 1), F (индекса 2), M (индекса 1), M (индекса 1-2), M (индекса 2), M (индекса 2-3), M (индекса 3). Класс точности гирь, используемых в качестве эталонных для поверки гирь или весов, должен соответствовать требованиям стандартов по поверке гирь и весов.

  Скачать PDF

Оглавление

Предисловие к международной рекомендации МОЭМ МР 111-1:2004

Общие положения

     1 Назначение

     2 Термины и определения

     3 Обозначения

     4 Единицы измерений и номинальные значения массы гирь

Метрологические требования

     5 Пределы допускаемой погрешности при поверке

Технические требования

     6 Форма

     7 Конструкция

     8 Материал

     9 Магнетизм

     10 Плотность

     11 Состояние поверхности

     12 Подгонка

     13 Маркировка

     14 Упаковка

Метрологический контроль

     15 Формы метрологического контроля

     16 Контрольная маркировка (знак поверки)

Приложение А (рекомендуемое) Примеры различных форм и размеров

Приложение В (обязательное) Методы испытаний гирь

Приложение С (обязательное) Калибровка гири или набора гирь

Приложение D (справочное) Статистический контроль

Приложение Е (справочное) Формула МКМВ и приближенная формула

Библиография

Приложение ДА (рекомендуемое) Методика поверки гирь

Приложение ДБ (справочное) Методы точного взвешивания

Приложение ДВ (справочное) Примеры определения массы гирь

Приложение ДГ (справочное) Схемы сличения гирь и формулы для вычисления их массы при подекадной калибровке набора

Приложение ДД (обязательное) Сведения о соответствии ссылочных международных документов ссылочным национальным стандартам Российской Федерации

Библиография

Показать даты введения Admin

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

Государственная система обеспечения единства измерений

ГИРИ КЛАССОВ Еь Е2, F1f F2, Ml9 М^,

М2, М2_3 и М3

Часть 1

Метрологические и технические требования

OIMLR 111-1: 2004 Weights of classes Еь Е2, F1s F2, Ml5 M л_2, М2, М2.3 и МPart 1: Metrological and technical requirements (IDT)

Издание официальное

ГОСТ OIML R 111-1 — 2009

Москва

Стандартинформ

2012


Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 — 92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 — 2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 310 «Приборы весоизмерительные» и Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии им. Д. И. Менделеева» (ФГУП «ВНИИМ им. Д. И. Менделеева») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международной рекомендации, указанной в пункте 5

2    ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 11 июня 2009 г. № 35)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Кыргызстан

KG

Кыргызстандарт

Молдова

MD

Молдова-Стандарт

Российская Федерация

RU

Росстандарт

Таджикистан

и

Таджикстандарт

Украина

UA

Госпотребстандарт Украины

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 августа 2011 г. № 233-ст межгосударственный стандарт ГОСТ OIML R 111-1—2009 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2012 г.

5    Настоящий стандарт идентичен по отношению к международной рекомендации МОЗМ Р 111-1:2004 «Гири классов Е-,, Е2, F-,, F2, М1; М.|_2, М2, М2.3 и М3. Часть 1. Метрологические и технические требования» (OIML R 111-1:2004 «Weights of classes Е1; Е2, F.|, F2, М^ М.|_2, М2, М2_3 and М3. Part 1: Metrological and technical requirements»)

В стандарт внесены следующие редакционные изменения:

-    в раздел 2 включены дополнительные положения, которые выделены путем заключения их в рамки из тонких линий, а информация с объяснением причин включения этих положений приведена в указанном разделе в виде примечаний;

-    в раздел 15 включены дополнительные положения, которые выделены путем заключения их в рамки из тонких линий, а информация с объяснением причин включения этих положений приведена в указанном разделе в виде примечаний;

-    изменены отдельные фразы и слова, выделенные в тексте курсивом (вместо «Сертификат МОЗМ» применены «Свидетельство об утверждении типа», там, где уместно по смыслу, — «Описание типа» ит.д.).

Настоящий стандарт дополнен приложениями, введенными для удобства пользования стандартом:

-    приложением ДА «Методика поверки гирь», в котором приведена информация о методах и средствах поверки гирь;

-    приложением ДБ «Методы точного взвешивания», в котором приведены сведения о методах точного взвешивания;

-    приложением ДВ «Примеры определения массы гирь», в котором приведены примеры расчета массы гирь;

3 Обозначения

В настоящем стандарте применены обозначения, приведенные в следующей таблице:

Таблица

Обозначение

Единица

Определение

А

M2

Площадь

В

In

Магнитная индукция в среде

ВЕ

In

Показание гауссметра окружающего магнитного поля без три

Во

In

Магнитная индукция в вакууме

С

Поправка на действие выталкивающей силы воздуха

са

Поправка на действие выталкивающей силы воздуха для плотности воздуха во время цикла взвешивания в воздухе

Cal

Поправка на действие выталкивающей силы воздуха для плотности воздуха во время цикла взвешивания в жидкости

С S

Поправка на действие выталкивающей силы воздуха для плотности гири для определения чувствительности

D

КГ

Разность показаний весов между минимальным и максимальным значениями при испытании на нецентральное положение нагрузки

d

КГ

Действительный интервал шкалы

Fi

H

Среднее значение силы, рассчитанное с использованием среднего изменения массы на компараторе массы для первого ряда показаний

f2

H

Среднее значение силы, рассчитанное с использованием среднего изменения массы на компараторе массы для второго ряда показаний

Fa

H

Средняя сила, обусловленная магнитной восприимчивостью

Fb

H

Средняя сила, используемая для намагничивания

Fo

H

Сила тяжести

^~max

H

Максимальная сила для расчета магнитной восприимчивости

Fz

H

Магнитная сила, действующая между компаратором массы и гирей в вертикальном направлении или по оси z

9

M ■ C'2

Ускорение свободного падения

h

мм или M

Высота

H

A ■ m-1

Напряженность магнитного поля

Hez

A ■ m-1

Вертикальная составляющая напряженности магнитного поля Земли

hr

%

Относительная влажность

AI

КГ

Разность между показаниями масс испытуемой и эталонной гирь, полученными на весах, где А/ = /(- 7Г

Обозначение

Единица

Определение

А4

КГ

Разность между показаниями масс в воздухе испытуемой и эталонной гирь, полученными на весах, где А/а = 1Ха - /га

А/]

кг

Разность показаний в жидкости, полученных на весах, где А1х = I хх - /г1

I

кг

Показание весов (деление шкалы)

ia

Геометрический поправочный множитель по [6]

Геометрический поправочный множитель по [6]

Лп

Показание весов для разницы на вытесненную жидкость

h

Показание весов для сосуда и содержащейся в нем жидкости

Гм

Показание весов для жидкости и гири, содержащихся в сосуде

Ла

Показание весов для испытуемой гири в воздухе (после тарирования)

