Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

43 страницы

Распространяется на шины для легковых автомобилей (метрические серии) и устанавливает их обозначения, размеры, номинальные нагрузки и маркировку.

 Скачать PDF

Идентичен ISO 4000-1:2010

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Обозначение

5 Маркировка

6 Размеры

7 Метод определения размеров шины

8 Внутреннее давление в шине

9 Нагрузки

10 Выбор размеров шин

11 Угол развала

Приложение А (обязательное) Размеры проектируемых шин (метрические серии

Приложение В (обязательное) Индексы нагрузки шин для легковых автомобилей

Приложение С (рекомендуемое) Минимальные внутренние давления в шинах при средних нагрузках

Приложение D (справочное) Другие маркировки размеров шин

Библиография

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

ГОСТ

ISO 4000-1 — 2013

ШИНЫ И ОБОДЬЯ ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Часть 1 Шины (метрические серии)

(ISO 4000-1:2010, ЮТ)

Издание официальное


Москва

Стандартинформ

2014


Предисловие

Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ» (ФГУП «ВНИЦСМВ») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык указанного в пункте 4 стандарта

2    ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14 ноября 2013 г. №44-2013)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК(ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минторгэкономразвития Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

гандарт

4    Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 4000-1:2010 Passenger car tyres and rims. Part 1: Tyres (metric series) [Шины для легковых автомобилей и ободья. Часть 1. Шины (метрические серии)]

Международный стандарт разработан техническим комитетом по стандартизации ISO/TS 31 «Шины, диски и клапаны», подкомитетом SC3 «Шины для легковых автомобилей и ободья».

Перевод с английского языка (ел).

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5-2001 (подраздел 3.6).

Официальные экземпляры международного стандарта, на основе которого подготовлен настоящий межгосударственный стандарт, и международных стандартов, на которые даны ссылки, имеются в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам приведены в дополнительном приложении ДА.

Степень соответствия - идентичная (ЮТ)

5    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. № 1873-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 4000-1-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ГОСТ ISO 4000-1-2013

Значение коэффициента с приведено в таблице 4.

6.4.2 Минимальный наружный диаметр при эксплуатации D0 min, мм, вычисляют по формуле

Do^=D,+2Hd.    (10)

Значение коэффициента d приведено в таблице 4.

6.5 Диапазон рекомендуемой ширины обода

Диапазон рекомендуемой ширины обода для шин с номинальным отношением высоты профиля к его ширине 35 и более рассчитывают как произведение номинальной ширины профиля Sи коэффициента, приведенного в таблице 5, разделенное на 25,4. Полученное значение округляют до ближайших 0,5 кода ширины обода.

Для шин с номинальным отношением высоты профиля к его ширине 30 и менее диапазон рекомендуемой ширины обода ± 0,5.

Максимальная ширина профиля шины в эксплуатации Wmsx и минимальная ширина профиля Smjn будут изменяться на 40 % изменения ширины кода обода, умноженной на 25,4 и округленной до ближайшего целого числа в миллиметрах.

Размеры в миллиметрах

Номинальное отношение высоты профиля к его ширине , H/S

Коэффициенты для расчета рекомендуемой ширины обода

не менее

не более

70 <H/S> 95

0,65

0,85

50 <H/S> 65

0,7

0,9

H/S=45

0,8

0,95

35 <H/S> 40

0,85

1

H/S< 30

Измерение ширины обода - 0,5

Измерение ширины обода + 0,5


Таблица 5 - Рекомендуемая ширина обода шин для легковых автомобилей

7 Метод определения размеров шины

Процедура измерения размеров шины следующая:

a)    перед измерением шину монтируют на рекомендуемый обод, накачивают до рекомендуемого внутреннего давления, не превышающего установленного в таблице 6, и выдерживают не менее 24 ч при нормальной комнатной температуре;

b)    доводят давление в шине до первоначального значения;

d) наружный диаметр шины определяют делением максимального значения длины окружности на число тг=3,1416.

Таблица 6-Рекомендуемое давление для измерения размеров шин_

Тип шины

Давление, кПа

Стандартная шина и шина типа Р для более низких нагрузок (LIGHT LOAD)

180

Усиленная шина (EXTRA LOAD, REINFORCED)

220

Т (запасные шины временного использования)

420


c)    замеряют ширину профиля и общую ширину шины в шести равноудаленных точках по окружности шины. За ширину профиля и общую ширину шины принимают среднеарифметическое значение результатов измерений;

8 Внутреннее давление в шине

Рабочее давление в шине в холодном состоянии должно быть согласовано между изготовителями шины и автомобиля с учетом максимальной нагрузки (приложение С), условий эксплуатации - максимальной скорости, угла развала, положения шины на автомобиле, конструкции и характеристик автомобиля.

Если нет других указаний изготовителя, рекомендуется ограничить внутреннее давление радиальных шин в холодном состоянии при нормальной эксплуатации до 350 кПа для всех размеров шин со стандартной нагрузкой, смонтированных на ободьях, обозначенных кодом, независимо от символа категории скорости (таблица 3).

При эксплуатации шин на нормальных дорогах давление в шине должно быть не менее 140 кПа при скорости 160 км/ч и менее и не менее 180 кПа при скорости более 160 км/ч.

При специальном применении шины необходима консультация с изготовителем шины.

7

Примечание - Давление в шине в холодном состоянии - давление при температуре окружающей среды, при этом не учитывают повышение давления, связанное с эксплуатацией шины.

9    Нагрузки

Допустимые нагрузки шин для легковых автомобилей приведены в приложении В.

Примечание - Обозначения шин, не включенных в приложение В, необходимо согласовать с национальным органом по стандартизации. Допустимые нагрузки при различных значениях внутреннего давления приведены в приложении С.

