Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

36 страниц

487.00 ₽

Купить ГОСТ IEC 60335-2-34-2016 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает требования безопасности герметизированных мотор-компрессоров герметичного или полугерметичного типа, их систем защиты и управления (при наличии), которые предназначены для использования с оборудованием для бытовых и аналогичных целей и которые соответствуют стандартам, применяемым к подобному оборудованию. Требования стандарта применяют к мотор-компрессорам, испытываемым отдельно при наиболее жестких условиях, которые могут возникнуть при нормальной эксплуатации, номинальным напряжением не более 250 В-для однофазных мотор-компрессоров и 480 В-для других мотор-компрессоров.

 Скачать PDF

Идентичен IEC 60335-2-34(2015)

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие требования

5 Общие условия испытаний

6 Классификация

7 Маркировка и инструкции

8 Защита от доступа к токоведущим частям

9 Пуск электромеханических приборов

10 Потребляемая мощность и ток

11 Нагрев

12 Свободен

13 Ток утечки и электрическая прочность при рабочей температуре

14 Динамические перегрузки по напряжению

15 Влагостойкость

16 Ток утечки и электрическая прочность

17 Защита от перегрузки трансформаторов и соединенных с ними цепей

18 Износостойкость

19 Ненормальная работа

20 Устойчивость и механические опасности

21 Механическая прочность

22 Конструкция

23 Внутренняя проводка

24 Компоненты

25 Присоединение к источнику питания и внешние гибкие шнуры

26 Зажимы для внешних проводов

27 Заземление

28 Винты и соединения

29 Воздушные зазоры, пути утечки и непрерывная изоляция

30 Теплостойкость и огнестойкость

31 Стойкость к коррозии

32 Радиация, токсичность и подобные опасности

Приложения

Приложение С (обязательное) Испытание электродвигателей на старение

Приложение D (обязательное) Устройства тепловой защиты двигателей

Приложение АА (обязательное) Испытания при перегрузках мотор-компрессоров, классифицированных как испытываемые в соответствии с приложением АА

Приложение ВВ (обязательное) Испытания на совместимость изоляции проводов обмоток

Приложение СС (обязательное) Испытания на совместимость шнура крепления обмотки и изоляции

Приложение DD (обязательное) Безискровые "n" электрические устройства

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов межгосударственным стандартам

Библиография

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

ГОСТ

IEC 60335-2-34-2016

Бытовые и аналогичные электрические приборы.

Безопасность

Часть 2-34

ЧАСТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МОТОР-КОМПРЕССОРАМ

(IEC 60335-2-34:2015, ЮТ)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2016

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия. обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью «МП Сертификационная лаборатория бытовой электротехники ТЕСТБЭТ» (ООО «ТЕСТБЭТ») в рамках Технического комитета по стандартизации ТК 19 «Электрические приборы бытового назначения» на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2    ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 29 марта 2016 г. № 86-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны no МК (ИСО 3166) 004—97

Код страны по МК(ИСО 3166)004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

8Y

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2016 г. № 1529-ст межгосударственный стандарт ГОСТ IEC 60335-2-34-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2017 г.

5    Настоящий стандарт идентичен международному стандарту IEC 60335-2-34:2015 «Бытовые и аналогичные электрические приборы Безопасность. Часть 2-34. Частные требования к мотор-компрессорам». издание 5.1 («Household and similar electrical appliances — Safety — Part 2-34: Particular requirements for motor-compressors». IDT).

Международный стандарт разработан Международной электротехнической комиссией (IEC).

Официальные экземпляры международного стандарта, на основе которого подготовлен настоящий межгосударственный стандарт, имеются в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

6    ВЗАМЕН ГОСТ IEC 60335-2-34-2012

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты» (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (mvw gost.ru)

О Стандартинформ. 2016

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен. тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ IEC 60335-2-34-2016

Условия ненормальной работы воспроизводят по одному.

Соответствие требованиям результатов испытаний по 19.11 и 19.12 оценивают по 19.13. Соответствие требованиям результатов испытаний по 19.101. 19.102 и 19.103 оценивают по 19.104. Соответствие требованиям резулылатов испьипаний по приложению АА оценивают по приложению АА.

19.2—19.10. Не применяют.

19.11.2    Дополнение

Для имитации условий отказа, мотор-компрессор с электронной схемой работает в условиях раздела АА 5 присоединенный к замещающему контуру охлаждения по рисунку АА. 1. Применяемая температура конденсации должна быть на 5 К ниже той. которая вызвала срабатывание защитной электронной цепи мотор-компрессора или остановку мотор-компрессора при испытании по разделу АА. 5.

19.11.3    Замена

Если мотор-компрессор классифицируют как защищенный защитной электронной цепью и если эта защитная электронная цепь обеспечивает соответствие требованиям раздела 19 и приложения АА, испытания по 19.101, 19.102. 19.103 и приложению АА повторяют, при этом имитируют единичную неисправность, как указано в 19.11.2. перечисления а) — д).

Однако испытания по приложению АА не повторяют, если во время испытаний по приложению АА для мотор-компрессоров классифицированных как испытываемые по приложению АА, система защиты мотор-компрессора не сработала Испытания по приложению АА также не повторяют на мотор-компрессорах, классифицированных как не испытываемые по приложению АА

19.11.4    Дополнение

Если испытания должны быть проведены, их следует проводить на конечной продукции.

