Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

62 страницы

548.00 ₽

Купить ГОСТ 32868-2014 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает требования к проведению инженерно-геологических изысканий автомобильных дорог общего пользования.

  Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие требования к проведению инженерно-геологических изысканий

5 Классификация инженерно-геологических изысканий

6 Требования к оборудованию, приборам и аппаратуре

     6.1 Оборудование для инженерно-геологических изысканий

     6.2 Оборудование для геофизических исследований

     6.3 Аппаратура для получения и обработки данных

7 Последовательность выполнения инженерно-геологических изысканий

     7.1 Инженерно-геологические изыскания при планировочных и проектно-изыскательских работах

     7.2 Инженерно-геологические изыскания в процессе строительства

     7.3 Инженерно-геологические изыскания в ходе эксплуатации автомобильных дорог

8 Допуски к параметрам горных выработок

9 Особенности выполнения инженерно-геологических изысканий

     9.1 Особенности выполнения инженерно-геологических изысканий на различных этапах и стадиях

     9.2 Инженерно-геологические изыскания при устройстве высоких насыпей

     9.3 Инженерно-геологические изыскания на участках выемок, устраиваемых в особых условиях

     9.4 Инженерно-геологические изыскания на территории распространения оврагов

     9.5 Инженерно-геологические изыскания в сложных условиях

10 Требования к технологическим режимам бурения

11 Методы контроля качества инженерно-геологических изысканий

12 Требования к безопасности работ и охране окружающей среды

Приложение А (обязательное) Категории сложности инженерно-геологических условий

Приложение Б (рекомендуемое) Методы геофизических исследований и решаемые задачи

Приложение В (рекомендуемое) Масштабы инженерно-геологической съемки на различных стадиях проектно-изыскательских работ

Приложение Г (обязательное) Цели и методы полевых исследований свойств грунтов при инженерно-геологических изысканиях

Приложение Д (обязательное) Виды лабораторных определений физико-механических свойств грунтов при инженерно-геологических изысканиях

Приложение Е (рекомендуемое) Определяемые физические, химические и бактериологические показатели поверхностных и грунтовых вод

Приложение Ж (рекомендуемое) Требования к способам бурения

Приложение И (рекомендуемое) Условия применения различных способов бурения

Приложение К (обязательное) Состав и содержание технического отчета

Приложение Л (рекомендуемое) Инженерно-геологические изыскания для проектируемых искусственных дорожных сооружений

Приложение М (рекомендуемое) Акт приемки инженерно-геологических работ

Показать даты введения Admin

Нормативные ссылки

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

ГОСТ

32868—

2014

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Требования к проведению инженерно-геологических изысканий

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2015

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения,обновления и отмены».

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский дорожный научно-исследовательский институт» Министерства транспорта Российской Федерации (ФГУП «РОСДОРНИИ»)

2    ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации 418 «Дорожное хозяйство» (МТК 418)

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 июня 2014 г. № 45)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК(ИС0 3166) 004—97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 февраля 2015 г. № 109-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32868-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2015 г.

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ, 2015

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ 32868-2014

6.1.5    Посуда, инструмент и оборудование для отбора, транспортирования и хранения образцов должны соответствовать требованиям ГОСТ 12071.

6.1.6    Типы буровых снарядов должны соответствовать решаемым инженерно-геологическим задачам и прочностным характеристикам грунтов в соответствии с таблицей И.1 (приложение И).

6.1.7    Инструментальная погрешность приборов для полевых измерений температуры мерзлых, промерзающих и протаивающих грунтов должна соответствовать требованиям ГОСТ 25358.

6.1.8    Приборы и оборудование для лабораторных исследований свойств грунтов, указанных в таблице Д.1 (приложение Д), должны соответствовать требованиям ГОСТ 30416 и ГОСТ 12248.

6.2 Оборудование для геофизических исследований

6.2.1    Геофизическая аппаратура, применяемая для ИГИ, должна иметь сертификаты соответствия.

6.2.2    Геофизическая аппаратура должна проходить регулярный осмотр и обслуживание с учетом требований изготовителя, а при необходимости и обязательную метеорологическую аттестацию.