4

Показание весов для испытуемой гири в жидкости (после тарирования)

j

Подстрочный символ для числа испытуемых гирь или числа серий измерений

к

Коэффициент расширения, как правило, используют к = 2 при доверительной вероятности 0,95 (к = 3 при доверительной вероятности 0,99) [7]

т

кг

Масса твердого тела (гиря)

М

А ■ м-1

Остаточная намагниченность (см. также д0М)

Му

кг ■ моль-1

Молярная масса воды [по формуле Е.1 (приложение Е)]

Ма

кг ■ моль-1

Молярная масса сухого воздуха

тс

кг

Условная масса гири

тс г

кг

Условная масса эталонной гири

mct

кг

Условная масса испытуемой гири

Ат~с

кг

Среднее значение результата измерений разности масс сличаемых гирь

md

А ■ м2

Магнитный момент (магнитов, используемых для измерения магнитной восприимчивости)

т0

кг

Масса, номинальное значение массы гири (например, 1 кг)

тг

кг

Масса эталонной гири, используемой для сличений с испытуемой гирей, причем обе находятся в воздухе или погружены в жидкость

тга

кг

Масса эталонной гири, используемой для сличения с испытуемой гирей, причем обе находятся в воздухе

тЛ

кг

Масса комбинации эталонных гирь, используемых для сличения с испытуемой гирей, причем эталоны находятся в воздухе, а испытуемая гиря — в жидкости

Обозначение

Единица

Определение

ms

КГ

Масса гири, используемой для определения чувствительности

mt

кг

Масса испытуемой гири

^wa

кг

Масса гири в воздухе

mwl

кг

Масса гири в жидкости

Am

кг

Разность масс, как правило, между испытуемой и эталонной гирями

Am

кг

Среднее значение ряда измерений, составляющих число идентичных циклов взвешивания, или число серий, имеющих приблизительно одинаковое среднее квадратическое отклонение

A mc

кг

Результат измерения разности условных масс сличаемых гирь

n

Число циклов сличений; / = 1,..., п

p

Па или гПа

Давление

Psv

Па

Давление насыщенного пара влажного воздуха

R

Дж/(моль ■ К)

Молярная газовая постоянная

Ra

мкм

Средняя высота профиля шероховатости (R — параметр шероховатости) (по разделу 11)

Rz

мкм

Максимальная высота профиля шероховатости (R — параметр шероховатости) (по разделу 11)

r

Подстрочный символ для эталонной гири

s

кг

Среднее квадратическое отклонение

s

Подстрочный символ для гири для определения чувствительности

T

к

Термодинамическая температура по Международной температурной шкале 1990 (МТШ-90)

t

Подстрочный символ для испытуемой гири

f

°с

Температура в градусах Цельсия, где t = Т-273,15

fref

°с

Нормальная температура

u

КГ

Неопределенность, расширенная неопределенность

U

КГ

Неопределенность, стандартная неопределенность

u(mr)

КГ

Неопределенность эталонной гири

Ub

КГ

Стандартная неопределенность определения поправки на действие выталкивающей силы воздуха

uba

КГ

Неопределенность, обусловленная весами

Uba (дтс)

КГ

Суммарная стандартная неопределенность работы весов

Обозначение

Единица

Определение

ис

КГ

Суммарная стандартная неопределенность

Ud

кг

Неопределенность, обусловленная дискретностью компаратора

UE

кг

Неопределенность, обусловленная нецентральным положением нагрузки на грузоприемной платформе

u'mst

кг

Неопределенность, обусловленная нестабильностью эталонной гири

uma

кг

Неопределенность, обусловленная магнетизмом

Us

кг

Неопределенность, обусловленная чувствительностью компаратора

Цл/

кг

Неопределенность, обусловленная процессом взвешивания

V

м3

Объем твердого тела (три)

Vri /

м3

Объем /-й эталонной гири из комбинации гирь

*V

Молярная доля водяного пара

z

Коэффициент сжимаемости

Zi

м м

Расстояние от верха гири до центра магнита [рисунок В.1 (приложение В)]

Zq

м м

Расстояние от центра магнита до основания три [рисунок В.1 (приложение В)]

Pa

КГ ■ М'3

Плотность влажного воздуха

Po

кг ■ г3

Нормальная плотность воздуха, равная 1,2 кг/м-3

Pr

кг ■ г3

Плотность эталонной гири массой тг

Pra

кг ■ м~3

Плотность эталонной гири массой тга

Pref

КГ ■ М'3

Единая условная плотность материала гирь (8000 кг ■ м-3)

Prl

КГ ■ М'3

Плотность эталонной гири с массой mri

Ps

КГ ■ М'3

Плотность гири, используемой для определения чувствительности

Pt

КГ ■ М“3

Плотность испытуемой гири

Px

кг ■ г3

Плотность сплава (х)

Py

кг ■ г3

Плотность сплава (у)

6 m/m0

Пределы допускаемой относительной погрешности для гирь

P

НА-2

Магнитная проницаемость

Pr

Относительная магнитная проницаемость (ц/д0)

Po

НА-2

Магнитная постоянная (магнитная проницаемость вакуума), 100 = 471- 10-7, Н - А-2

PoM

Тл

Остаточная магнитная индукция, обусловленная намагниченностью гири

X

(Объемная) магнитная восприимчивость

ГОСТ OIML R111-1—2009

4    Единицы измерений и номинальные значения массы гирь

4.1    Единицы измерений

Применяемые единицы измерений:

-    миллиграмм (мг), грамм (г) и килограмм (кг) для массы;

-    килограмм на кубический метр для плотности (кг • м"3).

4.2    Номинальные значения

Номинальные значения массы гирь в килограммах должны соответствовать членам числового ряда 1 • 10Л, 2 • 10Л, 5 • 10Л, где п — целое положительное или отрицательное число, или нуль.

4.3    Последовательность номинальных значений массы гирь

4.3.1    Набор гирь может состоять из гирь, образующих одну или несколько декад номинальных значений массы. Состав каждой декады должен соответствовать одному из следующих числовых рядов:

(1; 1; 2; 5) • 10Л кг;

(1; 1; 1; 2; 5) • 10л кг;

(1; 2; 2; 5) • 10Л кг;

(1; 1; 2; 2; 5) • 10П кг,

где п — целое положительное или отрицательное число, или нуль.

4.3.2    Набор гирь может также состоять из нескольких гирь одного номинального значения массы (например, 10 шт. или членов набора, причем каждая штука или член набора имеет номинальное значение массы 5 • 10л кг).

