Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

32 страницы

ISO/IEC 19788 определяет, основным образом, элементы метаданных и их атрибуты для описания образовательных ресурсов. Это включает в себя правила, регулирующие идентификацию элементов метаданных и спецификации атрибутов метаданных.

 Скачать PDF

Идентичен ISO/IEC 19788-5:2012

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Сокращения

5 Спецификация элемента данных

     5.1 Дата аннотации (DES0100)

     5.2 Текст аннотации (DES0200)

     5.3 Тип аннотации (DES0300)

     5.4 Язык аудитории (DES0400)

     5.5 Уровень аудитории (DES0500)

     5.6 Роль аудитории (DES0600)

     5.7 Дата участия (DES0700)

     5.8 Роль участника(DES0800)

     5.9 Оценка результатов по учебному плану (DES0900)

     5.10 Уровень учебного плана (DES1000)

     5.11 Спецификация учебного плана (DES1100)

     5.12 Тематика учебного плана (DES1200)

     5.13 Аннотация от пользователя (DES1300)

     5.14 Аннотатор (DES1400)

     5.15 Аудитория (DES1500)

     5.16 Аудитория (DES1600)

     5.17 Вклад (DES1700)

     5.18 Участник (DES1800)

     5.19 Используемый учебный план (DES1900)

     5.20 Используемая образовательная деятельность (DES2000)

     5.21 Вызванная деятельность (DES2100)

     5.22 Появление учебной деятельности (DES2200)

     5.23 Образовательный метод (DES2300)

     5.24 Образовательный метод (DES2400)

     5.25 Максимальный возраст (DES2500)

     5.26 Минимальный возраст (DES2600)

     5.27 Педагогическое отношение (DES2700)

     5.28 Тип педагогической деятельности (DES2800)

     5.29 Предпосылка (DES2900)

     5.30 Типовое время обучения (DES3000)

6 Определение класса ресурсов

     6.1 Класс ресурсов "Образовательный ресурс"

     6.2 Класс ресурсов "Персоны"

     6.3 Класс ресурсов "Аннотация"

     6.4 Класс ресурсов "Аудитория"

     6.5 Класс ресурсов "Вклад"

     6.6 Класс ресурсов "Учебный план"

     6.7 Класс ресурсов "Образовательная деятельность"

7 Предопределенные наборы данных

Приложение А (справочное) MRL—словари

Приложение В (справочное) Эквиваленты пользовательского интерфейса: ISO English, ISO French и ISO Russian

Приложение С (справочное) диаграмма спецификаций элемента данных ISO/IEC 19788-5

Приложение D (справочное) Схема перехода к MRL

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам

Список использованной литературы

 

32 страницы

Дата введения01.03.2017
Добавлен в базу01.02.2017
Актуализация01.01.2019

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

27.10.2015УтвержденМежгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации81-П
26.04.2016УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии280-ст
ИзданСтандартинформ2016 г.
РазработанФГБОУ ВПО Московский государственный технологический университет СТАНКИН

Information technology. Learning, education and training. Metadata for learning resources. Part 5. Educational elements

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ГОСТ

ISO/IEC 19788-5-

2015

Информационные технологии

ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА МЕТАДАННЫЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

РЕСУРСОВ

Часть 5

Образовательные элементы

(ISO/IEC 19788-5:2012, ЮТ)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2016

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный технологический университет «СТАНКИН» на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 5

2    ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт)

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 октября 2015 г. № 81-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Код страны по МК(ИСО 3166) 004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Молдова

MD

Молдова-Стандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 апреля 2016 г. № 280-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO/IEC 19788-5—2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

5    Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO/IEC 19788-5:2012 Information technology — Learning, education and training — Metadata for learning resources — Part 5: Educational elements (Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Метаданные для образовательных ресурсов. Часть 5. Образовательные элементы).

Перевод с английского языка (еп).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА.

