Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

30 страниц

456.00 ₽

Купить ГОСТ 33390-2015 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на проектирование строительства, реконструкции постоянных мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования и устанавливает требования к нагрузкам и воздействиям. При капитальном ремонте класс нагрузки допускается устанавливать на национальном уровне.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Термины и определения

3 Нагрузки и воздействия

     3.1 Виды нагрузок и воздействий

     3.2 Расчетные нагрузки и воздействия

4 Постоянные нагрузки и воздействия

     4.1 Вертикальные нагрузки от собственного веса

     4.2 Воздействие предварительного напряжения, усадки и ползучести бетона

     4.3 Давление грунта от веса насыпи на опоры мостовых сооружений

     4.4 Гидростатическое давление

     4.5 Воздействие осадки грунта в основании опор мостов

5 Временные нагрузки от транспортных средств и пешеходов

     5.1 Нагрузка от транспортных средств

     5.2 Нагрузка на тротуары от пешеходов

     5.3 Горизонтальное давление грунта на подпорные стенки и устои (крайние опоры) мостовых сооружений от транспортных средств

     5.4 Горизонтальная поперечная нагрузка от центробежной силы

     5.5 Горизонтальная поперечная нагрузка от ударов транспортных средств

     5.6 Горизонтальная продольная нагрузка от торможения и силы тяги

     5.7 Динамические коэффициенты к нагрузкам от транспортных средств

6 Прочие временные нагрузки и воздействия

     6.1 Ветровая нагрузка

     6.2 Ледовые нагрузки

     6.3 Нагрузка от навала судов

     6.4 Температурные воздействия

     6.5 Нагрузка от воздействия морозного пучения

     6.6 Строительные нагрузки

     6.7 Сейсмические нагрузки

     6.8 Сопротивление трению в подвижных опорных частях

     6.9 Нагрузка от столкновения транспортного средства с опорами путепровода

     6.10 Коэффициенты надежности по нагрузке к прочим временным нагрузкам и воздействиям

Приложение А (обязательное) Карта районирования территории стран СНГ по давлению ветра

Приложение Б (обязательное) Карта районирования территории стран СНГ по давлению льда

Приложение В (рекомендуемое) Коэффициент сочетаний т для временных нагрузок и воздействий

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ. МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION. METROLOGY AND CERTIFICATION

ГОСТ

33390—

2015

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

Дороги автомобильные общего пользования

МОСТЫ

Нагрузки и воздействия

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2016

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН АО «Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт» (Технический комитет по стандартизации ТК-42 «Автомобильные дороги»)

2    ВНЕСЕН Комитетом технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 22 июля 2015 г. № 78-П)

За принятие проголосовали:

Кратко* наименован*»* страны no МК (ИСО 3166) 004—97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

КZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2016 г. № 1006-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33390-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 8 сентября 2016 г.

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ. 2016

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

б) на тротуары мостовых сооружений на автомобильных дорогах — при отсутствии нагрузки АК —

4.0 кПа. при учете совместно с нагрузкой АК — в соответствии с п 3.5 ГОСТ 32960-2014 «Автомобильные дороги общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения»;

2) горизонтальной — при расчете перил мостовых сооружений — 1.0 кН/м;

а) при расчете элементов служебных проходов мостовых сооружений равномерно распределенная нагрузка должна приниматься равной 2.0 кПа. При расчете основных несущих конструкций мостовых сооружений указанная нагрузка на тротуары не учитывается.

При расчете элементов тротуаров следует учитывать также нагрузки от приспособлений, предназначенных для осмотра конструкций мостовых сооружений.

5.3    Горизонтальное давление грунта на подпорные стенки и устои (крайние опоры)

мостовых сооружений от транспортных средств

5.3.1    При расчете устойчивости и прочности подпорных стен и устоев (крайних опор) в качестве временной подвижной нагрузки следует принимать нормативную нагрузку НК.

5.3.2    При расчете устойчивости и прочности подпорных стен и устоев нагрузку от транспортных средств следует приводить к равномерно-распределенной по площади нагрузки интенсивностью 5.4 К кн/м2. распределенной на прямоугольном участке размером 3.8 м вдоль оси проезда и 3.5 м поперек проезда.

5.4    Горизонтальная поперечная нагрузка от центробежной силы

Нормативную горизонтальную поперечную нагрузку от центробежной силы для мостовых сооружений Fh, кН. расположенных на кривых радиусом R следует предусматривать в виде сосредоточенной одиночной силы Fh, приложенной в радиальном направлении в уровне на 1.5 м выше верха дорожного покрытия.

Значение Fh вычисляют по формулам

для R <= 250 м Fh = 4.5 • К.

(51)

Для R свыше 250 до 600 м:

для R < 600 м Fh = 1100 • K/R,

(52)

для R> 600 м Fh = 0.

(53)

где К — класс нагрузки АК.

