Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

47 страниц

Определяет требования к стационарным противопожарным системам и портативному противопожарному оборудованию, обеспечивающему противопожарную защиту судов.

Действие стандарта распространяется на противопожарное оборудование судов с длиной корпуса Lн от 15 до 24 м включительно.

 Скачать PDF

Идентичен ISO 9094-2:2002

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Противопожарная защита

     4.1 Схема судна и планировка

     4.2 Пути эвакуации

     4.3 Выходы

     4.4 Кухонные и нагревательные устройства с открытым пламенем

     4.5 Машинное отделение и топливный отсек

     4.6 Электрическая аппаратура

     4.7 Топливная аппаратура

     4.8 Системы сжиженного газа (LPG)

     4.9 Искрозащита

5 Противопожарное оборудование

     5.1 Классификация пожаров

     5.2 Средства пожаротушения

     5.3 Требования к средствам пожаротушения

6 Переносные огнетушители

     6.1 Основные положения

     6.2 Основные требования

     6.3 Тип, объем и количество

     6.4 Расположение

7 Стационарная система пожаротушения

     7.1 Общие положения

     7.2 Требования

     7.3 Применение стационарных систем

     7.4 Установка стационарных систем

     7.5 Срабатывание стационарной системы и контроль

     7.6 Эксплуатация системы

     7.7 Огнетушащая способность стационарной системы

8 Отображаемая информация

9 Противопожарное полотно

10 Инструкции по пожарной безопасности

Приложение А (обязательное) Испытания на огнестойкость

Приложение В (обязательное) Информация обязательная для включения в инструкцию судовладельца

Приложение Д.А (справочное) Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам

Библиография

 

47 страниц

Дата введения03.06.2020
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Организации:

31.08.2016УтвержденЕвразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации90-П
РазработанАО Казахская академия транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева

Small craft. Part 2. Craft with a hull length of over 15 m

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ЕВРАЗИЙСКИЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(ЕАСС)

EURO-ASIAN COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

(EASC)



МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ


ГОСТ

ISO 9094-2— 2016


Суда малые

ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА


Часть 2. Суда с длиной корпуса свыше 15 м


(ISO 9094-2:2002, ЮТ)


Издание официальное



Минск

Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации


ГОСТ ISO 9094-2-2016

Предисловие

Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС) представляет собой региональное объединение национальных органов по стандартизации государств, входящих в Содружество Независимых Государств. В дальнейшем возможно вступление в ЕАСС национальных органов по стандартизации других государств.

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены».

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Акционерным обществом «Казахская академия транспорта и коммуникаций им. М.Тынышпаева»

2    ВНЕСЕН Комитетом технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан

результатам голосования в АИС МГС (протоколом от 31 августа 2016 г. №90-П) За принятие стандарта проголосовали:__

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

КZ

Госстандарт Республики Казахстан

Кыргызстан

KG

Кыргызстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт


3    ПРИНЯТ Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации по

4    Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 9094-2:2002 Small craft -Part 2: Craft with a hull length of over 15 m (Суда малые. Противопожарная защита. Часть 2: Суда с длиной корпуса свыше 15 м).

Стандарт ISO 9094-2:2002 разработан Техническим комитетом ISO/TC 188 «Малые суда».

Перевод с английского языка (еп).

Официальные экземпляры международного стандарта, на основе которого подготовлен настоящий межгосударственный стандарт, и международных стандартов, на которые даны ссылки, имеются в национальных органах по стандартизации вышеуказанных государств.

В разделе «Нормативные ссылки» и в тексте стандарта ссылки на международные стандарты актуализированы.

Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам приведены в дополнительном приложении Д А,

Степень соответствия - идентичная (ЮТ).

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных (государственных) стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных (государственных) органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация также будет опубликована в сети Интернет на сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»

Исключительное право официального опубликования настоящего стандарта на территории указанных выше государств принадлежит национальным (государственным) органам по стандартизации этих государств.

