Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

53 страницы

532.00 ₽

Купить ГОСТ EN 1501-2-2012 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает технические требования и требования безопасности, позволяющие уменьшать риски, возникающие в результате опасностей, перечень которых приведен в разделе 5. Опасности могут возникать в процессе эксплуатации и технического обслуживания мусороуборочных транспортных средств с боковой загрузкой, предназначенных для сбора, транспортирования и выгрузки твердых бытовых отходов

 Скачать PDF

Идентичен EN 1501-2:2005+A1:2009

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Режимы работы и органы управления мусоровозов (кроме транспортного и технологического движения)

     4.1 Режимы работы

     4.2 Режимы работы и органы управления систем уплотнения

     4.3 Режимы работы и органы управления системы разгрузки

     4.4 Режимы работы и органы управления подъемного устройства

5 Перечень существенных опасностей

6 Требования безопасности

     6.1 Общие требования

     6.2 Уплотнительное устройство

     6.3 Система разгрузки

     6.4 Подъемное устройство

     6.5 Гидравлическая система

     6.6 Система сменных мусоросборников

     6.7 Символы

     6.8 Движение мусоровоза с обслуживающим персоналом

     6.9 Система управления

     6.10 Электрические составные части

     6.11 Техническое обслуживание

     6.12 Устойчивость

     6.13 Прочие требования

7 Информация для пользователя

     7.1 Предупредительные сигналы и знаки

     7.2 Руководство по эксплуатации

     7.3 Техническое обслуживание

     7.4 Техническая характеристика

     7.5 Маркировка

8 Проверки

Приложение А (обязательное) Рабочие места, функциональные зоны и зоны обзора

Приложение В (справочное) Типы мусоровозов и примеры технической характеристики

Приложение ZA (справочное) Взаимосвязь между европейским стандартом и существенными требованиями директивы 98/37/ЕС

Приложение ZB (справочное) Взаимосвязь между европейским стандартом и существенными требованиями директивы 2006/42/ЕС

Библиография

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным европейским стандартам

 
Дата введения01.07.2014
Добавлен в базу01.10.2014
Актуализация01.01.2019

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

03.12.2012УтвержденМежгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации54-П
06.09.2013УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии925-ст
ИзданСтандартинформ2014 г.
РазработанБелГИСС

Refuse collection vehicles and associated lifting devices. General requirements and safety requirements. Part 2. Side loaded refuse collection vehicles

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГОСТ

СТАНДАРТ

EN 1501-2-

2012

Мусоровозы

Общие технические требования и требования безопасности

Ч а с т ь 2

МУСОРОВОЗЫ С БОКОВОЙ ЗАГРУЗКОЙ

(EN 1501 -2:2005+А1:2009, ЮТ)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2014


Предисловие

Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Научно-производственным республиканским унитарным предприятием «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации» (БегГИСС)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 203 «Машины коммунальные»

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 3 декабря 2012 г. № 54-П).

За принятие стандарта проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК(ИСО 3166)004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины

4 Настоящий стандарт идентичен европейскому стандарту EN 1501-2:2005+А1:2009 Refuse collection vehicles and associated lifting devices - General requirements and safety requirements - Part 2: Side loaded refuse collection vehicles (Средства транспортные мусороуборочные и сопутствующие подъемные устройства. Общие технические требования и требования безопасности. Часть 2. Мусоровозы с боковой загрузкой).

Европейский стандарт разработан СЕН/ТК 183 «Экономика отходов» Европейского комитета по стандартизации (CEN).

Европейский стандарт, на основе которого подготовлен настоящий стандарт, реализует существенные требования безопасности директив ЕС, приведенные в приложениях ZA и ZB.

Перевод с английского языка (еп).

Официальные экземпляры европейского стандарта, на основе которого подготовлен настоящий межгосударственный стандарт, и международных стандартов, на которые даны ссылки, имеются в Госстандарте Республики Беларусь.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования европейского стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).

В разделе «Нормативные ссылки» и тексте стандарта ссылки на европейские стандарты актуализированы.

Сведения о соответствии государственных стандартов ссылочным европейским и международным стандартам приведены в дополнительном приложении ДА.

Степень соответствия - идентичная (ЮТ).

5. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии    от

6 сентября 2013 г. № 925-ст межгосударственный стандарт ГОСТ EN 1501-2 - 2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2014 г.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4.1    Режимы работы

Режимы механизированного движения подвижных частей мусоровозов:

4.1.1    ручной: механизм выполняет каждое движение в пределах цикла опорожнения контейнеров для сбора мусора или цикла уплотнения специальной отдельной командой.

4.1.2    полуавтоматический: механизм выполняет каждое последующее движение (два или более движения поочередно) в пределах цикла опорожнения контейнера для сбора мусора или цикл уплотнения специальной командой.

4.1.3    автоматический: механизм выполняет всю последовательность цикла опорожнения контейнера для сбора мусора или цикла уплотнения одной командой без дополнительных действий.

4.2 Режимы работы и органы управления систем уплотнения

4.2.1    Закрытая и открытая системы

4.2.1.1    Закрытая система

Если силовая балка расположена на высоте не менее чем 1600 мм над уровнем стоянки мусоровоза, а любое место среза находится на расстоянии не менее 850 мм от силовой балки (см. рисунок А.1), то такую систему считают закрытой.

4.2.1.2    Открытая система

Если расположение силовой балки не соответствует расположению, указанному в предыдущем подразделе, то такую систему считают открытой.

Примечание - Такой подход не связан с приложением IV Директивы 98/37/ЕС.

4.2.2    Режимы уплотнения

Каждый мусоровоз может иметь один или несколько режимов работы системы уплотнения.

4.2.2.1    Режим автоматического уплотнения

Механизм уплотнения автоматически приводится в действие включением команды управления, например устройством управления пуском или при опорожнении контейнера для сбора мусора в бункер:

-    непрерывный цикл - это режим работы, при котором уплотнительное устройство постоянно функционирует до тех пор, пока его не остановит принудительное независимое действие («AUTO»);

-    одиночный цикл - это режим работы, при котором производится отдельный цикл, а затем уплотнительное устройство автоматически останавливается («SINGLE»);

-    мультицикл - это режим работы, при котором уплотнительное устройство работает в течение заданного числа циклов и потом автоматически останавливается без любого другого воздействия («MULTI»).

Для одиночного цикла и/или мультицикла команда «пуск» может производиться при пуске подъемного устройства.

4.2.2.2    Режим полуавтоматического уплотнения

Полуавтоматическое уплотнение контролируемым или прерывистым циклом осуществляется, как указано ниже.

В режиме контроля уплотнительное устройство функционирует при нажатии и удержании во включенном положении органа управления с автоматическим возвратом в исходное положение, например кнопки или рычага, от пуска до возврата к месту среза. После этого цикл автоматически завершается, даже если кнопку или рычаг отпустить («CTRL»).

Прерывистый цикл осуществляется автоматически без любого другого воздействия и прекращается на расстоянии не менее 500 мм до места среза. Последующее включение органа управления с автоматическим возвратом в исходное положение требуется для пуска уплотнительного устройства от той части цикла, где создаются места среза, и до конца цикла («SEMI»).

