Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

105 страниц

700.00 ₽

Купить ГОСТ 3325-85 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на подшипниковые узлы машин, механизмов и приборов, посадочные поверхности и опорные торцы которых предназначены для монтажа подшипников качения с номинальным диаметром отверстия до 2500 мм, отвечающие совокупности следующих условий: а) валы сплошные или полые толстостенные; б) корпуса толстостенные ; в) материал валов и корпусов - сталь или чугун; г) нагрев подшипников при работе до 100 град. С включительно. Стандарт устанавливает поля допусков, посадки, требования по шероховатости и отклонениям формы и положения посадочных поверхностей под подшипники и опорных торцовых поверхностей, значения допустимых углов взаимного перекоса колец, требования к посадкам и рекомендации по монтажу подшипников качения

  Скачать PDF

Заменяет ГОСТ 3325-55

Ограничение срока действия снято: Постановление Госстандарта № 2314 от 29.12.91

Оглавление

1 Поля допусков и посадки

2 Шероховатость, отклонения формы и расположения посадочных и опорных торцовых поверхностей

3 Основные указания по выбору посадок для колец подшипников

4 Допустимые углы взаимного перекоса колец подшипников качения и подшипниковых узлах различных типов

5 Приложения к стандарту

Приложение 1 Условия толстостенности полых валов и гнезд корпусов

Приложение 2 Сопоставление полей допусков по системе ОСТ, ГОСТ 25346-82, ГОСТ 25347-82 и соовестсвующих посадок для подшипников качения

Приложение 3 Численные значения предельных отклонений, натягов (+) и зазоров (-) при посадках подшипников

Приложение 4 Определение видов нагружения

Приложение 5 Рекомендуемые посадки шариковых и роликовых подшипников

Приложение 6 Основные указания по обеспечению точности сопряжений и измерениям сопрягаемых диаметров

Приложение 7 Допустимые углы взаимного перекоса колец полшипников качения и допуски расположения посадочных поверхностей вала и корпуса в подшипниковых узлах различных типов

Приложение 8 Требования к посадкам и рекомендации по монтажу подшипников качения

Приложение 9 Рекомендации по применению норм и требований настоящего стандарта в условиях повышенных температур и при тонкостенных валах и корпусах

Показать даты введения Admin

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СОЮЗА ССР

подшипники КАЧЕНИЯ

ПОЛЯ ДОПУСКОВ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОСАДОЧНЫМ ПОВЕРХНОСТЯМ ВАЛОВ И КОРПУСОВ. ПОСАДКИ

ГОСТ 3325-85

БЗ 9—93


Издание официальное

ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Подшипники качения

ГОСТ

3325—851 2

Взамен ГОСТ 3325-55

ПОЛЯ ДОПУСКОВ и ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОСАДОЧНЫМ ПОВЕРХНОСТЯМ ВАЛОВ И КОРПУСОВ ПОСАДКИ

Rolling bearings Tolerance margins and technical requirements for shaft and housing seatings Fits

ОКП 46COOO

Дата введения 01.01.87

Постановлением Госстандарта СССР №2314 от 29.12.91 снято ограничение срока действия

Настоящий стандарт распространяется на подшипниковые узлы машин, механизмов и приборов, посадочные поверхности и опорные торцы которых предназначены для монтажа подшипников качения с номинальным диаметром отверстия до 2500 мм, отвечающие совокупности следующих условий:

а) валы сплошные или полые толстостенные; б корпуса толстостенные (см. обязательное приложение 1);

в)    материал валов и корпусов — сталь или чугун;

г)    нагрев подшипников при работе до 100 °С включительно. Стандарт устанавливает поля допусков, посадки, требования по

шероховатости и отклонениям формы и положения посадочных поверхностей под подшипники и опорных торцовых поверхностей, значения допустимых углов взаимного перекоса колец, требования к посадкам и рекомендации по монтажу подшипников качения.

Требования настоящего стандарта не распространяются на тонкостенные корпуса, а также на тонкостенные стальные стаканы, монтируемые в отверстия корпусов, изготовленных из цветных металлов и сплавов с коэффициентами линейного расширения, отличающимися от коэффициента линейного расширения стали.

