Сертификация: тел. +7 (495) 175-92-77
Стр. 1
 

10 страниц

304.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на определение моющих свойств моторных масел с присадками по методу Папок, Зарубина и Виппера.

Определение моющих свойств по данному методу заключается в испытании масла на одноцилиндровом двигателе и последующей оценке лакообразования на боковой поверхности поршня с помощью цветной эталонной шкалы

Ограничение срока действия снято: Протокол № 5-94 МГС от 17.05.94 (ИУС № 11-94)

Данные о замене опубликованы в ИУС № 07-2014

Действие завершено 01.01.2015

Оглавление

I Аппаратура

II Цветная эталонная шкала

III Режим работы установки

IV Подготовка к испытанию

V Проведение испытания

VI Оценка полученных результатов

VII Допускаемые расхождения для параллельных определений

VIII Контроль состояния и работы установки

Приложение 1 Описание установки ПЗВ

Приложение 2 Описание цветной эталонной шкалы для оценки лакообразования на поршнях

Приложение 3 Измерение упругости поршневых колец

Приложение 4 Удаление лаковых отложений с поршня и колец

Показать даты введения Admin

Страница 1

Группа Ь29

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ГОСТ

5726-53

Взамен ГОСТ 5726-51

МАСЛА СМАЗОЧНЫЕ С ПРИСАДКАМИ Метод определения моющих свойст в

МКС 75.100

Утвержден Управлением по стандартизации при Совете Министров СССР 12.03.53

Дата введения 01.10.53

Ограничение срока действия снято по протоколу № 5—94 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-12—94)

Настоящий стандарт распространяется на определение моющих свойств моторных масел с присадками по методу Папок. Зарубина и Виппера.

Определение моющих свойств поданному методу заключается в испытании масла на одноцилиндровом двигателе и последующей опенке лакообразования на боковой поверхности поршня с помощью цветной эталонной шкалы.

Степень покрытия боковой поверхности поршня лаковыми отложениями выражается в баллах от 0 до 6.

Применение метода устанавливается в стандартах и ведомственных технических условиях на масла или присадки.

I. АППАРАТУРА

1.    Для определения моющих свойств масел с присадками должна применяться установка ПЗВ (Папок. Зарубина. Виппера), описанная в приложении 1.

П. ЦВЕТНАЯ ЭТАЛОННАЯ ШКАЛА

2.    Оценка лакообразования, полученного на боковой поверхности поршня в результате испытания, производится путем сопоставления данного поршня с цветной эталонной шкалой (черт. 1). составленной из семи эталонов с различной степенью покрытия боковой поверхности лаковыми отложениями (приложение 2).

3.    В зависимости от лакообразован ия. каждый из семи эталонов имеет соответствующий номер, именуемый баллом.

Совершенно чистый поршень имеет балл 0. По мере загрязнения боковой поверхности поршня балл увеличивается, максимальное покрытие поршня лаковыми отложениями характеризуется баллом 6.

Если лакообразование, полученное на боковой поверхности поршня, не соответствует точно ни одному из эталонов, занимая промежуточное положение между двумя близлежащими эталонами, результат оценивается с точностью до 0,5 балла.

Издание официальное    Перепечатка воспрещена

Издание с Изменением .'Vi11. утвержденным в январе /976 г. (ИУС 2— 76).

88

Страница 2

ГОСТ 5726-53 С. 2

12- 134

89


Черт. 1


Страница 3

С. 3 ГОСТ 5726-53

III. РЕЖИМ РАБОТЫ УСТАНОВКИ

4. При проведении испытания выдерживается следующий «стандартный» режим работы:

(2500 ± 50) мин

(300 ± 2) ‘С (225 г 2)*С (125 ± 2)*С (220 г 20)‘С 250 см’

2 ч


1)    Число оборотов двигателя . . . .

2)    Температура головхи цилиндра .

3)    Температура середины цилинлра


4)    Температура масла в картере . . . .

5)    Температура воздуха на всасывании


6)    Объем испытуемого масла . . .

7)    П рололжигслыкхль испытания


(Измененная редакция, Изм. № 1).

IV. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ

Подготовка двигателя

5.    Подготовка двигателя к испытанию включает подгонку поршня и поршневых колен, промывку и сборку двигателя.

6.    Подгонка поршня заключается в тщательной обработке боковой поверхности поршня и доведении его диаметра по всей окружности до размеров:

1-й    пояс (поверхность зоны поршневых колец) — 51,80^, мм;

2-й    пояс (поверхность юбки поршня) — 51^1^^{ мм;

3-й    пояс (поверхность нижней части поршня) — 51,82 мм.