4.2.2.3    Режим ручного уплотнения

Каждое движение уплотнительного устройства приводится в действие и контролируется обслуживающим персоналом с помощью органа управления с автоматическим возвратом в исходное положение, например кнопки или рычага («MAN»).

4.2.2.4    Выбор режима уплотнения

Выбор режима - это процесс изменения режима работы уплотнительного устройства на любой из режимов по 4.2.2.1-4.2.2.3 («SELECT»).

4.3 Режимы работы и органы управления системы разгрузки

Каждый мусоровоз может иметь один или несколько режимов разгрузки по 4.3.2 и 4.3.3.

4.3.1 Режим автоматической разгрузки

Режимы автоматического открывания и закрывания разгрузочного борта не допускаются.

ГОСТ EN 1501-2-2012

4.3.2    Режим полуавтоматической разгрузки

Разгрузочный борт автоматически выполняет каждое последующее действие разгрузочного цикла, за исключением окончательной операции закрывания (на расстоянии не менее 500 мм до закрытого положения). При этом используют орган управления с автоматическим возвратом в исходное положение.

4.3.3    Режим ручной разгрузки

Разгрузочный борт выполняет каждое последующее действие в пределах разгрузочного цикла специальной командой на работу системы разгрузки.

4.4 Режимы работы и органы управления подъемного устройства

Каждый мусоровоз может иметь один или несколько режимов работы подъемного устройства по 4.4.1-4.4.3.

4.4.1    Режим ручного подъема

Управление подъемным устройством в пределах цикла опорожнения осуществляется вручную специальной командой органа управления с автоматическим возвратом в исходное положение.

4.4.2    Режим полуавтоматического подъема

Подъемное устройство выполняет каждое последующее действие (два или более движения поочередно) цикла опорожнения командой органа управления с автоматическим возвратом в исходное положение или командой импульсного устройства управления.

4.4.3    Режим автоматического подъема

Подъемное устройство выполняет каждое последующее действие цикла опорожнения одной командой.

4.4.4    Выбор режима работы подъемного устройства

Выбор режима - это процесс изменения режима работы подъемного устройства на любой из режимов по 4.4.1-4.4.3 («SELECT»).

5 Перечень существенных опасностей

В настоящем разделе приведены все существенные опасности, рассматриваемые в настоящем стандарте, и установлены риски, которые являются существенными для данного типа машин и требуют мер по их устранению или уменьшению.

Таблица 1 - Перечень опасностей

Соответствующий пункт EN 1050:1996 (приложение А)

Опасность

Область

риска

Опасная ситуация

Номер подраздела, пункта, подпункта настоящего стандарта

1 (Id)

От массы и скорости

Подъемное

устройство

Слишком большая скорость подъемного устройства

6.4.1.2

1 (Iе)

Механическая

нагрузка

Система

разгрузки

Неожиданное открытие разгрузочного борта

6.2.2.1

1.1

Раздавливание

Подъемное

устройство

Раздавливание между подъемным устройством или контейнером для сбора мусора и грунтом при опускании

6.4.1.1, 6.4.1.2

1.1

1.5

Раздавливание,

захват

Система

уплотнения

Раздавливание механизмом уплотнения при падении в бункер во время работы

6.2.1, 6.2.3.1,

6.2.3.2, 6.2.3.3, 6.9.3.2

1.1

1.2

Раздавливание,

разрезание

Уплотни

тельное

устройство

Раздавливание или разрезание между уплотнительным устройством и его рамой, когда мусоросборник снимается

6.2.4, 6.9.3.2

Соответствующий пункт EN 1050:1996 (приложение А)

Опасность

Область

риска

Опасная ситуация

Номер подраздела, пункта, подпункта настоящего стандарта

1.1

1.2

Раздавливание,

разрезание

Неподвижный мусоросборник

Раздавливание между уплотнительным устройством и его рамой во время загрузки мусора

6.2.1, 6.2.3.1,

6.2.3.2, 6.2.3.3, 6.9.3.2

1.1

1.2

Раздавливание,

разрезание

Система

разгрузки

Раздавливание между разгрузочным бортом и мусоросборником, когда разгрузочный борт опускается

6.3.1.2, 6.3.1.3, 6.3.1.4, 6.11.2

1.1

Раздавливание

Система

разгрузки

Раздавливание между открытым разгрузочным бортом при его боковой навеске и мусоросборником, когда разгрузочный борт неожиданно закрывается (ветром)

6.3.1.5

1.1

1.2

Раздавливание,

разрезание

Неподвижный мусоросборник

Раздавливание или разрезание движущимися частями, когда боковой люк открыт

6.11.4

1.1

1.2

Раздавливание,

разрезание

Система

разгрузки

Раздавливание между разгрузочным бортом при его боковой навеске и мусоросборником, когда разгрузочный борт открывается

6.3.1.5

1.1

1.5

Раздавливание,

захват

Подъемное

устройство

Захватывание пешеходов, особенно детей

6.4.2.3, 6.4.2.4, 6.4.2.6, 6.4.2.7, 6.Э.4.4

1.1

1.5

Раздавливание,

захват

Подъемное

устройство

Попадание между подъемным устройством и мусоровозом, когда манипулятор подъемного устройства перемещается назад

6.4.1.1, 6.4.1.3, 6.Э.4.4

1.1

1.5

Раздавливание,

захват

Подъемное

устройство

Раздавливание или захват между частями подъемного устройства

6.4.1.1, 6.4.1.3, 6.4.2.5, 6.9.4.4

1.1

1.2

1.5

Раздавливание,

разрезание,

затягивание

Внутренняя часть мусоросборника

Раздавливание или разрезание уплотнительным устройством или выталкивателем

6.11.3, 6.11.4

1.1

1.5

Раздавливание,

втягивание

Вращающийся мусоросборник

Затягивание между мусоросборником и валами

6.2.5

1.9

Выброс рабочей жидкости под высоким давлением

Подъемное устройство, мусоросборник

Выброс рабочей жидкости под высоким давлением, вызванный ослаблением крепления или разрывом рукавов

6.5

3.1

Контакт с горячими поверхностями

Выхлопная труба

Ожоги

6.13.1

Отсутствует в EN 1050:1996, но есть в EN ISO 12100

Недостаток информации

Мусоровоз с боковой загрузкой

Неправильное поведение обслуживающего персонала

6.3.3,    6.4.2.1,

6.9.2.3,    6.9.3.1, 6.9.4.1, 6.Э.4.2, 6.9.4.3

Отсутствует в EN 1050:1996, но есть в EN ISO 12100

Переоборудование обслуживающим персоналом

Ранее названные риски, связанные с механизмами

Несанкционированное переоборудование органов управления/схемы управления

6.9.3.1, 6.10.1.2

8.1

Неудобное положение

Рабочее место в кабине (сиденье)

Слишком долгий период времени повернуты голова и тело

6.9.4.4

Соответствующий пункт EN 1050:1996 (приложение А)

Опасность

Область

риска

Опасная ситуация

Номер подраздела, пункта, подпункта настоящего стандарта

8.4

Недостаточная

освещенность

Рабочая

область

подъемного

устройства

Различные риски, например небезопасное обращение с мусором, контейнерами для сбора мусора, органами управления

