Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

41 страница

517.00 ₽

Купить ГОСТ 9178-81 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на эвольвентные цилиндрические зубчатые колеса и зубчатые передачи внешнего и внутреннего зацепления с прямозубыми и косозубыми зубчатыми колесами с модулем от 0,1 до 1,0 мм (исключительно), делительным диаметром до 400 мм (при модуле менее 0,5 мм - до 200 мм) и исходным контуром по ГОСТ 9587-81.

Требования стандарта распространяются на зубчатые колеса, используемые в винтовых передачах.

 Скачать PDF

Переиздание. Декабрь 1986 г.

Оглавление

1 Степени точности и виды сопряжений

2 Нормы точности

3 Нормы бокового зазора

Приложение 1 Справочное Термины, обозначения и определения

Приложение 2 Справочное

Приложение 3 Справочное Взаимосвязи допусков и предельных отклонений, установленных в настоящем стандарте

Приложение 4 Справочное Вероятные максимальные боковые зазоры

Приложение 5 Справочное Примеры использования таблиц настоящего стандарта для назначения норм точности

 
Дата введения01.01.1982
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

23.06.1981УтвержденГосударственный комитет СССР по стандартам3068
ИзданИздательство стандартов1981 г.
ИзданИздательство стандартов1987 г.

Basic requirements for interchangeability. Cylindrical fine-pitch gears. Tolerances

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СОЮЗА ССР

ОСНОВНЫЕ НОРМЫ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ

ПЕРЕДАЧИ ЗУБЧАТЫЕ ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ МЕЛКОМОДУЛЬНЫЕ

ДОПУСКИ

ГОСТ 9178-81 (СТ СЭВ 642-77)

Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

Москва

УДК 621.833.1:621.753.1:006.354

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Группа Г15 СОЮЗА ССР

ГОСТ

Основные нормы взаимозаменяемости ПЕРЕДАЧИ ЗУБЧАТЫЕ

9178-81

ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ МЕЛКОМОДУЛЬНЫЕ Допуски

(СТ СЭВ

Basic requirements for interchangeability.

642-77)

Взамен ГОСТ 9178-72

Cylindrical fine—pitch gears. Tolerances

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 23 июня 1981 г. № 3068 срок введения установлен

с 01.01.1982 г.

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на эвольвентные цилиндрические зубчатые колеса и зубчатые передачи внешнего и внутреннего зацепления с прямозубыми и косозубыми зубчатыми колесами с модулем от 0,1 до 1,0мм (исключительно), делительным диаметром до 400 мм (при модуле менее 0,5 мм — до 200 мм) и исходным контуром по ГОСТ 9587-81.

Требования стандарта распространяются на зубчатые колеса, используемые в винтовых передачах.

Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 642—77, а в части терминов и обозначений — стандартам СЭВ СТ СЭВ 643—77 и СТ СЭВ 644—77.

1. СТЕПЕНИ ТОЧНОСТИ И ВИДЫ СОПРЯЖЕНИЙ

1.1.    Устанавливаются двенадцать степеней точности зубчатых колес и передач, обозначаемых в порядке убывания точности цифрами: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12.

Примечание: Для + степеней точности 1 и 2 допуски и предельные отклонения не даны. Эти степени точности предусмотрены для будущего развития.

1.2.    Для каждой степени точности зубчатых колес и передач устанавливаются нормы кинематической точности, плавности работы и контакта зубьев зубчатых колес в передаче.

Издание официальное ★

1.3.    Допускается комбинирование норм кинематической точности, норм плавности работы и норм контакта зубьев зубчатых колес и передач разных степеней точности.

Перепечатка воспрещена

© Издательство стандартов, 1981

Продолжение табл. 5

Делительный диаметр d, мм

X

н

о

о

X

т

0 и

л

X

01 а «1

и

X

X

о»

ST

<0

X

о

Модуль m, мм

До 12

Са. 12 до 20

Св. 20 до 32

Св. 32 до 50

Св. 50 до 80

Св. 80 до 125

ю

О

<5

и’ о О <

| Св. 200* до 315

1

: Св. 315* до 400

и

и

О

MKM

8

Fc

От 0,1 до <1,0

7

9

11

14

20

26

35

45

50

Fp

От 0,1 до <1,0

32

34

38

42

50

60

70

80

90

Fr

От 0,1 до 0,5

24

26

30

36

42

48

65

9

Св. 0,5 до <1,0

34

36

40

45

50

55

63

75

90

f:

От 0,1 до 0,5

38

42

45

50

55

63

75

* i

Св. 0,5 до <1,0

48

50

55

60

67

75

85

100

120

Fr

От 0,1 до 0,5

30

34

38

45

53

60

70

10

Св. 0,5 до <1,0

42

45

50

55

60

70

80

95

110

p;

От 0,1 до 0,5

48

53

60

63

70

80

95

Св 0,5 до <1,0

60

63

70

75

85

95

110

125

150

11

Fr

Св 0,5 до <1,0

50

55

63

70

80

90

105

120

140

If

F,

Св. 0,5 до <1,0

75

80

85

95

105

120

140

160

180

12

Fr

Св. 0,5 до <1,0

63

70

75

85

95

110

130

150

180

f;

Св. 0,5 до <1,0

95

100

110

120

130

150

170

200

240

ГОСТ MTS—SI Crp. 11

Допускается нормировать кинематическую погрешность на К шагах —Flk, величина которой определяется по формуле:

Ffk^Fpk+fb

F pk — принимается по табл. 5.