Метрологические требования

5    Пределы допускаемой погрешности при поверке

5.1    Пределы допускаемой погрешности при первичной, периодической или инспекционной поверке в процессе эксплуатации

5.1.1    Пределы допускаемой погрешности

Пределы допускаемой погрешности при первичной поверке отдельных гирь, приведенные в таблице 1, относятся к условной массе.

5.1.2    Пределы допускаемой погрешности гирь при периодической или инспекционной поверке в процессе эксплуатации оставлены на усмотрение каждого государства. Однако если пределы допускаемой погрешности гирь превышают значения, приведенные в таблице 1, то гири не могут соответствовать классам, установленным настоящим стандартом.

5.2    Расширенная неопределенность

Для каждой гири расширенная неопределенность U при к - 2 условной массы должна быть не более одной трети пределов допускаемой погрешности, приведенной в таблице 1.

U <1/3-5/п.    (5.2-1)

5.3 Условная масса

5.3.1 Условная масса гирь/т?с (определенная с расширенной неопределенностью U в соответствии с 5.2) не должна отличаться от своего номинального значения т0 более чем на предел допускаемой погрешности 5т минус расширенная неопределенность:

т0 - {5т - U) < тс< т0 + {5т - U).    (5.3-1)

5.3.2 Для гирь классов Е., и Е2, всегда сопровождаемых сертификатами {свидетельствами), в которых приведены соответствующие данные (в соответствии с 15.2.1), отклонение от номинального значения тс0 должно быть учтено пользователем. 1

Таблица 1 — Пределы допускаемой погрешности гирь ± Sm

В миллиграммах

Номиналь-ное значение массы гирь1)

Класс гирь

Е,

Ег

Е|

е2

Mi.2

Щ

М2.3

Мз

5000 кг

25000

80000

250000

500000

800000

1600000

2500000

2000 кг

10000

30000

100000

200000

300000

600000

1000000

1000 кг

1600

5000

16000

50000

100000

160000

300000

500000

500 кг

800

2500

8000

25000

50000

80000

160000

250000

200 кг

300

1000

3000

10000

20000

30000

60000

100000

100 кг

160

500

1600

5000

10000

16000

30000

50000

50 кг

25

80

250

800

2500

5000

8000

16000

25000

20 кг

10

30

100

300

1000

3000

10000

10 кг

5,0

16

50

160

500

1600

5000

5 кг

2,5

8,0

25

80

250

800

2500

2 кг

1,0

3,0

10

30

100

300

1000

1 кг

0,5

1,6

5,0

16

50

160

500

500 г

0,25

0,8

2,5

8,0

25

80

250

200 г

0,10

0,3

1,0

3,0

10

30

100

100 г

0,05

0,16

0,5

1,6

5,0

16

50

50 г

0,03

0,10

0,3

1,0

3,0

10

30

20 г

0,025

0,08

0,25

0,8

2,5

8,0

25

Юг

0,020

0,06

0,20

0,6

2,0

6,0

20

5 г

0,016

0,05

0,16

0,5

1,6

5,0

16

2 г

0,012

0,04

0,12

0,4

1,2

4,0

12

1 г

0,010

0,03

0,10

0,3

1,0

3,0

10

500 мг

0,008

0,025

0,08

0,25

0,8

2,5

200 мг

0,006

0,020

0,06

0,20

0,6

2,0

100 мг

0,005

0,016

0,05

0,16

0,5

1,6

50 мг

0,004

0,012

0,04

0,12

0,4

20 мг

0,003

0,010

0,03

0,10

0,3

10 мг

0,003

0,008

0,025

0,08

0,25

5 мг

0,003

0,006

0,020

0,06

0,20

2 мг

0,003

0,006

0,020

0,06

0,20

1 мг

0,003

0,006

0,020

0,06

0,20

^ Номинальные значения массы гирь указывают наибольшую и наименьшую номинальную массу, допустимую в любом классе, а также пределы допускаемой погрешности, которые не должны распространяться на более высокие или низкие значения. Например, минимальное номинальное значение массы для гири класса М2 равно 100 мг, в то время как максимальное значение равно 5000 кг. Гиря номинальной массой 50 мг не будет принята как гиря класса М2 согласно настоящему стандарту, а вместо этого она должна соответствовать пределам допускаемой погрешности и другим требованиям для класса М-, (например, форме и маркировке) для этого класса точности гирь. В противном случае гирю не считают соответствующей настоящему стандарту.

ГОСТ OIML R111-1—2009

Технические требования 6 Форма

6.1    Общие требования

6.1.1    Гири должны иметь простую геометрическую форму, несложную для изготовления. Гири не должны иметь острых краев или углов, чтобы предотвратить их износ, и не должны иметь явно выраженных впадин, чтобы предотвратить скопление грязи (т. е. пыли) на их поверхности.

6.1.2    Гири изданного набора должны иметь одинаковую форму, за исключением гирь номинальным значением массы (далее — номинальная масса) 1 г и менее.

6.2    Гири номинальной массой 1 г или менее

6.2.1    Гири номинальной массой 1 гили менее должны иметь форму плоских многоугольных пластин или проволок в соответствии с таблицей 2, что обеспечивает легкость работы с ними.

6.2.2    Гири номинальной массой 1 г могут иметь форму плоских многоугольных пластин или проволок (по 6.3.1). Форма гирь, на которых не указано их номинальное значение, должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 2.

Таблица 2 — Форма гирь номинальной массой 1 г и менее

Номинальные значения массы, мг

Многоугольные

пластины

Проволоки

5, 50, 500

Многоугольные

Многоугольные

| или |

5 сегментов

2, 20, 200

Квадратные

Квадратные

2 сегмента

1, 10, 100, 1000

Треугольные

Треугольные

1 сегмент

6.2.3    Набор гирь может состоять из более одной последовательности форм, которые отличаются друг от друга. Однако в серии последовательностей декада гирь с другой формой не должна быть вставлена между двумя декадами гирь с одинаковой формой.

6.3    Г ири номинальной массой от 1 г до 50 кг

6.3.1    Гири номинальной массой 1 г могут иметь форму либо гирь, кратных 1 г, либо форму дольных

гирь.

6.3.2    Гири номинальной массой от 1 гдо 50 кг могут иметь внешние размеры, показанные на рисунках и в таблицах приложения А.

6.3.2.1    Эти гири также могут иметь цилиндрическую или слегка заостренную коническую форму [пример, приведенный на рисунке А.1 (приложение А)]. Высота гири должна быть между 3/4 и 5/4 ее среднего диаметра.

6.3.2.2    Эти гири также могут иметь отвинчивающуюся головку высотой от 0,5 до 1-го среднего диаметра гири.

6.3.3    Кроме вышеприведенных форм (по 6.3.2) гири номинальной массой от 5 до 50 кг могут иметь и другую форму, подходящую для способа обращения с ними. Кроме отвинчивающейся головки они могут иметь жесткие элементы конструкции для манипуляции с гирей, входящие в состав гирь, такие как оси, ручки, крючки или проушины и т. п.