6.10.13

8.6

Неправильное поведение человека из-за недостатка информации

Мусоровоз с боковой загрузкой

Недостаточно понятные инструкции по эксплуатации, обслуживанию и ремонту

7.1,7.2, 7.3

8.7

Неудобная конструкция элементов ручного управления

Рабочие

органы

управления

Случайное использование выключателей, рычагов и джойстиков системы управления

6.4.1.3, 6.7, 6.Э.2.2, 6.9.3.1, 6.9.3.4

8.8

Неудобная конструкция и расположение устройств отображения информации

Все движущиеся части

Неожиданное перемещение при введении неправильной команды управления

6.7, 6.9.3.1, 6.9.3.4

10.1

Неисправность гидросистемы и системы управления

Разгрузочный борт во время очистки края кромки прилегания после разгрузки отходов

Неисправность системы управления подъемом или опусканием разгрузочного борта

6.3.1.2, 6.3.1.3, 6.3.1.4, 6.3.2

10.2

Восстановление энергоснабжения после прерывания

Все движущиеся части

Движение машины, неожиданный пуск после восстановления энергоснабжения, например после отказа источника энергии

6.4.1.3,    6.9.1.2,

6.9.3.1.6.9.3.3, 6.10.6

10.3

Внешнее воздействие на электрооборудование

Все движущиеся части

Неожиданное движение

6.10.2

14

Неисправность схемы управления

Все движущиеся части

Движение машины, неожиданный пуск после восстановления энергоснабжения, например после неожиданной остановки двигателя

6.9.1.2,    6.9.1.3,

6.9.3.3,    6.10.1.2, 6.10.7

14

Неисправность схемы управления

Все движущиеся части

Неожиданный пуск или неисправность устройства аварийной остановки из-за плохой конструкции органов управления/схемы управления

6.9.1.1.6.9.2.1, 6.9.3,6.10.3, 6.10.4, 6.10.5, 6.10.6, 6.10.8, 6.10.9, 6.10.10, 6.10.11,6.10.12

15

Ошибки сборки

Все движущиеся части

Неожиданное движение, неисправность соединений

6.1,6.4.1,6.6, 6.9, 6.10

Соответствующий пункт EN 1050:1996 (приложение А)

Опасность

Область

риска

Опасная ситуация

Номер подраздела, пункта, подпункта настоящего стандарта

16

Разрыв гидравлических рукавов в ходе эксплуатации

Внутренняя сторона открытого разгрузочного борта при его верхней навеске

Свободное падение поднятого разгрузочного борта из-за разрыва гидравлических рукавов (если он не закреплен)

6.3.1.2

16

Разрушение в ходе эксплуатации

Сменный

мусоро

сборник

Потеря сменного мусоросборника во время уплотнения из-за разрушения деталей крепления

6.6.2

16

Разрушение в ходе эксплуатации

Подъемное

устройство

Падение частей подъемного устройства и/или контейнера для сбора мусора

6.4.1.2

17

Падающие

предметы

Контейнер для сбора мусора

Падение контейнера для сбора мусора из-за ошибки оператора при управлении подъемным устройством

6.4.2.1, 6.4.2.4, 6.4.2.6

17

Выпадение из-за неправильной конструкции частей машины

Подъемное устройство

Выпадение мусора из контейнера для сбора мусора рядом с мусоровозом вследствие неправильной конструкции бункера или кинематики подъемного устройства

6.4.1.1, 6.4.1.2

17

Выпадение из-за неправильной конструкции контейнеров для сбора мусора

Подъемное устройство, контейнер для сбора мусора

Выпадение мусора рядом с мусоровозом из контейнера для сбора мусора при слишком высоком его захвате

6.4.1.1, 6.4.2.4

17

Выпадение из-за неправильного закрытия мусоросборника

Сменный

мусоро

сборник

Выпадение мусора из мусоросборника

6.6.1

18

Опрокидыва

ние

Мусоровоз с боковой загрузкой

Опрокидывание мусоровоза вследствие потери устойчивости

6.3.3, 6.12

18

Опрокидыва

ние

Сменный

мусорсбор-

ник

Опрокидывание сменного мусоросборника из-за неправильного транспортирования и условий хранения

6.6.4

20.3

Движение мусоровоза, когда не все части находятся в транспортном положении

Подъемное

устройство

Столкновение с другими транспортными средствами или пешеходами при движении с выдвинутым манипулятором

6.4.1.2

21.1

Падение об-слу-живающего персонала

Вход в кабину

Травмы работников при входе или выходе из кабины при движении мусоровоза

6.8.2

Соответствующий пункт EN 1050:1996 (приложение А)

Опасность

Область

риска

Опасная ситуация

Номер подраздела, пункта, подпункта настоящего стандарта

21.4

Проникновение

предметов

Рабочее место в кабине (сиденье)

Твердый и острый мусор, вдавленный в кабину уплотнительным устройством

6.2.2.2

21.5

Неудовлетво

рительная

обзорность

Подъемное устройство

Травмы пешеходов и велосипедистов при работе подъемного устройства вследствие отсутствия обзора функциональной зоны для обслуживающего персонала

6.Э.4.4, 6.Э.4.5

21.5

Неудовлетво

рительная

обзорность

Рабочее место в кабине

(сиденье)

При движении в транспортном потоке, если сиденье водителя расположено со стороны обочины

6.9.4.6

25.2

Внезапное движение подъемного устройства

Подъемное

устройство

Столкновение с другими транспортными средствами или пешеходами при внезапном выдвижении манипулятора

6.4.21,6.4.2.2,

6.4.2.3

27.1.4

Непредвиденное движение контейнера для сбора мусора

Подъемное устройство

Непредвиденное опускание подъемного устройства или падение контейнера для сбора мусора из-за неисправности при подаче энергии

6.4.11,6.4.1.2,

6.5

27.1.5

Ненадежность

удерживающих

устройств

Подъемное устройство

Слабое сжатие контейнера для сбора мусора захватом

6.4.2.4, 6.4.2.5

27.1.5

Ненадежность

удерживающих

устройств

Подъемное

устройство

Неправильный захват контейнера для сбора мусора подъемным устройством

6.4.1.2

6 Требования безопасности

6.1    Общие требования

Мусоровозы должны соответствовать требованиям и/или мерам безопасности, приведенным в настоящем разделе. Кроме того, мусоровозы должны быть сконструированы в соответствии с требованиями EN ISO 12100 в отношении имеющихся, но несущественных опасностей, которые не рассматриваются в настоящем стандарте. Все системы и составные части должны быть установлены в соответствии с инструкциями изготовителя.

При применении EN ISO 13857, EN 349, EN ISO 4413, EN 60204-1 изготовитель должен провести оценку рисков для любого дополнительного требования, которое не указано в настоящем стандарте.

6.2    Уплотнительное устройство

6.2.1    Органы управления уплотнительным устройством

Если управление мусоровозом производится с одного рабочего места, автоматический цикл уплотнительного устройства должен происходить при присутствии обслуживающего персонала в кабине.