ГОСТ ISO 9094-2-2016

4.1.3    Емкости с бензином размещаются в отсеке двигателя в соответствии с требованиями ISO 10088 и должны быть отделены от двигателя или другого источника тепла следующим образом:

a)    физическим барьером (стеной, переборкой, тепловым экраном) из материала, изолирующего емкость с бензином от двигателя и его компонентов, включая водопроводы и топливопровод, являющихся источником высокой температуры;

b)    свободным пространством, обеспечивающим необходимое безопасное расстояние между емкостью с бензином и двигателем, его компонентами или прочими источниками тепла и обеспечивающим при этом доступ к двигателю и его компонентам для его технического обслуживания. Расстояние должно составлять не менее 100 мм между емкостью с топливом и двигателем и не менее 250 мм между емкостью с топливом и выпускным трубопроводом без охлаждения.

4.1.4    В случае применения охлаждаемого выпускного трубопровода из неметаллических материалов должна быть установлена система сигнализации, срабатывающая при недостаточном количестве охлаждающей воды и нагреве трубопровода выше установленной предельной температуры.

4.1.5    Не допускается загромождение проходов между жилыми помещениями, проходы должны быть свободны в случае возникновения необходимости в эвакуации.

4.2 Пути эвакуации

4.2.1 Общие требования

Не зависимо от планировки помещений, должен быть выполнен ряд требований. При наличии двух путей эвакуации только один может проходить над машинным отделением или сбоку от него. Если

ГОСТ ISO 9094-2-2016

расстояние между путем эвакуации и кухонной плитой либо другим устройством с открытым пламенем составляет менее 750 мм, должен быть предусмотрен второй путь эвакуации, однако это требование не применимо к закрытым камбузам, если пространство за плитой составляет менее 2 м. Не допускается расположение путей эвакуации над кухонной плитой или другим устройством с открытым пламенем.

4.2.2    Открытые жилые помещения

Жилые и спальные помещения, не отделенные от главного выхода переборками и дверями, считаются открытыми жилыми помещениями. В открытых жилых помещениях расстояние от любой точки, где может находиться человек, до ближайшего выхода должно быть равно LJ3 м, то есть не должно превышать одной трети общей длины судна. Это расстояние замеряется по горизонтальной плоскости от выхода до самой удаленной точки помещения, где может находиться человек, стоя в полный рост при минимальной высоте потолка 160 мм, либо до середины помещения, если расстояние до середины помещения больше, чем до самой удаленной точки.

Примечание - Туалетные и ванные комнаты считаются частью жилых помещений, при измерениях наличием дверей пренебрегают.

4.2.3    Закрытые жилые помещения

Жилые помещения, отделенные от ближайшего главного выхода переборками или дверями, считаются закрытыми жилыми помещениями и обязательно должны иметь эвакуационные выходы, чтобы снизить риск затруднения эвакуации в чрезвычайной ситуации.

Каждая жилая секция должна иметь более одного пути эвакуации, за исключением одно-, двух-, трех- и четырехместных кают. Пути эвакуации должны выводить на открытый воздух, при этом запрещается

располагать пути эвакуации над отсеком двигателя или над кухонным помещением. Кухонные или отопительные устройства с открытым пламенем запрещается размещать в жилых помещениях.

Одно-, двух-, трех и четырехместные каюты, не содержащие кухонные или отопительные устройства с открытым пламенем, допускается оборудовать одним путем эвакуации. Общий путь эвакуации должен вести к двери или люку, выводящему на открытое пространство, либо в помещение, имеющее два пути эвакуации, протяженность общего пути эвакуации должна составлять не более 2 м.

Туалетные и ванные комнаты считаются частью жилых помещений, имеющих пути эвакуации, и не требуют дополнительных путей эвакуации.

Многоуровневые конструкции должны иметь отдельные входы и выходы в как можно большее количество жилых помещений.

На рисунке 1 представлена типовая планировка большой моторной яхты. В соответствии с условиями, указанными выше, требуется оборудовать данное судно двумя аварийными выходами, так как протяженность общего пути эвакуации из кают С и D до выхода 1 превышает 2 м. В данном случае имеются два выхода - главная лестница 1 (основной выход) и люк палубы 2 между каютами С и D (запасной выход).

4.3 Выходы

Все выходы жилых помещений и прочих отсеков судна должны отвечать следующим требованиям:

- выход, имеющий форму правильного круга, должен иметь диаметр не менее 450 мм;

- выход, имеющий форму, отличную от правильного круга, должен иметь общую площадь не менее 0,18 м2 , при этом форма выхода должна позволять вписать в него круг диаметром 380 мм. Размеры и формы выходов представлены на рисунке 2.

