НЕФТЕПРОДУКТЫ
МЕТОДЫ
ИСПЫТАНИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ СОЮЗА ССР
НЕФТЕПРОДУКТЫ
МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ Часть I
Издание официальное
ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва 1 987
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Сборник «Нефтепродукты. Методы испытаний» часть I содержит стандарты, утвержденные до 1 марта 1987 г.
В стандарты внесены все изменения, принятые до указанного срока. Около номера стандарта, в который внесено изменение, стоит знак *.
Текущая информация о вновь утвержденных и пересмотренных стандартах, а также о принятых к ним изменениях публикуется в выпускаемом ежемесячно информационном указателе «Государственные стандарты СССР».
© Издательство стандартов, 1987
Группа Б09
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СМАЗКИ ПЛАСТИЧНЫЕ
Методы определения вязкости и предела прочности пластовискозиметром
Утвержден Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров Союза ССР 18 апреля 1959 г. Срок введения установлен
с 01.10.59
Постановлением Госстандарта от 30.07.86 № 2306 срок действия продлен
до 01.01.89
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт устанавливает методы определения вязкости и предела прочности пластичных смазок, а также вязкости смазочных масел, имеющих вязкость от 10 до 10е пуаз, пластовискозиметром ПВР-1 конструкции В. П. Павлова.
Методы основаны на определении сопротивления, оказываемого смазкой (или маслом), находящейся в зазоре между сердечником и корпусом прибора, при вращении сердечника.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
I. АППАРАТУРА, РЕАКТИВЫ И МАТЕРИАЛЫ
1. При определении вязкости и предела прочности пластичных смазок и вязкости смазочных масел применяют:
а) Ротационный пластовискозиметр ПВР-1 (см. чертеж), состоящий из корпуса 1У сердечника 2, смонтированного на прецизионных подшипниках «?, заправочного пресса, состоящего из цилиндра 4, колпачка 5 и поршня б, синхронного электромотора с редуктором (на чертеже не показано), с помощью которых сердечнику 2 может быть сообщена одна из следующих стабильно поддерживаемых в течение опыта частот вращения: 0,192; 0,96; 4,8; 24; 120; 600 и 1500 об/мин (допускается отклонение от указанных частот вращения ±10%)» измерительного лимба 7, сидящего на
ГОСТ 9127—*9
прецизионном подшипнике 8 и имеющего в верхней части барабан для наматывания нитки, а в нижней зубчатое колесо, которое, при необходимости, можно вводить в зацепление с зубчатым колесом корпуса 1 и торсиона 9, закрепляемого одним концом в измерительном лимбе 7, а другим — в станине прибора.
Зацепление используется в тех случаях, когда напряжение сдвига превышает 54-10* Па (54-105 дн/см2). В остальных случаях следует пользоваться нитью, поскольку ее применение не вносит заметных поправок в значение напряжения сдвига.
Комплекс торсионов должен допускать измерение напряжения сдвига в пределах от 1,96-107 Па до 4,9-10* Па (от 0,2 до 500 гс/см2); каждый торсион должен быть снабжен паспортом с указанием модуля и максимального угла закручивания.
407
ГОСТ 9127-59
б) Термостат, обеспечивающий поддержание температуры в пределах от минус 60° до 100° С с точностью ±0,1° С.
в) Термометры:
ртутные лабораторные 4-Б 1—3 по ГОСТ 215-73 для измерения температуры термостатирующей жидкости выше минус 35° С;
Спиртовый метеорологический по ГОСТ 112-78 для измерения температуры термостатной жидкости ниже минус 30° С.
г) Масло приборное (МВП) по ГОСТ 1805-76.
д) (Отменен. — «Информ. указатель стандартов» № 5 1978 г.).
е) Бензин авиационный Б-70 по ГОСТ 1012-72 или другой легкий бензин прямой перегонки по ГОСТ 443-76, не содержащий тетраэтилсвинца.
ж) Спирт этиловый — сырец по ГОСТ 13)—67 или спирт денатурированный.
з) Твердую углекислоту (сухой лед).
и) Сетку проволочную № 02—02 по ГОСТ 6613-86.
к) Бумагу фильтровальную по ГОСТ 12026-76.
л) Шпатель.
