Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

32 страницы

456.00 ₽

Купить ГОСТ 33436.3-1-2015 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Является третьей частью серии стандартов, устанавливающих требования в области электромагнитной совместимости на железнодорожном транспорте. Стандарт устанавливает нормы электромагнитных помех от железнодорожного подвижного состава: локомотивов, вагонов (пассажирских и грузовых), моторвагонного подвижного состава и специального подвижного состава, а также правила и методы испытаний.

 Скачать PDF

Содержит требования IEC 62236-3-1(2008)

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Требования к допустимым уровням электромагнитных помех, создаваемых железнодорожным подвижным составом

5 Метод измерения напряженности поля электромагнитных помех от железнодорожного подвижного состава

6 Требования по обеспечению электромагнитной совместимости железнодорожного подвижного состава с устройствами железнодорожной электросвязи и железнодорожной автоматики и телемеханики

Приложение А (обязательное) Нормы мешающих влияний железнодорожного подвижного состава на устройства железнодорожной электросвязи и железнодорожной автоматики и телемеханики. Методы измерения и расчета

Приложение ДА (обязательное) Методы измерения напряжения электромагнитных помех, создаваемых подвижным составом в каналах железнодорожной радиосвязи и бортовой сети, питающей радиостанции

Приложение ДБ (справочное) Оригинальный текст измененных положений примененного международного стандарта

Приложение ДВ (справочное) Исключенные положения примененного международного стандарта

Приложение ДГ (справочное) Сведения о соответствии ссылочных межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте

Приложение ДД (справочное) Сравнение структуры международного стандарта со структурой межгосударственного стандарта

 
Дата введения01.06.2017
Добавлен в базу01.02.2017
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

28.12.2015УтвержденМежгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации83-П
05.10.2016УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии1306-ст
РазработанФГУП ВНИИНМАШ
РазработанОАО НИИАС
РазработанООО НПК СвязьСервис
ИзданСтандартинформ2016 г.

Electromagnetic compatibility of technical equipment. Railway systems and equipment. Part 3-1. Railway rolling stock. Requirements and test methods

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION. METROLOGY AND CERTIFICATION

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

ГОСТ

33436.3-1—

2015

(IEC 62236-3-1:2008)

Совместимость технических средств электромагнитная

СИСТЕМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Часть 3-1

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ Требования и методы испытаний

(IEC 62236-3-1:2008, Railway applications — Electromagnetic compatibility — Part 3-1: Rolling stock — Train and complete vehicle, MOD)

Издание официальное

Москва

Стандартииформ

2016


Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия. обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» «ВНИИ-НМАШ». Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (ОАО «НИИАС») и Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-производственная компания «СвязьСервис» (ООО «НПК СвязьСервис») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 5

2    ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт»

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 декабря 2015 г. № 83-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны поМК(ИС0 3166) 004-97

Код страны no МК (ИСО 3166)004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 октября 2016 г. № 1306-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33436.3-1-2015 (IEC 62236-3-1:2008) введен в действие в качестве национального стандарта с 1 июня 2017 года.

5    Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту IEC 62236-3-1:2008 «Железные дороги. Электромагнитная совместимость. Часть 3-1. Подвижной состав. Поезд и единичное транспортное средство» («Railway applications — Electromagnetic compatibility — Pari 3-1: Rolling stock — Train and complete vehicle». MOD) путем изменения его структуры, а также путем внесения технических отклонений и редакционных изменений, объяснение которых приведено во введении к настоящему стандарту.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6)

Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 55176.3.1-2012 (МЭК 62236-3-1ЯООЭ)1)

6    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

11 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 октября 2016 г № 1306-ст ГОСТ Р 55176 3.1—2012 (МЭК 62236-3-1 2008) отменен с 1 июня 2017 г

Окончание таблицы 1

Вид подвижного объекта

Напряжение электромагнитных помех. дБ (1 мкВ)

2.13 МГц

153.0 МГц

2.13 МГц

153,0 МГц

на стоянке

в движении

Автономные локомотивы, автономные моторвагонный и специальный подвижной состав, вагоны

30*

14

40*

26

* Нормы не применяются для железнодорожного подвижного состава, обращающегося на участках железных дорог, оснащенных поездной радиосвязью метрового и более высоких диапазонов

5 Метод измерения напряженности поля электромагнитных помех от железнодорожного подвижного состава

4.4 Нормы напряжения электромагнитных помех в бортовой сети подвижного состава,

питающей радиостанции железнодорожной радиосвязи

(Требования настоящего раздела являются дополнительными относительно требований примененного международного стандарта IEC 62236-3-1:2008 и приведены с целью соблюдения требований по электромагнитной совместимости в части обеспечения безопасности железнодорожного подвижного состава).

Квазипиковые значения напряжения электромагнитных помех в бортовой сети подвижного объекта, питающей радиостанции железнодорожной радиосвязи, не должны превышать следующих значений:

-    75 дБ (1 мкВ) — на частоте 2.13 МГц;

-    60 дБ (1 мкВ) — на частоте 153.0 МГц.

