Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

75 страниц

578.00 ₽

Купить ГОСТ ISO 12100-2013 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Определяет основные термины и устанавливает методы и принципы оценки и снижения риска, способствующие обеспечению безопасности машин на стадии проектирования.

  Скачать PDF

Рекомендуется использовать вместо ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 (ИУС 12-2014)

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Стратегия оценки и снижения риска

5 Оценка риска

5.1 Общие положения

5.2 Информация, необходимая для оценки риска

5.3 Ограничения, налагаемые на машину

5.4 Идентификация опасностей

5.5 Предварительная оценка риска

5.6 Оценка риска

6 Снижение риска

6.1 Общие положения

6.2 Меры по разработке безопасной конструкции самой машины

6.3 Средства защиты и дополнительные защитные меры

6.4 Информация для пользователя

7 Документация по оценке и снижению риска

Приложение А (справочное) Общее схематическое изображение машины

Приложение В (справочное) Примеры опасностей, опасных ситуаций и опасных случаев

Приложение С (справочное) двуязычный указатель специальных терминов и выражений, используемых в настоящем стандарте

Библиография

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии межгосударственных (региональных) стандартов ссылочным международным стандартам

Показать даты введения Admin

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

Безопасность машин ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ

Оценки риска и снижения риска

(ISO 12100:2010, ЮТ)

Издание официальное

ГОСТ ISO

12100—

2013


Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Экспериментальным научно-исследовательским институтом металлорежущих станков (ОАО «ЭНИМС») на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в п. 4

2    ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 44-2013 от 14 ноября 2013 г.)

За принятие стандарта проголосовали:

Краткое наименование страны по МК(ИС0 3166) 004-97

Код страны по МК(ИС0 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минторгэкономразвития

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджнкстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 марта 2014 г. № 137-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 12100 - 2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.

5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 12100:2010 Safety of machinery - General principles for design - Risk as-

ГОСТ ISO 12100-2013

sessment and risk reduction (Безопасность машин. Основные принципы конструирования. Оценки риска и снижения риска).

ISO 12100-2010 отменяет и заменяет ISO 12100-1:2003, ISO 12100-2:2003 и ISO 14121-1:2007.

Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам приведены в дополнительном приложении Д.А. Степень соответствия - идентичная (IDT).

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе «Национальные стандарты».

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты», а текст этих изменении в информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра ши отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты».

€> Стандартинформ, 2015

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

III

ГОСТ ISO 12100-2013

Содержание

1    Область применения............................................................

2    Нормативные ссылки...........................................................

3    Термины и определения........................................................

4    Стратегия оценки и снижения риска........................................

5    Оценка риска.....................................................................

5.1    Общие положения.......................................................

5.2    Информация, необходимая для оценки риска.....................

5.3    Ограничения, налагаемые на машину...............................

5.4    Идентификация опасностей.............................................

5.5    Предварительная оценка риска.......................................

5.6    Оценка риска...............................................................

6    Снижение риска.................................................................

6.1    Общие положения.......................................................

6.2    Меры по разработке безопасной конструкции самой машины

6.3    Средства защиты и дополнительные защитные меры...........

6.4    Информация для пользователя........................................

7    Документация по оценке и снижению риска..............................

Приложение А (справочное) Общее схематическое изображение

машины..............................................................

Приложение В (справочное) Примеры опасностей, опасных

ситуаций и опасных случаев....................................

Приложение С (справочное) Двуязычный указатель специальных терминов и выражений, используемых в настоящем

стандарте..............................................................

Библиография............................................................................

Приложение Д.А (справочное) Сведения о соответствии межгосударственных (региональных) стандартов ссылочным международным стандартам......

ГОСТ ISO 121(H)-2013

Введение

Настоящий стандарт отменяет и заменяет ГОСТ ИСО/ТО 12100-1-2001, ГОСТ ИСХУГО 12100-2-2002, в Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007, ГОСТ Р ИСО 12100-2-2007, ГОСТ Р 51344-99.

Основной целью настоящего стандарта является разработка общих принципов и руководящих указаний, позволяющих конструкторам создавать машины, отвечающие требованиям безопасности при их использовании по назначению. Настоящий стандарт определяет также стратегию для разработчиков других национальных стандартов.