Условные обозначения

А, В. С. D. Е - жилые помещения (каюты)

1    - основной выход

2    - запасной выход

3    - машинное отделение

Рисунок 1-Пути эвакуации и аварийные выходы

Размеры в миллиметрах

Рисунок 2- Размеры запасного выхода

ГОСТ ISO 9094-2-2016

Эвакуационные выходы должны быть легкодоступны. Все выходы, ведущие на верхнюю палубу или на открытое пространство, за исключением бортовых иллюминаторов, должны открываться изнутри и снаружи. Если палубный люк является эвакуационным выходом, то ведущие к нему поручни, лестницы и подножки должны иметь соответствующие указатели. Вертикальное расстояние между верхней ступенью лестницы и нижним краем выхода должно быть не более 1,2 м. Поручни, лестницы и подножки, ведущие к эвакуационному выходу, должны быть постоянно установлены и обозначены соответствующими указателями. Указатели должны быть выполнены в соответствии с национальными, региональными или международными стандартами.

4.4 Кухонные и нагревательные устройства с открытым пламенем

4.4.1 Отделочные материалы допустимые к применению близи кухонных и нагревательных устройств с открытым пламенем.

Отделочные материалы, используемые в непосредственной близости кухонных и нагревательных устройств с открытым пламенем, должны располагаться в соответствующих зонах, представленных на рисунке 3. При этом угол наклона корпуса относительно пламени подвесной кухонной плиты с поворотным устройством принимается до 20 градусов для однокорпусных яхт и до 10 градусов для многокорпусных яхт и однокорпусных катеров.

Оконные занавески и прочие свободно висящие ткани запрещается размещать в зоне I и зоне II.

В зоне I могут применяться только отделочные материалы из стекла, керамики, алюминия, цветных металлов или другие материалы, обладающие сходными характеристиками огнеупорности.

ГОСТ ISO 9094-2-2016

В зоне II могут применяться только отделочные материалы из стекла, керамики, алюминия, металла или другие материалы, обладающие сходными характеристиками огнеупорности. При этом отделочные материалы должны иметь изоляцию, препятствующую воспламенению материалов основания при нагреве поверхности отделочного материала, превышающем 80 °С. (см. приложение А)

Примечание - Теплоизоляция достигается наличием воздушного зазора или применением слоя из огнеупорного материала.

Требования настоящего стандарта не распространяются на материалы самих кухонных плит.

4.4.2 Общие требования пожарной безопасности

4.4.2.1    Места установки дымоходов должны иметь противопожарную защиту и изоляцию, исключающие возгорание, перегрев или повреждение прилегающих конструкций судна.

4.4.2.2    Для использования кухонных и нагревательных приборов, работающих на топливе жидком при атмосферном давлении, следует соблюдать следующие положения [3]:

-    печи и отопительные приборы должны быть надежно закреплены;

-    горелки с открытым пламенем должны быть снабжены поддоном;

-    водонагреватели с открытым пламенем должны иметь вентиляцию и дымоходы, имеющие противопожарную защиту и изоляцию;

-    в приборах с системой зажигания основного пламени, использующей газовую горелку, горящую постоянно, камера сгорания должна быть плотно изолирована, за исключением кухонных плит;

- запрещается устанавливать приборы, использующие бензин в качестве топлива, топливные насосы и трубопроводы для транспортировки бензина.

Размеры в миллиметрах

Условные обозначения

1    - зона I

2    - зона II

3    - LPG оборудование

4    - топливное оборудование

5    - центр горения открытого пламени

Рисунок 3-Зоны размещения материалов вблизи устройства с

открытым пламенем

ГОСТ ISO 9094-2-2016

При использовании переносных топливных баков и их топливопроводов необходимо соблюдать требования ISO 10088.

Переносные топливные баки должны быть установлены за пределами зоны II, рисунок 3.