Методы измерения напряжения электромагнитных помех изложены в приложении ДА.


5.1    Общие положения

(Эти требования являются дополнительными относительно требований международного стандарта IEC 62236-3-1:2008 и включены в настоящий стандарт для обеспечения приведения его в соответствие с требованиями ГОСТ 1.5.)

5.1.1    Измерения проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 30805.16.2.3 (пункт 7.2.7 — для испытательных площадок на открытом воздухе). ГОСТ 33436.2 и настоящим стандартом.

5.1.2    Измерения напряженности поля электромагнитных помех проводят при приемочных испытаниях первого опытного образца каждого вида железнодорожного подвижного состава; измерения напряженности поля электромагнитных помех и порядок отбора образцов при периодических и типовых испытаниях — в соответствии с техническими условиями на соответствующий вид подвижного состава.

5.2    Условия проведения измерений

5.2.1 Климатические условия

(Эти требования являются дополнительными относительно требований международного стандарта IEC 62236-3-1 2008 и включены в настоящий стандарт для обеспечения приведения его в соответствие с требованиями ГОСТ 1.5).

Измерения проводят при отсутствии атмосферных осадков (дождя, снега), при температуре воздуха не менее 5 °С и скорости ветра менее 10 м/с. При наличии на проводах контактной сети изморо-зи и гололедных образований измерения не проводят._

5.2.2    Режимы работы подвижного состава при проведении измерений

5.2.2.1    При проведении измерений все системы, находящиеся на борту подвижного состава и способные создавать электромагнитные помехи, должны быть включены и находиться в исправном состоянии.

5.2.2.2    Локомотивы, моторвагонный и специальный самоходный подвижной состав испытывают на стоянке и в движении.

На стоянке измерения проводят при включенном вспомогательном электрооборудовании подвижного состава (вспомогательные преобразователи, вентиляторы, компрессоры, генераторы управления. климатические установки, зарядные агрегаты и другое электрооборудование), работающем с номинальным током. Тяговые преобразователи должны быть подключены к источнику напряжения в режиме холостого хода.

6

ГОСТ 33436.3-1-2015

Движение подвижного состава осуществляется в режиме тяги, а также в режиме электрического торможения, если такое торможение предусмотрено конструкцией подвижного состава

5.2.2.3 Вагоны (пассажирские и грузовые) и специальный несамоходный подвижной состав испытывают на стоянке. Измерения проводят при включенном электрооборудовании (преобразователи, вентиляторы, климатическое оборудование, холодильное оборудование, зарядные агрегаты и другое электрооборудование), работающем с номинальным током.

5.2.2 4 При проведении измерений в режиме движения скорость подвижного состава должна составлять (50 ± 10) км/ч. При прохождении места установки измерительной антенны испытуемый подвижной состав должен ускоряться или замедляться с усилием приблизительно 1/3 максимального тягового (тормозного) усилия в данном диапазоне скоростей.

Примечание — 5 2 2 настоящего стандарта вклкхает текст раздела 4 и пункта 6 3 2 примененного международного стандарта IEC 62236-3-1 2008. отредактированный применительно к конкретным типам подвижного состава

5.3 Требования к измерительным приборам и их размещению

(Подраздел включен в настоящий стандарт дополнительно для соблюдения законодательства государств, принявших стандарт об обеспечении единства измерений и с целью уточнения порядка проведения измерений дополнен описанием типов антенн, которые могут быть использованы при измерениях, с учетом рекомендаций пункта В 2 (приложение В) примененного международного стандарта IEC 62236-3-1:2008.)

5.3.1    Измерительные приборы и измерительные антенны должны соответствовать требованиям ГОСТ 30805 16.1.1 и ГОСТ 30805.16.1.4 соответственно.

Средства измерений, применяемые при испытаниях, должны быть утвержденного типа и поверены. а испытательное оборудование должно быть аттестовано в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт1*.

Примечание — Измерительные приборы должны обеспечивать режим измерения уровней пиковых и кваэипиковых значений помех

5.3.2    При измерениях могут быть использованы следующие типы антенн:

-от 150 кГц до 30 МГц. измерение магнитного поля Н, дБ (1 мкА/м) — рамочная антенна по ГОСТ 33436.2 (рисунок 3);

- от 30 МГц до 300 МГц, измерение электрического поля Е, дБ (1 мкВ/м) — биконическая антенна по ГОСТ 33436.2 (рисунок 4);

-от 300 МГц до 1.0 ГГц. измерение электрического поля Е. дБ (1 мкВ/м) — логопериодическая антенна по ГОСТ 33436 2 (рисунок 5).

5.3.3    При использовании анализатора спектра в протоколе должны быть указаны скорость развертки и ширина полосы пропускания.

5.3.4    Расстояние от измерительной антенны до оси пути, по которому движется или на котором стоит подвижной состав, составляет (10 ± 0.3) м. При использовании логопериодической антенны это расстояние отсчитывают от геометрического центра антенной решетки. Измерения проводят с одной стороны железнодорожного подвижного состава.