6.2.3    Задачи, решаемые геофизическими методами, должны соответствовать техническим возможностям и конструктивным особенностям аппаратуры (см. таблицу Б.1, приложение Б).

6.2.4    Аппаратура для геофизических исследований должна обеспечивать синхронизацию данных с программными средствами для их интерпретации и возможности получения цифровой инженерногеологической модели.

6.3 Аппаратура для получения и обработки данных

6.3.1    Аппаратура, с помощью которой осуществляется полевое кодирование первичной инженерно-геологической информации в ходе горно-буровых работ, должна иметь программное обеспечение, в соответствии с требованиями, указанными в ГОСТ 25100 и ГОСТ 33063.

6.3.2    При необходимости точного нанесения мест размещения пройденных горных выработок на топографических планах следует применять оборудование глобальной навигационной спутниковой системы в соответствии с ГОСТ 32869.

6.3.3    Программные продукты, осуществляющие обработку результатов ИГИ, должны иметь возможность построения, хранения и корректировки цифровых инженерно-геологических моделей, а также экспорта данных в системы автоматизированного проектирования и управления автомобильными дорогами.

7 Последовательность выполнения инженерно-геологических изысканий

Выполнение инженерно-геологических изысканий следует осуществлять в указанной последовательности:

-    при планировочных работах (подготовке предпроектной документации);

-    при подготовке проектной документации для нового строительства;

-    при подготовке рабочей документации;

-    в процессе строительства;

-    при эксплуатации автомобильных дорог.

Требования к составу и содержанию технического отчета указаны в приложении К.

7.1    Инженерно-геологические изыскания при планировочных и проектно-изыскательских

работах

7.1.1    Инженерно-геологические изыскания при подготовке предпроектной документации

На данной стадии работы следует выполнять в указанной последовательности:

-    анализ априорной информации;

-    дешифрирование космо- и аэрофотоснимков;

-    аэровизуальные и маршрутные наблюдения по намеченным вариантам;

-    статическое и динамическое зондирование;

-    геофизические исследования;

-    горные и буровые работы;

-    опробование грунтов и подземных вод;

7

-    поиск и предварительная оценка запасов месторождений местных дорожно-строительных материалов;

-    лабораторные испытания грунтов и подземных вод;

-    окончательная обработка полученных данных в камеральных условиях;

-    составление технического отчета.

Особенности выполнения работ на данной стадии представлены в 9.1.1.

7.1.2    Инженерно-геологические изыскания при подготовке проектной документации для нового строительства

На данной стадии работы следует выполнять в указанной последовательности:

-    анализ априорной информации (в т. ч. технических отчетов по ИГИ на стадии подготовки пред-проектной документации);

-    аэровизуальные и маршрутные наблюдения в притрассовой полосе выбранного варианта, на ширину полосы ИГИ (см. 8.3);

-    разведочные работы методами статического и динамического зондирования;

-    геофизические исследования;

-    проходка горных выработок;

-    опробование грунтов и подземных вод;

-    гидрогеологические исследования;

-    испытания грунтов полевыми методами;

-    уточнение запасов местных дорожно-строительных материалов и грунтов;

-    лабораторные испытания грунтов и подземных вод;

-    окончательная обработка материалов и данных изыскательских работ;

-    разработка цифровых инженерно-геологических моделей;

-    составление прогноза изменения ИГУ с оценкой риска образования неблагоприятных геологических и инженерно-геологических процессов;

-    составление технического отчета.

Особенности выполнения работ на данной стадии представлены в 9.1.2.

7.1.3    Инженерно-геологические изыскания при подготовке рабочей документации

7.1.3.1    При необходимости выполнения ИГИ на данной стадии (см. 9.1.3.1) работы следует выполнять в указанной последовательности:

-    анализ документов, полученных на стадии подготовки проектной документации;

-    проходка горных выработок в местах, требующих детализации, и в сложных грунтово-гидрогеологических условиях;

-    полевые испытания грунтов;

-    опробование грунтов и подземных вод;

-    гидрогеологические работы;

-    лабораторные испытания грунтов и подземных вод;

-    окончательная обработка данных изыскательских работ;

-    составление технического отчета.