10    Выбор размеров шин

При выборе шин для автомобиля максимальная нагрузка автомобиля на шину не должна превышать максимальную нагрузку, соответствующую индексу нагрузки шины. Максимальная нагрузка автомобиля на шину - нагрузка на отдельную шину, которую определяют, исходя из ее доли на каждой оси от массы максимально нагруженного автомобиля, деленной на количество шин на оси.

Нормальная нагрузка автомобиля на шину не должна превышать 88 % максимально допустимой нагрузки на шину. Нормальная нагрузка автомобиля на шину - нагрузка на отдельную шину, которую определяют распределением (таблица 7), исходя из ее доли на каждой оси от суммы собственной массы полностью нагруженного и заправленного автомобиля, массы вспомогательного оборудования и нормальной массы людей, находящихся в автомобиле, деленной на количество шин на оси. Определения масс приведены ниже.

В отдельных случаях в соответствии с законодательными нормативными актами нормальная нагрузка автомобиля на шину не должна превышать 94 % номинальной нагрузки при рекомендуемом изготовителем автомобиля внутреннем давлении в шине в холодном состоянии. При этом нагрузка на шину (при соответствующих условиях нагружения автомобиля) не должна превышать значение, соответствующее индексу нагрузки при указанном внутреннем давлении в шине.

Установленное количество сидячих мест в автомобиле

Количество людей в автомобиле

Распределение людей в автомобиле

От 2 до 4 вкпюч.

Два

Два впереди

Св. 5 и более

Три

Два - впереди, один - на втором сиденье

Таблица 7 - Пассажирская нагрузка и распределение людей, находящихся в автомобиле, для нормальной нагрузки автомобиля при различном установленном количестве сидячих мест_

Максимальная масса автомобиля включает в себя:

a)    собственную массу нагруженного и заправленного автомобиля;

b)    массу вспомогательного оборудования;

c)    грузоподъемность автомобиля;

d)    массу производственных опций.

Собственная масса полностью нагруженного и заправленного автомобиля - масса автомобиля со стандартной комплектацией, включая массу максимальных объемов топлива, масла и охлаждающей жидкости и, при наличии, массу кондиционера и дополнительного, не входящего в стандартную комплектацию, двигателя.

Масса вспомогательного оборудования - совокупная масса (кроме стандартных деталей, которые могут быть заменены) автоматической коробки передач, гидроусилителя руля, усилителя тормозов, электрических стеклоподъемников, электропривода сидений, радиоаппаратуры, обогревателей, установленных на заводе (или не установленных).

Нормальная масса людей, находящихся в автомобиле, равна произведению 68 кг на количество людей в автомобиле, в соответствии с таблицей 7. Если территориальными нормативными актами предусмотрена масса багажа, находящегося в багажнике, ее берут из расчета 7 кг на одного человека. Распределение людей, находящихся в автомобиле, приведено в таблице 7.

Грузоподъемность автомобиля - сумма расчетной массы груза и багажного груза плюс 68 кг, умноженные на установленное количество сидячих мест.

Масса производственных опций - дополнительная масса, получаемая при замене установленного стандартного оборудования оборудованием, превышающим стандартное более чем на 2,3 кг, которое ранее не учитывалось в собственной массе полностью нагруженного и заправленного автомобиля или в массе вспомогательного оборудования, включая сверхмощную тормозную систему, выравниватель хода автомобиля, багажник на крыше автомобиля, мощный аккумулятор и специальную отделку.


11 Угол развала

Угол развала оказывает влияние на эксплуатационные характеристики шин, особенно в тяжелых дорожных условиях.

Для низкопрофильных шин увеличение угла развала на 2° снижает эксплуатационные характеристики шин, например пробег, происходит неравномерный износ и др. Дополнительную информацию можно получить у изготовителя шин.

Рекомендуется угол развала не более 4° с учетом предельного отклонения.

Для автомобилей со скоростью свыше 270 км/ч рекомендуемый угол развала не должен превышать 3° с учетом предельного отклонения.

Угол развала на легковом автомобиле не должен превышать значения, установленного для различных значений H/S, приведенных в таблице 8.

Таблица 8 - Максимальный угол развала для различных H/S_


H/S

Максимальный угол развала, градус, при скорости

до 270 км/ч включительно

более 270 км/ч

От 80 до 50 включ.

4

3

От 45 до 30 включ.

4

3

От 25 до 20 включ.

2

2


Единственным способом компенсирования угла развала является увеличение внутреннего давления как показано ниже.

Это применимо к шинам для всех скоростей. Должно соблюдаться максимальное давление 350 кПа. Компенсирование угла развала не используют, если расчетное давление для данного размера превышает максимальное.

Коэффициент развала Ks для угла развала у (таблица 9) вычисляют по формулам - для H/S не менее 50


К


S


1

(1,1 - 0,05 X у)1'25

(11)


- для H/S от 45 до 30


К.


_1_
(1,165 - 0,0825 X у)1'25

(12)


Таблица 9 - Компенсация угла развала по коэффициенту развала

Угол развала,

Коэффициент развала для H/S

От 50 и более

от 45 до 30 включ.

1

1

2° 15'

1,0158

1,0264

2° 30'

1,0322

1,0541

2° 45'

1,0489

1,0831

1,0662

1,1136

3° 15'

1,0840

1,1457

3°30'

1,1024

1,1795

3°45'

1,1213

1,2152

1,1408

1,2528

Для шин с H/S от 25 до 20 включ. следует обратиться к изготовителю шин.


Приложение А (обязательное)

Размеры проектируемых шин (метрические серии)

В таблицах А.1-А.9 приведены указания относительно размеров проектируемой шины (метрические серии), монтируемой на ободьях с углом наклона полки 5° (с кодовым обозначением) с номинальным диаметром обода, выраженным двухцифровым кодом, в зависимости от номинального отношения H/S.

