Купить ГОСТ 33358-2015 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Устанавливает термины и определения в области функциональной безопасности систем управления и обеспечения безопасности движения поездов.
Переиздание. Декабрь 2018 г.
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
Приложение А (рекомендуемое) Показатели функциональной безопасности
Алфавитный указатель терминов на русском языке
Алфавитный указатель эквивалентов терминов на английском языке
Библиография
Дата введения | 01.03.2016 |
---|---|
Добавлен в базу | 12.02.2016 |
Актуализация | 01.01.2021 |
18.06.2015 | Утвержден | Межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации | 47 |
---|---|---|---|
25.08.2015 | Утвержден | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии | 1191-ст |
Разработан | ОАО НИИАС | ||
Издан | Стандартинформ | 2015 г. | |
Издан | Стандартинформ | 2016 г. | |
Издан | Стандартинформ | 2018 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(МГС)
INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
ГОСТ
33358—
2015
(ISC)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
Безопасность функциональная
Термины и определения
Издание официальное
Москва
Стандартинформ
2016
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения,обновления и отмены»
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и проектноконструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (ОАО «НИИАС»)
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 18 июня 2015 г. № 47)
За принятие проголосовали: | |||||||||||||||||||||
|
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 августа 2015 г. № 1191-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33358-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2016 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2016 г.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок- в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
© Стандартинформ, 2016
В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
60 уровень полноты безопасности программного обеспечения:
Классификационное число, которое определяет методы и меры, которые должны быть применены по отношению к программному обеспечению.
Примечание - В европейской практике [1] используют пять уровней полноты безопасности программного обеспечения: от SIL 0 (самый низкий) до SIL 4 (самый высокий).
61 интеграция системы: Процесс объединения аппаратных средств и программного обеспечения в единую систему и обеспечение того, что они будут функционировать совместно, как единая система.
Примечание - Для обеспечения совместной работы аппаратные средства и программное обеспечение должны обладать технической, информационной, программной и эксплуатационной совместимостью, что подтверждается в рамках квалификационного тестирования на соответствие предъявляемым к системе требованиям.
62 аттестация программного обеспечения: Подтверждение и оценка достоверности проведенного тестирования программного обеспечения.
63 приемка программного обеспечения: Оценка результатов квалификационного тестирования программного обеспечения и системы и документирование результатов оценки, которые проводятся заказчиком с помощью разработчика.
64 ошибка при передаче сообщений: Набор всех возможных вариантов неудачной передачи сообщений, которые могут привести к потенциально опасным ситуациям или к снижению доступности системы управления и обеспечения безопасности движения поездов.
65 защита от ошибок: Часть протокола, обеспечивающая обнаружение и, по возможности, исправление ошибок, возникающих при передаче данных в системе управления и обеспечения безопасности движения поездов.
66 безопасный код: Сообщение, передаваемое в системе управления и обеспечения безопасности движения поездов, содержащее избыточные данные для обнаружения нарушений целостности данных в процессе передачи сообщения.
67 контроль по избыточности: Вид проверки соответствия, основанный на использовании определенной взаимосвязи, существующей между избыточными и пользовательскими данными внутри сообщения для определения его целостности.
software safety integrity level
system integration
software validation software acceptance
message errors
error control (error protection)
safety code redundancy check
8
Показатели функциональной безопасности
Показателями функциональной безопасности являются:
- вероятность безопасной работы Рб(х);
- вероятность опасного отказа Qon(x);
- средняя наработка до опасного отказа Хоп, ч;
- интенсивность опасных отказов Хоп(х), 1 /ч;
- время возврата к безопасному состоянию Тв б, ч;
- коэффициент безопасности /Сбез;
- уровень полноты безопасности S/L1.
Уровень полноты безопасности является качественным показателем.