3.    Допуск на кинематическую погрешность передачи F i0 равен сумме допусков на кинематическую погрешность ее зубчатых колес. Для передач, составленных из зубчатых колес, имеющих кратные между собой числа зубьев при отношении этих чисел не более трех (1, 2, 3), допуск на кинематическую погрешность передачи, при ее селективной сборке, может быть сокращен на 25% или более, исходя из расчета.

4.    При комбинировании норм кинематической точности и плавности работы из разных степеней точности допуск на колебание измерительного межосевого расстояния за оборот зубчатого колеса определяют по формуле:

[Fnk0mb=[F:-f;jF+[f;]„

где допуски, входящие в первое слагаемое (с индексом F), принимаются по степени для норм кинематической точности, а допуск, входящий во второе слагаемое (с индексом f), принимается по степени для норм плавности работы.

5.    При отсутствии специальных требований допуск FPk назначается для длины дуги делительной окружности, соответствующей 7* части, числа зубьев зубчатого колеса (или дуги, соответствующей ближайшему большему целому числу зубьев).

6.    Допускается, чтобы одна из величин, входящих в комплекс показателей кинематической точности, превосходила предельное значение, если суммарное

Таблица 6

Нормы плавности работы (показатели f|r . fptr , fpbr . f,r . f„ )

К

x

Степень точности

X

4>

X

«

X

A

О

Модуль m, мм

3

4

б

6

7

8

9

10

и

12

О

мкм

От 0,1 до ОД

4

6

9

14

20

26

_ -г

Св. 0,5 до <1,0

5

7

10

16

22

30

—-

*pt

От 0,1 до 0,5

±3

±4

±6

±8

±11

±ю

±22

±32

_

Св. 0,5 до <1,0

±3

±4

±6

±9

±13

±18

±25

±34

±48

±7

fpb

От 0,1 до ОД

±2

±3

±5

±7

±10

±14

±20

*30

Св. ОД до <1,0

± 2

±3

±5

±8

±п

±16

±22

±32

±45

±63

От 0,1 до ОД

2

3

5

7

9

11

Св. ОД до <1,0

3

4

6

8

10

13

.—

—.

i;

От 0,1 до ОД

7

9

13

17

22

28

Св. ОД до <1,0

__

9

12

17

22

28

35

45

56


влияние обеих величин не превышает F j .

Стр. 12 ГОСТ 917S—81

Примечания:

1.    Принятые обозначения:

—допуск на местную кинематическую погрешность зубчатого колеса; ±f pt — предельные отклонения шага;

± f рь — предельные отклонения шага зацепления; ff — допуск на погрешность профиля зуба;

fj—допуск на колебания измерительного межосевого расстояния на одном зубе.

2.    При установлении допуска на разность любых шагов f vpt в пределах зубчатого колеса взамен предельных отклонений шага, его значение не должно ■ревышать lt6 (f pt ) *

3.    Допуск на местную кинематическую погрешность передачи f10 принимается равным 1,25 колеса передачи.

4.    При установлении допуска на среднюю величину местных кинематических погрешностей в пределах зубчатого колеса (циклическую погрешность)

его значение не должно превышать 0,5 f j .

нормали, или размера по роликам) второго зубчатого колеса определяется наименьшим действительным дополнительным смещением исходного контура (наименьшим действительным уменьшением средней длины общей нормали или размера по роликам) на первом зубчатом колесе и выбранным видом сопряжения (бокового зазора в передаче).

3. НОРМЫ БОКОВОГО ЗАЗОРА

3.1.    Величины гарантированного бокового зазора jnrain для различных видов сопряжений устанавливаются независимо от степеней точности зубчатых колес и передач и их комбинирования по табл. 9.

3.2.    Показателями, обеспечивающими гарантированный боковой зазор, являются: для зубчатых колес Ен8 или Ewms или Ewили Е"6; для зубчатых передач с нерегулируемым расположением осей far , а для зубчатых передач с регулируемым расположением осей jnmm .

3.3.    Наименьшее дополнительное смещение исходного контура Е Hs устанавливается по табл. 10 (или наименьшее отклонение средней длины общей нормали Ewm8 —по табл. 12 и 13, или наименьшее отклонение длины общей нормали Ews по табл. 12, или верхнее предельное отклонение измерительного межосевого расстояния Еа"8 по табл. 8) в зависимости от степени точности по нормам плавности работы и вида сопряжения.

Примечание. Для передач с регулируемым расположением осей наименьшее дополнительное смещение исходного контура может назначаться по любому установленному (см. п. 1.5) виду сопряжения.

3.4.    Допуск на смещение исходного контура Тн устанавливается по табл. 11 (или допуск на среднюю длину общей норма-ли Twm —по табл. 14, или допуск на длину общей нормали Tw

ГОСТ 9178—8f Стр. 13


по табл. 15, или нижнее предельное отклонение измерительного межосевого расстояния Ea"i —по табл. 8) в зависимости от вида сопряжения или вида допуска на боковой зазор, если он указан в условном обозначении передачи (см. п. 1.9).

