ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СОЮЗА ССР
подшипники КАЧЕНИЯ
ПОЛЯ ДОПУСКОВ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОСАДОЧНЫМ ПОВЕРХНОСТЯМ ВАЛОВ И КОРПУСОВ. ПОСАДКИ
ГОСТ 3325-85
Издание официальное
ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Подшипники качения
ПОЛЯ ДОПУСКОВ и ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОСАДОЧНЫМ ПОВЕРХНОСТЯМ ВАЛОВ И КОРПУСОВ ПОСАДКИ
Rolling bearings Tolerance margins and technical requirements for shaft and housing seatings Fits
ОКП 46COOO
Дата введения 01.01.87
Постановлением Госстандарта СССР №2314 от 29.12.91 снято ограничение срока действия
Настоящий стандарт распространяется на подшипниковые узлы машин, механизмов и приборов, посадочные поверхности и опорные торцы которых предназначены для монтажа подшипников качения с номинальным диаметром отверстия до 2500 мм, отвечающие совокупности следующих условий:
а) валы сплошные или полые толстостенные; б корпуса толстостенные (см. обязательное приложение 1);
в) материал валов и корпусов — сталь или чугун;
г) нагрев подшипников при работе до 100 °С включительно. Стандарт устанавливает поля допусков, посадки, требования по
шероховатости и отклонениям формы и положения посадочных поверхностей под подшипники и опорных торцовых поверхностей, значения допустимых углов взаимного перекоса колец, требования к посадкам и рекомендации по монтажу подшипников качения.
Требования настоящего стандарта не распространяются на тонкостенные корпуса, а также на тонкостенные стальные стаканы, монтируемые в отверстия корпусов, изготовленных из цветных металлов и сплавов с коэффициентами линейного расширения, отличающимися от коэффициента линейного расширения стали.
4. В скобках указаны значения параметра шероховатости Ra, применение которого в этих случаях менее предпочтительно
5. В технически обоснованных случаях по согласованию потребителей с изготовителями для номинальных диаметров валов до 10 мм под подшипники класса точности 2 допускается шероховатость посадочной поверхности валов до 0,32 мкм,
Малонагруженными являются подшипники, работающие с частотой вращения, не превышающей 0,05пПр при радиальной нагрузке Fr, не превышающей 0,05 радиальной динамической грузоподъемности Сг и при коэффициенте безопасности Кб = 1.
2.2. Обозначения допусков формы и положения посадочных и опорных торцовых поверхностей заплечиков валов и отверстий корпусов указаны на черт. 8 и 9.
2.3. Допуски формы посадочных мест валов (осей) и отверстий корпусов' в радиусном измерении (допуск круглости, допуск профиля продольного сечения) и в диаметральном измерении (допуски непостоянства диаметра в поперечном и продольном сечениях) не должны превышать значений, указанных в табл. 4.
Выбор параметров контроля отклонений формы в радиусном или диаметральном измерениях осуществляет разработчик изделия.
Определение допуска круглости и допуска профиля продольного сечения — по ГОСТ 24642-81.
Непостоянство диаметра в поперечном сечении посадочной поверхности — разность наибольшего и наименьшего единичных диаметров, измеренных в одном и том же поперечном сечении.
Допуски формы посадочных поверхностей, мкм, не более |
|
|
валов |
(осей) |
|
отверстий корпусов |
Интервалы номинальных диаметров d и D, мм |
допуск |
допуск
профиля |
допуск непостоянства
диаметра |
допуск |
допуск
профиля |
допуск непостоянства
диаметра |
кр>глости |
продоль
ного
сечения |
в поперечном сече
НИИ |
в продольном сече
НИИ |
круглости |
продоль
ного
сечения |
в поперечном сечении |
в продоль ном сечении |
|
Классы точности подшипников |
|
С©
К
о |
К
ю |
сч |
0 и 6 |
5 и 4 |
сч |
0 и 6 |
5 и 4 |
сч |
0 и 6
1 |
5 и 4 ;
