Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

27 страниц

456.00 ₽

Купить ГОСТ 33397-2015 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на средства, системы, сети и ресурсы железнодорожной электросвязи и устанавливает общие требования безопасности в области железнодорожной электросвязи.

 Скачать PDF

Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 54957-2012

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие положения

5 Требования по обеспечению безопасности средств, систем и сетей железнодорожной электросвязи

     5.1 Требования по обеспечению безопасности на уровне инфраструктуры железнодорожной электросвязи

     5.2 Требования по обеспечению безопасности на транспортном и функциональном уровнях железнодорожной электросвязи

     5.3 Требования по обеспечению безопасности на уровне приложений, услуг и управления

     5.4 Требования и меры по обеспечению безопасности в плоскостях управления

6 Требования к железнодорожной электросвязи, ее составным частям и элементам составных частей по обеспечению безопасности

     6.1 Требования к железнодорожной электросвязи по обеспечению безопасного движения железнодорожного подвижного состава с установленной скоростью и минимальным интервалом следования

     6.2 Требования к железнодорожной электросвязи по обеспечению мониторинга параметров функционирования и интегрированного управления технологической сетью связи и частотно-временной синхронизации

     6.3 Требования совместимости подсистемы железнодорожной электросвязи с другими подсистемами инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожным подвижным составом

     6.4 Требования по сохранению работоспособного состояния железнодорожной электросвязи во всех предусмотренных при проектировании условиях и режимах в течение установленных сроков службы

Приложение А (рекомендуемое) Перечень основных угроз

Библиография

 
Дата введения01.06.2016
Добавлен в базу01.02.2017
Актуализация01.01.2019

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

22.07.2015УтвержденМежгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации78-П
16.10.2015УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии1565-ст
ИзданСтандартинформ2016 г.
РазработанООО Транс-ТелеКом-Бизнес
РазработанФГУП ВНИИНМАШ

Railway telecommunications. General safety requirements

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

ГОСТ

33397-

2015

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ Общие требования безопасности

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2016

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ) и Обществом с ограниченной ответственностью «ТрансТелеКом-Бизнес» (ООО «Транс-ТелеКом-Бизнес»)

2    ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт»

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 июля 2015 г. № 78-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК(ИСО 3166) 004—97

Код страны по МК(ИСО 3166) 004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ

Азстандарт

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 октября 2015 г. № 1565-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33397-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2016 г.

5    Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 54957-20121

6    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

2) нарушения режима охраны и защиты (доступа на объект, доступа к техническим средствам); режима эксплуатации технических средств (энергообеспечения, жизнеобеспечения); режима использования информации (обработки и обмена информацией, хранения и уничтожения носителей информации, уничтожения производственных отходов и брака); режима конфиденциальности;

в) случайные:

1)    сбои и отказы: старение элементов инфраструктуры железнодорожной электросвязи, сбои электроснабжения (вспомогательного оборудования);

2)    повреждения: жизнеобеспечивающих коммуникаций (электро-, водо-, газо-, теплоснабжения, канализации; кондиционирования и вентиляции); ограждающих конструкций (внешних ограждений территорий, стен и перекрытий зданий; корпусов технологического оборудования).

4.10.1.4    Источниками дестабилизирующих воздействий на инфраструктуру железнодорожной электросвязи являются:

а)    источники, обусловленные действиями субъекта:

1)    внешние источники:

-    случайные (непреднамеренные) — персонал поставщиков различного рода услуг, персонал надзорных организаций и аварийных служб и др.;

-    преднамеренные — потенциальные преступники (террористы) и хакеры, недобросовестные партнеры, представители силовых структур (в чрезвычайных ситуациях);

2)    внутренние источники: основной персонал, представители служб безопасности, обслуживающий персонал, технический персонал (жизнеобеспечение, эксплуатация). Внутренние источники могут использовать каждый из классов уязвимостей (объективные, субъективные, случайные) в зависимости от преследуемых целей. Угрозы от данных источников могут быть: хищение, уничтожение, нарушение доступности (блокирование);

б)    источники, обусловленные действиями материального объекта:

1)    внешние источники: сети инженерных коммуникаций (водоснабжение, канализация);

2)    внутренние источники: средства охраны (охраны, сигнализации);

в)    физические явления: пожары, землетрясения, ураганы, наводнения и др.

4.10.1.5    Возможна реализация любых угроз в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт 1). Возможные последствия реализации угроз — нарушение любого из критериев безопасности сети электросвязи (конфиденциальность, целостность, доступность, подотчетность).

4.10.1.6    Возникновение уязвимостей на уровне инфраструктуры железнодорожной электросвязи возможно на стадиях их жизненного цикла.

4.10.1.7    Критерии оценки безопасности инфраструктуры железнодорожной электросвязи:

-    на стадии планирования: соответствие требованиям безопасности в части линий связи и направляющих систем, предъявляемым стратегическими целями железнодорожной электросвязи;

-    на стадии проектирования: соответствие характеристик проектируемых линий связи и направляющих систем требованиям безопасности, предъявляемым на стадии планирования;

-    на стадии эксплуатации и строительства: соответствие линий связи и направляющих систем заявленным поставщиком характеристикам;

-    на стадии вывода из эксплуатации: соответствие требованиям безопасности по выводу из эксплуатации линий связи и направляющих систем.

4.10.2 Уровень транспорта/передачи и функциональный уровень

4.10.2.1    Средства и системы передачи информации железнодорожной электросвязи, подлежащие защите:

-    каналы и тракты систем передачи;

-    каналообразующее оборудование;

-    аппаратура передачи данных;

-    аналоговые и цифровые многоканальные системы передачи;

-    коммутационное оборудование;

-    маршрутизаторы;

-    другое оборудование первичной сети связи технологического сегмента железнодорожной электросвязи — в соответствии с 4.3.

4.10.2.2    К функциональному уровню железнодорожной электросвязи относят средства, системы, сети и ресурсы вторичных сетей связи технологического сегмента железнодорожной электросвязи.

ГОСТ 33397-2015

4.10.2.3 Опасности и модели угроз безопасности средств, систем, сетей железнодорожной электросвязи на уровне транспорта/передачи и функциональном уровне.

4.10.2.3.1    Опасностями являются факторы в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт1).