6.2.2    Взаимодействие между кузовом и уплотнительным устройством

6.2.2.1    Уплотнение к разгрузочному борту

Конструкция должна учитывать динамические нагрузки, воздействующие на разгрузочный борт; соединения между разгрузочным бортом и мусоросборником и между уплотнительным устройством и мусоросборником должны выдерживать нагрузки, создаваемые уплотнительным устройством.

6.2.2.2    Защита задней части кабины

Конструкция уплотнительного устройства и его крепления в мусоросборнике должны учитывать тип уплотнения, динамические нагрузки в отношении защиты кабины. Конструкция должна быть такой, чтобы твердые и острые бытовые отходы не могли быть вытолкнуты из мусоросборника уплотнительным устройством, например прессующей плитой, и не могли проникнуть в кабину через заднюю

11

стенку. Это может быть достигнуто, например, отклонением движения мусора, усиленной задней стенкой, защитным экраном, чувствительным к давлению.

6.2.3 Соотношение между уплотнительным устройством и высотой расположения силовой балки

6.2.3.1    Высота расположения силовой балки для ручной загрузки (см. 3.9 и 3.19) над уровнем стоянки мусоровоза должна быть не менее 1200 мм (см. рисунок А.1).

6.2.3.2    Режим уплотнения для открытых систем (см. 4.2.1.2) должен быть полуавтоматическим или ручным, как указано в 4.2.2.2 или 4.2.2.3.

6.2.3.3    Если направляющий щит регулируется для открытой и закрытой систем (см. рисунок А.1), то он должен быть заблокирован для предотвращения включения автоматического цикла в открытой системе. Блокировка должна соответствовать EN 1088:1995 (подраздел 3.2) и EN 954-1:1996 (пункт 6.2.2) и должна иметь защитное запирающее устройство категории 1.

6.2.4    Мусоровозы со сменным мусоросборником

Если мусоросборник может быть отсоединен от уплотнительного устройства или снят для отдельного транспортирования, то уплотнительное устройство должно быть заблокировано, когда мусоросборник не соединен с ним. Система блокировки должна соответствовать категории 1 по EN 954-1:1996.

6.2.5    Мусоровоз с вращающимся мусоросборником барабанного типа

Если вращающийся мусоросборник барабанного типа создает потенциальную опасность раздавливания или разрезания, то должны быть установлены неподвижные защитные ограждения в соответствии с EN 953.

6.3    Система разгрузки

6.3.1    Разгрузочный борт

6.3.1.1    Когда управляемый вручную разгрузочный борт оборудован механизмом открывания и закрывания, устройство управления должно быть расположено на достаточном расстоянии от траектории движения разгрузочного борта (см. EN 953).

6.3.1.2    Если разгрузочный борт открывается с помощью гидравлической системы, он должен быть оборудован клапанами разрыва трубопроводов, установленными непосредственно на цилиндрах подъема, или другими устройствами для предотвращения непреднамеренного закрывания. Если разгрузочный борт открывается другими способами, то должна быть предусмотрена эквивалентная защита от быстрого закрывания. Открывание разгрузочного борта должно осуществляться одним органом управления с автоматическим возвратом в исходное положение.

6.3.1.3    Закрывание открытого разгрузочного борта должно осуществляться двуручным органом управления с автоматическим возвратом в исходное положение, который должен располагаться таким образом, чтобы обслуживающий персонал имел постоянный прямой обзор закрывающихся кромок. Дополнительный пульт управления, оборудованный органами управления с автоматическим возвратом в исходное положение, для открывания и закрывания разгрузочного борта может быть установлен в кабине. Это устройство управления должно быть сконструировано так, чтобы исключать любую другую возможность приведения его в действие, кроме принудительного (см. также 6.9.1.1). Если используется несколько постов управления, то следует применять блокируемые органы управления в соответствии с EN 60204-1.

Общее время закрывания разгрузочного борта должно быть не менее 20 с. Органы управления, расположенные в кабине, не должны иметь возможности полностью закрыть разгрузочный борт, и между нижним краем разгрузочного борта и мусоросборником должен оставаться зазор не менее 1000 мм.

Окончательное закрывание следует выполнять только двуручным органом управления с автоматическим возвратом в исходное положение, расположенным снаружи в задней части (см. также 6.10.5).

6.3.1.4    Разгрузочный борт или наклоненный мусоросборник должен быть застрахован от падения и самопроизвольного закрывания во время технического обслуживания или очистки специаль-ным(ыми) удерживающим(ими) механическим(ими) устройством(ами). Устройство(а) должно(ы) находиться в постоянно зафиксированном положении и выдерживать полную массу разгрузочного борта или мусоросборника и возможные гидравлические усилия.

6.3.1.5    При боковой навеске разгрузочного борта механическое(ие) фиксирующее(ие) устройство^) должно(ы) обеспечивать поддержание его в открытом положении.

ГОСТ EN 1501-2-2012

6.3.2    Опорожнение мусоросборника

Рабочее место должно быть расположено за пределами возможного падения мусора.

Для опорожнения бункера уплотнительным устройством оно должно быть приведено в действие устройством управления с автоматическим возвратом в исходное положение с рабочего места, с которого производится управление разгрузочным бортом, только когда мусоросборник полностью наклонен или выталкиватель полностью выдвинут, или перед началом движения выталкивателя для разгрузки.

6.3.3    Сигнализация о поднятых мусоросборнике и разгрузочном борте

В кабине водителя должны приводиться в действие визуальная и звуковая сигнализации для предупреждения водителя о том, что мусоросборник или разгрузочный борт находится в не безопасном для передвижения положении. Должна быть исключена возможность отключения сигнализации при включенном двигателе мусоровоза; при повторном пуске двигателя сигнализация должна снова автоматически включаться.

6.4 Подъемное устройство

6.4.1    Основные требования

6.4.1.1    Общие требования к конструкции

Любые опасности раздавливания и разрезания должны быть сведены к минимуму конструкцией в соответствии с EN 349 или соответствующей защитой по EN 953.

Для предотвращения травм ступней расстояние между нижней кромкой подъемного устройства и уровнем стоянки мусоровоза должно быть не менее 320 мм, включая стандартную высоту бордюра 200 мм (см. рисунок А.1). Если необходимо движение подъемного устройства вниз до уровня грунта, расстояние от 120 мм до уровня грунта должно контролироваться устройством управления с автоматическим возвратом в исходное положение, расположенным в месте, откуда обеспечивается четкий обзор подъемного устройства.

Объем бункера и эксплуатационные параметры уплотнительного и подъемного устройств должны быть сконструированы с учетом наибольшего объема контейнера для сбора мусора, чтобы не допускать выпадения мусора из бункера.

Если бункер опорожняется уплотнительным устройством одновременно с работой подъемного устройства, то конструкция мусоровоза должна быть такой, чтобы уплотнительное устройство и контейнер для сбора мусора не сталкивались и не повреждались.

Гидравлическое подъемное устройство должно быть оборудовано устройствами безопасности для защиты от разрыва рукава (например, клапанами разрыва трубопроводов, установленными непосредственно на цилиндрах подъема) или другими устройствами для предотвращения самопроизвольного опускания. Они должны быть установлены непосредственно на цилиндрах подъема.