* |
сч |
0 и 6 : |
5 и 4 |
СЧ |
0 и 6 |
5 и 4 |
СЧ |
0 и 6 |
5 и 4 |
СЧ |
0 и 6 |
5 и 4 |
СЧ |
От 0,6 ДО 2,5 |
1,5 |
0,7 |
0,4 |
1,5 |
0,7 |
0,4 |
3 |
1.4 |
0,8 |
3 |
1,4 |
0,8 |
— |
— |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Св |
2,5 до 3 |
1,5 |
0,7 |
0,4 |
1,5 |
0,7 |
0,4 |
3 |
1,4 |
0,8 |
3 |
1,4 |
0,8 |
2,5 |
1,0 |
0,5 |
2,5 |
1,0 |
0,5 |
5 |
2,0 |
1,0 |
5 |
2,0 |
1,0 |
Св |
3 до 6 |
2,0 |
0,8 |
0,5 |
2,0 |
0,8 |
0,5 |
4 |
1,6 |
1,0 |
4 |
1,6 |
1,0 |
3,0 |
1,3 |
0,6 |
3,0 |
1,3 |
0,6 |
6 |
2,6 |
1,2 |
6 |
2,6 |
1,2 |
Св |
6 до 10 |
2,5 |
1,0 |
0,5 |
2,5 |
1,0 |
0,5 |
5 |
2,0 |
1,0 |
5 |
2,0 |
1,0 |
4,0 |
1,5 |
0,8 |
4,0 |
1,5 |
0,8 |
8 |
3,0 |
1,6 |
8 |
3,0 |
1.6 |
Св. |
10 до 18 |
3,0 |
1,3 |
0,6 |
3,0 |
1,3 |
0,6 |
6 |
2,6 |
1,2 |
6 |
2,6 |
1,2 |
4,5 |
2,0 |
1,0 |
4,5 |
2,0 |
1,0 |
9 |
4,0 |
2,0 |
9 |
4,0 |
2,0 |
Св |
18 до 30 |
3,5 |
1,5 |
0,8 |
3,5 |
1,5 |
0,8 |
7 |
3,0 |
1,6 |
7 |
3,0 |
1,6 |
5,0 |
2,0 |
1,0 |
5,0 |
2,0 |
1,0 |
10 |
4,0 |
2,0 |
10 |
4,0 |
2,0 |
Св |
30 до 50 |
4,0 |
2,0 |
1,0 |
4,0 |
2,0 |
1,0 |
8 |
4,0 |
2,0 |
8 |
4,0 |
2,0 |
6,0 |
2,5 |
1,4 |
6,0 |
2,5 |
1,4 |
12 |
5,0 |
2,8 |
12 |
5,0 |
2,8 |
Св |
50 до 80 |
5,0 |
2,0 |
1,0 |
5,0 |
2,0 |
1,0 |
10 |
4,0 |
2,0 |
10 |
4,0 |
2,0 |
7,5 |
3,0 |
1,6 |
7,5 |
3,0 |
1,6 |
15 |
6,0 |
3,2 |
15 |
6,0 |
3,2 |
Сз |
80 до 120 |
6,0 |
2,5 |
1,2 |
6,0 |
2,5 |
1,2 |
12 |
5,0 |
2,4 |
12 |
5,0 |
2,4 |
9#0 |
3,5 |
2,0 |
9,0 |
3,5 |
2,0 |
18 |
7,0 |
4,0 |
18 |
7,0 |
4,0 |
Св |
120 до 180 |
6,0 |
з,о |
1,5 |
6,0 |
3,0 |
1,5 |
12 |
6,0 |
3,0 |
12 |
6,0 |
3,0 |
10,0 |
4,0 |
2,2 |
10,0 |
4,0 |
2,2 |
20 |
8,0 |
4,4 |
20 |
8,0 |
4,4 |
|
Допуски формы посадочных поверхностей, мнм, не более
валов (осей) 1 отверстий корпусов |
Интервалы номинальных диаметров а И D, мм |
допуск
круглости |
допуск
профиля
продоль
ного
сечения |
допуск непостоянства диаметра |
допуск
круглости |
допуск
профиля
продоль
ного
сечения |
допуск непостоянства диаметра |
в поперечном сечении |
в продольном сечении |
в поперечном сечении |
в продольном сечении |
Классы точности подшипников |
|
|
Он 6 |
5 и 4
[ |
©4 |
0 R 6 |
5 и 4 |
сч |
Он 6 |
1 5 и 4 |
сч |
0 и 6 |
5 и 4 |
сч |
Он 6 |
к
ю |
сч |
Ои 6 |
•«*
а
ю |
« |
0 и 6 |
| 5 н 4 |
сч |
0 и 6 |
а
ю |
сч |
Св 180 до 250 |
7,0 |
3,5 |
1,7 |
7,0 |
3,5 |
1,7 |
и |
7.0 |
3.4 |
14 |
7,0 |
3,4 |
11,5 |
5 ,о|г .5 |
П,5 |
5,0 |
2,5 |
23 |
10,0 |
5,0 |
23 |
10,0 |
5,0 |
Св. 250 до 315 |
8,0 |
4,0 |
— |
8,0 |
4,0 |
— |
16 |
8,0 |
— |
16 |
8,0 |
— |
13,0 |
5,3 |
3.0 |
13,0 |
5,3 |
3,0 |
26 |
10,6 |
6,0 |
26 |
10,6 |
6,0 |
Св. 315 до 400 |
9,0 |
4,0 |
— |
9,0 |
4,0 |
— |
18 |
8,0 |
— |
18 |
8,0 |
— |
14,0 |
6,0 |
4,0 |
14,0 |
6,0 |
4,0 |
28 |
12,0 |
8,0 |
28 |
12,0 |
8,0 |
Св. 400 до 500 |
10,0 |
— |
— |
10,0 |
— |
— |
20 |
— |
— |
20 |
— |
— |
16,0 |
— |
— |
16,0 |
— |
— |
32 |
— |
— |
32 |
— |
— |
Св. 500 до 630 |
11,0 |
— |
— |
11,0 |
— |
— |
22 |
— |
— |
22 |
■— |
— |
17,5 |
— |
— |
17,5 |
— |
■- |
35 |
— |
— |
35 |
— |
— |
Св. 630 до 800 |
12,0 |
— |
— |
12,0 |
— |
— |
24 |
— |
— |
24 |
— |
— |
20,0 |
— |
— |
20,0 |
— |
— |
43 |
—- |
— |
40 |
— |
— |
Св. 800'до 1000 |
14,0 |
— |
— |
14,0 |
— |
— |
28 |
— |
— |
28 |
— |
— |
22,5 |
— |
— |
22,5 |
— |
— |
45 |
— |
— |
45 |
— |
— |
Св 1000 до 1250 |
16,0 |
— |
— |
16,0 |
— |
— |
32 |
— |
— |
32 |
— |
— |
26,0 |
— |
— |
26,0 |
— |
— |
52 |
— |
— |
52 |
— |
— |
Св. 1250 до 1600 |
19,0 |
— |
— |
19,0 |
— |
— |
38 |
— |
— |
38 |
— |
— |
31,0 |
■— |
— |
31,0 |
—. |
-- |
62 |
— |
— |
62 |
— |
— |
Св 1600 до 2000 |
23,0 |
— |
— |
23,0 |
— |
— |
46 |
— |
_ |
46 |
__ |
— |
37,5 |
— |
— |
37,5 |
- |
-- |
75 |
I- |
— |
75 |
— |
— |