Степень соответствия — идентичная (ЮТ)

6    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ, 2016

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Уточнение

Пример(ы)

ISO_IEC_19788-5:2012::VA.2:T020 (посредник)

Примечание(я)

ID: RS_DES0300

Rule_ID

Правило объявления/Пример(ы) и Примечание(я)

01

Строка MRL (ISOJECJ9788-1:2011 ::PRS0001)

02

Идентификатор термина из ISO_IEC_19788-5:2012::VA.5 “Тип аннотации”

5.7 Дата участия (DES0700)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISOJECJ9788-5:DES0700

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Дата участия (contribution date)

Определение

Дата участия

Лингвистический индикатор

неязыковой

Домен

Вклад

(ISO_IEC_19788-5:RC0003)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

ISO_IEC_19788-1:2011 ::PRS0002 (Дата)

Уточнение

Пример(ы)

1995-04-13

Примечание(я)

5.8 Роль участника (DES0800)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISOJECJ9788-5:DES0800

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Роль участника (contributor role)

Определение

характер участия субъекта/субъектов в процессе создания ресурса

Лингвистический индикатор

неязыковой

Домен

Вклад

(ISOJECJ9788-5:RC0003)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

RS_DES0800

Уточнение

Пример(ы)

ISOJECJ9788-5:2012::VA2.1 :Т010 (автор)

Примечание(я)

ID: RS_DES0300

RuleJD

Правило объявления/Пример(ы) и Примечание(я)

01

Строка MRL (ISO_IEC_19788-1:2011::PRS0001)

02

Идентификатор термина из ISO_IEC_19788-5:2012::VA.5 “Роль агента”

5.9 Оценка результатов по учебному плану (DES0900)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISOJECJ9788-5:DES0900

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Оценка результатов по учебному плану (curriculum assessment)

Определение

описание оценочной деятельности или ресурса, используемого для установления результата образовательного курса

Лингвистический индикатор

языковой

Домен

Учебный план (ISOJECJ9788-5:RC0004)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

ISO_IEC_19788-1:2011 ::PRS0001 (Строка MLR)

Уточнение

Пример(ы)

Написать эссе, состоящее из 3000 слов о текущих событиях в Северной Африке и на Ближнем Востоке

Примечание(я)

В данном стандарте, оценка является формальной деятельностью, связанной с достижением в освоении учебной программы. Оценка также может быть связана с учебной деятельностью, и в этом случае в прикладной профиль MLR можно ввести соответствующую спецификацию элемента данных.

5.10 Уровень учебного плана (DES1000)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISOJECJ9788-5:DES1 ООО

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Уровень учебного плана (curriculum level)

Определение

уровень прогресса через освоение учебной программы, который определяется юрисдикционным доменом или поставщиком услуг

Лингвистический индикатор

языковой

Домен

Учебный план (ISOJECJ 9788-5:RC0004)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

ISOJECJ9788-1:2011 ::PRS0001 (Строка MLR)

Уточнение

Пример(ы)

4 класс начальной школы

Примечание(я)

5.11 Спецификация учебного плана (DES1100)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-5:DES1100

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Спецификация учебного плана (curriculum specification)

Определение

структурированный план, описывающий образовательную программу

Лингвистический индикатор

языковой

Домен

Учебный план (ISO_IEC_19788-5:RC0004)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

ISO_IEC_19788-1:2011 ::PRS0001 (Строка MLR)

Уточнение

Пример(ы)

Канадский учебный план для пятого класса по математике

Примечание(я)

5.12 Тематика учебного плана (DES1200)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-5:2012: :DES1200

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Тематика учебного плана (curriculum topic)

Определение

описание предметной области учебного плана, в соответствии с категориями дисциплин, программой исследования, набором компетенций или рамками учебной программы

Лингвистический индикатор

языковой

Домен

Учебный план (ISO_IEC_19788-5:RC0004)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

ISO_IEC_19788-1:2011 ::PRS0001 (Строка MLR)

Уточнение

Пример(ы)

Пример 1

Наука (URI: psi.udir.no/LK06/fagkategоri/FKAT500)

Пример 2

Определить чувства и описать, как люди используют их, чтобы производить наблюдения

Примечание(я)

5.13 Аннотация от пользователя (DES1300)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-5:DES1300

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Аннотация от пользователя (has annotation)

Определение

краткий текстовый комментарий или пояснение об образовательном ресурсе от пользователя, участника внедрения или разработки

Лингвистический индикатор

неязыковой

Домен

Образовательный ресурс (ISO_IEC_19788-1 :RC0002)

Диапазон

Аннотация (ISO_IEC_19788-5:2012::RC0001)

Правила содержания значения

Уточнение

Пример(ы)

Примечание(я)

Этот элемент может быть использован автором для того, чтобы пояснить план использования образовательного ресурса.