6.4.1.2    Подъемное устройство должно соответствовать следующим требованиям:

-    должно быть предназначено для стандартных контейнеров для сбора мусора, как указано в информации для пользователя;

-    должно быть предназначено для стандартных контейнеров для сбора мусора при их максимальной загрузке. Динамическая испытательная нагрузка должна составлять не менее 1,1 максимальной загрузки;

-    должно быть снабжено устройством, предотвращающим поднятие груза, масса которого превышает максимальную грузоподъемность;

-    должно быть снабжено устройством, позволяющим определять точное местоположение стандартного контейнера для сбора мусора в подъемном устройстве;

-    должно быть снабжено устройством автоматической блокировки и удержания заблокированного стандартного контейнера для сбора мусора в поднятом положении перед тем, как угол опрокидывания контейнера для сбора мусора достигнет 30° от вертикали, или перед тем, как высота точки захвата достигнет 2000 мм от уровня стоянки мусоровоза. В автоматическом режиме подъема устройство должно также контролировать, чтобы стандартный контейнер для сбора мусора был заблокирован в течение всей последовательности цикла.

Стандартный контейнер для сбора мусора должен оставаться в заблокированном положении до тех пор, пока контейнер поднят более чем на 400 мм (600 мм, включая стандартную высоту бордюра 200 мм) от уровня стоянки мусоровоза, даже если прекратилась подача электрической, гидравлической или пневматической энергии. Выход из строя электрической, гидравлической или пневматической систем не должен приводить к разблокированию контейнера для сбора мусора.

Максимальная линейная скорость движения любой доступной части подъемного устройства при опускании стандартных контейнеров для сбора мусора не должна превышать 2,5 м/с для контейнеров

13

емкостью менее 2500 л и 1,5 м/с для контейнеров емкостью более 2500 л. Ограничение скорости необходимо соблюдать до высоты подъема 2700 мм (включая стандартную высоту бордюра 200 мм) от уровня стоянки мусоровоза.

Должны быть обеспечены условия для исключения просыпания мусора, например, за счет выбора положения контейнера для сбора мусора относительно бункера при опорожнении.

6.4.1.3 Работа подъемных устройств

Направление движения органов управления должно быть согласовано с действиями исполнительных органов, например:

-    для подъемных устройств, управляемых с помощью кнопок:

верхней кнопки: подъем, нижней кнопки: опускание;

-    для подъемных устройств, приводимых в действие с помощью рычага, направление движения рычага должно соответствовать следующему действию:

тянуть (на себя): подъем, толкать (от себя): опускание.

Направление движения, происходящего при включении кнопки, рычага или вращающегося переключателя, должно четко идентифицироваться светящейся стрелкой.

Устройства управления могут быть переключены на ручной режим для проведения технического обслуживания, ремонта, переустановки или восстановления условий работы. Переключение не должно приводить к подъему или наклону. В любом случае действия, которые могут высвободить поднятый контейнер, должны быть возможны только при самом нижнем положении подъемного устройства.

Остановка подъемного устройства в автоматическом или полуавтоматическом режиме должна потребовать новую команду для повторного пуска.

Если мусоровоз оборудован более чем одним подъемным устройством, то должна быть исключена возможность одновременного управления этими подъемными устройствами одним оператором.

Если подъемное устройство находится в положении, когда некоторые его части и/или контейнер для сбора мусора выступают за габариты мусоровоза, то должна быть исключена любая возможность транспортного движения.

Если подъемное устройство может быть приведено в действие как изнутри, так и снаружи кабины, то в кабине должен быть установлен переключатель выбора, для того чтобы гарантировать, что только одно устройство управления действует в одно и то же время.

6.4.2 Дополнительные требования для выдвижения и складывания и/или фиксирования подъемных устройств

6.4.2.1    При транспортном движении мусоровоза подъемное устройство должно быть недоступно для управления и зафиксировано любой механической блокировкой (например, принудительным действием силы тяжести, пневматической, гидравлической, электрической системами) или гидравлической блокировкой в нерабочем положении от любого непреднамеренного движения, кроме технологического движения (см. 6.4.2.3).

6.4.2.2    Захват и/или выдвижные манипуляторы должны быть принудительно заблокированы блокирующим устройством при транспортном движении мусоровоза. Гидравлическая блокировка допустима, если клапан разрыва трубопроводов установлен непосредственно на блокируемом цилиндре. Клапан разрыва трубопроводов должен выдерживать нагрузку, в два раза превышающую установленное значение усилия зажима или максимальное установленное значение грузоподъемности выдвижного манипулятора.

6.4.2.3    Если подъемное устройство находится в таком положении, когда некоторые его части выступают за габариты мусоровоза, в кабине должна быть предусмотрена оптическая сигнализация (красный предупреждающий сигнал). Мусоровоз не должен иметь возможности двигаться быстрее 6 км/ч (технологическое движение см. в 3.27).

6.4.2.4    Непосредственно сам захват должен управляться только специальным отдельным органом управления с автоматическим возвратом в исходное положение. В случае прерывания энергии захват не должен открываться и высвобождать груз.

6.4.2.5    Усилия зажима должны быть достаточными, чтобы безопасно удерживать номинально загруженный контейнер для сбора мусора в течение всего цикла. Динамическая испытательная нагрузка должна соответствовать 6.4.1.2 (второе перечисление).

ГОСТ EN 1501-2-2012

6.4.2.6 Между захватывающими губками в течение всего цикла подъема контейнера и при отсутствии контейнера должно быть соблюдено безопасное расстояние согласно EN 349. Если необходимо полное закрывание захвата (например, при нерабочем положении или для контейнера небольшого размера), то повторная команда на закрывание или зажим захвата должны быть возможны только после принудительного включения и при постоянном наблюдении обслуживающего персонала.

6.4.27 Открывание захвата должно быть возможно только тогда, когда контейнер для сбора мусора возвращен на прежний уровень, на котором происходило закрывание захвата, или на более низкий уровень.

6.5    Гидравлическая система

Все гидравлические трубопроводы и арматура должны иметь не менее чем двукратный запас прочности по рабочему давлению. Если трубопроводы расположены по сторонам мусоровоза и находятся на расстоянии менее 500 мм от обслуживающего персонала, находящегося на рабочем месте или проходящего к нему, то они должны быть защищены от внезапного разрыва (выброса струи жидкости). Защита должна быть достаточно прочной для отклонения струи жидкости от обслуживающего персонала.

Гидравлическая система должна соответствовать требованиям EN ISO 4413.

6.6    Система сменных мусоросборников

6.6.1    Мусор должен надежно удерживаться внутри мусоросборника при отделении и перемещении мусоросборника.

6.6.2    Система блокировки между уплотнительным устройством и мусоросборником и/или между мусоросборником и шасси должна быть сконструирована так, чтобы она могла выдерживать усилия уплотнения с учетом максимального динамического усилия. Разблокирование должно быть возможно только при преднамеренном воздействии.

6.6.3    Механизмы установки/снятия мусоросборника должны быть сконструированы с учетом всех динамических усилий сменного мусоросборника при его установке/снятии с шасси.