Допуски формы посадочных поверхностей, мюм, не более |
|
валов (осей) |
отверстий корпусов |
|
|
|
|
|
|
|
допуск непостоянства |
|
|
|
|
|
|
допуск непостоянства |
Интервалы |
допуск
круглости |
допуск
профиля |
|
|
диаметра |
|
|
nnnvcit |
|
допуск
профиля |
|
|
диаметра |
|
номинальных диаметров d и D, мм |
продоль
ного
сечения |
в поперечном сече- |
в продольном сече- |
круглости |
продоль
ного
сечения |
в поперечном сече- |
в продольном сече- |
|
|
|
|
|
|
|
ими |
|
НИН |
|
|
|
|
|
|
|
НИИ |
|
НИИ |
|
|
Классы точности подшипников |
|
<о |
-ч* |
|
со |
|
|
со |
■ч* |
|
со |
|
|
со |
■ч* |
|
«О |
|
|
со |
ч* |
1 |
со |
м* |
|
|
я |
Я |
|
Я |
я |
|
Я |
я |
|
я |
я |
|
я |
я |
|
Я |
я |
|
X |
я |
1 |
Я |
я |
|
|
о |
ю |
<N |
о |
ю |
сч |
о |
ю |
еч |
о |
ю |
сс |
в |
ю |
С4 |
О |
ю |
о |
о |
ю |
сч J |
о |
иэ |
сч |
Св 2000 до2500 |
27 ,0 |
— |
-- |
27,0 |
— |
— |
54 |
— |
— |
1 сл ►+— |
— |
— |
44,0 |
— |
— |
44,0 |
— |
— |
88 |
— |
— |
88 |
— |
— |
Св 2500 до 3160 |
—. |
-— |
— |
— |
— |
— |
— |
—. |
— |
— |
_ |
- - |
52,0 |
— |
_ |
52,0 |
— |
_ |
104 |
— |
— |
104 |
_ |
— |
|
Примечание В технически обоснованных случаях по согласованию потребителей с изготовителями для номинальных диаметров валов до 15 мм под подшипники класса точности 2 разрешается допуск кругло-сти и профиля продольного сечения выдерживать до 0,6 мкм или допуск непостоянства диаметра в поперечном и продольном сечениях до 1,2 мкм
С. 14 РОСТ 3325—85
Непостоянство диаметра в продольном верхности — разность между наибольшим сечении посадочной порами, измеренными в одном и том же прок11 наименыпим диамет-к г больном сечении.
Допуск непостоянства диаметра в пеп^к
большее допустимое непостоянство диаме|,ечном сечении наи* 1 ''ра в поперечном сече-
Ольном сечении — наира в продольном сече-
Допуск непостоянства диаметра в дро^ большее допустимое непостоянство диаме^'
НИИ.
2.4. Значения непостоянства диаметра ь
ном сечениях установлены в табл. 4 иа par, поперечном и продольна диаметр посадочной поверхности при ^ета- половина допуска классов точности 0 и 6, треть допуска — посадке подшипников поверхности при посадке подшипников Kj*aa ДиаметР посадочной
четверть допуска — при посадке подшипц5ссов точности 5 и 4 и
чков класса точности 2.
2.5. Допуски непостоянства диаметра ^
ном сечениях посадочных поверхностей отв< ^
сов под подшипники класса точности 0, a 5PCTHf^ чугунных корпу-тий корпусов малонагруженных подшипниктакже валов и отверс-мать равными 3А допуска на диаметр. 08 РазРе1иает0Я прини-
2.6. Допуски непостоянства диаметра в ном сечениях посадочных поверхностей ВалспопеРечном и ПР°Д°ЛЬ' посадки подшипников на закрепительных и.,в’ предназначенных для должны превышать XU допусков на диамет311 стяжных втулках не ности, соответствующих полям допусков h'P ц°са*°^нои повеРх' ных для вала. пу> пш> Установлен*
Примечание, Для сельскохозяйственных ма ра в поперечном сечении посадочных поверхностейшин непостоянство диамет-закрепительных или стяжных втулках не должно п| валов под подшипники на на диаметр вала, обработанного по 3 квалитету. зевышать половины допуска
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.7. Допуски торцового биения опорных заплечиков валов и отверстий корпусов д,т0РД°вых поверхностей указанным в табл. 5 и 6. олжны соответствовать
2.8. Допуски на диаметр конических ше(
1:12, предназначенных для посадки подши.ж валов с конусностью отверстием, и допуски угла конуса АТС, 0?™ков с коническим ность диаметров вала, расположенных дру1Ределяемого как Раз~ нии, составляющем 0,7 ширины внутреннего от дРУга на рзсстоя-
подшипника, должны соответствовать указ/* К0ЛЬЦа монтируемого
J [иным в табл. 7.