При многополосном движении, нагрузку Fh следует учитывать со всех полос движения с коэффициентом s, в соответствии с 5.1.9. Центробежная сила от нагрузок типа НК не учитывается.

5.5 Горизонтальная поперечная нагрузка от ударов транспортных средств

Нормативную горизонтальную поперечную нагрузку от ударов транспортных средств независимо от числа полос движения на мостовом сооружении следует предусматривать: от автомобильной нагрузки АК — в виде равномерно распределенной нагрузки равной 0.39К. кН/м. или сосредоточенной силы равной 5.9К, кН. приложенной в уровне верха покрытия проезжей части, где К — класс нагрузки АК.

При расчете принимается большее из значений 0.39К (кН/м) и 5,9К (кН).

При расчете элементов ограждения проезжей части, а также их прикреплений горизонтальные нагрузки следует принимать:

а)    для сплошных жестких железобетонных парапетных ограждений — в виде поперечной нагрузки 11.8К. кН. распределенной по длине 1 м и приложенной к ограждению на уровне 2/3 высоты ограждения (от поверхности проезда);

б)    для бордюров — в виде поперечной нагрузки 5.9К. кН. распределенной по длине 0.5 м и приложенной в уровне верха бордюра:

в)    для консольных стоек полужестких металлических барьерных ограждений — в виде сосредоточенных сил, действующих одновременно в уровне направляющих планок и равных:

8

ГОСТ 33390-2015

* поперек проезда — 4.41К. кН;

- вдопь проезда — 2.45К. кН. где К — кпасс нагрузки АК;

г) дпя металлических барьерных ограждений при непрерывных направляющих планках нагрузку, действующую вдоль моста, допускается распределять на четыре расположенные рядом стойки.

5.6 Горизонтальная продольная нагрузка от торможения или силы тяги

Нормативную горизонтальную продольную нагрузку от торможения или силы тяги следует принимать равной:

а)    при расчете элементов пролетных строений и опор мостовых сооружений, процент к весу нормативной равномерно распределенной части нагрузки АК (вес тележек в нагрузках не учитывается) — 50. но не менее 7.8К, кН и не более 24.5К. кН;

б)    при расчете элементов деформационных швов мостовых сооружений на дорогах:

1)    IA. 1Б. IB. II и III категории — 6.86К. кН;

2)    IV. V категорий и ниже — 4.9К. кН. где К — класс нагрузки АК.

При расчетах в случае «а» высоту приложения горизонтальных продольных нагрузок (от верха покрытия проезжей части) следует принимать равной 1,5 м.

Горизонтальную продольную нагрузку при расчете деформационных швов следует прикладывать в уровне проезда и предусматривать в виде двух равных сил. удаленных одна от другой на 1.9 м.

Продольную нагрузку следует учитывать со всех полос одного направления движения, а если в перспективе предусматривается перевод движения на одностороннее — со всех полос движения.

Во всех случаях следует учитывать коэффициент s, согласно требованиям 5.1.9.

От транспортных средств, находящихся на призме обрушения грунта у крайних опор, продольная нагрузка не учитывается.

В мостовых сооружениях с балочными пролетными строениями продольную нагрузку от торможения допускается прикладывать в уровне верха проезжей части — при расчете крайних опор, и в уровне центров опорных частей — при расчете промежуточных опор Влияние момента от переноса нагрузки допускается не учитывать.

Продольное усилие от торможения и силы тяги, передаваемые на неподвижные опорные части следует принимать в размере 100 % полного продольного усилия, действующего на пролетное строение. При этом не следует учитывать продольное усилие от установленных на той же опоре подвижных опорных частей соседнего пролета, кроме случая расположения в разрезных пролетных строениях неподвижных опорных частей со стороны меньшего из примыкающих к опоре пролета. Усилие на опору в указанном случае следует предусматривать равным сумме продольных усилий, передаваемых через опорные части обоих пролетов, но не более усилия, передаваемого со стороны большего пролета при неподвижном его опирании.

Усилие, передающееся на опору с неподвижных опорных частей неразрезных и температурно-не-разрезных пролетных строений, допускается предусматривать равным полной продольной нагрузке с пролетного строения за вычетом сил трения в подвижных опорных частях при минимальных коэффициентах трения, но не менее величины, приходящейся на опору при распределении полного продольного усилия между всеми промежуточными опорами пропорционально их жесткости.

Продольная горизонтальная нагрузка от торможения и силы тяги должна распределяться между всеми опорами (крайними и промежуточными) пропорционапьно их жесткостям. Жесткость опор должна определяться с учетом деформации упругих полимерных опорных частей. При этом усипие, передаваемое на опору, не может быть больше сил трения в скользящих опорных частях при максимальном коэффициенте трения.