Примечание. Все допуски на одном поршне должны быть только плюс или минус, обеспечивая конусность поршня.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

7.    Подгонка поршневых колец должна обеспечивать:

а)    зазор в торце между стенками поршневых колец и соответствующих канавок (0,13 ± 0,01) мм;

б)    зазор в стыках (замках) поршневых колец (0,6 ±0,1) мм;

в)    упругость поршневых колец:

750-11 (К) г 450-750 г


комиссионных масляных . . . .


П р и м с ч а н и е. Упругость поршневых колен проверяется с помощью специального приспособления, описанного в приложении 3.

8.    Промывка картера и цилиндра двигателя производится:

а)    чистым бензином дважды;

б)    бензолом до тех пор. пока сливаемый после промывки бензол не будет совершенно бесцветным.

Примечание. Количество бензина на одну промывку составляет 300—350 см3, бензола 150—200 см3.

9.    Сборка двигателя состоит из:

а)    установки поршневых колец в соответствующие канавки поршня;

б)    установки поршня и цилиндра;

в)    заливки в картер двигателя 250 см3 испытуемого масла.

Примечания:

1.    Сборка двигателя производится после тщательной просушки его деталей.

2.    При установке поршня компрессионные и масляные кольца расста&тяются в следующем порядке: замки первого и второго (двух верхних) колец устанавливают на ISO"' но отношению друг к другу, замок третьего кольца — на 90‘ по отношению ко второму, замок четвертого кольца — на 180* но отношению к

третьему.

90

Страница 4

ГОСТ 5726-53 С. 4

Подготовка установки

10.    Подготовленный к испытанию двигатель устанавливают на станине и соединяют с приводом с помощью муфты; подсоединяют всасывающие и выхлопные системы; к питающей сети подключают электронагреватели; к компенсационным проводам, соединенным с гальванометрами на пульте управления. подключают соответствующие копны термопар.

V. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ

11.    Испытание проводят в следующей последовательности:

1)    Включают нагреватели головки цилиндра, середины цилиндра и масла в картере.

2)    После того, как температу ра головки цилиндра достигнет 250 *С. а температура середины цилиндра 190 "С, включают нагреватель всасываемого воздуха и запускают двигатель.

3)    После запуска двигатель выводят на стандартный режим испытания. Продолжительность испытания — 2ч — считается с момента выхода на стандартный режим.

Примечания:

1.    Время подогрева (время до запуска двигателя) не должна превышать 30 мин.

2.    Время выхола на стандарт ый режим (исчисляемое с момента запуска двигателя) не должно превышать 15 мин.

3.    Время прогрева двигателя в продолжительность испытания не входит.

12.    Поддерживание температуры головки цилиндра, температуры середины цилиндра и масла в картере (с колебаниями ± 1 *С), а также температуры всасываемого в двигатель воздуха (с колебаниями ±20 ’С) во время испытания проводится с помощью тонкой регулировки реостатами, имеющимися на пульте управления.

(Измененная редакция, Изм. № I).

13.    Во время испытания в протоколе записывают:

а)    время запуска нагревателей;

б)    время запуска двигателя;

в)    время выхода двигателя на стандартный режим.

14.    После выхода двигателя на стандартный режим в протоколе испытания каждые 30 мин отмечают:

а)    температуру головки цилиндра, середины цилиндра, масла в картере, всасываемого воздуха и окружающей среды в "С;

б)    напряжение в сети и в цепи каждого из нагревателей в вольтах;

в)    число оборотов коленчатого вала двигателя в мин-1.

Кроме того, в протокол испытания вносят размеры поршня по поясам, упругость, долевые и торцевые зазоры поршневых калек.

VI. ОЦЕНКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

15.    Для оценки полученных результатов по окончании испытания:

а)    отсоединяют двигатель, выхлопную систему, отключают электронагревательные приборы и провода термопар;

б)    производят частичную разборку двигателя — снимают цилиндр и поршень;

в)    сливают масло из картера;

г)    промывают в чистом бензине снятый с двигателя поршень; после просушивания боковую поверхность поршня протирают 2—3 каплями масла.

После этого производят оценку полученного на поршне лакообразовання по цветной эталонной шкале, т. е. выносят заключение о моюших свойствах испытанного масла.

И р и м е ч а н и я:

1.    Для полноты слива масло сливают в горячем состоянии.

2.    Опенку лакообразования в баллах, а также количество слитого из картера масла заносят в протокол испытания.