анализ последствий 39
анализ риска 36
анализ частоты 38
архитектура программного обеспечения 58
аттестация программного обеспечения 62
безопасность движения поездов 1
безопасность системы управления и обеспечения безопасности движения поездов функциональная 2
безопасность функциональная 2
валидация 27
верификация 26
вероятность безопасной работы 49
вероятность опасного отказа 50
время возврата к безопасному состоянию 53
доказательство безопасности 31
доказательство безопасности системы управления и обеспечения безопасности движения поездов 31
журнал учета опасностей 33
защита активная 44
защита пассивная 45
защита от ошибок 65
идентификация риска 37
интеграция системы 61
интенсивность опасных отказов 52
код безопасный 66
контроль по избыточости 67
концепция безопасности 28
концепция безопасности системы управления и обеспечения безопасности движения поездов 28
коэффициент безопасности 54
критерий опасного отказа 8
критерий опасного отказа системы управления и обеспечения безопасности движения поездов 8
мера защитная 43
метод оценки функциональной безопасности расчетно-экспериментальный 24
метод оценки функциональной безопасности расчетный 23
метод оценки функциональной безопасности экспериментальный 25
наработка до опасного отказа средняя 51
обеспечение программное, связанное с безопасностью 57
обеспечение функциональной безопасности 19
обеспечение функциональной безопасности системы управления и обеспечения безопасности движения поездов 19
отказ аппаратных средств случайный 12
отказ защитный 10
отказобезопасность 16
отказобезопасность системы управления и обеспечения
безопасности движения поездов 16
отказ опасный 7
отказоустойчивость 17
отказоустойчивость железнодорожной техники 17
10
отказ систематический 11
отказ системы управления и обеспечения безопасности движения поездов защитный 10
отказ системы управления и обеспечения безопасности движения поездов опасный 7
отказ случайный 12
отказы по общей причине 13
отчет о состоянии функциональной безопасности 32
оценивание риска 40
оценка функциональной безопасности 22
ошибка при передаче сообщений 64
подход на основе риска 35
показатель функциональной безопасности 48
полнота безопасности 56
полнота безопасности программного обеспечения 59
полнота безопасности системы управления и обеспечения
безопасности движения поездов 56
поток опасных отказов 15
поток отказов 14
приемка программного обеспечения 63
программа обеспечения безопасности 29
программа обеспечения безопасности системы управления и обеспечения безопасности движения поездов 29
распределение требований функциональной безопасности 21
реакция по обеспечению функциональной безопасности 20
риск 34
риск допустимый 41
снижение риска 42
событие опасное 4
состояние безопасное 5
состояние защитное 9
состояние опасное 6
состояние системы управления и обеспечения безопасности движения поездов безопасное 5
состояние системы управления и обеспечения безопасности движения поездов защитное 9
состояние системы управления и обеспечения безопасности движения поездов опасное 6
спецификация требований безопасности 30
спецификация требований безопасности системы управления и обеспечения безопасности движения поездов 30
средство защиты 46
средство защиты внешнее 47
УПБ 55
управление функциональной безопасностью 18
управление функциональной безопасностью системы управления и обеспечения безопасности движения поездов 18
уровень полноты безопасности 55
уровень полноты безопасности программного обеспечения 60
уровень риска допустимый 41
функция безопасности 3
функция безопасности системы управления и обеспечения безопасности движения поездов 3
11
active safeguarding 44
acceptable risk 41
acceptable risk level 41
allocation of functional safety requirements 21
analytical functional safety assessment 23
analytical-experimental functional safety assessment 24
common cause failures 13
consequence analysis 39
error control 65
error protection 65
experimental functional safety assessment 25
external safeguarding 47
fail-safe 16
failure flow 14
fault tolerance 17
frequency analysis 38
functional safety 2
functional safety assessment 22
functional safety assurance 19
functional safety control 18
functional safety measure 48
hazard log 33
hazard rate 52
hazardous event 4
hazardous failure 7
hazardous failure criteria 8
hazardous failure flow 15
hazardous failure probability 50
hazardous state 6
mean time to hazardous failure 51
message errors 64
passive safeguarding 45
probability of safe functionality 49
protective failure 10
protective measure 43
protective state 9
random failure 12
redundancy check 67
risk 34
risk analysis 36
risk based approach 35
risk evaluation 40
risk identification 37
risk reduction 42
safeguarding 46
safe state 5
safety case 31
safety code 66
safety conception 28
12
safety factor |
54 |
safety function |
3 |
safety integrity |
56 |
safety integrity level |
55 |
safety plan |
29 |
safety reaction |
20 |
safety related software |
57 |
safety requirement specification |
30 |
SIL |
55 |
software acceptance |
63 |
software architecture |
58 |
software safety integrity |
59 |
software safety integrity level |
60 |
software validation |
62 |
systematic failure |
11 |
system integration |
61 |
technical safety report |
32 |
time to return to safety |
53 |
train operation safety |
1 |
validation |
27 |
verification |
26 |
13
[1] EH 50128:2011 (EN 50128:2011)
