Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

43 страницы

517.00 ₽

Купить ГОСТ 6253-78 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает методы испытаний мотоциклов, мотороллеров, мопедов и мотовелосипедов общего назначения, изготовляемые серийно, а также модернизированных и опытных образцов

  Скачать PDF

Ограничение срока действия снято: Постановление Госстандарта № 336 от 01.01.90

Оглавление

1. Общие требования

2. Подготовка к испытаниям

3. Проведение испытаний

4. Оформление результатов испытаний

Приложение 1.

Приложение 2. Объем испытаний на гарантийную наработку машин

Приложение 3. Акт проверки технического состояния машины, поступившей на испытания

Показать даты введения Admin

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СОЮЗА ССР

МОТОЦИКЛЫ, МОТОРОЛЛЕРЫ, МОПЕДЫ, МОТОВЕЛОСИПЕДЫ

МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

ГОСТ 6253-78

Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СОЮЗА ССР

МОТОЦИКЛЫ, МОТОРОЛЛЕРЫ, МОПЕДЫ, МОТОВЕЛОСИПЕДЫ

МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

ГОСТ 6253-78

1986

Издание официальное

МОСКВА

штрихованных поверхностей). Затем подсчитывают отношение

для каждого отпечатка.

По имеющимся значениям осевых нагрузок Gb G2 и G3 машины подсчитывают удельные давления на опорную плоскость, кгс/см2;

по контуру отпечатка;

по площади контакта,

где g 1; gi; gi —удельное давление на опорную плоскость по

контуру отпечатка соответственно переднего, заднего и колеса коляски;

/ « "

£2; g2; g2 — удельное давление на опорную плоскость по площади контакта соответственно переднего, заднего и колеса коляски.

Черт. 3


3.3. Определение координат центра массы

3.3.1. Координаты центра массы находят расчетным путем по значениям осевых нагрузок, полученных взвешиванием при горизонтальном и наклонном положениях машины в соответствии с черт. 3.

Вначале определяют переднюю и заднюю осевые нагрузки при горизонтальном положении машины, затем — то же, при наклонном положении.

Угол наклона машины а должен быть не более 18°.

Высоту подъема колес h определяют по формуле

h = A' sin а.

ГОСТ 6253-78 Стр. 9


Координаты А\ и Л2 находят по формулам:


g2

- • А

G

л,=

О,

■•А

G


где G\ и G2— осевые нагрузки, кгс;

А=АХ2 — база машины, мм;

G = Gi + C2 — масса машины.

Координату центра массы по высоте hg при подъеме переднего колеса находят по формуле:


hg=;h0+rc =


А

G


2% (?2 tg а


Г


С)


где h0 — высота центра массы машины над плоскостью, проходящей через центры колес машины, мм;

22 — реакция на заднее колесо, определяемая на весах, кгс;

а — угол наклона машины к горизонту;

гс — статический радиус колеса (расстояние от центра оси колеса до опорной плоскости), мм.

При осуществлении продольного наклона машины для предотвращения изменения стрел прогиба передней и задней подвесок необходимо произвести заклинивание подвесок путем установки распорок. Заклинивание производят при нагрузке, с которой определяют координаты центра масс: сухой, снаряженной и полной.

При определении координат центра массы (полной) водителя и пассажира допускается заменять манекенами массой 75 кг. Манекены должны быть установлены в положении сидя и закреплены за руль и подножки. При этом распределение масс должно быть следующим: 10 кг (по 5 кг каждая) —«для рук водителя», 14 кг (по 7 кг каждая) —«для ног водителя», 51 кг— «для туловища водителя».

3.3.2. Координату центра массы по высоте двухколейной машины находят расчетным путем по значениям осевых нагрузок, полученных взвешиванием при горизонтальном и наклонном положениях машины в соответствии с черт. 4—6.

Координаты А\ и А2 относительно передней и задней осей находят по формулам:



G2A+G,B


л ga+gaa-b)


3—1118


где А — база машины, мм;

G = G\ + G2 + Gz — масса машины;



Б — вынос колеса коляски относительно переднего колеса, мм.

Координаты К\ и К2 относительно оси, проходящей через центр мотоцикла, и относительно оси, проходящей через центр колеса коляски, находят по формулам:

Ci


К1=



ГОСТ 6253-78 Стр. \t

где К\Л~Кч—Кг—колея машины, мм.

