Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

45 страниц

517.00 ₽

Купить ГОСТ 33149-2014 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает правила проектирования автомобильных дорог общего пользования в сложных условиях.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие положения

5 Классификация сложных условий

6 Общие принципы проектирования в сложных условиях

7 Правила проектирования автомобильных дорог в сложных условиях

     7.1 Специфические грунты

     7.2 Опасные геологические и гидрогеологические процессы

     7.3 Особые природно-техногенные условия

8 Требования к проектным решениям, обеспечивающим безопасность автомобильной дороги в сложных условиях

9 Требования к обеспечению охраны окружающей среды при проектировании в сложных условиях

Приложение А (рекомендуемое) Категории опасности процессов сложных условий

Приложение Б (справочное) Классификация специфических грунтов и типов местности

Приложение В (справочное) Категории территорий залегания полезных ископаемых по условиям строительства

Библиография

 
Дата введения01.12.2015
Добавлен в базу12.02.2016
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

05.12.2014УтвержденМежгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации46
21.07.2015УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии920-ст
РазработанФГУП РОСДОРНИИ
РазработанМТК 418 Дорожное хозяйство
ИзданСтандартинформ2015 г.

Automobile roads of general use. Rules for designing roads in difficult conditions

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

ГОСТ

33149-

2014

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

Дороги автомобильные общего пользования

ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В СЛОЖНЫХ УСЛОВИЯХ

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2015

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФГУП «РОСДОРНИИ») Министерства транспорта Российской Федерации, Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 «Дорожное хозяйство»

2    ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. № 46)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК(ИСО 3166) 004—97

Код страны по МК(ИСО 3166)004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ

Азстандарт

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Т аджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 июля 2015 г. № 920-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33149-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2015 г.

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ, 2015

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ 33149-2014

7.1.1.5    Трассу следует прокладывать с максимальным использованием снегонезаносимых форм рельефа. Во всех случаях следует:

-    обходить пониженные места (ложбины, котловины) или пересекать их по кратчайшему направлению;

-    проходить через лесные массивы;

-    обходить глубокие балки и овраги, а также жилые и производственные постройки с подветренной стороны.

7.1.1.6    Трассу следует совмещать с направлением господствующих ветров или располагают под углом к ним не более 20°.

7.1.1.7    При выборе мест перехода через водотоки следует избегать участков возможного образования наледей (перекаты, устьевые участки рек и притоков, места с островками и староречьями, широкие заболоченные поймы), а также излучин. Для мостового перехода следует выбирать узкие и глубокие русла с близким залеганием скальных пород, гравелистых или песчаных грунтов.

7.1.1.8    Должны быть обеспечены требуемые прочность и устойчивость как самого земляного полотна, так и дорожной одежды. Проектирование должно наносить наименьший ущерб окружающей природной среде. Должно быть предотвращено появление наледей, препятствующих обеспечению движения по автомобильной дороге.

7.1.1.9    Для обеспечения устойчивости земляного полотна с использованием грунтов основания в талом или мерзлом состоянии следует применять три принципа проектирования:

-    первый (сохранение вечномерзлых грунтов в основании земляного полотна в течение периода эксплуатации дороги);

-    второй (обеспечение допустимых деформаций при частичном оттаивании мерзлого грунта в основании земляного полотна на глубину, определяемую расчетом);

-    третий (оттаивание мерзлого грунта основания под насыпью до начала строительства на глубину, на которой талые грунты уже не влияют на работу земляного полотна; подготовка дорожной полосы, включая ее осушение).

7.1.1.10    Первый принцип должен применяться на особо сложных по мерзлотно-грунтовым условиям участках (третий тип местности) с низкотемпературными многолетнемерзлыми грунтами, на глинистых сильнопросадочных грунтах с влажностью выше предела текучести. Для предотвращения оттаивания основания должен сохраняться моховой и растительный покров, а также укладываться теплоизоляционные слои (мох, торф, пенопласты, опилки, древесная кора и т. д.).

7.1.1.11    Второй принцип следует использовать на сложных по мерзлотно-грунтовым условиям участках (второй тип местности) с низкотемпературными многолетнемерзлыми грунтами, на глинистых и песчаных просадочных грунтах с влажностью менее предела текучести.

7.1.1.12    Третий принцип должен применяться на легко осушаемых просадочных грунтах с влажностью менее предела текучести, на участках с высокотемпературными многолетнемерзлыми грунтами сплошной и островной вечной мерзлоты. При этом осушение и упрочнение грунтов основания следует выполнять за счет их предпостроечной осадки при оттаивании под воздействием дорожно-строительных машин.

7.1.1.13    Тип конструкции земляного полотна в зависимости от типов местности и принципов проектирования приведен в таблице 1.

Таблица 1 — Тип конструкции земляного полотна в зависимости от типов местности и принципов проектирования

Принцип проектирования

Тип местности

Тип конструкции и грунты земляного полотна

Первый — сохранение многолетнемерзлых грунтов в основании насыпи

Второй — допущение оттаивания мерзлоты в основании насыпи

3 — мокрые места

Насыпи преимущественно из несцементированных обломочных грунтов. Возможно применение глинистых грунтов (в основном на высоких насыпях)

Второй — сохранение многолетнемерзлых грунтов в основании насыпи

Второй —допущение оттаивания мерзлоты в основании насыпи;

Третий — с предварительным оттаиванием многолетнемерзлых грунтов и осушением дорожной полосы

2 — сырые

места

Насыпи из глинистых и несцементированных обломочных грунтов; в исключительных случаях допускаются выемки

Окончание таблицы 1

Принцип проектирования

Тип местности

Тип конструкции и грунты земляного полотна

Третий — с предварительным оттаиванием многолетнемерзлых грунтов или (и) осушением дорожной полосы; по нормам II дорожно-климатической зоны

1 — сухие места

Насыпи и возможны выемки

7.1.1.14    Высоту насыпи следует назначать на основе расчетов на устойчивость и снегонезаноси-мость.

7.1.1.15    На локальных по протяженности участках, проектируемых по первому и по второму принципам, где не представляется возможным обеспечить устойчивость насыпи традиционными способами, должны использоваться природные ресурсы холода: конструктивно-технологические решения с защитными навесами, ступенчатыми откосами, вертикальными ступенями, боковыми охлаждающими грунтовыми массивами, системой охлаждающих труб и т. д.

7.1.1.16    Водоотводные канавы следует проектировать на устойчивых основаниях, сложенных непросадочными грунтами. При этом дно и откосы канав (кюветов), устраиваемых в легкоразмываемых грунтах, должны быть укреплены.

7.1.1.17    На участках с подземными льдами, а также с сильнольдонасыщенными грунтами, залегающими в пределах двойной мощности сезонно оттаивающего слоя, следует избегать применения водоотводных и нагорных канав. В таких случаях для отвода воды на косогорных участках следует предусматривать бермы или нагорные валики, а на равнинных участках — фильтрующие водоперепус-ки (дрены).

7.1.1.18    Дорожные одежды должны проектироваться сучетом стадийности строительства. Следует устраивать дорожную одежду в одну стадию при первом принципе проектирования и в две стадии — при втором принципе проектирования.

7.1.1.19    Для участков с особо сложными мерзлотно-грунтовыми условиями (наличие термокарста, крупных включений подземного льда, бугров пучения, солифлюкции, наледей, подтопляемых речных пойм и термокарстовыхозер) следует разрабатывать варианты индивидуального проектирования.

7.1.2 Слабые грунты

7.1.2.1    Выбор конструкции земляного полотна на слабых грунтах должен определяться в зависимости от следующих факторов:

-    категории автомобильной дороги и типа дорожной одежды;

-    имеющегося грунта для возведения земляного полотна;

-    протяженности участка по слабым грунтам;

-    вида и особенностей свойств слабых грунтов;

-    условий производства работ.