Примечание 101 — Проведение данных испытаний по настоящему стандарту не обязательно, поскольку они выполняются на конечном оборудовании

19.13    Дополнение

Если мотор-компрессор предназначен для использования воспламеняющихся хладагентов, и если при испытании по 19.11.2 и 19.11.3 какие-либо компоненты генерируют искры или создают дугу, это должно быть запротоколировано, если только компонент не является преднамеренно ослабленной частью или защитным устройством без самовозврата

19.14    Замена

Мотор-компрессоры работают в условиях раздела АА 1. Контакт контактора или реле, которые срабатывают в условиях раздела АА 1. замыкают накоротко.

Если используют реле или контактор с более чем одним контактом, все контакты должны быть замкнуты накоротко одновременно.

Любые реле или контакторы, которые срабатывают только для обеспечения включения мотор-компрессора при нормальной эксплуатации, и которые не срабатывают другим образом при нормальной эксплуатации, не должны замыкаться накоротко.

Если более чем одно реле или контактор срабатывают по разделу АА 1. каждое такое реле или контактор замыкают накоротко поочередно.

Для мотор-компрессоров, которые используют альтернативные пусковые конденсаторы, испытание проводят с каждым альтернативным конденсатором поочередно.

Испытание проводят только на мотор-компрессорах, классифицированных как испытываемые по приложению АА

Примечания

1    Для мотор-компрессоров, не классифицированных как испытываемые по приложению АА. данное испытание должно быть выполнено на конечном продукте

2    Если мотор-компрессор имеет несколько режимов работы, испытания выполняют на мотор-компрессоре, работающем в каждом режиме, если необходимо

19.101 Мотор-компрессор с системой защиты мотор-компрессора и связанные с ними компоненты, работающие при заблокированном роторе, соединяют в цепь, показанную на рисунке 101, и подключают к номинальному напряжению, как указано в 5.8.2.

Примечание 1 — Связанные компоненты, соответствующие требованиям раздела 24, при этом испытании не проверяют

7

ГОСТ 1ЕС 60335-2-34—2016

Мотор-компрессоров с системой тепловой защиты мотор-компрессора без самовоз-врата мотор-компрессор работает до тех пор, пока не произойдет достаточное количество срабатываний, чтобы убедиться, что не происходит автоматического повторения цикла Количество срабатываний должно быть не менее трех, и они должны выполняться максимально быстро с минимальной задержкой 6 с.

Допускаются более длительные паузы, если задержка более 6 с является характерной для системы защиты или системы управления

Все электромеханические компоненты системы защиты должны быть испытаны отдельно суммарно в течение 50 срабатываний с мотор-компрессором или с нагрузкой, соответствующей мотор-компрессору или большей.

Для мотор-компрессоров, оснащенных системой защиты мотор-компрессора с самовоз-вратом, система защиты компрессора работает циклически в течение 15 дней или не менее 2000 циклов, в зависимости от того, что больше.

Мотор-компрессоры без системы защиты мотор-компрессора, защищенные только сопротивлением обмоток, присоединяют к цепи, как указано на рисунке 101, и включают на номинальное напряжение. Если мотор-компрессор рассчитан на работу при более чем одном номинальном напряжении, его испытывают при самом высоком напряжении.

После первых 72 ч испытаний с заторможенным ротором мотор-компрессор испытывают на электрическую прочность по 16.3.

Для мотор-компрессоров с системой защиты мотор-компрессора с самовозвратом, если система защиты не выполнила 2000 циклов к концу 15-дневного периода работы, испытания могут быть завершены при наличии следующих условий:

-    температуру кожуха регистрируют на 12-й и 15-й день Если в течение этого трехдневного периода температура не увеличилась более чем на 5 К. испытания могут быть закончены Если температура увеличилась более чем на 5 К. испытания следует продолжить до тех пор, пока температура не будет увеличиваться более чем на 5 Кв течение последующих трех дней или в течение не менее чем 2000 циклов работы системы защиты компрессора в зависимости от того, что короче;

-    компоненты в цепи соответствуют требованиям раздела 24 при токе и коэффициенте мощности, не менее измеренных при испытаниях

Примечания

2    Если мотор-компрессор система защиты мотор-компрессора с самовозвратом предназначены для использования с более чем одним хладагентом, проводят только одно испытание, рассчитанное на 15 дней, при этом хладагент выбирает изготовитель

3    Указанные процедуры испытаний могут быть при необходимости изменены для того, чтобы оценить системы защиты мотор-компрессора, которые имеют специальные или индивидуальные свойства

Мотор-компрессоры с системой защиты мотор-компрессора с самовозвратом. рассчитанные на одно или более номинальных напряжений, испытывают также при самом низком напряжении в течение 3 ч.

Примечание 4 — Для испытаний при самом низком напряжении может быть использован отдельный образец

Для мотор-компрессоров в которых конструкция системы защиты или системы управления предполагает, что обмотка обесточивается надолго, мотор-компрессор и систему защиты. при наличии, вместе со всеми связанными компонентами, которые работают при заторможенном роторе, обесточивают Эту процедуру повторяют максимально быстро до тех пор. пока не будут выполнены 10 операций с минимальной паузой 6 с. Более долгие паузы допускаются, если задержка более чем на 6 с является характерной для системы защиты или системы управления

Если мотор-компрессор рассчитан на работу при более чем одном номинальном напряжении, его испытывают при всех значениях номинального напряжения.

Если мотор-компрессор рассчитан на работу в диапазоне напряжений, его испытывают при верхнем и нижнем пределах напряжения.