5.3.5    Высота установки антенны относительно уровня головки рельса должна находиться в пределах от 1.0 до 2.0 м для рамочной антенны и от 2.5 до 3.5 м — для биконической и логопериодической антенн.

Рамочную антенну устанавливают в вертикальной плоскости параллельно железнодорожному пути. Биконическую и логопериодическую антенны устанавливают в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Расположение биконической антенны и вибраторов логопериодической антенны при из-мерениях в горизонтальной плоскости должно быть параллельно железнодорожному пути._

5.4 Измерительная площадка

5.4.1 На измерительной площадке не должно быть деревьев, кустарников, строений. Измерительную площадку недопустимо размещать на участках, включающих мосты, тоннели, опоры контактной сети с гибкими и жесткими поперечинами.

11 На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 8 568—97 «Государственная система обеспечения единства измерений Аттестация испытательного оборудования Основные положения»

7

5.4.2    Точка измерения должна находиться в середине пролета между опорами контактной сети на стороне пути, противоположной месту размещения опор; на двухпутных участках измерения следует проводить со стороны пути, на котором находится испытуемый подвижной состав.

5.4.3    Длина контактной подвески в обе стороны от точки измерения должна быть не менее 2 км, при этом контактная сеть не должна иметь неоднородностей (нейтральных вставок, секционных изоляторов и т. п.).

5.4 4 В пределах 2 км или секции контактной сети не должны работать другие локомотивы, моторвагонный или специальный самоходный подвижной состав.

Примечание — Если условия по 5 4 3 и 5.4.4 обеспечить невозможно, необходимо регистрировать уровень посторонних помех (фоновый шум)до и после каждого измерения помех от испытуемого подвижного состава

5.4.5 Допустимый уровень посторонних помех на каждой частоте измерений, определенный при полностью выключенном оборудовании на испытуемом подвижном составе, должен быть не менее чем на 6 дБ ниже норм по 4.1 и 4.2._

Допускается проводить измерения, если уровень посторонних помех превышает допустимый, а суммарный уровень посторонних помех и помех от испытуемого подвижного состава не превышает норм по 4 1 и 4.2.

Примечание — Данный абзац вклкнен в настоящий стандарт дополнительно в целях обеспечения проведения испытаний в условиях повышенного уровня помех в пределах измерительной площадки_

5.5 Испытательные частоты

(Данный подраздел включен дополнительно с учетом рекомендаций В 1 (приложение В) примененного международного стандарта IEC 62236-3-1:2008 для уточнения порядка проведения измерений.)

При проведении измерений следует исключать частоты, на которых работают радиовещательные станции или другие источники сигналов высоких уровней.

Напряженность поля электромагнитных помех измеряют на следующих частотах в пределах нормируемой полосы частот:

-    0.24; 0.60; 1.00; 2.20; 3.50; 10.00; 22.00 МГц (точность установки частоты ± 10 %);

-    35.00; 90.00; 180.00 МГц (точность установки частоты ± 5 МГц);

-    300,00; 600,00; 900.00 МГц (точность установки частоты ± 20 МГц)._

5.6 Порядок проведения измерений

При испытаниях подвижного состава на стоянке измерительную антенну устанавливают в следующих точках:

-для электровозов — напротив поднятого токоприемника;

-    для тепловозов — напротив середины секции:

-для моторвагонного подвижного состава с питанием от контактной сети — напротив поднятого токоприемника;

-    для автономного моторвагонного подвижного состава — напротив моторного вагона;

-для специального подвижного состава — напротив середины единицы подвижного состава:

-для вагонов — напротив оборудования, которое может создавать наибольшие помехи

Примечание — Текст данного подраздела отредактирован по отношению к пункту 6 3 2 примененного международного стандарта IEC 62236-3-1 2008 в целях уточнения мест размещения измерительных антенн при проведении измерений

6 Требования по обеспечению электромагнитной совместимости железнодорожного подвижного состава с устройствами железнодорожной электросвязи и железнодорожной автоматики и телемеханики

Нормы мешающих влияний железнодорожного подвижного состава на устройства железнодорожной электросвязи и железнодорожной автоматики и телемеханики, а также методы измерения и расчета изложены в приложении А.

Примечание — Настоящий раздел изложен в соответствии с рекомендациями подраздела 6 1 и с учетом положений пункта 6 2 2 примененного международного стандарта IEC 62236-3-1 2008 с целью соблюдения требований по электромагнитной совместимости в части обеспечения безопасности железнодорожного подвижного состава, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной электросвязи в государствах, принявших стандарт

8

ГОСТ 33436.3-1-2015

Приложение А (обязательное)

Нормы мешающих влияний железнодорожного подвижного состава на устройства железнодорожной электросвязи и железнодорожной автоматики и телемеханики.