Координату высоты центра массы определяют при наклонном положении машины (черт. 6).

Высоту подъема h определяют по формуле:

A=/('-sin а.

Ш////////////Щ i

Черт. 6

Координату центра массы по высоте hg в мм находят по фор4-муле

, Kf{zx+Zv-G)+K\-G

где zi + z2— сумма реакций на переднее и заднее колеса, определяемая на весах, кгс;

а — угол наклона коляски или машины к горизонту, угловые градусы.

Примечание Определение массы проводят на напольных весах с точностью до 0,1 кг.

3.3.1.    3.3.2. (Измененная редакция, Изм. № 1).

3.4. Определение основных размеров машин.

3.4.1.    Измерения должны производиться на горизонтальной площадке с ровным, твердым покрытием. Неровности площадки (отклонения от плоскостности и местные неровности) не должны превышать ±4 мм.

3.4.2.    Основные размеры должны определяться согласно черт. 7—9.

3*

Л—база машины, Д—габаритная длина, Ш—габаритная ширина, В—габаритная высота, замеряемая от плоскости, на которой установлена машина, до ее высшей точки, е—вылет передней вилки, сс0—угол наклона рулевой колонки, /('—колея машины с коляской. К—дорожный просвет.

Черт. 7

Черт. 8

Я—расстояние по горизонтали от оси рукояток до оси подножек водителя, У—высота рукоятки руля от опорной плоскости машины; Г—высота подножек от опорной плоскости машины, Шр—наибольшая ширина руля, Ж—наибольшая ширина подножек; О—-расстояние по вертикали от верхней кромки середины седла водителя до опорной поверхности подножки; Ф—расстояние по вертикали от оси рукоятки до верхней кромки середины седла водителя; 3—расстояние по горизонтали от оси рукояток руля до передней кромки седла водителя

Черт. 9

ГОСТ 6253-78 Стр. 13

3.4.3.    Погрешность линейных измерений не должна быть более ±2 мм (при измерениях допускается применять отвес), угловых ±1°.

3.4.4.    Для машин с цепным приводом заднего колеса измерение базы А производят при двух крайних положениях оси, ограниченных возможностью регулировки натяжения цепи.

В конструкциях, имеющих изменяемый вылет передней вилки, проводят измерения при всех фиксируемых положениях вилки.

Колею К' определяют для машины с боковой прицепной коляской на плоскости дороги по оси протектора шин.

Lx

2 1


гк =


Радиус качения гк (с учетом деформации шин) определяют из длины окружности качения колеса (прокатыванием машины вручную на горизонтальной плоскости по прямой) с точностью до ±3 мм по формуле

где L\ — длина окружности шины, мм (расстояние между отметками на дороге, оставленными шиной при прокатывании, мм).

При прокатывании сила должна быть приложена горизонтально.

Размеры К'\ гк; ссо/ е\ К определяют при полной массе машины; гк для одноколейных машин определяют с нагрузкой один водитель; К — дорожный просвет (максимальная высота прямоугольника, лежащего на горизонтальной плоскости площадки, который можно перемещать под мотоциклом между передним и задним колесами) определяют после обкатки мотоцикла в дорожных условиях.

3.4.5.    (Исключен, Изм. № 1).

3.4.6.    Размеры, определяющие посадку водителя, замеряют при снаряженной массе машины в соответствии с черт. 9 при помощи отвеса, рулетки или линейки и рейсмуса.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.5. Определение радиусов поворота и угла бокового крена.

3.5.1. Определение радиусов поворота и угла бокового крена должно производиться при полной нагрузке машины на горизонтальной ровной площадке с твердым покрытием.

Следы колес отмечают на площадке меловой чертой, нанесенной по середине протектора шины или порошкообразным мелом, нанесенным на протектор по всей его ширине.

Стр. 14 ГОСТ 6253-78

i?min наименьший радиус поворота по оси следа внешнего колеса (относительно центра поворота), мм, ^Габ—габаритный радиус поворота по внешней точке машины (оконечность руля — для одноколейных машин, щиток колеса коляски— для машин с коляской), наиболее отдаленной от центра поворота, мм

Черт. 10

Радиусы поворота измеряют в соответствии с черт. 10 при повороте руля машины вправо и влево на максимально возможный угол, при этом одноколейная машина должна быть в вертикальном положении. Машину прокатывают вручную.