Усилие, передаваемое на опору, принимается большим из расчетов двух состояний: состояние 1 — промежуточные опоры жестко защемлены в уровне фундаментов, а опорные части имеют максимальную жесткость (зимний период) или максимальный коэффициент трения: состояние 2 — опоры имеют минимальную жесткость, учитывающую податливость фундамента, а опорные части имеют минимальную жесткость (летний период) или минимальный коэффициент трения.

Допускается в сооружении с рамно-неразрезным или температурно-неразрезным пролетном строением с упругими опорными частями на всех опорах, усилия в промежуточных опорах секций определять по первому состоянию (зимний период) в предположении полной неподвижности крайних опор под упругими опорными частями.

9

ГОСТ 33390-2015

5.7 Динамические коэффициенты к нагрузкам от транспортных средств

Динамический коэффициент 1 + и к нагрузкам от транспортных средств следует принимать рав

ным:

-    к автомобильным нагрузкам АК и НК:

к тележкам нагрузки АК для расчета элементов проезжей части    — 1.4;

к тележкам нагрузки АК для расчета других элементов конструкций:

-    стальных и сталежелезобетонных мостов    —1.4;

-    железобетонных мостов    —1.3;

-    деревянных мостов    —1.0;

-    к равномерно распределенной нагрузке АК    —1.0;

-к нагрузке НК    —1.0;

-    для элементов деформационных швов, расположенных в уровне проезжей части автодорожных и городских мостов, и их анкеровки (к возможным вертикальным и горизонтальным усилиям):

к нагрузке АК 1 + р = 2,00;    (5.4)

к нагрузке НК 1 ♦ р = 1,30;    (5.5)

рогах


-    для железобетонных звеньев труб и подземных пешеходных переходов на автомобильных до-

1+и-1.00;    (5.6)

-    к вертикальным подвижным нагрузкам для пешеходных мостов и к нагрузкам на тротуарах

1+И = 1.00;    (5.7)

-    к нагрузке СН-1800/200

1* И-1.00;    (5.8)

• к вертикальным подвижным нагрузкам на тротуарах

1*11-1.00;    (5.9)

-    к временным горизонтальным нагрузкам и давлению грунта на опоры от транспортных средств

1 ♦ ц* 1,00;    (5.10)

(511)

- к нагрузкам № 20 (столкновение транспортного средства с опорами путепровода)

1 ♦ и =1.00

6 Прочие временные нагрузки и воздействия

6.1 Ветровая нагрузка

(6.1)

Нормативное значение ветровой нагрузки wn следует определять как сумму нормативных значений средней составляющей горизонтальной ветровой нагрузки wm, кПа. и пульсационной wp. кПа. вычисляемых по формуле

wn = wm + wp

ГОСТ 33390-2015

6.1.1 Нормативное значение средней составляющей горизонтальной ветровой нагрузки wm. кПа. на высоте z над поверхностью воды или земли вычисляют по формуле

wm = w0 • К • Cw,    (6.2)

где w0 — нормативное значение давления ветра, кПа, на высоте 10 м от поверхности земли, принимают в соответствии с требованиями таблицы 4, в зависимости от района ветровой нагрузки в соответствии с приложением А, в зоне которого возводится сооружение;

Таблица 4

Ветровые районы (принимаются в соответствии с приложением А)

1

II

III

IV

V

VI

VII

w0. кПа

0.U

0,23

0,30

0,38

0,48

0,60

0,73

0,85

К — коэффициент, учитывающий изменение ветрового давления на высоте г, принимается в соответствии с требованиями таблицы 5 в зависимости от типа местности:

Таблица 5

Высота г. м

3качение коэффициента К для типов местности*

В

С

D

<5

0,75

0.5

0.4

10

1.0

0,65

0.4

20

1.25

0,85

0.55

40

1.5

1.1

0.8

60

1.7

1.3

1.0

80

1,85

1,45

1.15

100

2.0

1.6

1.25

150

2,25

1.9

1,55

200

2.45

2.1

1,8

*В — открытые побережья морей, озер и водохранилищ, пустыни, степи, лесостепи;

С — городские территории и лесные массивы и другие местности, равномерно покрытые препятствиями высотой более 10 м;

D — районы с застройкой зданиями высотой более 25 м Сооружение считается расположенным на местности данного типа, если эта местность сохраняется с наветренной стороны сооружения на расстоянии 30h при высоте h до 60 м и 2 км при большей высоте, где h —высота препятствий

Cw — аэродинамические коэффициенты лобового сопротивления конструкции мостов, которые зависят от конфигурации сооружения, принимаются в соответствии с требованиями таблицы 6.