Особенности выполнения работ на данной стадии представлены в 9.1.3.

7.2 Инженерно-геологические изыскания в процессе строительства

7.2.1    При необходимости выполнения ИГИ на данном этапе (см. 9.1.4.2) работы следует выполнять в указанной последовательности:

-    анализ проектной и/или рабочей документации, в т. ч. отчетов по ИГИ;

-    стационарные наблюдения за режимом грунтовых вод;

-    стационарные наблюдения за негативными процессами;

-    описание, зарисовка и фотографирование обнажений грунтов в строительных котлованах и выемках;

-    инженерно-геологическое опробование вскрытых строительными выемками грунтов;

-    лабораторные испытания грунтов;

-    контроль укладки и уплотнения насыпных грунтов;

-    контроль производства опытно-строительных работ;

-    составление технического отчета.

Особенности выполнения работ на данном этапе представлены в 9.1.4.

ГОСТ 32868-2014

7.3 Инженерно-геологические изыскания в ходе эксплуатации автомобильных дорог

7.3.1 Для подготовки проектной документации реконструкции (при трассировании по направлению существующей дороги), капитального или текущего ремонтов автомобильной дороги или дорожных сооружений порядок работ должен быть следующим:

-    изучение материалов диагностики автомобильной дороги, а также материалов ИГИ, полученных на предшествующих этапах;

-    анализ аэрофотоматериалов (преимущественно при реконструкции);

-    маршрутные наблюдения, составление ведомости дефектов и назначение мест требуемых детальных исследований;

-    геофизические исследования грунтов земляного полотна и его основания, в том числе георадар-ное профилирование дорожных одежд и грунтов земляного полотна;

-    отбор кернов монолитных материалов дорожной одежды, проходка выработок в существующей дорожной одежде, земляном полотне и его основании, с учетом намечаемого уширения насыпи;

-    опробование грунтов и подземных вод;

-    гидрогеологические исследования;

-    лабораторные исследования кернов монолитных материалов покрытия и верхних слоев основания дорожной одежды, материалов нижних слоев основания дорожной одежды и грунтов, слагающих земляное полотно и его основание, а также подземных вод;

-    обработка материалов ИГИ в камеральных условиях;

-    оценка несущей способности дорожной одежды;

-    составление технического отчета.

Особенности выполнения работ на данной стадии представлены в 9.1.5.

8 Допуски к параметрам горных выработок

8.1    Параметры горных выработок и пунктов (точек) исследования следует назначать в зависимости от сложности ИГУ.

8.2    На стадии подготовки предпроектной документации требования к параметрам горных выработок и пунктов (точек) исследования следует устанавливать с учетом данных таблицы 1.

Таблица 1 — Параметры горных выработок и пунктов (точек) исследования на стадии подготовки предпроектной документации

Категория сложности

Изыскания в полосе варьирования

Изыскания по сравниваемым вариантам трасс

Глубина горных выработок,

м

Число пунктов и точек (горных выработок), ед. на км2

Масштаб инженерно-геологической съемки

Ширина полосы ИГИ, м

Расстояние между поперечными сечениями, м

Число горных выработок на поперечном сечении, ед.

о

о

о

о

LO

О

о

о

LO

(N

О

о

о

о

1

2,3 (0,9)

6(2,4)

25 (9)

В пределах норма-тивных значений ширины притрассовой полосы варианта

650

1

3—5

II

3(1,4)

9(3)

30(11)

450

3

III

5,3 (1,6)

12 (4)

40 (16)

250

5

Примечание — Ширина притрассовой полосы, полосы отвода и придорожных полос определяется нормами отвода земель, утвержденными в странах, проголосовавших за данный стандарт.

8.3 На стадиях подготовки проектной и рабочей документации требования к параметрам горных выработок следует устанавливать с учетом данных таблиц 2 и 3 соответственно.

9

Таблица 2 — Параметры горных выработок на стадии подготовки проектной документации

Категория сложности

Ширина полосы ИГИ, м

Расстояние между поперечными сечениями, м

Количество горных выработок на поперечном сечении, ед.