Черт. 11

Габаритный радиус поворота ^?габ определяют с помощью отвеса (проекция наиболее удаленной от центра поворота точки до оси следа соответствующего колеса машины).

3.5,2. Максимальный конструктивный угол бокового крена у определяют в соответствии с черт. 11 при помощи транспортира с отвесом.

3.5.1, 3.5.2. (Измененная редакция, Изм.

№ 1).

3.6. —3.6.2. (Исключены, Изм. № 1).

инструкцией по эксплуатации, при этом установленный обкаточный пробег должен быть выполнен с ограничением скоростей движения согласно инструкции. Обкатку производят с нагрузкой: машины без коляски — водитель, с коляской — водитель и пассажир а коляске. Обкатку производят на дорогах с усовершенствованным покрытием в равнинной или слабо пересеченной местности, одежда водителя — согласно п. 1.10.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.8. Определение поправочного коэффициента счетчика пути должно производиться следующим образом:

при каждом въезде машины на мерный участок пути (50 км по километровым столбам) и при выезде с него должны записываться показания счетчика пути, включая десятые доли километра.

В начале и в конце каждого заезда измеряют давление воздуха в шинах колес.


3.7.    Обработка машин должна производиться в соответствии с 1

ГОСТ 6253-78 Стр, 15

Значение поправочного коэффициента счетчика пути т)с.п в каждой половине заезда подсчитывают по формуле:

5

^С.П-~    )

где 5 — истинный путь, пройденный машиной при заезде в каждом направлении (50 км);

Sс.и — путь по счетчику (разность конечного и начального показаний счетчика в каждом заезде), км.

По двум полученным значениям т^с.п находят среднее значение поправочного коэффициента счетчика пути машины.

3.9.    Определение пути свободного качения {выбега).

3.9.1.    Путь свободного качения (выбега) определяют с целью проверки машин на отсутствие повышенных потерь при движении (в трансмиссии, тормозах, подшипниках колес, шинах и др. узлах).

Нагрузка, метеорологические и дорожные условия при определении пути свободного качения — согласно пп. 1.6; 1.11; 1.13. Выбег должен осуществляться с установившейся скорости (50 км/ч) до полной остановки машины.

Для машин, имеющих максимальную скорость менее 50 км/ч, выбег производят с фактической максимальной скоростью. Начальную скорость машины устанавливают по показаниям прибора «путь—время—скорость» или по протарированному спидометру машины. Переход на режим выбега должен осуществляться путем выключения передачи.

Путь выбега измеряют прибором «путь—время—скорость», рулеткой или другим прибором, фиксирующим путь выбега.

Проверку производят в двух взаимно противоположных направлениях. За окончательное значение пути выбега машины с заданной скорости принимают среднее арифметическое полученных результатов.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.9.2.    При измерении пути свободного качения прибором «путь—время—скорость» строят график (черт. 14). В остальных случаях график не строят и среднее значение пути приводят в метрах.

3.10.    Испытания на топливную экономичность.

3.10.1. Определение дорожной экономической характеристики

•производят при нагрузке, метеорологических и дорожных условиях— согласно пп. 1.6; 1.11; 1.13.

Определение расхода топлива должно производиться путем наездов на дистанцию в 1 км в двух взаимно противоположных направлениях, на высшей передаче при скоростях движения, крат-

ных 10 км/ч, начиная со скорости, близкой к максимальной, при уменьшении или с минимальной устойчивой скорости при воз-растании скоростей.

100

200    300

Дуть S,m

Черт. 14

400

Заданная постоянная ско-рость движения должна уста' навливаться до въезда машины на мерный участок, после чего положение дросселя карбюратора не меняют до выезда с мерного участка.

Значение фактической средней скорости в каждом заезде определяют по времени прохождения дистанции, измеренному секундомером.

Расход топлива измеряют прибором с мерным цилиндром с точностью до 1 см3.

Прибор должен быть включен в систему питания двигателя на участке «топливный бак—карбюратор».

Расход топлива подсчитывают по каждому заезду в л/100 км.

По точкам, соответствующим удельным расходам топлива при вычисленных средних скоростях движения в каждом заезде (в Обоих направлениях), строят кривую дорожной экономической характеристики машины (черт. 15).