Мотор-компрессоры, не оснащенные системой защиты мотор-компрессора, оставляют под напряжением, как описано выше, на 15 дней. Температуру кожуха регистрируют на 12-й и

8

ГОСТ IEC 60335-2-34-2016

15-й день. Если в течение этих трех дней температура не возрастет более чем на 5 К. испытания можно завершить

19.102    Испытания по 19.101 повторяют до первого срабатывания для системы защиты мотор-компрессора без самовозврата или не менее 3 ч для системы защиты мотор-компрессора с самовозвратом при следующих условиях:

-    с разомкнутыми поочередно пусковым и рабочим конденсаторами:

-    с замкнутыми накоротко поочередно пусковым и рабочим конденсаторами, кроме случаев, когда они были испытаны и подтверждено их соответствие требованиям класса защиты конденсаторов Р2 по IEC б0252-1.

Примечания

1    Нет необходимости проводить испытания с разомкнутыми конденсаторами для мотор-компрессоров, в которых разомкнутые конденсаторы отключают пусковую обмотку от цепи

2    Для мотор-компрессоров, оснащенных системой защиты мотор-компрессора с самовозвратом. которые рассчитаны на более чем одно номинальное напряжение, нет необходимости повторять испытания при самом низком напряжении

3    Данное испытание может быть проведено на отдельных образцах

19.103    Трехфазные мотор-компрессоры с системами защиты мотор-компрессора и связанные с ними компоненты, работающие при заблокированном роторе, соединяют в цепь, аналогичную той. которая изображена на рисунке 101, цепь должна быть соответствующим образом модифицирована для трехфазных мотор-компрессоров. Мотор-компрессоры включают на номинальное напряжение, но с одной фазой, отсоединенной от мотор-компрессора в течение следующих периодов.

-    для мотор-компрессоров с системой защиты мотор-компрессора с самовозвратом —

на 3 ч;

-    для мотор-компрессоров с системой защиты мотор-компрессора без самовозврата — до первого срабатывания системы защиты мотор-компрессора:

-    для мотор-компрессоров, не оснащенных системой защиты мотор-компрессора, — наЗч.

Примечание — Данное испытание может быть проведено на отдельных образцах

19.104    Во время испытаний по 19.101, 19.102 и 19.103:

-    система защиты мотор-компрессора должна быть работоспособна;

-    температура кожуха и температура доступных поверхностей связанных компонентов должна быть не более 150 *С;

-    устройство защитного отключения, показанное на рисунке 101, не должно срабатывать:

-    мотор-компрессор и связанные с ним пусковое реле и система защиты мотор-компрессора не должны испускать пламени, искр или расплавленного металла.

После завершения испытаний по 19.101, 19.103 и испытаний по 19.102. которые проводят при разомкнутых пусковом и рабочем конденсаторах:

-    кожухи не должны быть деформированы до такой степени, чтобы нарушилось соответствие требованиям раздела 29:

-    система защиты мотор-компрессора должна функционировать:

-    мотор-компрессор должен выдержать:

1)    испытания на ток утечки по 16.2, при этом испытательное напряжение подается между обмотками и кожухом:

2)    испытания на электрическую прочность по 13.3 части 1.

Если испытания по 19.102 проводят с пусковым и рабочим конденсаторами, замкнутыми накоротко поочередно, то по завершении испытаний:

-    кожухи не должны быть деформированы до такой степени, что нарушается соответствие требованиям раздела 29;

-    мотор-компрессор должен выдержать:

1)    испытания на ток утечки по 16.2, при этом испытательное напряжение подается между обмотками и кожухом;

2)    испытания на электрическую прочность по 13.3 части 1;

-    система защиты мотор-компрессора должна функционировать или оставаться постоянно разомкнутой

9

Если система защиты мотор-компрессора постоянно остается разомкнутой, испытания по 19.102 с пусковым и рабочим конденсаторами, замкнутыми накоротко, следует повторить на трех дополнительных образцах, при этом системы защиты на всех трех дополнительных образцах должны оставаться постоянно разомкнутыми после завершения испытаний.

Примечание — Испытание может быть повторено на трех новых мотор-компрессорах или на мотор-компрессорах испытанных первоначально с замененной системой защиты мотор-компрессора причем система защиты мотор-компрессора должна быть того же типа

19.105 Трехфазные мотор-компрессоры должны быть оснащены защитой от повреждения одной фазы.

Примечание 1— Повреждение одной фазы означает, что одна из трех входных линий первичной обмотки трансформатора, питающего мотор-компрессор отсоединена

Соответствие проверяют следующим испытанием

Мотор-компрессор с заблокированным ротором подключают к трансформатору с соединением обмоток по схеме звезда-треугольник или треугольник-звезда с таким коэффициентом трансформации. чтобы его выходное напряжение равняпось номинальному напряжению мотор-компрессора Трансформатор должен питаться от такого входного напряжения, чтобы его выходное напряжение было равно номинальному напряжению мотор-компрессора Одну из фаз. питающих входную обмотку трансформатора, размыкают таким образом, чтобы максимальный ток протекал через незащищенную обмотку мотор-компрессора

Испытания продолжаются в течение следующих периодов:

•    24 ч — для компрессоров, оснащенных системой защиты мотор-компрессора с самовоз-вратом.

-    до первого срабатывания системы защиты — для мотор-компрессоров, оснащенных системой защиты мотор-компрессора без самовозврата

Мотор-компрессоры, рассчитанные на более чем одно номинальное напряжение, испытывают при каждом напряжении.

Однако, мотор-компрессоры с системой защиты мотор-компрессора с самовозвратом. рассчитанные на более чем одно номинальное напряжение, испытывают при самом высоком напряжении в течение 24 ч и при самом низком напряжении в течение 3 ч.