Методы измерения и расчета

А.1 Нормы мешающих влияний на устройства железнодорожной электросвязи. Методы измерения и расчета

А.1.1 Нормы мешающих влияний

А 1.1.1 При испытаниях определяют мешающее влияние электровозов и электропоездов на кабельные проводные линии связи

А 1 1 2 Мешающее влияние оценивают по величине напряжения, наведенного в контрольной цепи кабельной линии связи Мешающее напряжение (псофометрическое значение напряжения шума) 1/ш. создаваемое в кабельных проводных линиях связи при движении электровозов и электропоездов, не должно превышать 1.0 мВ для электропоездов и 1.2 мВ для электровозов

А.1.2 Метод расчета напряжения, наведенного в контрольной цели кабельной линии связи А 1 2 1 Расчет напряжения, наведенного в контрольной цепи кабельной линии связи, проводят при приемочных испытаниях первого опытного образца каждого вида электровоза и электропоезда, порядок отбора образцов при периодических и типовых испытаниях — в соответствии с техническими условиями на соответствующий вид подвижного состава

А 1 2 2 Определение мешающего влияния электровозов и электропоездов на кабельные линии связи выполняют расчетным методом Рассчитывают величину напряжения иш, индуцированную контуром тягового электроснабжения электровоза или электропоезда в цепи контрольного участка кабеля связи

В качестве расчетного принимают контрольный участок кабеля типа МКПАБ 7*4*1.05 ♦ 5*2*0.7 ♦ 1*0.7 при длине сближения линии связи с тяговой сетью 1Л = 25 км и ширине сближения между проводом связи и влияющей линией а = 25 м.

На расчетном участке принимается консольное электроснабжение двухпутного участка на плече /т = 25 км Удельная проводимость земли о принимается равной 0.025 См/м

Расчетную величину мешающего напряжения (псофометрическое значение) U^ мВ, определяют по формуле (А1):

где (Уш — уровень гармонической составляющей мешающего напряжения с частотой / в диапазоне 50-3450 Гц Составляющую мешающего напряжения мВ. определяют по формуле (А 2):

«,    _    (sifMflfPfx\fSflf    хЮ3

Чи/--5-.

г    (А.    2)

где tof- 2я/— угловая частота составляющей тока электропоезда, рад/с,

1— частота гармонической составляющей тока электропоезда диапазона частот 50-3450 Гц;

Mf— взаимная индуктивность между двумя однопроводными цепями для составляющей тока электропоезда на частоте / Гн/км. определяют по формуле (А 3):

М,= 10-* 1п(1 +6* 10s2oO.    (АЗ)

где If— уровень составляющей тока электропоезда на частоте / (измеряется при испытаниях), А.

р,— коэффициент акустического воздействия для составляющей тока электропоезда на частоте /(таблица А 1); Пг— коэффициент чувствительности двухпроводной цепи к помехе для составляющей тока электропоезда на частоте /, принятый для цепи магистрального непупинизированного НЧ кабеля (таблица А.1);

Sf— результирующий коэффициент экранирующего (защитного) действия для составляющей тока электропоезда на частоте /. определяют по формуле А 4

s/=So6/SpSt-    (А    4)

здесь S^f— коэффициент защитного действия оболочки кабеля на частоте / (таблица А 1).

Sp= 0,34 — коэффициент экранирующего действия рельсов (двухпутный участок) для ширины сближения 25 м, ST= 0,58 — коэффициент экранирующего действия заземленных тросов (медный сечением 120 мм2) при удельном сопротивлении земли 40 Ом м;

9

Таблица А1 — Коэффициенты чувствительности двухпроводной цепи к помехе, защитного действия оболочки кабеля и акустического воздействия для составляющей тока частотой f

ГГц

V103

s<xy

Pt

50

0,035

0.219

0.0007

150

0,09

0,099

0.035

250

0.18

0,068

0.178

350

0.3

0,053

0.376

450

0,38

0,044

0.582

550

0.47

0.038

0.733

650

0.55

0.034

0.851

750

0,64

0,031

0.955

850

0.72

0.028

1.035

950

0.81

0.026

1.109

1050

0.9

0.025

1.109

1150

0,95

0.023

1.035

1250

1.02

0.022

0.977

1350

1.04

0.021

0,928

1450

1.11

0.02

0,881

1550

1.112

0.02

0.842

1650

1,115

0,019

0,807

1750

1,118

0.018

0.775

1850

1,121

0.018

0.745

1950

1.127

0.017

0.72

2050

1,131

0,017

0,698

2150

1,134

0,016

0.679

2250

1.138

0.016

0,661

2350

1.142

0.016

0,643

2450

1,145

0,015

0,624

2550

1,148

0.015

0.604

2650

1.151

0.015

0.586

2750

1,154

0.014

0,567

2850

1,157

0,014

0,546

2950

1.16

0.014

0.531

3050

1,163

0.014

0.514

3150

1,165

0,014

0,502

3250

1.167

0,013

0.489

3350

1,168

0,013

0,482

3450

1,169

0.013

0.477

Примечание — Значения параметров в таблице даны для частот, кратных 50 Г ц Для других частот заданного диапазона значения параметров определяют интерполяцией

А.1.3 Метод измерения гармонических составляющих тока

При испытаниях измеряют гармонические составляющие /,тока электровоза или электропоезда основной составное™ в кваэиустановившихся режимах работы электрооборудования при консольном электроснабжении подвижного состава от одной тяговой подстанции на двухпутном участке

ГОСТ 33436.3-1-2015

При электротяге переменного тока измерения проводят при работе электровоза или электропоезда на консоли длиной 25 км (допускается имитация консольного электроснабжения на участке длиной 25 км путем включения в контур тягового электроснабжения соответствующего реактанса).