Таблица 7


Нормы контакта зубье»

(показатели Fgr, fxr, fyr, суммарное пятно контакта)

Степень точности

Обозначения

Ширина зубчатого венца мм

3

4

5

6

7

8

9

ш

п

I2

мкм

До 10

4

5

6

7

9

13

18

25

36

50

Св. 10 до 20

4

5

7

9

11

15

22

30

45

60

Св. 20 до 40

5

6

7

9

11

17

24

34

48

70

До 10

4

5

6

7

9

13

18

25

36

50

Св. 10 до 20

4

5

7

9

11

15

22

30

45

60

Св. 20 до 40

5

6

7

9

11

17

24

34

48

о

До 10

2

2

3

4

5

7

9

12

18

25

ь

Св. 10 до 20

2

3

3

4

5

8

11

15

22

30

Св. 20 до 40

2

3

4

5

6

9

12

17

24

35

По высоте зуба,

%

Суммар-

не менее

55

50

40

—.

ное пятно контакта

По дайне зуба, не менее

75

70

50


Примечания:

1.    Принятые обозначения:

F|j —допуск на направление зуба;

fх —допуск параллельности осей;

I у —допуск на перекос осей.

2.    Если не указаны специальные требования по нагрузке (торможению) зубчатой передачи, пятно контакта устанавливают при легком торможении, обеспечивающем непрерывное контактирование зубьев обоих зубчатых колес.

3.    При контроле с измерительным зубчатым колесом относительные раз* меры суммарного пятна контакта должны быть соответственно увеличены по сравнению с указанными в табл. 7.

4.    Дополнительные указания о требованиях к суммарному пятну контакта см. пп. 2.3.1—2.3.4.

5.    Нормы на fx и fy и суммарное пягно контакта не относятся к винтовым передачам. Для винтовых зубчатых передач вместо fx и fy назнача* ется допуск на угол скрещивания осей. Величина допуска принимается равной^ .


Нормы бокового зазора

(показатели Ea1g и Ea.j )

Таблица 8


Е

а18

Для зубчатых колес с внешними зубьями равно по табл. 6

Для зубчатых колес с внутренними зубьями равно +ТН по табл. Ы

Для зубчатых колес с внешним^ зубьями — Т„ по табл. 11 Для зубчатых колес с внутренними зубьями — f { по табл. 6.

Таблица 9

Нормы бокового зазора (показатели Jnmln. far)

«

X

X

V

%

к

о.

е

о

(J

«

X

«9

« \

Межосевое расстояние а

«г*

Класс отклонений межосевого расск ния*

Обозначения

До 12

i

Св. 12 до 20

Св. 20 до 32

Св. 32 до 50

Св. 50 до 80

Св. 80 до 125

'i

1

иэ

2$

« 0 U п

: Св. 180 до 250

<5?

СВ. 315 до 400

мкм

н

II

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

G

III

6

8

9

и

13

15

18

20

23

25

F

IV

Jnmin

9

11

13

16

19

22

25

29

32

36

Е

V

15

18

21

25

30

35

40

46

52

57

D

VI

22

27

33

39

46

54

63

72

81

89

Н

II

±8

±9

±п

±14

±16

±ie

±20

±22

±25

±28

G

III

гьп

±14

±16

±20

±22

+20

±30

±35

±40

±45

F

IV

fa

±18

±22

±25

±32

±35

. ^

-W

1

±50

±55

±60

±70

Е

V

±30

±36

±40

±50

±60

+1

±80

±90

±100

±110

D

VI

±45

±55

±63

±80

±90

±110

±120

±140

±160

±180

ГОСТ М78—81 Стр. 15

3.5.    Предельное отклонение межосевого расстояния fa устанавливается по табл. 9 в соответствии с видом сопряжения или, если это указано в условном обозначении точности передачи (см. п. 1.10), с классом отклонений межосевого расстояния.

3.6.    При контроле предельных отклонений измерительного межосевого расстояния, верхнее Еа"8 и нижнее Ea*i отклонения определяются по табл. 8.

3.7.    Для зубчатых передач, составленных из зубчатых колес, изготавливаемых полнопрофильными инструментами, нормы бокового зазора допускается изменять.

3.8.    При контроле размера по роликам наименьшее отклонение Ем8 и допуск Тм определяют пересчетом величин Е wme и Гшш по формулам:

Наименьшее отклонение размера по роликам

Ems

^ Wins sin aD • cos Рь

и допуск на размер по роликам

т ~ TWm м' ^sin Яф -cos Pb *

где c&d —угол профиля в точке на концентрической окружности зубчатого колеса, проходящей через центр ролика; определяется при геометрическом расчете размера по роликам;

Рь — Угол наклона зуба на основном цилиндре.

3.9. Вероятные максимальные боковые зазоры цилиндрических мелкомодульных передач приведены в справочном приложении 4.

Примеры использования таблиц настоящего стандарта для назначения норм точности приведены в таблице справочного приложения 5.

Нормы бокового зазора

(показатели ЕНз —для зубчатых колес с внешними зубьями -fEHi —для зубчатых колес с внутренними зубьями)

Таблица 10

X

X

ч>

*

к

о.