Примечание 2 — Отдельные образцы могут быть использованы для испытаний мотор-компрессоров рассчитанных на более чем одно номинальное напряжение, для каждого значения номинального напряжения

При испытаниях:

-    температура кожуха и температура доступных поверхностей связанных с ними компонентов не должна превышать 150 °С:

-    обмотка компрессора не должна быть повреждена:

-    компрессор и система защиты компрессора не должны испускать пламени, искр или расплавленного металла.

Примечание 3 — Обмотки мотор-компрессора считают поврежденными, если обмотки размыкаются или мотор-компрессор не соответствует требованиям испытаний на электрическую прочность Мотор-компрес-соры с системой защиты мотор-компрессора с самовозвратом также считают поврежденными, если есть изменения в относительном распределении токов при испытании или значение тока, измеренного по окончании испытания. отличаются более чем на 5 % от значений тока, измеренного через 3 ч после начала испытания, или при первом завершении работы системы защиты по истечении этих трех часов

Непосредственно после этого испытания мотор-компрессор должен выдерживать испытание по 16 3 на электрическую прочность изоляции.

Трехфазный мотор-компрессор считают соответствующим требованиям защиты от повреждения одной фазы без необходимости проведения других испытаний, за исключением указанных в 19.101, 19.102 и 19. ЮЗ. если он защищен одним из следующих устройств:

•    устройством защиты от сверхтока каждой фазы питания, которое поставлено вместе с мотор-компрессором или номинальные характеристики которого указаны изготовителем мотор-компрессора

-    системой защиты мотор-компрессора чувствительной к току электродвигателя, установленной симметрично в центре соединения с мотор-компрессором по схеме «звезда», которая одновременно размыкает не менее двух обмоток;

10

ГОСТ IEC 60335-2-34-2016

-    системой защиты мотор-компрессора, расположенной в каждой обмотке мотор-компрессора. которая активирует вспомогательные контакты для управления питанием катушки контактора питания мотор-компрессора и реагирует на один из перечисленных факторов:

1)    люк мотор-компрессора.

2)    температуру мотор-компрессора

20    Устойчивость и механические опасности

Этот раздел части 1 применяют.

21    Механическая прочность

Этот раздел части 1 применяют.

22    Конструкция

Этот раздел части 1 применяют, за исключением следующего.

22.2 Не применяют.

22.5 Не применяют.

22.7 Замена

Кожухи должны выдерживать давление, возможное при нормальной эксплуатации.

Соответствие проверяют следующими испытаниями.

Кожух, который подвергают высокому давлению нагнетания, должен выдерживать давление:

-    для не транскритических систем охлаждения — минимум в 3.5 раза выше давления насыщенного пара хладагента при температуре 70 ’С, округленного в большую сторону на 0.5 МПа (5 бар).

-    для R-744 не транскритических систем охлаждения — минимум в 3.5 раза выше давления насыщенного пара хладагента при температуре 27 *С. округленного в большую сторону на 0.5 МПа (5 бар);

Примечание 101 — Пример расчета испытательного давления для хладагента R-22 (субкритический):

Давление насыщенного пара при 70 “С (измерено с учетом атмосферного давления при STP) = 2,89 МПа (28,9 бар).

Испытательное давление = 3,5 * 2,89 МПа (28,9 бар);

= 10,1 МПа (101 бар);

= 10,5 МПа (105 бар), округленное в большую сторону на 0,5 МПа (5 бар),

-    для транскритических систем охлаждения — в 3 раза выше расчетного давления, но не менее минимального испытательного давления, указанного в таблице 101;

-    если в мотор-компрессоре используется обходной клапан, минимально в 3 раза выше максимального давления стороны высокого давления, но не менее минимального испытательного давления. указанного в таблице 101.

Испытательные значения для некоторых хладагентов приведены в таблице 101. Однако значения могут быть недостаточно высокими для неколюрых применений.

Таблица 101 — Минимальное испытательное давление на стороне нагнетания

Хладагент

Тип

Испытательное давление

МПа

(бар)

Не транскритический:

cci2f2

R-12

6.0

(60)

cf3ch2f

R-134a

6.5

(65)

chcif2

R-22

10,5

(105)

Окончание таблицы 101

Хладагент

Тип

Испытательное давление

МПа

(бар)

СН(СНэ

R-600a

3.5

(35)

По массе

73.8 %R-12 + 26.2 %R-152a

R-500

10,0

(100)

48,8% R-22 + 51.2 %R-115

R-502

10.5

(105)

44 % R-125 + 52 % R-143a ♦ 4 % R-134a

R-404A

10.0

(100)

50 % R-125 + 50 % R-143a

R-507

11.0

(ПО)

25 % R-125 ♦ 52 % R-134a ♦ 23 % R-32

R-407C

10.5

(105)

50 % R-125 ♦ 50 % R-32

R-410A

15,0

(150)

Трамскритический C02

R-744

42

(420)

He транскритичесхий C02

R-744

23

(230)

Кожух, подверженный давлению всасывания как для субкритических, так и для транскритических применений, следует подвергать давлению, в пять раз большему давления насыщенного пара хладагента при температуре 20 *С или равному 2.5 МПа (25 бар), в зависимости от того, что больше. округленному в большую сторону на 0.2 МПа (2 бара).

Кожух, подверженный давлению только на стороне низкого давления в R-744 не транскритических систем охлаждения, следует подвергать давлению, равному не менее, чем в пять раз большему давления насыщенного пара хладагента при температуре мину 6.5 *С или равному 13.5 МПа (135 бар), в зависимости от того, что больше, округленному в большую сторону на 0.2 МПа (2 бара).