4.10.2.3.2    Уязвимостями средств, систем, сетей железнодорожной электросвязи являются:

а)    объективные:

1)    сопутствующие техническим средствам излучения: электромагнитные (побочные излучения элементов технических средств, кабельных линий технических средств), электрические (наводки электромагнитных излучений на линии и проводки, просачивание сигналов в сети электропитания, цепи заземления, неравномерность потребления тока электропитания), звуковые (акустические, виброакустические);

2)    активизируемые: аппаратные закладки (устанавливаемые в линии электросвязи, сети электропитания, помещениях), программные закладки (вредоносные программы, технологические выходы из программ, нелегальные копии программного обеспечения);

3)    определяемые особенностями элементов: элементы, подверженные воздействию электромагнитного поля (магнитные носители, микросхемы);

4)    определяемые особенностями защищаемого объекта:    местоположением объекта

(отсутствие контролируемой зоны, наличие прямой видимости объектов, наличие удаленных и подвижных элементов объекта), организацией каналов обмена информацией (использование радиоканалов, использование глобальных инфокоммуникационных сетей, арендуемых каналов);

б)    субъективные:

1)    ошибки: при подготовке и использовании программного обеспечения (инсталляция и загрузка программного обеспечения, эксплуатация программного обеспечения, ввод данных), управлении сложными системами (организация управления потоками обмена информации), установке или эксплуатации технических средств;

2)    нарушения: режима охраны и защиты (доступ на объект, доступ к техническим средствам), режима эксплуатации технических средств (энергообеспечение, жизнеобеспечение), режима использования информации (обработка и обмен информацией, хранение и уничтожение носителей информации), режима конфиденциальности;

в)    случайные:

1)    сбои и отказы: отказы и неисправности технических средств (обрабатывающих информацию, обеспечивающих работоспособность средств обработки информации, охрану и контроль доступа), старение и размагничивание носителей информации (дискет и съемных носителей, жестких дисков, микросхем), сбои программного обеспечения, электроснабжения;

2)    повреждения: жизнеобеспечивающих коммуникаций (электро-, водо-, газо-, теплоснабжения, канализации, кондиционирования и вентиляции), ограждающих конструкций (внешнихограждений территорий, стен и перекрытий зданий, корпусов технологического оборудования).

4.10.2.3.3    Источники дестабилизирующих воздействий

Источники, обусловленные действиями субъекта:

а)    внешние источники:

1)    случайные (непреднамеренные): персонал поставщиков услуг различного рода, персонал надзорных организаций и аварийных служб и др.;

2)    преднамеренные: потенциальные преступники (террористы) и хакеры, недобросовестные партнеры, представители силовых структур (в чрезвычайных ситуациях) и др.;

б)    внутренние источники: основной персонал, представители служб безопасности, обслуживающий и технический персонал.

Источники, обусловленные действиями материального объекта:

а)    внешние источники: средства связи (телефонные линии), сети инженерных коммуникаций;

б)    внутренние источники: технические средства обработки информации, программные средства обработки информации, средства охраны.

Физические явления: пожары, землетрясения, ураганы, наводнения и др.

4.10.2.3.4    На рассматриваемых уровнях железнодорожной электросвязи возможна реализация любых угроз согласно 4.4. Возможными последствиями реализации угроз может быть нарушение любо- 2 3

го из критериев безопасности сети электросвязи (конфиденциальность, целостность, доступность, подотчетность).

4.10.2.3.5    Возникновение уязвимостей на уровне инфраструктуры и линий железнодорожной электросвязи возможно на всех стадиях их жизненного цикла.

4.10.2.3.6    Реализация угроз, обусловленная действиями субъекта, характеристиками материальных объектов, физическими явлениями, возможна на стадии планирования, проектирования, строительства, эксплуатации, а также вывода из эксплуатации.

4.10.2.4 Критериями оценки безопасности средств, систем, сетей железнодорожной электросвязи на уровне транспорта/передачи и функциональном уровне являются:

-    на стадии планирования: соответствие требованиям безопасности, предъявляемым стратегическими целями железнодорожной электросвязи;

-    на стадии проектирования: соответствие характеристик проектируемых средств, систем, сетей железнодорожной электросвязи транспортного уровня требованиям безопасности, предъявляемым на стадии планирования;

-    на стадии эксплуатации и внедрения: соответствие заявленным поставщиком характеристикам;

-    на стадии вывода из эксплуатации: соответствие требованиям безопасности по выводу из эксплуатации.

4.10.3 Уровень приложений, услуг и управления

4.10.3.1    Средства и системы железнодорожной электросвязи уровня приложений, услуг и управления, подлежащие защите:

а)    средства территориально-распределенной иерархической автоматизированной системы управления технологической сетью связи;

б)    системы территориально-распределенной иерархической автоматизированной системы управления технологической сетью связи в составе:

1)    системы мониторинга и администрирования, предназначенной для мониторинга параметров функционирования и интегрированного управления технологической сетью связи в целом;

2)    систем управления и мониторинга производителя для обеспечения управления и технического обслуживания оборудования железнодорожной электросвязи, входящего в состав технологической сети связи железнодорожного транспорта, и реализующего функциональные возможности в соответствии с уровнем управления элементом или сетью, согласно архитектуре построения сети управления железнодорожной электросвязью.

4.10.3.2    Опасности и модели угроз безопасности средств, систем и ресурсов железнодорожной электросвязи уровня приложений, услуг и управления.

4.10.3.2.1    Опасностями на уровне приложений, услуг и управления являются соответствующие факторы в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт4).

4.10.3.2.2    Уязвимостями средств, систем и ресурсов железнодорожной электросвязи уровня приложений, услуг и управления являются:

а) объективные:

1)    сопутствующие техническим средствам излучения: электромагнитные (побочные излучения элементов технических средств, кабельных линий технических средств), электрические (наводки электромагнитных излучений на линии и проводки, просачивание сигналов в сети электропитания, цепи заземления, неравномерность потребления тока электропитания), звуковые (акустические, виброакустические);

2)    активизируемые: аппаратные закладки (устанавливаемые в линии электросвязи, сети электропитания, помещениях), программные закладки (вредоносные программы, технологические выходы из программ, нелегальные копии программного обеспечения);

3)    определяемые особенностями элементов: элементы, подверженные воздействию электромагнитного поля (магнитные носители, микросхемы), программное обеспечение, подверженное программным конфликтам;

4)    определяемые особенностями защищаемого объекта:    местоположением объекта

(отсутствие контролируемой зоны, реализация на нескольких удаленных друг от друга средствах вычислительной техники), организацией каналов обмена информацией (использование протоколов маршрутизации, использование глобальных инфокоммуникационных сетей, арендуемых каналов);

ГОСТ 33397-2015

б)    субъективные:

1)    ошибки: при подготовке и использовании программного обеспечения (инсталляция и загрузка программного обеспечения, эксплуатация программного обеспечения, ввод данных), управлении сложными системами (организация управления потоками обмена информации), установке или эксплуатации технических средств и программного обеспечения;

2)    нарушения: режима охраны и защиты (доступ к техническим средствам), режима эксплуатации технических средств (энергообеспечение, жизнеобеспечение), режима использования информации (обработка и обмен информацией, хранение и уничтожение информации), режима конфиденциальности;

в)    случайные:

1)    сбои и отказы: отказы и неисправности технических средств (обрабатывающих информацию, обеспечивающих работоспособность средств обработки информации, охрану и контроль доступа), старение и размагничивание носителей информации (дискет и съемных носителей, жестких дисков, микросхем), сбои программного обеспечения; электроснабжения;

2)    повреждения: жизнеобеспечивающих коммуникаций (электро-, водо-, газо-, теплоснабжения, канализации; кондиционирования и вентиляции).

4.10.3.2.3    Источники дестабилизирующих воздействий:

Источники, обусловленные действиями субъекта:

а)    внешние источники:

1)    случайные (непреднамеренные): персонал поставщиков услуг различного рода, надзорных организаций и аварийных служб и др.;

2)    преднамеренные: потенциальные преступники (террористы) и хакеры, недобросовестные партнеры, представители силовых структур (в чрезвычайных ситуациях);

б)    внутренние источники: основной персонал, представители служб безопасности, обслуживающий и технический персонал.