6.3.4    Гири класса М с номинальными значениями массы от 5 до 50 кг могут также иметь форму прямоугольных параллелепипедов со скругленными краями и жесткой ручкой. Типичные размеры для этих гирь показаны на рисунках А.2 и А.З (приложение А).

6.4    Г ири номинальной массой 50 кг или более

6.4.1    Гири номинальной массой 50 кг или более могут иметь цилиндрическую, прямоугольную и другую подходящую форму. Форма должна обеспечивать безопасное хранение гирь и обращение с ними.

6.4.2    Гири номинальной массой 50 кг или более могут иметь жесткие элементы конструкции для манипуляции с гирей, такие как оси, ручки, крючки или проушины и т. п.

6.4.3    Гири класса точности М, передвигаемые по плоскому полу (или по рельсам), должны быть снабжены роликовыми дорожками или желобками ограниченной площади.

11

7 Конструкция

7.1    Гири класса Е

7.1.1    Гири класса Е номинальной массой от 1 мг до 50 кг

Гири класса Е номинальной массой от 1 мг до 50 кг должны быть непустотелыми и не должны иметь каких-либо полостей, открытых для атмосферного воздуха. Эти гири должны быть выполнены из одного куска материала.

7.1.2    Гири класса Е2 номинальной массой более 50 кг

7.1.2.1    Гири класса Е2 номинальной массой более 50 кг могут иметь подгоночную полость. Объем этой полости не должен превышать 1/1000 общего объема гири. Полость должна быть герметично закрытой и быть водо- и воздухонепроницаемой (например, с использованием пробки). Резьбовая пробка либо со шлицем под отвертку, либо с жестким элементом конструкции, таким как головка, ручка, проушина и т. п., должна закрывать подгоночную полость. Материал, из которого изготовлена пробка, должен быть таким же, как тело собственно гири, и должен соответствовать требованиям к поверхности для класса Е2.

7.1.2.2    После первичной подгонки примерно часть общего объема подгоночной полости должна оставаться пустой.

7.2    Гири класса F

Гири класса F могут состоять из одной и более части, выполненной из одного и того же материала.

7.2.1    Гири класса F номинальной массой от 1 г до 50 кг

7.2.1.1    Гири класса F номинальной массой от 1 г до 50 кг могут иметь подгоночную полость. Объем этой полости не должен превышать 1/4 общего объема гири. Полость должна быть закрываемой либо с помощью отвинчивающейся головки, либо с помощью любого другого подходящего приспособления.

7.2.1.2    После первичной подгонки примерно 1/2 часть общего объема подгоночной полости должна оставаться пустой.

7.2.2    Г ири класса F номинальной массой более 50 кг

Гири класса F номинальной массой более 50 кг могут также представлять собой модуль, собранный из нескольких частей, закрытый и запаянный так, чтобы он был воздухо- и водонепроницаемым. Содержимое модуля может быть выполнено из материала, отличающегося от того, из которого изготовлен собственно модуль, и должно соответствовать требованиям к магнитным свойствам для классов F-i и F2. Стенки модуля должны быть достаточно жесткими для того, чтобы избежать деформаций, вызываемых изменениями давления окружающего воздуха, транспортировкой, ударами и т. п. Соотношение между массой и объемом должно соответствовать требованиям к плотности согласно таблице 5.

7.2.2.1    Гири класса F номинальной массой более 50 кг могут иметь подгоночную полость. Объем этой полости не должен превышать 1/20 общего объема гири. Полость должна быть герметично закрываемой и быть водо- и воздухонепроницаемой (например, с использованием пробки). Резьбовая пробка либо со шлицем под отвертку, либо с жестким элементом конструкции, таким как головка, ручка, проушина и т. п., должна закрывать подгоночную полость.

7.2.2.2    После первичной подгонки примерно 1/2 часть общего объема подгоночной полости должна оставаться пустой.

7.3 Гири класса М

7.3.1    Г ири классов M1t М2 и М3 номинальной массой от 1 г до 50 кг

7.3.1.1    Гири классов М1: М2 и М3 номинальной массой от 1 до 10 гдолжны быть непустотелыми и не должны иметь подгоночной полости. Гири классов М1: М2 и М3 номинальной массой от 20 до 50 г могут иметь подгоночную полость. Для классов М1: М2 и М3 номинальной массой от 100 г до 50 кг подгоночная полость обязательна. Однако подгоночная полость необязательна для гирь классов Mi и М2 номинальной массой от 20 до 200 г, изготовленных из нержавеющей стали. Подгоночная полость должна быть сконструирована таким образом, чтобы предотвратить накопление инородной материи или мусора в ней, но обеспечивать надежное закрытие полости и в то же время доступ к ней для дополнительных подгонок. Объем подгоночной полости не должен превышать 1/4 части общего объема гири.

7.3.1.2    После первичной подгонки примерно 1/2 часть общего объема подгоночной полости должна оставаться пустой.

7.3.2    Цилиндрические гири классов М1: М2 и М3 номинальной массой от 100 г до 50 кг [рисунок А.1 (приложение А)] должны иметь подгоночную полость, соосную с вертикальной осью гири, открывающуюся в верхней части головки и имеющую расширение диаметра на входе. Полость должна закрываться либо резьбовой втулкой со шлицем под отвертку (рисунок А.1, вариант 1), либо диском с центральным

ГОСТ OIMLR111-1—2009

отверстием для его перемещения (рисунок А.1, вариант 3). Втулка или дискдолжен(на) быть изготовлен(на) из латуни или другого подходящего металла или сплава и должен(на) быть запечатан пробкой из свинца или подобного материала, вставляемой во внутреннюю круговую канавку, имеющуюся в расширенной части диаметра.

7.3.3    Гири классов М.,, М2 и М3 номинальной массой от 5 до 50 кг, выполненные в форме прямоугольного параллелепипеда, должны иметь подгоночную полость, образуемую либо внутренней поверхностью трубчатой ручки, либо, если ручка непустотелая, подгоночная полость должна быть отлита внутри одной из стоек гири. Подгоночная полость должна открываться на верхней части гири [рисунки А.2 и А.З (приложение А)].

7.3.3.1    Если подгоночная полость находится в трубчатой ручке [рисунок А.2 (приложение А)], полость должна быть закрыта либо резьбовой втулкой со шлицем под отвертку, либо диском с центральным отверстием для его перемещения. Втулка (или диск) должна быть изготовлена из латуни или другого подходящего сплава и должна герметично закрываться пробкой из свинца (или подобным материалом), вставляемой во внутреннюю круговую канавку или в резьбу трубки.