е

о

tj

2

епень точности по рмам плавности

Делительный

диаметр d* мм

До 12

Св. 12 до 20

1

Св. 20 до 32

Св. 32 до 50

Св. 50 до 80

Св. 80 до 125

Св. 125 до 180

Св. 180 до 250

Св. 250 до 315

Св. 315 до 400

X

СО

Н о О s

мкм

Н

3_7

5

6

7

8

9

11

13

14

16

18

3 6

12

14

16

18

22

25

28

38

40

45

G

7

16

18

20

22

26

28

30

40

40

45

8

22

24

26

28

30

32

34

45

50

50

3-6

18

22

26

30

35

40

45

55

60

63

7

22

24

28

32

36

42

48

55

60

63

F

8

26

30

34

38

42

45

53

60

63

70

9

36

40

45

48

53

55

60

63

70

75

10

48

53

55

60

60

63

70

75

80

85

3-7

28

32

38

45

53

60

70

80

90

100

8

35

40

45

50

55

63

75

85

95

105

р

9

42

48

55

60

63

70

80

90

100

ПО

10

55

60

63

70

75

80

90

100

105

120

11

70

75

80

85

90

100

110

110

120

130

12

100

105

110

118

120

125

130

130

140

150

3-7

40

55

60

70

80

90

ПО

130

150

160

8

50

55

60

70

80

95

118

130

150

160

D

9

55

60

70

80

90

100

120

130

150

160

10

63

70

80

90

100

105

125

130

150

160

И

80

85

95

105

110

120

140

150

170

180

12

105

110

118

125

13 2

150

160

1 170

180

190

ГОСТ 9178-81 Стр. 17

Примечания: 1. Принятые обозначения:

Ehs — наименьшее дополнительное смещение исходного контура для зубчатых колес с внешними зубьями (со знаком минус);

Еш — наименьшее дополнительное смещение исходного контура для зубчатых колес с внутренними зубьями (со знаком плюс).

2.    При больших величинах EHs и ЕН1 следует обращать внимание на достаточность радиального зазора, предусмотренного инструментом (с открытым профилем) и, при малых числах зубьев, на возникновение подрезания.

3.    Значения Е^в и ЕН/ для степеней точности 11 и 12 сопряжения Е ■ D действительны для зубчатых колес с модулями ш>0,5 мм.

4.    Прн выполнении зубчатых передач по сопряжению И и G имеется ве« роятность получения бокового зазора менее гарантированного.

Таблица 11

Нормы бокового зазора

н —допуск на смещение исходного контура)

мки

к

S

О*

Допуск

на радиальное биение зубчатого венца Ff

а:

а>

£

ж

а.

сз

о

о

н

Я

аа

Вид допуска ( нового зазора

До 6

Св. 6 до 8

Св. 8 до 10

Св. 10 до 12

Св. 12 до 36

i

Св. 16 до 20

Св. 20 до 25

Св. 25 до 32

Св. 32 до 40

Св. 40 до 50

Св. 50 до 60

! Св. 60 до 80

Св. 80 до 100

! Св. 100 до 125

Св. 125 до 160

8

г*

в

и

Н

h

14

16

18

20

25

30

34

40

50

60

70

90

по

140

170

190

G

g

16

J8

20

22

28

32

38

45

53

67

75

100

120

150

190

210

F

f

18

20

22

25

30

36

42

50

60

70

85

110

130

160

200

230

Е,

D

е

20

22

25

30

34

40

48

56

70

80

100

125

150

190

240

260

* Вид допуска бокового зазора используется при изменении соответствия между видом сопряжения и видом допуска (см. п. 1.0 н п. 1.9).

Примечание. Величины Fr принимаются в соответствии с нормой кинематической точности по табл. 5.

Т аблица 12

Нормы бокового зазора

(показатели — EWm8 или -fEWmI слагаемое 1 и —EWs или -fEWi)

Вид сопряжения

Степень точности по нормам плавности

Делительный диаметр d, мм

До 12

Св. 12 до 20

Св. 20 до 32

Св. 32 до 50

Св. 50 до 80

Св. 80 до 12Б

Св. 125 до 180

Св. 180 до 250

Св. 250 до 315

Св. 315 до 400

мкм

Н

3-7

3

4

5

6

7

8

9

9

30

10

3-6

8

9

11

13

15

17

19

25

28

30

G

7

11

12

13

15

17

19

21

26

28

32

8

15

16

17

18

20

22

24

30

32

35

3—6

12

15

18

21

24

26

30

36

40

45

с

7

15

16

19

22

25

28

32

36

40

45

г

8

18

20

22

25

28

32

36

40

42

45

9

25

28

30

32

35

38

42

42

45

50

10

32

35

38

40

40

45

48

50

53

55

со

1

19

22

26

30

36

42

48

55

63

70

8

24

26

30

35

40

45

50

60

63

70

Е

9

28

32

за

40

45

50

55

60

63

70

10

38

40

42

45

50

55

60

63

70

75

11

48

50

55

60

63

70

75

75

80

85

12

63

70

75

80

80

85

90

90

95

100

3-7

28

34

40

48

55

63

75

85

95

105

8

34

38

42

48

55

63

80

85

95

105

9

38

42

48

55

60

70

80

90

100

ПО

D

10

45

50

55

60

70

70

85

90

100

ПО

11

55

60

63

70

75

80

95

100

ПО

120

12

70

75

80

85

90

100

ПО

110

120

130

Примечание. Принятые обозначения:

EWnis — наименьшее отклонение средней длины общей нормали (слагаемое I) для зубчатых колес с наружными зубьями (со знаком минус);

EWs —наименьшее отклонение длины общей нормали для зубчатых колес с наружными зубьями (со знаком минус);

EWmi — наименьшее отклонение средней длины общей нормали (слагаемое I) для зубчатых колес с внутренними зубьями (со знаком плюс);

EWi —наименьшее отклонение длины общей нормали для зубчатых колес е внутренними зубьями (со знаком плюс).