Источники, обусловленные действиями объекта:

а)    внешние источники: технические и программные средства обработки информации при использовании глобальных инфокоммуникацонных сетей;

б)    внутренние источники — технические средства обработки информации, программные средства обработки информации, средства охраны.

Физические явления — пожары, землетрясения, ураганы, наводнения.

4.10.3.2.4    На уровне приложений, услуг и управления возможна реализация любых угроз в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт1). Возможными последствиями реализации угроз может быть нарушение любого из критериев безопасности сети электросвязи (конфиденциальность, целостность, доступность, подотчетность).

4.10.3.2.5    Возникновение уязвимостей на уровне инфраструктуры и линий железнодорожной электросвязи возможно на всех стадиях их жизненного цикла.

4.10.3.2.6    Реализация угроз, обусловленная действиями субъекта, характеристиками материальных объектов, физическими явлениями, возможна на стадии планирования, проектирования, строительства, эксплуатации, а также вывода из эксплуатации.

4.10.3.3 Критерии оценки безопасности уровня приложений, услуг и управления железнодорожной электросвязи:

-    на стадии планирования: соответствие требованиям безопасности, предъявляемым стратегическими целями железнодорожной электросвязи;

-    на стадии проектирования: соответствие характеристик проектируемых средств, систем, сетей и ресурсов железнодорожной электросвязи на уровне приложений, услуг и управления требованиям безопасности, предъявляемым на стадии планирования;

-    на стадии эксплуатации и внедрения: соответствие заявленным поставщиком характеристикам;

-    на стадии вывода из эксплуатации: соответствие требованиям безопасности по удалению и выводу из эксплуатации.

4.11 Обеспечение безопасности железнодорожной электросвязи в плоскостях

управления

4.11.1 Меры обеспечения безопасности включают в себя:

11 В Российской Федерации действует ГОСТ Р 52448-2005 «Защита информации. Обеспечение безопасности сетей электросвязи. Общие положения».

11

-    организационные (административные, экономические, юридические);

-    технические (установка охранно-пожарной сигнализации, использование систем контроля и управления доступом, применение технических средств защиты информации, внедрение интегрированных систем безопасности);

-    физические (работа сторожей и контролеров);

-    оперативные (использование оперативных методов работы, оперативно-технических средств, например «полиграфа» для входного контроля и периодической проверки лояльности персонала).

4.11.2 Требования безопасности в плоскости административного управления определены в [4]-[7].

5 Требования по обеспечению безопасности средств, систем и сетей железнодорожной электросвязи

5.1    Требования по обеспечению безопасности на уровне инфраструктуры железнодорожной электросвязи

5.1.1    Организационные требования безопасности

5.1.1.1    Необходимо наличие технической, нормативной и эксплуатационной документации на объектах инфраструктуры железнодорожной электросвязи.

5.1.1.2    На стадии эксплуатации должна быть произведена регистрация в документах (журналах, актах, электронных базах данных) соответствующей информации о выполненных работах, состоянии объектов.

5.1.1.3    На стадии эксплуатации необходимо ограничение доступа к объектам инфраструктуры железнодорожной электросвязи.

5.1.1.4    На стадии эксплуатации необходимо вести учет лиц, получивших и использующих доступ к объектам инфраструктуры железнодорожной электросвязи.

5.1.2 Технические требования безопасности

5.1.2.1    Требования к элементам конструкции (к электрической прочности изоляции; устойчивость к воздействиям механических нагрузок и климатических факторов) следует выполнять согласно [9].

5.1.2.2    Требования к монтажу, эксплуатации и ремонту (крепление линий к сооружениям, строительство и прокладка) следует выполнять в соответствии с утвержденным проектом; организация технического контроля в период строительства должна быть выполнена в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт1) и [9].

5.1.2.3    Требования к средствам защиты, сигнализации и контроля должны быть выполнены согласно [9].

5.1.2.4    Требования по обеспечению безопасности линий связи и направляющих систем должны соответствовать требованиям физической защиты и защиты от воздействия окружающей среды согласно [9].

5.1.3 Функциональные требования безопасности

5.1.3.1    Должны быть обеспечены защита от несанкционированного проникновения и доступность в обслуживании.

5.2 Требования по обеспечению безопасности на транспортном и функциональном уровнях железнодорожной электросвязи

5.2.1    Организационные требования безопасности

5.2.1.1    Необходимо наличие технической, нормативной и эксплуатационной документации на объекты транспортного уровня железнодорожной электросвязи.

5.2.1.2    На стадии эксплуатации необходима фиксация в документах (журналах, актах) соответствующей информации о выполненных работах, состоянии объектов.

5.2.1.3    На стадии эксплуатации необходимо ограничение доступа к объектам транспортного уровня железнодорожной электросвязи.

5.2.1.4    На стадии эксплуатации необходимо вести учет лиц, получивших и использующих доступ к объектам транспортного уровня железнодорожной электросвязи.

11 В Российской Федерации действуют «Правила подвески и монтажа самонесущего волоконно-оптического кабеля на опорах контактной сети и высоковольтных линий автоблокировки» (утверждены МПС РФ 16.08.1999 г., № ЦЭ/ЦИС — 677).

ГОСТ 33397-2015

5.2.2 Технические требования безопасности

5.2.2.1    Требования кэлементам конструкции (габариты, устойчивость к воздействиям механических нагрузок и климатических факторов) следует выполнять согласно [9].

5.2.2.2    Требования к монтажу, эксплуатации и ремонту (размещение в стойках, коробах, использование лицензионного программного обеспечения) следует выполнять согласно [9].

5.2.2.3    Требования ксредствам защиты, сигнализации и контроля Средства, системы, сетижелез-нодорожной электросвязи транспортного уровня должны быть обеспечены средствами защиты, сигнализации и контроля в соответствии с требованиями политики безопасности согласно [9]. Оборудование железнодорожной электросвязи транспортного уровня должны иметь звуковую и световую сигнализацию, а также должно быть оснащено средствами контроля функционирования.

5.2.2.4    Не допускаются межсетевые незащищенные соединения и интерфейсы в первичных и вторичных сетях железнодорожной электросвязи между элементами сети передачи данных и сетей оперативно-технологического и общетехнологического назначения.

5.2.3    Функциональные требования безопасности должны быть установлены согласно [10].

5.3    Требования по обеспечению безопасности на уровне приложений, услуг и

управления

5.3.1    Организационные требования безопасности

5.3.1.1    Необходимо наличие технической, нормативной, эксплуатационной и другой документации на средства, системы, сети и ресурсы железнодорожной электросвязи.

5.3.1.2    На стадии эксплуатации необходима фиксация в документах (журналах, актах, электронных базах данных) соответствующей информации о выполненных работах, состоянии эксплуатируемых объектов.

5.3.1.3    На стадии эксплуатации необходимо ограничение доступа ксредствам, системам, сетям и ресурсам железнодорожной электросвязи.

5.3.1.4    На стадии эксплуатации необходимо вести учет лиц, получивших и использующих доступ к средствам, системам и сетям железнодорожной электросвязи.

5.3.2 Технические требования безопасности

5.3.2.1    Требования к эксплуатации (использование лицензионного программного обеспечения) должны быть выполнены согласно [9].

5.3.2.2    Требования ксредствам защиты, сигнализации и контроля (обеспечение предупреждения о возникающих и реализованныхугрозах, охват всех критичных систем) должны быть выполнены согласно [9].