При электротяге постоянного тока на подстанции включают двухзвенный семиконтурный фильтр с индуктивностью реакторов отсоса 10 мГн и свободной емкостью более 200 мкФ Измерения на постоянном токе проводят при работе электровоза или электропоезда на консоли более 1.5 км с соответствующим приведением уровней составляющих тока электровоза или электропоезда к плечу длиной 25 км

Ток электровоза или электропоезда измеряют по методу А 2 2 2 (приложение А)

Гармонические составляющие тока электровоза или электропоезда определяют в динамическом спектральном анализе тока электровоза или электропоезда, результатом которого является дискретный спектр усредненных (за время 300 мс) значимых гармонических составляющих тока электровоза или электропоезда в полосе частот 50—3450 Гц

По измеренным составляющим /,тока электровоза или электропоезда рассчитывают псофометрическое значение мешающего напряжения иш

Примечание — Текст справочного приложения А примененного международного стандарта IEC 62236-3-1 2008 отредактирован в соответствии с нормативными документами, в которых изложены требования по мешающим влияниям железнодорожного подвижного состава на линии железнодорожной электросвязи, установленные в государствах, принявших стандарт, как предложено в разделе 6 1 примененного международного стандарта IEC 62236-3-1 2008

А.2 Нормы мешающих влияний железнодорожного подвижного состава на устройства железнодорожной автоматики и телемеханики. Методы измерения

(Требования раздела А 2 (приложение А) являются дополнительными относительно требований примененного международного стандарта IEC 62236-3-1 2008 и приведены, как предложено в разделе 6 1 стандарта IEC 62236-3-1 2008, с целью соблюдения требований по электромагнитной совместимости в части обеспечения безопасности железнодорожного подвижного состава]

А.2.1 Нормы мешающих влияний

А 2 1 1 При испытаниях определяют мешающее влияние электровозов, электропоездов, пассажирских вагонов с высоковольтным преобразователем на рельсовые цепи сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) и устройства автоматической локомотивной сигнализации (АЛС)

А 2 1 2 Мешающее влияние оценивают по величине гармонических составляющих тока электровоза, электропоезда. пассажирского вагона с высоковольтным преобразователем

Таблица А 2 —Допустимые значения величины гармонических составляющих тока электровоза или электропоезда


Допустимые значения величины гармонических составляющих тока электровоза или электропоезда приведены в таблице А 2. допустимые уровни мешающего влияния электрооборудования пассажирского вагона с высоковольтным преобразователем приведены в таблице А З

Система электроснабжения электровоза/ электропоезда

Полоса частот гармонических составляющих тока электропоезда, Гц

Центральная частота полосы (номинальная частота сигнального тока устройств СЦБ и АЛС). Гц

Действующее значение гармонических составляющих тока электровоза/электро-поезда в полосе частот*. А. не более

Система 3 кВ постоянного

19-21

25

11,6

тока

21-29

1.0

29-31

11.6

40-46

50

5.0

46-54

1.3

54-60

5.0

4507-4583

4545

0.2

5517-5593

5555

0.2

15-21

25

4.1

21-29

1.0

Пигтймя 26 кй пйпймйм-

29-35

4.1

ного тока 50 Гц

65-85

75

4.1

4462-4538

4500

0.2

5462-5538

5500

0.2

ГОСТ 33436.3-1-2015

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (wwwgost.ru)

С Стандартинформ. 2016

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен. тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ 33436.3-1-2015

Содержание

1    Область применения....................................................................................................................................1

2    Нормативные ссылки....................................................................................................................................1

3    Термины и определения .............................................................................................................................2

4    Требования к допустимым уровням электромагнитных помех, создаваемых

железнодорожным подвижным составом.................................................................................................3

5    Метод измерения напряженности поля электромагнитных помех

от железнодорожного подвижного состава ..........................................................................................б

6    Требования по обеспечению электромагнитной совместимости железнодорожного

подвижного состава с устройствами железнодорожной электросвязи и железнодорожной автоматики и телемеханики........................................................................................................................8

Приложение А (обязательное) Нормы мешающих влияний железнодорожного подвижного состава на устройства железнодорожной электросвязи и железнодорожной автоматики и телемеханики. Методы измерения и расчета..............................................9

Приложение ДА (обязательное) Методы измерения напряжения электромагнитных помех.