7.1.2.2    На участках залегания слабых грунтов (таблица Б.З приложения Б) должен использоваться один из следующих подходов:

-    удаление слабого грунта и замена его;

-    использование слабого грунта в качестве основания насыпи с применением мероприятий, обеспечивающих устойчивость основания и ускорение его осадки, а также прочность устраиваемой дорожной одежды;

-    прохождение автомобильной дороги по эстакаде.

7.1.2.3    Земляное полотно должно быть запроектировано в комплексе с дорожной одеждой с учетом требований:

-    устойчивости;

-    стабильности (не следует допускать возможность устройства дорожной одежды до завершения консолидации слабого грунта в основании насыпи);

-    прочности.

7.1.2.4    Земляное полотно должно быть запроектировано в насыпи, нижняя часть которой должна быть устроена из дренирующих грунтов толщиной на 0,5 м больше суммарной расчетной осадки основания и мощности удаляемого слоя.

7.1.2.5    Земляное полотно на слабых грунтах в основании насыпи следует проектировать на каждом расчетном участке в нижеуказанной последовательности:

-    наметить расчетные участки с одинаковыми характеристиками слабых грунтов;

-    установить высоту насыпи;

-    определить осадку основания земляного полотна;

ГОСТ 33149-2014

-    определить устойчивость основания земляного полотна;

-    спрогнозировать длительность завершения осадки основания земляного полотна;

-    назначить конструктивно-технологические решения, обеспечивающие повышение устойчивости основания, ускорение и снижение осадки;

-    выбрать оптимальные варианты для каждого расчетного участка.

7.1.2.6    Прогноз устойчивости, величины и времени осадки земляного полотна на слабых грунтах следует определять расчетами с учетом физико-механических свойств этих грунтов, их мощности. При прогнозе следует учитывать нагрузку от веса насыпи, собственного веса грунта основания йот нагрузок подвижного состава.

7.1.2.7    Для определения напряженного состояния основания насыпи следует использовать решения плоской задачи теории линейно-деформированного однородного полупространства.

7.1.2.8    Для расчета устойчивости основания следует принимать расчетную схему в виде слоистого полупространства ограниченной мощности, загруженного с поверхности вертикальной нагрузкой.

7.1.2.9    Для прогноза конечной величины осадки расчетную схему следует устанавливать в виде слоистого массива, ограниченного снизу границей активной зоны сжатия. Распределение сжимающих напряжений по глубине основания следует принимать как в однородном полупространстве.

7.1.2.10    При проектировании земляного полотна на слабом грунте следует применять следующие конструктивно-технологические решения:

а)    повышение устойчивости слабого грунта:

1)    уменьшение нагрузки (снижение высоты насыпи, возведение насыпи из легких материалов или на сваях);

2)    улучшение напряженного состояния (уполаживание откосов, устройство боковых пригрузоч-ных берм, уменьшение мощности слабой толщи, устройство распределяющих нагрузку слоев в основании насыпи);

3)    увеличение сопротивляемости сдвигу (предварительная консолидация грунтов слабого основания, устройство грунтовых свай, устройство вертикальных дрен и дренажных прорезей, замена слабых грунтов, промораживание оснований в зоне многолетнемерзлых грунтов);

б)    сокращение времени на достижение безопасной интенсивности осадки:

1)    ускорение процесса осадки (увеличение уплотняющей нагрузки путем временной пригрузки, удаление поровой воды из сжимаемого слоя, частичная замена слабого грунта);

2)    снижение величины конечной осадки (предварительное осушение дорожной полосы, устройство грунтовых свай-дрен, уменьшение нагрузки, снижение напряжений в слабой толще);

в)    снижение влияния динамического воздействия нагрузки:

1)    уменьшение напряжений от транспортной нагрузки (увеличение высоты насыпи, увеличение толщины дорожной одежды, армирование насыпи, устройство распределяющих слоев в основании насыпи);

2)    повышение динамической устойчивости основания насыпи (устройство вертикальных свай-дрен, полная иличастичная замена слабого грунта, устройство грунтовых свай восновании насыпи).

7.1.3 Подвижные пески

7.1.3.1    К территориям подвижных песков относят местность, на которой имеют место следующие особенности:

-    повсеместное распространение мелких одноразмерных песков;

-    безводность;

-    активность ветрового режима;

-    подвижность форм песчаного рельефа;

-    активность перемещения ветропесчаных потоков.

7.1.3.2    Согласно ГОСТ 25100 и ГОСТ 33063 следует разделять виды подвижных песков:

-    очень подвижные;

-    подвижные;

-    малоподвижные;

-    неподвижные.

7.1.3.3    В движении песков необходимо различать следующие режимы:

-    поступательное движение с господством ветра в одном направлении в течение года;

-    колебательное движение с примерно уравновешенным влиянием летних и зимних ветров;

-    поступательно-колебательное движение при неуравновешенном влиянии летних и зимних ветров с преобладанием одного направления над другим.

9

7.1.3.4    Проектирование автомобильных дорог в условиях подвижных песков должно включать:

-    оценку пригодности условий района строительства и обоснование трассы с позиции угрозы песчаных заносов;

-    обеспечение условий, облегчающих перенос песка через дорогу в виде ветропесчаного потока и применение активных методов борьбы с песчаными заносами в полосе отвода автомобильной дороги;

-    закрепление пересекаемых дорогой, а также близко расположенных к ней участков с подвижными формами рельефа.

7.1.3.5    При проложении трассы и проектировании земляного полотна в условиях подвижных песков следует исходить из того, что необходимо максимально сохранить естественный рельеф местности и существующий растительный покров.

7.1.3.6    При трассировании в условиях распространения подвижных песков необходимо соблюдать следующие общие принципы:

-    размещать трассу преимущественно на участках неподвижных или малоподвижных песков;

-    выбирать участки с наименьшими колебаниями высот подвижных форм рельефа и наименьшей протяженностью в случае, если их пересечение неизбежно;

-    прокладывать трассу, стремясь «вписать» ее в существующий рельеф без нарушения условий его развития.

7.1.3.7    Земляное полотно в подвижных песках следует проектировать преимущественно в виде насыпей с учетом форм рельефа. Устройство выемок целесообразно избегать.

7.1.3.8    Для принятия рациональных проектных решений следует анализировать:

а)    годовой ход активных ветров и движение песков;

б)    глубину залегания и минерализацию грунтовых вод;

в)    засоленность песков и ее источник;

г)    мощность слоя песков в понижениях, водопроницаемость и засоленность подстилающих грунтов;

д)    распространение и ориентировку барханных форм рельефа;

е)    естественную влажность песков, наличие горизонта подвешенной воды;

ж)    сроки, способы, результаты и т. п. ранее проведенных работ по закреплению песков в данном

районе;

и) наличие растительности и условия ее существования:

1)    видовой и возрастной состав;

2)    густоту и приуроченность кэлементам рельефа травянистой растительности и кустарников.

7.1.3.9    При трассировании в песках, рельеф которых сформирован одиночными и групповыми барханами, необходимо учитывать размеры как всего массива этих песков, так и отдельных барханов:

-    при небольшой ширине пересекаемого массива положение трассы следует назначать с таким расчетом, чтобы соседние участки оказались в наиболее благоприятных условиях (такыры, закрепленные растительностью, межбарханные понижения и т. п.);

-    обширные массивы подвижных песков следует пересекать таким образом, чтобы основная часть их оказалась с подветренной стороны дороги;

-    при прочих одинаковых условиях трассу дороги следует прокладывать по участкам распространения мелких барханов.