5.3.3 Функциональные требования безопасности должны быть установлены согласно [10].

5.4    Требования и меры по обеспечению безопасности в плоскостях управления

5.4.1    Организационные требования и меры по обеспечению безопасности

5.4.1.1    Планирование безопасности

Безопасность должна соответствовать требованиям [10]:

а)    для каждого вида сетей и систем железнодорожной электросвязи должна быть разработана, утверждена, издана и доведена до сведения всех сотрудников организации, эксплуатирующей сеть или систему электросвязи, политика безопасности, которая должна определять:

1)    ответственность руководства за обеспечение безопасности сетей и систем железнодорожной электросвязи;

2)    общие и конкретные обязанности сотрудников по безопасности;

3)    подход организации к управлению безопасностью;

4)    систему обеспечения безопасности и функциональность службы безопасности;

б)    по мере изменения направлений деятельности и бизнес-целей организации политику безопасности следует корректировать.

План безопасности следует ежегодно разрабатывать, утверждать руководством организации, эксплуатирующей сеть или систему железнодорожной электросвязи.

5.4.1.2    Требования по безопасности персонала следует выполнять согласно [9]:

а)    должны быть определены категории персонала, связанного с обработкой, хранением и передачей информации, и установлены критерии отбора для лиц, претендующих на эти должности;

б)    должны быть установлены правила поведения персонала, эксплуатирующего средства инфор-мационныхтехнологий, в отношении обеспечения безопасности, описывающие обязанности персонала и ожидаемые от него действия по обеспечению безопасности;

13

в)    до сведения персонала, подвергаемого отбору до его допуска к работе, должны быть доведены (под роспись) правила поведения и ответственность за нарушение режима безопасности, а после завершения контракта — ответственность за сохранность полученных в ходе работы сведений;

г)    персонал должен быть обучен требованиям безопасности, в т. ч. и защите от несанкционированного доступа до разрешения доступа персонала к работе;

д)    необходимо периодически осуществлять переподготовку персонала и регулярно проводить мероприятия по его информированию о необходимости соблюдения установленных требований безопасности.

5.4.1.3    Физическая безопасность

Должен быть определен порядок контроля всехфизическихточекдоступа на объекты инфраструктуры железнодорожной электросвязи (включая двери, окна, места ввода в сооружения связи элементов систем вентиляции, канализации, водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения и телекоммуникаций) согласно [9].

Должен быть осуществлен мониторинг физического доступа в помещения, в которых размещены технические средства, согласно [9].

Должна быть осуществлена регистрация действий персонала по обслуживанию технических средств согласно [9].

Порядок передачи оборудования другим организациям и его утилизация должны быть определены в отдельной инструкции, устанавливающей действия по недопущению наличия в устройствах хранения информации, передаваемых или подлежащих утилизации программно-аппаратных средств, остаточной информации, согласно [9] и в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт1).

В процессе мониторинга физического доступа в помещениях, в которых размещены технические средства, следует использовать устройства видеонаблюдения и сигнализации реального времени. Необходимо использовать автоматизированные средства регистрации действий персонала по обслуживай ию технических средств в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт5 6).

5.4.1.4    Планирование действий при чрезвычайных ситуациях следует выполнять согласно [9] и в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт1).

В организации, эксплуатирующей средства, системы, сети железнодорожной электросвязи должен быть разработан и осуществлен план мероприятий при действии в чрезвычайных ситуациях, в т.ч. и при террористических актах, учитывая функции и обязанности персонала и действия, связанные с восстановлением систем после выхода из строя их элементов.

Персонал должен быть обучен действиям при чрезвычайных ситуациях, и должна осуществляться его переподготовка.

Проверку плана действий в чрезвычайных ситуациях и его корректировку следует проводить не реже одного раза в год с целью определения эффективности и готовности организации к выполнению данного плана.

Необходимо проводить резервное копирование и хранение в защищенном виде критической информации пользователей и системы управления.

5.4.1.5    Реагирование на инциденты безопасности следует выполнять согласно [9] и в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт1).

ГОСТ 33397-2015

В организации, эксплуатирующей средства, системы, сети железнодорожной электросвязи, должен быть разработан и осуществлен план мероприятий по обработке инцидентов безопасности и должна быть проведена его корректировка не реже одного раза в год с целью определения эффективности и готовности организации к выполнению данного плана.

Необходимо осуществлять подготовку к возможному проявлению инцидента, его предупреждению, обнаружению, реагированию, сдерживанию, устранению и восстановлению исходного состояния.

Должна быть определена группа специалистов из служб безопасности и информационных технологий, способных реагировать на инциденты в области информационной безопасности, которые должны иметь возможность устного (по телефону) или письменного (по электронной почте) обмена информацией с пользователями услугами связи, взаимодействующими операторами связи и органами безопасности государства и обеспечения правопорядка о нарушениях безопасности, которые могут перерасти в инцидент безопасности.

Должно быть предусмотрено привлечение внешних служб реагирования на инциденты.

5.4.2 Функциональные требования и меры по обеспечению безопасности

5.4.2.1    Идентификация и аутентификация

Для персонала, осуществляющего управление, настройку и конфигурирование аппаратных средств информационных и телекоммуникационных технологий, должна быть обеспечена идентификация и аутентификация при их доступе к данным средствам согласно [10].

При удаленном доступе к аппаратным средствам взаимодействующих систем и сетей со стороны обслуживающего персонала должна быть обеспечена идентификация оконечного оборудования.

Для каждого сеанса удаленного доступа должно обеспечиваться установление уникальных параметров аутентификации.

Защита от несанкционированного доступа к программно-аппаратным средствам, с помощью которых предоставляются услуги сети передачи данных, оказываемых пользователям сетей передачи данных, должна включать в себя процедуру аутентификации пользователей согласно [9].

5.4.2.2    Контроль доступа

При управлении, настойке, конфигурировании программно-аппаратных средств (включая доступ к оконечному кабельному и распределительному оборудованию) и обслуживании абонентских линий для персонала, эксплуатирующего указанные средства, должны быть установлены контроль, регистрация и ограничение его действий в соответствии с установленными полномочиями на доступ к средствам, их программному обеспечению, приложениям и данным. Должен быть осуществлен запрет подобных действий для посторонних лиц или доступ с паролем по умолчанию (введенном производителем оборудования или программного обеспечения).

Ограничение доступа должно быть осуществлено мерами контроля доступа, определяющими:

-    объекты, санкционированные к получению доступа, и средства, к которым данные объекты уполномочены иметь доступ;

-    разрешения по типу доступа (чтение, запись, изменение, создание, удаление).

Полномочия (права) доступа персоналу, сменившему рабочие места или покинувшему организацию, должны своевременно удаляться.

Полномочия (права) доступа должны назначаться персоналу в минимально необходимом объеме в соответствии с их приоритетами, функциями и обязанностями и не реже одного раза в шесть месяцев пересматриваться. При этом рекомендуется использовать только персональные учетные записи.

5.4.2.3    Обеспечение конфиденциальности

Для управляющей информации данными конфигурирования программно-аппаратных средств информационных и телекоммуникационных технологий при ее передаче по каналам связи и хранении должен быть определен порядок обеспечения ее сохранности от доступа к ней несанкционированных лиц согласно [9] и в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт1).