12*

Страница 5

С. 5 ГОСТ 5726-53

VII. ДОПУСКАЕМЫЕ РАСХОЖДЕНИЯ ДЛЯ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ

16.    Расхождения между параллельными испытаниями одного и того же масла на одной и гой же установке не должны превышать 0,5 балла по цветной эталонной шкале.

Из двух параллельных испытаний за действительное значение принимается большая величина л акообразова»шя.

При проведении трех испытаний одного и того же масла на одной и той же установке (расхождение между которыми не превышает 0.5 балла) лакообразован не оценивается по двум совпадающим величинам.

П р и м е р. Если при испытании одного и того же масла было получено лакообразовапне. равное 4 и 4,5 балла, то за результат испытания принимают значение лакообразования, равное 4.5 балла.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

17.    Расхождения при определениях моющих свойств одного и того же масла на разных установках не должны отличаться от среднего арифметического сравниваемых результатов больше чем на ±0.5 балла по цветной эталонной шкале.

VIII. КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ И РАБОТЫ УСТАНОВКИ

18.    Состояние установки считается нормальным, если в результате испытания типовых масел МК бакинского (соответствующего МК-22 и МК бакинского +5 % присадки АзНИИ-ЦИАТИМ-I получается лакообразование:

а)    для масла без присадки 4 балла;

б)    для масла с присадкой 1,5 балла.

Если результаты испытания на одном или на обоих типовых маслах не соответствуют указанным величинам лакообразования, следует найти причину неправильных показаний и устранить ее.

Проверка установки на типовых маслах должна производиться через каждые 5—7 испытаний.

19.    Для обеспечения правильных показаний установки необходимо:

а)    контролировать точность поддержания температурного режима испытаний; проверка показаний термопар, производимая через 20—30 ч. работы двигателя, осуществляется в масляной бане по двум проверенным ртутным термометрам;

б)    контролировать механическое состояние двигателя.

Изношенность цилиндра и других деталей двигателя выясняется в процессе переборки двигателя путем микрометрического обмера.

В зависимости от изношенности цилиндра должны применяться поршни с различными размерами и упругостью компрессионных и масляных колец.

Для новых и мало изношенных деталей (с диаметром цилиндра 52.00—52,20 мм) применяются поршни с минимально допустимыми, а для значительно изношенных двигателей (с диаметром цилиндра 52.35—52,50 мм с максимально допустимыми размерами и упругостью компрессионных и масляных колец (см. пп. 6 и 7).

20.    Из-за накопления углеродистых отложений в камере сгорания, на клапанах, в выхлопной системе и на других деталях производят переборку через 20 ч работы двигателя.

При переборке двигателя разбирают цилиндр, головку цилиндра и клапанный механизм, после чего производят очистку вышеуказанных деталей, а также выхлопного патрубка от образовавшихся углеродистых отложений.

Перед сборкой двигателя производят притирку клапанов и проверку правильности регулировки их подъема.

После переборки двигателя на нем следует провести контрольное испытание типового масла, содержащего 5 % присадки АзНИИ-ЦИАТИМ-1.

21.    После испытания масла с эффективной моющей присадкой во избежание занижения результата последующего испытания за счет действия оставшейся присадки, особенно тщательно промывают картер двигателя (допускается повторная промывка бензолом).

92

Страница 6

ГОСТ 5726-53 С. 6

ПРИЛОЖЕНИЕ I

ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ ПЗВ

Установка ПЗВ. предназначенная для оценки моющих свойств масел с присацками, состоит из двигателя, электромотора и пульта управления (черт. 2 и 3).

Принципиальная схема установки ПЗВ


I — двигатель: 2 — эдекфомотор: .? — элсктроиагрепательнме элементы


Черт. 2


Обшнй вил установки ПЗВ


/ — двигатель; 2 — электромотор, 3 — станина, 4 — пульт управления: S — иа1ревагель головки иилиндра: 6 — иафева-гель серединм цилиндра: 7 — нагреватель масла и картере: S — нагреватель всасываемого воздуха: 9 — соединительная

муфта: 10— гальванометр: // — реоетаг

Черт. 3 93

Страница 7

С. 7 ГОСТ 5726-53

Двигатель

Деталь установки ПЗВ-4-тактный, одноцилиндровый, с диаметром цилиндра 52 мм и ходом поршня 52 мм.

Картер двигателя — алюминиевый, разъемный состоит из 2 половин. Цилиндр — чугунный, с помощью 4 шпилек крепится к картеру двигателя.

Поршень алюминиевый с 4 кольцами, из которых 2 (верхние) компрессионные и 2 (нижние) масляные.

Расположение клапанов нижнее. Смазка двигателя осуществляется разбрызгиванием.