4.    В скобках указаны значения параметра шероховатости Ra, применение которого в этих случаях менее предпочтительно

5.    В технически обоснованных случаях по согласованию потребителей с изготовителями для номинальных диаметров валов до 10 мм под подшипники класса точности 2 допускается шероховатость посадочной поверхности валов до 0,32 мкм,

Малонагруженными являются подшипники, работающие с частотой вращения, не превышающей 0,05пПр при радиальной нагрузке Fr, не превышающей 0,05 радиальной динамической грузоподъемности Сг и при коэффициенте безопасности Кб = 1.



2.2. Обозначения допусков формы и положения посадочных и опорных торцовых поверхностей заплечиков валов и отверстий корпусов указаны на черт. 8 и 9.

2.3. Допуски формы посадочных мест валов (осей) и отверстий корпусов' в радиусном измерении (допуск круглости, допуск профиля продольного сечения) и в диаметральном измерении (допуски непостоянства диаметра в поперечном и продольном сечениях) не должны превышать значений, указанных в табл. 4.

Выбор параметров контроля отклонений формы в радиусном или диаметральном измерениях осуществляет разработчик изделия.

Определение допуска круглости и допуска профиля продольного сечения — по ГОСТ 24642-81.

Непостоянство диаметра в поперечном сечении посадочной поверхности — разность наибольшего и наименьшего единичных диаметров, измеренных в одном и том же поперечном сечении.

Допуски формы посадочных поверхностей, мкм, не более

валов

(осей)

отверстий корпусов

Интервалы номинальных диаметров d и D, мм

допуск

допуск

профиля

допуск непостоянства

диаметра

допуск

допуск

профиля

допуск непостоянства

диаметра

кр>глости

продоль

ного

сечения

в поперечном сече

НИИ

в продольном сече

НИИ

круглости

продоль

ного

сечения

в поперечном сечении

в продоль ном сечении


Классы точности подшипников

С©

К

о

К

ю

сч

0 и 6

5 и 4

сч

0 и 6

5 и 4

сч

0 и 6

1

5 и 4 ;

*

сч

0 и 6 :

5 и 4

СЧ

0 и 6

5 и 4

СЧ

0 и 6

5 и 4

СЧ

0 и 6

5 и 4

СЧ

От 0,6 ДО 2,5

1,5

0,7

0,4

1,5

0,7

0,4

3

1.4

0,8

3

1,4

0,8

Св

2,5 до 3

1,5

0,7

0,4

1,5

0,7

0,4

3

1,4

0,8

3

1,4

0,8

2,5

1,0

0,5

2,5

1,0

0,5

5

2,0

1,0

5

2,0

1,0

Св

3 до 6

2,0

0,8

0,5

2,0

0,8

0,5

4

1,6

1,0

4

1,6

1,0

3,0

1,3

0,6

3,0

1,3

0,6

6

2,6

1,2

6

2,6

1,2

Св

6 до 10

2,5

1,0

0,5

2,5

1,0

0,5

5

2,0

1,0

5

2,0

1,0

4,0

1,5

0,8

4,0

1,5

0,8

8

3,0

1,6

8

3,0

1.6

Св.

