Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

62 страницы

548.00 ₽

Купить ГОСТ 33153-2014 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает общие требования к проектированию тоннелей на автомобильных дорогах общего пользования всех категорий, включая: порядок проектирования; характеристики, габариты и параметры тоннельных и притоннельных сооружений; требования к надежности и безопасности конструкций тоннелей, системам обеспечения безопасной эксплуатации; строительным материалами изделиям; требования к обеспечению безопасного уровня воздействия на окружающую среду на этапах строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации; состав, содержание, комплектование, правила выполнения, оформления и применения проектной документации. Стандарт не распространяется на пешеходные тоннели, путепроводы тоннельного типа, а также сооружения, при проектировании и строительстве которых используются принципиально новые конструктивные решения и технологии, которые не прошли проверку в практике строительства и эксплуатации.

 Скачать PDF

Консультация по подбору ГОСТабесплатно

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Сокращения

5 Общие требования к проектированию тоннелей

     5.1 Общие указания

     5.2 Требования к порядку проектирования тоннелей

     5.3 Порядок разработки проектной документации

     5.4 Порядок согласования проектной документации

     5.5 Порядок утверждения проектной документации

6 Требования к характеристикам, габаритам и параметрам тоннельных и притоннельных сооружений

     6.1 Требования к характеристикам тоннелей

     6.2 Требования к проектному сроку службы тоннелей

     6.3 Требования к габаритам и параметрам тоннелей

     6.4 Требования к продольному профилю и плану тоннелей

7 Требования к надежности и безопасности конструкций тоннелей

     7.1 Требования к надежности конструкций

     7.2 Предельные состояния

     7.3 Виды нагрузок и воздействий

     7.4 Требования к расчету конструкций тоннелей

     7.5 Требования к строительным конструкциям и обделкам

     7.6 Требования к конструкции дорожной одежды

     7.7 Требования к конструкциям притоннельных сооружений

8 Требования к системам обеспечения безопасной эксплуатации

     8.1 Общие требования безопасной эксплуатации

     8.2 Пожарная безопасность

     8.3 Требования к электроснабжению и электроустановкам

     8.4 Электроосвещение

     8.5 Требования к системе вентиляции

     8.6 Требования к системам водоснабжения и водоотведения

     8.7 Требования к системам, обеспечивающим организацию и безопасность дорожного движения

     8.8 Требования к системам управления комплексом инженерных систем

     8.9 Требования к системам связи, громкоговорящего оповещения и часофикации

     8.10 Система безопасности тоннелей

9 Требования к строительным материалам и изделиям

     9.1 Общие требования

     9.2 Требования к строительным материалам

     9.3 Требования к гидроизоляции обделок и защита от коррозии

10 Требования к обеспечению безопасного уровня воздействия на окружающую среду на этапах строительства и эксплуатации тоннелей

11 Требования к составу, содержанию, комплектованию, правилам выполнения и оформления проектной документации

     11.1 Общие требования

     11.2 Исходные данные для проектирования

     11.3 Состав и содержание проектной документации

     11.4 Требования к комплектованию, правилам выполнения, оформления проектной документации

Библиография

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

ГОСТ

33153—

2014

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

Дороги автомобильные общего пользования

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТОННЕЛЕЙ

Общие требования

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2015

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения,обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский дорожный научно-исследовательский институт» Министерства транспорта Российской Федерации (ФГУП «РОСДОРНИИ»), Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова» (ФГБОУ ВПО ЮРГПУ(НПИ) имени М.И. Платова), Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 «Дорожное хозяйство»

2    ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. № 46)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК(ИС0 3166) 004—97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ

Аз стандарт

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 июля 2015 г. № 922-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33153-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2015 г.

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ, 2015

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ 33153-2014

Примечание — Проектная документация утверждается Заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.

5.2.2 Проектная документация на строительство тоннелей должна разрабатываться в две стадии.

5.2.2.1    Первая стадия — проект — должна разрабатываться на основании выводов и показателей предпроектной документации и подлежит утверждению в порядке, установленном законодательством.

Решения, принятые в проекте, должны обеспечивать механическую, противопожарную, экологическую, санитарно-эпидемиологическую безопасность тоннеля и разрабатываться в составе, достаточном для определения объемов работ, потребности в оборудовании, стоимости строительства и технико-экономических показателей строительства.

5.2.2.2    Вторая стадия — рабочая документация — должна разрабатываться на основании проекта и также подлежит утверждению.

5.3 Порядок разработки проектной документации

5.3.1    Разработка проектной документации должна осуществляться физическими и юридическими лицами, имеющими разрешение (допуск) СРО на соответствующие виды проектной деятельности.

5.3.2    Разработка проектной документации должна осуществляться на основании:

-    договора на выполнение проектных работ, заключаемого в порядке, установленном законодательством;

-    задания на проектирование, включающего исходные данные, состав которого определяется согласно 11.2.2.

5.3.3    Задание на проектирование должно составляться и утверждаться Заказчиком. Задание должно выдаваться проектной организации (генеральному проектировщику) при заключении договора подряда (контракта). Утвержденное задание на проектирование следует считать неотъемлемой частью договора.

Примечание — Задание, помимо заказчика, может быть составлено подрядной организацией. В этом случае после его утверждения заказчиком оно становится обязательным для исполнения подрядной организацией.

5.3.4    В задании на проектирование должны быть указаны место расположения тоннеля; сформулированы основные требования Заказчика к проектируемому тоннелю; указаны стадия и состав проекта, наличие исходных данных, ответственность и условия получения технических условий и недостающих исходных данных, сроки проектирования, полнота и комплектность проектной документации, необходимость и ответственность за согласование проектной документации.

5.3.5    В задании на проектирование должны быть указаны государственные органы и организации, которые будут согласовывать проектную документацию.

5.3.6    При наличии утвержденной предпроектной документации (технико-экономического обоснования, результатов инженерных изысканий и др.) в процессе разработки (согласования, утверждения) проектной документации по проектируемому тоннелю не допускается увеличение расчетной стоимости строительства без соответствующего обоснования, а также ухудшение других основных технико-экономических показателей тоннеля, достигнутых на предпроектном этапе.

5.3.7    В проектной документации должны содержаться записи о соответствии проекта государственным нормативным требованиям (действующим государственным нормативам и (или) межгосударственным нормативам).

5.3.8    В материалах проектной документации не допускаются ссылки на отмененные типовые проекты либо отдельные типовые проектные решения (типовые строительные конструкции, изделия, узлы).

5.3.9    На проектную документацию не должны распространяться нормы и положения новых (измененных, дополненных) государственных и межгосударственных нормативов, введенных в действие (вступивших в силу) после окончания проектирования, если иное не предусмотрено государственными законами.