создаваемых подвижным составом в каналах железнодорожной радиосвязи и бортовой сети, питающей радиостанции.....................................................................13

Приложение ДБ (справочное) Оригинальный текст измененных положений примененного

международного стандарта..............................................................................................16

Приложение ДВ (справочное) Исключенные положения примененного международного

стандарта...........................................................................................................................22

Приложение ДГ (справочное) Сведения о соответствии ссылочных межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте................................................24

Приложение ДД (справочное) Сравнение структуры международного стандарта

со структурой межгосударственного стандарта..............................................................25

IV

ГОСТ 33436.3-1-2015

Введение

Настоящий стандарт является третьей частью серии стандартов, устанавливающих нормы электромагнитных помех от подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожного подвижного состава, электромагнитных помех и помехоустойчивости аппаратуры и оборудования железнодорожного подвижного состава.

Сравнение структуры указанного международного стандарта IEC 62236-3-1:2008 со структурой настоящего стандарта приведено в таблице ДЦ.1 (приложение ДД).

Для учета технологии работы железных дорог государств, принявших стандарт, а также для соблюдения требований электромагнитной совместимости в части обеспечения безопасности железнодорожного подвижного состава, железнодорожной автоматики и телемеханики и железнодорожной электросвязи в настоящий стандарт включены дополнительные положения и требования, которые отсутствуют в примененном международном стандарте. По тексту они выделены путем заключения в рамки из тонких линий, а информация с объяснением причин включения этих положений приведена в виде примечаний, которые размещены после соответствующих дополнений (абзаца, терминологической статьи), или в виде пояснения, приводимого в скобках после заголовка дополнительного раздела (подраздела, пункта).

В настоящем стандарте относительно примененного международного стандарта IEC 62236-3-1:2008 изменены отдельные фразы (слова, значение показателей, ссылки), по тексту они выделены курсивом.

В 5.4.3 и 54 4 настоящего стандарта по сравнению с международным стандартом IEC 62236-3-1:2008 внесены изменения в требования к измерительной площадке, обусловленные техническими возможностями по организации испытаний в условиях эксплуатации железнодорожного транспорта государств, принявших стандарт.

В настоящем стандарте статус приложения А изменен со справочного на обязательный в связи с тем. что в указанное приложение А включены нормы и методики определения мешающих влияний железнодорожного подвижного состава на устройства железнодорожной электросвязи, автоматики и телемеханики, которые применены в нормативных документах, действующих в государствах, принявших стандарт.

В настоящем стандарте ссылки на международные стандарты заменены ссылками на межгосударственные стандарты. Сведения о соответствии ссылочных межгосударственных стандартов международным стандартам приведены в таблице ДГ.1 (приложение ДО.

В настоящем стандарте некоторые положения и структурные элементы приведены в иной редакции. чем в международном стандарте IEC 62236-3-1:2008. Для выделения этих положений и структурных элементов использована полужирная вертикальная линия, которая расположена на полях измененного текста, объяснения причин внесения технических отклонений приведены в примечаниях после измененного текста. Оригинальный текст этих структурных элементов примененного международного стандарта IEC 62236-3-1:2008 приведен в приложении ДБ

В настоящий стандарт не включены следующие структурные элементы примененного международного стандарта IEC 62236-3-1:2008: терминологическая статья 3.4 и требования, распространяющиеся на электроподвижной состав городского электротранспорта, который не является объектом стандартизации в настоящем стандарте; раздел 5. содержащий информацию об испытаниях на помехоустойчивость единицы подвижного состава, которые проводят в соответствии с ГОСТ 33436.3-2; первые два абзаца раздела 6. текст которых носит повествовательный характер и не включает нормативных требований; пункт 6.2.1, не включающий нормативных требований; приложение В. содержащее описание варианта методики измерения помех со сканированием частоты, не примененной в настоящем стандарте.

Структурные элементы примененного международного стандарта IEC 62236-3-1 2008, не включенные в настоящий стандарт, приведены в дополнительном приложении ДВ.

V

ГОСТ 33436.3-1-2015 (IEC 62236-3-1:2008)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

Совместимость технических средств электромагнитная СИСТЕМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Часть 3-1

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

Требования и методы испытаний

Electromagnetic compatibility of technical equipment Raitway systems and equipment Part 3-1. Railway rolling stock Requirements and test methods

Дата введения — 2017—06—01

1    Область применения

Настоящий стандарт является третьей частью серии стандартов, устанавливающих требования в области электромагнитной совместимости на железнодорожном транспорте.

Стандарт устанавливает нормы электромагнитных помех от железнодорожного подвижного состава: локомотивов, вагонов (пассажирских и грузовых), моторвагонного подвижного состава и специального подвижного состава, а также правила и методы испытаний.

Настоящий стандарт применяют совместно с ГОСТ 33436.1 (МЭК 62236-1).