Вентиляция картера осуществляется через имеющийся у двигателя сапун.

В связи с тем. что влияние топлива на результаты испытания исключается, для обеспечения необходимого температурного режима работы двигатель оборудуется специальной головкой цилиндра и электронагре-вательнымк элементами для нагрева всасываемого воздуха, головки цилиндра, середины иилиндра и масла в картере.

Нагреватель всасываемого воздуха смонтирован в специальном корпусе всасывающей системы и служит для нагрева воздуха, поступающего в цилиндр двигателя.

Нагреватель головки цилиндра укрепляется в металлическом корпусе на головке цилиндра и служит для обеспечения необходимой температуры головки.

Нагреватель середины цилиндра помешен в скобообразныи корпус, укрепляемый на середине цилиндра, и служит для нагрева середины до необходимой температуры.

Нагреватель масла укрепляется под картером и служит для нагрева масла в картере.

Для измерения температурного режима работы двигателя применяются хромель — копелевыс или хро-мель-алюмелевые термопары, укрепляемые во всасывающем патрубке, на головке цилиндра, на середине цилиндра и в картере.

Спай термопары, предназначенной для измерения температуры всасываемого в двигатель воздуха, погружается во всасывающий патрубок для пересечения с осыо симметрии патрубка.

Спай термопары, предназначенной для измерения температуры масла в картере и укрепляемой в специальном приливе, имеющемся на заливной горловине картер;! двигателя, погружается до пересечения с осью симметрии горловины.

Наряду с этим для измерения температуры во всасывающей системе и в картере двигателя возможно применение ртутных палочных термометров.

Регулировка двигателя включает проверку:

а)    глубины погружения черпалки шатуна, разбрызгивающей масло:

б)    фаз газораспределения;

в)    подъема всасывающего и выхлопного клапанов.

Проверка глубины погружения черпалки шатуна производится в процессе сборки картера двигателя при оборудовании последнего.

Требуется, чтобы расстояние между днишем картера и нижним краем черпалки шатуна в момент, когда поршень находится в нижней мертвой точке было равно 7 мм.

Дчя правильной регулировки фаз газораспределения необходимо, чтобы выхлопной клапан закрывался одновременно с выходом поршня в положение верхней мертвой точки.

В случае, если закрытие выхлопного клапана не совпадает с выходом поршня в положение верхней мертвой точки, требуется изменить положение шестерни газораспределения.

Польем клапанов регулируется при каждой переборке двигателя после их притирки.

Дчя проверки правильности подъема клапанов после их притирки необходимо:

а)    прикрепить цилиндр двигателя к картеру;

б)    установить цилиндр в положение верхней мертвой точки (после выхлопа);

в)    (Исключен, Изм. № 1).

г)    медленно врашая коленчатый вал двигателя, установить положения, в которых всасывающий и выхлопной клапаны поднимаются на максимальную величину:

д)    измерить величину максимального общего подъема всасывающего и выхлопного клапанов;

с) вычитанием из величины общего подъема клапанов высоты их верхних фасок определить величины максимального действительного подъема клапанов.

Примечания:

1.    Толщина прокладки, помещаемой между цилиндром и картером, должна быть 0.6—0.7 мм.

2.    При креплении иилиндра к картеру гайки должны быть завернуты до отказа.

3.    Высота верхней фаски клапанов не должна превышать 0,1—0.3 мм.

Необходимо, чтобы максимальный действительный подъем всасывающего клапана был равен 3,4 мм. а выхлопного клапана — 3,2 мм.

Регулировка подъема клапанов на требуемую величину достигается подгонкой длины толкателей.

(Измененная редакция. Изм. .Nc I).

94

Страница 8

ГОСТ 5726-53 С. 8

Электромотор

Электромотор постоянного или переменного тока мощностью нс менее I кВ применяется для вращения коленчатого вата двигателя во время испытания.

В связи с необходимостью поддерживать во время испытания постоянное число оборотов |я «* (2500 ± 50) об/мин), в зависимости от характеристики электромотора, последний соединяется с двигателем эластичной муфтой непосредственно или с помощью клинорсмснной передачи.

Пульт управления

На пульте смонтирована аппаратура, с помощью которой осущестатяется управление работой двигателя:

а)    два гальванометра, служащие для камера температурного режима работы двигателя;

б)    четыре реостата, предназначенные для регулировки работы электронагревательных элементов;

в)    вольтметр переменного тока, который с помощью многоточечного переключателя позволяет наблюдать за напряжением в сети и в цепи каждого из нагревательных элементов;

г)    переключатели термопар;

д)    выключателя электронагревательных элементов;

с) сигнальные лампочки, включаемые в цепь каждого из электронагревательных элементов;

ж) кнопки пуска и остановки двигателя.