ГОСТ 3325-85 С. 15
Таблица 5 |
Интервалы номинальных диаметров d, мм |
Допуски торцового биения заплечиков валов, мкм,
не более |
Классы точности подшипников |
0 |
6 |
5 |
4 |
2 |
От 1 до 3 |
10 |
6 |
3 |
2,0 |
1,2 |
Св. 3 до 6 |
12 |
8 |
4 |
2,5 |
1,5 |
Св. 6 до 10 |
15 |
9 |
4 |
2,5 |
1',5 |
Св. 10 до 18 |
IS |
lh |
5 |
3,0 |
2.0 |
Св. 18 до 30 |
21 |
13 |
6 |
4,0 |
2,5 |
Св. 30 до 50 |
25 |
16 |
7 |
4,0 |
2,5 |
Св. 50 до 80 |
30 |
[9 |
8 |
5,0 |
3,0 |
Св. 80 до 120 |
35 |
22 |
10 |
6,0 |
4,0 |
Св. 120 до 180 |
40 |
26 |
12 |
8,0 |
5,0 |
Св. 180 до 250 |
46 |
29 |
14 |
10,0 |
7,0 |
Св. 250 до 315 |
52 |
32 |
16 |
— |
— |
Св 315 до 400 |
57 |
36 |
18 |
—- |
— |
Св. 400 до 500 |
63 |
40 |
— |
— |
— |
Св. 500 до 630 |
70 |
44 |
— |
—. |
— |
Св. 630 до 800 |
80 |
50 |
— |
— |
— |
Св. 800 до ЮОО |
90 |
56 |
— |
— |
— |
Св. ЮОО до 1250 |
105 |
66 |
— |
— |
— |
Св. 1250 до 1600 |
125 |
78 |
— |
—- |
— |
Св. 1600 до 2000 |
150 |
92 |
— |
— |
— |
Св 2000 до 2500 |
175 |
ПО |
— |
— |
— |
|
Таблица 6 |
Интервалы номинальных диаметров D, мм |
Допуски торцового биения заплечиков отверстий корпусов,
мкм. не более |
Классы точности подшипников |
0 |
6 |
8 |
4 |
2 |
От 3 до 6 |
18 |
J2 |
5 |
4 |
2,5 |
Св. 6 до 10 |
22 |
15 |
6 |
4 |
2,5 |
Св. 10 до 18 |
27 |
18 |
8 |
5 |
3,0 |
Св 18 до 30 |
33 |
21 |
9 |
6 |
4,0 |
Св. 30 до 50 |
39 |
25 |
11 |
7 |
4,0 |
Св. 50 до 80 |
46 |
30 |
13 |
8 |
5,0 |
Св. 80 до 120 |
54 |
35 |
15 |
10 |
6.0 |
Св. 120 до 180 |
63 |
40 |
18 |
12 |
8,0 |
Св 180 до 250 |
72 |
46 |
20 |
14 |
10,0 |
Св. 260 до 315 |
81 |
52 |
23 |
16 |
12,0 |
Св. 315 до 400 |
89 |
57 |
26 |
30 |
13,0 |
Св. 400 до 500 |
97 |
63 |
27 |
— |
|
Св. 500 до 630 |
ПО |
70 |
30 |
— |
|
Св 630 до 800' |
125 |
80 |
35 |
— |
***** |
Св. 800 до 1000 |
140 |
90 |
- |
|
, |
Св. i ООО до 1250 |
165 |
106 |
|
|
|
Ов. 1250 до |600 |
196 |
125 |
— |
— |
|
Св. 1600 до 2000 |
230 |
(50 |
|
|
|
Св. 2000 до 2500 |
2 ВО |
175 |
— |
— |
|
Св. 2500 до 3150 |
330 |
210 |
— |
—• |
— |
|
Примечания:
1. Если по условиям работы в узлах вместо применяемых подшипников классов точности 5 и 4 могут быть использованы подшипники классов точности О и 6, технические требования к посадочным и опорным торцам заплечиков вала и отверстия корпуса устанавливают как под посадку подшипников соответственно классов точности 0 и 6 по табл. 5 и 6.
2. Для подшипников, фиксированных в осевом направлении методом вальцовки или кернения, а также для подшипников, установленных с осевым зазором по торцам колец, шероховатость и биения торцов заплечиков валов и отверстий корпусов настоящим стандартом не регламентируются.