(Измененная редакция, Изм. № I).
II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЯЗКОСТИ А. Подготовка смазки или масла
2. Испытуемую смазку, в случае наличия в ней механических примесей (частицы извести и т. п.), предварительно профильтровывают путем продавливания или протирания через проволочную сетку.
3. Испытуемое масло обезвоживают и освобождают от механических примесей фильтрованием через бумажный фильтр.
Б. Определение сопротивления прибора
4. Определяют сопротивление, создаваемое узлами трения вискозиметра без смазки, при всех семи вариантах частоты вращения, применяя торсион наименьшего диаметра 0,4 или 0,5 мм.
Результаты определения выражают через напряжения сдвига, вычисляя их по формуле, приведенной в п. 11 настоящего стандарта.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
В. Подготовка прибора к испытанию
5. Подготовку прибора к испытанию производят в следующем порядке:
а) Корпус / (см. чертеж), сердечник 2, заправочный цилиндр 4 и заглушки 10 прибора тщательно промывают бензином и высу-
408
ГОСТ 9127-59
шивают продувкой воздухом при помощи груши или оставляют на некоторое время для просушки при температуре окружающей среды.
б) Каждый из подшипников 3 и его наружные обоймы слегка смазывают маслом МВП.
в) Сердечник 2 вставляют в корпус 1 и закрепляют сверху гайкой 11.
Во избежание люфта и чрезмерной затяжки подшипников на корпусе 1 и гайке наносят метку (риску).
г) Заправочный цилиндр 4 полностью заполняют испытуемой смазкой маленькими порциями при помощи шпателя. При заполнении цилиндра смазкой необходимо следить, чтобы в смазке не оставались воздушные карманы.
д) Заполненный смазкой заправочный цилиндр 4 ввинчивают в основание корпуса 1 и затягивают гаечными ключами.
На свободный конец заправочного цилиндра 4 навинчивают колпачок 5.
е) Прибор укрепляют верхним хвостовиком сердечника 2 в патроне редуктора. Устанавливают минимальную частоту вращения, при которой предполагается проводить испытания. Включают мотор и левой рукой непосредственно или при помощи ключа придерживают корпус 1. Правой рукой непосредственно или при помощи второго ключа поворачивают колпачок 5 заправочного пресса для подачи смазки в зазор вискозиметра. Подачу смазки производят до появления ее в нижней части смотрового окна. После заполнения прибора испытуемой смазкой мотор осматривают, смотровые окна закрывают заглушками 10, а прибор помещают на 15 мин в термостат, в котором заранее установлена необходимая для испытания температура. При этом заглушки 10 должны быть погружены в термостатную жидкость не менее чем на 10 мм.
ж, з) (Отменены, Изм. № 1).
и) Торсион нужного диаметра закрепляют одним концом на лимбе, а другим — на штативе прибора.
к) Корпус прибора соединяют с измерительным лимбом 7 ниткой. При применении торсиона диаметром 0,9 мм и более вводят в зацепление зубчатое колесо.
Стрелку, фиксирующую показания лимба, устанавливают на нуль.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
Г. Проведение испытание
6. Включают мотор для приведения во вращение сердечника 2 (см. чертеж). Движение сердечника 2 передается через слой испытуемой смазки корпусу 1. Последний, будучи соединен с лимбом 7
27-3234
ГОСТ 9127-59
ниткой или зубчатым колесом, приводит к закручиванию торсиона 9. Угол поворота лимба 7 (угол закручивания торсиона 9) определяют по стрелке. Если этот угол оказывается меньше 15 делений шкалы лимба для торсинов диаметром 0,6 мм и менее и 5 делений шкалы лимба для торсинов диаметром 0,6 мм, торсион заменяют на менее жесткий, а если угол поворота лимба достигает максимально допустимого угла закручивания для данного торсиона, последний заменяют более жестким.
После того, как угол закручивания достигнет постоянного значения, не изменяющегося в течение 30 с, снимают показания по лимбу.
7. При определении вязкости смазок нужно учитывать, что происходит нагрев смазки в зазоре вискозиметра. При частоте вращения 0,192; 0,96 и 4,8 об/мин и напряжениях сдвига до 500 гс/см2 повышение температуры смазки в процессе непрерывного вращения не превосходит 0,1° С и это повышение можно во внимание не принимать.