Таблица А.1 - Размеры шин при H/S от 95 до 75 включительно (K~i=0,7; K2=0J)_


Номинал

ьная

ширина

профиля

SN, мм

Код

ширины

измерит

ельного

обода

^тс

Размеры проектируемой шины, мм

Утвержденный код ширины обода

Ширина профи ля, S

Высота профиля Н при номинальном отношении H/S, %

не

менее

не

более

95

90

85

80

75

95

2,5

94

90

86

81

76

71

2,5

3,0

105

3,0

106

100

95

89

84

79

2,5

3,5

115

3,0

113

109

104

98

92

86

3,0

4,0

125

3,5

126

119

113

106

100

94

3,0

4,0

135

3,5

133

128

122

115

108

101

3,5

4,5

145

4,0

145

138

1381

123

116

109

3,5

5,0

155

4,5

157

147

140

132

124

116

4,0

5,0

165

4,5

165

157

149

140

132

124

4,0

5,5

175

5,0

177

166

158

149

140

131

4,5

6,0

185

5,0

184

176

167

157

148

139

4,5

6,0

195

5,5

196

185

176

166

156

146

5,0

6,5

205

5,5

203

195

185

174

164

154

5,0

7,0

215

6,0

216

204

194

183

172

161

5,5

7,0

225

6,0

223

-

203

191

180

169

6,0

7,5

235

6,5

235

-

-

200

188

176

6,0

8,0

245

7,0

248

-

-

208

196

184

6,5

8,0

255

7,0

255

-

-

-

204

191

6,5

8,5

265

7,5

267

-

-

-

-

199

7,0

9,0

275

7,5

274

-

-

-

-

206

7,0

9,0

285

8,0

286

-

-

-

-

214

7,5

9,5

295

8,0

294

-

-

-

-

221

7,5

10,0

305

8,5

306

-

-

-

-

229

8,0

10,0

315

8,5

313

-

-

-

-

236

8,0

10,5

Ободья, не входящие в ассортимент, применяемый для ранее разработанных конструкций,

для новых конструкций не утверждены.


10


ГОСТ ISO 4000-1-2013

Таблица А.2 - Размеры шин при H/S, равном 75 (K~i=0,7; /С2=0,75)

Номинальна я ширина профиля SN, мм

Код ширины измеритель ного обода

^тс

Размеры проектируемой шины, мм

Утвержденный код ширины обода

Ширина профиля S

Высота профиля Н

не менее

не более

95

3,0

99

67

2,5

3,0

105

3,0

106

74

2,5

3,5

115

3,5

118

81

3,0

4,0

125

3,5

126

88

3,0

4,0

135

4,0

138

95

3,5

4,5

145

4,5

150

102

3,5

5,0

155

4,5

157

109

4,0

5,0

165

5,0

170

116

4,0

5,5

175

5,0

177

123

4,5

6,0

185

5,5

189

130

4,5

6,0

195

6,0

201

137

5,0

6,5

205

6,0

209

144

5,0

7,0

215

6,5

221

151

5,5

7,0

225

6,5

228

158

6,0

7,5

235

7,0

240

165

6,0

8,0

245

7,0

248

172

6,5

8,0

255

7,5

260

179

6,5

8,5

265

8,0

272

186

7,0

9,0

275

8,0

279

193

7,0

9,0

285

8,5

292

200

7,5

9,5

295

8,5

299

207

7,5

10,0

305

9,0

311

214

8,0

10,0

Ободья, не входящие в ассортимент, применяемый для ранее разработанных конструкций,

для новых конструкций не утверждены.

Таблица А.З - Размеры шин при H/S, равном 65 и 60 (^=0,7; К7=0,75)

Номинал ьная ширина профиля Sn, мм

Код ширины измерител ьного обода Rmc

Размеры проектируемой шины, мм

Утвержденный код ширины обода

Ширина профиля S

Высота профиля Н при номинальном отношении

H/S, %

не менее

не более

65

60

105

3,0

106

68

-

3,0

3,5

115

3,5

118

75

69

3,0

4,0

125

3,5

126

81

75

3,5

4,5

135

4,0

138

88

81

3,5

5,0

145

4,5

150

94

87

4,0

5,0

155

4,5

157

101

93

4,5

5,5

165

5,0

170

107

99

4,5

6,0

175

5,0

177

114

105

5,0

6,0

185

5,5

189

120

111

5,0

6,5

195

6,0

201

127

117

5,5

7,0

205

6,0

209

133

123

5,5

7,5

215

6,5

221

140

129

6,0

7,5

225

6,5

228

146

135

6,0

8,0

235

7,0

240

153

141

6,5

8,5

245

7,0

248

159

147

7,0

8,5

255

7,5

260

166

153

7,0

9,0

265

8,0

272

172

159

7,5

9,5

275

8,0

279

179

165

7,5

9,5

285

8,5

292

185

171

8,0

10,0

295

8,5

299

192

177

8,0

10,5

11

Окончание таблицы А.З

305

9,0

311

198

183

8,5

11,0

315

9,5

323

205

189

8,5

11,0

325

9,5

331

-

195

9,0

11,5

335

10,0

343

-

201

9,0

12,0

345

10,0

350

-

207

9,5

12,0

Ободья, не входящие в ассортимент, применяемый для ранее разработанных конструкций, для новых конструкций не утверждены.