Таблица 6

Части или элементы пролетных строений и опор мостовых сооружений

Значение аэродинамического коэффициента Cw

1 Главные фермы сквозных пролетных строений балочной и арочной систем

2.8

2 Балочная клетка и мостовое полотно пролетных строений

1.6

3 Пролетные строения со сплошными балками (число балок более 1)

1.7

4 То же. с одной коробчатой балкой

1.5

11

Окончание таблицы 6

Части или элементы пролетных строений и опор мостовых сооружений

Значение аэродинамического коэффициента Cw

5 То же, с двумя коробчатыми балками

1.75

6 Бетонные и железобетонные опоры

а) поперек моста

2.1

при прямоугольном сечении

то же. но с закруглениями

1.75

то же. круглое сечение

1.4

то же. в виде двух круглых столбов

1.8

б) вдоль моста при прямоугольном сечении

2.1

7 Стальные опоры

а) однорядные:

поперек моста

2.5

вдоль моста

1.8

б) башенные сквозные при числе плоскостей (поперек направления ветра) 2—4

2.1—3,0

8 Перильные ограждения

а) в мостах с ездой поверху для плоскостей

не защищенных от ветра

1.4

закрытых от ветра подвижным составом

0.8

б) в мостах с ездой понизу

с наветренной стороны, не закрытой элементами сквозных ферм

1.4

то же, закрытой элементами сквозных ферм

1.1

то же, закрытой элементами сквозных ферм и подвижным составом

0.6

6.1.2 Нормативное значение пульсационной составляющей ветровой нагрузки wp. кПа. на высоте Z. вычисляют по формуле

Wp = Wm • с • L ■ V,    (6.3)

где с — коэффициент динамичности принимают равным 1,2;

L — коэффициент пульсации давления ветра; v — коэффициент пространственной корреляции.

Значение Wp допускается уточнять в соответствии с требованиями национальных норм и правил. Произведение коэффициентов L v допускается принимать по формуле

L • v = 0.55-0.15 • ХУ 100, но не менее 0.3,    (6.4)

где X — длина пролета или высота опоры.

6.1.3 Нормативную интенсивность полной ветровой поперечной горизонтальной нагрузки при проектировании индивидуальных (нетиповых) конструкций пролетных строений и опор следует принимать не менее 0.59 кПа (60 кгс/м2) — при загружении конструкций временной вертикальной нагрузкой и 0.98 кПа (100 кгс/м2) — при отсутствии загружения этой нагрузкой.

ГОСТ 33390-2015

Распределение ветровой нагрузки по длине пролета допускается принимать равномерным.

6.1 4 Нормативную горизонтальную поперечную ветровую нагрузку Рв. кН. действующую на элементы мостовых сооружений, следует принимать равной произведению соответствующей нормативной интенсивности ветровой нагрузки. Wm. на рабочую ветровую поверхность элементов мостовых сооружений FB, м2 и вычисляют по формуле

Pe = WmFB.    (6.5)

Рабочую ветровую поверхность FB для элементов мостовых сооружений следует принимать равной:

-    для главных ферм сквозных пролетных строений и сквозных опор — площади проекции всех элементов наветренной фермы на плоскость, перпендикулярную направлению ветра, при этом для стальных ферм с треугольной или раскосной решеткой ее допускается принимать в размере 20 % площади, ограниченной контурами фермы:

-    для проезжей части сквозных пролетных строений — боковой поверхности ее бапочной клетки, не закрытой поясом главной фермы:

• для пролетных строений со сплошными балками — боковой поверхности наветренной главной балки;

-    для сплошных опор — площади проекции тела опоры от уровня грунта или водной поверхности на плоскость, перпендикулярную направлению ветра.

Нормативную горизонтальную продольную ветровую нагрузку для сквозных пролетных строений следует принимать в размере 60 %. для пролетных строений со сплошными балками — 20 % соответствующей полной нормативной поперечной ветровой нагрузки.

Продольная ветровая нагрузка на транспортные средства, находящиеся на мостовом сооружении, не учитывается.

Горизонтальное усилие от продольной ветровой нагрузки, действующей на пролетное строение, следует принимать передающимся на опоры в уровне центра опорных частей — для мостовых сооружений с балочными пролетными строениями и в уровне оси ригеля рамы — для мостовых сооружений рамной конструкции. Распределение усилий между опорами следует принимать таким же. как и распределение горизонтального усилия от торможения, в соответствии с 5.6.

При расчете гибких мостовых конструкций консольного вида (например, стальных пролетных строений во время сборки внавес или при продольной надвижке, пилонов висячих и вантовых мостовых сооружений в процессе строительства и монтажа, башен подъемных пролетных строений разводных мостов, а также висячих и вантовых мостов на стадии эксплуатации и др.) следует учитывать влияние динамической составляющей ветровой нагрузки, вызываемой пульсациями скоростного напора. а также выполнять проверку на резонанс колебаний в направлении, перпендикулярном ветровому потоку, руководствуясь требованиями национальных строительных норм и правил.

6.1.5 Аэродинамическая устойчивость

Пролетные строения и пилоны висячих и вантовых мостов, а также все балочные мосты пролетом более 100 м при соотношении длины пролета к высоте пролетного строения меньше 1/36 необходимо проверять на аэродинамическую устойчивость типа вихревой резонанс, дивергенция, галопирование и флаттер.