ГОСТ 3325-85 С. 17
Таблица 7 |
|
Допуски на диаметр конической шейки вала, |
мкм. |
не более |
|
для диаметра вала |
|
|
для угла конуса |
|
Интервалы номинальных диаметров d, мм |
Классы точности |
0 |
6 |
5 |
4 |
2 |
0 |
в |
5 |
4 |
1 |
До 10 |
15 |
9 |
6 |
|
__ |
9 |
6 |
4 |
|
_ |
Св 10 до 18 |
18 |
И |
8 |
|
— |
11 |
8 |
5 |
— |
— - |
Св. 18 до 30 |
21 |
13 |
9 |
6 |
4 |
13 |
9 |
6 |
2,5 |
1,5 |
Св. 30 до 50 |
25 |
16 |
11 |
7 |
4 |
16 |
11 |
7 |
2.5 |
1,5 |
Св. 50 до 80 |
30 |
19 |
13 |
8 |
5 |
19 |
13 |
8 |
3,0 |
2,0 |
Св. 80 до 120 |
35 |
22 |
15 |
10 |
6 |
22 |
15 |
10 |
4,0 |
2,5 |
Св 120 до 180 |
40 |
25 |
18 |
12 |
8 |
25 |
18 |
12 |
5,0 |
3,0 |
Св 180 до 250 |
46 |
29 |
20 |
[4 |
10 |
29 |
20 |
14 |
7.0 |
3,5 |
Св. 250 до 315 |
52 |
32 |
23 |
23 |
— |
32 |
23 |
16 |
8,0 |
_ |
Св. 315 до 400 |
57 |
36 |
25 |
25 |
_ |
36 |
25 |
18 |
9,0 |
— |
Св. 400 до 500 |
63 |
40 |
27 |
27 |
_ |
40 |
27 |
20 |
10,0 |
— |
Св. 500 до 630 |
70 |
44 |
, , |
— |
- |
44 |
30 |
|
, |
— |
Св. 630 до 800' |
80 |
|
|
|
_ |
5D |
_ |
_ |
. |
_ |
Св. 800 до 1000 |
00 |
__ |
|
_ |
|
56 |
— |
|
|
— |
Св. 1000 до 1250 |
105 |
— |
— |
— |
—. |
66 |
— |
_ |
— |
— |
Св. 1250 до 1600 |
125 |
-- |
<— |
|
— |
78 |
|
— |
_ |
_ |
|
Примечание Все отклонения допускаются только на «плюс» от номинального размера. |
3. ОСНОВНЫЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫБОРУ ПОСАДОК ДЛЯ КОЛЕЦ
подшипников
3.1. Посадку вращающихся колец подшипников для исключения их проворачивания по посадочной поверхности вала или от* верстия корпуса в процессе работы под нагрузкой необходимо выполнять с гарантированным натягом. Допускается в технически обоснованных случаях наличие зазоров в соединении.
3.2. Посадку одного из невращающихся колец подшипниковых узлов двухопорного вала необходимо проводить с гарантирован-
ным зазором для обеспечения регулировки осевого натяга или зазора подшипников, а также для компенсации температурных расширений валов или корпусов.
3.3. Выбор посадок подшипников на вал и в отверстие корпуса производят в зависимости от того, вращается или не вращается данное кольцо относительно действующей на него радиальной нагрузки или от вида нагружения, величины, направления и динамики действующих нагрузок.
При выборе посадок следует учитывать также перепад температур между валом и корпусом, монтажные и контактные деформации колец, влияющие на рабочий зазор в подшипнике, материал и состояние посадочных поверхностей вала и корпуса, условия монтажа.
Примечание Под радиальной нагрузкой следует понимать равнодействующую всех радиальных сил, воздействующих на подшипник или тела качения
3.4. При выборе посадок колец подшипников следует учитывать основные виды нагружения: местное, циркуляционное и колебательное (см. справочное приложение 4). Виды нагружения колец подшипников качения при радиальных нагрузках в зависимости от условий работы приведены в табл. 8.
3.5. По интенсивности нагружения подшипниковых узлов, определяемой отношением радиальной нагрузки и радиальной динамической грузоподъемности, режимы их работы подразделяют на легкий, нормальный, тяжелый и режим «особые условия».
Основным критерием интенсивности нагружения является динамическая эквивалентная нагрузка Р, выраженная в долях динамической грузоподъемности С или Р/С.
3.6. Режимы работы подшипников и соответствующие отношения нагрузки к динамической грузоподъемности приведены в табл. 9.
3.7. Посадки колец шариковых и роликовых радиальных подшипников на вал и в отверстие корпуса в зависимости от вида нагружения выбирают в соответствии с табл. 10.
3.8. Посадки шариковых и роликовых радиально-упорных подшипников на вал и в отверстие корпуса выбирают в соответствии с табл. 11.
3.9. Для тугих колец упорных шариковых и роликовых подшипников применяются посадки L0/js 6(L0/j6) или L6/js (L6/j6).
3.10. Выбор посадок колец подшипников в зависимости от вида нагружения, режима работы, диаметра, типа подшипников производится с учетом табл. 1 и 2 рекомендуемого приложения 5.