Таблица А.4 - Размеры шин при H/S, равном 55 и 50 (^=0,7; К2=0,8)

Номинал

ьная

ширина

профиля

Sn, мм

Код ширины измерител ьного обода Rmc

Размеры проектируемой шины, мм

Утвержденный код ширины обода

Ширина профиля S

Высота профиля Н при номинальном отношении H/S, %

не менее

не более

55

50

125

4,0

131

69

63

3,5

4,5

135

4,5

143

74

68

3,5

5,0

145

4,5

150

80

73

4,0

5,0

155

5,0

162

85

78

4,5

5,5

165

5,0

170

91

83

4,5

6,0

175

5,5

182

96

88

5,0

6,0

185

6,0

194

102

93

5,0

6,5

195

6,0

201

107

98

5,5

7,0

205

6,5

214

113

103

5,5

7,5

215

7,0

226

118

108

6,0

7,5

225

7,0

233

124

113

6,0

8,0

235

7,5

245

129

118

6,5

8,5

245

7,5

253

135

123

7,0

8,5

255

8,0

265

140

128

7,0

9,0

265

8,5

277

146

133

7,5

9,5

275

8,5

284

151

138

7,5

9,5

285

9,0

297

157

143

8,0

10,0

295

9,5

309

162

148

8,0

10,5

305

9,5

316

168

153

8,5

11,0

315

10,0

328

173

158

8,5

11,0

325

10,0

336

179

163

9,0

11,5

335

10,5

348

184

168

9,0

12,0

345

11,0

360

190

173

9,5

12,0

Ободья, не входящие в ассортимент, применяемый для ранее разработанных конструкций,

для новых конструкций не утверждены.

Таблица А.5 - Размеры шин при H/S, равном 45 (^=0,85; /<2=0,85)

Номинальная ширина профиля SN, мм

Код ширины измеритель ного обода

^тс

Размеры проектируемой шины, мм

Утвержденный код ширины обода

Ширина профиля S

Высота профиля Н

не менее

не более

155

5,0

153

70

5,0

6,0

165

5,5

165

74

5,0

6,0

175

6,0

176

79

5,5

6,5

185

6,0

183

83

6,0

7,0

195

6,5

195

88

6,0

7,5

205

7,0

206

92

6,5

7,5

215

7,0

213

97

7,0

8,0

225

7,5

225

101

7,0

8,5

235

8,0

236

106

7,5

9,0

245

8,0

243

110

7,5

9,0

ГОСТ ISO 4000-1-2013

Окончание таблицы А. 5

Номинальная ширина профиля SN,

мм

Код ширины измеритель ного обода

^тс

Размеры проектируемой шины, мм

Утвержденный код ширины обода

Ширина профиля S

Высота профиля Н

не менее

не более

255

8,5

255

115

8,0

9,5

265

9,0

266

119

8,5

10,0

275

9,0

273

124

8,5

10,5

285

9,5

285

128

9,0

10,5

295

10,0

296

133

9,5

11,0

305

10,0

303

137

9,5

11,5

315

10,5

315

142

10,0

12,0

325

11,0

326

146

10,0

12,0

335

11,0

333

151

10,5

12,5

345

11,5

345

155

11,0

13,0

355

12,0

356

160

11,0

13,5

365

12,0

363

164

11,5

13,5

Ободья, не входящие в ассортимент, применяемый для ранее разработанных конструкций,

для новых конструкций не утверждены.

Таблица А.6 - Размеры шин при H/S, равном 40 и 35 (^=0,85; К2=0,9)

Номинал ьная ширина профиля Sn, мм

Код ширины измерител ьного обода Rmc

Размеры проектируемой шины, мм

Утвержденный код ширины обода

Ширина профиля S

Высота профиля Н при номинальном отношении H/S, %

не менее

не более

40

35

165

6,0

170

66

-

5,5

6,5

175

6,0

176

70

-

6,0

7,0

185

6,5

188

74

65

6,0

7,5

195

7,0

200

78

68

6,5

7,5

205

7,5

212

82

72

7,0

8,0

215

7,5

218

86

75

7,0

8,5

225

8,0

230

90

79

7,5

9,0

235

8,5

241

94

82

8,0

9,5

245

8,5

248

98

86

8,0

9,5

255

9,0

260

102

89

8,5

10,0

265

9,5

271

106

93

9,0

10,5

275

9,5

278

110

96

9,0

11,0

285

10,0

290

114

100

9,5

11,0

295

10,5

301

118

103

10,0

11,5

305

11,0

313

122

107

10,0

12,0

315

11,0

320

126

110

10,5

12,5

325

11,5

3011

130

114

11,0

13,0

335

12,0

343

134

117

11,0

13,0

345

12,0

350

138

121

11,5

13,5

355

12,5

361

142

124

12,0

14,0

365

13,0

373

146

128

12,0

14,5

375

13,5

385

-

131

12,5

15,0

385

13,5

391

-

135

13,0

15,0

395

14,0

403

-

138

13,0

15,5

405

14,5

415

-

142

13,5

16,0

Ободья, не входящие в ассортимент, применяемый для ранее разработанных конструкций,

для новых конструкций не утверждены.

13

Таблица А.7 - Размеры шин при H/S, равном 30 (/6=0,85; К2=0,9)

Номинальна я ширина профиля Sn, мм

Код ширины измеритель ного обода

^тс

Размеры проектируемой шины, мм

Утвержденный код ширины обода

Ширина профиля S

Высота профиля Н

не менее

не более

185

6,5

188

56

6,0

7,0

195

7,0

200

59

6,5

7,5

205

7,5

212

62

7,0

8,0

215

7,5

218

65

7,0

8,0

225

8,0

230

68

7,5

8,5

235

8,5

241

71

8,0

9,0

245

8,5

248

74

8,0

9,0

255

9,0

260

77

8,5

9,5

265

9,5

271

80

9,0

10,0

275

9,5

278

83

9,0

10,0

285

10,0

290

86

9,5

10,5

295

10,5

301

89

10,0

11,0

305

11,0

313

92

10,5

11,5

315

11,0

320

95

10,5

11,5

325

11,5

331

98

11,0

12,0

335

12,0

343

101

11,5

12,5

345

12,0

350

104

11,5

12,5

355

12,5

361

107

12,0

13,0

365

13,0

373

110

12,5

13,5

375

13,5

385

113

13,0

14,0

385

13,5

391

116

13,0

14,0

395

14,0

403

119

13,5

14,5

405

14,5

415

122

14,0

15,0

415

14,5

421

125

14,0

15,0

Ободья, не входящие в ассортимент, применяемый для ранее разработанных конструкций, для новых конструкций не утверждены._