Кожух, подверженный только давлению на стороне низкого давления в транскритических системах охлаждения, следует подвергать давлению, равному не менее чем в пять раз большему расчетного давления но не менее минимального испытательного давления, указанного в таблице 102.

В мотор-компрессорах, использующих обходной клапан, кожух, подверженный давлению только на стороне низкого давления, следует подвергать давлению, равному не менее чем в три раза большему максимального давления низкой стороны, но не менее минимального испытательного давления, указанного в таблице 102.

Испытательные значения для некоторых хладагентов приведены в таблице 102. Однако значения могут быть недостаточно высокими для некоторых применений.

Примечание 102 — Пример расчета испытательного давления для хладагента R-22 (субкритический):

Давление насыщенного пара при 20 *С (измерено с учетом атмосферного давления при STP) = 0.81 МПа (8.1 бар)

Испытательное давление = 5 * 0,81 МПа (8,1 бар);

= 4.05 МПа (40.5 бар).

= 4,2 МПа (42 бара), округленное в большую сторону на 0.2 МПа (2 бара)

Таблица 102 — Минимальное испытательное давление на стороне всасывания

Испытательное давление

МПа

(бар)

Не транскритичесхий CCI2F2

R-12

2.5

(25)

CF3CH2F

R-134a

2,5

(25)

CHCI2F2

R-22

4,2

(42)

По массе

73.8 % R-12 + 26,2 % R-152a

R-500

2.9

(29)

48.8% R-22 ♦ 51.2 %R-115

R-502

4.5

(45)

44 % R-125 ♦ 52 % R-143a ♦ 4 % R-134a

R-404A

5.0

(50)

50 % R-125 ♦ 50 % R-143a

R-507

5.5

(55)

25 % R-125 ♦ 52 % R-134a ♦ 23 % R-32

R-407C

4,0

(40)

50 % R-125 + 50 % R-32

R-410A

7.0

(70)

Транскритический C02

R-744

28.6

(286)

He транскритичесхий C02

R-744

14.0

(140)

ГОСТ IEC 60335-2*34—-2016

Содержание

1    Область применения....................................................................

2    Нормативные ссылки...................................................................

3    Термины и определения................................................................

4    Общие требования....................................................................

5    Общие условия испытаний..............................................................

6    Классификация.......................................................................

7    Маркировка и инструкции...............................................................

8    Защита от доступа к токоведущим частям................................................б

9    Пуск электромеханических приборов.....................................................б

10    Потребляемая мощность и ток..........................................................

11    Нагрев..............................................................................

12    Свободен...........................................................................

13    Ток утечки и электрическая прочность при рабочей температуре.............................6

14    Динамические перегрузки по напряжению...............................................6

15    Влагостойкость......................................................................6

16    Ток утечки и электрическая прочность...................................................6

17    Защита от перегрузки трансформаторов и соединенных    с ними цепей........................6

18    Износостойкость....................................................................6

19    Ненормальная работа................................................................6

20    Устойчивость и механические опасности................................................11

21    Механическая прочность.............................................................11

22    Конструкция.......................................................................11

23    Внутренняя проводка................................................................13

24    Компоненты.......................................................................14

25    Присоединение к источнику питания и внешние гибкие    шнуры..............................14

26    Зажимы для внешних проводов.......................................................14

27    Заземление.......................................................................14

28    Винты и соединения................................................................14

29    Воздушные зазоры, пути утечки и непрерывная изоляция.................................14

30    Теплостойкость и огнестойкость.......................................................15

31    Стойкость к коррозии................................................................15

32    Радиация, токсичность и подобные опасности...........................................15

Приложения..........................................................................16

Приложение С (обязательное) Испытание электродвигателей на старение......................16

Приложение D (обязательное) Устройства тепловой защиты двигателей........................16

Приложение АА (обязательное) Испытания при перегрузках мотор-компрессоров,

классифицированных как испытываемые в соответствии с приложением АА......17

Приложение    ВВ    (обязательное)    Испытания на совместимость    изоляции    проводов обмоток........24

Приложение СС (обязательное) Испытания на совместимость шнура крепления обмотки

и изоляции............................................................25

Приложение    DD    (обязательное)    Безискровые «п» электрические    устройства...................27

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов

межгосударственным стандартам.........................................28

Библиография........................................................................29

Введение

В соответствии с Соглашением по техническим барьерам в торговле Всемирной торговой организации (Соглашение по ТБТ ВТО) применение международных стандартов — одно из важных условий, обеспечивающих устранение технических барьеров в торговле.

Применение международных стандартов осуществляется путем принятия международных стандартов в качестве региональных или национальных стандартов.

С целью обеспечения взаимопонимания национальных органов по стандартизации в части применения международного стандарта Международной электротехнической комиссии (IEC) подготовлен ГОСТ IEC 60335-2-34-2016 «Бытовые и аналогичные электрические приборы Безопасность. Часть 2-34. Частные требования к мотор-компрессорам».

Настоящий стандарт относится к группе стандартов, регламентирующих требования безопасности бытовых и аналогичных электрических приборов, состоящей из части 1 (ГОСТ IEC 60335-1 —2015 — Общие требования безопасности приборов), а также частей, устанавливающих частные требования к конкретным видам приборов.

Настоящий стандарт применяют совместно с ГОСТ IEC 60335-1-2015.

Номера пунктов настоящего стандарта, которые дополняют разделы ГОСТ IEC 60335-1-2015. начинаются с цифры 101.

Требования к методам испытаний выделены курсивом.

Термины, применяемые в настоящем стандарте, выделены полужирным шрифтом.