Понятие «безопасность машин» включает в себя способность машины выполнять свою(и) функцию(и) в течение всего срока службы при адекватном (достаточном) снижении рисков.

Настоящий стандарт является основой для системы стандартов, имеющей следующую структуру:

-    стандарты типа А - основные стандарты по безопасности, устанавливающие основные понятия, принципы конструирования и общие положения, которые могут быть применены ко всем машинам;

-    стандарты типа В - общие стандарты по безопасности, рассматривающие один аспект безопасности или один тип защитного устройства, которое может использоваться для широкого класса машин:

-    стандарты типа В1 - стандарты по конкретным аспектам безопасности (например, по безопасным расстояниям, шумам, безопасной температуре поверхности и т.п.);

-    стандарты типа В2 - стандарты по защитным устройствам (например, по двуручным средствам управления, устройствам блокировки, датчикам давления, защитным ограждениям и т.п.);

- стандарты типа С - стандарты по безопасности машин, рассматривающие детализированные требования к безопасности отдельной машины или группы машин.

Настоящий стандарт является стандартом типа А.

V

ГОСТ ISO 12100-2013

Вопросы, рассматриваемые в разделах или подразделах настоящего стандарта, более подробно рассматриваются также в других стандартах типа А или В.

Если положения стандарта типа С отличаются от одного или нескольких положений настоящего стандарта или стандарта типа В, то приоритет принадлежит стандарту типа С.

Рекомендуется ввести основные положения настоящего стандарта в программы ку рсов обучения и в руководства для конструкторов, устанавливающие основную терминологию и общие методы конструирования.

При разработке настоящего стандарта были учтены требования ISO/IEC Ру ководство 51 (1].

VI

МЕЖГОСУДРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ Безопасность машин ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ Оценки риска и снижения риска Safety of machine tools - General principles for design -Risk assessment and risk reduction

Дата введении - 2015 - 01 - 01

I Область применении

Настоящий стандарт определяет основные термины и устанавливает методы и принципы оценки и снижения риска, способствующие обеспечению безопасности машин на стадии проектирования. Эти принципы основаны на знаниях и опыте конструирования, эксплуатации машин, на анализе неполадок, несчастных случаев и рисков, связанных с машинами и механизмами.

В стандарте описаны процедуры идентификации опасностей, качественной и количественной оценки рисков на протяжении всех фаз жизненного цикла машины и рекомендации по устранению опасностей или удовлетворительному снижению рисков. Даны руководящие указания по контролю и документальному оформлению процессов оценки и снижения риска.

В настоящем стандарте не рассматриваются вопросы, связанные с безопасностью домашних животных, нанесением ущерба имуществу или окружающей среде.

Примечание1-В приложении В в отдельных таблицах даны примеры опасностей, опасных ситуаций и опасных случаев с целью разъяснения упомянутых концепции и оказания помощи конструктору в процессе идентификации опасностей.

Примечание2 - Практическое использование нескольких методов для каждого этапа оценки риска описано в ISO 14121-2 [24]

II манне официальное

2 Нормаtiiиные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на нижеследующий международный стандарт. При использовании датированных ссылок следует принимать во внимание исключительно данную редакцию документа. Для недатированных ссылок используется последняя редакция нормативного документа, на который дается ссылка (с учетом всех внесенных поправок):

IEC 60204-1:2005 Безопасность оборудования. Электрооборудование машин. Часть 1. Общие требования (IEC 60204-1:2005, Safety of machinery - Electrical equipment of machines - Part 1: General requirements)

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов на территории государства по соотвстств) юшсм> указателю стандартов, составленном) по состоянию на 1 января текущего года, н по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем год). Если ссылочный стандарт изменен, то при пользовании настоящим стандартом следует рзководсгвоваться измененным стандартом, а при замене на другой стандарт - стандартом, действ) ющим вместо настоящего стандарта. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, нс затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определении

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    машина, механизмы (machine, machinery): Совокупность связанных между собой частей и устройств, как минимум один из которых движется, имеет соответствующий привод, органы управления и энергетические узлы, соединенные вместе для определенного применения.