ГОСТ MTS—$1 Стр. 19

Таблица 13

Нормы бокового зазора

(показатели —EWms ш -fEwmi —слагаемое II)

мкм

Допуск на радиальное биение зубчатого еенца F

До 6

00

§

а

О

Св. 8 до 10

Св. 10 до 12

о

а

¥-«

а

О

Св. 16 до 20

Св. 20 до 25

8

о

а

8

4

В

V

3

о

€0

а

у

3

о

*<

$

4

а

и

8

§

s

03

у

Св. 60 до 80

Св. 80 до 100

Св. 100 до 125

Св. 125 до 160

3

а

у

1

2

2

3

3

4

5

7

9

11

14

18

22

25

35

45

Примечания:

1.    Принятые обозначения:

£tyms —наименьшее отклонение средней длины общей нормали (слагаемое II) для зубчатых колес с наружными зубьям и (со знаком минус);

£ Wmi — наименьшее отклонение средней длины общей нормали (слагаемое II) для зубчатых колес с внутренними зубьями (со знаком плюс).

2.    Величина наименьшего отклонения средней длины общей нормали EWms определяется сложением величины, указанной в табл. 12 (зависящей от диаметра зубчатого колеса и выбранного вида сопряжения) с величиной, указанной в табл. 13 (зависящей от допускаемого радиального биения зубчатого колеса Fr ). Например, величина EWms Аля к°леса 7 степени точности с <1=52 мм, tfj=0,5 мм и сопряжения G будет равна: по табл. 12—17 мкм и по табл. 13—7 мкм, так как для этого зубчатого колеса радиальное биение Fпо табл. 5 равно 26 мкм.

Таким образом, E^ms = (—17) + (—7)=—24 мкм (или Е^т1 = +24мкм).

Величина наименьшего отклонения длины общей нормали EWs определяется по табл. 12. Она равна — 17 мкм

Стр. 2 ГОСТ 9178-81

1.4.    При комбинировании норм разных степеней точности нормы плавности работы зубчатых колес и передач могут быть не более чем на одну степень точнее или грубее норм кинематической точности; нормы контакта зубьев могут назначаться по любым степеням более точным и не более чем на одну степень точности грубее норм плавности работы передач.

1.5.    Для передач с нерегулируемым и регулируемым расположением осей устанавливается пять видов сопряжений D, Е, F, G, Н, приведенных на чертеже, и четыре вида допуска Tjn на боковой зазор е, f, g, h. Обозначения даны в порядке убывания величины бокового зазора и допуска на него.

Виды сопряжений зубчатых колес в передаче в зависимости от степени точности по нормам плавности работы указаны в табл. 1.

Таблица 1

Вид сопряжения

D

Е

F

G

н

Модуль т, мм

От 0,1 до 0,5

Св. 0,5 до <1,0

От 0,1 до 0,5

Св 0,5 до 1,0

От 0,1 до <1,0

Степень точности по нормам плавности

3-10

3-12

3—10

3—12

3—10

3-8

3-7

Примечание. Для зубчатых колес с модулем т<0,3 мм, подлежащих изготовлению полнопрофильным инструментом и зубчатых колес с модулем т<0,2 мм, подлежащих изготовлению инструментом с открытым профилем, должна производиться проверка коэффициента перекрытия е.

1.6.    Видам сопряжений D и Е соответствует вид допуска на боковой зазор е, а видам сопряжений F, G, Н — виды допусков f, g, h соответственно.

Соответствие между видом сопряжений зубчатых колес в передаче и видом допуска на боковой зазор допускается изменять.

1.7.    Для нерегулируемых передач устанавливается пять классов отклонений межосевого расстояния, обозначаемых в порядке убывания точности римскими цифрами от II до VI.

Гарантированный боковой зазор в каждом сопряжении обеспечивается при соблюдении предусмотренных классов отклонений межосевого расстояния (для сопряжения Н—II класса, а для сопряжений G, F, Е и D классов III, IV, V, VI соответственно).

Допускается изменять соответствие между видом сопряжения и классом отклонений межосевого расстояния.

1.8.    Точность изготовления зубчатых колес и передач задается степенью точности, а требования к боковому зазору — видом сопряжения по нормам бокового зазора.

Таблица 14

Нормы бокового зазора (TWm - допуск на среднюю длипу общей нориалм)

МП

Вид сопряжения

Вид допуска бокового зазора*

Допуск на радиальное биение зубчатого венда Ff

со

о

Ч

С в. 6 до 8

Св. 8 до 10

Св. 10 до 12

Св. 12 до 16

Св. 16 до 20

Св. 20 до 26

Св. 25 до 32

а

ч1

о

*

со

»

U

Св. 40 до 60

Св. 50 до 60

Св. 60 до 80

Св. 80 до 100

Св. 100 до 125

3

о

в*

3

П

О

3

т

О

Н

h

6

7

7

8

9

10

11

12

14

15

18

21

25

28

35

38

G

g

8

8

9

9

11

12

14

15

16

20

21

28

32

40

48

50

F

f

9

10

10

11

12

14

16

19

21

22

28

35

38

45

56

63

Е, D

е

11

11

12

14

15

17

21

22

26

30

38

45

53

67

80

8S

* Вид допуска бокового зазора используется при изменении соответствия между видом сопряжения и видом допуска (см. пп. L6 н 1.9).