Применение для железнодорожного транспорта - Системы связи, сигнализации и обработки данных - Программное обеспечение для железнодорожных систем управления и защиты (Railway applications - Communications, signaling and processing systems -Software for railway control and protection systems)
14
УДК 629.4.058:006.354 МКС 01.040.45
Ключевые слова: термин, определение, система управления, функциональная безопасность, риск, защита, показатель
15
Редактор М.И. Максимова Технический редактор А.Б. Заварзина Корректор В.Г. Смолин Компьютерная верстка Д.Е. Першин
Подписано в печать 24.11.2016. Формат 60x84V8. Гарнитура Ариал. Уел. печ. л. 2,32. Уч.-изд. л. 2,10. Тираж 5 экз. Зак. 2974.
Набрано в ООО «Академиздат». www.academizdat.com lenin@academizdat.ru Издано и отпечатано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 123995 Москва, Гранатный пер., 4. www.gostinfo.ru info@gostinfo.ru
1 Область применения....................................................................................................................................1
2 Нормативные ссылки....................................................................................................................................1
3 Термины и определения...............................................................................................................................1
Приложение А (рекомендуемое) Показатели функциональной безопасности..........................................9
Алфавитный указатель терминов на русском языке..................................................................................10
Алфавитный указатель терминов на английском языке............................................................................12
Библиография................................................................................................................................................14
III
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Безопасность функциональная СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
Термины и определения
Functional safety. Control and safety systems for train operation. Terms and definitions
Дата введения — 2016—03—01
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения в области функциональной безопасности систем управления и обеспечения безопасности движения поездов.
Термины, устанавливаемые настоящим стандартом, применяют во всех видах документации и литературы, входящих в сферу деятельности железнодорожного транспорта или использующих результаты этой деятельности.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 19781-90 Обеспечение систем обработки информации программное. Термины и определения
ГОСТ 32192-2013 Надежность в железнодорожной технике. Основные понятия. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
Общие понятия
1 безопасность движения поездов: Состояние процесса движе- train operation safety ния железнодорожного подвижного состава, а также технических средств,
участвующих в этом процессе, при котором отсутствует недопустимый риск причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
2 функциональная безопасность (системы управления и обе- functional safety спечения безопасности движения поездов): Способность системы
управления и обеспечения безопасности движения поездов выполнять требуемые функции безопасности при всех предусмотренных условиях эксплуатации в течение заданного периода времени.
Издание официальное
| ||||||||||||||||||
2 |
11 систематический отказ: Отказ, однозначно вызванный определенной причиной, которая может быть устранена только модификацией проекта или производственного процесса, изменением правил эксплуатации, документации или других учитываемых факторов.
systematic failure
random failure
12 случайный отказ (аппаратных средств): Отказ, возникающий в произвольный момент времени, который является результатом одного или нескольких возможных механизмов ухудшения характеристик аппаратных средств системы управления и обеспечения безопасности движения поездов.
Примечания
1 Существует много механизмов ухудшения характеристик, действующих с различной интенсивностью в разных компонентах, и в последствии допуски изготовления приводят к тому, что компоненты в результате действия этих механизмов отказывают в разное время и что отказы оборудования, состоящего из множества компонентов, происходят с предсказуемой частотой, но в непредсказуемые (т.е. случайные) моменты времени.
common cause failures
2 Основное различие между случайными отказами аппаратных средств и систематическими отказами (см. статью 13) состоит в том, что интенсивность отказов системы (или другие подобные характеристики), связанная со случайными отказами аппаратных средств может прогнозироваться с достаточной степенью точности, но систематические отказы по своей природе не могут быть предсказаны точно. Поэтому интенсивность отказов системы, связанных со случайными отказами аппаратных средств может быть охарактеризована количественно с достаточной степенью точности, тогда как отказы системы, связанные с систематическими отказами, не могут быть статистически охарактеризованы с достаточной точностью, так как события, приводящие к таким отказам, не могут быть предсказаны.
failure flow
hazardous failure flow
13 отказы по общей причине: Отказы различных объектов, являющиеся результатом одного события, если эти отказы не являются последствиями друг друга.