11 В Российской Федерации действуют:

Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 2008 г. № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена»;

Федеральный закон Российской Федерации от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи».

15

5.4.2.4    Аудит событий безопасности — согласно [9], [10] и в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт7).

В целях проверки зарегистрированных данных, касающихся событий несанкционированного доступа и выявления причин и условий, способствующих нарушению целостности и устойчивости функционирования систем и сетей железнодорожной электросвязи, должна обеспечиваться возможность их анализа.

Журналы регистрации событий, имеющих отношение к безопасности систем и сетей железнодорожной электросвязи, следует хранить в течение достаточного срока для обеспечения расследований инцидентов. Срок хранения журналов регистрации событий должен быть определен исходя из сроков исковой давности.

Для любого публично доступного сетевого ресурса в системах и сетях железнодорожной электросвязи должна быть представлена возможность получения информации о его владельце в объеме, разрешенном законодательством.

Для фильтрации потока первичных событий, регистрируемых в журналах, рекомендуется применять средства корреляции событий, оптимизирующие записи вжурналах инцидентов по безопасности.

5.4.2.5    Подотчетность

Регистрация действий в сети участников сетевого взаимодействия должна обеспечивать возможность получения документального подтверждения этих действий согласно [9] и в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт7).

5.4.2.6    Целостность данных и программных средств должна быть обеспечена согласно [9], [10].

Для обеспечения целостности хранимых и передаваемых данных, защиты их от модификации,

уничтожения, создания (вставки) и повторной передачи должна быть исключена возможность неконтролируемого доступа к ним со стороны обслуживающего персонала.

В системах и сетях железнодорожной электросвязи должна отсутствовать возможность удаленного воздействия на порты сетевого оборудования, связанные с его конфигурированием.

В системах и сетях железнодорожной электросвязи должна быть целостность программного обеспечения средств связи, включающая использование лицензионной антивирусной защиты, с обеспечением возможности автоматических обновлений для обнаружения и уничтожения злонамеренного кода (вирусов и др.).

Должно быть обеспечено централизованное управление механизмами антивирусной защиты.

5.4.2.7    Безопасность инфраструктуры должна быть обеспечена согласно [9] и в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт8).

Технические средства, используемые для передачи, обработки и/или хранения управляющей информации, должны быть физически изолированы от вспомогательных (обеспечивающих) технических средств.

Для любого аппаратного оборудования и/или программного обеспечения должны быть приняты меры по установке рекомендованных изготовителем обновлений и/или в кратчайшие сроки должно быть осуществлено уведомление пользователей об обнаруженных уязвимостях используемого оборудования и/или программного обеспечения, а также нарушениях системы безопасности, которые могут иметь последствия для систем и сетей железнодорожной электросвязи.

ГОСТ 33397-2015

Подключения сетей железнодорожной электросвязи к сетям, имеющим выход на сети общего пользования и сети передачи данных, следует осуществлять только через межсетевое экранирование и, они должны быть снабжены сертифицированными средствами обнаружения вторжения и антивирусной защиты.

В системах и сетях железнодорожной электросвязи должен быть определен перечень составных компонентов и элементов, требующих защиты.

Средства защиты информации, используемые в системах и сетяхжелезнодорожной электросвязи, должны иметь действующие сертификаты (аттестаты) соответствия и проходить предусмотренные процедуры проверки.

В системах и сетяхжелезнодорожной электросвязи не следует использовать меры безопасности, которые наносят вред непричастным субъектам информационного обмена. Используемые программно-аппаратные средства защиты не должны ухудшать характеристики основных технических средств.

6 Требования к железнодорожной электросвязи, ее составным частям и элементам составных частей по обеспечению безопасности

6.1    Требования к железнодорожной электросвязи по обеспечению безопасного движения железнодорожного подвижного состава с установленной скоростью и минимальным интервалом следования

Для обеспечения безопасного движения железнодорожного подвижного состава с установленной скоростью и минимальным интервалом следования должны быть выполнены следующие требования.

6.1.1    Требования функциональной безопасности и надежности

6.1.1.1    Должна быть обеспечена защита от несанкционированного проникновения и доступность в обслуживании согласно [9].

6.1.1.2    Требования функциональной безопасности на функциональном и транспортном уровне железнодорожной электросвязи должны быть установлены согласно [10].

6.1.1.3    Требования функциональной безопасности на уровне приложений, услуг и управления железнодорожной электросвязи должны быть установлены согласно [10], [11].

6.1.2    Требования информационной безопасности должны быть выполнены согласно 5.4 и должны соответствовать требованиям национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт1).

6.1.3    Требования к организационной и физической безопасности

6.1.3.1    Организационные требования безопасности на уровне инфраструктуры железнодорожной электросвязи установлены в 5.1.1 и должны соответствовать требованиям согласно [8].

6.1.3.2    Организационные требования безопасности на функциональном и транспортном уровне железнодорожной электросвязи установлены в 5.2.1 и должны соответствовать требованиям согласно [8].

6.1.3.3    Организационные требования безопасности на уровне приложений, услуг и управления железнодорожной электросвязи установлены в 5.3.1 и должны соответствовать требованиям согласно [8].

6.1.3.4    Организационные требования и меры безопасности в плоскостях управления железнодорожной электросвязи установлены в 5.4.1 и должны соответствовать требованиям согласно [8].

6.2 Требования к железнодорожной электросвязи по обеспечению мониторинга параметров функционирования и интегрированного управления технологической сетью связи и частотно-временной синхронизации

6.2.1    Требования по обеспечению безопасности на уровне инфраструктуры железнодорожной электросвязи — согласно 5.1.1—5.1.3.

6.2.2    Требования по обеспечению безопасности на уровне транспорта/передачи и функциональном уровне (маршрутизация, коммутация, доступ) железнодорожной электросвязи — согласно 5.2.1—5.2.3.

11 В Российской Федерации действуют:

ГОСТ Р 52448-2005 «Защита информации. Обеспечение безопасности сетей электросвязи. Общие положения» (раздел 6);

ГОСТ Р ИСО/МЭК 13335-1—2006 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Часть 1. Концепция и модели менеджмента безопасности информационных и телекоммуникационных технологий (раздел 10).

17

ГОСТ 33397-2015

Содержание

1    Область применения............................................1

2    Нормативные ссылки............................................1

3    Термины и определения..........................................2

4    Общие положения.............................................2

5    Требования по обеспечению безопасности средств, систем и сетей железнодорожной

электросвязи................................................12

5.1    Требования по обеспечению безопасности на уровне инфраструктуры железнодорожной

электросвязи.............................................12

5.2    Требования по обеспечению безопасности на транспортном и функциональном уровнях

железнодорожной электросвязи..................................12

5.3    Требования по обеспечению безопасности на уровне приложений,    услуг    и    управления ... 13

5.4    Требования и меры по обеспечению безопасности    в плоскостях управления.........13

6    Требования к железнодорожной электросвязи,    ее    составным частям и элементам составных частей

по обеспечению безопасности......................................17

6.1    Требования к железнодорожной электросвязи по обеспечению безопасного движения

железнодорожного подвижного состава с установленной скоростью и минимальным интервалом следования...............................................17

6.2    Требования к железнодорожной электросвязи по обеспечению мониторинга параметров

функционирования и интегрированного управления технологической сетью связи и частотновременной синхронизации .......................................17

6.3    Требования совместимости подсистемы железнодорожной электросвязи с другими

подсистемами инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожным подвижным составом.................................................18

6.4    Требования по сохранению работоспособного состояния железнодорожной электросвязи

во всех предусмотренных при проектировании условиях и режимах в течение установленных сроков службы..............................................18

Приложение А (рекомендуемое) Перечень основных угроз.......................19

Библиография................................................23

6.2.3    Требования по обеспечению безопасности средств, систем, сетей и видов железнодорожной электросвязи на уровне приложений, услуг и управления — согласно 5.3.1—5.3.3.