5.3.10    В тех случаях, когда ввод в действие новых (измененных, дополненных) государственных и межгосударственных нормативов произошел после начала проектирования до его окончания и не содержит оснований для отказа от первоначальных намерений, то в процессе проектирования по требованию Заказчика могут быть проведены мероприятия по своевременному внесению в проектную документацию поправок, связанных с изменениями нормативных требований.

Примечание — Началом проектирования следует считать дату вступления в силу договора на разработку проектной документации.

7

5.3.11 Изменения в утвержденную проектную документацию, связанные с изменением параметров объекта строительства и необходимостью переутверждения проектной документации, должны быть внесены по решению Заказчика на основе нового задания на проектирование или дополнения к ранее утвержденному заданию на проектирование.

5.4    Порядок согласования проектной документации

5.4.1    Проектная документация на строительство тоннелей подлежит согласованию в государственных органах и заинтересованных организациях согласно 5.3.5.

5.4.2    Органы государственной власти, органы местного самоуправления и заинтересованные организации, которым направлен на согласование проект тоннеля, должны в сроки, установленные актами указанных органов и организаций, согласовать их или представить Заказчику обоснованные замечания.

Разногласия по вопросам согласования градостроительной документации решаются в порядке, установленном законодательством государства.

5.5    Порядок утверждения проектной документации

5.5.1    Разработку проектной документации следует считать законченной с момента ее утверждения в порядке,установленном законодательством.

5.5.2    Проектная документация, в установленном порядке прошедшая процедуру обязательных согласований, до ее утверждения, подлежит государственной экспертизе в соответствии с порядком, установленным законодательством.

Утверждение и реализация проектной документации без положительного сводного заключения государственной экспертизы не допускается.

При этом обязательная государственная экспертиза должна осуществляться юридическим лицом согласно действующему законодательству.

5.5.3    При проведении экспертизы проектной документации на строительство тоннеля следует руководствоваться законодательными и нормативными актами государства, настоящим стандартом, а также другими нормативными правовыми актами, регулирующими проектную деятельность в дорожной отрасли.

5.5.4    Сводное экспертное заключение органов государственной экспертизы следует считать обязательным документом для исполнения всеми участниками реализации проекта строительства тоннеля.

5.5.5    Проектная документация на строительство тоннеля должна быть представлена на утверждение не позднее трех месяцев после получения положительного заключения государственной экспертизы.

5.5.6    Разработанная и согласованная в соответствии с заданием на проектирование, исходными данными и техническими условиями проектная документация на основании положительного заключения государственной экспертизы подлежит утверждению Заказчиком.

5.5.7    Корректировка проекта и его переутверждение, связанные с увеличением ранее утвержденной сметной (расчетной) стоимости строительства, должны осуществляться только при наличии решения Заказчика.

5.5.8    Внесение изменений в утвержденную проектную документацию должно осуществляться, если до начала реализации проекта или в ходе строительства тоннеля возникла обоснованная необходимость внесения в нее изменений и/или дополнений принципиального характера, влияющих на конструкцию тоннеля, его объемно-планировочные, инженерно-технические или технологические проектные решения, а также иные объективные факторы, затрагивающие стоимостные и другие утвержденные технико-экономические показатели.

5.5.9    В случае, когда необходимость в корректировке и переутверждении проектной документации возникла в процессе строительства, сведения о состоянии строительства и копии актов выполненных работ должны быть включены в состав документации, предоставляемой Заказчику.

5.5.10    Внесение изменений в утвержденную проектную документацию на строительство тоннелей должно осуществляться в порядке, установленном для вновь утверждаемой проектной документации, с учетом возможных изменений в требованиях государственных нормативов, установленных в соответствии с законодательством государства об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

8

ГОСТ 33153-2014

5.5.11 Проект, прошедший государственную экспертизу, но не реализованный в течение срока, равного нормативному времени строительства плюс один год, как правило, подлежит корректировке. Решение о корректировке проекта принимает Заказчик.

6 Требования к характеристикам, габаритам и параметрам тоннельных и притоннельных сооружений

6.1    Требования к характеристикам тоннелей

6.1.1    При проектировании тоннелей должны быть обеспечены следующие транспортно-эксплуатационные характеристики, определяющие потребительские свойства:

-    функциональные;

-    обеспечивающие живучесть;

-    эксплуатационные;

-    социально-экономические.

6.1.2    Функциональные характеристики:

-    скорость, непрерывность, безопасность и комфортность движения;

-    пропускная способность, габариты и уровень загрузки движением;

-    осевая нагрузка, общая масса и габариты автомобилей;

-    долговечность и безотказность.

6.1.3    Характеристики, обеспечивающие живучесть:

-    сопротивляемость воздействию нагрузок и природных явлений;

-    огнестойкость;

-    неразрушаемость целой части сооружения при повреждении отдельных элементов.

6.1.4    Эксплуатационные характеристики:

-    доступность для ремонта и содержания;

-    ремонтопригодность.

6.1.5    Социально-экономические характеристики:

-    экономичность и планировочная целесообразность;

-    экологичность и экологическая безопасность;

-    архитектурная выразительность.

6.2 Требования к проектному сроку службы тоннелей

6.2.1    Принимаемые технические решения, применяемые конструкции и материалы должны обеспечивать срок службы тоннелей не менее 100 лет. Капитальный ремонт тоннелей, как правило, следует назначать после 50 лет эксплуатации.

6.2.2    Срок службы основных эксплуатационных устройств, устанавливаемых в тоннеле и на подходах к нему, должен быть не менее 10 лет.

6.3 Требования к габаритам и параметрам тоннелей

6.3.1    Форма поперечного сечения должна обеспечивать заданную пропускную способность, безопасность движения, рациональную статическую работу обделки под внешними нагрузками и соответствовать особенностям материала обделки.

В случае если среднегодовая интенсивность движения составляет 10000 автомобилей в сутки на полосу, движение устраивается в раздельных тоннелях или в едином тоннеле с разделительным барьером.

Типовые конструктивно-технологические решения рекомендуется применять в соответствии с ГОСТ 33152.

6.3.2    Основные параметры поперечного сечения тоннелей должны определяться конструктивным исполнением (число полос, количество ярусов и пролетов), габаритом приближения строений и оборудования, дополнительным пространством для размещения необходимых эксплуатационных устройств и оборудования, а также строительным допуском на сооружение обделки тоннеля. Минимальный строительный допуск следует принимать равным 30 мм.

Число полос в тоннеле, не считая остановочной полосы, должно равняться числу полос на дороге.