Таблица А.8 - Размеры шин п

ри H/S, равном 25 (/6=0,85; /6=0,92)

Номинальна я ширина профиля Sмм

Код ширины измеритель ного обода

Rmc

Размеры проектируемой шины, мм

Утвержденный код ширины обода

Ширина профиля S

Высота профиля Н

не менее

не более

305

11,0

313

76

76

11,5

315

11,5

325

79

79

12,0

325

12,0

336

81

81

12,5

335

12,0

343

84

84

12,5

345

12,5

355

86

86

13,0

355

13,0

366

89

89

13,5

365

13,0

373

91

91

13,5

375

13,5

385

94

94

14,0

385

14,0

396

96

96

14,5

395

14,5

408

99

99

15,0

405

14,5

415

101

101

15,0

415

15,0

426

104

104

15,5

425

15,5

438

106

106

16,0

435

16,0

450

109

109

16,5

445

16,0

456

111

111

16,5

455

16,5

468

114

114

17,0

465

17,0

480

116

116

17,5

Ободья, не входящие в ассортимент, применяемый для ранее разработанных

конструкций, для новых конструкций не утверждены.

Таблица А.9 - Размеры шин при H/S, равном 20 (^=0,85; /С2=0,92)

Номинальна я ширина профиля SN, мм

Код ширины измеритель ного обода

^тс

Размеры проектируемой шины, мм

Утвержденный код ширины обода

Ширина профиля S

Высота профиля Н

не менее

не более

385

14,0

396

77

77

14,5

395

14,5

408

79

79

15,0

405

14,5

415

81

81

15,0

415

15,0

426

83

83

15,5

425

15,5

438

85

85

16,0

435

16,0

450

87

87

16,5

445

16,0

456

89

89

16,5

455

16,5

468

91

91

17,0

465

17,0

480

93

93

17,5

475

17,0

486

95

95

17,5

485

17,5

498

97

97

18,0

495

18,0

510

99

99

18,5

505

18,5

521

101

101

19,0

515

18,5

528

103

103

19,0

525

19,0

540

105

105

19,5

Ободья, не входящие в ассортимент, применяемый для ранее разработанных конструкций,

для новых конструкций не утверждены.

15

Приложение В (обязательное)

Индексы нагрузки шин для легковых автомобилей

В таблице В.1 приведены индексы нагрузки шин, сгруппированных по номинальному диаметру обода и номинальному отношению высоты профиля к его ширине со стандартным внутренним давлением 250 кПа при стандартной нагрузке и со стандартным внутренним давлением 290 кПа при более высоком индексе нагрузки.

В таблице В.2 приведены индексы нагрузки для запасных шин временного использования типа Т со стандартным внутренним давлением 420 кПа.

В таблице В.З приведены индексы нагрузки для шин типа Р с малой нагрузкой (LL) со стандартным внутренним давлением 250 кПа.

16

ГОСТ ISO 4000-1-2013

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ, 2014

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

III

Номинальная

ширина

профиля

Код номинального диаметра обода

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

SLa) | XLD)

SL | XL

SL | XL

SL | XL

SL | XL

SL | XL

SL | XL

SL |XL

SL | XL

SL | XL

SL | XL

SL | XL

SL | XL

SL | XL

SL | XL

64

55 5]

5]