Примечание. Величины Fr принимаются в соответствия с нормой кинематической точности по табл. 5.

Нормы бокового зазора

(Т^- — допуск на длину общей нормали)

мкм

Таблица 15

Вид сопряжения

Вид допуска бокового зазора*

Допуск на

радиальное биение зубчатого венца

До 6

со

о

fit

to

а

а

Св. 8 до 10

Св. 10 до 12

Св. 12 до 16

-

Св. 16 до 20

Св. 20 до 25

Св. 25 до 32

Св. 32 до 40

3

о

4

3

со

и

J Св. 50 до 60

: Св. 60 до 80

j

Св. 80 до 100

Св. 100 до 125

i Св. 125 до 160

3

м

в

У

н

h

10

11

12

14

17

20

22

26

34

40

48

60

75

95

112

130

G

g

11

12

14

15

19

22

26

30

36

45

50

67

80

100

130

140

F

f

12

14

15

17

20

24

28

34

40

48

56

75

90

ПО

140

160

Е, D

е

14

15

17

20

22

28

32

38

48

53

67

85

100

130

160

180

* Вид допуска бокового зазора используется при изменении соответствия между видом сопряжения и видом допуска (см. пп. 1.6 и 1.9).

Примечание. Величины Fr принимаются в соответствии с нормой кинематической точности, по табл. 5.

ГОСТ 9178-81 Стр. 3

Пример условного обозначения точности цилиндрической передачи со степенью точности 7 по всем трем нормам, с видом сопряжения зубчатых колес G и соответствием между вид ом сопряжения и видом допуска на боковой зазор, а также между видом сопряжения и классом отклонений межосевого расстояния:

7 —Q ГОСТ 9178-81

Виды сопряжений и гарантированные боковые зазоры

1.9. При комбинировании норм разных степеней точности и изменений соответствия между видом сопряжения и видом допуска на боковой зазор, но при сохранении соответствия между видом сопряжения и классом отклонений межосевого расстояния, точность зубчатых колес и передач обозначается последовательным написанием трех цифр и двух букв.

Первая цифра обозначает степень по нормам кинематической точности, вторая — степень по нормам плавности работы, третья — степень но нормам контакта зубьев, первая из букв — вид сопряжения, а вторая — вид допуска на боковой зазор.

Цифры между собой и от слитно пишущихся букв разделяются тире.

Пример условного обозначения точности цилиндрической передачи со степенью 7 по нормам кинематической точ-

Стр. 4 ГОСТ 9178-81

ности, со степенью 8 по нормам плавности работы, со степенью 8 по нормам контакта зубьев, с видом сопряжения G, видом допуска на боковой зазор f и соответствием между видом сопряжения и классом отклонений межосевого расстояния:

7—5—6—Gf ГОСТ 9178-81

Примеча ние. В случае, когда на одну из норм не задается степень точности, взамен соответствующей цифры указывается буква N.

1.10.    При выборе более грубого класса отклонений межосевого расстояния, чем предусмотрено для данного вида сопряжения, в условном обозначении точности цилиндрической передачи указывается принятый класс и рассчитанный по формуле уменьшенный гарантированный боковой зазор

j;min=Jnm.n—0,68(/f;/ —/W),

где Jnmin и fa — табличные значения гарантированного бокового зазора и предельного отклонения межосевого расстояния для данного вида сопряжения согласно табл. 9;

Jnmin —рассчитанный гарантированный боковой зазор;

fa — отклонение межосевого расстояния для более грубого класса.

Пример условного обозначения точности цилиндрической передачи со степенью точности 7 по всем нормам, с видом сопряжения зубчатых колес F, видом допуска на боковой зазор е и классом отклонений межосевого расстояния V (при межосевом расстоянии передачи aw =45 мм, j^min =4.мкм):

7—Fe/V—4 ГОСТ 9178-81

Примечание. При принятии более точного класса отклонений межосевого расстояния наименьший боковой зазор в передаче будет больше бокового зазора, указанного в табл. 9. Его величина, рассчитанная по той же формуле, может не указываться в условном обозначении точности передачи.

1.11.    Термины и обозначения, используемые в настоящем стандарте, соответствуют стандартам СЭВ 643^77 и СТ СЭВ 644—77 и приведены в справочном приложении 1.

Допускается вместо обозначений Fvwr, Fvw> fvptr, fvpt применять обозначения Vwr, vw, vptr и vpt—соответственно.

2. НОРМЫ ТОЧНОСТИ

2.1.    Показатели кинематической точности устанавливаются по табл. 2.

2.1.1.    Если кинематическая точность зубчатых колес относительно рабочей оси (см. п. 2.8) соответствует требованиям настоящего стандарта и требование селективной сборки не выдвигается, кинематическую точность зубчатых передач допускается не контролировать.