Примечание!- Термины «машина» и «механизм» распространяются также на совокупность машин, которые для достижения конкретной цели компонуются и управляются таким образом, чтобы функционировать как единое целое

II р и м е ч а н и е 2 - В приложении А приведено общее схематическое изображение машины.

3.2    надежность (reliability): Способность машины или се компонентов безотказно выполнять установленные функции при определенных условиях в

ГОСТ ISO 121(H)-2013

течение установленного отрезка времени.

3.3    ремонтопригодность (maintainability): Свойство машины сохранять или восстанавливать работоспособность (при использовании по назначению) путем технического обслуживания и ремонта в соответствии с инструкцией для пользователей и установленной практикой с использованием предусмотренных для этого средств.

3.4    удобство использовании (usability): Простота эксплуатации машины, помимо прочего, благодаря свойствам и характеристикам, позволяющим легко понять се функцию (и).

3.5    вред здоровью (harm): Нанесение физической травмы или причинение ущерба здоровью человека.

3.6    опасность (hazard): Потенциальная угроза нанесения физической травмы или причинения вреда здоровью человека.

Примечание!- Термин «опасность» можно квалифицировать в соответствии с причиной его происхождения (например, механическая опасность, электрическая опасность) или характера потенциального повреждения (например, опасность поражения электрическим током, опасность пореза, опасность воздействия токсических веществ, опасность возгорания).

Прнмечание2 - Виды опасностей:

-    опасности, постоянно присутствующие в процессе использования машины по назначению (например, опасное перемещение подвижных элементов, дуговой разряд в процессе сварки, вредная для здоровья рабочая поза, эмиссия шума, высокая температура);

-    опасности, возникающие неожиданно (например, взрыв, опасность раздавливания вследствие неожнданного/непреднамеренного пуска, выбросы вследствие аварии, падение вследствие ускорения или замедления).

3.7    характерная опасность (relevant hazard): Опасность, присущая машине или неразрывно связанная с процессом ее эксплуатации.

Примечание!- Соответствующая опасность устанавливается как результат процесса, описанного в разделе 5

Примечание 2 - Этот термин входит в базовую терминологию стандартов типа В и типа С.

3.8    существенная опасность (significant hazard): Опасность, которая определяется как характерная и требует от конструктора особых действий по уст-

3

ГОСТ ISO 12100-2013

ранению или снижению риска в соответствии с его оценкой.

Примечание- Этот термин входит в базовую терминологию стандартов типов В

и С

3.9    опасный случай (hazardous event): Неожиданный случай, который может стать причиной нанесения физической травмы или причинения вреда здоровью человека.

Примечание- Опасный случай может быть кратковременным или происходить в течение длительного периода времени

3.10    опасная ситуация (hazardous situation): Обстоятельства, при которых человек подвергается, по меньшей мере, одной или нескольким опасностям.

Примечание- Результат опасной ситуации может проявиться сразу же или через некоторый промежуток времени.

3.11    опасная зона (hazard zone, danger zone): Любое пространство внутри машины или вокруг нее, в котором человек может подвергаться опасности.

3.12    риск (risk): Сочетание вероятности нанесения и степени тяжести возможных травм или другого вреда здоровью.

3.13    остаточный риск (residual risk): Риск, остающийся после принятия защитных мер.

П р и м е ч а н и е 1 - В настоящем стандарте различаются:

-    риск, остающийся после защитных мер, предпринятых конструктором,

-    риск, остающийся после всех предпринятых защитных мер

Г1 р и м е ч а н и е 2 - На рисунке 2 показаны шаги, которые должны предпринять конструктор и пользователь для обеспечения безопасной эксплуатации машины

3.14    предварительная оценка риска (risk estimation): Определение возможности и вероятности нанесения физической травмы или причинения серьезного вреда здоровью.

3.15    анализ риска (risk analysis): Изучение технических характеристик машины в части ограничений, идентификации опасности и предварительная оценка степени риска.

3.16    оценка степени риска (risk evaluation): Сделанное на основе анализа риска заключение о возможности его снижения.

4