14 поток отказов: Последовательность отказов, возникающих одним за другим в случайные моменты времени.
15 поток опасных отказов: Последовательность опасных отказов, возникающих одним за другим в случайные моменты времени.
Примечание - Поток опасных отказов представляет собой разреженный поток отказов.
16 отказобезопасность (системы управления и обеспечения fail-safe безопасности движения поездов): Способность системы управления и обеспечения безопасности движения поездов сохранять безопасное состояние и/или переходить в защитное состояние в случае отказов ее составных частей.
17 _
отказоустойчивость (железнодорожной техники): Способность fault tolerance
железнодорожной техники сохранять работоспособное состояние при возникновении отказа одной или нескольких ее составных частей.
[ГОСТ 32192-2013, статья 9]
Управление и обеспечение функциональной безопасности
18 управление функциональной безопасностью (системы управ- functional safety control ления и обеспечения безопасности движения поездов): Согласованная деятельность, являющаяся частью общего управления организацией,
направленная на обеспечение функциональной безопасности системы управления и обеспечения безопасности движения поездов.
Примечание - На разных этапах жизненного цикла системы управления и обеспечения безопасности движения поездов управление функциональной безопасности осуществляет организация-разработчик, организация-изготовитель или эксплуатирующая организация.
19 обеспечение функциональной безопасности (системы управления и обеспечения безопасности движения поездов): Совокупность действий, направленных на достижение, поддержание и подтверждение требуемого уровня функциональной безопасности системы управления и обеспечения безопасности движения поездов.
20 реакция по обеспечению функциональной безопасности: Действие, предпринимаемое для обеспечения функциональной безопасности в ответ на опасное событие, которое приводит систему управления и обеспечения безопасности движения поездов в защитное состояние.
21 распределение требований функциональной безопасности: Процедура, применяемая в процессе проектирования системы управления и обеспечения безопасности движения поездов, посредством которой требования функциональной безопасности к ней, распределяют на ее составные части и внешние средства защиты по определенным правилам.
22 оценка функциональной безопасности: Исследование, основанное на достоверных данных, по результатам которого можно судить о функциональной безопасности системы управления и обеспечения безопасности движения поездов.
23 расчетный метод оценки функциональной безопасности: Метод оценки, основанный на вычислении показателей функциональной безопасности по справочным данным о надежности и безопасности составных частей и компонентов системы управления и обеспечения безопасности движения поездов, по данным о безопасности аналогов, по данным о свойствах материалов и другой информации, имеющейся к моменту оценки функциональной безопасности.
24 расчетно-экспериментальный метод оценки функциональной безопасности: Метод оценки, при котором показатели функциональной безопасности всех или некоторых составных частей системы управления и обеспечения безопасности движения поездов определяют по результатам испытаний и/или эксплуатации, а показатели функциональной безопасности системы управления и обеспечения безопасности движения поездов в целом рассчитывают по математической модели.
25 экспериментальный метод оценки функциональной безопасности: Метод оценки, при котором показатели функциональной безопасности определяют по результатам испытаний системы управления и обеспечения безопасности движения поездов.
26 верификация (в области функциональной безопасности): Подтверждение посредством предоставления объективных свидетельств того, что для используемых входных данных на каждой стадии жизненного цикла системы управления и обеспечения безопасности движения поездов выходные данные соответствуют набору задач и требований для рассматриваемой стадии жизненного цикла.
27 валидация (в области функциональной безопасности): Подтверждение посредством предоставления объективных свидетельств того, что система управления и обеспечения безопасности движения поездов соответствует всем предъявляемым требованиям по функциональной безопасности для конкретных условий применения.