Спорость ]/}км/ч

Черт. 15


3.10.2. Определение контрольного расхода топлива производят при движении машины на высшей передаче, с нагрузкой согласно п. 1.6. Метеорологические и дорожные условия согласно пп. 1.11 и 1.13. Допускаются уклоны до 3% длиной не более 50 м.

Скорость машины на всем участке должна быть постоянной и составлять (75±2) % максимальной скорости, но не более 100 км/ч. Заезды мотоциклов и мотороллеров должны производиться на дистанции 10 км, а мопедов и мотовелосипедов — на 20 км в двух взаимно противоположных направлениях. Фактическую среднюю

ГОСТ 6253-78 Стр. 17

скорость движения в каждом заезде определяют по времени прохождения дистанции, измеренному секундомером.

Контрольный расход топлива определяют по объему (л/100 км) методом долива с точностью ± 10 см3 как среднее арифметическое результатов, полученных в двух заездах во взаимно противоположных направлениях.

3.10.1.    3.10.2. (Измененная редакция, Изм. № 1).

3.11. Испытания на динамические (скоростные) качества.

3.11.1.    Определение минимальной устойчивой скорости проводят при нагрузке, метеорологических и дорожных условиях — согласно пп. 1.6; 1.11; 1.13.

Минимальная устойчивая скорость движения машины должна определяться на каждой передаче.

При движении с минимальной устойчивой скоростью не должно наблюдаться рывков и стуков в трансмиссии, а при резком открытии дросселя карбюратора двигатель не должен останавливаться. Измерение должно производиться на мерном участке прямой горизонтальной дороги с гладким сухим покрытием длиной не менее 100 м с установившейся минимальной скоростью до въезда на мерный участок.

Время прохождения мерного участка измеряют секундомером или автоматической измерительной установкой.

После выезда с мерного участка скорость движения машины должна быть увеличена на 10—15 км/ч путем резкого открытия дросселя карбюратора.

Если при этом двигатель останавливается или в трансмиссии возникают стуки, проводят повторную проверку. На том же мерном участке должно производиться определение минимальной устойчивости скорости в обратном направлении.

Окончательное значение минимальной устойчивости скорости на каждой из передач должно подсчитываться как среднее арифметическое.

3.11.2.    Определение времени разгона с переключением передач на участке 400 м проводят при нагрузке, метеорологических и дорожных условиях согласно пп. 1.6; 1.11; 1.13.

Заезды должны производиться в двух взаимно противоположных направлениях.

Машину подводят к начальной отметке мерного участка, включают низшую передачу, после чего поворачивают до отказа ручку управления дросселем карбюратора и производят разгон машины с последовательным переключением передач.

Моменты переключения определяют расчетом, исходя из условий, чтобы скорость машины к концу разгона на определенной передаче была равна или превышала на 2—3 км/ч скорость, соот-

Стр. 18 ГОСТ 6253-76

ветствующую на этой передаче числу оборотов двигателя при максимальной мощности*

При прохождений начальной отметки водитель должен резко и до отказа повернусь ручку управления дросселем карбюратора. Далее испытания проводят как при разгоне с места.

Секундомером или автоматической измерительной установкой измеряют время прохождения машиной мерного участка дороги. По полученным в двух направлениях результатам подсчитывают среднее время (параметр для сравнительной оценки интенсивности разгона машины)*

3.11.3. Определение максимальной скорости должно производиться на высшей передаче при прохождении мерного прямолинейного участка дороги длиной не менее 100 м не менее трех раз в двух взаимно противоположных направлениях.

Нагрузка, метеорологические и дорожные условия, посадка водителя — согласно пп- Ь6; 1.8; 1.11; 1.13.

Путь разгона машины должен быть достаточным для достижения максимальной скорости к моменту въезда на мерный участок.

Время прохождения мерного участка определяют автоматической измерительной установкой, обеспечивающей точность измерения не менее 0,01 с.

За окончательное значение максимальной скорости принимают среднее арифметическое результатов измерений, полученных в двух направлениях в лучшем заезде.

Частоту вращенпя коленчатого вала двигателя п в об/мин, соответствующую максимальной скорости машины, определяют по формуле:

д—2,653- —

где Umax — максимальная скорость машины, км/ч;

iQ — общее передаточное число трансмиссии.

3.11.4. Определение пути и времени разгона производят в двух взаимно противопол°жных направлениях при нагрузке, метеорологических и дорожньгх условиях, посадке водителя согласно пп. 1.6; 1.8; 1.11; 1.13.