6.1.5.1    Критическая скорость дивергенции должна превышать расчетную скорость ветра в уровне балки жесткости пролетного строения не менее чем вдвое.

6.1.5.2    В случае, если минимальная частота крутильного тона колебаний не превышает более чем вдвое минимальную частоту изгибных колебаний пролетного строения, необходимо исследовать возможность возникновения флаттера. При этом критическая скорость возникновения флаттера должна быть не менее чем в 1.5 раза больше расчетной скорости ветра в уровне балки жесткости пролетного строения.

6.1.5.3    Галопирование пролетных строений мостов, ферм пилонов и опор должно быть исключено. Критическая скорость галопирования должна не менее чем в 1.25 раза превышать расчетную скорость ветра в уровне балки жесткости пролетного строения.

Оценку возможности возникновения галопирования пролетных строений мостов необходимо проводить по критерию Ден-Гартога

13

ГОСТ 33390-2015

Содержание

1    Область применения.................................................................1

2    Термины и определения...............................................................1

3    Нагрузки и воздействия...............................................................2

3.1    Виды нагрузок и воздействий.......................................................2

3.2    Расчетные нагрузки и воздействия..................................................3

4    Постоянные нагрузки и воздействия.....................................................5

4.1    Вертикальные нагрузки от собственного веса.........................................5

4.2    Воздействие предварительного напряжения, усадки и ползучести бетона..................5

4.3    Давление грунта от веса насыпи на опоры мостовых сооружений.........................5

4.4    Гидростатическое давление........................................................5

4.5    Воздействие осадки грунта в основании опор мостов...................................6

5    Временные нагрузки от транспортных средств и пешеходов.................................6

5.1    Нагрузка от транспортных средств..................................................6

5.2    Нагрузка на тротуары от пешеходов.................................................6

5.3    Горизонтальное давление грунта на подпорные стенки и устои (крайние опоры)

мостовых сооружений от транспортных средств..........................................8

5.4    Горизонтальная поперечная нагрузка от центробежной силы.............................8

5.5    Горизонтальная поперечная нагрузка от ударов транспортных средств....................8

5.6    Горизонтальная продольная нагрузка от торможения и силы тяги.........................9

5.7    Динамические коэффициенты к нагрузкам от транспортных средств.....................10

6    Прочие временные нагрузки и воздействия..............................................10

6.1    Ветровая нагрузка...............................................................10

6.2    Ледовые нагрузки...............................................................14

6.3    Нагрузка от навала судов.........................................................16

6.4    Температурные воздействия......................................................16

6.5    Нагрузка от воздействия морозного лучения.........................................17

6.6    Строительные нагрузки...........................................................17

6.7    Сейсмические нагрузки...........................................................18

6.8    Сопротивление трению в подвижных опорных частях..................................18

6.9    Нагрузка от столкновения транспортного    средства с опорами путепровода................19

6.10    Коэффициенты надежности по нагрузке к прочим временным нагрузкам и воздействиям .. .20 Приложение А (обязательное) Карта районирования территории стран СНГ по давлению ветра .. .21 Приложение Б (обязательное) Карта районирования территории стран СНГ по давлению льда ... .22 Приложение В (рекомендуемое) Коэффициент сочетаний ц для временных нагрузок

и воздействий...........................................................23

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Дороги автомобильные общего пользования МОСТЫ Нагрузки и воздействия

Automobile roads of the general use Bridges Load models and actions

Дата введения — 2016—09—08

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на проектирование строительства, реконструкции постоянных мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования и устанавливает требования к нагрузкам и воздействиям. При капитальном ремонте класс нагрузки допускается устанавливать на национальном уровне.

Примечание — В части вертикальных временных нагрузок настоящий ГОСТ следует рассматривать совместно с ГОСТ «Дороги автомобильные общего пользования Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения»

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями.

2.1    нагрузка монтажная: Вид временной нагрузки от средств механизации, различных обустройств ит.д., действующей только в период строительства сооружения.

2.2    нагрузка нормативная: Постоянная вертикальная или горизонтальная нагрузка определяемая по геометрическим размерам проектируемых элементов, их форме и виду материала. Временная подвижная вертикальная или горизонтальная нагрузка от транспортных средств или от других факторов. установленная нормативными документами.

2.3    нагрузка расчетная: Устанавливаемая нормами расчета нагрузка, на которую рассчитывают сооружение, принимая ее равной произведению нормативной нагрузки на коэффициент надежности и динамический коэффициент.

2.4    нагрузка подвижная: Временная вертикальная нагрузка, которая может занимать на сооружении оговоренное нормами положение (транспортные средства, толпы людей).

2.5    нагрузка постоянная: Нагрузка, которая при расчете данной системы принимается действующей постоянно.

2.6    нагрузка равномерно распределенная: Распределенная нагрузка постоянной интенсивности на единицу длины (площади) поверхности.