IV

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Бытовые и аналогичные электрические приборы.

Безопасность

Часть 2-34

ЧАСТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МОТОР-КОМПРЕССОРАМ

Household and similar electrical appliances Safety Part 2-34 Particular requirements for motor-compressors

Дата введения — 2017—07—01

1 Область применения

Этот раздел части 1 заменен следующим.

Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности герметизированных мотор-компрессоров герметичного или полугерметичного типа, их систем защиты и управления (при наличии), которые предназначены для использования с оборудованием для бытовых и аналогичных целей и которые соответствуют стандартам, применяемым к подобному оборудованию. Требования настоящего стандарта применяют к мотор-компрессорам, испытываемым отдельно при наиболее жестких условиях. которые могут возникнуть при нормальной эксплуатации, номинальным напряжением не более 250 В —для однофазных мотор-компрессоров и 480 В — для других мотор-компрессоров

Стандарт также устанавливает требования:

-    к многоскоростным мотор-компрессорам, скорость которых может быть установлена на разные значения:

-    мотор-компрессорам с переменной производительностью, производительность которых регулируется фиксированными скоростями.

Примечание 101— Примерами оборудования, оснащенного мотор-компрессорами являются

-    холодильники, морозильники и льдогенераторы (IEC 60335-2-24);

-    воздушные кондиционеры, электрические тепловые насосы и осушители (IEC 60335-2-40);

-    коммерческие дозирующие приборы и торговые автоматы (IEC 60335-2-75);

-    заводские установки, предназначенные для охлаждения, кондиционирования воздуха, обогрева или комбинированных целей

Настоящий стандарт не заменяет требования стандартов, применяемых к конкретному оборудованию. в котором используют мотор-компрессор Однако если используемый тип мотор-компрессора соответствует требованиям настоящего стандарта, испытания, указанные для мотор-компрессора в стандарте на конкретное оборудование, можно не проводить совместно с прибором или в сборке с ним. Если система управления мотор-компрессором связана с системой управления конкретным прибором. могут быть необходимы дополнительные испытания прибора в сборе.

Насколько это возможно, настоящий стандарт устанавливает основные виды опасностей, связанных с применением приборов, оснащенных мотор-компрессорами, с которыми люди сталкиваются внутри и вне дома. Стандарт не учитывает опасности, возникающие:

-    при использовании приборов детьми или инвалидами без надзора;

-    при использовании приборов детьми для игр.

Издание официальное

Примечания

102    Следует обратить внимание на следующее

-для мотор-компрессоров предназначенных для использования в приборах в транспортных средствах, на борту кораблей, самолетов, могут быть необходимы дополнительные требования,

-    во многих странах национальные органы здравоохранения, охраны труда и др предъявляют к приборам дополнительные требования

103    Настоящий стандарт не распространяется

-    на мотор-компрессоры, предназначенные исключительно для промышленных целей;

-    мотор-компрессоры, используемые в приборах, предназначенных для применения в местах с особыми условиями. например коррозионной или взрывоопасной средой (пыль, пар или газ)

104    Если мотор-компрессоры, работающие с хладагентом R-744 и используемые в транскритической системе охлаждения, оборудованы устройствами сброса давления, соответствие требованиям таких устройств проверяют при испытаниях прибора в сборе

2    Нормативные ссылки

Этот раздел части 1 применяют со следующим дополнением.

IEC 60079-15:2010 Explosive atmospheres — Pari 15: Equipment protection by type of protection "n" (Взрывоопасные среды. Часть 15. Электрооборудование с типом защиты «п»)

IEC 60851-4:2005 Methods of test for winding wires — Part 4: Chemical properties (Методы испытаний проводов обмоток. Часть 4 Химические свойства)

IEC 60851-5:2008 Winding wires — Test methods — Part 5: Electrical properties (Провода обмоток. Методы испытаний. Часть 5. Электрические свойства)

ISO 7010:2011 Graphical symbols — Safety colours and safety signs — Registered safety signs (Символы графические. Цвета и знаки безопасности. Зарегистрированные знаки безопасности)

3    Термины и определения

Этот раздел части 1 применяют, за исключением следующего.

3.101    мотор-компрессор (motor-compressor): Прибор, состоящий из механического компрессора и двигателя, которые находятся в одном герметизированном кожухе, без внешних уплотнений вала, с мотором, работающим в охлаждающей среде с маслом или без него.

Примечания

1    Кожух может быть полностью загерметизирован как сваркой, так и пайкой (герметичные мотор-компрессоры). или с использованием сальников (лолугерметичные мотор-компрессоры) В герметичном кожухе могут находиться клеммная коробка, ее кожух и другие электрические компоненты или электронная система управления

2    Далее термин мотор-компрессор используют для герметичных мотор-компрессоров или для полугер-метичных мотор-компрессоров

3.102    кожух (housing): Герметизированный кожух мотор-компрессора в котором находятся механизм компрессора и двигатель, и который подвергается давлению хладагента.

3.103    устройство тепловой защиты двигателя (thermal motor-protector): Автоматическое управляющее устройство, встроенное или установленное на мотор-компрессор, которое специально предназначено для защиты мотор-компрессора от перегрева в результате перегрузки во время работы или при запуске.

Примечания

1    Это управляющее устройство проводит ток к мотор-ком л рессору и чувствительно к одному или двум факторам

-    температуре мотор-компрессора

-    току мотор-компрессора

2    Управляющим устройством можно осуществить перезапуск (вручную или автоматически), когда температура упадет до значения, позволяющего это сделать

3.104    система защиты мотор-компрессора (motor-compressor protection system): Устройство тепловой защиты двигателя и сопряженные с ним элементы (при наличии) или защитная электронная цепь, полностью или частично отделенная или интегрированная в систему управления мотор-компрессора. которая специально предназначена для защиты мотор-компрессора от перегрева в результате перегрузки во время работы или при запуске.