Определение пути и времени разгона производят на низшей передаче с места, нП остальных передачах — с минимальной устойчивой скорости движения на данной передаче до скорости, близкой к максимальной (не менее 80% от vma^).

Допускается опреДелять путь и время разгона с места путем последовательного переключения передач, выполняемых при частоте вращения коленчатого вала двигателя, соответствующей максимальной мощности.

УДК 629.118.001.4:006.354    Группа    Д39

ГОСТ

6253—782 3

Взамен ГОСТ 6253-71

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

МОТОЦИКЛЫ, МОТОРОЛЛЕРЫ, МОПЕДЫ, МОТОВЕЛОСИПЕДЫ

Методы испытаний

Motorcycles, scooters Methods of tests

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 2 августа 1978 г. № 2087 срок введения установлен

с 01.01.80

Проверен в 1984 г Постановлением Госстандарта от 14 декабря 1984 г. № 4418 срок действия продлен

до 01.01.98

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний мотоциклов, мотороллеров, мопедов и мотовелосипедов общего назначения (далее — машины), изготовляемых серийно, а также модернизированных и опытных образцов.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Методы испытаний, предусмотренные настоящим стандартом, должны применяться при:

осмотре и проверке качества сборки; определении масс (сухой, снаряженной и полной); определении удельного статического давления шин на опорную плоскость;

определении координат центра массы; определении основных разхмеров;

определении радиусов поворотов и угла бокового крена; определении упругих характеристик подвесок машин и рабочих диаграмм амортизаторов подвесок; обкатке машин;

определении поправочного коэффициента счетчика пути; определении пути свободного качения (выбега); испытании на топливную экономичность;

Стр. 2 ГОСТ 6253-78

испытании на динамические (скоростные) качества; испытании по определению тормозных качеств; определении уровня шума;

определении уровня звукового давления сигнала; определении уровня радиопомех; испытании на преодоление подъемов; пробеговых испытаниях; испытании на проходимость.

1.2.    Объемы периодических испытаний и испытаний на гарантийную наработку даны соответственно в обязательных приложениях 1 и 2 (при испытании машин на гарантийную наработку допускается не проводить стендовые испытания двигателей на надежность).

Количество испытываемых машин и периодичность испытаний должны указываться в программе испытаний на конкретную машину.

Дополнительные специальные испытания, проводимые по требованию заказчика, должны проводиться по специальным программе и методике.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1.3.    Испытания должны проводиться на топливах, маслах и смазках, указанных в технических условиях или в инструкции по эксплуатации на конкретную машину.

1.4.    В течение всего периода испытаний машины должны проходить техническое обслуживание в соответствии с инструкцией предприятия-изготовителя по эксплуатации, согласованной с базовой организацией по стандартизации.

1.5.    В период испытаний не допускается произвольное изменение регулировок, бесконтрольный ремонт, заправка и другие воздействия, отражающиеся на техническом состоянии машин и на результатах испытаний.

1.6.    При проведении испытаний по определению пути свободного качения, на топливную экономичность, на динамические качества, на эффективность торможения нагрузка должна быть для машин без коляски — один водитель, для машин с коляской — полная (багаж, пассажиры и водитель).

Масса водителя и пассажира — 75 кг каждая.

Замена пассажира в коляске балластом допускается только при проведении пробеговых испытаний по дорогам с усовершенствованным покрытием. Балласт, заменяющий массу пассажира, должен размещаться в двух местах: не менее 55 кг — в средней части (на сиденьи), не более 20 кг — в передней. Багаж должен размещаться в багажном отделении.

Балласт (мешки с песком или дробью) должен надежно закрепляться во избежание смещения при тряске, резких торможениях

ГОСТ 6253-76 Стр. 3

и при аварийных ситуациях, могущих возникнуть в процессе испытаний (масса креплений должна быть учтена). Балласт не должен вызывать повреждений коляски.

1.7.    Перед испытаниями на динамические качества, топливную экономичность и др. двигатель и другие агрегаты должны быть прогреты.

1.8.    При проведении испытаний на динамические качества (кроме испытаний на определение минимальной устойчивой скорости) на машинах, имеющих максимальную скорость 90 км/ч и более, посадка водителя должна быть спортивной (пригнувшись к рулю), на машинах, имеющих максимальную скорость менее 90 км/ч,— нормальная.