Монтаж установки

Двигатель вместе с электромотором монтируют на станине. Пульт управления устанавливают отдельно.

Отработанные газы по трубе (внутренним диаметром 12,5 мм) выводят наружу, причем выхлопная система должна иметь небольшой уклон в сторону вывода, для обеспечения стока масла, накапливающегося в системе.

Для отсоса дыма над двигателем устанаативают небольшой зонт с вытяжкой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОПИСАНИЕ ЦВЕТНОЙ ЭТАЛОННОЙ ШКАЛЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЛАКООБРАЗОВАНИЯ НА ПОРШНЯХ (см. черт. 1)

Л акообра юьамис на боковой поверхности поршня

Оценка в баллах

1.    Совершенно чистый поршень (без лака)

2.    Верхняя часть боковой поверхности поршня (зона поршневых колец) покрыта

0

слоем лака светло-желтого цвета. Поверхность юбки поршня чистая

3. Верхняя част ь боковой поверхности поршня покрыта слоем лака светло-коричне

1

вого цвета. Поверхность юбки поршня покрыта лаком свегло-желтого цвета

4. Верхняя часть боковой поверхности поршня покрыта лаком коричневого цвета. Поверхность юбки поршня вверху покрыта лаком коричневого цвета, а внизу — свег-

2

ло-коричневого цвета

5. Верхняя часть боковой поверхности поршня покрыта лаком темно-коричневого цвета. Поверхность юбки поршня вверху покрыта лаком темно-коричневого цвета, а

3

внизу — коричневого цвета

6. Верхняя часть боковой поверхности поршня покрыт лаком черного цвета. Поверхность юбки поршня вверху покрыта лаком черного цвета, а внизу — темно-коричнево-

4

го цвета

5

7. Вся боковая поверхность поршня покрыта лаком черного цвега

6

При получении результата по лакообразованию на поршне промежуточного между двумя следующими друг за другом оценками, приведенными в таблице, лакообразование оценивается соответственно в 0.5; 1,5; 2.5; 3.5; 4,5; 5,5 баллов.

(Измененная редакция, Изч. Хч 1).

95

Страница 9

С. 9 ГОСТ 5726-53

ПРИЛОЖЕНИЕ. J

ИЗМЕРЕНИЕ УПРУГОСТИ ПОРШНЕВЫХ КОЛЕЦ

Для измерения упругости поршневых колеи применяется специальное ленточное приспособление (черт. 4).

Перед измерением следует установить кольцо и наложить ленту так. чтобы риски на ленте совпадали бы с замком поршневого кольца при его смыкании, а замок находился бы на одном уровне с центром кольца.

После этого кольцо постепенно нагружают с помощью набора разновесов, устанавливаемых на подвешенной к концу ленты чашке.

Упругость поршневого капьца считается равной сумме масс подвески и груза в чашке в момент смыкания замка кольца.

Примечание. Допускается применение чашек массой до НЮ г.

ПРИЛОЖЕНИЯ 2, 3. (Измененная редакция. Изм. № I).


Ленточное приспособление для измерения упругости поршневых колец

96

Страница 10

ГОСТ 5726-53 С. 10

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

УДАЛЕНИЕ ЛАКОВЫХ ОТЛОЖЕНИЙ С ПОРШНЯ И КОЛЕЦ

Один и тсуг же поршень может быть использован для нескольких испытаний. Поэтому после каждого испытания необходимо удалять отложившиеся на поршне углеродистые вещества.

Удаление углеродистых отложений с поршня и поршневых колеи производят при помощи химических составов, приготовленных по следующей рецептуре.

1.    Для стальных и чугунных деталей (для поршневых колец) на I л воды берут 25 г едкого натра, 33 г углекислой соды и 8,5 г зеленого мыла.

2.    Д’!я алюминиевых деталей (для поршня) на 1 л воды берут 18,5 г углекислой соды, 10 г зеленого мыла и 8.5 г жидкого стекла.

Указанные вещества тщательно растворяют в воде при температуре 60 ‘С — 70 ‘С.

Поршень и поршневые кольиа погружают в ванны с указанными растворами и выдерживают при температуре 85 ‘С — 90 'С в -течение 2—3 ч. после чего все отложения легко считаются кистью или щеткой.

После очистки детали тщательно промывают горячей водой и просушивают.

97

13- 13*»

Заменяет ГОСТ 5726-51