ГОСТ IEC 60335-2-34-2016

Примечание 1 — Управляющее устройство проводит ток к мотор-компрессору и чувствительно к одному или сразу двум следующим факторам

-    температуре мотор-компрессора

-    току мотор-компрессора

3.105    система управления мотор-компрессора (motor-compressor control system): Система, состоящая из одного или нескольких электрических или электронных компонентов или электронных цепей, которые обеспечивают не менее одной из следующих функций:

-    функцию управления запуском мотор-компрессора:

-    функцию управления холодопроизводительностью мотор-компрессора.

3.106    пусковое реле (starling relay): Электрическое управляющее устройство, предназначенное для встраивания или соединения с мотор-компрессором, используемое в цепи мотор-компрессора для управления запуском однофазных мотор-компрессоров

3.107    категория применения (application category): Давление всасывания, связанное с диапазоном температур испарения хладагента, против которого работает мотор-компрессор

Примечание 1 — В настоящем стандарте введена следующая классификация категорий применения в зависимости от диапазона температур испарения

-    низкое давление всасывания (НДВ) (low back pressure (LBR)J — при диапазоне температур испарения, от минус 35 *С до минус 15 *С.

-    среднее давление всасывания (СДВ) [medium back pressure (MBR)] — при диапазоне температур испарения от минус 20 вС до 0 вС;

-    высокое давление всасывания (ВДВ) [high back pressure (HBR)] — при диапазоне температур испарения от минус 5 вС до ♦ 15 *С или выше

3.108    транскритическая система охлаждения (transcritical refrigeration system): Система охлаждения, в которой давление на стороне нагнетания выше давления, при котором парообразное и жидкое состояния хладагента могут существовать одновременно в термодинамическом равновесии.

3.109    расчетное давление [design pressure (DP)]: Манометрическое давление, определенное для транскритической системы охлаждения

Примечание 1 — Его устанавливают для стороны нагнетания системы охлаждения

3.110    устройство сброса давления (pressure relief device): Устройство, измеряющее давление, и предназначенное для автоматического уменьшения давления, когда давление в системе охлаждения превышает предустановленное значение давления для устройства.

Примечание 1 — В этом устройстве не предусмотрено регулирование установок конечным потребителем

3.111    двухступенчатый мотор-компрессор (two-stage motor-compressor): Мотор-компрессор, содержащий два компрессора и один мотор в едином кожухе.

4    Общие требования

Этот раздел части 1 применяют.

5    Общие условия испытаний

Этот раздел части 1 применяют, за исключением следующего.

5.2    Дополнение

Дпя испытаний по разделу 19 требуется не менее одного дополнительного образца, однако может потребоваться большее количество образцов.

Для испытаний по 22.7 требуется 2 образца кожуха.

5.7 Замена

Испытания проводят при температуре окружающей среды (20 ± 5) °С.

5.8.2    Дополнение

Мотор-компрессоры с системами защиты мотор-компрессора с самовозвратом. предназначенные для работы при более чем одном номинальном напряжении, подвергают испытаниям по 19.101 и 19.103 при самом высоком напряжении.

3

5.10    Дополнение

Для испытаний по разделу 19 дополнительный образец или образцы должны быть идентичными испытываемому образцу, заполнены маслом, при необходимости, или газообразным хладагентом. Образец должен быть снабжен системой защиты мотор-компрессора, пусковым реле пусковым конденсатором, рабочим конденсатором и системой управления, как указано изготовителем. за исключением того, что ротор должен быть заблокирован изготовителем.

Изготовитель или его представитель должен предоставить следующую информацию для каждого типа мотор-компрессора представленного для испытаний:

-    тип изоляции обмоток (синтетическая или целлюлозная);

-    характеристики хладагента

a)    для однокомпонентных хладагентов не менее одного из следующих:

1)    химическое наименование:

2)    химическую формулу:

3)    номер хладагента;

b)    для смесевых хладагентов не менее одного из следующих:

1)    химическое наименование и номинальные пропорции каждого из компонентов:

2)    химическую формулу и номинальные пропорции каждого из компонентов:

3)    номер хладагента и номинальные пропорции каждого из компонентов,

4)    номер смесевого хладагента,

-    типы и количество масла, которые должны быть использованы, если испытываемые образцы, работающие с маслом, не заправлены:

-    категорию применения или категории применения для мотор-компрессоров предназначенных для испытания в соответствии с приложением АА;

-    возможность присоединения шнура питания непосредственно к зажимам мотор-компрессора:

-    для мотор-компрессоров, предназначенных для приборов с траснкритической системой охлаждения, испытательное давление для стороны высокого давления, если оно выше минимального испытательного давления.

5.11    Замена

Для мотор-компрессоров которые могут быть использованы в приборах, где шнур питания присоединяется непосредственно к зажимам на мотор-компрессоре испытываемый образец должен быть снабжен шнуром питания

Примечание 101 — Любые дополнительные образцы, необходимые для испытаний, представляют без шнура питания

5.101    Мотор-компрессоры, включая компрессоры с подогревом картера, испытывают как электромеханические приборы

5.102    Принимая во внимание 6.104 защитные устройства, кроме заявленного испытываемого устройства, должны быть приведены в нерабочее состояние при испытаниях по приложению АА и разделу 19. Если заявлено несколько защитных устройств, каждое должно быть испытано отдельно

5.103    Для каскадных систем, содержащих две или более цепи моторч<омпрессора. каждую цепь моторч<омпрессора испытывают отдельно в конечном изделии. IEC 60335-2-34 не применяют для этих систем, но каждый мотор-компрессор может быть испытан в соответствии с этим стандартом

6 Классификация

Этот раздел части 1 применяют, за исключением следующего.