7.1.3.10    При трассировании вдоль барханных цепей выбор положения трассы должен учитывать характер движения песков:

-    при поступательно-колебательном движении необходимо преимущественно использовать в качестве насыпи одну из наиболее прямолинейных цепей, предусмотрев закрепление растительностью как этой цепи, так и двух-трех соседних со стороны преобладающего ветра;

-    при колебательном движении земляное полотно следует располагать в середине межбарханного понижения, ограничиваясь закреплением соседних цепей (по одной с каждой стороны).

7.1.3.11    В условиях грядового рельефа трассу следует прокладывать по межгрядовым понижениям, не приближая ее к подножьям крутых склонов. Не следует располагать трассу на вершинах гряд и верхних частях пологих склонов.

7.1.3.12    В условиях неподвижных и малоподвижных песков трассу следует прокладывать с учетом степени зарастания рельефа:

-    в равнинных, кучевых, бугристых, лунковых и грядовоячеистых песках— по кратчайшему расстоянию;

-    в условиях грядового рельефа — преимущественно по межгрядовым понижениям.

Необходимо увязывать трассу с рельефом местности таким образом, чтобы дорога была проложена

преимущественно с нулевыми рабочими отметками и минимальной протяженностью участков в насыпи.

ГОСТ 33149-2014

7.1.3.13    При разработке конструктивных особенностей земляного полотна следует предусматривать:

а)    закрепление земляного полотна, прилегающих территорий и подвижных форм рельефа приспособленной растительностью;

б)    устройство сплошных, решетчатых и отражающих щитов;

в)    спланированные придорожные полосы;

г)    закрепление придорожных полос системами многорядной защиты;

д)    придание обтекаемых форм поперечному профилю земляного полотна:

1)    плавное сопряжение земляного полотна с откосами;

2)    пологие откосы;

3)    скругленные бровки;

4)    обочины минимально допустимого уклона;

е)    применение щитовых систем защиты, учитывающих изменение направления господствующих ветров;

ж)    предохранение земляного полотна от ветровой и водной эрозии;

и) сохранение существующей растительности.

7.1.3.14    Закрепление подвижных грунтов растительностьюдолжно являться основным мероприятием. Другие мероприятия, изложенные в 7.1.3.13, должны быть направлены на обеспечение незаноси-мости автомобильной дороги песком до момента полного закрепления подвижных участков растительностью.

7.1.3.15    Закреплению растительностью должны подлежать:

-    барханные и слабозаросшие пески;

-    очаги дефляции (котловины выдувания) в полузаросших и заросших песках.

7.1.3.16    Закрепление песков растительностью следует осуществлять:

-    по обе стороны дороги, если ее ось ориентирована в направлении движения песков;

-    преимущественно с наветренной стороны дороги, если движение песков осуществляется поперек ее.

7.1.4 Засоленные грунты

7.1.4.1    По степени засоления согласно ГОСТ25100 и ГОСТ 33063 грунты, используемые в качестве материала земляного полотна и его основания, следует различать на:

-    незасоленные;

-    слабозасоленные;

-    среднезасоленные;

-    сильнозасоленные;

-    избыточно засоленные.

7.1.4.2    Проектировать автомобильные дороги на засоленных грунтах следует преимущественно в насыпях.

7.1.4.3    Следует предусматривать мероприятия, не допускающие повышение степени засоления грунта земляного полотна и основания в течение жизненного цикла дороги по отношению к первоначальному их состоянию.

7.1.4.4    Возвышение поверхности покрытия над уровнем грунтовых вод или поверхностных вод при слабо- и среднезасоленных грунтах следует увеличивать против нормативного с учетом вида и степени засоления грунтов.

7.1.4.5    При проектировании дороги в насыпи, если основание земляного полотна является сухим или осушаемым, допускается использовать слабозасоленные и среднезасоленные грунты в качестве материалов земляного полотна или его основания, как в нормативных условиях. При этом может быть использован грунт из резервов, притрассовых карьеров, ближайших выемок или отходы производства.

7.1.4.6    Применение сильнозасоленных грунтов в качестве материалов земляного полотна или основания, а при устройстве высоких насыпей и использование слабо- и среднезасоленных грунтов следует обосновывать расчетами устойчивости земляного полотна и прочности основания.

7.1.4.7    На участках с сухим или осушаемым основанием и глубоким залеганием грунтовых вод сильнозасоленные грунты допускается использовать в качестве материала земляного полотна при применении мер, направленных на предохранение верхней части земляного полотна от большего засоления (гидрофобизация грунтов, капилляропрерывающие и гидроизолирующие слои и др.).

7.1.4.8    Наизбыточнозасоленныхгрунтахдля предотвращения нарушения устойчивости земляного полотна от процессов суффозии следует предусматривать указанные мероприятия:

а) водозащитные:

1)    понижение уровня грунтовых вод;

2)    устройство противофильтрационных завес;

11

б)    конструктивные;

в)    замену засоленных грунтов;

г)    закрепление, уплотнение или нейтрализацию грунтов;

д)    предварительное рассоление грунтов.

7.1.4.9    Понижение уровня грунтовых вод следует предусматривать на мокрых и сырых участках путем устройства дренажных и водоотводных систем.

7.1.4.10    В качестве конструктивных мероприятий следует предусматривать оптимизацию рабочих отметок, устройство капилляропрерывающих и гидроизолирующих слоев, прорезку толщи засоленных грунтов фундаментами дорожных сооружений, устройство притрассовых резервов, укладку геотек-стильных материалов в основании земляного полотна и др.

7.1.4.11    Замену избыточно или сильно засоленных грунтов необходимо осуществлять кондиционными грунтами. На участках мокрых солончаков, в пределах которых в течение всего года сохраняется высокий уровень грунтовых вод, насыпи следует проектировать из привозных, преимущественно песчаных грунтов или супесей.

7.1.4.12    При необходимости закрепления грунтов, как правило, следует применять геосинтети-ческие материалы, а также инъекционные методы.

7.1.4.13    Снижение растворяющей способности подземных вод следует осуществлять путем искусственного водонасыщения фильтрационного потока солями.

7.1.5 Техногенные грунты

7.1.5.1    К техногенным грунтам относят:

-    насыпные;

-    намывные;

-    бытовые отходы;

-    отходы производств.

7.1.5.2    К насыпным грунтам следует относить нарушенные природные грунты, вскрышные породы, хвосты обогатительных фабрик и др., состоящие из минералов природного происхождения, первоначальная структура которых была изменена в результате разработки и вторичной укладки.

7.1.5.3    К бытовым отходам следует относить бытовой и строительный мусор с примесями грунтов различного состава, образовавшийся в результате неорганизованного накопления различных материалов.

7.1.5.4    Котходам производства следует относить шлаки, золы, золошлаки, шламы идр., представляющие собой искусственные материалы, образовавшиеся в результате термической или химической обработки природных материалов.

7.1.5.5    К намывным грунтам следует относить горные породы, грунты, а также отходы производств, уложенные способами гидромеханизации.

7.1.5.6    Свалки бытовых отходов допускается использовать в качестве основания под временные либо неответственные и не несущие нагрузок сооружения при обосновании расчетами по прогнозируемым деформациям. Возведение сооружений на таких участках должно быть подтверждено результатами экологических исследований и применяемыми природозащитными мероприятиями.

7.1.5.7    Насыпные грунты и бытовые отходы могут быть использованы в качестве основания земляного полотна. Отходы производств и намывные грунты могут быть применены для возведения насыпей.

7.1.5.8    Автомобильные дороги на техногенных грунтах должны проектироваться с учетом неоднородности этих грунтов по составу, неравномерной сжимаемости и возможности самоуплотнения.

В техногенных грунтах, состоящих из шлаков и глин, необходимо учитывать возможность их набухания при замачивании водой или химическими отходами производств.

7.1.5.9    При использовании в насыпях техногенные грунты должны обеспечивать прочность и устойчивость земляного полотна.