7.3.3.2    Если подгоночная полость отлита внутри стойки и открывается на боковой или верхней поверхности стойки [рисунок А.З (приложение А)], полость должна быть закрываемой пластиной, выполненной из мягкой стали или другого подходящего материала, герметично изолированного свинцовым дюбелем или подобным материалом, вставляемым в корпус с коническим сечением.

7.3.4    Гири класса М номинальной массой 50 кг или более

Указанные гири не должны иметь полостей, которые могут накапливать пыль или мусор.

7.3.4.1    Гири должны иметь одну или более подгоночную полость. Общий объем всех подгоночных полостей не должен превышать 1/10 общего объема гири. Полости должны герметично закрываться и быть водо- и воздухонепроницаемыми (например, с использованием пробки). Полости должны герметично закрываться резьбовой втулкой со шлицем под отвертку, либо с жестким элементом конструкции (например, головкой или ручкой).

7.3.4.2    После первичной подгонки по крайней мере 1/3 часть общего объема подгоночной полости должна оставаться пустой.

8 Материал

8.1    Общие положения

Гири должны быть устойчивыми к коррозии. Качество материала должно быть таким, чтобы изменение массы гирь было пренебрежимо мало по сравнению с пределами допускаемой погрешности для их класса точности (в соответствии с таблицей 1) в нормальных условиях эксплуатации и для их конкретного назначения.

8.2    Гири классов Е1 и Е2

Для гирь номинальной массой 1 г и более прочность примененного материала и его износоустойчивость должны быть такими же или лучше, чем у аустенитной нержавеющей стали.

8.3    Гири класса F

Поверхность гирь класса F номинальной массой 1 г или более может иметь подходящее металлическое покрытие для того, чтобы улучшить их коррозионную стойкость и прочность.

8.3.1    Для гирь класса F номинальной массой 1 г или более прочность и хрупкость используемых материалов должны быть, по крайней мере, такими же, как у цельнотянутой латуни.

8.3.2    Для гирь класса F номинальной массой 50 кг или более прочность и хрупкость используемых материалов для всего тела или для внешних поверхностей должны быть, по крайней мере, такими же, как у нержавеющей стали.

8.4    Гири классов М1( М2и М3 номинальной массой 50 кг или менее

Поверхность гирь номинальной массой 1 г или более может иметь подходящее покрытие для того, чтобы повысить их сопротивление коррозии и прочность.

8.4.1    Гири класса М номинальной массой менее 1 г должны быть изготовлены из материала, достаточно устойчивого к коррозии и окислению.

8.4.2    Цилиндрические гири класса М., номинальной массой менее 5 кг и гири классов М2 и М3 номинальной массой менее 100 г должны быть изготовлены из латуни или другого материала, прочность и сопротивление коррозии которого такие же или лучше, чем у латуни. Другие цилиндрические гири классов

13

M1( M2 и M3 номинальной массой 50 кг или менее должны быть изготовлены из серого чугуна или другого материала, хрупкость и сопротивление коррозии которого такие же или лучше, чем у серого чугуна.

8.4.3    Гири, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда, номинальной массой от 5 до 50 кг должны быть изготовлены из материала, сопротивление коррозии которого по крайней мере такое же, как у серого чугуна. Хрупкость этого материала не должна быть больше, чем у серого чугуна.

8.4.4    Ручки гирь, имеющих форму параллелепипеда, должны быть выполнены из одного куска стальной трубы или из чугуна, составляющего одно целое с телом гири.

8.5 Гири класса М номинальной массой более 50 кг

8.5.1    Поверхность гирь может иметь подходящее покрытие для того, чтобы улучшить их коррозионную стойкость. Это покрытие должно выдерживать удары и погодные условия.

8.5.2    Г ири должны быть выполнены из одного или нескольких материалов с коррозионной стойкостью такой же или лучше, чем у серого чугуна.

8.5.3    Материал должен иметь такие прочность и сопротивление, которые позволяют выдерживать нагрузки и удары, возможные в нормальных условиях эксплуатации.

8.5.4    Ручки гирь, имеющих форму параллелепипеда, должны быть выполнены из одного куска стальной трубы или из чугуна, составляющего одно целое с телом гири.

9 Магнетизм

9.1 Пределы остаточной магнитной индукции, обусловленной намагниченностью гири

Значения остаточной намагниченности М, выраженные в единицах остаточной магнитной индукции \jlqM, не должны превышать значений, приведенных в таблице 3.

ТаблицаЗ — Максимальная остаточная магнитная индукция ц0М

В микротеслах

Класс гирь

Максимальная остаточная магнитная индукция р0М

Класс гирь

Максимальная остаточная магнитная индукция ц0М

Ei

2,5

М-,

250

е2

8

М-|_2

500

Fi

25

м2

800

f2

80

1600

2500

М3

9.2 Пределы магнитной восприимчивости

Значения магнитной восприимчивости гири не должны превышать значений, приведенных в таблице 4.

Таблица 4 — Максимальная магнитная восприимчивость %

Номинальное значение массы гирь т

Класс гирь

Е,

Е*

Fi

f2

т< 1 г

0,25

0,9

10

2 г < т < 10 г

0,06

0,18

0,7

4

20 г <т

0,02

0,07

0,2

0,8

9.3 Если значения остаточной намагниченности и магнитной восприимчивости, полученные при всех местных измерениях, меньше указанных в таблицах 3 и 4, то предполагают, что составляющие неопределенности, обусловленные магнетизмом гири, пренебрежимо малы. Максимальные значения остаточной намагниченности и магнитной восприимчивости, указанные в таблицах 3 и 4, таковы, что при магнитных полях и градиентах магнитных полей, которые, вероятно, присутствуют на чашах компаратора, они вызывают изменение условной массы менее 1/10 пределов допускаемой погрешности испытуемой гири по [8], [9].

ГОСТ 01 ML R111 -1 —2009

-    приложением ДГ «Схемы сличения гирь и формулы для вычисления их массы при подекадной калибровке набора», в котором приведены сведения об основных схемах сличения гирь;

-    приложением ДД «Сведения о соответствии ссылочных международных документов ссылочным национальным стандартам Российской Федерации».

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДД.

6 ВЗАМЕН ГОСТ 7328-2001

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты», а текст изменений — в информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты»

©Стандартинформ, 2012

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ OIMLR111-1—2009


10 Плотность


10.1 Общие положения

Плотность материала гирь (таблица 5) должна быть такой, чтобы отклонение на 10 % от нормальной плотности воздуха (1,2 кг • м"3) не создавало погрешности, превышающей одну четвертую часть абсолютного значения пределов допускаемой погрешности, приведенных в таблице 1.