Топливные баки должны иметь легкодоступные обратные клапаны. В случае установки бака снаружи камбуза дополнительный обратный клапан должен быть установлен на топливном трубопроводе за пределами зоны II, при этом запрещается установка обратного клапана за кухонной плитой. Данное требование не распространяется на баки, расположенные ниже уровня кухонной плиты или обогревательного прибора, что исключает возможность самопроизвольной подачи топлива в плиту или обогревательный прибор.

Клапаны, установленные в топливных баках, находящиеся внутри машинного отделения, должны иметь дистанционное управление. Наливные отверстия топливных баков должны иметь маркировку, позволяющую определить тип топлива, используемого в системе.

4.5 Машинное отделение и топливный отсек

4.5.1    Машинное отделение и топливный отсек должны иметь вентиляционную систему, предотвращающую накопление взрывоопасных газов.

Двигатели, использующие в качестве топлива бензин, и топливные баки с бензином должны устанавливаться согласно требованиям ISO 11105.

4.5.2    Отделочные материалы, применяемые в машинном отделении, должны быть огнеупорными, иметь низкие абсорбирующие свойства во избежание пропитывания топливом и иметь индекс

и

ГОСТ ISO 9094-2-2016

кислорода (01) по ISO 4589-3 не менее 21 единицы при температуре 60 °С.

4.6    Электрическая аппаратура

Электроустановки постоянного тока должны соответствовать ISO 10133.

Электроустановки переменного тока должны соответствовать ISO 13297.

Данные требования распространяются на аккумуляторы и их защитные устройства, электрическую проводку и ее защитные устройства, и на предохранители.

4.7    Топливная аппаратура

Размещение топливных систем и стационарных топливных баков должно отвечать требованиям ISO 10088. Данные требования расп ростра н я ются:

-    на топливные баки в части проектирования, изготовления, применяемых материалов, электрического заземления;

-    на трубопроводы для топлива в части диаметров, размещения, крепления, огнестойкости;

-    на воздухопроводы в части диаметров, подсоединения, огнестойкости;

-    на фитинги, клапаны и фильтры топливной системы.

ГОСТ ISO 9094-2-2016

4.8 Системы сжиженного газа (LPG)

Системы сжиженного газа (LPG) должны отвечать ISO 10239. Данные требование распространяются:

-    на показатели рабочего давление системы;

-    на размещение и хранение газовых баллонов;

-    на размещение газопроводов и их материалы;

-    на установку системы, вентиляцию;

-    на газовую аппаратуру и ее подключение;

-    на процедуру проверки герметичности.

4.9. Искрозащита

Следующее оборудование должно иметь искрозащиту в соответствии с требованиями ISO 8846:

-    бензиновые двигатели и топливные баки для бензина;

-    резервуары для сжиженного (LPG) и/или сжатого (CNG) газа;

-    соединительная арматура трубопроводов для бензина;

-    соединительная арматура газопроводов для сжиженного (LPG) и/или сжатого (CNG) газа;

-    переносные топливные баки для бензина и/или подвесные бензиновые двигатели, оборудованные встроенными топливными баками.

Содержание

1    Область применения    1

2    Нормативные ссылки    1

3    Термины и определения    3

4    Противопожарная защита    6

4.1    Схема судна и планировка    6

4.2    Пути эвакуации    7

4.3    Выходы    9

4.4    Кухонные и нагревательные устройства с открытым пламенем    11

4.5    Машинное отделение и топливный отсек    14

4.6    Электрическая аппаратура    15

4.7    Топливная аппаратура    15

4.8    Системы сжиженного газа (LPG)    16

4.9    Искрозащита    16

5    Противопожарное оборудование    17

5.1    Классификация пожаров    17

5.2    Средства пожаротушения    17

5.3    Требования к средствам пожаротушения    18

6    Переносные огнетушители    21

6.1    Основные положения    21

6.2    Основные требования    21

6.3    Тип, объем и количество    22

6.4    Расположение    22

7    Стационарная система пожаротушения    23

7.1    Общие положения    23

7.2    Требования    24

7.3    Применение стационарных систем    24

7.4    Установка стационарных систем    25

7.5    Срабатывание стационарной системы и контроль    26

7.6    Эксплуатация системы    27

7.7    Огнетушащая способность стационарной системы    28

8    Отображаемая информация    28

9    Противопожарное полотно    30

32

10    Инструкции по пожарной безопасности    31

Приложение А (обязательное) Испытания на огнестойкость

5 Противопожарное оборудование

5.1    Классификация пожаров

В зависимости от горючего материала классы пожаров определяют в соответствии с ISO 3941, за исключением пожаров, вызванных воздействием электрического тока. Для классификации характера и указания типа пожара используются следующие обозначения с ссылкой на ISO 3941:

-    Класс А: пожары, вызванные и сопровождающиеся горением твердых материалов, чаще всего органической природы, с образованием массы раскаленных углей на большой площади.