7.1.5.10    Необходимо учитывать сроки завершения процесса самоуплотнения насыпных грунтов и отходов производства, ориентировочная продолжительность которых в зависимости от гранулометрического состава и способа отсыпки приведена в таблице 2.

Таблица 2 — Продолжительность самоуплотнения насыпных грунтов и отходов производств

Вид насыпного грунта и отходов производств

Продолжительность самоуплотнения, год

Планомерно возведенная насыпь

Отвал

Свалка

Крупнообломочный

0,2—1

1—3

Песчаный

0,5—1

2—5

Окончание таблицы 2

Вид насыпного грунта и отходов производств

Продолжительность самоуплотнения, год

Планомерно возведенная насыпь

Отвал

Свалка

Глинистый

2—5

10—15

10—30

Шлак, формовочная земля

2—5

Зола, колошниковая пыль

5—10

Шлак

5—10

7.1.5.11    Возможность применения оснований, сложенных насыпными грунтами и бытовыми отходами, должна оцениваться специальными расчетами. Полная деформация основания должна определяться суммированием осадок основания от внешней нагрузки и дополнительных осадок от самоуплотнения насыпных грунтов и разложения органических включений, а также осадок (просадок) подстилающих грунтов от веса насыпи.

7.1.5.12    Для повышения стабильности оснований из насыпных грунтов и исключения их осадки следует применять:

-    поверхностное и глубинное уплотнение оснований;

-    устройство грунтовых подушек;

-    конструктивные мероприятия.

7.1.5.13    Для повышения стабильности земляного полотна из намывного грунта следует применять:

-    уплотнение намывных грунтов (вибрационными машинами и катками, глубинным гидровиброуплотнением, использованием энергии взрыва, трамбованием, избыточным намывом грунта на площади застройки и др.);

-    закрепление намывного грунта;

-    конструктивные мероприятия.

7.1.5.14    Грунтовые подушки допускается устраивать как из природных грунтов (щебеночных, гравийных, песчаных и т. п.), так и из отходов производств (шлаков, золошлаков).

7.1.5.15    При применении отходов производств следует учитывать их агрессивность и токсичность по отношению кокружающей природной среде, в связи с чем необходимо получать санитарно-эпидемиологические заключения по использованию отдельных видов данных материалов.

7.1.6 Просадочные грунты

7.1.6.1    К просадочным грунтам относят лессы, лессовидные, глинистые грунты, мелкие и пылеватые пески.

7.1.6.2    Устранение просадочных свойств грунтов основания следует достигать:

-    заменой грунта;

-    разрушением природной структуры и уплотнением грунта;

-    химическим или термическим закреплением грунта;

-    глубинным уплотнением грунтовыми сваями;

-    предварительным замачиванием грунтов основания.

7.1.6.3    Переувлажненное основание насыпи должно быть осушено либо нижний слой насыпи должен быть отсыпан из дренирующего грунта. На просадочных грунтах следует избегать проектирования подтопляемых насыпей.

7.1.6.4    Для возведения насыпей просадочные грунты следует использовать при условии разрушения их природной структуры, раздробления комков и тщательного послойного уплотнения грунта.

7.1.6.5    В сухих просадочных грунтах выемки следует проектировать аналогично нормативным условиям. В остальных случаях следует применять мероприятия аналогичные 7.1.6.2.

7.1.6.6    Крутизну откосов насыпей из просадочных грунтов следует назначать, руководствуясь общими принципами проектирования равноустойчивых откосов, сучетом физико-механических свойств просадочных грунтов.

7.1.6.7    Поверхности откосов земляного полотна, закюветных полок, канав и грунта в пределах полосы отвода необходимо тщательно защищать от размыва и инфильтрации воды в грунт. При косогор-ности и возможности фильтрации воды к откосу выемки из грунта за пределами защищенной зоны эту воду необходимо перехватывать дренажами.

13

7.1.6.8    Следует предусматривать такое размещение водопропускных и водоотводных сооружений, при котором основание земляного полотна и прилегающая местность не будут подвергаться длительному увлажнению.

7.1.6.9    Если предусмотрено пересечение дорогой действующего водотока, необходимо сохранять его русло.

7.1.6.10    Вместо канав целесообразно проектировать водоотводные валики. При необходимости проектирования канав следует предусматривать вдавливание грунта.

7.1.7 Набухающие грунты

7.1.7.1    Согласно ГОСТ 25100 и ГОСТ 33063 набухающие глинистые грунты следует классифицировать на:

-    ненабухающие;

-    слабонабухающие;

-    средненабухающие;

-    сильнонабухающие.

7.1.7.2    На основаниях из набухающих глинистых грунтов следует предусматривать следующие водозащитные мероприятия:

-    планировку территории,

-    устройство системы поверхностного и подземного водоотводов,

-    мероприятия по понижению уровня грунтовых вод.

7.1.7.3    Для обеспечения устойчивости земляного полотна автомобильных дорог из набухающих грунтов должны применяться следующие конструктивные противодеформационные мероприятия:

-    усиление поверхностного укрепления откосов засевом растительности;

-    уположение и террасирование откосов насыпей и выемок;

-    покрытие откосов дренирующим или связным ненабухающим грунтом;

-    укрепление откосов;

-    гидро- и теплоизоляция откосов специальными материалами.

7.1.7.4    Земляное полотно из слабонабухающих грунтов допускается проектировать, как в нормативных условиях.

7.1.7.5    При средненабухающих грунтах возможность их применения в качестве материала земляного полотна должна быть обоснована расчетами по оценке устойчивости откосов.

7.1.7.6    Земляное полотно из сильнонабухающих грунтов следует проектировать, предусматривая мероприятия, обеспечивающие стабильность земляного полотна 7.1.7.3, в том числе замену сильнонабухающих грунтов в выемках и нулевых местах.

Замена набухающего грунта должна осуществляться местным ненабухающим грунтом.

7.1.7.7    Проектные решения на набухающих грунтах должны обеспечивать сохранение естественной структуры грунтов за пределами контура выемок и защиту насыпей от воздействия природно-климатических факторов.

7.2 Опасные геологические и гидрогеологические процессы

К опасным геологическим и гидрогеологическим процессам, оказывающим влияние на автомобильные дороги, следует относить:

-    склоновые процессы;

-    карсты;

-    развитие оврагов;

-    подтопляемые участки автомобильных дорог.

7.2.1    Склоновые процессы

К опасным склоновым процессам относят обвалы, оползни, лавины, осыпи, сели.

Устойчивые горные склоны крутизной более 1:3 следует приравнивать к склонам с опасными склоновыми процессами и при размещении на них конструкции земляного полотна необходимо обосновывать соответствующими расчетами с учетом устойчивости склона как в природном состоянии, так и после сооружения дороги.

В необходимых случаях следует предусматривать комплексные мероприятия, обеспечивающие устойчивость земляного полотна и склона.

Оползни и обвалы

7.2.1.1    На оползнеопасных территориях и территориях, подверженных образованиям обвалов, следует:

-    учитывать границы оползнеопасных и обвалоопасных территорий;

ГОСТ 33149-2014

-    осуществлять выбор проложения трассы с учетом минимизации негативного воздействия опасных склоновых процессов. Трассу следует размещать преимущественно в верхней части оползневого склона, если земляное полотно проектируется выемкой, и в нижней части, если земляное полото проектируется насыпью;

-    выполнять расчеты оползневой устойчивости склонов с учетом дополнительной нагрузки от автомобильной дороги и транспортных средств;

-    избегать проектных решений, обуславливающих подрезку склонов;

-    ограничивать проведение буровзрывных работ;

-    применять преимущественно дренирующие материалы для возведения земляного полотна.