2.7    нагрузка тормозная: Горизонтальная нагрузка, действующая вдоль оси мостового сооружения и возникающая при торможении подвижной нагрузки на мостовом сооружении.

2.8    нагрузка эквивалентная: Условная, равномерно распределенная по длине мостового сооружения нагрузка, действие которой вызывает в рассматриваемом сечении конструкции усилия, равные усилиям от расчетной нагрузки.

Издание официальное

3 Нагрузки и воздействия

3.1    Виды нагрузок и воздействий

3.1.1    Конструктивные элементы мостовых сооружений следует рассчитывать на нагрузки и воздействия и их сочетания, в соответствии с требованиями таблицы 1.

Таблица 1

X X о. х £

1 2

Наименование нагрузки и воздействия

Номер нагрузки, не учитываемой в сочетании с данной нагрузкой (воздействием)

Коэффициенты надежности по нагрузке.

Гг

А Постоянные

1

Собственный вес конструкции, в том числе

Вес всех конструкций, кроме указанных ниже

1.1 (0.9)

16

Вес выравнивающего, изоляционного, защитного слоев, ограждений, коммуникаций

1.3 (0.9)

Вес покрытия на ездовом полотне и тротуарах мостового сооружения

1.5 (0.9)

2

Воздействие предварительного напряжения арматуры в конструкции и регулирование усилий

1.2 (0.8)

3

Давление грунта от веса насыпи на опоры мостовых сооружений

1.4 (0.7)

4

Гидростатическое давление

1.1 (0.9)

5

Воздействие усадки и ползучести бетона

1.1 (0.9)

6

Воздействие осадки грунта в основании опор мостовых сооружений

1.5 (0.5)

Б Временные от транспортных средств и пешеходов

7

Вертикальные нагрузки

16, 17. 20

типа «АК»

- от двухосной тележки

20

1.5

- от равномерной распределенной нагрузки

20

1.25

76

типа «НК»

20

1.1

* специальная нагрузка СН-1800/200

20

1.0

Нагрузка от пешеходов

-    при расчете пешеходных мостов

-    при расчете конструкций тротуаров

-    при расчете конструкций служебных проходов

-    при расчете пролетных строений и опор

1.4

1.4 1.1

1.2

8

Давление грунта от транспортных средств

16. 17. 18

1.0

9

Горизонтальная поперечная нагрузка от центробежной силы

10. 16. 17. 20

1.15

Окончание таблицы 1

Номер нагрузки и воздействия

Наименование нагрузки и воздействия

Номер нагрузки, не учитьваемой в сочетании с данной нагрузкой (воздействием)

Коэффициенты надежности по нагрузке.

Yf

10

Горизонтальные поперечные удары от транспортных средств

9. 11, 12. 14, 16, 17. 18. 20

1.15

11

Горизонтальная продольная нагрузка от торможения или силы тяги

10, 13. 14. 16, 17. 20

1.15

В Прочие временные нагрузки

12

Ветровая нагрузка

-    при эксплуатации

-    при строительстве и монтаже

10. 14. 18. 20

1.4

1.0

13

Ледовая нагрузка

11. 14, 15—18.20

1.2

14

Нагрузка от навала судов

10. 11. 12. 13. 15. 16, 17. 18. 19. 20

1.2

15

Температурные климатические воздействия

14. 18, 20

1.2

16

Воздействие морозного пучения грунта

7—11. 13. 14. 18.20

1.3

17

Строительные нагрузки

7—11. 14. 18, 20

по таблице 2

18

Сейсмические нагрузки

10. 12—17. 19. 20

1

19

Сопротивление трению и сдвигу в опорных частях

11. 14. 18. 20

1.0

20

** Нагрузка, создаваемая транспортным средством при столкновении с опорами путепровода

7—19

1.0

• Необходимость проектирования под нагрузки СН-1800/200 устанавливается в задании на проектирование и регулируется национальными стандартами

** В случае установки вдоль опор барьерного ограждения нагрузка No 20 не учитывается

Примечания

1    Значения yf, указанные в скобках, следует принимать в случаях, когда указанная нагрузка уменьшает суммарное воздействие на элементы конструкции

2    Приведенные значения коэффициентов надежности по нагрузкам *, следует применять при расчетах 1 группы предельного состоянии, кроме расчетов на выносливость При расчете на выносливость для 1 группы предельного состояния и при всех расчетах II группы предельного состояния значение у, = 1

3    Нагрузка No 20 не применяется в случае защиты опор ограждениями

3.2 Расчетные нагрузки и воздействия

3.2.1 Значения нагрузок и воздействий для расчета конструкций мостовых сооружений следует предусматривать с коэффициентами:

-    надежности по нагрузке yf, значение которых следует принимать в соответствии с требованиями таблиц 1. 2. 3;

-    динамическими (1 + ц), значение которых следует принимать в соответствии с требованиями таблицы 3 и разделом 5.7.