9

6.3.3    Габариты приближения тоннелей определяются минимальными габаритами приближения тоннеля по ширине и минимальными габаритами приближения тоннеля по высоте.

6.3.4    Габариты приближения строений и оборудования тоннелей, располагаемых на прямых участках в плане и кривых радиусом более 1000 м, должны соответствовать указанным на рисунках 1—4. При этом размеры, обозначенные буквами, следует принимать:

-    габарит приближения по ширине Г — по таблице 1;

-    ширину полосы безопасности ПБ — по таблице 1;

-    ширину проезжей части ПЧ — по формуле

ПЧ = bn,    (1)

где b — ширина полосы движения согласно таблице 1, м;

п — общее число полос движения согласно таблице 1 или число полос одного направления движения;

-    ширину служебных проходов П — 750 мм;

-    ширину защитной полосы 3—500 мм;

-    ширину разделительной полосы РП — по таблице 1;

-    габарит приближения по высоте Н согласно 6.3.8.

6.3.5    На участках расположения площадок для остановки автотранспортных средств приведенные в таблице габариты по ширине (Г) необходимо увеличивать соответственно ширине площадки согласно 8.1.9.

6.3.6    При устройстве единого тоннеля для обоих направлений движения ширину разделительной полосы между смежными очертаниями габаритов или полосы для размещения опор следует определять расчетом. Ширина разделительной полосы должна быть не менее 1,5 м.

П— служебный проход; ПБ — полоса безопасности; ПЧ— проезжая часть; Г — габарит по ширине;

Н— габарит по высоте тоннеля

Рисунок 1 — Габариты приближения строений и оборудования тоннелей на дорогах I и II категорий

Примечание — Для тоннелей на дорогах I категории при устройстве раздельных тоннелей для каждого из направлений движения. Поперечный профиль соответствует профилю дороги до въезда в тоннель.


П — служебный проход; ПБ — полоса безопасности; ПЧ — проезжая часть;

Г — габарит по ширине; Н— габарит по высоте тоннеля; РП — разделительная полоса


Рисунок 2 — Габариты приближения строений и оборудования тоннелей на дорогах I категории при устройстве единого тоннеля для обоих направлений движения с разделительной полосой без возвышения

над уровнем проезжей части

П— служебный проход; ПБ — полоса безопасности; ПЧ — проезжая часть; 3 — защитная полоса;

Г— габарит по ширине; Н— габарит по высоте тоннеля


Рисунок 3 — Габариты приближения строений и оборудования тоннелей на дорогах III—VI категорий


11


Рисунок 4 — Габариты приближения строений и оборудования тоннелей на дорогах всех категорий при устройстве единого тоннеля для обоих направлений движения с разделительной полосой, имеющей ограждения, или полосой для размещения опор


П— служебный проход; ПБ — полоса безопасности; ПЧ — проезжая часть; 3 — защитная полоса; РП— разделительная полоса; Г — габарит по ширине; Н— габарит по высоте тоннеля

Таблица 1 —Габарит по ширине (Г) тоннеля

Категория

автомо

бильной

дороги

Общее число полос движения п, ед.

Ширина полосы движения Ь, м

Ширина полосы безопасности ПБ, м, при длине тоннеля

Ширина разделительной по-лосы РП, м, не менее

Габарит по ширине (Г), м, при длине тоннеля

до 300 м

более 300 м

до 300 м

более 300 м

IA

8

3,75

0,75

0,50

1,50

2х(16,50)2)/33,003>

2х(16,00)2>/32,503>

6

3,75

0,75

0,50

1,50

2х(12,75)/25,50

2х(12,25)/25,00

4

3,75

0,75

0,50

1,50

2х(9,00)/18,00

2х(8,50)/17,50

IB

6

3,75

0,75

0,50

1,50

2х(12,75)/25,50

2х(12,25)/25,00

3.501)

0,75

0,50

1,50

2х(12,00)/24,00

2х(11,50)/23,50

4

3,75

0,75

0,50

1,50

2х(9,00)/18,00

2х(8,50)/17,50

3.501)

0,75

0,50

1,50

2х(8,50)/17,00

2х(8,00)/16,50

IB

6

3,75

0,75

0,50

1,50

2х(12,75)/25,50

2х(12,25)/25,00

3,50

0,75

0,50

1,50

2х(12,00)/24,00

2х(11,50)/23,50

4

3,75

0,75

0,50

1,50

2х(9,00)/18,00

2х(8,50)/17,50

3,50

0,75

0,50

1,50

2х(8,50)/17,00

2х(8,00)/16,50

II

4

3,50

0,75

0,50

2х(8,50)/15,50

2х(8,00)/15,00

2

3,75

0,75

0,50

9,00

8,50

3,50

0,75

0,50

8,50

8,00

III

2

3.501)

0,75

0,50

8,50

8,00

3,00

0,75

0,50

7,50

7,00

IV

2

3,00

0,75

0,50

7,50

7,00

ГОСТ 33153-2014

^ Параметры приняты в Республике Беларусь.

2)    При устройстве раздельных тоннелей (отдельных ярусов или пролетов) для каждого из направлений движения.

3)    При устройстве единого тоннеля для обоих направлений движения.

Примечание — В Республике Казахстан категория IB отсутствует.


Окончание таблицы 1

В тех случаях, когда ширина разделительной полосы дороги превышает ее ширину в тоннеле, переход от большей к меньшей ширине следует предусматривать плавным на длине не менее 100 м.

6.3.7    При размещении на разделительной полосе опор или дорожных ограждений ее возвышение над уровнем проезжей части должно быть не менее 0,6 м.

6.3.8    Минимальные габариты приближения по высоте тоннеля (Н) определяются с учетом высоты расчетного транспортного средства, зазоров безопасности и должны составлять:

-    для тоннелей на автомобильных дорогах категорий I—III не менее 5,0* м;

-    для автомобильных дорог категорий IV не менее 4,5* м.

6.3.9    Габарит по высоте более 5* до 6 м допускается принимать в случаях, когда размеры выработки при сооружении тоннеля, определяемые условиями рационального восприятия горного давления, а также конструкция тоннельной вентиляции позволяют применять этот габарит без увеличения объема выработки и стоимости сооружения тоннеля по сравнению с габаритом по высоте 5* м.

6.3.10    Служебные проходы П принимаются для тоннелей, сооружаемых на дорогах I и II категорий, по обеим сторонам проезжей части; для тоннелей, сооружаемых на дорогах III-VI категорий, с одной стороны предусматривается устройство служебного прохода П, с другой — защитной полосы 3. При двухстороннем движении служебные проходы следует располагать с двух сторон.