6.2.4    Требования к сети частотно-временной синхронизации — в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт1).

6.2.5    Средства и системы железнодорожной электросвязи уровня приложений, услуг и управления должны иметь в своем составе защищенные системы мониторинга и администрирования согласно 4.10.3.1.

6.3    Требования совместимости подсистемы железнодорожной электросвязи с другими подсистемами инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожным подвижным составом

Системы и средства железнодорожной электросвязи должны соответствовать требованиям помехоустойчивости, установленным применительно к различным портам аппаратуры железнодорожной электросвязи при воздействии:

-    электростатических разрядов — в соответствии с ГОСТ 30804.4.2;

-    наносекундных импульсных помех — в соответствии с ГОСТ 30804.4.4;

-    микросекундных импульсных помех большой энергии — в соответствии с ГОСТ 30804.4.5;

-    динамических изменений напряжения электропитания — в соответствии с ГОСТ 30804.4.11;

-    радиочастотного электромагнитного поля — в соответствии с ГОСТ 30804.4.3;

-    магнитного поля промышленной частоты — в соответствии с [12];

-    кондуктивных помех в полосе частот от 0,15 до 80 МГц, наведенных радиочастотными электромагнитными полями, — в соответствии с ГОСТ 30804.4.6;

-    кондуктивных помех в полосе частот от 0 до 150 кГц — в соответствии с [13].

6.4    Требования по сохранению работоспособного состояния железнодорожной электросвязи во всех предусмотренных при проектировании условиях и режимах в течение установленных сроков службы

6.4.1    Требования по обеспечению безопасности на уровне инфраструктуры железнодорожной электросвязи — согласно 5.1.2.

6.4.2    Требования по обеспечению безопасности на уровне транспорта/передачи и функциональном уровне (маршрутизация, коммутация, доступ) железнодорожной электросвязи — согласно 5.2.2.

6.4.3    Т ребования по обеспечению безопасности средств, систем, сетей и видов железнодорожной электросвязи на уровне приложений, услуг и управления — согласно 5.3.2.

^ В Российской Федерации действуют Правила построения оборудования тактовой сетевой синхронизации. Утверждены приказом Минсвязи России от 07.12.2006 г. № 161.

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ Общие требования безопасности

Railway telecommunications. General safety requirements

Дата введения —2016—06—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на средства, системы, сети и ресурсы железнодорожной электросвязи и устанавливает общие требования безопасности в области железнодорожной электросвязи.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 30804.4.2-2013 (МЭК 61000-4-2:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электростатическим разрядам. Требования и методы испытаний

ГОСТ 30804.4.3-2013 (МЭК 61000-4-3:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к радиочастотному электромагнитному полю. Требования и методы испытаний

ГОСТ 30804.4.4-2013 (МЭК 61000-4-4:2004) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к наносекундным импульсным помехам. Требования и методы испытаний

ГОСТ 30804.4.5-2002 (МЭК бЮОСМ-б^ООб)1) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к микросекундным импульсным помехам большой энергии. Требования и методы испытаний

ГОСТ 30804.4.6-2002 (МЭК 61000-4-6:2008)2) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к кондуктивным помехам, наведенным радиочастотными электромагнитными полями. Требования и методы испытаний

ГОСТ 30804.4.11-2013 (МЭК 61000-4-11:2004) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к провалам, кратковременным прерываниям и изменениям напряжения электропитания. Требования и методы испытаний

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

^ В Российской Федерации действует ГОСТ Р 51317.4.5-99 (МЭК 61000-4-5—95). 2> В Российской Федерации действует ГОСТ Р 51317.4.6-99 (МЭК 61000-4-6—96).

Издание официальное

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по [1], [2], национальным стандартам и нормативным документам, действующим на территории государства, принявшего стандарт1), а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    железнодорожная электросвязь: Любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам, предназначенные для организации и выполнения технологических процессов железнодорожного транспорта.

3.2    подсистема «железнодорожная электросвязь»: Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, состоящая из средств и сооружений железнодорожной электросвязи.

3.3    сеть железнодорожной электросвязи: Технологическая система, включающая средства и линии связи, предназначенная для железнодорожной электросвязи.

3.4    система железнодорожной электросвязи: Совокупность средств железнодорожной электросвязи и подсистем управления, синхронизации, нумерации, тарификации, сигнализации, обеспечивающая электросвязь определенного вида.

3.5    средства железнодорожной электросвязи: Технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений железнодорожной электросвязи, обеспечения функционирования сетей железнодорожной электросвязи или оказания услуг связи.

3.6    информационные ресурсы сети [системы] железнодорожной электросвязи: Совокупность хранимых и используемых для обеспечения процессов функционирования сети [системы] железнодорожной электросвязи, обрабатываемых и передаваемых данных, содержащих информацию пользователей и (или) системы управления сетью [системой] железнодорожной электросвязи.

3.7    безопасность инфраструктуры железнодорожного транспорта: Состояние инфраструктуры железнодорожного транспорта в целом, определяемое через состояние его подсистем и их взаимодействие между собой и железнодорожным подвижным составом, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу; окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

3.8    железнодорожная линия: Технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути и железнодорожные станции с полосой отвода и совокупность полную или частично устройств железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной электросвязи и иные, обеспечивающие функционирование этого комплекса, здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

3.9    сбой: Самоустраняющийся отказ или однократный отказ, устранимый незначительным вмешательством оператора.

3.10    требования безопасности: Требования, установленные законодательными актами, нормативными и проектными документами, правилами и инструкциями, выполнение которых обеспечивает безопасные условия функционирования сети железнодорожной электросвязи.

3.11    элементы функциональных подсистем: Изделия и конструкции, применяемые при строительстве и монтаже составных частей функциональных подсистем.

4    Общие положения

4.1 Цели обеспечения безопасности железнодорожной электросвязи

Основные цели обеспечения безопасности железнодорожной электросвязи:

- достижение устойчивого функционирования и успешного выполнения установленных функций средствами, системами, сетями железнодорожной электросвязи в условиях возможного воздействия

В Российской Федерации действуют:

ГОСТ Р 50922-2006 «Защита информации. Основные термины и определения».

ГОСТ Р 52448-2005 «Защита информации. Обеспечение безопасности сетей электросвязи. Общие положения».

ГОСТ Р 53953-2010 «Электросвязь железнодорожная. Термины и определения».

ГОСТ 33397-2015

нарушителя, способного привести к нарушению конфиденциальности, целостности, доступности или подотчетности;

-    обеспечение доступности услуг связи, особенно услуг экстренного обслуживания в чрезвычайных ситуациях, в т. ч. и в случае террористических актов.