5.14 Аннотатор (DES1400)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-5:DES1400

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Аннотатор (has annotator)

Определение

Лингвистический индикатор

неязыковой

Домен

Аннотация

(ISO_IEC_19788-5:RC0001)

Диапазон

Персона

(ISO_IEC_19788-1:2010::RC0003)

Правила содержания значения

Уточнение

Пример(ы)

Примечание(я)

5.15 Аудитория (DES1500)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-5:DES1500

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Аудитория (has audience)

Определение

Лицо, для которого предназначен или полезен образовательный ресурс

Лингвистический индикатор

неязыковой

Домен

Образовательный ресурс (ISO_IEC_19788-1 :RC0002)

Диапазон

Аудитория

(ISO_IEC_19788-5:2012: :RC0002)

Правила содержания значения

Уточнение

Пример(ы)

Примечание(я)

Элемент данных не следует путать с элементом DES1600, чей домен ISO_IEC_19788-5:RC0005 (Образовательная деятельность).

5.16 Аудитория (DES1600)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-5:DES1600

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Аудитория (has audience)

Определение

Лицо, для которого предназначен или полезен образовательный ресурс

Лингвистический индикатор

неязыковой

Домен

Образовательная деятельность (ISOJECJ 9788-5:RC0005)

Диапазон

Аудитория

(ISO_IEC_19788-5:2012::RC0002)

Правила содержания значения

Уточнение

Пример(ы)

Примечание(я)

Элемент данных не следует путать с элементом DES1500, чей домен ISO_IEC_19788-1: 2011 ::RC0002 (Образовательный ресурс).

5.17 Вклад (DES1700)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISOJECJ 9788-5:DES1700

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Вклад (has contribution)

Определение

вклад в конкретизацию образовательного ресурса

Лингвистический индикатор

неязыковой

Домен

Образовательный ресурс (ISOJECJ 9788-1 :RC0002)

Диапазон

Вклад

(ISO_IEC_19788-5:RC0003)

Правила содержания значения

Уточнение

Пример(ы)

Примечание(я)

5.18 Участник (DES1800)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-5:DES1800

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Участник (has contributor)

Определение

лицо (т. е. лицо, организация), которое вносит вклад в развитие ресурса

Лингвистический индикатор

неязыковой

Домен

Вклад

(ISO_IEC_19788-5:RC0003)

Диапазон

Персона

(ISO_IEC_19788-1 :RC0003)

Правила содержания значения

Уточнение

Пример(ы)

Примечание(я)

5.19 Используемый учебный план (DES1900)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-5:DES1900

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Используемый учебный план (has curriculum)

Определение

структурированный план, описывающий образовательную программу, в рамках которой используется образовательный ресурс

Лингвистический индикатор

неязыковой

Домен

Образовательный ресурс (ISO_IEC_19788-1 :RC0002)

Диапазон

Учебный план (ISO_IEC_19788-5:RC0004)

Правила содержания значения

Уточнение

Пример(ы)

Примечание(я)

5.20 Используемая образовательная деятельность (DES2000)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-5:DES2000

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Используемая образовательная деятельность (has learning activity)

Определение

учебная деятельность, в рамках которой используется образовательный ресурс

Лингвистический индикатор

неязыковой

Домен

Образовательный ресурс (ISO_IEC_19788-1 :RC0002)

Диапазон

Образовательная деятельность (ISO_IEC_19788-5:RC0005)

Правила содержания значения

Уточнение

Пример(ы)

Примечание(я)


5.21 Вызванная деятельность (DES2100)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-5:DES2100

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Вызванная (каким-либо фактором) деятельность (induced activity)

Определение

ожидаемое поведение учащегося при использовании образовательного ресурса

Лингвистический индикатор

языковой

Домен

Образовательная деятельность (ISO_IEC_19788-5:RC0005)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

ISO_IEC_19788-1 :PRS0001 (Строка MLR)

Уточнение

Пример(ы)

Продемонстрировать цифровую грамотность в группе сверстников

Примечание(я)

Рекомендуется использование эквивалентов терминов из ISO_ 1ЕС_19788- 5: VA.3 “вызванная деятельность”.