Таблица 5 — Минимальные и максимальные пределы плотности pmin, pmax

Номиналь-ное значение массы гирь

Pmin' Ртах' Ю3КГ М 3

Класс гирь (для класса М3 значения не нормированы)

Ei

Е2

El

F2

м1

M2

М2-3

> 100 г

7,934—8,067

7,81—8,21

7,39—8,73

6,4—10,7

>4,4

> 3,0

>2,3

> 1,5

50 г

7,92—8,08

7,74—8,28

7,27—8,89

6,0—12,0

>4,0

20 г

7,84—8,17

7,50—8,57

6,6—10,1

4,8—24,0

>2,6

10 г

7,74—8,28

7,27—8,89

6,0—12,0

>4,0

>2,0

5 г

7,62—8,42

6,9—9,6

5,3—16,0

> 3,0

2 г

7,27—8,89

6,0—12,0

>4,0

>2,0

1 г

6,9—9,6

5,3—16,0

> 3,0

500 мг

6,3—10,9

>4,4

>2,2

200 мг

5,3—16,0

> 3,0

100 мг

>4,4

50 мг

> 3,4

20 мг

>2,3


Примечания

1 Правило, относящееся к плотности гирь. Предположительно 8т/т0 — пределы допускаемой относительной погрешности гирь. Плотность гири р должна удовлетворять следующим условиям:


8000 кг ■ м



1 + 10э


5(Ът1та\ “ Р “ 8000 кг ■ м


,-з .


1


1 - 10"


8т I т0


если 8т/т0 <6-10'


1-5-


(10.1-1)


8000 кг ■ м“3


1 + 105


1_

8т/т0 \


> р, если 8т/т0 > 6 ■ 10 5.


(10.1-2)


2 Независимо от требований, касающихся плотности гирь, желательно получить плотность 8000 кг ■ м~3, особенно для эталонных гирь или рабочих гирь с большим номинальным значением массы. Например, может быть использовано чугунное тело, имеющее встроенную специальную полость, в которой отлит свинцовый сердечник, с массой, составляющей приблизительно 30 % общей номинальной массы эталона.

10.2 Поправка на действие выталкивающей силы воздуха

10.2.1 Если плотность воздуха во время измерений ра отличается от р0 = 1,2 кг • м-3 более чем на ± 10 % и плотность материала испытуемой гири ptотличается от плотности материала эталонной гири рг,


15


Содержание

Предисловие к международной рекомендации МОЗМ МР 111-1:2004 ................ V

Общие положения.......................................... 1

1    Назначение........................................... 1

2    Термины и определения..................................... 2

3    Обозначения ........................................... 5

4    Единицы измерений и номинальные значения массы гирь.................... 9

Метрологические требования..................................... 9

5    Пределы допускаемой погрешности при поверке......................... 9

Технические требования....................................... 11

6    Форма.............................................. 11

7    Конструкция ........................................... 12

8    Материал............................................. 13

9    Магнетизм............................................ 14

10    Плотность............................................ 15

11    Состояние поверхности...................................... 16

12    Подгонка............................................. 16

13    Маркировка........................................... 17

14    Упаковка............................................. 18

Метрологический контроль..................................... 19

15    Формы метрологического контроля................................ 19

16    Контрольная маркировка (знак поверки)............................. 20

Приложение А (рекомендуемое) Примеры различных форм и размеров............... 22

Приложение В (обязательное) Методы испытаний гирь........................ 28

Приложение С (обязательное) Калибровка гири или набора гирь................... 55

Приложение D (справочное) Статистический контроль........................ 63

Приложение Е (справочное) Формула МКМВ и приближенная формула............... 66

Библиография........................................... 68

Приложение ДА (рекомендуемое) Методика поверки гирь...................... 70

Приложение ДБ (справочное) Методы точного взвешивания..................... 79

Приложение ДВ (справочное) Примеры определения массы гирь.................. 84

Приложение ДГ (справочное) Схемы сличения гирь и формулы для вычисления их массы при подекадной калибровке набора............................. 89

Приложение ДД (обязательное) Сведения о соответствии ссылочных международных документов

ссылочным национальным стандартам Российской Федерации........... 95

Библиография........................................... 96

IV

ГОСТ OIML R111-1—2009

Предисловие к международной рекомендации МОЗМ МР 111-1:2004

Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ) — всемирно известная межправительственная организация, главной целью которой является гармонизация предписаний к средствам измерений и правил метрологического контроля, применяемых национальными метрологическими службами или схожими организациями стран — членов МОЗМ.

Два основных вида публикаций МОЗМ:

-    международная рекомендация (МОЗМ МР) — образец документа, устанавливающего требования к метрологическим характеристикам конкретного средства измерений, а также определяющего методы и оборудование для проверки соответствия характеристик установленным требованиям. Государства — члены МОЗМ должны придерживаться положений рекомендации в самой большой степени, насколько это возможно;

-    Международный документ (МОЗМ Д) — информационный документ, служащий для гармонизации и совершенствования работы в сфере законодательной метрологии.

Проекты рекомендаций, документов и руководств подготавливаются техническими комитетами и подкомитетами, в которые входят представители стран — членов МОЗМ. На консультационной основе также участвуют определенные международные и региональные организации. С целью избежать противоречивых требований к средствам измерений установлены взаимные соглашения между МОЗМ и такими организациями, как Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК). В результате изготовители и пользователи средств измерений, испытательные лаборатории и т. д. могут применять одновременно публикациями МОЗМ и этих организаций.

Международные рекомендации, документы, руководства и основополагающие документы издают на английском языке (Е), переводят на французский язык (F) и подвергают периодическому пересмотру.

Настоящая публикация МОЗМ МР 111-1, издания 2004 г., подготовлена Техническим подкомитетом ТК 9/ПКЗ «Гири». Она была одобрена Международным комитетом законодательной метрологии для окончательной публикации в 2004 г. Публикации МОЗМ в формате файлов PDF могут быть получены с сайта МОЗМ. Дополнительно информация по публикациям МОЗМ может быть получена в штаб-квартире организации:

Bureau International de Metrologie Legale

11, rue Turgot — 75009 Paris — France

Telephone: 33 (0)1 48 78 12 82

Fax:    33 (0)1 42 82 17 27

E-mail:    biml@oiml.org

Internet:    www.oiml.org

V

Поправка к ГОСТ OIML R111-1—2009 Государственная система обеспечения единства измерений. Гири классов Е,, Е2, F,, F2, М,, М12, М2, М2 3 и М3. Часть 1. Метрологические и технические требования 2

В каком месте

Напечатано Должно быть

Предисловие. Пункт 3. Таблица согласования

— Азербайджан| AZ | Азстандарт

(ИУС №12 2015 г.)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Государственная система обеспечения единства измерений

ГИРИ КЛАССОВ Ел, Е2, F.,, F2, М.,, Щ_2, М2, М2_з и М3 Часть 1

Метрологические и технические требования

State system for ensuring the uniformity of measurements. Weights of classes E-,, E2, F-,, F2, 1УЦ, Щ_2, M2, M2.3 and M3. Part 1. Metrological and technical requirements

Дата введения — 2012 — 07 — 01

Общие положения

1 Назначение

1.1    Настоящий стандарт содержит основные технические (основные физические характеристики) и метрологические требования к гирям, используемым:

-    в качестве эталонных гирь для поверки весов;

-    в качестве эталонных гирь для поверки или калибровки гирь более низкого класса точности;

-    в качестве рабочих гирь совместно с весами.