7.2.1.2    Следует предусматривать мероприятия, обеспечивающие поверхностный водоотвод с верховой стороны на потенциально опасных территориях, предотвращение инфильтрации воды, застаивание вод на бессточных участках, попадание на склон вод с прискпоновой территории и искусственное понижение уровня грунтовых вод.

7.2.1.3    При наличии подземных вод следует предусматривать гидроизоляцию по верховой грани подпорных стен и устройство застенного дренажа с выводом вод за пределы подпираемого грунтового массива.

7.2.1.4    В основании амортизирующей грунтовой отсыпки противообвальных галерей необходимо укладывать гидроизоляцию, а также предусматривать отвод с кровли галерей поверхностных вод.

7.2.1.5    Для отвода подземных вод, поступающих к галерее с верховой стороны, требуется устраивать продольный застенный дренаж.

7.2.1.6    На оползнеопасных и обвалоопасных территориях необходимо предусматривать мероприятия и сооружения, направленные на предотвращение и стабилизацию опасных склоновых процессов:

-    изменение рельефа склона в целях повышения его устойчивости;

-    регулирование стока поверхностных и подземных вод;

-    предотвращение эрозионных процессов;

-    агролесомелиорация;

-    закрепление грунтов (в том числе армированием);

-    устройство удерживающих сооружений;

-    прочие мероприятия (регулирование тепловых процессов с помощью теплозащитных устройств и покрытий, защита от вредного влияния процессов промерзания и оттаивания, установление охранных зон и т. д.).

7.2.1.7    Если применение мероприятий и сооружений активной защиты, указанных в 7.2.1.6, полностью не исключает возможность образования оползней и обвалов, а также в случае технической невозможности или нецелесообразности активной защиты следует, как правило, предусматривать мероприятия пассивной защиты.

7.2.1.8    При выборе защитных мероприятий и сооружений и их комплексов следует учитывать виды возможных деформаций склона (откоса), уровень ответственности защищаемых объектов, их конструктивные и эксплуатационные особенности.

7.2.1.9    Виды противооползневых и противообвальных сооружений и мероприятий следует выбирать на основании расчетов общей и местной устойчивости склонов (откосов).

7.2.1.10    Для сейсмических районов следует учитывать сейсмическое воздействие на сооружения инженерной защиты и на удерживаемый массив грунта с учетом 7.3.2.

7.2.1.11    Искусственное изменение рельефа склона (откоса) следует предусматривать для предупреждения и стабилизации процессов сдвига, скольжения, выдавливания, обвалов, осыпей и течения грунтов.

7.2.1.12    Образование устойчивого профиля склона (откоса) достигается приданием ему соответствующей крутизны и террасированием склона (откоса), удалением или заменой неустойчивых грунтов, отсыпкой в нижней части склона упорной призмы (контрбанкета).

7.2.1.13    Удерживающие сооружения следует предусматривать для предотвращения оползневых и обвальных процессов при невозможности или экономической нецелесообразности изменения рельефа склона (откоса) с учетом его инженерно-геологического строения.

7.2.1.14    Удерживающие сооружения должны применяться следующих видов:

-    подпорные стены (на естественном или свайном основании);

-    свайные конструкции и столбы;

-    анкерные крепления;

-    поддерживающие стены;

-    контрфорсы;

-    опояски (упорные пояса);

15

-    облицовочные стены;

-    пломбы;

-    покровные сетки в сочетании с анкерными креплениями.

7.2.1.15    Улавливающие сооружения и устройства (стены, сетки, валы, траншеи, полки с бордюрными стенами, надолбы) следует предусматривать для защиты объектов от воздействия вывалов, падения отдельных скальных обломков, а также обвалов, если устройство удерживающих сооружений или предупреждение обвалов, вывалов и камнепада путем удаления неустойчивых массивов невозможно или экономически нецелесообразно.

7.2.1.16    Размеры улавливающих сооружений и устройств следует назначать по расчетам на прочность и устойчивость, а также из условия исключения возможности перелета, выскакивания и выкатывания скальных обломков, падающих со склона (откоса).

7.2.1.17    Противообвальные галереи необходимо размещать на обвальных участках автомобильных и пешеходныхдорогдля защиты от падающих облом ков и глыб и рассчитывать на нагрузки и воздействия.

7.2.1.18    На кровле противообвальных галерей необходимо устраивать амортизирующую грунтовую отсыпку.

7.2.1.19    Мероприятия по агролесомелиорации следует предусматривать путем укрепления грунта корневой системой, осушения грунта, предотвращения эрозии, уменьшения инфильтрации в грунт поверхностных вод, снижения воздействия выветривания.

7.2.1.20    Для обеспечения устойчивости склонов (откосов) в слабых и трещиноватых грунтах допускается применять цементацию, смолизацию, силикатизацию, электрохимическое и термическое закрепление грунтов.

7.2.1.21    Для защиты обнаженных склонов (откосов) от выветривания, образования вывалов и осыпей допускается применять защитные покрытия из торкретбетона, набрызг-бетона и аэроцема, наносимые на предварительно навешенную и укрепленную анкерами сетку.

Лавины

7.2.1.22    Образование лавин происходит на открытых (без леса) склонах крутизной от 15° до 50°. Для принятия решений проложения трассы следует выполнять оценку лавинной опасности. Должно быть предусмотрено устройство лавинопредотвращающих и лавинозадерживающих мероприятий и сооружений, а также комбинированных мероприятий.

7.2.1.23    Лавинопредотвращающие сооружения должны обеспечивать предотвращение накопления критических масс снега с закреплением ее устойчивости на склоне. Сооружения следует проектировать с учетом веса снежной призмы.

7.2.1.24    Лавинозадерживающие сооружения должны обеспечивать формирование коридора схода лавины вплоть до полной остановки, с недопущением выноса снежных масс на автомобильную дорогу.

7.2.1.25    Трассирование следует осуществлять с учетом расчетных параметров перемещаемых объемов снега и предполагаемого места остановки лавины и определением границы выноса лавин, избегая проложения трассы в данных местах.

7.2.1.26    На лавиноопасных территориях следует предусматривать проложение трассы по наиболее короткому расстоянию при пересечении лавиноопасного склона с использованием естественных крупных форм рельефа в качестве лавинозащитных сооружений и применение мероприятий и сооружений инженерной защиты.

7.2.1.27    Для инженерной защиты территории, зданий и дорожных сооружений от снежных лавин требуется применять следующие виды сооружений и мероприятий, приведенные в таблице 3.

Таблица 3 — Виды противолавинных сооружений и мероприятий и условия их применения

Вид сооружения и мероприятия

Назначение сооружения, мероприятия и условия их применения

Лавинопредотвращающее:

-    системы снегоудерживающих сооружений (заборы, стены, щиты, решетки, мосты)

-    террасирование склонов

-    агролесомелиорация

-    системы снегозадерживающих заборов и щитов

-    снеговыдувающие панели (дюзы), кольктафели

Обеспечение устойчивости снежного покрова в зонах зарождения лавин, в том числе в сочетании с террасированием и агролесомелиорацией, регулирование снегонакопления

Предотвращение накопления снега в зонах возникновения лавин путем снегозадержания на наветренных склонах и плато

Регулирование, перераспределение и закрепление снега в зоне зарождения лавин

ГОСТ 33149-2014

Содержание

1    Область применения............................................1

2    Нормативные ссылки............................................1

3    Термины и определения..........................................2

4    Общие положения.............................................4

5    Классификация сложных условий.....................................4

6    Общие принципы проектирования в сложных условиях.........................5

7    Правила проектирования автомобильных дорог в сложных условиях.................6

7.1    Специфические грунты........................................6

7.2    Опасные геологические и гидрогеологические процессы.....................14

7.3    Особые природно-техногенные условия..............................24

8    Требования к проектным решениям, обеспечивающим безопасность автомобильной дороги