Чтобы обеспечить заданную температуру в зазоре вискозиметра с точностью до 0,1° С при частоте вращения 24 об/мин и более, необходимо снизить температуру термостатной жидкости по сравнению с заданным ее значением на величину At, если последняя окажется больше 0,1° С. При этом At вычисляют по формуле
где D — градиент скорости в с-1, который вычисляют по формуле, приведенной в п. 10 настоящего стандарта; т — напряжение сдвига в дн/см2, которое вычисляют по формуле, приведенной в п. 11 настоящего стандарта.
Пп. 6, 7. (Измененная редакция, Изм. № 1).
8. Результаты испытаний записывают по следующей форме:
Переиздание с Изменением № 1. утвержденным в мае 1978 г. (ИУС 5—78).
ГОСТ 9127-59
9. Определение вязкости масел производят таким же образом, как и определение вязкости смазок.
Д. Обработка результатов
10. Градиент скорости (D) в с-1 вычисляют по формуле
г» к • dc
D —- — • п,
30 (dK - dc)
где dc — диаметр рабочей части сердечника в см; dK — диаметр корпуса в см; п — частота вращения сердечника в об/мин.
11. Напряжение сдвига (т) в дн/см2 вычисляют по формуле
т= 1962-^--С . ф,
где di — диаметр барабана корпуса на приборе в см; dz — диаметр барабана лимба в см; dc — диаметр рабочей части сердечника в см;
I—длина рабочей части сердечника в см;
С—модуль торсиона в гс-см/деление шкалы лимба;
Ф — угол закручивания торсиона в делениях шкалы лимба.
Примечание. При определении вязкости масел в формулу не вводят dc
член — •
О
Пп. 10, 11. (Измененная редакция, Изм. № 1).
12. Напряжение сдвига испытуемой смазки (тНст) в дн/см2 вычисляют по формуле
’’■ист V, тхол,
где Тоб — напряжение сдвига общее в дн/см2;
Тюл — напряжение сдвига в приборе без испытуемой смазки в дн/см2.
13. Эффективную вязкость испытуемой смазки (т)) в пуазах вычисляют по формуле
тист
D *
411
ГОСТ 9127-5»
где Тист — напряжение сдвига испытуемой смазки в дн/см2;
D — градиент скорости в с-1.
Если при заданном градиенте скорости деформации невозможно прямым опытом определить вязкость смазки, то ее определяют из экспериментальной кривой зависимости вязкости от градиента скорости. Определение проводят следующим образом. Строят не менее чем по четырем точкам экспериментальную кривую в координатах: логарифм вязкости — логарифм градиента скорости. Экспериментальные точки градиента скорости должны включать значение градиента, т. е. быть как больше, так и меньше ее. На полученной кривой отсчитывают логарифм вязкости, соответствующий заданному градиенту скорости. Из найденного логарифма находят вязкость.
(Измененная редакция — «Информ. указатель стандартов:» № 5 1978 г.).
Е. Допускаемые расхождения для параллельных определений
14. Расхождения между двумя параллельными определениями вязкости не должны превышать ±5% от среднего арифметического полученных результатов при температуре определения 0°С и выше и ±7% при температуре определения ниже 0°С.
III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЕЛА ПРОЧНОСТИ
15. При определении предела прочности применяют пластометр с рифлеными поверхностями цилиндрического канала корпуса 1 (см. чертеж) и сердечника 2.
Остальные детали ротационного пластовискозиметра, а также другие приборы, реактивы и материалы применяют те же, что и для определения вязкости.
16. Подготовку смазки к испытанию производят в соответствии с требованиями п. 2 настоящего стандарта.
А. Подготовка прибора к испытанию
17. Подготовку прибора к испытанию производят в следующем порядке:
а) собирают прибор в соответствии с требованиями подпунктов а, б, в, г, д п. 5 настоящего стандарта.
б) Устанавливают частоту вращения сердечника 2 равной 0,192 или 0,96 об/мин.
в) Торсион нужного диаметра закрепляют одним концом на лимбе, а другим — на штативе прибора.
412
1
Издание официальное Перепечатка воспрещена
2