6.101 Мотор-компрессоры без электронных схем, классифицируют как испытанные или не испытанные по приложению АА.

Мотор-компрессоры с электронными схемами, классифицируют как испытанные по приложению АА.

Мотор-компрессоры могут быть классифицированы как испытанные по приложению АА. только если мотор-компрессор представлен в комбинации или вместе с системой защиты мотор-компрессора или системой управления мотор-компрессором, при наличии, и могут быть настроены так. что-

4

ГОСТ IEC 60335-2-34-2016

бы обеспечивать максимальную холодопроизводительность. независимо от любых входных датчиков, которые представлены только как часть конечного оборудования.

Примечание — Мотор-комп рессоры, классифицируемые как не испытанные по приложению АА. обычно подвергают испытаниям на нагрев в условиях нормальной работы как единую систему при применении в конечном оборудовании в соответствии со стандартом на это оборудование

Соответствие проверяют:

-    при испытаниях по настоящему стандарту, включая испытания по припожению АА дпя мотор-компрессоров, испытываемых по этому припожению;

-    испытаниях по настоящему стандарту исключая испытания по приложению АА, для мотор-компрессоров. не испытываемых по этому приложению

6.102    Мотор-компрессоры классифицируют как:

-    предназначенные для подключения шнура питания прибора к зажимам мотор-компрессора

или

-    не предназначенные для подключения шнура питания прибора к зажимам мотор-компрессора

Примечания

1    Мотор-компрессоры могут в обоих случаях поставляться с или без внешних компонентов, необходимых для присоединения шнура питания

2    Мотор-комп рессоры, предназначенные для присоединения шнура питания к их зажимам, могут также использоваться без шнура питания, присоединяемого напрямую к их зажимам

3    Если мотор-компрессор используют без соответствующих компонентов или с компонентами, отличающимися от указанных производителем, могут потребоваться дополнительные испытания в соответствии со стандартом, применяемым к конкретному прибору

Соответствие проверяют осмотром и соответствующими испытаниями.

6.103    Мотор-компрессоры классифицируют как защищенные или незащищенные защитными электронными схемами.

Это не исключает установку защитных электронных схем в конечной продукции, в этом случае большая часть испытаний по настоящему стандарту должна быть выполнена на конечном продукте.

Соответствие проверяют осмотром и соответствующими испытаниями.

6.104    Изготовитель мотор-компрессора должен заявить средства защиты двигателя, устройство тепловой защиты двигателя защитный импеданс, защитную электронную цепь или комбинацию из вышеуказанного.

Соответствие проверяют осмотром и соответствующими испытаниями.

6.105    Мотор-компрессоры, использующие хладагент R-744, следует классифицировать как имеющие транскритическую систему охлаждения или не транскритическую систему охлаждения

Соответствие проверяют осмотром и соответствующими испытаниями.

7 Маркировка и инструкции

Этот раздел части 1 применяют, за исключением следующего.

7.1 Изменение

Маркировка номинальной потребляемой мощности или номинального тока не требуется. Мотор компрессоры, использующие воспламеняющиеся хладагенты, должны быть маркированы символом ISO 7010 \М)21.

7.5    Не применяют.

Символ ISO 7010 W021

7.6    Дополнение

Внимание; горючие материалы

7.7 Не применяют.

7.12    Не применяют, кроме 7.12.1, который применяют.

7.13    Не применяют.

7.101 Хладагенты, которые могут быть использованы в мотор-компрессоре, должны быть перечислены в инструкции.

Соответствие проверяют осмотром

5

8    Защита от доступа к токоведущим частям

Этот раздел части 1 применяют.

9    Пуск электромеханических приборов

Этот раздел части 1 не применяют.

10    Потребляемая мощность и ток

Этот раздел части 1 не применяют.

11    Нагрев

Этот раздел части 1 не применяют.

Примечание 101 —Для мотор-компрессоров этот раздел части 1 может быть заменен приложением АА

12    Свободен

13    Ток утечки и электрическая прочность при рабочей температуре

Этот раздел части 1 не применяют, за исключением 13.3, как требуется в 19.104.

14    Динамические перегрузки по напряжению

Этот раздел части 1 применяют.

15    Влагостойкость

Этот раздел части 1 применяют, за исключением следующего.

15.3 Дополнение

Примечание 101 — Не требуется проводить испытания мотор-компрессоров с зажимами со стеклянной изоляцией и не имеющих внешних управляющих устройств, защитных устройств или других компонентов

16    Ток утечки и электрическая прочность

Этот раздел части 1 применяют.

17    Защита от перегрузки трансформаторов и соединенных с ними цепей

Этот раздел части 1 применяют.

18    Износостойкость

Этот раздел части 1 не применяют.

19    Ненормальная работа

Этот раздел части 1 применяют, за исключением следующего.

19.1 Изменение

Требования к испытаниям следует заменить следующими.

Мотор-компрессоры испытывают по 19.14, 19.15, 19.101, 19.102, 19.103 и допопнитепьно. если требуется классификацией 6.101, испытаниям по приложению АА.

Мотор-компрессоры с электронными цепями, испытывают также по 19.11 и 19.12.

6