10 до 18

3,0

1,3

0,6

3,0

1,3

0,6

6

2,6

1,2

6

2,6

1,2

4,5

2,0

1,0

4,5

2,0

1,0

9

4,0

2,0

9

4,0

2,0

Св

18 до 30

3,5

1,5

0,8

3,5

1,5

0,8

7

3,0

1,6

7

3,0

1,6

5,0

2,0

1,0

5,0

2,0

1,0

10

4,0

2,0

10

4,0

2,0

Св

30 до 50

4,0

2,0

1,0

4,0

2,0

1,0

8

4,0

2,0

8

4,0

2,0

6,0

2,5

1,4

6,0

2,5

1,4

12

5,0

2,8

12

5,0

2,8

Св

50 до 80

5,0

2,0

1,0

5,0

2,0

1,0

10

4,0

2,0

10

4,0

2,0

7,5

3,0

1,6

7,5

3,0

1,6

15

6,0

3,2

15

6,0

3,2

Сз

80 до 120

6,0

2,5

1,2

6,0

2,5

1,2

12

5,0

2,4

12

5,0

2,4

9#0

3,5

2,0

9,0

3,5

2,0

18

7,0

4,0

18

7,0

4,0

Св

120 до 180

6,0

з,о

1,5

6,0

3,0

1,5

12

6,0

3,0

12

6,0

3,0

10,0

4,0

2,2

10,0

4,0

2,2

20

8,0

4,4

20

8,0

4,4



Допуски формы посадочных поверхностей, мнм, не более

валов (осей)    1    отверстий    корпусов

Интервалы номинальных диаметров а И D, мм

допуск

круглости

допуск

профиля

продоль

ного

сечения

допуск непостоянства диаметра

допуск

круглости

допуск

профиля

продоль

ного

сечения

допуск непостоянства диаметра

в поперечном сечении

в продольном сечении

в поперечном сечении

в продольном сечении

Классы точности подшипников



Он 6

5 и 4

[

©4

0 R 6

5 и 4

сч

Он 6

1 5 и 4

сч

0 и 6

5 и 4

сч

Он 6

к

ю

сч

Ои 6

•«*

а

ю

«

0 и 6

| 5 н 4

сч

0 и 6

а

ю

сч

Св 180 до 250

7,0

3,5

1,7

7,0

3,5

1,7

и

7.0

3.4

14

7,0

3,4

11,5

5 ,о|г .5

П,5

5,0

2,5

23

10,0

5,0

23

10,0

5,0

Св. 250 до 315

8,0

4,0

8,0

4,0

16

8,0

16

8,0

13,0

5,3

3.0

13,0

5,3

3,0

26

10,6

6,0

26

10,6

6,0

Св. 315 до 400

9,0

4,0

9,0

4,0

18

8,0

18

8,0

14,0

6,0

4,0

14,0

6,0

4,0

28

12,0

8,0

28

12,0

8,0

Св. 400 до 500

10,0

10,0

20

20

16,0

16,0

32

32

Св. 500 до 630

11,0

11,0

22

22

■—

17,5

17,5

■-

35

35

Св. 630 до 800

12,0

12,0

24

24

20,0

20,0

43

—-

40

Св. 800'до 1000

14,0

14,0

28

28

22,5

22,5

45

45

Св 1000 до 1250

16,0

16,0

32

32

26,0

26,0

52

52

Св. 1250 до 1600

19,0

19,0

38

38

31,0

■—

31,0

—.

--

62

62

Св 1600 до 2000

23,0

23,0

46

_

46

__

37,5

37,5

-

--

75

I-

75


Допуски формы посадочных поверхностей, мюм, не более

валов (осей)

отверстий корпусов

допуск непостоянства

допуск непостоянства

Интервалы

допуск

круглости

допуск

профиля

диаметра

nnnvcit

допуск

профиля

диаметра

номинальных диаметров d и D, мм

продоль

ного

сечения

в поперечном сече-

в продольном сече-

круглости

продоль

ного

сечения

в поперечном сече-

в продольном сече-

ими

НИН

НИИ

НИИ

Классы точности подшипников

-ч*

со

со

■ч*

со

со

■ч*

«О

со

ч*

1

со

м*

я

Я

Я

я

Я

я

я

я

я

я

Я

я

X

я

1

Я

я

о

ю

<N

о

ю

сч

о

ю

еч

о

ю

сс

в

ю

С4

О

ю

о

о

ю

сч J

о

иэ

сч

Св 2000 до2500

27 ,0

--

27,0

54

1 сл ►+—

44,0

44,0

88

88

Св 2500 до 3160

—.

-—

—.

_

- -

52,0

_

52,0

_

104

104

_

Примечание В технически обоснованных случаях по согласованию потребителей с изготовителями для номинальных диаметров валов до 15 мм под подшипники класса точности 2 разрешается допуск кругло-сти и профиля продольного сечения выдерживать до 0,6 мкм или допуск непостоянства диаметра в поперечном и продольном сечениях до 1,2 мкм

С. 14 РОСТ 3325—85

Непостоянство диаметра в продольном верхности — разность между наибольшим сечении посадочной порами, измеренными в одном и том же прок11 наименыпим диамет-к    г    больном сечении.

Допуск непостоянства диаметра в пеп^к

большее допустимое непостоянство диаме|,ечном сечении наи* 1    ''ра в поперечном сече-

Ольном сечении — наира в продольном сече-

Допуск непостоянства диаметра в дро^ большее допустимое непостоянство диаме^'

НИИ.

2.4.    Значения непостоянства диаметра ь

ном сечениях установлены в табл. 4 иа par, поперечном и продольна диаметр посадочной поверхности при ^ета- половина допуска классов точности 0 и 6, треть допуска — посадке подшипников поверхности при посадке подшипников Kj*aa ДиаметР посадочной

четверть допуска — при посадке подшипц5ссов точности 5 и 4 и

чков класса точности 2.