1.2    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на гири, номинальные значения массы которых составляют от 1 мг до 5000 кг, классов точности Е-,, Е2, F-,, F2, М-,, М^, М2, М2_3, М3.

1.3    Минимальный класс точности гирь

Класс точности гирь (далее — класс), используемых в качестве эталонных для поверки гирь или весов, должен соответствовать требованиям стандартов по поверке гирь и весов.

1.3.1 Назначение гирь

Класс Е.,. Гири, предназначенные для обеспечения прослеживаемости от национальных эталонов массы (со значениями, полученными от международного прототипа килограмма) к гирям класса Е2 и более низкого. Гири ил и наборы гирь класса Е-, должны иметь сертификат о калибровке (свидетельство о поверке) (по 15.2.2.1).

Класс Е2. Гири, предназначенные для поверки или калибровки гирь класса F-, и для использования с весами специального класса I. Гири или наборы гирь класса Е2 должны иметь сертификат о калибровке (свидетельство о поверке) (по 15.2.2.2). Гири или наборы гирь класса Е2 могут быть использованы в качестве гирь класса Е., при условии удовлетворения требованиям по шероховатости поверхности, магнитной восприимчивости и остаточной намагниченности, предъявляемым к гирям класса Е1; и при наличии в их сертификате о калибровке (свидетельстве о поверке) соответствующих данных, как указано в 15.2.2.1.

Класс F1. Гири, предназначенные для поверки или калибровки гирь класса F2 и для использования с весами специального I и высокого II классов точности.

Класс F2. Гири, предназначенные для поверки или калибровки гирь класса точности М.| и, если возможно, класса М2. Они также предназначены для использования при важных коммерческих операциях (например, при взвешивании драгоценных металлов и камней) на весах высокого класса точности II.

Класс М1. Гири, предназначенные для поверки или калибровки гирь класса М2 и для использования с весами среднего класса точности III.

Класс М2. Гири, предназначенные для поверки или калибровки гирь класса М3 и для использования в общепринятых коммерческих операциях и с весами среднего класса точности III.

Класс M3. Гири, предназначенные для использования с весами среднего класса точности и, как правило, класса точности III.

Классы М-|.2 и М2.з- Гири от 50 до 5000 кг более низкого класса точности, предназначенные для использования с весами среднего класса точности III.

Примечание — Погрешность гири, используемой для поверки весов, не должна превышать 1/3 пределов допускаемой погрешности средства измерений. Значения приведены в пункте 3.7.1 международной рекомендации МОЗМ МР 76-1 [OILM R 76-1 (далее — R 76-1)] «Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания».

2 Термины и определения

Термины, использованные в настоящем стандарте, соответствуют приведенным в Международном словаре основополагающих терминов в метрологии (издание 1993 г.) [1] и Международном словаре терминов в законодательной метрологии (издание 2000 г.) [2].

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1    класс точности (accuracy class): Обозначение класса гири или набора гирь, отвечающих определенным метрологическим требованиям, предназначенных для воспроизведения значений массы с указанной погрешностью.

2.2    весы (balance): Средство измерений, предназначенное для отображения результата измерения массы тела в условиях воздушной среды через силу тяжести, действующую на это тело, и чувствительное к воздействию следующих сил:

Fg = тд    —    силы    тяжести;

Fb = Vpag = —ра д    —    выталкивающей    силы    воздуха, равной весу вытесненного воздуха;

Р

Fz = До JJJ(М + %H)^dV — вертикальной составляющей магнитного взаимодействия между гирей

и весами и/или внешним магнитным полем, где Н и М— векторы напряженности магнитного поля и намагниченности; z — вертикальная декартова координата.

Примечание — Если магнитные влияния пренебрежимо малы, т. е. остаточная намагниченность М гири и магнитная восприимчивость % достаточно малы, а весы градуируют с помощью эталонных гирь с известной массой, то весы могут быть использованы для определения условной массы тс.

2.3    калибровка (calibration): Совокупность операций, устанавливающих, при соблюдении определенных условий, соотношения между значениями величин, полученных с помощью данного средства измерений или измерительной системы, или значениями, представленными материальной мерой или образцовым материалом, и соответствующими значениями, воспроизводимыми эталонами.

Примечания

1    Результат калибровки позволяет либо приписать значения измеряемых величин показаниям прибора, либо определить поправки для показаний.

2    Калибровка позволяет определить другие влияющие факторы, относящиеся к области метрологии.

3    Результат калибровки может быть зафиксирован в документе, называемом сертификатом о калибровке или отчетом о калибровке.

2.3.1 сертификат о калибровке (calibration certificate [report]): Сертификат, выдаваемый только уполномоченными или аккредитованными лабораториями и фиксирующий результаты калибровки.

2.4    сертификат об утверждении типа (certificate of conformity): Документ, выдаваемый уполномоченным национальным органом и свидетельствующий о том, что данная гиря или набор гирь, или их образцы соответствуют требованиям настоящего стандарта.

2.5    контрольный эталон (check standard): Эталон, используемый при статистическом контроле для подтверждения того, что эталоны, процессы измерений и их результаты находятся в допустимых статистических пределах.

2.6    сличение (comparison): Один из методов передачи единицы, основанный на сравнении значения измеряемой величины с известным значением той же величины.

2.7    условная масса [условное значение массы] [conventional mass (conventional value of mass)]; mc: Условное значение результата взвешивания в воздухе в соответствии с [3] или масса предполагаемой 3

ГОСТ OIML R111-1—2009

гири с плотностью материала pref, равной 8000 кг/м3, которая в воздухе плотностью р0, равной 1,2 кг/м3 при температуре fref, равной 20 °С, точно уравновешивает данную гирю массой т.

2.8 плотность вещества (density of body): Масса вещества т, деленная на занимаемый им объем V, в соответствии с формулой

о=™

Р v

2.9 намагничивание (magnetism): Эффект, порождающий притягивающие или отталкивающие силы.