6.6.4    Мусоросборник должен быть совместим с установленной погрузочно-разгрузочной системой и устойчив при всех условиях транспортирования и хранения. Эти условия должны быть указаны в информации для пользователя.

6.6.5    Орган управления установкой/снятием с автоматическим возвратом в исходное положение должен быть расположен таким образом, чтобы был обеспечен обзор всего пространства. Система фиксации и блокирования на шасси и/или система уплотнения должны быть описаны в информации для пользователя.

6.6.6    Если управление производится из кабины, то окончательная установка мусоросборника с использованием органов управления должна быть невозможна. Между краем сменного мусоросборника и уплотнительным устройством должно оставаться расстояние не менее 1000 мм. Окончательную установку следует выполнять только внешним двуручным органом управления с автоматическим возвратом в исходное положение при четкой обзорности всего места разрезания/раздавливания.

6.6.7    Если процесс установки/снятия осуществляется обслуживающим персоналом из кабины, то должна быть обеспечена четкая обзорность задней части шасси и места хранения мусоросборника. Эта четкая обзорность обеспечивается системой видеонаблюдения, которая должна постоянно работать в течение всего процесса без возможности ее выключения. Окончательную установку выполняют в соответствии с 6.6.6.

6.6.8    При использовании дистанционного управления следует применять проводной пульт дистанционного управления. Возможность дистанционного управления из кабины должна быть исключена. Пульт дистанционного управления должен обладать достаточным радиусом действия, для того чтобы позволять обслуживающему персоналу управлять из безопасной зоны. Окончательную установку, начиная с 1000 мм, следует выполнять только двуручным органом управления с автоматическим возвратом в исходное положение при четкой обзорности места разрезания/раздавливания.

67 Символы

6.7.1 На все элементы управления, приведенные в таблице 2, должны быть нанесены пиктограммы (графические символы) в соответствии с выполняемыми ими функциями и направлением движения. Остальные элементы управления должны быть снабжены пиктограммой и/или точным описанием их действия.

15

ГОСТ EN 1501-2-2012

Информация об изменений к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и правок в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются в информационной системе общего пользования — на информационном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

©Стандартинформ, 2014

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

III

Таблица 2-Графические символы

Введение

Настоящий стандарт представляет собой стандарт типа С согласно EN ISO 12100.

Если положения настоящего стандарта отличаются от положений, которые установлены в стандартах типа А или В, то положения настоящего стандарта имеют приоритет над положениями других стандартов.

EN 1501 состоит из четырех частей, имеющих групповой заголовок «Средства транспортные мусороуборочные и сопутствующие подъемные устройства. Общие технические требования и требования безопасности»:

-    часть 1. Мусороуборочные машины с задней загрузкой;

-    часть 2. Мусороуборочные машины с боковой загрузкой;

-    часть 3. Мусороуборочные машины с передней загрузкой;

-    часть 4. Правила измерения шума мусороуборочных машин.

IV

Поправка к ГОСТ EN 1501-2—2012 Мусоровозы. Общие технические требования и требования безопасности. Часть 2. Мусоровозы с боковой загрузкой

В каком месте

Напечатано

Должно быть

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-производственным республиканским унитарным предприятием «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации» (БегГИСС)

1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-производственным республиканским унитарным предприятием «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации» (БелГИСС)

(ИУС № 4 2015 г.)

1

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Мусоровозы

Общие технические требования и требования безопасности

Часть 2

МУСОРОВОЗЫ С БОКОВОЙ ЗАГРУЗКОЙ

Refuse collection vehicles and associated lifting devices. General requirements and safety requirements. Part 2. Side

loaded refuse collection vehicles

Дата введения - 2014-07-01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает технические требования и требования безопасности, позволяющие уменьшать риски, возникающие в результате опасностей, перечень которых приведен в разделе 5. Опасности могут возникать в процессе эксплуатации и технического обслуживания мусороуборочных транспортных средств с боковой загрузкой (далее - мусоровозы), предназначенных для сбора, транспортирования и выгрузки твердых бытовых отходов.

Настоящий стандарт распространяется:

-    на мусоровозы в соответствии с разделами 3 и 4;

-    на подъемные устройства мусоровозов.

Примеры основных типов мусоровозов приведены в приложении В.

Настоящий стандарт не устанавливает дополнительных требований:

-    к конструкции и оборудованию шасси, которое должно соответствовать требованиям правил дорожного движения;

-    к работе в суровых климатических условиях (например, неблагоприятных условиях окружающей среды, таких как температура ниже минус 10 °С и выше плюс 40 °С, агрессивная среда, тропический климат);

-    к работе в экстремальных условиях (например, в потенциально взрывоопасных газовых средах, загрязненной атмосфере);

-    к статическому электричеству;

-    к перевозке пассажиров, подъему людей;

-    к погрузке краном;

-    к погрузке сопровождающим транспортным средством;

-    к контейнерам для сбора мусора, кроме изготовленных в соответствии с требованиями EN 840, EN 12574 и EN 13071;

-    к погрузочно-разгрузочным работам с грузами, природа которых может привести к опасным ситуациям, например горячими отходами, кислотами и щелочами, радиоактивными материалами, особо хрупкими грузами, взрывчатыми веществами;

-    к рискам, возникающим во время изготовления, транспортирования, ввода в эксплуатацию и вывода из эксплуатации;

-    к рискам, возникающим во время движения по дорогам общего пользования;

-    к скорости ветра свыше 75 км/ч;

-    к прямым контактам с продуктами питания;

-    к опасностям из-за возникающего шума при работе мусоровоза.

Настоящий стандарт распространяется на мусоровозы, техническое задание на разработку которых утверждено после введения в действие настоящего стандарта.

Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования и требования безопасности для мусороуборочных транспортных средств (далее - мусоровозы) с задней загрузкой и гидроприводом, предназначенных для сбора, транспортирования и выгрузки твердых бытовых отходов и повторно перерабатываемых материалов.

Издание официальное

Настоящий стандарт также устанавливает требования к подъемным устройствам и средствам взаимодействия и связи с шасси.

Определения типов мусоровозов и их подъемных устройств приведены в разделах 3 и 4. Настоящий стандарт распространяется на мусоровозы, техническое задание на разработку которых утверждено после ведения в действие настоящего стандарта.

2 Нормативные ссылки

Для применения настоящего стандарта необходимы следующие ссылочные стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных ссылок применяют его последнее издание (включая все изменения).