в сложных условиях............................................27

9    Требования к обеспечению охраны окружающей среды при проектировании в сложных условиях . 29

Приложение А (рекомендуемое) Категории опасности процессов сложных условий.........31

Приложение Б (справочное) Классификация специфических грунтов и типов местности......34

Приложение В (справочное) Категории территорий залегания полезных ископаемых по условиям

строительства.......................................37

Библиография................................................39

Окончание таблицы 3

Вид сооружения и мероприятия

Назначение сооружения, мероприятия и условия их применения

Лавинозащитные:

-    направляющие сооружения (стенки, искусственные русла, лавинорезы, клинья)

-    тормозящие и останавливающие сооружения (надолбы, холмы, траншеи, дамбы, пазухи)

-    пропускающие сооружения (галереи, навесы, эстакады)

Изменение направления движения лавины. Обтекание лавиной объекта

Торможение или остановка лавины Пропуск лавин над объектом или под ним

7.2.1.28    Выбор противолавинных комплексов сооружений и мероприятий следует производить с учетом режима и характеристик лавин и снегового покрова в зоне зарождения, морфологии лавиносбо-ра, уровня ответственности защищаемых сооружений, их конструктивных и эксплуатационных особенностей.

7.2.1.29    Снегоудерживающие сооружения следует размещать в зоне зарождения лавины непрерывными или секционными рядами до боковых границ лавиносбора перпендикулярно направлению сползания снегового покрова. Виды снегоудерживающих сооружений:

-    защитные стенки для предотвращения образования снежного карниза;

-    устройство террас с подпорными стенками;

-    устройство террас в виде полувыемки-полунасыпи;

-    снегоудерживающие сквозные щиты.

7.2.1.30    При прерывистой (секционной) застройке склона под каждым разрывом между секциями верхнего ряда следует располагать секцию нижнего ряда.

7.2.1.31    Опорную поверхность снегоудерживающего сооружения следует располагать перпендикулярно поверхности склона или отклонять вниз по склону от перпендикулярного направления ксклону.

7.2.1.32    Террасирование склонов следует применять для предотвращения лавин обычно на менее крутых участках зон зарождения с углом наклона склона 30°. На более крутых склонах террасы применяют как вспомогательное средство с посадкой деревьев между рядами снегоудерживающих террас.

7.2.1.33    Высоту снегоудерживающего забора, стенки и т. д. и расстояние между их рядами требуется определять в зависимости от расчетной высоты снегового покрова, дополнительной высоты снегового покрова от метелевого переноса, сползания снегового покрова и натекания его на забор, а также с учетом соскальзывания пласта снега между рядами снегоудерживающих сооружений, крутизны склона и характера его поверхности.

7.2.1.34    Застройку склона лавинопредотвращающими сооружениями следует сопровождать мероприятиями агролесомелиорации с посадкой быстрорастущихдеревьев взонахзарождения лавин.

7.2.1.35    На склонах с неустойчивыми грунтами следует применять подвесные снегоудерживающие сооружения, располагая крепления анкеров в прочных коренных породах выше линии отрыва лавин.

7.2.1.36    На участках, где значительное количество снега приносится в зону возникновения лавин с обратного наветренного склона или плато, система лавинопредупреждающих сооружений должна наряду со снегоудерживающими включать снегорегулирующие сооружения — снеговыдувающие заборы, кольктафели и снегозадерживающие заборы.

7.2.1.37    Снегозадерживающие заборы следует устанавливать на наветренном склоне или плато непрерывными рядами перпендикулярно основному направлению метелевого переноса.

7.2.1.38    Снеговыдувающие панели (дюзы) следует устанавливать непрерывными рядами или с разрывами на верхней бровке зоны зарождения лавины.

7.2.1.39    Все типы снеговыдувающих сооружений следует применять при установленном направлении господствующего ветра относительно фронта сооружения. При отсутствии господствующего направления преимущественно следует использовать пирамидальные и крестовидные кольктафели.

7.2.1.40    Кольктафелиследуетразмещатьвзонезарождениялавиннижелинииснеговыдувающих заборов. При отсутствии снеговыдувающих панелей верхняя линия кольктафелей должна располагаться на уровне самого высокого положения линии отрыва лавин. Форма кольктафелей и их размеры должны определяться в зависимости от снеговых и ветровых условий в зоне их расположения.

7.2.1.41    Лавинотормозящие сооружения следует применять на конусах выноса в зоне отложения лавин, где крутизна склона менее 23°. В отдельных случаях, когда защищаемый объект оказывается в

17

Введение

Настоящий межгосударственный стандарт разработан для государств — участников МГС в развитие межгосударственного стандарта «Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования», ввиду отсутствия в нем правил проектирования автомобильных дорог в сложных условиях.

Настоящий стандарт разработан на основе обобщения нормативно-технической документации по проектированию автомобильныхдорог в сложных условиях [1]—[9], действующей в государствах, проголосовавших за данный стандарт.

IV

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Дороги автомобильные общего пользования ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В СЛОЖНЫХ УСЛОВИЯХ

Automobile roads of general use. Rules for designing roads in difficult conditions

Дата введения —2015—12—01 С правом досрочного применения

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает правила проектирования автомобильных дорог общего пользования в сложных условиях.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты: ГОСТ 25100-1995 Грунты. Классификация

ГОСТ 32836-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания автомобильных дорог. Общие требования

ГОСТ 32847-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению эко

логических изыскании

ГОСТ 32868-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению инженерно-геологических изысканий

ГОСТ 32869-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению топографо-геодезических изысканий

ГОСТ 33063-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация типов местности и грунтов

ГОСТ 33100-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог

ГОСТ 33154-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания тоннелей. Общие требования

ГОСТ 33177-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению гидрологических изысканий

ГОСТ 33179-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания мостов и путепроводов. Общие требования

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Издание официальное

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    барраж (запруда): Поддерживающие, улавливающие и перепускные сооружения, предназначенные обеспечивать требуемую устойчивость склона (откоса) в оползневой или обвальной зонах.

3.2    дюза: Щит, устанавливаемый на столбах и располагаемый параллельно подветренному склону, способствующий увеличению скорости снего-ветрового потока в приземном слое.

3.3    засоленный грунт: Грунт, содержащий более 0,3 процента легкорастворимых солей от массы сухого грунта.

3.4    защитная галерея: Инженерное сооружение в виде полутоннеля, предохраняющее участок горной дороги от обвалов, осыпей и снежных лавин.

3.5    защитный навес: Конструктивно-технологическое решение по поступлению холода в тело земляного полотна, сводящееся к защите поверхности откоса от снежного покрова и солнечной радиации путем устройства горизонтальных консолей, выступающих на поверхность откоса, на которые укладывается сплошной настил.

3.6    затопляемые территории: Участки местности, подверженные образованию зеркала воды в результате повышения уровня водотока, водоема или подземных вод.

3.7    каптаж: Колодец или приемная камера для сбора подземных родниковых вод в местах их выхода на поверхность.

3.8    карст: Процесс растворения и разрушения горных пород под воздействием движущихся подземных вод с образованием под поверхностью земли пустот и связанныхс ними провальныхявлений.

3.9    кольктафель: Противолавинное сооружение снегорегулирующего действия, представляющее собой отдельно стоящие устройства, имеющие в сечении форму трапеции.

3.10    контрфорсы: Отдельные опоры, врезанные в устойчивые слои грунта, для подпирания блоков скальных массивов.

3.11    лавина: Быстрый сход с горного склона снежного покрова, утратившего связь с подстилающей поверхностью.

3.12    многолетнемерзлые грунты: Грунты, которые в условиях природного залегания находятся в мерзлом состоянии непрерывно (без оттаивания) в течение многих (трех и более) лет.