68

—OJ—

—о]—

—о]—

65

“55“ —5“ —5“ —5“ —5“

69

“55“ —5“ —Г —Г —5“

71

76

80

“55“

“55“

“55“

“55“

“55“

73

77

81

“55“ “55“ “Б5“ 97“

“55“

71 75

Серия 80


125

135

145

155

165

175

185

195

205

215

225

235

245

255

265

275

285


81

85

89

92

95

98

100

102

105

108

110

113

115


85

89

93

96

99

102

104

106

108

116

114

116

116


93

97

100

101

104

107

109

112

114

116


97

101

104

105 107 110 113

115

116 116


697

72

76

—OJ—

—о]—

—о]—

—о]—

—о]—


69

73

77

гг гг гг ~93~


70

75

79

83

“55“


74

79

83

87

“55“


100

103

106

108

116

113

116

116


104

106

109

112

114

116

116

116


99

"55“


103

“55“


107

110

112

115

““55“

ТТб


111

113

116

116

“55“

ТТб


94

“55“

“55“

“55“

106

“55~

ТйГ

114

116

116

116


98

55“

55“

55“

Тт

5}“

ТГ5

116

116

116

116


76 80 84 88 92 95 99 102 105 108 110 113

115

116 116 116 116


80

84

88

92

96

99

103

105

108

111

114

116

116

116

116


Серия 75


125

~Т35~

145

155

165

175

185

195

205

215

225


63

~67~

72

76

80

84

87

90

94

97

99


67

71

76

80

84

88

91

94

98

101

103


64

~69~

74

77

81

85

89

92

95

98

100


68

т

78

81

85

89

93

96

99

102

104


66

И

75_

79

83

“55“

“55“

“55“

“5Г

“5Г


70    68    72


75

79

83

87

“55“

“55“

“55“

“55“

“55“


72

76

80

85

88

92

“55“

“55“

“55“


76

80

84

89

92

96

“55“

“55“

“55“


69    73


73

78

82

86

89

93

96

99

“55“


77

82

86

90

93

97

100

103

55“


70

~75

79

83

87

91

94

97

100

102

105


74

79

83

87

91

95

98

101

104

106

109


72

~76~

80

85

89

92

95

99

101

104

107


76

80

84

89

93

96

99

103

104 107 110



ГОСТ ISO 4000-1-2013

Содержание

1    Область применения    1

2    Нормативные ссылки    1

3    Термины и определения    1

4    Обозначение    1

5    Маркировка    5

6    Размеры    5

7    Метод определения размеров шины    7

8    Внутреннее давление в шине    7

9    Нагрузки    8

10    Выбор размеров шин    8

11    Угол развала    9

Приложение А (обязательное) Размеры проектируемых шин (метрические серии    10

Приложение В (обязательное) Индексы нагрузки шин для легковых автомобилей    16

Приложение С (рекомендуемое) Минимальные внутренние давления в шинах при

средних нагрузках    29

Приложение D (справочное) Другие маркировки размеров шин    35

Библиография    36

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии межгосударственных

стандартов ссылочным международным стандартам    37

IV

ГОСТ ISO 4000-1-2013

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ШИНЫ И ОБОДЬЯ ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Часть 1 Шины (метрические серии)

Passenger car tyres and rims. Part 1. Tyres (metric series)

Дата введения - 2015 - 01 - 01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на шины для легковых автомобилей (метрические серии) и устанавливает их обозначения, размеры, номинальные нагрузки и маркировку.

2    Нормативные ссылки

Для применения настоящего стандарта необходимы следующие ссылочные документы. Для недатированных ссылок применяют последнее издание ссылочного документа (включая все его изменения):

ISO 3877-1 Tyres, valves and tubes - List of equivalent terms - Part 1: Tyres (Шины, вентили и камеры. Перечень эквивалентных терминов. Часть 1. Шины)

ISO 4223-1 Definitions of some terms used in the tyre industry - Part 1: Pneumatic tyres (Определения некоторых терминов, применяемых в шинной промышленности. Часть 1. Пневматические шины)

ISO 16992 Passenger car tyres - Spare unit substitutive equipment (SUSE) [Шины для легковых автомобилей. Оборудование для замены запаски (SUSE)]

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины и определения по ISO 4223-1 и ISO 3877-1 \ а также следующий термин с соответствующим определением.

3.1    защитное устройство обода (rim protector): приспособление в нижней части боковины шины, предназначенное для защиты обода от повреждений (например, выступающие по окружности резиновые ребра).

4    Обозначение

4.1    Размер и конструкция

4.1.1    Характеристики

Код номинального диаметра обода

Характеристики шин указывают следующим образом:

Номинальная ширина Номинальное отношение Код конструкции профиля    высоты    профиля    к    его    шины

ширине

4.1.2    Номинальная ширина профиля

Номинальная ширина профиля должна быть выражена в миллиметрах и быть кратной 0 или 5.

Для шин, монтируемых на ободья с углом наклона полки 5°, номинальная ширина профиля должна оканчиваться на 5.

4.1.3    Номинальное отношение высоты профиля к его ширине

Номинальное отношение высоты профиля к его ширине (H/S) должно быть кратным 5 и выражено в процентах.

1 В ISO 3877-1 приведены также другие термины с эквивалентными определениями на других языках,

используемые в этой области._

Издание официальное

4.1.4    Коды конструкции шин

Коды конструкции шин должны быть следующими:

В - диагонально-опоясанная;

D - диагональная;

R - радиальная.

Радиальные шины, предназначенные для автомобилей с максимальной скоростью более 240 км/ч, могут иметь маркировку в размерных и конструкционных характеристиках с кодом ZR вместо кода конструкции R (см. 4.2).

В размерных и конструкционных характеристиках шин, предназначенных для оснащения автомобилей с максимальной скоростью более 300 км/ч, используют код ZR и указывают в скобках индекс нагрузки и категорию скорости Y при эксплуатации шин со скоростью до 300 км/ч.

Пример:

235/45 ZR 17 (97Y)

Для обозначения максимальной скорости и нагрузки шины для автомобилей с максимальной скоростью свыше 300 км/ч необходима консультация с изготовителем.

Использование другого кода (например, для нового типа конструкции) необходимо согласовать в установленном порядке.

4.1.5    Коды номинального диаметра обода

Коды номинального диаметра обода для шин, монтируемых на ободья с углом наклона полки 5°, приведены в таблице 1.

Таблица 1- Коды номинального диаметра обода_

Код номинального диаметра обода

Номинальный диаметр обода Dr, мм

10

254

12

305

13

330

14

356

15

381

16

406

17

432

18

457

19

483

20

508

21

533

22

559

23

584

24

610

25

635

26

660

28

711

30

762

Для шин, которым необходимы ободья новой конструкции, код номинального диаметра обода должен соответствовать номинальному диаметру обода (Dr), выраженному целым числом в миллиметрах.

4.2 Эксплуатационные характеристики

4.2.1 Обозначение эксплуатационных характеристик включает индекс нагрузки и символ скорости.

Для шин, эксплуатируемых на автомобилях с максимальной скоростью более 300 км/ч, эксплуатационные характеристики не установлены. Максимальную скорость и нагрузку таких шин согласовывают с изготовителем.