EN 349:1993+А1:2008 Safety of machinery - Minimum gaps to avoid crushing of parts of the human body (Безопасность машин. Минимальные расстояния для предотвращения защемления частей человеческого тела)

EN 574:1996+А1:2008 Safety of machinery - Two-hand control devices - Functional aspects - Principles for design (Безопасность машин. Устройство управления двуручное. Функциональные аспекты. Принципы конструирования)

EN 894-1:1997+А1:2008 Safety of machinery - Ergonomics requirements for the design of displays and control actuators - Part 1: General principles for human interactions with displays and control actuators (Безопасность машин. Эргономические требования к оформлению индикаторов и органов управления. Часть 1. Общие принципы при взаимодействии оператора с индикаторами и органами управления)

EN 894-2:1997 Safety of machinery - Ergonomics requirements for the design of displays and control actuators - Part 2: Displays (Безопасность машин. Эргономические требования к оформлению индикаторов и органов управления. Часть 2. Индикаторы)

EN 894-3:2000+А1:2008 Safety of machinery - Ergonomics requirements for the design of displays and control actuators - Part 3: Control actuators (Безопасность машин. Эргономические требования к оформлению индикаторов и органов управления. Часть 3. Органы управления)

EN 953:1997+А1:2009 Safety of machinery - Guards - General requirements for the design and construction of fixed and movable guards (Безопасность машин. Защитные ограждения. Общие требования к конструированию и изготовлению неподвижных и подвижных защитных ограждений)

EN 954-1:1996^ Safety of machinery - Safety related parts of control systems - Part 1: General principles for design (Безопасность машин. Элементы безопасности систем управления. Часть 1. Общие принципы конструирования)

EN 1037:1995+А1:2008 Safety of machinery - Prevention of unexpected start-up (Безопасность машин. Предотвращение неожиданного пуска)

EN 1050:1996 Safety of machinery - Principles for risk assessment (Безопасность машин. Принципы оценки риска)

EN 1088:1995 Safety of machinery - Interlocking devices associated with guards - Principles for design and selection (Безопасность машин. Блокировочные устройства, связанные с защитными устройствами. Принципы конструирования и выбора)

EN 1501-4:2007 Refuse collection vehicles and their associated lifting devices - General requirements and safety requirements - Part 4: Noise test code for refuse collection vehicles (Средства транспортные мусороуборочные и сопутствующие подъемные устройства. Общие технические требования и требования безопасности. Часть 4. Правила измерения шума мусороуборочных машин)

EN 60204-1:19971) Safety of machinery - Electrical equipment of machines - Part 1: General requirements (ISO 60204-1:1997) (Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 1. Общие требования)

EN 60204-1:2006 Safety of machinery - Electrical equipment of machines - Part 1: General requirements (IEC 60204-1:2005, modified) (Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 1. Общие требования)

EN 60529:1991 Degrees of protection provided by enclosures (IP code) (IEC 60529:1989) (Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (IP-код))

EN ISO 4413:20102) Hydraulic fluid power - General rules and safety requirements for systems and

11 Действуют только для датированной ссылки.

Действуют только для датированной ссылки.

2)    Действуют взамен EN 982:1996+А1:2008.

3)    Действуют взамен EN 457:1992.

ГОСТ EN 1501-2-2012

their components (ISO 4413:2010) (Приводы гидравлические. Общие правила и требования безопасности для систем и их компонентов)

EN ISO 7731:20083) Ergonomics - Danger signals for public and work areas - Auditory danger signals (ISO 7731:2003) (Эргономика. Сигналы опасности на рабочих и в общественных местах. Звуковые сигналы опасности)

EN ISO 12100-1 ^ООЗ1’ Safety of machinery - Basic concepts, general principles for design - Part 1: Basic terminology, methodology (ISO 12100-1:2003) (Безопасность оборудования. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методика)

EN ISO ^ЮО-гЯООЗ1’ Safety of machinery - Basic concepts, general principles for design - Part 2: Technical principles (ISO 12100-2:2003) (Безопасность оборудования. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Технические принципы)

EN ISO 12100:2010 Safety of machinery - Basic concepts, general principles for design - Part 1: Basic terminology, methodology (ISO 12100:2010) (Безопасность оборудования. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методика)

EN ISO 137 32-1:20 082) Ergonomics of the thermal environment - Methods for the assessment of human responses to contact with surfaces - Part 1: Hot surfaces (ISO 13732-1:2006) (Эргономика температурной среды. Методы оценки реакции человека при контакте с поверхностями. Часть 1. Горячие поверхности)

EN ISO 13849-1:20081 Safety of machinery - Safety-related parts of control systems - Part 1: General principles for design (ISO 13849-1:2006) (Безопасность машин. Элементы систем управления, связанные с обеспечением безопасности. Часть 1. Общие принципы конструирования)

EN ISO 1ЗвбО^ООв1’ Safety of machinery - Emergency stop - Principles for design (ISO 13850:2006) Безопасность машин. Аварийный останов. Принципы конструирования)

EN ISO 13857:20082) Safety of machinery - Safety distances to prevent hazard zones being reached by upper and lower limbs (ISO 13857:2008) (Безопасность машин. Безопасные расстояния, предохраняющие верхние и нижние конечности от попадания в опасные зоны)

ISO 7000:2004 Graphical symbols for use on equipment - Index and synopsis (Обозначения условные графические, наносимые на оборудование. Перечень и сводная таблица)

IEC 60417-DB:2002 Graphical symbols for use and equipment - Index, survey and compilation of single sheets (Графические символы для использования на оборудовании)

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальный стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяют в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по EN ISO 12100:2003, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    мусоровоз (refuse collection vehicle, RCV): Транспортное средство, предназначенное для сбора и транспортирования твердых бытовых отходов или годных к вторичной переработке материалов, загрузка которых производится вручную или из контейнеров для сбора мусора. Мусоровоз состоит из шасси с кабиной водителя, на котором монтируется кузов. Кузов включает в себя встроенный или сменный мусоросборник, а также или уплотнительное устройство, или подъемное устройство, или оба этих устройства.

3.2    мусоровоз с боковой загрузкой (side loaded RCV): Мусоровоз, в который мусор или годные к вторичной переработке материалы загружаются сбоку.

3.2.1 общий принцип действия (general): В мусоровозах с боковой загрузкой мусор подается в бункер через силовую балку вручную или механически. После этого уплотнительное устройство (при наличии) перемещает и уплотняет мусор из бункера во встроенный или сменный мусоросборник му-

соровоза. Для разгрузки мусоросборник или наклоняется, или вращается, или используется выталкивающий механизм.

3.2.2 типы мусоровозов с боковой загрузкой (types of side loaded RCV): Мусоровозы, на которые распространяются требования настоящего стандарта, являются машинами с боковой загрузкой. Они подразделяются на десять типов (см. таблицы В.1 и В.2).

3.2.2.1    тип 1 (type 1): Мусоровоз с выдвижным манипулятором, автоматическим подъемным устройством, управляемым из кабины, и уплотнительным устройством с автоматическим, полуавтоматическим или ручным управлением.

3.2.2.2    тип 2 (type 2): Мусоровоз с выдвижным манипулятором, полуавтоматическим подъемным устройством, управляемым из кабины, и уплотнительным устройством с автоматическим, полуавтоматическим или ручным управлением.

3.2.2.3    тип 3 (type 3): Мусоровоз с выдвижным манипулятором, подъемным устройством, управляемым вручную из кабины, и уплотнительным устройством с автоматическим, полуавтоматическим или ручным управлением.

3.2.2.4    тип 4 (type 4): Мусоровоз без выдвижного манипулятора, автоматическим подъемным устройством, управляемым вне кабины, и уплотнительным устройством с автоматическим, полуавтоматическим или ручным управлением.