4.2    Основные задачи обеспечения безопасности железнодорожной электросвязи

Основные задачи обеспечения безопасности железнодорожной электросвязи:

-    своевременное выявление, оценка и прогнозирование источников угроз безопасности, причин и условий, способствующих нанесению ущерба, нарушению нормального функционирования и развития систем и сетей железнодорожной электросвязи;

-    выявление и устранение уязвимостей в средствах, системах и сетях железнодорожной электросвязи;

-    предотвращение, обнаружение угроз безопасности, пресечение ихреализации и своевременная ликвидация последствий возможных воздействий нарушителя, в т. ч. и террористических действий;

-    совершенствование применяемых мер обеспечения безопасности железнодорожной электросвязи.

4.3    Средства, сети, системы и виды железнодорожной электросвязи

4.3.1    К железнодорожной электросвязи относят:

-    средства связи, выполняющие функции систем коммутации;

-    средства связи, выполняющие функции цифровых транспортных систем;

-    средства связи, выполняющие функции систем управления и мониторинга;

-    оборудование, используемое для учета объема оказанных услуг связи в сетях связи общего пользования;

-    оборудование средств связи, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий;

-    радиоэлектронные средства связи;

-    оконечное оборудование;

-    кабели связи и линейно-кабельные сооружения связи;

-    антенны и фидерные устройства;

-    оборудование, реализующее дополнительные сетевые услуги;

-    оборудование электропитания средств связи.

4.3.2    К сетям железнодорожной электросвязи относят:

-    первичную сеть связи железнодорожного транспорта;

-    вторичные сети железнодорожной электросвязи:

а)    сеть оперативно-технологической связи;

б)    сеть общетехнологической телефонной связи;

в)    железнодорожную телеграфную сеть;

г)    сеть передачи данных оперативно-технологического назначения;

д)    сеть передачи данных общетехнологического назначения; ж) сеть автоматизированной документальной связи;

и)    сеть железнодорожной радиосвязи;

к)    сеть технологической спутниковой связи.

4.3.3    К системам, предназначенным для построения указанных сетей железнодорожной электросвязи, относят:

-    волоконно-оптическую систему передачи;

-    систему передачи по кабелю с медными жилами;

-    радиорелейную систему передачи;

-    спутниковую систему передачи;

-    систему технологической аудиоконференц-связи;

-    систему технологической видеоконференц-связи;

-    систему документированной регистрации служебных переговоров;

-    систему железнодорожной радиосвязи;

-    систему поездной радиосвязи;

-    систему станционной радиосвязи;

-    систему ремонтно-оперативной радиосвязи;

-    систему передачи данных по радиоканалу;

-    транкинговую систему технологической радиосвязи; 9

-    систему мониторинга и администрирования сетью железнодорожной электросвязи;

-    систему тактовой сетевой синхронизации цифровой сети железнодорожной электросвязи;

-    систему оперативно-розыскных мероприятий и др.

4.3.4    Существуют следующие виды железнодорожной электросвязи:

-    поездная диспетчерская;

-    поездная межстанционная;

-    постанционная;

-    линейно-путевая;

-    стрелочная;

-    энергодиспетчерская;

-    перегонная;

-    служебная связь электромехаников сигнализации, централизации, блокировки и связи;

-    магистральная;

-    дорожная;

-    дорожная распорядительная;

-    билетно-диспетчерская;

-    вагонно-диспетчерская;

-    маневровая диспетчерская;

-    местная;

-    двухсторонняя парковая;

-    оповещения пассажиров.

4.4    Основные уязвимости, угрозы

4.4.1    При определении уязвимостей различают объективные, субъективные и случайные:

-    объективными являются уязвимости, зависящие от особенностей построения и технических характеристик. Полное устранение данных уязвимостей невозможно, тем не менее, они могут существенно ослабляться техническими и инженерно-техническими методами;

-    субъективными являются уязвимости, зависящие от действий сотрудников, которые устраняются в большей части организационными и программно-аппаратными методами;

-    случайными являются уязвимости, зависящие от особенностей окружающей среды и непредвиденных обстоятельств.

4.4.2    Угрозой безопасности функционирования средств, систем и сетей железнодорожной электросвязи является совокупность условий и факторов, создающих потенциальную или реальную опасность несанкционированных и/или непреднамеренных воздействий на информационные ресурсы и телекоммуникационную составляющую железнодорожной электросвязи, что может привести к нарушению выполняемых ими функций, риску нанесения им ущерба и возникновениючрезвычайныхситуаций.

4.4.2.1    Для разработки и осуществления планов обеспечения безопасности должны быть определены: комбинации угроз, уязвимостей, воздействий нарушителя и оценка защищаемых систем и ресурсов, чтобы выработать решения по устранению или уменьшению угроз, устранению или ослаблению уязвимости и координации управления риском.

4.4.2.2    Каждая выявленная угроза должна быть описана и включена в перечень угроз безопасности. Рекомендуемый перечень основных угроз и включенные в него угрозы безопасности приведены в приложении А.

4.4.2.3    Угрозы безопасности в соответствии с архитектурой безопасности согласно [3] могут быть отнесены к техническим средствам сети электросвязи и/или пользователей в соответствии с таблицей 4.1.

Таблица 4.1

Краткое

наименование

угрозы

Описание угрозы

Применимость

к техническим средствам сети электросвязи

к техническим средствам пользователей

Уничтожение

Разрушение информации и/или других ресурсов

+

+

Искажение

Искажение или изменение информации

+

+

Утечка

Удаление, кража или потеря информации и/или других ресурсов

+

+

4

ГОСТ 33397-2015

Окончание таблицы 4.1

Краткое

наименование

угрозы

Описание угрозы

Применимость

к техническим средствам сети электросвязи

к техническим средствам пользователей

Разглашение

Раскрытие информации

+

+

Блокирование

Прерывание обслуживания

+

-

Примечания

1    Применимость угроз к техническим средствам сети электросвязи и техническим средствам пользователей должна определяться политикой информационной безопасности.

2    Знак «+» означает применяемость, знак «-» — отсутствие применяемости.

4.4.2.4    При классификации объектов, на которые направлены угрозы, применяют три уровня:

-    инфраструктуру сети;

-    услуги связи;

-    приложения.

Уровень инфраструктуры сети охватывает информацию пользователей, уровень услуг связи — услуги сети, уровень приложений — приложения, организуемые на базе сетей связи.

4.4.2.5    Угрозы разделяют на преднамеренные и непреднамеренные, активные и пассивные. Пассивная угроза — угроза несанкционированного раскрытия информации без изменения состояния автоматизированной системы. К активным относят угрозы, которые вызывают изменения информации, содержащейся в системе, а также изменения состояния или работы этой системы.

4.4.2.6    К угрозам информационной безопасности относят:

-    нарушение целостности информации;

-    модификацию сообщения;

-    отказ отправителя (получателя) от факта отправления (получения) информации;

-    отказ в обслуживании;

-    вирусы;

-    спам;

-    слежку;

-    закладки в оборудование и программное обеспечение;

-    злоупотребление доверием;

-    переадресацию портов;

-    вставку фальшивого трафика;

-    искажение данных систем управления, маршрутизации и др.