2.5.    Допуски непостоянства диаметра ^

ном сечениях посадочных поверхностей отв<    ^

сов под подшипники класса точности 0, a 5PCTHf^ чугунных корпу-тий корпусов малонагруженных подшипниктакже валов и отверс-мать равными 3А допуска на диаметр. 08 РазРе1иает0Я прини-

2.6. Допуски непостоянства диаметра в ном сечениях посадочных поверхностей ВалспопеРечном и ПР°Д°ЛЬ' посадки подшипников на закрепительных и.’ предназначенных для должны превышать XU допусков на диамет311 стяжных втулках не ности, соответствующих полям допусков h'P ц°са*°^нои повеРх' ных для вала.    пу> пш> Установлен*

Примечание, Для сельскохозяйственных ма ра в поперечном сечении посадочных поверхностейшин непостоянство диамет-закрепительных или стяжных втулках не должно п| валов под подшипники на на диаметр вала, обработанного по 3 квалитету. зевышать половины допуска

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.7. Допуски торцового биения опорных заплечиков валов и отверстий корпусов д,т0РД°вых поверхностей указанным в табл. 5 и 6.    олжны    соответствовать

2.8. Допуски на диаметр конических ше(

1:12, предназначенных для посадки подши.ж валов с конусностью отверстием, и допуски угла конуса АТС, 0?™ков с коническим ность диаметров вала, расположенных дру1Ределяемого как Раз~ нии, составляющем 0,7 ширины внутреннего от дРУга на рзсстоя-

подшипника, должны соответствовать указ/* К0ЛЬЦа монтируемого

J [иным в табл. 7.

ГОСТ 3325-85 С. 15

Таблица 5

Интервалы номинальных диаметров d, мм

Допуски торцового биения заплечиков валов, мкм,

не более

Классы точности подшипников

0

6

5

4

2

От 1 до 3

10

6

3

2,0

1,2

Св. 3 до 6

12

8

4

2,5

1,5

Св. 6 до 10

15

9

4

2,5

1',5

Св. 10 до 18

IS

lh

5

3,0

2.0

Св. 18 до 30

21

13

6

4,0

2,5

Св. 30 до 50

25

16

7

4,0

2,5

Св. 50 до 80

30

[9

8

5,0

3,0

Св. 80 до 120

35

22

10

6,0

4,0

Св. 120 до 180

40

26

12

8,0

5,0

Св. 180 до 250

46

29

14

10,0

7,0

Св. 250 до 315

52

32

16

Св 315 до 400

57

36

18

—-

Св. 400 до 500

63

40

Св. 500 до 630

70

44

—.

Св. 630 до 800

80

50

Св. 800 до ЮОО

90

56

Св. ЮОО до 1250

105

66

Св. 1250 до 1600

125

78

—-

Св. 1600 до 2000

150

92

Св 2000 до 2500

175

ПО

Таблица 6

Интервалы номинальных диаметров D, мм

Допуски торцового биения заплечиков отверстий корпусов,

мкм. не более

Классы точности подшипников

0

6

8

4

2

От 3 до 6

18

J2

5

4

2,5

Св. 6 до 10

22

15

6

4

2,5

Св. 10 до 18

27

18

8

5

3,0

Св 18 до 30

33

21

9

6

4,0

Св. 30 до 50

39

25

11

7

4,0

Св. 50 до 80

46

30

13

8

5,0

Св. 80 до 120

54

35

15

10

6.0

Св. 120 до 180

63

40

18

12

8,0

Св 180 до 250

72

46

20

14

10,0

Св. 260 до 315

81

52

23

16

12,0

Св. 315 до 400

89

57

26

30

13,0

Св. 400 до 500

97

63

27

Св. 500 до 630

ПО

70

30

Св 630 до 800'

125

80

35

*****

Св. 800 до 1000

140

90

-

,

Св. i ООО до 1250

165

106

Ов. 1250 до |600

196

125

Св. 1600 до 2000

230

(50

Св. 2000 до 2500

2 ВО

175

Св. 2500 до 3150

330

210

—•

Примечания:

1.    Если по условиям работы в узлах вместо применяемых подшипников классов точности 5 и 4 могут быть использованы подшипники классов точности О и 6, технические требования к посадочным и опорным торцам заплечиков вала и отверстия корпуса устанавливают как под посадку подшипников соответственно классов точности 0 и 6 по табл. 5 и 6.

2.    Для подшипников, фиксированных в осевом направлении методом вальцовки или кернения, а также для подшипников, установленных с осевым зазором по торцам колец, шероховатость и биения торцов заплечиков валов и отверстий корпусов настоящим стандартом не регламентируются.