6.3.11    Возвышение служебных проходов, защитных и разделительных полос без размещения на них промежуточных опор должно быть не менее 0,4 м.

6.3.12    При расположении тоннелей на криволинейных участках в плане дороги с радиусом 1000 м и менее габарит по ширине, указанный в таблице 1, следует увеличивать на величину ДГ с внутренней стороны кривой в зависимости от ее радиуса согласно таблицы 2. Верхнюю часть габарита тоннеля, расположенную над нишами для служебных проходов, следует, кроме того, увеличивать с внутренней стороны кривой согласно рисунку 5 на величину дополнительного наклона транспортного средства А согласно рисунку, определяемую по формуле

Л = Л-(/в-/п),    (2)

где h — высота автотранспортного средства, принимаемая 4 м;

/в — поперечный уклон проезжей части на вираже в данном поперечном сечении; /п — поперечный уклон проезжей части, принятый для прямых участков.

Таблица 2 — Величина уширения АГ

Радиус кривой в плане, м

Уширение А Г, м, при расстоянии от переднего бампера до задней оси автомобиля или автопоезда

<7...11

13

15

18

1000

0,4

850

0,4

0,4

0,5

650

0,4

0,5

0,5

0,7

575

0,5

0,6

0,6

0,8

425

0,5

0,7

0,7

0,9

350

0,6

0,8

0,9

1,1

250

0,8

1,0

1,1

1,5

* Габариты приближения по высоте (Н) тоннелей на автомобильных дорогах I—III категорий Республики Казахстан должны быть не менее 5,5 м; для тоннелей на автомобильных дорогах категорий IV не менее 5,0 м.

П— служебный проход; 3 — защитная полоса; Г — габарит по ширине; А Г — величина уширения габарита;

Н— габарит по высоте тоннеля; h — высота автотранспортного средства; /в, /п — поперечные уклоны проезжей части

на вираже и на прямой

Рисунок 5 — Габариты приближения строений и оборудования тоннелей на кривых радиусом 1000 м и менее

6.3.13 Установленные настоящим стандартом габариты приближения строений и оборудования по высоте должны соблюдаться в течение всего периода эксплуатации с учетом возможного изменения уровня проезжей части при укладке новых слоев дорожных покрытий взамен изношенных.

6.4 Требования к продольному профилю и плану тоннелей

6.4.1    Элементы плана и профиля автодорожных тоннелей должны назначаться, исходя из условий обеспечения необходимой видимости при заданной расчетной скорости. Радиусы кривых в плане должны быть не менее 250 м.

6.4.2    Продольный уклон в тоннеле должен быть не менее 3 %о, за исключением участков вертикальных кривых. Как исключение, в заведомо сухих районах уклон может быть 2 %о, а в суровых условиях с большим водопритоком — не менее 6 %о.

6.4.3    Максимальные продольные уклоны в автодорожных тоннелях не должны превышать 40 %о, а в сложных топографических и инженерно-геологических условиях при длине тоннеля до 500 м — 60 %о.

6.4.4    Смежные элементы продольного профиля тоннеля должны сопрягаться в вертикальной плоскости кривыми, величина радиуса которых определяется в зависимости от категории дороги.

6.4.5    При расположении портала горного тоннеля или рампового участка подводного тоннеля у заливаемой поймы дно водоотводного лотка у портала или отметка верхней точки проезжей части рампы должны быть не меньше чем на 1,0 м выше наивысшего уровня паводковых вод (наводнений) с вероятностью превышения 1:300 (0,33 %) с учетом подпора, ледохода и высоты волны. При невозможности выполнения этого требования необходимо устраивать в тоннеле защитные устройства.

7 Требования к надежности и безопасности конструкций тоннелей

7.1    Требования к надежности конструкций

7.1.1    Тоннель должен быть спроектирован таким образом, чтобы при условии выполнения работ по содержанию его конструктивные элементы имели надежность не ниже нормированной в течение всего проектного срока службы.

7.1.2    Для тоннелей в зависимости от экономических, социальных и экологических последствий от их отказов устанавливаются два уровня ответственности, которые учитываются коэффициентом надежности по ответственности уп. Значения коэффициента уп следует принимать по таблице 3.

Таблица 3 — Значения коэффициента уп

Уровень ответственности

Характеристика тоннелей

Коэффициент надежности по ответственности уп

1 б (высокий)

Тоннели протяженностью более или равной 500 м

1,1

II (нормальный)

Тоннели протяженностью менее 500 м

1,0

7.1.3    Уровень ответственности тоннеля, а также численные значения коэффициента надежности по ответственности могут устанавливаться в задании на проектирование или в специальных технических условиях (СТУ), но не ниже представленных в таблице 3.

7.1.4    На коэффициент надежности по ответственности следует умножать эффекты воздействия (нагрузочные эффекты), определяемые при расчете на основные сочетания нагрузок по первой группе предельных состояний согласно 7.2.5.

7.1.5    При проектировании предотвращение разрушения тоннеля или ограничение последствий непредвиденных воздействий должно обеспечиваться следующими условиями:

-    применением конструктивных схем и конструкций, которые позволяют уменьшить потенциальный риск повреждения или уничтожения конструкций тоннеля;

-    статическая схема конструкции тоннеля должна минимально реагировать на непредвиденные воздействия (например, сейсмические воздействия, просадки грунта);

-    конструкции тоннеля должны быть долговечными, ремонтопригодными и доступными для осмотра и выполнения работ по текущему ремонту и содержанию.

7.2 Предельные состояния

7.2.1    Для обеспечения надежности и безопасности тоннеля необходимо соблюдать условие невозможности превышения в его конструкциях предельных состояний при действии наиболее неблагоприятных сочетаний расчетных нагрузок в течение проектного срока службы.

7.2.2    Для обеспечения безопасности конструкций тоннеля принятые проектные и конструктивные решения должны быть обоснованы результатами расчета по предельным состояниям, а также, при необходимости, данными экспериментальных исследований, в результате которых устанавливаются основные параметры конструкций тоннеля, их несущая способность и воспринимаемые ими нагрузки.

7.2.3    Для тоннелей, при проектировании которых использованы не апробированные ранее в государстве конструктивные решения или для которых не существует надежных методов расчета, необходимо использовать данные экспериментальных исследований на моделях или натурных конструкциях.

7.2.4    Конструкции тоннелей следует рассчитывать по методу предельных состояний. В соответствии с ГОСТ 27751 предельные состояния следует подразделять на две группы:

-    первая группа — характеризуется невозможностью эксплуатации конструкций тоннеля или утратой несущей способности сооружения в целом;

-    вторая группа — характеризуется усложнением (препятствием) для нормальной эксплуатации сооружения, уменьшением проектной долговечности.