ГОСТ 3325-85 С. 19
Таблица 3 |
Условия работы |
Виды нагружения |
Характеристика нагрузок |
Вращающееся
кольцо |
внутреннего
кольца |
наружного
кольца |
Постоянная по направлению |
Внутреннее |
Циркуляци
онное |
Местное |
Наружное |
Местное |
Циркуляци
онное |
Постоянная по направлению и вращающаяся, меньшая постоянной по значению |
Внутреннее |
Циркуляци
онное |
Колебатель
ное |
Наружное |
Колебательное |
Циркуляци
онное |
Постоянная по направлению и вращающаяся, большая постоянной по значению |
Внутреннее |
Местное |
Циркуляци
онное |
^ Наружное |
Циркуляци
онное |
f Местное |
Постоянная по направлению |
Внутреннее и наружное кольцо в одном или противоположном направлениях |
Циркуляци
онное |
Циркуляци
онное |
Вращающаяся с внутренним кольцом |
Местное |
Циркуляци
онное |
Вращающаяся с наружным кольцом |
Циркуляци
онное |
Местное |
|
Таблица 9 |
Режим работы подшипника |
ОтношенИе нагрузки к динамической грузоподъемности |
Легкий Нормальный Тяжелый Особые условия’" |
Я/С<0,07 0,07<Я/С<0,15 Р/С> 0,15 |
Стандарт не распространяется на посадочные поверхности под подшипники, не имеющие внутреннего или наружного кольца, а также на посадочные поверхности под подшипники со сферической наружной поверхностью.
Требования к посадочным местам под подшипники, не установленные данным стандартом, должны быть указаны в отраслевой нормативно-технической документации.
1. ПОЛЯ ДОПУСКОВ и посадки
1.1. Устанавливаются следующие обозначения полей допусков на посадочные диаметры колец подшипника по классам точности (черт. 1 и 2):
для среднего диаметра отверстия подшипников —
Ldm, LO, L6, L5, L4, L2,
где Ldm — общее обозначение поля допуска на средний диаметр отверстия dm подшипника.
LO, L6, L5, L4, L2 — обозначение полей допусков для среднего диаметра отверстия по классам точности подшипников;
О, 6, 5, 4, 2 — классы точности подшипников по ГОСТ
520—71;
L — обозначение основного отклонения для среднего диаметра отверстия подшипника;
Схема расположения полей допусков на средние наружный диаметр и диаметр отверстия подшипников по классам точности |
|
Черт. 1 |
Таблица 10 |
Виды нагру- |
Посадки колец |
ження
колец |
внутреннего на вал |
наружного в корпус |
|
L5 |
LO |
L5 |
LO |
|
LO |
LO |
|
Js6 |
JJ |
H6 |
H7 |
не |
G7 |
|
|
jsS |
j5e |
h5 |
h6 |
|
ge |
f6 |
|
/5 |
/0 |
/5 |
to |
/0 |
/0 |
|
Местное |
L4 |
L6 |
L4 |
L6 |
|
L6 |
L6 |
|
J56 |
JJ |
H6 |
HI |
Ш |
G7 |
|
|
js5 |
j*6 |
h5 |
hS |
|
g6 |
f6 |
|
14 |
to |
14 |
16 |
/0 |
/6 |
|
|
L2 |
|
L2 |
|
|
|
|
|
J»5 |
|
H6 |
|
mm |
|
|
|
js4 |
|
M |
|
|
|
|
|
/2 |
|
/2 |
|
т/т |
|
|
|
L5 |
LO |
L5 |
LO |
L5 |
LO |
L5 |
LO |
N6 |
N7 |
M6 |
M7 |
K6 |
K7 |
P7 |
|
n5 |
n6 |
m5 |
m6 |
k5 |
k6 |
j>5 |
j.6 |
/5 |
/0 |
/5 |
to |
15 |
to |
JO |
Цирку- |
L4 |
L6 |
L4 |
L6 |
L4 |
L6 |
L4 |
L6 |
N6 |
N7 |
M6 |
m |
K6 |
K7 |
P7 |
ляционное |
n5 |
n6 |
шб |
m6 |
k5 |
k6 |
j»6 |
j.6 |
14 |
/6 |
14 |
to |
/6 |
/6 |
/6 |
|
L2 |
|
L2 |
|
U> |
|
L2 |
|
N6 |
|
M5 |
|
K5 |
|
|
|
п4 |
|
m4 |
|
k4 |
|
js4 |
|
12 |
|
/2 |
|
12 |
|
|
|
L5 |
LO |
|
|
|
|
|
|
Js5 |
JJ |
|
|
|
|
|
|
js5 |
js6 |
|
|
|
|
|
|
/5 |
to |
|
|
|
|
|
Колеба- |
L4 |
L6 |
|
|
|
|
|
|
J35 |
JJ |
|
|
|
|
|
тельное |
js5 |
j.6 |
|
|
|
|
|
|
14 |
16 |
|
|
|
|
|
|
L2 |
|
|
|
|
|
|
|
Js4 |
|
|
|
|
|
|
|
i.4 |
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
1 |
|
|
С. 20 ГОСТ 3325-85 |
Примечания:
1. При частотах вращения, превышающих предельные, для место нагруженных колец шариковых и роликовых радиальных подшипников следует производить обработку посадочйых мест вала и корпуса под посадку с полем допуска, расположенным симметрично, относительно номинального диаметра в соответствии с табл 1.
2. Допускается при необходимости применение полей допусков j5, j6, J6, J7 ограниченного применения.
ГОСТ 3325-85 С. 3
Схема общих обозначений полей допусков на средние наружный диаметр
и диаметр отверстия подшипников |
|
Черт. 2 |
2D т, 10, 16, 15, 14, 22
Ют
— обозначение полей допусков для среднего наружного диаметра подшипников, где
— общее обозначение поля допуска для среднего наружного диаметра Dm подшипника;
— поля допусков по классам точности;
— обозначение основного отклонения для среднего наружного диаметра подшипника.