5.22 Появление учебной деятельности (DES2200)


Спецификация элемента данных Идентификатор


ISO IEC 19788-5:DES2200


Атрибуты элементов данных

Название объекта

Появление учебной деятельности (Learning activity occurrence)

Определение

учебная деятельность, в рамках которой используется образовательный ресурс

Лингвистический индикатор

языковой

Домен

Образовательная деятельность (ISOJECJ9788-5:RC0005)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

ISO_IEC_19788-1 :PRS0001 (Строка MLR)

Уточнение

Пример(ы)

Экскурсия в Помпеи, сентябрь 2011 года

Примечание(я)

5.23 Образовательный метод (DES2300)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISOJEC J9788-5:DES2300

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Образовательный метод (Learning method)

Определение

Процесс, используемый, чтобы породить знания, умения и навыки

Лингвистический индикатор

языковой

Домен

Образовательная деятельность (ISOJECJ9788-5:RC0005)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

ISO_IEC_19788-1 :PRS0001 (Строка MLR)

Уточнение

Пример(ы)

Открытый семинар

Примечание(я)

1    Элемент данных не следует путать с элементом DES2400, чей домен ISOJECJ9788-2:2011 ::RC0002 (Образовательный ресурс).

2    Рекомендуется использование эквивалентов терминов из ISO_IEC_19788- 5:2012::VA.4 “образовательный метод”

5.24 Образовательный метод (DES2400)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISOJECJ 9788-5:DES2400

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Образовательный метод (Learning method)

Определение

Процесс, используемый, чтобы породить знания, умения и навыки

Лингвистический индикатор

языковой

Домен

Образовательный ресурс (ISOJECJ9788-2:RC0002)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

ISO_IEC_19788-1 :PRS0001 (Строка MLR)

Уточнение

Пример(ы)

Эссе, с элементами самопроверки

Примечание(я)

1    Элемент данных не следует путать с элементом DES2300, чей домен ISO_IEC_19788-5:RC0005 (Образовательная деятельность).

2    Рекомендуется использование эквивалентов терминов из ISO_ 1ЕС_19788- 5: VA.4 “образовательный метод”.

5.25 Максимальный возраст (DES2500)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISOJECJ9788-5:DES2500

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Максимальный возраст (maximum age)

Определение

Максимально допустимый возраст человека, для которого предназначен образовательный ресурс

Лингвистический индикатор

языковой

Домен

Аудитория

(ISOJECJ 9788-5:RC0002)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

RS_DES2500

Уточнение

Пример(ы)

10

Примечание(я)

ID: RS_DES2500

RuleJD

Правило объявления/Пример(ы) и Примечание(я)

01

Строка MRL (ISO_IEC_19788-1 :PRS0001)

02

Является положительным целым числом.

5.26 Минимальный возраст (DES2600)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISOJECJ 9788-5:DES2600

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Минимальный возраст (minimum age)

Определение

Минимально допустимый возраст человека, для которого предназначен образовательный ресурс

Лингвистический индикатор

языковой

Домен

Аудитория

(ISO_IEC_19788-5: RC0002)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

RS_DES2600

Уточнение

Пример(ы)

10

Примечание(я)

ID: RS_DES2500

Rule_ID

Правило объявления/Пример(ы) и Примечание(я)

01

Строка MRL (ISO_IEC_19788-1:2011 ::PRS0001)

02

Является неотрицательным целым числом.

5.27 Педагогическое отношение (DES2700)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-5:DES2700

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Педагогическое отношение (Pedagogical relation)

Определение

Связанная педагогическая деятельность

Лингвистический индикатор

языковой

Домен

Образовательная деятельность (ISO_IEC_19788-5:RC0005)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

ISO_IEC_19788-1:2011 ::PRS0001 (Строка MLR)

Уточнение

ISO_IEC_19788-2:2011 ::DES1300 (связь)

Пример(ы)

Подготовка к экскурсии

Примечание(я)

5.28 Тип педагогической деятельности (DES2800)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-5: DES2800

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Тип педагогической деятельности (Pedagogical type)

Определение

педагогические характеристики, связанные с видом контента образовательного ресурса

Лингвистический индикатор

языковой

Домен

Образовательная деятельность (ISO_IEC_19788-5: RC0005)

Диапазон

Литерал (буквенный)

ГОСТ ISO/IEC 19788-5—2015

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины и определения...............................................................2

4    Сокращения.........................................................................3

5    Спецификация элемента данных........................................................3

5.1    Дата аннотации (DES0100).........................................................4

5.2    Текст аннотации (DES0200).........................................................4

5.3    Тип аннотации (DES0300)..........................................................5

5.4    Язык аудитории (DES0400).........................................................5

5.5    Уровень аудитории (DES0500).......................................................6

5.6    Роль аудитории (DES0600).........................................................6

5.7    Дата участия (DES0700)............................................................7