7.2.5    Предельное состояние первой группы или аварийное разрушение:

-    потеря несущей способности грунтов основания;

-    потеря несущей способности конструкции;

-    потеря прочности;

-    потеря устойчивости формы;

-    потеря устойчивости положения (опрокидывание, скольжение и т. п.);

-    потеря выносливости.

7.2.6    Предельное состояние второй группы, усложнение или невозможность нормальной эксплуатации:

-    чрезмерные деформации;

-    образование трещин или достижение трещинами предельно допустимой ширины раскрытия;

-    недопустимые колебания конструкций при воздействии кратковременных нагрузок согласно

7.3.4;

15

-    другие явления, при которых возникает необходимость временного ограничения нормальной эксплуатации сооружения (например, разрушение элементов дорожного полотна, появление усталостных трещин и т. д.).

7.3 Виды нагрузок и воздействий

7.3.1    Нагрузки и воздействия по продолжительности их действия на обделки тоннелей следует подразделять на постоянные и временные (длительные, кратковременные и особые).

7.3.2    К постоянным нагрузкам следует относить:

-    давление грунта;

-    гидростатическое давление;

-    собственный вес конструкций;

-    вес зданий и сооружений, находящихся в зонах их воздействия на обделку тоннеля;

-    сохраняющиеся усилия от предварительного напряжения конструкции.

7.3.3    К длительным нагрузкам и воздействиям следует относить:

-    вес стационарного оборудования;

-    силы морозного пучения грунта;

-    сезонные температурные воздействия, воздействия, обусловленные усадкой и ползучестью бетона и др.;

-    усилия от предварительного обжатия обделки.

7.3.4    К кратковременным нагрузкам следует относить:

-    нагрузки и воздействия от внутритоннельного и наземного транспорта;

-    нагрузки и воздействия в процессе сооружения тоннеля: от давления щитовых домкратов; от нагнетания раствора за обделку; от усилий, возникающих при подаче и монтаже элементов сборных конструкций; от воздействия веса проходческого и другого строительного оборудования; воздействие водного потока и волновое воздействие на опускную секцию при транспортировке ее по воде и в процессе опускания, гидростатическое давление на свободный торец секции; динамическую нагрузку от максимально возможного веса сбрасываемого корабельного якоря (при условии судоходства по акватории) и некоторые другие, определяемые особенностями условий устройства тоннеля.

7.3.5    К особым воздействиям и нагрузкам следует относить сейсмические воздействия, нагрузки, обусловленные пожаром, сосредоточенную нагрузку от веса затонувшего судна, и другие, указанные в СТУ.

7.4 Требования к расчету конструкций тоннелей

7.4.1    Расчетные схемы конструкций должны в максимальной степени соответствовать условиям работы сооружений и особенностям взаимодействия элементов проектируемой конструкции между собой и внешней средой.

7.4.2    Расчеты конструкций тоннеля следует выполнять в соответствии с действующими межгосударственными и/или национальными строительными нормами с учетом возможных для отдельных элементов или всего сооружения в целом неблагоприятных сочетаний нагрузок и воздействий, которые могут действовать одновременно при строительстве или при эксплуатации.

7.4.3    Расчет конструкций тоннелей, расположенных в сейсмических районах, должен выполняться на основные и особые сочетания нагрузок с учетом сейсмических воздействий.

7.4.4    При расчетах несущих конструкций и оснований тоннельных сооружений коэффициент надежности по нагрузке следует принимать согласно таблице 4.

Таблица 4 — Коэффициенты надежности по нагрузке

Вид нагрузки

Коэффициент надежности

Вертикальная от давления грунта:

- от веса всей толщи грунта над тоннелем:

а) в природном залегании

1,1 (0,9)

б) насыпные

1,15 (0,9)

- от горного давления при сводообразовании для грунтов:

ГОСТ 33153-2014

Содержание

1    Область применения.................................................................1

2    Нормативные ссылки.................................................................1

3    Термины и определения...............................................................3

4    Сокращения........................................................................5

5    Общие требования к проектированию тоннелей...........................................6

5.1    Общие указания..................................................................6

5.2    Требования к порядку проектирования тоннелей.......................................6

5.3    Порядок разработки проектной документации.........................................7

5.4    Порядок согласования проектной документации.......................................8

5.5    Порядок утверждения проектной документации........................................8

6    Требования к характеристикам, габаритам и параметрам тоннельных и притоннельных

сооружений.........................................................................9

6.1    Требования к характеристикам тоннелей.............................................9

6.2    Требования к проектному сроку службы тоннелей......................................9

6.3    Требования к габаритам и параметрам тоннелей.......................................9

6.4    Требования к продольному профилю и плану тоннелей................................14

7    Требования к надежности и безопасности конструкций тоннелей............................14

7.1    Требования к надежности конструкций..............................................14

7.2    Предельные состояния...........................................................15

7.3    Виды нагрузок и воздействий......................................................16

7.4    Требования к расчету конструкций тоннелей.........................................16

7.5    Требования к строительным конструкциям и обделкам.................................20

7.6    Требования к конструкции дорожной одежды.........................................21

7.7    Требования к конструкциям притоннельных сооружений...............................22

8    Требования к системам обеспечения безопасной эксплуатации.............................23

8.1    Общие требования безопасной эксплуатации........................................23

8.2    Пожарная безопасность..........................................................24

8.3    Требования к электроснабжению и электроустановкам.................................28

8.4    Электроосвещение..............................................................30

8.5    Требования к системе вентиляции..................................................34

8.6    Требования к системам водоснабжения и водоотведения..............................37

8.7    Требования к системам, обеспечивающим организацию и безопасность дорожного

движения......................................................................39

8.8    Требования к системам управления комплексом инженерных систем.....................40

8.9    Требования к системам связи, громкоговорящего оповещения и часофикации.............41

8.10    Система безопасности тоннелей..................................................43

9    Требования к строительным материалам и изделиям.....................................43

9.1    Общие требования..............................................................43

9.2    Требования к строительным материалам............................................43

9.3    Требования к гидроизоляции обделок и защита от коррозии............................44

10    Требования к обеспечению безопасного уровня воздействия на окружающую среду на этапах

строительства и эксплуатации тоннелей...............................................45

11    Требования к составу, содержанию, комплектованию, правилам выполнения и оформления

проектной документации............................................................46

III

Окончание таблицы 4

Вид нагрузки

Коэффициент надежности

а) скальных

1,6

б) глинистых

1,5

в) песков и крупнообломочных

1,4

- от давления грунта при вывалах

1,8

Горизонтальная от давления грунта

1,2 (0,8)

Гидростатическое давление

1,1 (0,9)

Собственный вес конструкции:

- сборной железобетонной

1,1 (0,9)

- монолитной бетонной и железобетонной

1,2 (0,8)

- металлической

1,05

- изоляционных, выравнивающих, отделочных слоев

1,3

Сохраняющиеся усилия от предварительного обжатия обделки и давления щитовых домкратов

1,3

Длительные нагрузки:

- вес стационарного оборудования

1,05

- температурные климатические воздействия

1,1

- силы морозного пучения в грунтах

1,5

- воздействие усадки и ползучести бетона

1,1 (0,9)

Примечания

1 Коэффициенты надежности принимаются по каждой строке одинаковыми в пределах сооружения.