Примечание — Редакция раздела изменена для исключения повтора описания области применения ГОСТ 33436 2 и ГОСТ 33436 3-2

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 33436.1-2015 (IEC 62236-1:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта Часть 1. Общие положения

ГОСТ 33436.2-2016 (IEC 62236-2 2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 2. Электромагнитные помехи от железнодорожных систем в целом во внешнюю окружающую среду. Требования и методы испытаний

ГОСТ 33436 3-2— 2015 (IEC 62236-3-2:2008) Совместимость технических средств электромагнитная Системы и оборудование железнодорожного транспорта Часть 3-2. Железнодорожный подвижной состав Аппаратура и оборудование Требования и методы испытаний

ГОСТ 30372-95’> Совместимость технических средств электромагнитная Термины и определения

ГОСТ 30805 16.1.1—2013 (CISPR 16-1-1:2006) Совместимость технических средств электромагнитная Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоуслюйчивости и методы измерений. Часть 1-1 Аппаратура для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоуслюйчивости. Приборы для измерения индустриальных радио-помех

ГОСТ 30805 161.2—2013 (CISPR 16-1-2:2006) Совместимость технических средств электромагнитная Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоуслюйчивости и методы измерений. Часть 1-2. Аппаратура для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоуслюйчивости. Устройства для измерения кондуктивных радио-помех и испытаний на услюйчивость к кондуктивным радиопомехам

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 50397-2011 (МЭК 60050-161 1990)

Издание официальное

ГОСТ 30805 16 1.4—2013 (CISPR 16-1-4:2007) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 1-4. Аппаратура для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Устройства для измерения излучаемых радиопомех и испытаний на устойчивость к излучаемым радиопомехам

ГОСТ 30805 16.2.1—2013 (CISPR 16-2-1:2005) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 2-1. Методы измерений параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Измерение кондуктивных радиопомех

ГОСТ 30805 16.2.3—2013 (CISPR 16-2-3:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 2-3. Методы измерений параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Измерение излучаемых радиопомех

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 30372. а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    железнодорожный подвижной состав: Локомотивы, моторвагонный подвижной состав, пассажирские вагоны локомотивной тяги, грузовые вагоны, специальный железнодорожный подвижной состав

Примечание — Данный обобщенный термин для всех видов подвижного состава определен нормативными правовыми актами государств, принявших стандарт в области железнодорожного транспорта, поэтому применен в настоящем стандарте для удобства изложения

3.2    локомотив: Железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения передвижения по железнодорожным путям поездов или отдельных вагонов.

Примечание — Данный термин определен нормативными правовыми актами государств, принявших стандарт в области железнодорожного транспорта, поэтому применен в настоящем стандарте вместо термина «тяговый подвижной состав (traction stock)», который использован в примененном международном стандарте IEC 62236-3-1, для уточнения конкретного типа тягового железнодорожного подвижного состава

3.3    моторвагонный подвижной состав: Моторные и немоторные вагоны, из которых формируются электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсовые автобусы, дизель-электропоезда, электромотрисы. предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почты.

Примечание — Данный термин определен нормативными правовыми актами государств, принявших стандарт в области железнодорожного транспорта, поэтому применен в настоящем стандарте вместо термина «тяговый подвижной состав (traction stock)», который использован в примененном международном стандарте IEC 62236-3-1. для уточнения конкретного типа тягового железнодорожного подвижного состава

3.4    пассажирские вагоны: Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почтовых отправлений, в которых имеется электрическое оборудование.

Примечание — Данный термин определен нормативными правовыми актами государств, принявших стандарт в области железнодорожного транспорта, поэтому применен в настоящем стандарте вместо термина «нетяговый подвижной состав (hauled stock)*, который использован в примененном международном стандарте IEC 62236-3-1. для уточнения конкретного типа железнодорожного подвижного состава

3.5    грузовые вагоны: Вагоны, предназначенные для перевозки грузов, в которых имеется электрическое оборудование, такие как изотермические вагоны, специальные вагоны грузового типа.

Примечание — Данный термин определен нормативными правовыми актами государств, принявших стандарт в области железнодорожного транспорта, поэтому применен в настоящем стандарте вместо термина «не-тяговый подвижной состав (hauled stock)*, который использован в IEC 62236-3-1. для уточнения конкретного типа железнодорожного подвижного состава

2

ГОСТ 33436.3-1-2015

3.6_

специальный железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения строительства и функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта и включающий в себя несъемные самоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, а также несамоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, в которых имеется электрическая аппаратура.

Примечание — Данный термин определен нормативными правовыми актами государств, принявших стандарт в области железнодорожного транспорта, в настоящем стандарте применен дополнительно для уточнения конкретного типа железнодорожного подвижного состава, используемого на железных дорогах государств, принявших стандарт


3.7_

железнодорожная автоматика и телемеханика: Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств сигнализации, централизации и блокировки, обеспечивающих управление движением поездов на перегонах и станциях и маневровой работой.

Примечание — Данный термин определен нормативными правовыми актами государств, принявших стандарт в области железнодорожного транспорта, в настоящем стандарте применен дополнительно для определения объекта обеспечения электромагнитной совместимости

3.8_

железнодорожная электросвязь: Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств, обеспечивающих формирование, прием, обработку, хранение, передачу и доставку сообщений электросвязи в процессе организации и выполнения технологических процессов железнодорожного транспорта.