1.2. Поля допусков для диаметров посадочных поверхностей валов и корпусов должны соответствовать приведенным в табл. 1 и на черт. 3.
1.3. Для соединения подшипников с валами (осями) и корпусами устанавливают посадки, определяемые сочетаниями полей допусков на сопрягаемые детали, указанные на черт. 3.
1.4. Выбор полей допусков и посадок подшипников качения на вал и в отверстие корпуса в зависимости от классов точности подшипников — в соответствии с табл. 2.
1.5. Сопоставление полей допусков по системе ОСТ, ГОСТ 25346—82, ГОСТ 25347-82 и соответствующих посадок для подшипников качения дано в справочном приложении 2.
1.6. Условные обозначения посадок подшипников указывают на сборочных чертежах и в отраслевой нормативно-технической документации.
Поля допусков на диаметры посадочных поверхностей валов и отверстий корпусов
Таблица 1
Поля допусков для основных отклонений |
2
н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
н
а
ч
«я |
е |
f |
g |
h |
Js |
] |
k |
m |
n |
р |
г |
Е |
G |
н |
h |
J |
К |
м |
N |
Р |
* |
для вала |
для отверстия корпуса |
3 |
|
|
|
hS |
js3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
g4 |
Ы |
js4 |
|
k4 |
rr4 |
n4 |
|
|
|
G4 |
Н4 |
Js4 |
|
K4 |
М4 |
|
|
5 |
|
|
g5 |
h5 |
i.5 |
(jS) |
k5 |
ir5 |
n5 |
р5 |
|
|
G5 |
Н5 |
Js5 |
|
K5 |
М5 |
N5 |
|
6 |
|
f6 |
|
H6 |
js6 |
(j'6) |
k6 |
шб |
пб |
рб |
гб |
|
G6 |
Н6 |
Js5 |
(j6> |
Кб |
Мб |
N6 |
Рб |
7 |
|
«7 |
|
h7 |
|
|
|
|
|
|
г7 |
|
G7 |
Н7 |
Js7 |
(J?) |
K7 |
М7 |
N7 |
Р7 |
% |
|
% |
|
Vfc |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
(е&) |
f9 |
|
h9 |
|
|
|
|
|
|
|
(Е9) |
|
(Н9) |
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
(Ы0) |
|
|
|
|
. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечания:
1. В скобках приведены поля допусков ограниченного применения
2. Под посадку шариковых и роликовых подшипников на закрепительных или стяжных втулках предельные отклонения валов устанавливают по Ь8, Ь9 и ЫО
3 При применении полей допусков Н7, И8, Н9 необходима селективная сборка с целью исключения проворота наружного кольца подшипника.
Схема расположения полей допусков при посадках подшипников на валы и в отверстия корпусов |
|
© \Ld9h |
X77777
С. б ГОСТ 3325-85
Посадки подшипников качения иа |
Классы точности подшипников по ГОСТ 520—89 |
Посадки для основных |
вала |
е |
f |
s |
h |
is |
j |
k |
Ш |
n |
p |
|
Он 6 |
(S) |
ш |
[LO ' Lg6 . |
|
[£1 |
(S) |
[£] |
[Sri |
|
LO
P6 |
|
L0
е8 |
L0/f7
L0/f8
L0/f9 |
|
LO
h7 |
|
|
|
|
|
|
|
L6
f6 |
|
[si |
fSJ |
(S) |
[g-] |
|
[£] |
L6_
рб |
|
|
ш |
|
L6
b7 |
|
|
|
|
|
|
|
16
f8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 и 4 |
|
|
m |
[g-] |
[§] |
(15 \ I *5 ) |
ш |
L5_ I . m5 J |
tii |
|
|
|
L4
g5 |
L4
h5 |
L4
js5 |
(\A \ \ j5 / |
L4
k5 |
L4_
m5 |
L4
n5 |
|
2 |
|
|
|
L2
h3 |
L2
js3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
L2 1 . h4 J |
№ |
|
(SI |
bLl
-Ш4 J |
L2j . n4 J |
|
|
Примечания:
1. Если по условиям работы в узлах вместо примененных подшипников клацали б, то допускается обработку вала и корпуса производить соответственно
2. В круглых скобках приведены посадки ограниченного применения.
3. В квадратных скобках приведены посадки для основных типов соединений.
4. Для подшипников Классов точности 5, 4 и 2 допускается производить об при условии обеспечения посадки колец и технических требований к посадочным точности подшипников.