2 Коэффициент надежности, указанный в скобках, принимать в случае, когда уменьшение нагрузки приводит к более невыгодному нагружению обделки.

7.4.5    Конструкции следует рассчитывать по предельным состояниям первой и второй групп.

Расчеты конструкций по предельным состояниям первой и второй групп допускается не проводить, если практика применения аналогичных конструкций или опытная проверка запроектированных конструкций подтверждают, что прочность и их жесткость достаточна и конструкции обеспечивают нормальную эксплуатацию сооружений.

Конструкции кругового очертания, возводимые закрытым способом, на деформативность не проверяются.

7.4.6    Расчеты по предельным состояниям первой группы следует проводить на основные и особые сочетания нагрузок с применением коэффициентов надежности и коэффициентов сочетаний нагрузок в соответствии с указаниями действующих норм, коэффициентов условий работы конструкций и расчетных значений прочностных характеристик их материалов, а при необходимости — и динамических коэффициентов.

Расчеты тоннельных обделок закрытого способа работ на выносливость не проводят, а обделок открытого способа — только при засыпке над перекрытием менее 1,0 м и наличии больших пролетов — 20 м и более.

7.4.7    Расчеты конструкций по предельным состояниям первой группы следует проводить с учетом особенностей их работы:

-    для монолитных бетонных и монолитных железобетонных обделок — с учетом возможности неупругих деформаций бетона и арматуры и наличия допускаемых нормами трещин;

-    для чугунных и сборных железобетонных обделок со связями растяжения — с учетом расположения и величины начальных зазоров в стыках и податливости стыков;

17

ГОСТ 33153-2014

11.1    Общие требования.............................................................46

11.2    Исходные данные для проектирования.............................................46

11.3    Состав и содержание проектной документации......................................49

11.4    Требования к комплектованию, правилам выполнения, оформления проектной

документации..................................................................53

Библиография.......................................................................56

IV

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Дороги автомобильные общего пользования ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТОННЕЛЕЙ Общие требования

Automobile roads of general use. Projection of tunnels. General requirements

Дата введения — 2015—12—01 с правом досрочного применения

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к проектированию тоннелей на автомобильных дорогах общего пользования всех категорий (далее — тоннелей), включая: порядок проектирования; характеристики, габариты и параметры тоннельных и притоннельных сооружений; требования к надежности и безопасности конструкций тоннелей, системам обеспечения безопасной эксплуатации; строительным материалам и изделиям; требования к обеспечению безопасного уровня воздействия на окружающую среду на этапах строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее — строительство) и эксплуатации; состав, содержание, комплектование, правила выполнения, оформления и применения проектной документации.

Настоящий стандарт не распространяется на пешеходные тоннели, путепроводы тоннельного типа, а также сооружения, при проектировании и строительстве которых используются принципиально новые конструктивные решения и технологии, которые не прошли проверку в практике строительства и эксплуатации.

По отношению к настоящему стандарту на национальном уровне могут быть установлены дополнительные и/или конкретизирующие правила, которые распространяются на общие требования к проектированию тоннелей, изменения к ним, а также правила применения и прекращения применения этих документов в отдельных государствах, в частности, касающихся общих требований к проектированию тоннелей.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 2.105-95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам

ГОСТ 2.106-96 Единая система конструкторской документации. Текстовые документы

ГОСТ 2.109-73 Единая система конструкторской документации. Основные требования к чертежам

ГОСТ 2.301-68 Единая система конструкторской документации. Форматы

ГОСТ 2.302-68 Единая система конструкторской документации. Масштабы

ГОСТ 2.303-68 Единая система конструкторской документации. Линии

ГОСТ 2.304-81 Единая система конструкторской документации. Шрифты чертежные

Издание официальное

ГОСТ 2.307-2011 Единая система конструкторской документации. Нанесение размеров и предельных отклонений

ГОСТ 2.316-2008 Единая система конструкторской документации. Правила нанесения надписей, технических требований и таблиц на графических документах. Общие положения

ГОСТ 9.402-2004 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей к окрашиванию

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 17.1.3.13-86 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения

ГОСТ 21.608-84 Система проектной документации для строительства. Внутреннее электрическое освещение. Рабочие чертежи

ГОСТ 9128-2013 Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, поли-мерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка ГОСТ 26824-2010 Здания и сооружения. Методы измерения яркости

ГОСТ 27483-87 Испытания на пожароопасность. Методы испытаний. Испытания нагретой проволокой

ГОСТ 27484-87 Испытания на пожароопасность. Методы испытаний. Испытания горелкой с игольчатым пламенем

ГОСТ 27751-88 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету

ГОСТ 27900-88 Светильники для аварийного освещения. Технические требования ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием

ГОСТ 30530-97 Шум. Методы расчета предельно допустимых шумовых характеристик стационарных машин

ГОСТ 32830-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования

ГОСТ 32848-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Изделия для дорожной разметки. Технические требования

ГОСТ 32865-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки переменной информации. Технические требования

ГОСТ 32866-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Световозвращатели дорожные. Технические требования

ГОСТ 32945-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования

ГОСТ 32953-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Технические требования

ГОСТ 33078-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Методы измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием

ГОСТ 33151-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения

ГОСТ 33152-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация тоннелей ГОСТ 33385-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные светофоры. Технические требования

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

2

ГОСТ 33153-2014

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    аварийное освещение тоннеля: Освещение, предусматриваемое на случай нарушения или отключения питания основного (рабочего) освещения и подключаемое к источнику питания, независимому от источника питания рабочего освещения, которое в случае аварии переключается на питание от третьего независимого источника электроснабжения, например, на встроенную или централизованную аккумуляторную батарею.

3.2    безопасность дорожного движения в тоннеле: Состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, обеспечиваемое комплексом инженерно-технических и организационных мероприятий, проводимых в тоннеле.