3

Таблица 2

Прочие временные нагрузки и воздействия

Коэффициент надежности по нагрузке уу

Строительные нагрузки

- собственный вес вспомогательных обустройств

1.1. (0.9)

- вес складируемых строительных материалов и воздействие искусственного регулирования во вспомогательных сооружениях

1.3 (0.8)

- вес работающих лкадей. инструментов, мелкого оборудования

1.3 (0.7)

- вес кранов, копров и транспортных средств

1.1 (1.0)

- усилия от гидравлических домкратов и электрических лебедок при подъеме и передвижке

1.3 (1.0)

- усилия от трения при перемещении пролетных строений и других грузов

на катках

1.3 (1.0)

на салазках

1.1 (1.0)

на тележках

1.2 (1.0)

Примечания — Значения у, указанные в скобках, принимают в случаях, когда при невыгодном сочетании нагрузок увеличивается их суммарное воздействие на элементы конструкции

Таблица 3

Группа

предельного

состояния

Виды расчета

Вводимые коэффициенты

ко всем нагрузкам кроме подвижной

к подвижной вертикальной

1

а) все расчеты, кроме перечисленных в подпунктах б),

в), г)

Ъ

Yfi 1 ♦ И

б)на выносливость

г, = 1

V'T"

в) по устойчивости положения

(1

7f

г) по сочетаниям, включающие сейсмическую нагрузку

Y|

Yf

II

Все расчеты, включая расчеты по образованию и раскрытию трещин в железобетоне

г,= 1

Y,= 1

3.2.2 Коэффициенты сочетаний ц, учитывающие уменьшение вероятности одновременного появления расчетных нагрузок следует во всех расчетах принимать равными:

-    ») = 1 — к постоянным нагрузкам № 1—6 и к нагрузке № 17;

-    при учете действия только одной из временных нагрузок или группы сопутствующих одна другой нагрузок № 7—9 без других нагрузок ц = 1;

-    при учете действия двух или более нагрузок (условно считая группу нагрузок № 7—9 за одну нагрузку) — к одной из временных нагрузок ц = 0,8, к остальным — ц = 0.7.

Примечания

1    Положение пункта 3.2.2 не распространяется на нагрузки № 12 и № 18.

2    К нагрузке No 12 во всех случаях сочетания с нагрузками No 7—9 следует принимать ц = 0.25.

3    При учете нагрузки No 18 совместно с нагрузками No 7—8. 19 к нагрузке No 18 следует принимать ц = 0.8, к нагрузке No 19 — ц = 0.7. к нагрузкам No 7—8 — ц = 0.3.

4    Во всех сочетаниях нагрузок коэффициенты г\ следует принимать к нагрузкам No 7—9 — одинаковыми, к нагрузке No 11 не более чем к нагрузке No 7.

5    Таблица коэффициентов сочетаний ij для временных нагрузок и воздействий приведена в приложении В

4

ГОСТ 33390-2015

4 Постоянные нагрузки и воздействия

4.1    Вертикальные нагрузки от собственного веса

Нормативные вертикальные нагрузки от собственного веса конструкции следует определять по проектным объемам элементов и частей конструкции, включая постоянные смотровые приспособления. опоры и провода линий электропередач и связи и другие коммуникации.

Для балочных пролетных строений нагрузку от собственного веса допускается предусматривать равномерно распределенной по длине пролета, если величина ее на отдельных участках отклоняется от средней величины не более чем на 10 %.

4.2    Воздействие предварительного напряжения, усадки и ползучести бетона

Нормативное воздействие предварительного напряжения следует устанавливать по контролируемому усилию с учетом нормативных величин потерь, соответствующих рассматриваемой технологической стадии проектирования по изготовлению изделия.

В железобетонных и сталежелезобетонных конструкциях кроме усилий, связанных с технологией выполнения работ по предварительному напряжению и регулированию усилий, следует учитывать усилия. вызываемые усадкой и ползучестью бетона.

Нормативное воздействие усадки и ползучести бетона следует предусматривать в виде относительных деформаций и учитывать при определении перемещений и усилий в конструкциях статически неопределимых систем и предварительно напряженных конструкциях. Ползучесть бетона следует определять только от действия постоянных нагрузок.

Потери от предварительного напряжения арматуры следует определять в соответствии с требованиями национальных строительных норм и правил.

4.3    Давление грунта от веса насыпи на опоры мостовых сооружений

Нормативное давление грунта от веса насыпи на опоры мостовых сооружений. кПа (тс/м2), вычисляют по формулам:

а) вертикальное давление

Pv = Yn-h.    (4-1)

б) горизонтальное (боковое) давление

Pn я Yn • h * V    (4    2)

где h — высота засыпки, м;

Yn — нормативный удельный вес грунта. кН/м3;

тп — коэффициент нормативного бокового давления грунта засыпки береговых опор мостов, вычисляют по формуле:

5)    <43>

где чп _ нормативный угол внутреннего трения грунта, в градусах.