3.2.2.5    тип 5 (type 5): Мусоровоз без выдвижного манипулятора, полуавтоматическим подъемным устройством, управляемым вне кабины, и уплотнительным устройством с автоматическим, полуавтоматическим или ручным управлением.

3.2.2.6    тип 6 (type 6): Мусоровоз без выдвижного манипулятора, подъемным устройством, управляемым вручную вне кабины, и уплотнительным устройством с автоматическим, полуавтоматическим или ручным управлением.

3.2.2.7    тип 7 (type 7): Мусоровоз с подъемным устройством, управляемым вручную из кабины или вне ее, со встроенным контейнером для сбора мусора. Уплотнительное устройство, если оно имеется, может быть с автоматическим, полуавтоматическим или ручным управлением.

3.2.2.8    тип 8 (type 8): Мусоровоз с выдвижным манипулятором, который является частью подъемного устройства, смонтирован между кузовом и кабиной и имеет автоматическое, полуавтоматическое или ручное управление из кабины или вне ее. Уплотнительное устройство, если оно имеется, может быть с автоматическим, полуавтоматическим или ручным управлением.

3.2.2.9    тип 9 (type 9): Мусоровоз без подъемного устройства (загрузка только вручную), с уплотнительным устройством, автоматическим, полуавтоматическим или ручным управлением.

3.2.2.10    тип 10 (type 10): Мусоровоз с подъемным устройством, но без уплотнительного устройства.

3.2.2.11    Возможны комбинации этих основных типов. Комбинация мусоровоза с боковой загрузкой и мусоровоза с задней загрузкой должна соответствовать требованиям    EN    1501-2    и    EN

1501-1.

3.3    кабина (cab): Составная часть шасси, смонтированная на раме впереди кузова, из которой водитель управляет мусоровозом.

3.4    мусоросборник (body): Часть кузова, в которую подается, скапливается и уплотняется мусор; мусоросборник может быть встроенным, сменным или вращающимся в качестве части уплотнительного устройства.

3.5    вместимость мусоровоза (capacity of the side loaded RCV): Объем, предназначенный для сбора мусора, который измеряется в кубических метрах и округляется до десятичного значения (V3 и V4 в таблице В.З).

3.6    разгрузочный борт (discharge door): Элемент кузова, который открывается при выгрузке мусора или годных к вторичной переработке материалов.

3.7    бункер (hopper): Часть мусоросборника, загрузка которой мусором производится вручную или из контейнеров для сбора мусора. Если мусоровоз с боковой загрузкой не имеет уплотнительного устройства, бункером является мусоросборник.

3.8    вместимость бункера (capacity of the hopper): Объем неуплотненного мусора в бункере без учета кромки направляющего щита (уплотнительное устройство находится в нерабочем положении), который измеряется в кубических метрах и округляется до десятичного значения (VI и V2 в таблице В.З).

3.9    силовая балка (rave rail): Загрузочная кромка бункера (при отсутствии направляющего щита) или направляющий щит (см. рисунок А.1).

3.10    направляющий щит (guide flap): Съемная или складывающаяся надставка для силовой балки.

ГОСТ EN 1501-2-2012

3.11    уплотнительное устройство (compaction mechanism): Устройство, используемое для уплотнения и перемещения мусора из бункера в мусоросборник.

3.12    система разгрузки (discharge system): Устройство, опорожняющее мусоросборник.

^ Действуют взамен EN 418:1992.

2) Действуют взамен EN 294:1992.

3.12.1    система разгрузки с выталкивателем (ejection plate system): Система, позволяющая опорожнять кузов перемещением выталкивателя (номинально занимающего внутреннее поперечное сечение кузова) от передней части к задней после открывания разгрузочного борта.

3.12.2    система разгрузки с вращающимся барабаном (rotation drum system): Система, при которой разгрузка вращающегося барабана осуществляется при обратном вращении барабана после открывания разгрузочного борта.

3.12.3    система разгрузки с опрокидыванием (discharge by tipping): Система для опорожнения мусоросборника при его опрокидывании к задней части после открывания разгрузочного борта.

3.13    стандартный контейнер для сбора мусора (designated waste container): Типоразмер приемников для хранения мусора перед его сбором в мусоровоз, совместимый с подъемным устройством мусоровоза.

3.14    подъемное устройство (lifting device): Конструкция, расположенная с любой стороны мусоровоза, с помощью которой контейнер для сбора мусора поднимается, опрокидывается, опорожняется в бункер и затем возвращается обратно. Этот механизм также может включать в себя встроенный мусороприемник.

3.15    функциональная зона (functional space (envelope): Зона движения подъемного устройства (включая контейнер для сбора мусора), указанная изготовителем (см. рисунок А.2Ь).

3.16    выдвижной манипулятор (extending arm): Подвижная часть подъемного устройства, предназначенная для обеспечения большей зоны досягаемости в горизонтальном направлении при захвате и подъеме стандартного(ых) контейнера(ов) для сбора мусора.

3.17    захват (clamp): Механизм, который удерживает контейнер(ы) для сбора мусора с помощью захватывающих губок. Когда эти захватывающие губки перекрывают друг друга, он называется перекрывающим захватом.

3.18    нерабочее положение (rest position): Положение, при котором подъемное устройство и/или выдвижной манипулятор расположены в пределах габаритов мусоровоза, например при передвижении.

3.19    ручная загрузка (hand loading): Загрузка мусора в бункер мусоровоза непосредственно вручную.

3.20    цикл опорожнения контейнера для сбора мусора (waste container emptying cycle): Последовательность операций захвата, удержания, подъема и опорожнения контейнера для сбора мусора с последующим возвратом его на место.

3.21    зона обзора (visible area): Зона, определенная при конструировании мусоровоза, видимая обслуживающим персоналом из кабины или вне ее. Для типов 1-3, 7, 8 и 10 см. приложение В (управление из кабины см. рисунок А.2Ь), для типов 4-6 и 9 см. приложение В (управление снаружи см. рисунок А.2с).

3.22    обслуживающий персонал (operative): Работники, отвечающие за загрузку мусоровоза.

3.23    мусоровоз, управляемый с одного рабочего места (mono-operative side loaded RCV): Мусоровоз, в котором цикл опорожнения контейнера для сбора мусора может проводиться только органами управления, расположенными в кабине.

3.24    рабочее место (working station): Пространство снаружи мусоровоза, в пределах которого обслуживающий персонал управляет машиной в нормальном режиме работы, за исключением проведения проверок, очистки и технического обслуживания.

3.25    устройство управления с автоматическим возвратом в исходное положение (hold-to-run control device): Устройство управления, которое приводит в действие и поддерживает работу элементов машины только при воздействии на орган ручного управления. Орган ручного управления автоматически возвращается в позицию останова, когда его отпускают (см. EN 1070:1998, пункт 3.31).

3.26    транспортное движение (travel movement): Движение мусоровоза со скоростью более 6 км/ч.

3.27    технологическое движение (positioning movement): Движение мусоровоза со скоростью, не превышающей 6 км/ч.

4 Режимы работы и органы управления мусоровозов (кроме транспортного и технологического движения)

5

1

Действуют взамен EN 954-1:1996.