5.8    Роль участника (DES0800)..........................................................7

5.9    Оценка результатов по учебному плану (DES0900)......................................8

5.10    Уровень учебного плана (DES1000).................................................8

5.11    Спецификация учебного плана (DES1100)............................................9

5.12    Тематика учебного плана (DES1200)................................................9

5.13    Аннотация от пользователя (DES1300)..............................................10

5.14    Аннотатор (DES1400)............................................................10

5.15    Аудитория (DES1500)............................................................10

5.16    Аудитория (DES1600)............................................................11

5.17    Вклад (DES1700)................................................................11

5.18    Участник (DES1800).............................................................12

5.19    Используемый учебный план (DES1900)............................................12

5.20    Используемая образовательная деятельность (DES2000)..............................13

5.21    Вызванная деятельность (DES2100)................................................13

5.22    Появление учебной деятельности (DES2200)........................................13

5.23    Образовательный метод (DES2300)................................................14

5.24    Образовательный метод (DES2400)................................................14

5.25    Максимальный возраст (DES2500).................................................15

5.26    Минимальный возраст (DES2600)..................................................15

5.27    Педагогическое отношение (DES2700)..............................................16

5.28    Тип педагогической деятельности (DES2800)........................................16

5.29    Предпосылка (DES2900).........................................................17

5.30    Типовое время обучения (DES3000)................................................17

6    Определение класса ресурсов.........................................................18

6.1    Класс ресурсов «Образовательный    ресурс»..........................................18

6.2    Класс ресурсов «Персоны»........................................................18

6.3    Класс ресурсов «Аннотация».......................................................18

6.4    Класс ресурсов «Аудитория».......................................................18

6.5    Класс ресурсов «Вклад»..........................................................18

6.6    Класс ресурсов «Учебный план»....................................................19

6.7    Класс ресурсов «Образовательная    деятельность».....................................19

7    Предопределенные наборы данных....................................................19

Приложение А (справочное) MRL—словари...............................................20

Приложение В (справочное) Эквиваленты пользовательского интерфейса: ISO English, ISO French

и ISO Russian............................................................23

Приложение С (справочное) Диаграмма спецификаций элемента данных ISO/IEC 19788-5 ........24

Приложение D (справочное) Схема перехода к MRL.........................................25

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии межгосударственных стандартов

ссылочным международным стандартам....................................26

Список использованной литературы......................................................27

Правила содержания значения

ISO_IEC_19788-1:2011 "PRS0001 (Строка MLR)

Уточнение

Пример(ы)

Пример 1. Семинар Пример 2. Лекция

Примечание^)

Элемент данных не следует путать с элементом ISO_IEC_19788- 2:2011::DES0800 (тип)

5.29 Предпосылка (DES2900)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-5: DES2900

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Предпосылка (Prerequisite)

Определение

требуется в качестве предварительного условия

Лингвистический индикатор

языковой

Домен

Образовательный ресурс (ISO_IEC_19788-2: RC0002)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

ISO_IEC_19788-1:2011 ::PRS0001 (Строка MLR)

Уточнение

Пример(ы)

Введение в срочную медицинскую помощь

Примечание(я)

5.30 Типовое время обучения (DES3000)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-5: DES3000

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Типовое время обучения (typical learning time)

Определение

Время, необходимое типовой целевой аудитории на освоение объекта обучения.

Лингвистический индикатор

неязыковой

Домен

Образовательная деятельность (ISO_IEC_19788-5: RC0005)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

ISOJECJ9788-1: PRS0004 (Длительность)

Уточнение

Пример(ы)

РТЗМ

Примечание(я)

Элемент данных не следует путать с элементом ISO_IEC_19788-4: DES0300 (длительность) “Типовое время рассчитывается, когда образовательный ресурс изучался непрерывно и на положенной скорости”

Введение

Основная цель стандарта ISO/IEC 19788 состоит в том, чтобы облегчить: (1) описание образовательного ресурса, используя основанный на стандартах подход к идентификации и спецификации элементов метаданных, требуемых для описания образовательного ресурса; (2) поиск, открытие, приобретение, оценку и использование образовательных ресурсов, например учениками, преподавателями или автоматизированными процессами программного обеспечения. Способность к взаимодействию этих функций может быть достигнута посредством сбора данных или объединенных процессов поиска, либо других технологий и решений. Стандарт ISO/IEC 19788 основан на идентифицированных пользовательских требованиях.