ГОСТ 3325-85 С. 17

Таблица 7

Допуски на диаметр конической шейки вала,

мкм.

не более

для диаметра вала

для угла конуса

Интервалы номинальных диаметров d, мм

Классы точности

0

6

5

4

2

0

в

5

4

1

До 10

15

9

6

__

9

6

4

_

Св 10 до 18

18

И

8

11

8

5

— -

Св. 18 до 30

21

13

9

6

4

13

9

6

2,5

1,5

Св. 30 до 50

25

16

11

7

4

16

11

7

2.5

1,5

Св. 50 до 80

30

19

13

8

5

19

13

8

3,0

2,0

Св. 80 до 120

35

22

15

10

6

22

15

10

4,0

2,5

Св 120 до 180

40

25

18

12

8

25

18

12

5,0

3,0

Св 180 до 250

46

29

20

[4

10

29

20

14

7.0

3,5

Св. 250 до 315

52

32

23

23

32

23

16

8,0

_

Св. 315 до 400

57

36

25

25

_

36

25

18

9,0

Св. 400 до 500

63

40

27

27

_

40

27

20

10,0

Св. 500 до 630

70

44

, ,

-

44

30

,

Св. 630 до 800'

80

_

5D

_

_

.

_

Св. 800 до 1000

00

__

_

56

Св. 1000 до 1250

105

—.

66

_

Св. 1250 до 1600

125

--

<—

78

_

_

Примечание Все отклонения допускаются только на «плюс» от номинального размера.

3. ОСНОВНЫЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫБОРУ ПОСАДОК ДЛЯ КОЛЕЦ

подшипников

3.1.    Посадку вращающихся колец подшипников для исключения их проворачивания по посадочной поверхности вала или от* верстия корпуса в процессе работы под нагрузкой необходимо выполнять с гарантированным натягом. Допускается в технически обоснованных случаях наличие зазоров в соединении.

3.2.    Посадку одного из невращающихся колец подшипниковых узлов двухопорного вала необходимо проводить с гарантирован-

ным зазором для обеспечения регулировки осевого натяга или зазора подшипников, а также для компенсации температурных расширений валов или корпусов.

3.3.    Выбор посадок подшипников на вал и в отверстие корпуса производят в зависимости от того, вращается или не вращается данное кольцо относительно действующей на него радиальной нагрузки или от вида нагружения, величины, направления и динамики действующих нагрузок.

При выборе посадок следует учитывать также перепад температур между валом и корпусом, монтажные и контактные деформации колец, влияющие на рабочий зазор в подшипнике, материал и состояние посадочных поверхностей вала и корпуса, условия монтажа.

Примечание Под радиальной нагрузкой следует понимать равнодействующую всех радиальных сил, воздействующих на подшипник или тела качения

3.4.    При выборе посадок колец подшипников следует учитывать основные виды нагружения: местное, циркуляционное и колебательное (см. справочное приложение 4). Виды нагружения колец подшипников качения при радиальных нагрузках в зависимости от условий работы приведены в табл. 8.

3.5.    По интенсивности нагружения подшипниковых узлов, определяемой отношением радиальной нагрузки и радиальной динамической грузоподъемности, режимы их работы подразделяют на легкий, нормальный, тяжелый и режим «особые условия».

Основным критерием интенсивности нагружения является динамическая эквивалентная нагрузка Р, выраженная в долях динамической грузоподъемности С или Р/С.

3.6.    Режимы работы подшипников и соответствующие отношения нагрузки к динамической грузоподъемности приведены в табл. 9.

3.7.    Посадки колец шариковых и роликовых радиальных подшипников на вал и в отверстие корпуса в зависимости от вида нагружения выбирают в соответствии с табл. 10.

3.8.    Посадки шариковых и роликовых радиально-упорных подшипников на вал и в отверстие корпуса выбирают в соответствии с табл. 11.

3.9.    Для тугих колец упорных шариковых и роликовых подшипников применяются посадки L0/js 6(L0/j6) или L6/js (L6/j6).

3.10.    Выбор посадок колец подшипников в зависимости от вида нагружения, режима работы, диаметра, типа подшипников производится с учетом табл. 1 и 2 рекомендуемого приложения 5.