Глубина горных выработок, м

1

В пределах при-трассовой полосы рекомендованного варианта

350

1

3—5 м, но не менее чем на 2—3 м ниже нормативной глубины промерзания грунтов с учетом про-ектных отметок

и

250

3

in

150

5

Таблица 3 — Параметры горных выработок на стадии подготовки рабочей документации

Тип объекта

Размещение обязательных горных выработок

Расстояние между поперечными сечениями по оси сооружения, м

Число горных выработок по поперечнику, ед.

Глубина горных выработок

Насыпи и выемки с рабочими отметками

До 12 м

В местах перехода насыпь-выемка-насыпь

50—100

1—7

Для насыпей: на 3—5 м ниже подошвы насыпи и 10—15 м — в грунтах с Е й 5 МПа.

Для выемок — на 1—3 м ниже глубины сезонного промерзания от проектной отметки дна выемки

Более 12 м

25—50

1—7

Для насыпей: на 5—8 м ниже подошвы насыпи, в грунтах с Е й 5 МПа с заглублением в скальные или слабо сжимаемые грунты (Е > 5 МПа) на 1—3 м; а при большей мощности сильно сжимаемых грунтов — не менее полуторной высоты насыпи.

Для выемок — аналогично требованиям к выемкам до 12 м

Водопропускная

труба

В местах пересечения с осью трассы

1 через каждые (10—15)м тела трубы

На 3—5 м ниже нормативной глубины промерзания грунтов или ниже подошвы специфических грунтов

8.4    На стадии подготовки предпроектной документации все специфические грунты должны проходиться инженерно-геологическими выработками на полную мощность с заглублением в нижележащие отложения на глубину от 1 до 2 м.

8.5    На стадии подготовки проектной и рабочей документации глубину горных выработок при изысканиях для зданий, входящих в инфраструктуру дороги, подпорных стен, шумозащитных экранов, трансформаторных подстанций на ленточных фундаментах и отдельных опорах следует назначать с заглублением ниже сжимаемой толщи на 1—2 м.

Глубину горных выработок для нескальных грунтов при плитном типе фундаментов (ширина фундаментов более 10 м) следует принимать равной половине ширины фундамента, но не менее 20 м. При этом расстояние между выработками должно быть не более 50 м, а число выработок под один фундамент — не менее трех.

Глубину горных выработок для свайных фундаментов в дисперсных грунтах следует принимать ниже проектируемой глубины погружения нижнего конца свай не менее чем на 5 м. При нагрузке на куст висячих свай свыше 3000 кН, а также при свайном поле под всем сооружением глубину 50 % выработок следует устанавливать ниже проектируемой глубины погружения нижнего конца свай не менее чем на 10 м.

Глубину выработок при опирании или заглублении свай в скальные грунты следует принимать ниже проектируемой глубины погружения нижнего конца свай не менее чем на 2 м. Для свай, работающих только на выдергивание, глубину выработок следует принимать на 1 м ниже проектируемой глубины погружения нижнего конца свай.

ГОСТ 32868-2014

8.6    При изысканиях мостов и путепроводов параметры горных выработок следует назначать в соответствии с требованиями ГОСТ 33179.

8.7    Участки возможного расположения регуляционных, очистных и защитных сооружений на стадии разработки проектной документации должны быть разведаны через каждые 50—150 м (в зависимости от сложности ИГУ) поперечниками из 3 выработок.

При высоте дамб до 6 м скважины в плотных грунтах необходимо проходить глубиной 5 м, при большей высоте — до 10 м. При наличии слабых грунтов скважины следует проходить на всю мощность, с заглублением в плотные грунты на 2—5 м.

8.8    На эксплуатируемых автомобильных дорогах при подготовке проектной документации следует располагать поперечные сечения, на которых производятся проходка выработок не реже чем через 330 м (для дорог с покрытием переходного типа 200 м).