Данный стандарт с последующими частями представляет собой модульную структуру, соответствующую заданным наборам пользовательских требований к идентификации и спецификации элементов метаданных, имеющих конкретную направленность и целевое использование в описании образовательного ресурса. Набор включает в себя категории элементов метаданных, сосредоточенных на технической точке зрения, педагогических аспектов, объектов интеллектуальной собственности, привязок и т. д.

Учебные элементы, определенные в настоящем стандарте, предоставляют собой инструментарий для описания образовательных ресурсов, их использования в образовательной деятельности, связи с учебными планами или программами обучения и с конкретными целевыми группами и т. д.

В данной части стандарт представляет набор элементов данных для описания использования образовательных ресурсов. В области информационных технологий для обучения, образования и подготовки (ITLET), образовательные ресурсы часто используются для получения конкретного результата, который может быть описан в той или иной форме, например, в рамках курса обучения, плана урока, учебной программы и т. д. Информация о ресурсе может включать в себя его тематику и вид, часто связанные с определенным образовательным уровнем, а иногда и с соответствующим описанием метода преподавания. Кроме того, результаты обучения также могут быть измерены или установлены с помощью той или иной формы оценки.

Элементы данных, определенные в данной части стандарта, могут быть использованы в сочетании с элементами из других частей этого стандарта, и/или в сочетании с элементами из других стандартов, таких как набор метаданных элементов из Дублинского ядра, IEEE 1484.12.1-2002 Learning Object Metadata (LOM) или других схем метаданных. Рекомендуется в качестве отправной точки, которая может быть дополнительно уточнена путем добавления данных об элементах из других авторитетных источников и пользовательских сообществ.

IV

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Информационные технологии

ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА МЕТАДАННЫЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Часть 5

Образовательные элементы

Information technologies. Learning, education and training. Metadata for learning resources.

Part 5. Educational elements

Дата введения — 2017—03—01

1    Область применения

ISO/IEC 19788 определяет, основным образом, элементы метаданных и их атрибуты для описания образовательных ресурсов. Это включает в себя правила, регулирующие идентификацию элементов метаданных и спецификации атрибутов метаданных.

Эти метаданные элемента используются для формирования описания образовательного ресурса, т. е. записи MLR (метаданные образовательного ресурса).

В этой части ISO/IEC 19788 указываются различные вариации описания образовательных ресурсов в учебных, культурных и языковых аспектах, используя первую часть стандарта ISO/IEC 19788: Framework.

2    Нормативные ссылки

Для применения настоящего стандарта необходимы следующие ссылочные документы. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного документа. Для недатированных ссылок применяют последнее издание ссылочного документа (включая все его изменения)

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ISO 639-2:1998, Codes for the representation of names of languages — Part 2: Alpha-3 code/Codes pour la representation des noms de langue — Partie 2: Code alpha-3 (Коды для представления названий языков. Часть 2. Код Альфа-3)

ISO 639-3:2007, Codes for the representation of names of languages — Part 3: Alpha-3 code for comprehensive coverage of languages (Коды для представления названий языков. Часть 3. Код Альфа-3 для всестороннего охвата языков)

ISO/IEC 10646:2003, Information technology — Universal Multiple-Octet Coded Character Set (UCS) (Информационные технологии. Универсальный многооктетный набор кодированных символов)

ISO/IEC 19788-1:2011, Information technology — Metadata for learning resources — Part ^Framework (Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Метаданные для образовательного ресурса. Часть 1. Структура)

ISO/IEC 19788-2:2011, Information technology — Information technology — Metadata for learning resources — Part 2: Dublin Core elements Framework (Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Метаданные для образовательного ресурса. Часть 2. Элементы дублинского ядра)

Издание официальное

3 Термины и определения

Для целей данного стандарта приведены следующие термины:

3.1    аудитория (audience): Набор лиц, для которых образовательный ресурс (3.6) предназначен или полезен.

3.2

значение содержимого (content value): Информация, записанная в качестве содержимого элементов данных (ISO/IEC 19788-1:2011, 3.11), в соответствии со спецификацией элементов данных (ISO/IEC 19788-1:2011,3.14).

[ISO/IEC 19788-1:2011,3.10]

3.3

определение (definition): Представление понятия посредством его описания, которое необходимо для того, чтобы отличать его от смежных понятий.