ГОСТ 3325-85 С. 19

Таблица 3

Условия работы

Виды нагружения

Характеристика нагрузок

Вращающееся

кольцо

внутреннего

кольца

наружного

кольца

Постоянная по направлению

Внутреннее

Циркуляци

онное

Местное

Наружное

Местное

Циркуляци

онное

Постоянная по направлению и вращающаяся, меньшая постоянной по значению

Внутреннее

Циркуляци

онное

Колебатель

ное

Наружное

Колебательное

Циркуляци

онное

Постоянная по направлению и вращающаяся, большая постоянной по значению

Внутреннее

Местное

Циркуляци

онное

^ Наружное

Циркуляци

онное

f Местное

Постоянная по направлению

Внутреннее и наружное кольцо в одном или противоположном направлениях

Циркуляци

онное

Циркуляци

онное

Вращающаяся с внутренним кольцом

Местное

Циркуляци

онное

Вращающаяся с наружным кольцом

Циркуляци

онное

Местное

Таблица 9

Режим работы подшипника

ОтношенИе нагрузки к динамической грузоподъемности

Легкий Нормальный Тяжелый Особые условия’"

Я/С<0,07 0,07<Я/С<0,15 Р/С> 0,15

Стандарт не распространяется на посадочные поверхности под подшипники, не имеющие внутреннего или наружного кольца, а также на посадочные поверхности под подшипники со сферической наружной поверхностью.

Требования к посадочным местам под подшипники, не установленные данным стандартом, должны быть указаны в отраслевой нормативно-технической документации.

1. ПОЛЯ ДОПУСКОВ и посадки

1.1. Устанавливаются следующие обозначения полей допусков на посадочные диаметры колец подшипника по классам точности (черт. 1 и 2):

для среднего диаметра отверстия подшипников —

Ldm, LO, L6, L5, L4, L2,

где Ldm — общее обозначение поля допуска на средний диаметр отверстия dm подшипника.

LO, L6, L5, L4, L2 — обозначение полей допусков для среднего диаметра отверстия по классам точности подшипников;

О, 6, 5, 4, 2    —    классы точности подшипников по ГОСТ

520—71;

L — обозначение основного отклонения для среднего диаметра отверстия подшипника;

Схема расположения полей допусков на средние наружный диаметр и диаметр отверстия подшипников по классам точности

Черт. 1

Таблица 10

Виды нагру-

Посадки колец

ження

колец

внутреннего на вал

наружного в корпус

L5

LO

L5

LO

LO

LO

Js6

JJ

H6

H7

не

G7

jsS

j5e

h5

h6

ge

f6

/5

/0

/5

to

/0

/0

Местное

L4

L6

L4

L6

L6

L6

J56

JJ

H6

HI

Ш

G7

js5

j*6

h5

hS

g6

f6

14

to

14

16

/0

/6

L2

L2

J»5

H6

mm

js4

M

/2

/2

т/т

L5

LO

L5

LO

L5

LO

L5

LO

N6

N7

M6

M7

K6

K7

P7

n5

n6

m5

m6

k5

k6

j>5

j.6

/5

/0

/5

to

15

to

JO

Цирку-

L4

L6

L4

L6

L4

L6

L4

L6

N6

N7

M6

m

K6

K7

P7

ляционное

n5

n6

шб

m6

k5

k6

j»6

j.6

14

/6

14

to

/6

/6

/6

L2

L2

U>

L2

N6

M5

K5

п4

m4

k4

js4

12

/2

12

L5

LO

Js5

JJ

js5

js6

/5

to

Колеба-

L4

L6

J35

JJ

тельное

js5

j.6

14

16

L2

Js4

i.4

12

1

С. 20 ГОСТ 3325-85

Примечания:

1.    При частотах вращения, превышающих предельные, для место нагруженных колец шариковых и роликовых радиальных подшипников следует производить обработку посадочйых мест вала и корпуса под посадку с полем допуска, расположенным симметрично, относительно номинального диаметра в соответствии с табл 1.

2.    Допускается при необходимости применение полей допусков j5, j6, J6, J7 ограниченного применения.

ГОСТ 3325-85 С. 3

Схема общих обозначений полей допусков на средние наружный диаметр

и диаметр отверстия подшипников

Черт. 2


2D т, 10, 16, 15, 14, 22

Ют

—    обозначение полей допусков для среднего наружного диаметра подшипников, где

10; /6, /5, /4, 12 I

—    общее обозначение поля допуска для среднего наружного диаметра Dm подшипника;

—    поля допусков по классам точности;

—    обозначение основного отклонения для среднего наружного диаметра подшипника.