IUbl У1/0—«1    1_тр.    э

Таблица 2

Показатели кинематическое точности

Показатель точности или комплекс

Степень точности

Контролируемый объект

3

4

5

6

7

8

9

10

и

12

К

X

X

X

X

X

X

-

1

Fpt и Рркг

X

X

X

X

._

-

IV

X

X

1 —

___

Зубчатое

колесо

Fcr И Frr

X

X

X

X

X

X

—-

*Wr и Frr

X

X

X

X

X

X

FyWr и Fir

X

X

X

X

_r

— -

Fcr И F'

__

__

X

X

X

X

-—

n

Fir

— -

.

.

-

X

X

X

X

Frr

—•

X

X

X

X

Зубчатая

передача

Fior

X

X

X

X

X

X

2.1.2.    При соответствии кинематической точности окончательно собранной передачи требованиям настоящего стандарта, контроль кинематической точности зубчатых колес не является необходимым.

2.2.    Показатели плавности работы зубьев устанавливаются по табл. 3.

2.2.1.    Если точность зубчатых колес по нормам плавности соответствует требованиям настоящего стандарта, плавность работы передач допускается не контролировать.

2.2.2.    При соответствии плавности работы зубчатой передачи требованиям настоящего стандарта контроль плавности работы зубчатых колес не является необходимым.

2.2.3.    Взамен отклонения шага fptr в качестве показателя плавности работы зубчатого колеса может применяться разность шагов fvptr (см. примечание 2 к табл. 6).

2.3.    Показатели контакта зубьев устанавливаются по табл. 4.

2.3.1. Если точность зубчатых колес по нормам контакта и

действительные значения fxr и fyr соответствуют требованиям

настоящего стандарта, пятно контакта в зубчатой передаче допускается не контролировать.

2 Зак. 2096

Стр. 6 ГОСТ 9fT8—SI

Таблица 3

Показатели плавности работы

Показатель точности или комплекс

Степень точности

Контролируемый объект

3

4

5

6

7

8

9

10

11

n

Зубчатое

колесо

4

X

X

X

X

X

X

fpbr и ffr

X

X

X

X

X

X

fpbr И fptr

X

X

X

X

X

X

i*

чг

X

X

X

X

X

X

X

X

fpbr

_

X

X

X

X

fptr

_

X

X

X

X

Зубчатая

передача

f.'or

X

X

X

X

X

X

-

Таблица 4

Показатели контакта зубьев

Контролируемый объект

Показатель точности иди комплекс

Степень точности

3

4

5

6

7

6

9

10

п

12

Зубчатое

колесо

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

Зубчатая*

передача

f и f ** *ХГ и туг

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

Суммарное пятно контакта

X

X

X

X

X

X

* Для винтовых передач см. примечание 5 к табл. 7,

** Комплекс только для передач с нерегулируемым расположением осей.

2.3.2.    При соответствии суммарного пятна контакта требованиям настоящего стандарта контроль по другим показателям, определяющим контакт зубьев в передаче, не является необходимым.

2.3.3.    Допускается оценивать точность зубчатого колеса по суммарному пятну контакта его зубьев с зубьями измерительного зубчатого колеса.

2.3.4.    В зависимости от эксплуатационных условий работы передачи разрешается не предъявлять требований к пятну контакта.

ГОСТ 917S—S1 Стр. 7

2.4.    Допуски и предельные отклонения по нормам кинематической точности, нормам плавности работы и нормам контакта зубьев для различных степеней точности зубчатых колес и передач устанавливаются по табл. 5—7.

Примечание. Зависимости допусков и предельных отклонений от геометрических параметров зубчатых колес и их взаимосвязь, принятые в настоящем стандарте, приведены в справочных приложениях 2 и 3,

2.5.    Нормы кинематической точности, кроме Fr, Fvw> F, нормы плавности работы, кроме f", и нормы контакта зубьев в передаче, кроме fx и-fy. , в зависимости от условий работы зубчатых колес по правым и левым профилям допускается назначать из разных степеней точности.

2.6.    Комплексы показателей точности в соответствии с п. 2.1—2.3 и показатели, обеспечивающие гарантированный боковой зазор (п. 3.2), устанавливаются изготовителем. Каждый установленный комплекс показателей, используемый при контроле зубчатых колес и передач, является равноправным с другими.

При сравнительной (например, расчетной) оценке влияния точности передач на их эксплуатационные качества предпочтительными являются функциональные показатели: Fior , 1Ш и

суммарное пятно контакта.

2.7.    Непосредственный контроль зубчатых колес и передач по всем показателям установленного комплекса не является обязательным, если изготовитель существующей у него системой контроля точности производства гарантирует выполнение соответствующих требований настоящего стандарта.

2.8.    Точностные требования установлены настоящим стандартом для зубчатых колес, находящихся на рабочих осях.

В чертеже требования к точности зубчатого колеса допускается устанавливать относительно другой оси (например, оси отверстия под вал), которая может не совпадать с рабочей осью.

Погрешности, вносимые при использовании в качестве измерительной базы поверхностей, имеющих неточности формы и расположения относительно рабочей оси, должны быть учтены при установлении точности передачи или компенсированы введением сокращенного производственного допуска.