Документация в области функциональной безопасности
28 концепция безопасности (системы управления и обеспечения безопасности движения поездов: Совокупность положений, в соответствии с которыми осуществляют разработку конструкции, технического решения системы управления и обеспечения безопасности движения поездов, отвечающей требованиям безопасности.
functional safety assurance
safety reaction
allocation of functional safety requirements
functional safety assessment
analytical functional safety assessment
analytical-experimental functional safety assessment
experimental functional safety assessment
verification
validation
safety conception
4
29 программа обеспечения безопасности (системы управления и обеспечения безопасности движения поездов): Документ, устанавливающий комплекс взаимоувязанных организационных и технических мероприятий, методов, средств, требований и норм, направленных на выполнение установленных в документации на систему управления и обеспечения безопасности движения поездов, требований по функциональной безопасности на этапах жизненного цикла.
30 спецификация требований безопасности (системы управления и обеспечения безопасности движения поездов): Формализованное представление требований по функциональной безопасности, которым должна соответствовать система управления и обеспечения безопасности движения поездов.
Примечание - Спецификация требований безопасности включает в
себя:
-требования к функциям безопасности;
-требования к полноте безопасности.
31 доказательство безопасности (системы управления и обеспечения безопасности движения поездов): Документированное подтверждение того, что система управления и обеспечения безопасности движения поездов соответствует заданным требованиям по функциональной безопасности на этапах жизненного цикла.
32 отчет о состоянии функциональной безопасности: Часть доказательства безопасности, которая содержит документированные технические свидетельства о функциональной безопасности конструкции, технического решения системы управления и обеспечения безопасности движения поездов.
33 журнал учета опасностей: Документ, в котором регистрируют все действия по управлению функциональной безопасностью системы управления и обеспечения безопасности движения поездов, выявленные опасности, ответственных лиц, принятые и утвержденные решения или же указывают ссылки на связанные с этим процессом документы.
Примечание - Журнал учета опасностей иногда называют протоколом
угроз.
safety plan
safety requirement specification
safety case
technical safety report
hazard log
Риск и снижение риска
34 риск: Сочетание вероятности события причинения вреда и тяжести этого вреда.
35 подход на основе риска: Совокупность приемов, направленных на обеспечение безопасности системы управления и обеспечения безопасности движения поездов, за счет рассмотрения потенциальных опасностей и возникающих из-за них рисков.
36 анализ риска: Систематическое использование информации для определения источников и количественной оценки риска.
Примечание - Анализ риска обеспечивает базу для оценивания риска, мероприятий по снижению риска и принятия риска.
37 идентификация риска: Процесс определения, составления перечня и описания элементов риска.
Примечания
1 Элементы риска могут включать в себя источники риска, события, их причины и возможные последствия.
2 Идентификация риска также может включать в себя теоретический анализ, анализ хронологических данных, экспертных оценок и потребностей причастных сторон.
risk
risk based approach
risk analysis
risk identification
5
38 анализ частоты: Часть анализа риска, направленная на оценку частоты или вероятности возникновения опасности или опасного события.
39 анализ последствий: Часть анализа риска, направленная на рассмотрение и оценку событий и ситуаций, которые могут произойти в случае возникновения опасности.
40 оценивание риска: Процесс сравнения оцененного риска с заданными критериями риска с целью определения значимости риска.
41 допустимый риск [уровень риска]: Риск [уровень риска] системы управления и обеспечения безопасности движения поездов, который приемлем для железнодорожной администрации.
42 снижение риска: Действия, предпринимаемые для уменьшения вероятности возникновения опасного события и/или последствий, связанных с риском.
Примечание - Снижение риска осуществляют выполнением защитных мер.
43 защитная мера: Мера, предпринимаемая для адекватного снижения риска конструктором или пользователем.
Примечание - К конструкторским защитным мерам относят разработку безопасной конструкции системы управления и обеспечения безопасности движения поездов, средств защиты и дополнительных защитных мер, информации для пользователя. К защитным мерам пользователя относят осуществление безопасной эксплуатации, технический контроль, систему допуска к работе, применение дополнительных защитных мер, использование средств индивидуальной защиты, обучение персонала.