2.9.1    магнитный дипольный момент (magnetic dipole moment); md: Параметр магнитного диполя. Напряженность магнитного поля, генерируемого магнитным диполем, так же как и сила, действующая между диполем и намагниченным образцом, пропорциональны этому дипольному моменту. Сила между диполем и образцом, имеющим магнитную восприимчивость, пропорциональна квадрату этого дипольного момента.

2.9.2    напряженность магнитного поля (magnetic field strength); Н: Магнитная сила в каждой точке окружающего пространства, порождаемая магнитным материалом, таким как постоянный магнит, или электрическими цепями.

2.9.3    магнитная сила (magnetic force); F), F2, Fa, Fb, Fmax, Fg: Сила, действующая на намагниченный или магнитовосприимчивый материал со стороны магнитных полей.

2.9.4    магнитная проницаемость (magnetic permeability); р: Степень способности среды изменять магнитное поле.

2.9.5    магнитная постоянная [магнитная проницаемость вакуума] [magnetic constant (magnetic permeability of vacuum)]; po: Величина, определяемая по формуле

Ро = 4я • 10-7, Н А-3.

2.9.6    магнитная восприимчивость [(volume) magnetic susceptibility]; %:

Степень способности среды изменять магнитное поле, связанная с магнитной проницаемостью р соотношением

ц

где — — относительная магнитная проницаемость рг.

2.9.7 остаточная намагниченность (permanent magnetization); М: Параметр, определяющий магнитное состояние материальных тел, таких как гири, при отсутствии внешнего магнитного поля (в общем случае, намагничивание — это вектор, величина и направление которого необязательно постоянны внутри материала). Намагничивание тела порождает неоднородное магнитное поле в пространстве и таким образом может порождать магнитные силы, действующие на другие материалы.

2.10    пределы допускаемой погрешности (maximum permissible error); 8т или mpe: Максимальное абсолютное значение разности между условной массой и номинальным значением массы гири, определяемое с помощью соответствующих эталонных гирь.

2.11    параметр шероховатости; параметр R (Ra; Rz) (roughness parameter; R-parameter): Параметр, описывающий профиль шероховатости образца, где R указывает на тип оцениваемого профиля, в этом случае R обозначает профиль шероховатости. Оцениваемый профиль образца может быть выражен через различные типы профиля: профиль шероховатости или параметр R, профиль волнистости или параметр W по международному стандарту [4].

2.12    гиря для определения чувствительности (sensitivity weight): Гиря, используемая для определения чувствительности весов {в соответствии с Т.4.1 международной рекомендации МОЗМ МР 76-1 [OILM R 76-1 (далее — R76-1)] «Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания»}.

2.13    набор гирь (set of weights or weight set): Серия или группа гирь, как правило представленных в футляре и расположенных в таком порядке, который позволяет воспроизводить все нагрузки в диапазоне от массы гири с наименьшим номинальным значением до суммы масс всех гирь с шагом, равным наименьшему номинальному значению массы гири из серии. Гири должны иметь сходные метрологические характеристики и одинаковые или разные номинальные значения согласно 4.3 и относиться к одному и тому же классу точности.

3

2.14    температура (temperature); f: Температура в градусах Цельсия, связанная с абсолютной термодинамической температурной шкалой, называемой шкалой Кельвина, формулой t= Г-273,15.

2.15    испытание (test): Техническая операция, заключающаяся в определении одной или более характеристики или функции данного продукта, материала, оборудования, организма, физического явления, процесса или услуги в соответствии с определенной методикой (в соответствии с 13.1 руководства [5]).

2.16    испытуемая гиря (test weight); mt: Гиря, которая должна быть испытана в соответствии с настоящим стандартом.

2.17    тип (type): Определенная модель гирь или набора гирь, для которого установлено ее соответствие предъявляемым требованиям.

2.17.1    испытание в целях утверждения типа (type evaluation): Обязательные испытание образцов гирь или набора гирь, область применения которых находится в сфере государственного регулирования, в целях утверждения типа на соответствие настоящему стандарту.

2.17.2    утверждение типа (type approval): Процесс принятия решения уполномоченным органом на основании рассмотрения протокола испытаний типа для типа гирь или набора гирь и профессиональное суждение о том, что тип соответствует обязательным требованиям настоящего стандарта для законного применения.

2.18    поверка (verification): Установление органом государственной метрологической службы (или другим официально уполномоченным органом, организацией) пригодности гирь к применению на основании экспериментально определяемых метрологических характеристик и подтверждения их соответствия обязательным требованиям настоящего стандарта. Поверка включает в себя как проверку, так и клеймение. [Взято в сокращенном виде из словаря [2] (статьи 2.4 и 2.13).]

2.18.1    первичная поверка (initial verification): Ряд испытаний метрологических характеристик или визуальных проверок, выполняемых перед вводом гири в эксплуатацию, с целью определить, соответствуют ли гири или набор гирь данному типу и правилам и находятся л и их метрологические характеристики в пределах, допустимых для первичной поверки. Если гири или набор гирь проходят все испытания и проверки, то признают их законный характер, что подтверждают клеймением и/или выдачей свидетельства о поверке.

2.18.2    периодическая поверка; инспекционная поверка в процессе эксплуатации (subsequent verification; in-service inspection): Ряд испытаний и визуальных проверок, также проводимых официальным представителем службы законодательной метрологии (инспектором) для установления того, продолжают ли гири и/или набор гирь, находящиеся в эксплуатации некоторое время с момента предыдущей поверки, соответствовать или вновь соответствуют правилам, и сохраняют ли они свои метрологические характеристики в требуемых пределах.

Примечание — Если гири и/или набор гирь проходят все испытания и проверки, их законный характер либо подтверждают, либо вновь устанавливают клеймением и/или выдачей сертификата поверки.

2.19    гиря (weight): Материальная мера массы, нормируемая по физическим и метрологическим характеристикам: форме, размерам, материалу, качеству поверхности, номинальному значению, плотности, магнитным свойствам и пределам допускаемой погрешности.

2.20    вес тела (weitght of body); Fg: Сила тяжести, с которой тело притягивается Землей. «Вес» означает количество одной и той же природы в виде силы: вес тела есть произведение его массы и ускорения силы тяжести.

2.21    масса гири (real mass); т: Масса гири, значение которой получено с учетом фактической плотности материала гири и фактической плотности воздуха на момент измерений.

2.22    компаратор массы (mass comparator): Средство сравнения, предназначенное для сличения

гирь.

2.23    подекадная калибровка набора гирь: Определение значения массы гирь методом совокупных измерений (методом сличения с эталонной гирей суммы гирь проверяемого набора, соответствующих ей по массе, и последующих сличений различных комбинаций гирь и вычисления значения массы каждой гири путем решения системы уравнений).

Примечание — Дополнительные определения приведены для однозначного раскрытия терминов, применяемых в настоящем стандарте.


1

2

Издание официальное

3