При проведении испытаний на топливную экономичность посадка водителя должна быть нормальной.

При измерениях максимальной скорости и топливной экономичности дополнительное оборудование, ветровые и наколенные щитки снимаются.

Одежда водителя при проведении испытаний на динамические качества и топливную экономичность должна быть специальная: кожаный комбинезон или кожаный костюм, защитный головной шлем, очки с небьющимися стеклами или шлем типа «Колокол» с защитным небьющимся стеклом, перчатки-краги, сапоги или мотоботы.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1.9.    К проведению испытаний допускаются лица, прошедшие специальный инструктаж по технике безопасности.

К испытаниям, связанным с движением на скоростях свыше 90 км/ч, допускаются лица, имеющие квалификацию не ниже 6-го разряда по специальности водителя-испытателя.

1.10.    При проведении обкатки и пробеговых испытаний водитель должен иметь защитный головной шлем, очки с небьющимися стеклами и предусмотренную для данного времени года специальную одежду, хорошо защищающую от холода, гигиеничную и не стесняющую движений.

1.11.    Испытания на скоростные качества и топливную экономичность должны проводиться в сухую погоду при температуре воздуха от минус 5 до плюс 30°С и скорости ветра не более 3 м/с.

1.12.    (Исключен, Изм. № 1).

1.13.    Испытания по определению пути свободного качения машин, на топливную экономичность, на динамические качества, по определению уровня шума, на тормозную эффективность должны проводиться на прямолинейных горизонтальных участках дороги с твердым, гладким, чистым, сухим асфальтовым или бетонным покрытием.

2*

Стр. 4 ГОСТ 6253-78

Допускаемый уклон (подъем) дороги — не более 1,5%. Дорожные условия при других видах испытаний определяются особенностями этих испытаний и указываются в соответствующих пунктах настоящего стандарта.

1.14.    В зависимости от рабочего объема двигателя и скорости устанавливают следующие категории машин:

—двухколесное транспортное средство с рабочим объемом двигателя не более 50 см3 и максимальной конструктивной скоростью более 40 км/ч;

L\ — то же, максимальной конструктивной скоростью менее 40 км/ч;

L-2 — трехколесное транспортное средство с рабочим объемом двигателя не более 50 см3 и максимальной конструктивной скоростью менее 40 км/ч;

Lz — двухколесное транспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 см3 и максимальной конструктивной скоростью более 40 км/ч;

L4 — трехколесное транспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 см3 и максимальной конструктивной скоростью более 10 км/ч, с асимметричным расположением колес к продольной оси (мотоцикл с коляской);

L5 — то же, с симметричным расположением колес и массой не более 1000 кг.

1.15.    С машинами, подлежащими испытаниям, предприятие-изготовитель должно представлять следующую техническую документацию:

при испытаниях серийных машин: технические условия;

эксплуатационную документацию по ГОСТ 2.601-68; инструкцию по эксплуатации машин;

описание основных изменений, внесенных в конструкцию или технологический процесс;

протокол предыдущих испытаний, если они проводились; патентный формуляр и техническую документацию на русском и иностранных языках на машины в экспортном исполнении; сертификат качества;

каталог запасных частей, спецификацию на запасные части; инструкцию по ремонту;

при испытаниях модернизированных и опытных машин: утвержденное техническое задание;

чертежи (общие виды машин и агрегатов, чертежи основных быстроизнашивающихся деталей), а также данные микрометража основных быстроизнашивающихся деталей, проведенного перед сборкой на предприятии-изготовителе;

отчеты о проведенных предварительных испытаниях.

1.14, 1.15. (Измененная редакция, Изм. № 1).

ГОСТ 6253-78 Стр. 5

2. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ

2.1.    При проведении периодических испытаний машины отбирают на складе готовой продукции из числа принятых отделом технического контроля.

2.2.    При осмотре машин и агрегатов (без их снятия и разборки) проверяют:

комплектность машины;

наличие клейма технического контроля на машине и отдельных агрегатах, а также наличие пломб и маркировок на механизмах и деталях, подлежащих опломбированию и маркировке;

наличие видимых повреждений или некачественного выполнения деталей, окраски, обивки сидений;

наличие неокрашенных или покрытых коррозией мест, некачественных сварочных швов, поврежденных стекол фар, фонарей, ветровых щитков и декоративных деталей;

состояние уплотнений, отсутствие течей масла и других жидкостей из картеров, гидроамортизаторов подвесок колес;

наличие требуемого количества масла в агрегатах машин (для которых предусмотрен контроль масла без их разборки) и жидкости в приводе тормозов.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.3.    Проверка креплений должна производиться посредством прилагаемого комплекта инструмента.