-    Класс В: пожары, вызванные и сопровождающиеся горением жидкостей или сжиженных твердых материалов.

-    Класс С: пожары, вызванные и сопровождающиеся горением газов.

-    Класс D: пожары, вызванные и сопровождающиеся горением металлов.

5.2    Средства пожаротушения

Выбор средств пожаротушения должен основываться на огнетушащей способности оборудования в условиях тушения пожара конкретной категории.

Приложение В (обязательное) Информация обязательная для включения

в инструкцию судовладельца    33

Приложение Д А. (справочное) Сведения о соответствий

межгосударственных стандартов ссылочным

международным стандартам    40

Библиография    42

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Суда малые ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

Часть 2 Суда с длиной корпуса свыше 15 м

Small craft. Part 2. Craft with a hull length of over 15 m

Дата введения -

1    Область применения

Настоящий стандарт определяет требования к стационарным противопожарным системам и портативному противопожарному оборудованию, обеспечивающему противопожарную защиту судов.

Действие настоящего стандарта распространяется на противопожарное оборудование судов с длиной корпуса LH от 15 до 24 м включительно.

2    Нормативные ссылки

Для применения настоящего стандарта необходимы следующие ссылочные документы. Для датированных ссылок применяется только указанное издание ссылочного документа, для недатированных ссылок применяют последнее издание ссылочного документа (включая все его изменения).

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

Издание официальное

ГОСТ ISO 9094-2-2016

ISO 3941:2007, Classification of fires (Классификация пожаров)

ISO 4589-3:1996, Plastics - Determination of burning behaviour by oxygen index - Elevated temperature test (Пластмассы. Определение воспламеняемости по кислородному показателю. Часть 3. Испытание при повышенной температуре)

ISO 5923:2012, Equipment for fire protection and fire fighting - Fire extinguishing media - Carbon dioxide (Средства противопожарной защиты и борьбы с огнем. Огнетушащие вещества. Двуокись углерода)

ISO 7840:2013, Small craft - Fire-resistant fuel hoses (Суда малые. Огнестойкие топливные шланги)

ISO 8665:2006, Small craft - Marine propulsion reciprocating internal combustion engines - Power measurements and declarations (Суда малые. Судовые главные гребные двигатели и системы. Измерение мощности и заявленные значения)

ISO 8846:1990, Small craft - Electrical devices - Protection against ignition of surrounding flammable gases (Суда малые. Электрические устройства. Защита от возгорания горючих газов)

ISO 10088:2013, Small craft - Permanently installed fuel systems (Малый флот. Постоянные топливные системы)

ISO 10133:2012, Small craft - Electrical systems - Extra-low-voltage d.c. installations (Суда малые. Электрические системы. Установки постоянного тока сверхнизкого напряжения)

ISO 10239:2014, Small craft - Liquefied petroleum gas (LPG) systems (Суда малые. Системы сжиженного нефтяного газа (LPG)

ISO 11105:1997, Small craft - Ventilation of petrol engine and/or petrol tank compartments (Суда малые. Вентиляция в отсеках бензинового двигателя и/или цистерн для бензина)

ISO 13297:2014, Small craft - Electrical systems - Alternating current installations (Суда малые. Электросистемы. Установки переменного тока)

EN 1869:1997, Fire blankets (Одеяла противопожарные).

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов на территории государства по соответствующему указателю стандартов составленных на 1 января текущего и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 Доступность (accessible): Размещение оборудования на судне таким образом, что его контроль, осмотр и техническое обслуживание осуществляется без демонтажа основных частей конструкции судна.

Примечание - Люки не рассматриваются как основные части конструкции

судна.