4.5 Критерии оценки безопасности

4.5.1 В таблице 4.2 установлена взаимосвязь основных угроз и критериев безопасности сети электросвязи. 10

Таблица 4.2

Вид угрозы

Критерий безопасности

Конфиденциаль

ность

Целостность

Доступность

Подотчетность

Уничтожение информации и/или других ресурсов

-

+

+

+

Искажение или модификация информации

-

+

-

+

Мошенничество

+

+

+

+

Кража, утечка, потеря информации и/или других ресурсов

+

+

+

-

Несанкционированный доступ

+

+

+

+

Отказ в обслуживании

-

-

+

-

Примечание — Знак «+» означает возможное воздействие угрозы на критерий безопасности, знак «-» — отсутствие угрозы критерию безопасности.

4.5.2 Нарушение конфиденциальности, целостности, доступности или подотчетности при потенциальном воздействии нарушителя может иметь следующие последствия для деятельности оператора связи и состояния инфокоммуникационной структуры сети электросвязи:

-    «низкое» потенциальное воздействие может привести к ограниченному неблагоприятному эффекту, т. е. ситуации в подсистеме железнодорожной электросвязи, при которой нанесенный ущерб является восполнимым или восстановимым в короткий срок;

-    «умеренное» потенциальное воздействие может привести к серьезному неблагоприятному эффекту, т. е. ситуации в подсистеме железнодорожной электросвязи, при которой нанесенный ущерб является восполнимым в средние или долгие сроки;

-    «высокое» потенциальное воздействие может привести к тяжелому или катастрофическому неблагоприятному эффекту, т. е. особой ситуации в подсистеме железнодорожной электросвязи, при возникновении которой предотвращение гибели людей оказывается невозможным.

4.6 Уровни обеспечения безопасности

Архитектуру безопасности согласно [3], [4] определяют два основных понятия:

-    уровень;

-    плоскость.

Понятие уровня архитектуры безопасности используют при формировании требований к средствам, системам и сетям, образующим подсистему железнодорожной электросвязи.

В таблице 4.3 приведены три уровня безопасности согласно [3], а также их применимость к техническим средствам сети железнодорожной электросвязи и техническим средствам пользователей.

Таблица 4.3

Уровень безопасности

Применимость

к техническим средствам сети электросвязи

к техническим средствам пользователей

Уровень безопасности инфраструктуры

+

-

Уровень безопасности услуг

+

+

Уровень безопасности приложений

+

+

Примечание — Знак «+» означает применяемость, знак «—» — отсутствие применяемости.

4.7 Плоскости обеспечения безопасности

Архитектура безопасности в части защиты сетевых операций использует понятие плоскостей согласно [3]—[7]. Архитектура безопасности определяет три плоскости, соответствующие трем видам операций, осуществляемых в подсистеме железнодорожной электросвязи. Плоскостями обеспечения безопасности являются:

-    плоскость административного управления согласно [4];

-    плоскость оперативного управления (соответствует уровню доступа к услугам и ресурсам сети) согласно [3];

-    плоскость конечного пользователя (соответствует уровню клиентского оборудования) согласно [3].

В таблице 4.4 приведены три плоскости обеспечения безопасности, а также их применимость ксети железнодорожной электросвязи и техническим средствам пользователей.

Таблица 4.4

Плоскость обеспечения безопасности

Применимость

к техническим средствам сети электросвязи

к техническим средствам пользователей

Плоскость административного управления

+

+, —

Плоскость оперативного управления

+

+

ГОСТ 33397-2015

Окончание таблицы 4.4

Плоскость обеспечения безопасности

Применимость

к техническим средствам сети электросвязи

к техническим средствам пользователей

Плоскость конечного пользователя

+

+

Примечание — Знак«+» означает применяемость, знак«-» — отсутствие применяемости в случаях, когда пользователь не использует управление сетью/службой.

4.8    Для определения требований к обеспечению безопасности средств, систем и сетей железнодорожной электросвязи необходимо определение модели угроз в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт1).

4.9    Для снижения рисков должны быть реализованы требования к средствам управления в соответствии с [8], и должны быть выполнены общие мероприятия по управлению информационной безопасностью в соответствии с [9].

4.10    При выборе обобщенных критериев оценки безопасности железнодорожной электросвязи необходимо учитывать оценки безопасности на каждом из уровней (инфраструктуры; транспорта/пере-дачи и функционального; приложений).

4.10.1    Уровень инфраструктуры

4.10.1.1    Средства и системы инфраструктуры железнодорожной электросвязи, подлежащие защите:

-    линии связи;

-    направляющие линии поездной радиосвязи (направляющие системы).

4.10.1.2    Классификация факторов, воздействующих на инфраструктуру

Перечень объективных факторов, воздействующих на инфраструктуру железнодорожной электросвязи:

а)    внутренний фактор — старение материалов (металла, резины),

б)    внешние факторы:

1)    факторы техногенного характера;

2)    природные явления,стихийные бедствия.

Перечень субъективных факторов, воздействующих на инфраструктуру железнодорожной электросвязи:

а) внутренние факторы:

1)    неправомерные действия лиц, имеющих право доступа к линиям связи и направляющим системам,

2)    несанкционированное изменение инфраструктуры железнодорожной электросвязи;

б)    несанкционированный физический доступ к линиям связи и направляющим системам:

1)    хищение линий связи и направляющих систем,

2)    действия, направленные на изменение инфраструктуры железнодорожной электросвязи.

4.10.1.3    Уязвимостями инфраструктуры железнодорожной электросвязи являются:

а)    объективные:

1)    активизируемые — аппаратные закладки (устанавливаемые в линии электросвязи, в сети электропитания, в помещениях),

2)    определяемые особенностями элементов — элементы, подверженные воздействию окружающей среды (дождь, снег, солнце, другие климатические факторы),

3)    определяемые особенностями защищаемого объекта — местоположением объекта (отсутствие контролируемой зоны, наличие прямой видимости объектов, удаленных и подвижных элементов объекта);

б)    субъективные:

1) ошибки при установке или эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожной электросвязи; 11 12

1

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 октября 2015 г. № 1565-ст национальный стандарт ГОСТ Р 54957-2012 отменен с 1 июня 2016 г.

© Стандартинформ, 2016

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

'О В Российской Федерации действует ГОСТ Р 52448-2005 «Защита информации. Обеспечение безопасности сетей электросвязи. Общие положения».

2

^ В Российской Федерации действует ГОСТ Р 51275-2006 «Защита информации. Объект информатизации. Факторы, воздействующие на информацию. Общие положения».

3

4

> В Российской Федерации действует ГОСТ Р 51275-2006 «Защита информации. Объект информатизации. Факторы, воздействующие на информацию. Общие положения».

5

^ В Российской Федерации действует Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 2008 г. № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена».

6

) В Российской Федерации действуют:

Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 2008 г. № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена»;

«Перечень критически важных объектов Российской Федерации», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2006 г. № 411-рс.

7

^ В Российской Федерации действует Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 2008 г. № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена».

8

) В Российской Федерации действуют:

Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 2008 г. № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена»;

«Перечень критически важных объектов Российской Федерации», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2006 г. № 411-рс;

Федеральный закон Российской Федерации от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи».

9

10

11

11 В Российской Федерации действует ГОСТ Р 52448-2005 «Защита информации. Обеспечение безопасности сетей электросвязи. Общие положения» (приложение А).

12