4.2.2 Индекс нагрузки

Индекс нагрузки LI - обозначение максимальной нагрузки на шину, соответствующее условиям эксплуатации, установленным изготовителем для одинарной шины, в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2 - Индекс нагрузки (LI) и соответствующая нагрузка на шину (TLCC)

LI

TLCC, кг

LI

TLCC, кг

LI

TLCC, кг

LI

TLCC, кг

50

190

70

335

90

600

110

1060

51

195

71

345

71

615

111

1090

52

200

72

355

92

630

112

1120

53

206

73

365

93

650

113

1150

54

212

74

375

94

670

114

1180

55

218

75

387

95

690

115

1215

56

224

76

400

96

710

116

1250

57

230

77

412

97

730

117*

1285

58

236

78

425

98

750

118*

1320

59

243

79

437

99

775

119*

1360

60

250

80

450

100

800

120*

1400

61

257

81

462

101

825

-

-

62

265

82

475

102

850

-

-

63

272

83

487

103

875

-

-

64

280

84

500

104

900

-

-

65

290

85

515

105

925

-

-

66

300

86

530

106

950

-

-

67

307

87

545

107

975

-

-

68

315

88

560

108

1000

-

-

69

325

89

580

109

1030

-

-

* Шины по настоящему стандарту имеют индекс нагрузки не более 116; вновь разрабатываемые шины могут иметь индекс нагрузки, превышающий 116.

Максимальную нагрузку на шину, соответствующую индексу нагрузки, применяют для скоростей до 210 км/ч включительно.

Для шины с категорией скорости V (от 210 до 240 км/ч) максимальная нагрузка на шину должна быть снижена до: 100 % - при скорости 210 км/ч; 97 % - при скорости 220 км/ч; 94 % -при скорости 230 км/ч; 91 % - при скорости 240 км/ч; допускается линейная интерполяция.

Для шин с категорией скорости W и У максимальная нагрузка, соответствующая индексу нагрузки, применима к скоростям до 240 км/ч включительно, для шин с символом скорости W и 270 км/ч - для категории Y.

Для шин с категорией скорости W (от 240 до 270 км/ч) максимальная нагрузка должна быть снижена до: 100 % - при скорости 240 км/ч; 95 % - при скорости 250 км/ч; 90 % - при скорости 260 км/ч; 85 % - при скорости 270 км/ч; допускается линейная интерполяция.

Для шин с категорией скорости Y (от 270 до 300 км/ч) максимальная нагрузка должна быть снижена до: 100 % - при скорости 270 км/ч; 95 % - при скорости 280 км/ч; 90% - при скорости 290 км/ч; 85 % - при скорости 300 км/ч; допускается линейная интерполяция (см. 4.2.3 и таблицу 3).

Для скоростей более 300 км/ч или шин с кодом ZR, или для тех и других максимальную нагрузку, допустимую для максимальной скорости, согласовывают с изготовителем.

Для автомобилей с расчетной максимальной скоростью до 60 км/ч максимальная нагрузка, соответствующая индексу нагрузки, может быть увеличена, как показано ниже, при этом необходимо повышение внутреннего давления в шине по согласованию с изготовителем шины. При отсутствии такого согласования рекомендуют следующее увеличение внутреннего давления шин:

-    при скорости 60 км/ч -увеличение нагрузки на 10 % с увеличением давления на 10 кПа;

-    при скорости 50 км/ч - увеличение нагрузки на 15 % с увеличением давления на 20 кПа;

-    при скорости 40 км/ч - увеличение нагрузки на 25 % с увеличением давления на 30 кПа;

-    при скорости 30 км/ч - увеличение нагрузки на 35 % с увеличением давления на 40 кПа;

-    при скорости 25 км/ч - увеличение нагрузки на 42 % с увеличением давления на 50 кПа.

4.2.3 Категории скорости

3


Категорию скорости присваивают шине в соответствии с максимальной скоростью, для которой она предназначена. Скорость каждой категории обозначают буквенным символом в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3 - Обозначение категорий скорости

Символ категории скорости

Категория скорости, км/ч

J

100

К

110

L

120

М

130

N

140

Р

150

Q

160

R

170

S

180

Т

190

и

200

н

210

V

240

W

270

уЭ)

300

а> При обозначении радиальных шин, предназначенных для эксплуатации при скоростях более 300 км/ч, используют код конструкции шины ZR. По максимально возможной скорости необходима консультация с изготовителем.

Примечание - Перечень не носит ограничительный характер, дополнительно можно включать другие символы и категории скорости.

4.3 Другие эксплуатационные характеристики

4.3.1    Бескамерные шины обозначают маркировкой «TUBELESS».

4.3.2    Шины, предназначенные для больших нагрузок и внутреннего давления по сравнению со стандартной версией, обозначают маркировками «REINFORCED» или «EXTRA LOAD».

4.3.3    Шины, предназначенные для меньших нагрузок по сравнению со стандартной версией, обозначают маркировкой «LL» или «LIGHT LOAD» недалеко от обозначения размера на боковых сторонах шин.

4.3.4    На специальные запасные шины высокого давления временного использования непосредственно перед обозначением размера шины наносят маркировку «Т».

4.3.5    При необходимости можно добавлять особую маркировку, обозначающую:

тип транспортного средства, для которого предназначена шина; для легковых автомобилей используют символ «Р» (4.3.6);

для обозначения определенного типа запасных шин временного использования используют маркировку «TEMPORARY USE ONLY»;

диагонально-опоясанную конструкцию шины обозначают маркировкой «BIAS-

BELTED»;

радиальную конструкцию шины обозначают маркировкой «RADIAL»;

-    направление установки;

-    направление вращения;

-    тип рисунка протектора;

-    другие характеристики.

4.3.6    Дополнительную маркировку «Р» используют для уточнения определения типа шины. Она должна быть расположена таким образом, чтобы не вызывать путаницы за счет близости к любой маркировке условий эксплуатации.

4.3.7    Дополнительную маркировку «F» добавляют после обозначения конструкции для обозначения беспрокольной шины самонесущего типа, соответствующей ISO 16992.

Пример: 235/45 RF17.