3.3    внутренняя зона тоннеля: Участок тоннеля, примыкающий к переходной зоне и заканчивающийся у начала выездной зоны, а при ее отсутствии — у выездного портала.

Примечание — Схема, поясняющая расположение зон освещения тоннеля, представлена на рисунке 6.

3.4    выездная зона тоннеля: Участок тоннеля длиной, равной расстоянию безопасного торможения, примыкающий к внутренней зоне и заканчивающийся у выездного портала.

3.5    въездная зона тоннеля: Участок тоннеля, включающий пороговую и переходную зоны.

3.6    габарит приближения по высоте: Наименьшее расстояние от верха покрытия дорожной одежды до элементов конструкции или оборудования, расположенного в верхней части тоннеля, обеспечивающее или ограничивающее проезд транспортного средства.

3.7    дорожно-транспортное происшествие в тоннеле: Событие, возникшее в процессе движения в тоннеле транспортного средства и с его участием, создавшее угрозу жизни и здоровью людей и приведшее к повреждению или разрушению транспортных средств, элементов строительных конструкций или оборудования, либо иному материальному ущербу, а также нарушению движения в тоннеле.

3.8    дренажная штольня тоннеля: Штольня, предназначенная для защиты тоннеля от грунтовых вод или снижения гидростатического давления.

3.9    живучесть: Свойство конструкций тоннеля, состоящее в способности сохранять ограниченную работоспособность при воздействиях, не предусмотренных условиями эксплуатации, при наличии дефектов или повреждений определенного вида, а также при отказе некоторых компонентов.

3.10    защитная полоса в тоннеле: Пристенное возвышение с противоположной относительно служебного прохода стороны тоннеля, предназначенное для повышения безопасности дорожного движения, в том числе находящихся в тоннеле людей, и защиты конструкций тоннеля от внешних механических воздействий.

3.11    зона безопасности тоннеля: Отделенное противопожарными преградами помещение (отсек) в объеме тоннеля или притоннельное сооружение, приспособленное для временного пребывания людей во время пожара или другой чрезвычайной ситуации, в транспортной зоне или другой части тоннеля.

3.12    нагрузки: Внешние механические силы, действующие на конструкцию тоннеля.

3.13    непродолжительное раскрытие трещин: Раскрытие трещин при совместном действии постоянных, длительных и кратковременных нагрузок.

3.14    несущая способность: Максимальный эффект воздействия, реализуемый в конструкции тоннеля без превышения предельных состояний.

3.15    охрана окружающей среды при строительстве тоннеля: Научно обоснованный регламент строительной деятельности, направленный на сохранение качественных и количественных соотношений в сложившейся экосистеме.

3.16    переходная зона тоннеля: Участок тоннеля, примыкающий к пороговой зоне и заканчивающийся у начала внутренней зоны.

3.17    подъездная зона тоннеля: Участок дороги вне тоннеля длиной, равной расстоянию безопасного торможения, примыкающий к въездному порталу.

3.18    пожарная безопасность тоннеля: Состояние конструкций тоннеля, при котором с регламентируемой вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей.

3.19    пожарный отсек тоннеля: Часть тоннеля, отделенная от других его частей противопожарными преградами.

3

3.20    полоса безопасности в тоннеле: Краевая полоса проезжей части, ограничивающая приближение транспортных средств к служебному проходу или защитной полосе, расположенных у стены тоннеля.

3.21    полоса движения: Часть проезжей части тоннеля, имеющая ширину, достаточную для движения транспортных средств в один ряд.

3.22    пороговая зона тоннеля: Участок тоннеля длиной, равной расстоянию безопасного торможения, примыкающий к въездному порталу.

3.23    потребительские свойства тоннеля: Совокупность транспортно-эксплуатационных показателей, непосредственно влияющих на эффективность и безопасность работы тоннеля.

Примечание — К транспортно-эксплуатационным показателям относятся обеспечиваемые тоннелем: скорость, непрерывность, безопасность и удобство движения; пропускная способность и уровень загрузки движением; допустимая для пропуска осевая нагрузка, общая масса и габариты автомобилей, а также экологическая безопасность.

3.24    предпроектная документация: Документация, предшествующая разработке проекта строительства тоннеля и включающая программы, отчеты, технико-экономические обоснования строительства, технико-экономические расчеты, результаты научных исследований и инженерных изысканий, технологические и конструктивные расчеты, эскизы, макеты, обмеры и результаты обследований тоннелей, а также иные исходные данные и материалы, необходимые для принятия решений о разработке проектной документации и последующей реализации проекта.

3.25    притоннельное сооружение: Подземное или наземное сооружение, предназначенное для расположения технологических или эксплуатационных обустройств, обеспечивающих жизнедеятельность и обслуживание тоннеля.

3.26    продолжительное раскрытие трещин: Раскрытие трещин при совместном действии только постоянных и длительных нагрузок.

3.27    проезжая часть тоннеля: Элемент автотранспортного тоннеля, предназначенный для движения транспортных средств.

3.28    проект: Совокупность текстовых и графических документов, содержащих решения о размещении, физических параметрах, художественно-эстетических качествах тоннеля, а также возможных последствиях его воздействия на окружающую среду и определяющих технико-экономические показатели тоннеля.

3.29    проектирование тоннелей: Проектировочная деятельность по разработке, согласованию, прохождению экспертизы и утверждению (переутверждению) проектной документации на строительство и эксплуатацию тоннеля.

3.30    проектная документация: Документация, содержащая инженерно-технические, архитектурные, технологические, конструктивные, экономические, финансовые и иные решения по строительству и эксплуатации тоннелей, заключения экспертиз проектной документации и результатов инженерных изысканий.

3.31    проектная авария: Авария, для предотвращения которой в проекте тоннеля предусмотрены системы обеспечения безопасности, гарантирующие обеспечение заданного уровня безопасности.

3.32    пропускная способность тоннеля: Максимальное количество автомобилей, которое может пройти через сечение тоннеля за единицу времени.

3.33    путь тормозной: Путь, который проходит транспортное средство при включенной тормозной системе до полной остановки.

3.34    рабочая документация: Совокупность текстовых и графических документов, обеспечивающих реализацию принятых в проекте технических решений, необходимых для производства строительных и монтажно-демонтажных работ, обеспечения оборудованием, изделиями и материалами и/или изготовления строительных изделий.

3.35    расстояние безопасного торможения, РБТ: Минимальное расстояние, требуемое для надежного приведения транспортного средства, движущегося с установленной скоростью, в состояние полной остановки.

Примечание — РБТ определяется суммарным временем реагирования водителя на появившееся препятствие для принятия решения и торможения транспортного средства. В зависимости от проектной скорости движения РБТ принимают согласно таблице 13.