Примечание — Данный термин определен нормативными правовыми актами государств, принявших стандарт в области железнодорожного транспорта, в настоящем стандарте применен дополнительно для определения объекта обеспечения электромагнитной совместимости

4 Требования к допустимым уровням электромагнитных помех, создаваемых железнодорожным подвижным составом

4.1 Нормы напряженности поля электромагнитных помех, создаваемых железнодорожным подвижным составом на стоянке

(Данный текст введен в подраздел в дополнение к рисунку 1 пункта 6.3.3 примененного международного стандарта IEC 62236-3-1:2008 для повышения точности определения уровня напряженности поля электромагнитных помех и обеспечения автоматизации измерений; диапазон частот от 9 до 150 кГц исключен.)

Нормы в полосе частот от 150 кГц до 1 ГГц представлены на рисунке 1. Нормы приведены для квазипиковых значений напряженности поля электромагнитных помех. Методы измерения изложены в разделе 5.

В полосе частот от 150 кГц до 30 МГц допустимые значения напряженности поля электромагнитных помех Н, дБ (1 мкА/м), вычисляют по формуле (1); в полосе частот от 30 МГц до 1 ГТцдопустимые значения напряженности поля электромагнитных помех Е, дБ (1 мкВ/м), вычисляют по формуле (2).

H = 55,00- 21,73 lg (/70,15);    (1)

Е ~ 60,00 - 6.57 Ig (/730.00),    (2)

где f— частота измерений, МГц.

3

МГц

Рисунок 1 — Нормы напряженности поля электромагнитных помех (кваэипикоеые значения), создаваемых подвижным составом на стоянке


4.2 Нормы напряженности поля электромагнитных помех, создаваемых локомотивами,

моторвагонным и специальным самоходным подвижным составом в режиме движения

(Данный текст введен в подраздел в дополнение к рисунку 2 пункта 6.3.3 примененного международного стандарта IEC 62236-3-1:2008 для повышения точности определения уровня напряженности поля электромагнитных помех и обеспечения автоматизации измерений; диапазон частот от 9 до 150 кГц исключен.)

Нормы в полосе частот от 150 кГц до 1 ГГц представлены на рисунке 2. Нормы приведены для пиковых значений напряженности поля электромагнитных помех. Методы измерения изложены в разделе 5.

В полосе частот от 150 кГц до 30 МГц допустимые значения напряженности поля электромагнитных помех Н. дБ (1 мкА/м), вычисляют по формулам (3). (4), (5); в полосе частот от 30 МГц до 1 ГГц допустимые значения напряженности поля электромагнитных помех Е. дБ (1 мкВ/м), вычисляют по


формулам (6). (7). (8).

Н, = 70.00 - 21.73 lg (1/0.15) — для кривой А;    (3)

Н2 = 65.00 -21,73 lg (ПО. 15) —для кривой В;    (4)

Н3 = 55,00 -21,73 lg (АО, 15)    —для    кривой С;    (5)

Е, = 90,00 - 16.42 lg (/730,00)    — для    кривой А;    (6)

Е2 = 85,00 - 16.42 lg (/730,00)    — для    кривой В;    (7)

Е3 = 75,00 - 16.42 lg (/730,00)    — для    кривой С,    (8)

где частота измерений. МГц.



МГц

Кривая А - при питании подвижного состава от сети переменного тока напряжением 25 кВ. кривая В - при питании подвижного состава от сети постоянного тока напряжением 3 кВ. кривая С - для автономного подвижного состава

Рисунок 2 — Нормы напряженности поля электромагнитных помех (пиковые значения), создаваемых подвижным

составом в режиме движения


4.3 Нормы напряжения электромагнитных помех, создаваемых железнодорожным подвижным составом в каналах железнодорожной радиосвязи

(Требования настоящего раздела являются дополнительными относительно требований примененного международного стандарта IEC 62236-3-1:2008 и приведены с целью соблюдения требований по электромагнитной совместимости в части обеспечения безопасности железнодорожного подвижного состава.)

В полосах частот, используемых для железнодорожной радиосвязи, устанавливают нормы напряжения электромагнитных помех, создаваемых подвижным составом в каналах железнодорожной радиосвязи. Допустимые значения напряжения электромагнитных помех в каналах гектометрового радиочастотного диапазона (на частоте 2,13 МГц) и метрового радиочастотного диапазона (на частоте 153.0 МГц) представлены в таблице 1.

Нормы приведены для квазипиковых значений напряжения помех. Методы измерения изложены в приложении ДА.


Таблица 1 — Допустимые значения напряжения электромагнитных помех

Вид подвижного объекта

Напряжение электромагнитных помех. дБ (1 мкВ)

2.13 МГц

153.0 МГц

2.13 МГц

153,0 МГц

на стоянке

в движении

Локомотивы, моторвагонный и специальный подвижной состав постоянного тока

45*

18

58*

30

Локомотивы, моторвагонный и специальный подвижной состав переменного тока

46*

26

60*

46

5