[ISO 1087-1:2000, 3.3.1]

область (сфера) элемента данных (domain): Класс ресурсов (ISO/IEC 19788-1:2011,3.30), ресурсы которого (3.30) описываются рассматриваемыми элементами данных (ISO/IEC 19788-1:2011,3.11). [ISO/IEC 19788-1:2011,3.16]


3.4

идентификатор (identifier): Последовательность символов, способных однозначно идентифицировать сущность (ISO/IEC 19788-1:2011,3.17).

Примечания

1    Идентификатор лингвистически нейтрален, не требует перевода.

2    Идентификатор может быть составным, т. е. уникальный идентификатор может состоять из двух или более идентификаторов и /или других элементов данных, которые основаны на правилах и которые вместе служат «единым» идентификатором.

[ISO/IEC 19788-1:2011,3.19]


3.5

образовательный ресурс (learning resource): Ресурс (ISO/IEC 19788-1:2011, 3.30), используемый для образования, обучения и подготовки кадров.

[ISO/IEC 19788-1:2011,3.19]


3.6

имя (name): обозначение объекта путем языкового выражения [ISO/IEC 11179-1:2004 (3.2.21)]


3.7

3.8

диапазон (range) (элемента данных): Класс ресурсов, которому принадлежит значение (ISO/IEC 19788-1:2011, 3.10) элемента данных (ISO/IEC 19788-1:2011, 3.11) или набор литералов (ISO/IEC 19788-1:2011,3.21), содержащий строку представления допустимых значений рассматриваемого элемента данных. [ISO/IEC 19788-1:2011,3.28]


ГОСТ ISO/IEC 19788-5—2015

3.9

уточнение (refine): Наличие у спецификации элемента данных связанных свойств, которые является подсвойствами связанного с ней свойства.

Примечания

1    Это означает, что значение атрибута области первой спецификации элемента данных является идентичной или собственным подмножеством значений атрибутов области второй спецификации элемента данных. А также, что значение диапазона первой спецификации элемента данных является идентичным или собственным подмножеством значению диапазона второй спецификации элемента данных.

2    Элементы данных первой спецификации элемента данных уточняют элементы данных второй спецификации элемента данных.

Примеры

1    Свойство «быть сыном» уточняет свойство «быть ребенком».

2    Свойство «иметь мать» уточняет свойство «иметь родителя».

[ISO/IEC 19788-1:2011,3.29]

3.10

класс ресурсов (resource class): Набор ресурсов (ISO/IEC 19788-1:2011,3.30), который может быть идентифицирован путем перечисления или описания границ и значений и чьи свойства и поведение используют одни и те же правила (ISO/IEC 19788-1:2011,3.32).

Примечания

1    Класс ресурсов имеет следующие атрибуты:

-    идентификатор;

-    имя;

-    определение;

-    подкласс [многократное наследование];

-    примечание.

Пример — Образовательный ресурс (набор всех ресурсов обучения), Человек (компания всех людей), Права (набор всех прав объектов), и Документ (набор всех документов).

2    Адаптировано из определения “объект класса” из ISO/IEC 11179-1:2004, 3.3.22.

[ISO/IEC 19788-1:2011,3.31]

3.11

набор правил (rules set): Определенные и предварительно установленные правила (ISO/IEC 19788-1:2011, 3.32), используемые совместно.

[ISO/IEC 19788-1:2011,3.33]

4    Сокращения

Следующие символы, сокращения и аббревиатуры используются в этом документе:

DCMI — инициативы метаданных Dublin Core;

DES — спецификация элемента данных;

LOM — метаданные объекта обучения;

MLR — метаданные образовательных ресурсов;

PRS — предопределенный набор правил;

RC — класс ресурсов;

URI — уникальный идентификатор ресурса;

URN — уникальное имя ресурса.

5    Спецификация элемента данных

Все атрибуты спецификации элементов данных приводятся в пункте 6.2 ISO/IEC 19788-1 Framework, также в данном разделе приведены идентификаторы спецификации элемента данных

3

(DES). Примерами таких уникальных идентификаторов являются «ISO_IEC_19788-2:2011::DES0020», «ISO_IEC_19788-5: 2012 :: DES0100» и т. д. При технической реализации часто требуется отображение идентификаторов DES, определенных в этой (и других частях стандарта ISO/IEC 19788) в HTTP URI, в соответствии с правилами, приведенными в примечании к правилу [R0004], для удобства приведенных в полном объеме:

«Для привязки идентификаторов используется карта URI, как это определено в IETF RFC 5141 ((URN) для Международной организации по Стандартизации (ИСО)). Пространство имен, связанных со стандартом ISO/IEC 19788, основывается на IETF RFC 5141, предлагаемый процесс для определения идентификатора описан в разделе 2.8. Например, это часть стандарта ISO/IEC 19788 (издание 1) представляет собой документ с идентификатором urn:iso:std:isoiec: 19788.-1:ed-1:en соответствует HTTP URI http://standards.iso.org/isoiec/19788/-1/ed-1/en/(использование URN iso:std:iso-iec.l9788.-1:ed-1 :en также возможно)».