4


5 Маркировка

Маркировка шины должна содержать:

a)    размер и конструкцию;

b)    эксплуатационные характеристики (4.1.4 и 4.2 - для особых случаев);

c)    другие эксплуатационные характеристики.

Маркировку нагрузки и эксплуатационных характеристик располагают отдельно, но рядом с обозначением размера и конструкции.

Место расположения маркировки, касающееся других эксплуатационных характеристик (4.3), точно не определено.

Примеры маркировки:

1 Бескамерная шина номинальной шириной профиля 165, номинальным отношением высоты профиля к его ширине 80, радиальной конструкции, с кодом номинального диаметра обода 15, индексом нагрузки 87 (соответствующим 545 кг) и символом категории скорости Н (соответствующей 210 км/ч):

165/80 R 15 87 Н TUBELESS


Примечание-В приложении D приведены другие возможные маркировки размеров шин.


6 Размеры

6.1    Округление значений

Размеры шин, полученные по формулам, округляют до 1 мм (ISO 31-0), за исключением 6.2.1 и 6.2.2.

6.2    Расчет размеров шины новой конструкции

6.2.1 Ширину теоретического обода Rtи, мм, вычисляют по формуле


R,


th - ,

(1)

Ki - отношение ширины обода к ширине профиля шины;

Sn - номинальная ширина профиля шины, мм.

Для шин, монтируемых на ободья с углом наклона посадочной полки 5° (с кодовым обозначением) с номинальным диаметром обода, выраженным кодом из двух цифр, /С| = 0,7 для шин номинальным отношением высоты профиля к его ширине от 50 до 95 включительно; К? =0,85, если это отношение составляет от 20 до 45.

Примечание- Значение К-\ для других шин и ободьев будут определены при пересмотре настоящего стандарта.

6.2.2 Ширину измерительного обода Rmc вычисляют по формуле


где


R„


K2SH

25,4

(2)

где К2 - отношение ширины обода к ширине профиля шины.

Rmc округляют до ближайших 0,5 ширины кода обода.

Для шин, монтируемых на глубокие ободья с коническими посадочными полками с углом наклона 5° с номинальным диаметром обода, выраженным двухцифровым кодом, К2 равно:

0,7 - для номинального отношения высоты профиля к его ширине от 95 до 75;


0,75

»

»

»

от 70 до 60;

0,8

»

»

»

от 55 до 50;

0,85

»

»

»

45;

0,9

»

»

»

от 40 до 30;

0,92

»

»

»

от 20 до 25.


Примечание- Значение К2 для других шин и ободьев будут определены при пересмотре настоящего стандарта.

6.2.3 Ширину профиля шины новой конструкции S вычисляют, используя SN. мм, по формуле

S =    +    0,4(25,4/?mc    -    /?th),    (3)

Пример 265/40 R17.

К,=0,85 (см. 6.2.1) и К2=0,9 (см. 6.2.2).


5


/?th = K^SN = 265 x 085 = 225,25 мм.

/?    =    x    _    g    30    (округляют    до    9,5).

mo 25,4    25,4
25,4 x Rmc = 25,4 x 9,5 = 241,3 мм.

S = SN + 0,4(25,4/?mc - /?th) = 265 + 0,4(241,3 - 225,25) = 271,42 (округляют до 271).

6.2.4 Высота профиля шины новой конструкции Н

Высоту профиля шины новой конструкции вычисляют по формуле


н


SN


H/S

100

6.2.5 Наружный диаметр шины новой конструкции D0 Наружный диаметр шины новой конструкции D0, мм, вычисляют по формуле

D0=Dr+2H


(4)
(5)

Для этих шин, используя код номинального диаметра обода, следует применять соответствующие значения Dr, приведенные в таблице 1.

6.2.6 Рекомендации

Общие указания относительно проектных размеров метрических серий шин для легковых автомобилей, монтируемых на ободья с посадочными полками с углом наклона 5° (с кодовым обозначением), приведены в приложении А.

6.3 Расчет максимальных наружных размеров при эксплуатации шин, смонтированных на измерительные ободья

6.3.1 Общие требования

Расчет предназначен для автомобилестроителей при проектировании зазоров между шиной и автомобилем. Эти размеры используют с коэффициентами, приведенными в таблице 4, соответствующими высоте и ширине профиля конструируемой шины.

Таблица 4-Коэффициенты для расчета размеров шин


Размеры в миллиметрах

Конструкция

шины

Код

конструкции

шины

Номинальное отношение высоты профиля к его ширине H/S

Коэффициент

аа)

b

с

d

Диагональная

D

Для всех кон-струкций шин

1,1

1,08

Диагонально-

опоясанная

В

Радиальная

R

<65

1,04

1,04

0,96

0,97

70

1,04

>75

1,06

а) Максимальная ширина профиля включает в себя надписи, декоративные элементы, защитные ребра или полосы и не включает защиту обода.


6.3.2 Максимальная ширина профиля шины при эксплуатации Wmay.

Максимальная ширина профиля шины W^, мм, равна большему из двух следующих значений: а) произведения ширины профиля конструируемой шины S и соответствующего коэффициента а (таблица 4)


(6)

b) ширины профиля конструируемой шины S, увеличенной на 8 мм.

Wmax=S + 8.    (7)


6.3.3 Максимальный наружный диаметр шины при эксплуатации D0 max

Максимальный наружный диаметр шины при эксплуатации D0 max, мм, вычисляют по формуле


Dn


Dr+2Hb.


(8)

Значение коэффициента b приведено в таблице 4.

6.4 Расчет минимальных размеров радиальных шин, смонтированных на измерительные ободья

6.4.1 Минимальную ширину профиля Smin, мм, вычисляют по формуле

Smr- S С.


(9)

6