3.2 Легкодоступность (readily accessible):    Размещение

оборудования на судне таким образом, что его контроль, осмотр и техническое обслуживание осуществляется либо без демонтажа какой-либо части конструкции судна, либо без применения инструментов, либо без демонтажа какого-либо съемного оборудования, размещенного в соответствующих местах (шкафы, ящики, полки).

з

ГОСТ ISO 9094-2-2016

3.3    Машинное отделение (engine space): Отсек судна для размещения основного и/или вспомогательного двигателей.

3.4    Топливный отсек (fuel space): Отсек судна для размещения стационарного топливного бака или для хранения переносных топливных емкостей.

3.5    Камбуз (galley space): Отсек для размещения кухонного оборудования и приготовления пищи.

3.6    Стационарная противопожарная система (fixed fireextinguishing system): Противопожарная система, оборудование которой встроено в конструкцию судна.

Примечание - Стационарная противопожарная система далее именуется как «Стационарная система».

3.7    Стационарная противопожарная система с ручным управлением (manual fire-extinguishing system): Стационарная система, управляемая лицом, находящимся в непосредственной близости.

3.8    Автоматическая стационарная противопожарная система

(automatic fire-extinguishing system):    Стационарная система,

действующая автоматически при достижении заданной предельной температуры.

3.9    Выход (exit): Дверь или люк судна, выполненный в соответствии с требованиями 4.3 и обеспечивающий доступ в отсеки судна или выход на открытое пространство.

3.10    Секции (section): Отдельные помещения, отделенные от остальной части судна постоянными границами, такими как переборки с дверью или люком, разделяющие каюты.

ГОСТ ISO 9094-2-2016

3.11    Устройство с открытым пламенем (open-flame device): Устройство, при работе которого происходит контакт открытого пламени с предметами или средой.

3.12    Отопительный агрегат закрытого типа (room-sealed

appliance):    Отопительный    агрегат    с    системой    герметичных

воздухопроводов, обеспечивающих подвод воздуха к закрытой камере сгорания, находящейся вне судна, и отвод продуктов сгорания из камеры сгорания.

3.13    Бензин (petrol/gasoline): Жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с искровым воспламенением.

Примечание - В настоящем стандарте керосин не рассматривается как топливо для двигателей внутреннего сгорания с искровым воспламенением.

3.14    Дизельное топливо (diesel):    Жидкое топливо для

использования в двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия.

3.15    Пожароопасная зона (hazard area):    Пространство    с

повышенным риском возникнования пожаров по причине наличия одного или нескольких из следующих факторов:

-    наличие устройств с открытым пламенем (кухонная плита, обогреватель, осветительные приборы и т. д.);

-    наличие высокой температуры и/или возможность возникновения электрических искр вблизи легковоспламеняющихся жидкостей/паров, например, в машинном отделении);

-    возможность возникновения электрических искр вблизи легковоспламеняющихся жидкостей/паров (например, в топливном отсеке при наличии там электрооборудования);

ГОСТ ISO 9094-2-2016

- наличие электрического оборудования с возможностью возникновения перегрузок по току (например, главный распределительный щит, секции аккумуляторных батарей и т. д.).

3.16 Путь эвакуации (escape route):    Кратчайший путь к

ближайшему выходу из любой точки судна.

4. Противопожарная защита

4.1    Схема судна и планировка

4.1.1    Трюмы судна, в которых в результате утечки могут накапливаться горючие жидкости, должны иметь доступ для очистки.

4.1.2    Отсеки, содержащие бензин, топливные резервуары или в которых размещаются двигатели, должны быть изолированы от жилых помещений. Данное требование считается выполненным при соблюдении следующих условий:

a)    Перегородки отсеков должны быть соединены способами, обеспечивающими их герметичность (например, сварными, паяными, клеевыми, соединениями или прочими способами);

b)    Отверстия и каналы проведения электрических кабелей, трубопроводов, арматуры и т. д„ выполненные в перегородках, должны иметь уплотнения, обеспечивающие герметичность отсеков;

c)    отсеки должны иметь плотно закрывающиеся выходы, двери и люки должны фиксироваться запорами в закрытом положении и иметь уплотнения.

Эффективность изоляции отсеков может быть установлена визуальным осмотром или гарантироваться изготовителем.