2.9.    В тех случаях, когда взаимозаменяемость не является обязательной, допускается принимать за номинальные следующие элементы одного из зубчатых колес:

а)    среднее значение действительного направления зуба;

б)    среднее значение действительного шага зацепления;

в)    действительное дополнительное смещение исходного контура (или действительное уменьшение средней длины общей нормали, или размера по роликам). При этом дополнительное смещение исходного контура (или уменьшение средней длины общей

Нормы кинематической точности

Таблица 5

(показатели Fjr, Frr» Fv^r* Fjr, Fcr, Fpf> ^ркг^

Делительный диаметр d

мм

X

е

а

о

а

X

о

н

А

«

а

а

4)

а

ев

Модуль m, мм

СЧ

. 12 до 20

о

«с

о

еч

Ш

о

*(

8

. 50 до 80

1

ю

еч

о

ч

8

о

ч

8

м

*

Sts еч « .со

to

со о

О)

а

4)

а

Л

о

о

а

О

а

О

а

и

а

и

в

U

а

и

«о

О в*

а ©

О ч

Н

О

МКМ

F'i

От 0,1 ДО <1,0

Fp+ff (см. примечание 2)

Fr

От 0,1 до 0,5

2

3

4

4

5

6

6

3

Св. 0,5 до <1,0

4

4

4

5

6

6

8

9

9

FvW

От 0,1 до <1,0

2

2

2

2

3

4

5

6

7

Fc

От 0,1 до <1,0

2

2

2

2

3

4

5

6

7

FP

От 0,1 до <1,0

4

4

5

6

6

8

9

10

11

p**

rPk

От 0,1 до <1,0

3

4

4

5

6

6

8

9

10

r

F.

От 0,1 до <1,0

Fp+ff (см. примечание 2)

От 0,1 до 0,5

4

5

6

7

8

9

10

—-

Fr

Св. 0,5 до <1,0

6

6

7

8

9

10

12

14

15

4

FvW

От 0,1 до <1,0

3

3

3

3

4

6

8

10

12

Fc

От 0,1 до <1,0

3

3

3

3

4

6

8

10

12

FP

От 0,1 до <1,0

6

7

8

9

10

12

14

16

18

p;;

От 0,1 до <1,0

5

6

7

8

9

10

12

14

16

f;

От 0,1 до <1,0

Fp+ff (см. примечание 2)

От 0,1 до 0,5

7

8

9

10

12

14

16

Fr

Св. 0,5 до <1,0

9

10

11

12

14

16

19

22

22

5

От 0,1 до <1,0

4

4

4

5

7

9

12

16

18

rt

F,

От 0,1 до 0,5

11

12

13

15

17

19

22

__

ri

Св. 0,5 до <1,0

14

15

16

17

19

21

24

28

32

Fc

От 0,1 до <1,0

4

4

4

5

7

9

12

16

18

FP

От 0,1 до <1,0

10

и

12

14

16

19

22

25

<

30

Продолжение табл. 5

Степень точности

Обозначения

Модуль /Л, MM

Делительный диаметр d% мм

До 12

Св. 12 до 20

Св. 20 до 32

1

Св. 32 до 60

Св. 60 до 80

Св. 80 до 125

! Св. 125 до 200

1

ой

Гч в.

\СО

ш о О *

Св. 316* до 400

МКМ

5

F**

hpk

От 0,1 до <1,0

7

10

11

12

14

16

19

22

25

г

F|

От 0,1 до <1,0

Fp-fff (см. примечание 2)

с»

От 0,1 до 0,5

11

12

14

16

19

22

26

гг

Св. 0,5 до <1,0

15

16

18

20

22

25

30

35

36

л

Fvw

От <М до <1,0

5

5

6

8

11

15

20

26

28

6

От 0,1 до 0,5

17

19

21

24

26

30

35

_

F*

д

Св. 0,5 до <1,0

22

24

26

28

30

34

40

45

50

Fc

От 0,1 до <1,0

5

5

6

8

И

15

20

26

28

FP

От 0,1 до <1,0

16

17

19

22

25

30

36

40

45

^рк

От 0,1 до <1,0

И

16

17

19

22

25

30

35

40

Г

От 0,1 до <1,0

Fp-|-ff (см. примечание 2)

От 0,1 до 0,5

16

18

20

22

26

30

36

__

Fr

Св. 0,5 до <1,0

21

22

24

26

30

36

42

48

50

m

FvW

От 0,1 до <1,0

6

7

9

11

15

21

28

36

40

7

От 0,1 до 0,5

24

26

30

34

38

42

48

Fj

Св. 0,5 до <1,0

30

32

34

38

42

48

55

63

70

Fc

От 0,1 до <1,0

6

7

9

11

15

21

28

36

40

FP

От 0,1 до <1,0

22

24

26

30

35

42

50

56

63

t

F|

От 0,1 до <1,0

Fp+ff (см. примечание 2)

От 0,1 до 0,5

19

21

25

28

32

38

45

£

Fr

Св. 0,5 до <1,0

26

28

30

34

38

45

50

55

63

Fv\v

От 0,1 до <1,0

7

9

11

14

20

26

35

45

50

rr

От 0,1 до 0,5

30

34

38

42

45

53

60

Fi

Св. 0,5 до <1,0

38

40

45

48

53

60

70

80

90

1

Класс отклонений межосевого расстояния используется при изменении соответствия между видом сопряжения и классом отклонения межосевого расстояния (см. пп. 1. 7и J.10).

Примечание. Принятые обозначения; jnmln” гарантированный боковой зазор,

±{а    —предельные отклонения межосевого расстояния.