3.13    набухающий грунт: Грунт, увеличивающий свой объем при замачивании водой или другой жидкостью и имеющий относительную деформацию набухания без нагрузки не менее 0,04 или развивающий давление набухания (в условиях ограниченного набухания).

3.14    наледи: Слоистые ледяные массивы на поверхности земли, льда или инженерных сооружений, возникшие при замерзании периодически изливающихся природных или техногенных вод.

3.15    обвал: Внезапное обрушение с крутых горных склонов отдельных камней и обломков в скальных породах с сильной трещиноватостью.

3.16    овраг: Форма рельефа в виде относительно глубоких и крутосклонных незадернованных ложбин, образованных временными водотоками.

3.17    опасные геологические процессы: Эндогенные и экзогенные геологические процессы, возникающие под влиянием природных и техногенных факторов и оказывающие отрицательное воздействие на автомобильную дорогу и дорожные сооружения, жизнедеятельность и безопасность людей.

3.18    опояски (упорные пояса): Невысокие массивные сооружения для поддержания неустойчивых откосов.

3.19    оползень: Нарушение устойчивости склонов или откосов, выражающееся в смещении одной части грунтового массива относительно другой, остающейся неподвижной, без контакта между ними.

3.20    осыпь: Скопление на склонах обломков горных пород, которые по мере накопления постепенно перемещаются под влиянием силы тяжести.

3.21    переработка берегов водоемов: Изменение очертания в плане берегов морей, озер, водохранилищ под действием воды.

3.22    подвижные пески: Поверхностные отложения чистых песков средней крупности в виде разнообразной формы холмов (дюны, барханы), передвигающихся под влиянием ветров.

3.23    подрабатываемые территории: Территории, в пределах которых возможно развитие опасных деформаций в результате сдвижения горных масс, а также производилась ранее, производится в настоящее время или предусмотрена в будущем проходка подземных горных выработокс целью добычи полезного ископаемого, строительства камер, тоннелей и прочих подземных сооружений.

3.24    подтопляемые территории: Территории, на которых наблюдается процесс подъема уровня поверхностных грунтовых вод выше некоторого критического положения, а также формирования верхо-

ГОСТ 33149-2014

водки и (или) техногенного водоносного горизонта, приводящий к ухудшению инженерно-геологических условий местности, агромелиоративной и экологической обстановки.

3.25    полоса отвода: Земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

3.26    предохранительный целик: Часть залежи полезного ископаемого, оставляемая в недрах в целях предотвращения опасности влияния горных разработок на объекты строительства.

3.27    предпроектная документация: Документация, предшествующая подготовке проектной документации, в которой выполняется обоснование инвестиций, прорабатываются возможные варианты и определяется предварительное планировочное решение по размещению объекта (тождественное смысловое значение определения в Российской Федерации — «планировка территории»; в Республике Беларусь — «обоснование инвестирования в строительство объектов»),

3.28    притрассовая полоса: Полоса местности под размещение автомобильной дороги, ширина которой складывается из ширины полосы отвода и ширины придорожных полос, расположенных с обеих сторон от полосы отвода.

3.29    проектная документация: Документация, содержащая инженерно-технические, архитектурные, технологические, конструктивные экономические, финансовые и иные решения по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений1.

3.30    просадочный грунт: Грунт, который под действием внешней нагрузки и собственного веса или только от собственного веса при замачивании претерпевает вертикальную деформацию (просадку) и имеет относительную деформацию просадки не менее 0,01.

3.31    рабочая документация: Совокупность текстовых и графических документов, обеспечивающих реализацию принятых в утвержденной проектной документации технических решений объекта капитального строительства, необходимых для производства строительных и монтажных работ, обеспечения строительства оборудованием, изделиями и материалами и/или изготовление строительных изделий (тождественное смысловое значение определения в Республике Беларусь — «строительный проект»),

3.32    селеспуск: Гидротехническое сооружение для пропуска селевых потоков через дорогу.

3.33    сель: Грязекаменный поток, движущийся обычно по руслам горных рек или ручьев в результате предшествующего накопления продуктов выветривания и поступления воды.

3.34    сейсмоопасные территории: Территории, подверженные подземным толчкам и колебаниям поверхности земли с сейсмичностью от 7 до 9 баллов по шкале MSK-64, вызванных естественными причинами (тектоническими процессами) или искусственными процессами (взрывы, заполнение водохранилищ, обрушение подземных полостей горных выработок).

3.35    слабый грунт: Связный грунт, имеющий прочность на сдвиг в условиях природного залегания менее 0,075 МПа (при испытании прибором вращательного среза) или модуль осадки более 50 мм/м при нагрузке 0,25 МПа (модуль деформации ниже 5,0 МПа).

3.36    специфические грунты: Грунты, изменяющие свою структуру и свойства в результате замачивания, динамических нагрузок и других внешних воздействий, обладающие неоднородностью и анизотропией, склонные к длительным изменениям структуры и свойств во времени.

3.37    ступенчатый откос: Конструктивно-технологическое решение по поступлению холода в тело земляного полотна, сводящееся к устройству откосов с вертикальными ступенями, создаваемыми путем либо укладки габионов, либо устройства подпорных стенок, либо выкладки скального грунта крупных фракций.

3.38    террасы (террасы-каналы, нагорные каналы): Сооружения, предназначенные для уменьшения максимального расхода дождевых паводков путем перехвата склонового стока с транзитом его в грунт либо его медленного отвода в сбросные каналы или русла.

3.39    техногенный грунт: Грунт измененный, перемещенный или образованный (искусственно созданный) в результате инженерно-хозяйственной деятельности человека, в том числе отходы бытовые и производственные.

3.40    уровень ответственности: Величина, характеризуемая экономическими, социальными и экологическими последствиями отказов сооружений.

3.41    элювиальные грунты: Рыхлые отложения, возникающие при выветривании исходных (материнских) горных пород на месте их залегания.

4    Общие положения

4.1    Требования настоящего стандарта распространяются на проектирование вновь строящихся, реконструируемых и капитально ремонтируемых автомобильных дорог общего пользования.

4.2    Требования настоящего стандарта не распространяются на следующие дороги:

-    ведомственные автомобильные дороги;

-    автомобильные дороги промышленных предприятий;

-    временные автомобильные дороги и автозимники;

-    частные автомобильные дороги;

-    городские улицы.

4.3    Требования настоящего стандарта также не распространяются на проектирование искусственных сооружений (мосты, тоннели, путепроводы, эстакады и т. д.), которые следует проектировать по соответствующим стандартам с учетом правил проектирования автомобильных дорог в сложных условиях.

4.4    Настоящий стандарт определяет основные правила проектирования автомобильных дорог общего пользования в сложных условиях, на основе которых следует разрабатывать соответствующие межгосударственные документы с нормами проектирования. При их отсутствии следует руководствоваться нормами проектирования действующих национальных документов стран — участниц ЕАЭС, положения которых не идут вразрез с содержанием настоящего стандарта.

Примечани е — Действующие национальные документы стран — участниц ЕАЭС по проектированию, которыми следует руководствоваться, например, в Российской Федерации [1]—[5], в Республике Беларусь [6], [7], в Республике Казахстан [8], [9].

4.5    Настоящий стандарт развивает основные положения межгосударственного стандарта ГОСТ 33100.

4.6    По отношению к настоящему стандарту на национальном уровне в соответствующих документах могут быть установлены дополнительные и/или конкретизирующие правила, которые распространяются на правила проектирования автомобильных дорог общего пользования в сложных условиях, изменения кнациональным нормативным документам, а также правила применения и прекращения применения этих документов в отдельных государствах.

4.7    Проектирование реконструкции и капитального ремонта автомобильныхдорогобщего пользования в сложных условиях выполняется в соответствии с требованиями ГОСТ 33100.