Та блица 2
вал и в отверстие корпуса
отклонений |
отверстия корпуса |
г |
Е |
G |
н |
h |
j |
К |
M |
N |
P |
L0 |
|
[G7 |
ГН71 |
f Js7 I |
(57 \ |
ГК7 1 |
ГМ7 1 |
[ N7 • |
[-1 |
Гб |
|
1 /0 J |
L /о 1 |
L /о J |
\ /0 ) |
L /о J |
I 10 J |
[/0 |
L10 J |
L0_ |
Е8/Ю |
|
Н8//0 |
|
|
|
|
|
|
г7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(Е9//0) |
|
(Н9//0) |
|
|
|
|
|
|
L6 |
|
Г 07 |
ГН7 | |
CJs7 1 |
137 \ |
fK? i |
Iм71 |
Г N7 |
fg.1 |
гб |
|
L /6 |
L i6 J |
L /6 J |
\ 16 ) |
L /6 J |
L /6 J |
[ /6 J |
I/6 J |
L6 |
Е8 |
|
Н8 |
|
|
|
|
|
|
г7 |
/6 |
|
/6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(Н9 'l |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
\ 16 ) |
|
|
|
|
|
|
|
|
1061 |
ГИ6 I |
r jS6 ] |
(J6 ) |
fK6 ] |
fM6 I |
rN6 I |
P6 |
|
|
1 /5 J |
L /5 J |
L /5 J |
I /5 / |
L /5 J |
I /5 J |
Iй J |
/5 |
|
|
Г Об I |
ГНб 1 |
rJs6 1 |
iJe ) |
r*w 1 |
ГМ61 |
f—1 |
P6 |
|
|
L /4 J |
L 14 J |
L 14 J |
\ 14 ) |
I 14 J |
L 14 J |
[/4 J |
14 |
|
|
G4 |
Н4 |
Js4 |
|
K4 |
M4 |
|
|
|
|
12 |
12 |
12 |
|
12 |
12 |
|
|
|
|
Г 05 I |
гн51 |
ГЛ85 1 |
|
[к5 I |
fM5 1 |
Г N5.1 |
|
|
|
1 12 J |
L 12 J |
L и J |
|
I 12 1 |
L 12 J |
[/2 J |
|
|
сов точности 5 и 4 могут быть использованы подшипники классов точности О по 6-му и 7-му квалитетам.
работку вала и отверстия корпуса соответственно по б-му и 5-му квалитетам местам, установленным настоящим стандартам, для соответствующих классов
Примеры обозначений — посадок подшипников качения:
Подшипник класса точности 0 на вал с номинальным диаметром 50 мм, с симметричным расположением поля допуска js6 ГОСТ 25347-82;
Посадка—05OLO/js6 (или 050 L0—js6, или 050— ).
_ J S'-*
То же в отверстие корпуса с номинальным диаметром 90 мм, с полем допуска Н7:
Посадка—09ОН7/ГО (или 09ОН7—10, или 090 — ).
Обозначения посадок подшипников на вал и в корпус соответствуют указанным на черт. 4 и 5.
Допускается на сборочных чертежах подшипниковых узлов указывать размер, поле допуска или предельные отклонения на диаметр, сопряженный с подшипником детали, как показано на черт. 6 и 7.
ГОСТ 3325-85 С. »
1.7. Значения предельных отклонений диаметров посадочных поверхностей подшипников, валов и отверстий корпусов, а также натяги (+) и зазоры (—) для основных типов соединений указаны в обязательном приложении 3.
2. ШЕРОХОВАТОСТЬ, ОТКЛОНЕНИЯ ФОРМЫ И РАСПОЛОЖЕНИЯ ПОСАДОЧНЫХ И ОПОРНЫХ ТОРЦОВЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ
2.1. Параметры шероховатости Ra и Rz посадочных поверхностей под подшипники на валах и в корпусах из стали, а также опорных торцов заплечиков для подшипников классов точности 0, 6, 5, 4, 2 не должны превышать значений, указанных в табл. 3.
Таблица 3
Посадочные
поверхности |
Классы точности подшипников по ГОСТ 520—71 |
Параметр шероховатости, мкм, не более, для номинальных диаметров подшипников |
до 80 мм |
св 80 до 500 мм |
св 500 до 2500 мм |
|
Ra |
|
Rz |
Валов |
0' |
1,25 |
2,50 |
(5,0) |
20.0 |
|
6 и 5 |
0,63 |
1,25 |
2,5 |
|
|
4 |
0.32 |
0,63 |
|
— |
|
2 |
0,16 |
0,32 |
— |
—■ |
Отверстий корпу- |
0 |
1,25 |
2,50 |
(5,0) |
20.0 |
сов |
6, 5 и 4 |
0,63 |
1,25 |
2,5 |
_ |
|
2 |
0,32 |
0,63 |
|
— |
Опорных торцов |
0 |
2,50 |
2,50 |
(5,0) |
20,0 |
заплечиков валов |
6, 5 и 4 |
1,25 |
2,50 |
(5,0) |
20,0 |
и корпусов |
2 |
0,63 |
0.63 |
|
—— |
Примечания:
1. Параметр шероховатости Ra посадочных поверхностей валов для полтинников на закрепительных или стяжных втулках не должен превышать 2,5 ыкм.
2. Допускается значение параметра шероховатости посадочных поверхностей и опорных торцов заплечиков в чугунных корпусах принимать не более 2,5 мкм для диаметров сопряжений до 80 мм и Rz не более 20 мкм, — для диаметров свыше 80 мм при установке подшипников классов точности 0 и б и условии обеспечения заданного ресурса работы подшипникового узла.
3. Допускается значение параметра шероховатости Ra посадочных мест л опорных торцов заплечиков на валах и в корпусах, выполненных из стали, для малонагруженных подшипниковлсласса точности 0, принимать не более 2,5 мкм, для диаметров сопряжений до 80 мм и Rz не более 60 мкм — для диаметров белее 80 мм.
1
Издание официальное Перепечатка воспрещена
★
(6) Издательство стандартов, 1985 © Издательство стандартов, 1994
2
Переиздание (март 1994 г.) с Изменением № 1, утвержденным в августе 1988 г. (МУС 12—88)