44 активная защита (в области функциональной безопасности): Защитные меры, направленные на предотвращение возникновения опасного события или блокирование последствий опасного события.
45 пассивная защита (в области функциональной безопасности): Защитные меры, направленные на снижение негативных последствий опасного события.
46 средство защиты (в области функциональной безопасности): Аппаратное, программное или аппаратно-программное средство для защиты от опасных событий.
Примечание - Средство защиты может представлять собой составную часть (элемент) системы управления и обеспечения безопасности движения поездов или отдельный объект.
47 внешнее средство защиты: Средство защиты, не являющееся составной частью системы управления и обеспечения безопасности движения поездов.
Показатели функциональной безопасности
48 показатель функциональной безопасности: Количественная или качественная характеристика функциональной безопасности системы управления и обеспечения безопасности движения поездов.
49 вероятность безопасной работы: Вероятность того, что в пределах заданной наработки опасный отказ системы управления и обеспечения безопасности движения поездов не возникнет.
50 вероятность опасного отказа: Вероятность того, что в пределах заданной наработки системы управления и обеспечения безопасности движения поездов возникнет хотя бы один опасный отказ.
51 средняя наработка до опасного отказа: Математическое ожидание наработки системы управления и обеспечения безопасности движения поездов от начала ее эксплуатации до возникновения первого опасного отказа.
frequency analysis consequence analysis
risk evaluation acceptable risk level
risk reduction
protective measure
active safeguarding
passive safeguarding
safeguarding
external safeguarding
functional safety measure
probability of safe functionality
hazardous failure probability
mean time to hazardous failure
52 интенсивность опасных отказов: Условная плотность распределения вероятности возникновения опасного отказа системы управления и обеспечения безопасности движения поездов, определяемая при условии, что до рассматриваемого момента времени опасный отказ не возник.
53 время возврата к безопасному состоянию: Среднее время до восстановления системы управления и обеспечения безопасности движения поездов после опасного отказа.
Примечание - Понятие «среднее время до восстановления» - по ГОСТ 32192.
54 коэффициент безопасности: Вероятность того, что система управления и обеспечения безопасности движения поездов будет находиться в работоспособном или защитном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых применение ее по назначению не предусматривается.
55 уровень полноты безопасности; УПБ: Дискретный уровень (принимающий одно из четырех возможных значений), соответствующий диапазону значений полноты безопасности, при котором уровень полноты безопасности, равный 4, является наивысшим уровнем полноты безопасности, а уровень полноты безопасности, равный 1, соответствует наименьшей полноте безопасности.
Примечание - Уровень полноты безопасности включает в себя:
- значение (диапазон значений) количественного целевого показателя функциональной безопасности;
- комплекс мероприятий, осуществляемых для достижения полноты безопасности в отношении систематических отказов.
56 полнота безопасности (системы управления и обеспечения безопасности движения поездов): Степень уверенности в том, что система управления и обеспечения безопасности движения поездов будет выполнять заданные функции безопасности при данных условиях эксплуатации в заданный период времени.
Примечание - Различают полноту безопасности в отношении систематических отказов, которую оценивают качественно (УПБ), и полноту безопасности в отношении случайных отказов, характеризуемую количественными показателями функциональной безопасности (например, интенсивностью опасного отказа).
Программное обеспечение
57 программное обеспечение, связанное с безопасностью: Программное обеспечение, которое используется для реализации функций безопасности в системе управления и обеспечения безопасности движения поездов.
Примечание - Программное обеспечение - по ГОСТ 19781.
58 архитектура программного обеспечения: Структура программы или вычислительной системы, которая включает в себя программные компоненты, видимые снаружи свойства этих компонентов, а также отношения между ними.
59 полнота безопасности программного обеспечения: Составляющая полноты безопасности системы управления и обеспечения безопасности движения поездов, касающаяся систематических отказов, проявляющихся как опасные отказы и относящихся к программному обеспечению.
hazard rate
time to return to safety
safety factor
safety integrity level; SIL
safety integrity
safety related software
software architecture
software safety integrity
7