Например, URI для MLR 5 элемент данных ISO_IEC_19788-5:2012::DES0200, Текст аннотации, будет иметь вид http://standards.iso.org/iso-iec/19788/-5/ed-1/en/DES0200.

Диапазон атрибутов элементов данных может быть представлен либо как класс ресурсов, либо как набор литералов. Классы ресурсов определены в разделе 6.

В следующих разделах спецификации элементов данных перечислены в алфавитном порядке. Графическое представление спецификации элементов данных представлено в Приложении.

5.1 Дата аннотации (DES0100)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-5:DES0100

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Дата аннотации (annotation date)

Определение

Дата создания аннотации

Лингвистический индикатор

неязыковой

Домен

Аннотация

(ISO_IEC_19788-5:RC0001)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

ISO_IEC_19788-1:2011::PRS0002 (Дата)

Уточнение

Пример(ы)

2005-08-07

Примечание(я)

5.2 Текст аннотации (DES0200)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-5:DES0200

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Текст аннотации (annotation text)

Определение

текстовой комментарий о правилах использования образовательного ресурса

Лингвистический индикатор

языковой

Домен

Аннотация

(ISO_IEC_19788-5:RC0001)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

ISO_IEC_19788-1:2011 ::PRS0001 (Строка MLR)

Уточнение

Пример(ы)

Является полезным при осуществлении работы над ошибками

Примечание(я)

5.3 Тип аннотации (DES0300)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-5:DES0300

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Тип аннотации (annotation type)

Определение

Тип представленной аннотации

Лингвистический индикатор

неязыковой

Домен

Аннотация

(ISO_IEC_19788-5:RC0001)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

RS_DES0300

Уточнение

Пример(ы)

ISO_IEC_19788-5:2012::VA.5:T040 (надежность)

Примечание(я)

ID: RS_DES0300

Rule_ID

Правило объявления/Пример(ы) и Примечание^)

01

Строка MRL (ISO_IEC_19788-1:2011 ::PRS0001)

02

Идентификатор термина из ISO_IEC_19788-5:2012::VA.5 “Тип аннотации”

5.4 Язык аудитории (DES0400)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-5:DES0400

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Язык аудитории (audience language)

Определение

Язык людей, составляющих аудиторию

Лингвистический индикатор

неязыковой

Домен

Аудитория

(ISO_IEC_19788-5:RC0002)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

RS_DES0400

Уточнение

Пример(ы)

fra (French) eng (English)

Примечание(я)

ID: RS_DES0400

RuleJD

Правило объявления/Пример(ы) и Примечание(я)

01

Строка MRL (ISO_IEC_19788-1:2011 ::PRS0001)

02

Если элемент можно найти на предложенном языке, использовать трехбуквенный код из ISO 639-2/Т, иначе использовать трехбуквенный код из ISO 639-3.

5.5 Уровень аудитории (DES0500)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISO_IEC_19788-5:DES0500

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Уровень аудитории (audience level)

Определение

Уровень подготовки (прогресса) аудитории

Лингвистический индикатор

языковой

Домен

Аудитория

(ISO_IEC_19788-5:RC0002)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

ISO_IEC_19788-1:2011 ::PRS0001 (Строка MLR)

Уточнение

Пример(ы)

Детский сад

Примечание(я)

Этот элемент может быть использован для целевой аудитории или любой другой аудитории, для которой образовательный ресурс может быть полезен

5.6 Роль аудитории (DES0600)

Спецификация элемента данных

Идентификатор

ISOJECJ 9788-5:DES0600

Атрибуты элементов данных

Название объекта

Роль аудитории (audience role)

Определение

Функция аудитории, для которой предназначен или полезен данный образовательный ресурс

Лингвистический индикатор

неязыковой

Домен

Аудитория

(ISO_IEC_19788-5:2012: :RC0002)

Диапазон

Литерал (буквенный)

Правила содержания значения

RS_DES0600