Проверку затяжки деталей производят у наружных креплений.

При проверке соединений с нормированными усилиями затяжки крепежные детали должны расшплинтовываться и после проверки вновь зашплинтовываться.

2.4.    Проверка регулировок должна производиться в соответствии с технической документацией, утвержденной в установленном порядке, при этом проверяют:

регулировку фары на соответствие требованиям инструкции по эксплуатации;

давление масла в системе смазки двигателя (замеряют контрольным манометром при прогретом двигателе на режимах, указанных в инструкции по эксплуатации или технических условиях на машину);

регулировку системы зажигания;

регулировку карбюратора;

регулировку механизма блокировки сцепления;

регулировку механизмов подвески машины;

свободный ход тормозной педали и рычага;

свободный ход рычага сцепления;

правильность установки коляски (в случае подсоединения коляски на заводе-изготовителе);

предельные углы поворота переднего колеса вправо и влево;

давление воздуха в шинах (по контрольному манометру);

плоскостность колес;

натяжение цепи привода заднего колеса;

биение колес по ободу.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.5.    Перед проведением испытаний машина должна быть подвергнута пробегу (не более 50 км) с целью проверки работы двигателя, коробки передач, сцепления, работы органов управления, электрооборудования и проверки работы механизмов и машины в целом.

Выявленные неисправности и нарушения регулировок должны быть устранены и отражены в акте проверки технического состояния (справочное приложение 3).

2.6.    По результатам внешнего осмотра, проверки регулировок и контрольного пробега принимают решение о допуске машины к испытаниям, о чем делают отметку в акте.

3. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ

3.1.    Определение массы машины.

3.1.1.    При взвешивании машины должна определяться сухая, снаряженная и полная массы.

Сухая масса — масса машины без учета масс топлива, инструмента, ЗИП, ветровых и наколенных щитков, запасного колеса и дуг безопасности.

Масса снаряженной машины — масса полностью заправленной машины с инструментом и запасным колесом, но без водителя, пассажиров и багажа.

Полная масса машины — масса снаряженной машины с водителем, пассажирами и багажом.

3.1.2.    Определение масс машины и распределение ее по колесам (осевая нагрузка) должно производиться путем взвешивания на весах.

Перед взвешиванием должны быть проверены комплектность, отсутствие загрязнения и посторонних предметов.

Взвешивание должно производиться при неработающем двигателе, колеса не должны быть заторможены, коробка передач должна находиться в нейтральном положении.

При наличии у прицепной коляски откидного верха последний должен быть в рабочем положении.

Определение масс должно производиться с точностью до ±0,5% от общей массы машины.

ГОСТ 6253-76 Стр. 7


Если при взвешивании расхождение между общей массой машины и суммой масс, приходящихся на колеса, составляет не более 1%, то разницу (недостающая и превышающая массы)

следует распределять между колесами пропорционально массе,

приходящейся на каждое колесо.

3.1.3. Распределение массы по колесам определяют в соответствии с черт. 1.

3.2. Удельное статическое давление на опорную плоскость должно определяться по данным взвешивания полной массы машины, распределенной по колесам, и по площадям отпечатков шин каждого колеса на горизонтальной площадке с твердым и ровным покрытием.

Черт. 2

Перед снятием отпечатков шины должны быть чистыми, давление воздуха в шинах должно соответствовать установленному инструкцией по эксплуатации машины.

Снятый на бумагу отпечаток с помощью планиметра обводят по контуру (черт. 2) и определяют общую площадь отпечатка F (на черт. 2— площадь, заключенная в овальной линии) и площадь контакта шины с опорной плоскостью f (на черт. 2 — сумма площадей за-

1

Черт. 12, 13 Исключены, Изм № 1.

2

Издание официальное    Перепечатка воспрещена

3

Переиздание (ноябрь 1985 г) с Изменением № I, утвержденныч в декабре 1984 г. (ИУС 3—85).

2—1118