1.2. Поля допусков для диаметров посадочных поверхностей валов и корпусов должны соответствовать приведенным в табл. 1 и на черт. 3.

1.3. Для соединения подшипников с валами (осями) и корпусами устанавливают посадки, определяемые сочетаниями полей допусков на сопрягаемые детали, указанные на черт. 3.

1.4. Выбор полей допусков и посадок подшипников качения на вал и в отверстие корпуса в зависимости от классов точности подшипников — в соответствии с табл. 2.

1.5.    Сопоставление полей допусков по системе ОСТ, ГОСТ 25346—82, ГОСТ 25347-82 и соответствующих посадок для подшипников качения дано в справочном приложении 2.

1.6.    Условные обозначения посадок подшипников указывают на сборочных чертежах и в отраслевой нормативно-технической документации.

Поля допусков на диаметры посадочных поверхностей валов и отверстий корпусов

Таблица 1

Поля допусков для основных отклонений

2

н

н

а

ч

«я

е

f

g

h

Js

]

k

m

n

р

г

Е

G

н

h

J

К

м

N

Р

*

для вала

для отверстия корпуса

3

hS

js3

4

g4

Ы

js4

k4

rr4

n4

G4

Н4

Js4

K4

М4

5

g5

h5

i.5

(jS)

k5

ir5

n5

р5

G5

Н5

Js5

K5

М5

N5

6

f6

H6

js6

(j'6)

k6

шб

пб

рб

гб

G6

Н6

Js5

(j6>

Кб

Мб

N6

Рб

7

«7

h7

г7

G7

Н7

Js7

(J?)

K7

М7

N7

Р7

%

%

Vfc

9

(е&)

f9

h9

(Е9)

(Н9)

10

(Ы0)

.

С 4 ГОСТ 3325-S5

Примечания:

1.    В скобках приведены поля допусков ограниченного применения

2.    Под посадку шариковых и роликовых подшипников на закрепительных или стяжных втулках предельные отклонения валов устанавливают по Ь8, Ь9 и ЫО

3 При применении полей допусков Н7, И8, Н9 необходима селективная сборка с целью исключения проворота наружного кольца подшипника.

Схема расположения полей допусков при посадках подшипников на валы и в отверстия корпусов

© \Ld9h


X77777



С. б ГОСТ 3325-85

Посадки подшипников качения иа

Классы точности подшипников по ГОСТ 520—89

Посадки для основных

вала

е

f

s

h

is

j

k

Ш

n

p

Он 6

(S)

ш

[LO ' Lg6 .

[£1

(S)

[£]

[Sri

LO

P6

L0

е8

L0/f7

L0/f8

L0/f9

LO

h7

L6

f6

[si

fSJ

(S)

[g-]

[£]

L6_

рб

ш

L6

b7

16

f8

5 и 4

m

[g-]

[§]

(15 \ I *5 )

ш

L5_ I . m5 J

tii

L4

g5

L4

h5

L4

js5

(\A \ \ j5 /

L4

k5

L4_

m5

L4

n5

2

L2

h3

L2

js3

L2 1 . h4 J

(SI

bLl

-Ш4 J

L2j . n4 J

Примечания:

1.    Если по условиям работы в узлах вместо примененных подшипников клацали б, то допускается обработку вала и корпуса производить соответственно

2.    В круглых скобках приведены посадки ограниченного применения.

3.    В квадратных скобках приведены посадки для основных типов соединений.

4.    Для подшипников Классов точности 5, 4 и 2 допускается производить об при условии обеспечения посадки колец и технических требований к посадочным точности подшипников.

Та блица 2

вал и в отверстие корпуса

отклонений

отверстия корпуса

г

Е

G

н

h

j

К

M

N

P

L0

[G7

ГН71

f Js7 I

(57 \

ГК7 1

ГМ7 1

[ N7 •

[-1

Гб

1 /0 J

L /о 1

L /о J

\ /0 )

L /о J

I 10 J

[/0

L10 J

L0_

Е8/Ю

Н8//0

г7

(Е9//0)

(Н9//0)

L6

Г 07

ГН7 |

CJs7 1

137 \

fK? i

Iм71

Г N7

fg.1

гб

L /6

L i6 J

L /6 J

\ 16 )

L /6 J

L /6 J

[ /6 J

I/6 J

L6

Е8

Н8

г7

/6

/6

(Н9 'l

\ 16 )

1061

ГИ6 I

r jS6 ]