Значения уп и <рп следует, как правило, устанавливать по данным лабораторных исследований образцов грунтов, предназначенных для засыпки сооружения, а при их отсутствии следует принимать равными — уп = 17.7 кН/м3, ч п = 35° для дренирующих и ч п = 30е — для связных и сыпучих грунтов засыпки.

4.4 Гидростатическое давление

Нормативное гидростатическое давление (взвешивающее действие воды) на грунты и части мостового сооружения, расположенные ниже уровня поверхностных или подземных вод. следует учиты-

5

вать в расчетах по несущей способности оснований и по устойчивости положения фундаментов, в случаях. если фундаменты заложены в песках, супесях и илах. При заложении фундаментов в суглинках и глинах взвешивающее действие воды требуется учитывать в случаях, когда оно создает наиболее неблагоприятные расчетные условия. Уровень воды следует принимать наиболее невыгодный — самый низкий (УМВ) или самый высокий (УВВ).

4.5 Воздействие осадки грунта в основании опор мостов

Нормативное воздействие от осадки грунта в основаниях опор мостовых сооружений должно учитываться при проектировании пролетных строений внешне статически неопределимых систем и предусматриваться по результатам расчета осадок фундаментов.

5 Временные нагрузки от транспортных средств и пешеходов

5.1    Нагрузка от транспортных средств

5.1.1    В настоящем стандарте предусмотрены 3 модели нагрузок:

-    АК — нагрузка, моделирующая воздействие на сооружение транспортного потока, состоящего из автомобилей разного типа:

-    НК — нагрузка, моделирующая воздействие одиночного транспортного средства;

-    СН-1800/200 — специальное транспортное средство, моделирующее многоосные прицепы-тяжеловозы. для транспортирования неделимых промышленных грузов.

Нормативная нагрузка АК включает в себя одну двуосную тележку с нагрузкой на ось. равной 10К (кН) и равномерно распределенную вдоль полосы движения нагрузку интенсивностью К (кН/м).

Нормативная нагрузка НК представляет собой одиночную четырехосную тележку с нагрузкой на каждую ось 18К (кН).

Класс нагрузки К принимается в соответствии с 5.1.2.

СН-1800/200 — представляет собой одиночную девятиосную тележку, с нагрузкой на ось 200 kN и расстоянием между осями 1,5 м.

Схемы нагрузок АК. НК и СН-1800/200 приведены на рисунке 1.

5.1.2    Класс нагрузки «К» для нагрузок АК и НК следует принимать в соответствии с ГОСТ 32960

2014.

Правила применения нагрузки СН-1800/200 регламентируются национальными стандартами. Нагрузку СН/1800/200 при проектировании следует учитывать только в случаях, если этот класс нагрузки установлен в задании на проектировании.

5.1.3    Схемы нагружения для расчета конструкций мостовых сооружений

При расчете элементов мостовых сооружении нормативные нагрузки следует устанавливать в наиболее невыгодное, для рассчитываемого элемента, положение.

5.1.4    Схемы нагружения нагрузками АК и НК следует принимать в соответствии с ГОСТ 32960— 2014 «Автомобильные дороги общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения».

5.1.5    Нагрузку НК не учитывают совместно с временной нагрузкой на тротуарах, с сейсмическими нагрузками, а также при расчетах конструкций на выносливость. При расчетах по второму предельному состоянию нагрузка НК принимается с коэффициентом 0,8.

5.1.6    При расчете на прочность элементов мостовых сооружений нагрузку СН-1800/200 следует располагать вдоль направления движения по оси проезжей части.

При расчете по второй группе предельных состояний и на выносливость нагрузка СН-1800/200 не учитывается.

5.2 Нагрузка на тротуары от пешеходов

Нормативную временную нагрузку для пешеходных мостов и тротуаров следует предусматривать в виде;

1) вертикальной равномерно распределенной нагрузки:

а) на пешеходные мосты — 4,0 кПа;

6


а) Р = 10К кН

Размеры в метрах



I-I


р р

Р/2 Р/2

LLi X

0.2 1|[0.2

|d = 1.5

0,6 0 с =1,9

v-KkH/m

0.5v 0.5v

1 1 I t 1 1 ! »

? I » ft!

I ~



II-II

Р/2    Р/2

Ш—-w

0,8    1    I    10.8

с = 2,7


II


в) Р = 200 кН    HL


III -III




d — база нагрузок АК.НК.СН-1800/200, с — ширина колеи нагрузок НК. АК. СН-1800/200;

а)    автомобильная нагрузка АК в виде полосы равномерно распределенной нагрузки интенсивностью v и одиночной тележки с давлением на ось Р.

б)    одиночная нагрузка НК.

в)    специальная нагрузка СН-1800/200,

Рисунок 1 — Схемы нагрузок от транспортных средств для расчета мостовых сооружений

на автомобильных дорогах


7