3.36    реконструкция тоннеля: Комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение основных конструктивных и технико-экономических показателей — форм и размеров поперечных 4

ГОСТ 33153-2014

сечений тоннелей, материалов конструкций, инженерной оснащенности с целью улучшения условий эксплуатации, повышения пропускной способности, максимального восполнения утраты от имевшего место физического и морального износа, а также последствий воздействия неблагоприятных природно-климатических факторов.

3.37    сбойка: Горная выработка, соединяющая два близко расположенных тоннеля.

3.38    сводное экспертное заключение: Официальный документ, являющийся результатом работы экспертного органа, осуществляющего комплексную экспертизу, по проекту строительства тоннеля в целом с учетом заключений государственных экспертиз, принимавших участие в рассмотрении проекта.

Примечание — Государственная экспертиза является обязательным этапом инвестиционного процесса в строительстве и проводится в целях предотвращения строительства тоннелей, создание и использование которых не отвечает требованиям государственных норм и правил или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства, а также в целях контроля за соблюдением социально-экономической и природоохранной политики.

3.39    сейсмостойкость: Способность конструкций тоннеля противостоять сейсмическим воздействиям без потери эксплуатационных качеств.

3.40    сервисная штольня тоннеля: Штольня, предназначенная для обслуживания основного тоннеля.

3.41    служебный проход тоннеля: Выделенная у стены автодорожного тоннеля с некоторым возвышением над уровнем проезжей части полоса, предназначенная для прохода по тоннелю служебного персонала.

3.42    средняя яркость дорожного покрытия в переходной зоне тоннеля L^, кд/м2: Средняя по площади проезжей части яркость сухого дорожного покрытия в направлении глаза наблюдателя, находящегося на оси полосы движения транспорта в переходной зоне тоннеля.

3.43    средняя яркость дорожного покрытия в пороговой зоне тоннеля L, кд/м2: Средняя по площади проезжей части яркость сухого дорожного покрытия в направлении глаза наблюдателя, находящегося на оси полосы движения транспорта в первой половине пороговой зоны тоннеля.

3.44    техническая зона тоннеля: Зона вдоль трассы тоннеля шириной 40 м, где запрещается проводить работы без разрешения эксплуатирующей организации.

3.45    транспортная штольня тоннеля: Штольня, предназначенная для транспортирования людей, инструмента и инвентаря.

3.46    трасса тоннеля: Линия, отображающая положение оси тоннеля в пространстве.

3.47    трещиностойкость: Способность материала конструкции сопротивляться образованию или развитию до заданных пределов в нем трещин под действием нагрузок, эксплуатационных и климатических воздействий.

3.48    шов деформационный: Искусственно образуемый конструктивный элемент сооружения для обеспечения возможности перемещения отдельных элементов конструкции без силового воздействия элементов обделки друг на друга под влиянием их осадок, изменения температуры, усадки бетона и предупреждения образования трещин.

3.49    эвакуационная штольня (штольня безопасности) тоннеля: Штольня, предназначенная для эвакуации людей из эксплуатируемого тоннеля в случае пожара или другой чрезвычайной ситуации.

3.50    яркость адаптации в подъездной зоне тоннеля L20, кд/м2:Средняя яркость внутри 20-гра-дусного по диаметру поля адаптации, видимого водителем, находящимся на оси дорожного полотна на расстоянии безопасного торможения перед въездным порталом, при этом линия зрения водителя нацелена на центр рамки въездного портала.

4 Сокращения

В настоящем стандарте применяются следующие сокращения:

АВР — автоматический ввод резерва;

АРМ — автоматизированное рабочее место;

АСУТП — автоматизированная система управления технологическими процессами;

АСУД — автоматизированная система управления дорожным движением;

5

АТС — автоматическая телефонная станция;

ДП — диспетчерское помещение;

ДПС — дорожно-патрульная служба;

ДТП — дорожно-транспортное происшествие;

ПДК — предельно-допустимая концентрация;

ПУЭ — правила устройства электроустановок;

СОУЭ — система оповещения и управления эвакуацией;

УЗО — устройства защитного отключения;

ЦДП — центральный диспетчерский пункт;

ЧС — чрезвычайная ситуация.

5 Общие требования к проектированию тоннелей

5.1    Общие указания

5.1.1    Проектирование тоннелей следует осуществлять в соответствии с законодательными и иными нормативными актами, государственными и межгосударственными нормативами в области строительства, действующими на территории государства, и настоящим стандартом.

5.1.2    При проектировании тоннелей следует:

-    выполнять требования по обеспечению надежности, долговечности и бесперебойности эксплуатации тоннелей, а также безопасности движения транспортных средств и охране труда в процессе строительства и эксплуатации;

-    принимать проектные решения, обеспечивающие экономное расходование материалов, экономию топливных и энергетических ресурсов, снижение стоимости и трудоемкости строительства и эксплуатации;

-    предусматривать возможность обеспечения высоких темпов возведения конструкций, широкой индустриализации строительства на базе современных средств механизации и автоматизации строительного производства, использование деталей и материалов, отвечающих стандартам и техническим условиям;

-    учитывать инженерно-геологические и гидрогеологические условия трассы тоннелей;

-    учитывать перспективы развития транспортных средств и дорожной сети, реконструкции имеющихся и строительства новых подземных и наземных коммуникаций, благоустройства и планировки населенных пунктов, освоения земель в сельскохозяйственных целях;

-    предусматривать меры по охране окружающей среды (в том числе по предотвращению заболачивания, проявления термокарстовых, эрозионных, наледных и других опасных процессов), по поддержанию экологического равновесия и охране животного мира;

-    предусматривать разработку технологических карт, необходимых для реализации принятых конструктивно-технологических решений.

5.1.3    Основные технические решения, принимаемые в проектах тоннелей, следует обосновывать путем сравнения технико-экономических показателей конкурентоспособных вариантов.

5.1.4    При реконструкции тоннелей следует учитывать их физическое состояние, несущую способность конструкций, продолжительность и режим эксплуатации после реконструкции.

5.1.5    Проектная документация должна отвечать требованиям, направленным на формирование полноценной среды обитания и жизнедеятельности человека, обеспечение безопасного и устойчивого функционирования проектируемых объектов, эффективность инвестиций, оптимизацию материально-технических и трудовых затрат, рациональное использование природных ресурсов.

5.2 Требования к порядку проектирования тоннелей

5.2.1 Проектирование тоннелей следует выполнять в несколько этапов в следующем порядке:

-    разработка проектной документации;

-    согласование проектной документации;

-    экспертиза проектной документации;

-    утверждение проектной документации.