(J6 )

fK6 ]

fM6 I

rN6 I

P6

1 /5 J

L /5 J

L /5 J

I /5 /

L /5 J

I /5 J

Iй J

/5

Г Об I

ГНб 1

rJs6 1

iJe )

r*w 1

ГМ61

f—1

P6

L /4 J

L 14 J

L 14 J

\ 14 )

I 14 J

L 14 J

[/4 J

14

G4

Н4

Js4

K4

M4

12

12

12

12

12

Г 05 I

гн51

ГЛ85 1

[к5 I

fM5 1

Г N5.1

1 12 J

L 12 J

L и J

I 12 1

L 12 J

[/2 J

сов точности 5 и 4 могут быть использованы подшипники классов точности О по 6-му и 7-му квалитетам.

работку вала и отверстия корпуса соответственно по б-му и 5-му квалитетам местам, установленным настоящим стандартам, для соответствующих классов

Примеры обозначений — посадок подшипников качения:

Подшипник класса точности 0 на вал с номинальным диаметром 50 мм, с симметричным расположением поля допуска js6 ГОСТ 25347-82;

Посадка—05OLO/js6 (или 050 L0—js6, или 050— ).

_    J    S'-*

То же в отверстие корпуса с номинальным диаметром 90 мм, с полем допуска Н7:

Посадка—09ОН7/ГО (или 09ОН7—10, или 090 — ).

Обозначения посадок подшипников на вал и в корпус соответствуют указанным на черт. 4 и 5.

Черт. 4

Черт. 5

Допускается на сборочных чертежах подшипниковых узлов указывать размер, поле допуска или предельные отклонения на диаметр, сопряженный с подшипником детали, как показано на черт. 6 и 7.

Черт. 6

Черт. 7

ГОСТ 3325-85 С. »

1.7. Значения предельных отклонений диаметров посадочных поверхностей подшипников, валов и отверстий корпусов, а также натяги (+) и зазоры (—) для основных типов соединений указаны в обязательном приложении 3.

2. ШЕРОХОВАТОСТЬ, ОТКЛОНЕНИЯ ФОРМЫ И РАСПОЛОЖЕНИЯ ПОСАДОЧНЫХ И ОПОРНЫХ ТОРЦОВЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ

2.1. Параметры шероховатости Ra и Rz посадочных поверхностей под подшипники на валах и в корпусах из стали, а также опорных торцов заплечиков для подшипников классов точности 0, 6, 5, 4, 2 не должны превышать значений, указанных в табл. 3.

Таблица 3

Посадочные

поверхности

Классы точности подшипников по ГОСТ 520—71

Параметр шероховатости, мкм, не более, для номинальных диаметров подшипников

до 80 мм

св 80 до 500 мм

св 500 до 2500 мм

Ra

Rz

Валов

0'

1,25

2,50

(5,0)

20.0

6 и 5

0,63

1,25

2,5

4

0.32

0,63

2

0,16

0,32

—■

Отверстий корпу-

0

1,25

2,50

(5,0)

20.0

сов

6, 5 и 4

0,63

1,25

2,5

_

2

0,32

0,63

Опорных торцов

0

2,50

2,50

(5,0)

20,0

заплечиков валов

6, 5 и 4

1,25

2,50

(5,0)

20,0

и корпусов

2

0,63

0.63

——

Примечания:

1.    Параметр шероховатости Ra посадочных поверхностей валов для полтинников на закрепительных или стяжных втулках не должен превышать 2,5 ыкм.

2.    Допускается значение параметра шероховатости посадочных поверхностей и опорных торцов заплечиков в чугунных корпусах принимать не более 2,5 мкм для диаметров сопряжений до 80 мм и Rz не более 20 мкм, — для диаметров свыше 80 мм при установке подшипников классов точности 0 и б и условии обеспечения заданного ресурса работы подшипникового узла.

3.    Допускается значение параметра шероховатости Ra посадочных мест л опорных торцов заплечиков на валах и в корпусах, выполненных из стали, для малонагруженных подшипниковлсласса точности 0, принимать не более 2,5 мкм, для диаметров сопряжений до 80 мм и Rz не более 60 мкм — для диаметров белее 80 мм.

1

Издание официальное    Перепечатка    воспрещена

(6) Издательство стандартов, 1985 © Издательство стандартов, 1994

2

Переиздание (март 1994 г.) с Изменением № 1, утвержденным в августе 1988 г. (МУС 12—88)