5    Классификация сложных условий

К сложным инженерно-геологическим условиям при проектировании автомобильных дорог следует отнести территории:

а)    представленные специфическими грунтами:

1)    многолетнемерзлые грунты;

2)    слабые грунты;

3)    подвижные пески;

4)    засоленные грунты;

5)    техногенные грунты;

6)    просадочные грунты;

7)    набухающие грунты;

б)    опасных геологических и гидрогеологических процессов:

1)    склоновые процессы:

-    оползень;

-    обвал;

-    лавина;

-    осыпь;

-    сель;

2)    карсты;

3)    развития оврагов;

4)    подтопляемые участки дорог;

в)    особых природно-техногенных условий:

1) подрабатываемые территории;

4

ГОСТ 33149-2014

2)    сейсмоопасные территории;

3)    территории, подверженные наледеобразованию.

Оценка категории опасности сложных условий приведена в таблице А.1 приложения А.

6 Общие принципы проектирования в сложных условиях

6.1    Проектирование автомобильных дорог в сложных условиях следует относить к индивидуальному проектированию, и оно должно осуществляться с учетом индивидуальных особенностей местности и применяемых правил для каждого вида сложных условий. Все принятые проектные решения должны удовлетворять требованиям и параметрам автомобильных дорог и их элементам, указанным в ГОСТ 33100 с учетом специфики условий и выполнением требований по обеспечению безопасности проектных решений.

6.2    При подготовке проектных решений следует анализировать данные, полученные входе изысканий, выполняемых в соответствии с требованиями ГОСТ 32836, ГОСТ 32869, ГОСТ 32868ГОСТ 32847, ГОСТ 33179, ГОСТ 33154, ГОСТ 33177.

6.3    Комплексом инженерных изысканий должны быть определены следующие основные характеристики сложных условий:

-    вид;

-    границы участка распространения;

-    динамика развития;

-    прогноз развития.

6.4    Должны применяться следующие общие принципы проектирования:

-    обход при трассировании территорий с выявленными сложными условиями, полностью исключающий их негативное воздействие на автомобильную дорогу и дорожные сооружения;

-    пересечение территории со сложными условиями с принятием одного из сравниваемых вариантов к разработке в проектной документации (на основании технико-экономического обоснования по минимальным приведенным дисконтированным затратам в течение жизненного цикла автомобильной дороги).

При пересечении территории со сложными условиями (см. раздел 5) должны быть выполнены и предусмотрены:

-    расчеты устойчивости конструкций земляного полотна и прочности его основания;

-    защитные мероприятия и защитные инженерные сооружения на дороге и/или прилегающей территории, предусматривающие непосредственную защиту конструктивных элементов автомобильной дороги на территории размещения объекта.

6.5    Оценка общей устойчивости земляного полотна и склонов заключается в сопоставлении расчетных значений показателей устойчивости с их нормативными значениями. За нормативный показатель общей устойчивости следует принимать обобщенный коэффициент устойчивости, определяемый с учетом следующих коэффициентов, учитывающих:

-    надежность данныхо прочностных и деформативныххарактеристиках грунтов рассматриваемого массива;

-    категорию автомобильной дороги;

-    степень ответственности проектируемого объекта;

-    соответствие расчетной схемы естественным инженерно-геологическим условиям;

-    вид грунта и его назначение;

-    особенности метода расчета.

6.6    Задачами проектирования автомобильныхдорогна протяжении всего жизненного цикла должны являться:

-    разработка конструктивно-технологических решений, адаптированных к рассматриваемым условиям и обеспечивающих безопасность этих решений;

-    обеспечение минимизации возможного негативного влияния проектируемой автомобильной дороги на территорию ее размещения.

6.7    Защитные мероприятия и сооружения следует проектировать исходя из выполнения следующих условий:

-    обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств;

-    сохранение требуемой прочности и устойчивости конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений при воздействии установленных внешних нагрузок и природно-климатических факторов.

5

6.8    По принятому к проектированию варианту технико-экономическое сравнение должно производиться на каждом шаге проектирования (план трассы, створ мостового перехода, продольный профиль, дорожная одежда, схема транспортной развязки и т. д.) с учетом уровня ответственности сооружения.

6.9    Уровень ответственности объектов проектирования устанавливается при необходимости заказчиком (застройщиком) в техническом задании.

6.10    Оценка соответствия проектной документации автомобильных дорог в сложных условиях должна отвечать требованиям:

-    технического задания и исходных данных заказчика;

-    межгосударственных стандартов, а в случае их отсутствия — национальных (государственных) стандартов стран, проголосовавших за настоящий стандарт.

Проектная документация должна быть выполнена в полном соответствии с материалами инженерных изысканий.

Оценка соответствия и экспертиза должны осуществляться в соответствии с требованиями межгосударственных и национальных Технических регламентов.

6.11    Допускается отступление от правил настоящего стандарта, указанных в разделе 7, без снижения требований безопасности проектных решений в случаях появления новых инновационных методов и технологий проектирования, а также если необходимо максимально учесть вновь выявившиеся специфические изменения природно-климатических и природно-техногенных условий на территории размещения объекта.

6.12    Проектирование в сложных условиях, как правило, следует осуществлять с использованием систем автоматизированного проектирования автомобильных дорог по инженерным цифровым моделям местности с получением цифровой модели проектной документации в 3D.

7 Правила проектирования автомобильных дорог в сложных условиях

7.1    Специфические грунты

К территориям распространения специфических грунтов следует относить местность, сложенную породами, изменяющими свою структуру и свойства в результате внешних природных и техногенных воздействий, что способно привести к нарушению целостности конструктивных элементов дороги и дорожных сооружений, а также к снижению безопасности дорог.

7.1.1    Многолетнемерзлые грунты

7.1.1.1    В зонах распространения многолетнемерзлых грунтов следует выделять следующие три типа местности )таблица Б.1 приложения Б):

-    первый: сухие места с обеспеченным поверхностным стоком;

-    второй: сырые места с избыточным увлажнением в отдельные периоды года и признаками поверхностного заболачивания;

-    третий: переувлажненные мокрые места.

7.1.1.2    По сложности мерзлотно-грунтовых условий при проектировании должны выделяться следующие участки:

-    простые с однородной ландшафтной обстановкой; с простым микрорельефом; однообразным напластованием грунтов однородного состава при глубоком расположении грунтовых вод или при их отсутствии; без проявлений мерзлотных процессов и других явлений; без наличия торфяников, марей и озер;

-    сложные соднородной ландшафтной обстановкой; сусложненным микрорельефом; с болотами, торфяниками, марями, озерами; с напластованием грунтов неоднородного состава, переменным уровнем водоносных горизонтов и отдельными проявлениями мерзлотных процессов;

-    особо сложные с неоднородной ландшафтной обстановкой; со сложным микрорельефом; с глубокими болотами, с торфяниками, марями и озерами; с наличием сильнольдистых грунтов (таблица Б.2 приложения Б), подземных льдов в верхних слоях многолетнемерзлых грунтов или широким развитием мерзлотных процессов и явлений.

7.1.1.3    Проектирование должно осуществляться сучетом возможных изменений водно-теплового режима грунтов сезонно оттаивающего слоя и многолетнемерзлых грунтов, режима и высоты снегоотло-жений, а также ледотермического режима водотоков.

7.1.1.4    Трассирование должно выполняться по наиболее сухим участкам, на крупнообломочных скальных, песчаныхи гравелистых грунтах без ледяных прослоек и линз, атакже вблизи месторождений грунтов, пригодных для сооружения земляного полотна.

6

1

Тождественное смысловое значение определения в Республике Беларусь — «архитектурный проект»; в Республике Казахстан — «проект».

3