По каждому поперечному сечению при числе полос движения более двух следует располагать не менее четырех выработок, две из которых являются точками отбора кернов:

-    по одному керну монолитного материала существующей дорожной одежды для каждого из направлений движения;

-    по одной выработке с левой и правой обочины с заглублением в грунты основания с учетом 8.3.

Допускается отбор одного керна монолитного материала существующей дорожной одежды на поперечном сечении, при условии, что дорога имеет не более двух полос движения в оба направления.

При обследовании существующей насыпи на болоте или других слабых грунтах выработки следует закладывать в пределах поперечного профиля земляного полотна и по одной с каждой стороны основания (с учетом требований 9.4.1).

В случае уширения земляного полотна дополнительные выработки должны располагаться у его основания в пределах проектируемого уширения насыпи с шагом вдоль трассы и глубиной выработок, соответствующих требованиям 8.3.

В случае прохождения дороги в выемке дополнительно следует осуществлять проходку выработок у бровок внешних откосов выемки с шагом вдоль трассы и глубиной выработок, соответствующих требованиям 8.3.

Шаг отбора кернов монолитного материала дорожной одежды допускается увеличивать до 1000 м при условии осуществления непрерывного продольного георадиолокационного профилирования монолитных слоев дорожной одежды.

Дополнительные разведочные инженерно-геологические работы в комплексе с геофизическими исследованиями следует осуществлять в местах значительного колееобразования и провалов дорожного покрытия, деформации обочин и откосов земляного полотна, с признаками нарушения устойчивости откосов насыпей и выемок, заболачивания основания сооружения, русловых деформаций в местах размещения искусственных сооружений.

8.9    Требования к параметрам горных выработок на стадии подготовки рабочей документации эксплуатируемых дорог аналогичны требованиям к вновь устраиваемым дорогам.

8.10    Параметры горных выработок для малых искусственных сооружений и площадок под размещение объектов дорожной инфраструктуры представлены в приложении Л.

8.11    Требования к параметрам горных выработок при ИГИ автомобильныхдорог в условиях, перечисленных в 5.4, представлены в 9.2—9.4.

Параметры горных выработок при ИГИ в сложных условиях необходимо устанавливать на основании 9.4.1.

9 Особенности выполнения инженерно-геологических изысканий

9.1    Особенности выполнения инженерно-геологических изысканий на различных этапах и

стадиях

9.1.1    Особенности инженерно-геологических изысканий при подготовке предпроектной документации

9.1.1.1    Инженерно-геологические изыскания при подготовке предпроектной документации должны обеспечивать определение ИГУ конкурирующих вариантов проложения трассы и выбор рекомендуемого варианта, а также составление прогноза изменения ИГУ в период строительства и эксплуатации дорог и дорожных сооружений на них.

11

Инженерно-геологические изыскания при подготовке предпроектной документации должны выполняться в полосе варьирования трассы и более углубленно в пределах притрассовых полос сравниваемых вариантов на ширину полосы ИГИ (согласно 8.2).

9.1.1.2    На данной стадии следует выполнять рекогносцировочные работы и/или среднемасштабную инженерно-геологическую съемку (см. таблицу В.1, приложение В).

9.1.1.3    При I категории сложности ИГУ заключение о целесообразности выбора трассы допускается составлять на основании материалов фондовых и литературных источников без проведения полевых работ. При необходимости следует проводить инженерно-геологическую рекогносцировку.

9.1.1.4    При II категории сложности ИГУ и недостаточной изученности территории намечаемого строительства для обоснования выбора трассы следует проводить комплексные ИГИ с полевыми работами.

9.1.1.5    Заказчик (застройщик) при составлении технического задания должен собирать, анализировать и учитывать имеющиеся литературные и фондовые материалы о местности, где предполагается размещение автомобильной дороги.

9.1.1.6    Состав изысканий, виды и объемы работ, методы исследований должна определять изыскательская организация в программе изысканий (см. 4.12).

9.1.1.7    В процессе подготовительных работ следует осуществлять сбор и обработку материалов:

-    инженерно-геологических изысканий прошлых лет, геолого-съемочных работ, инженерно-геологического картирования, региональных исследований, мониторинговых наблюдений и др. (при выполнении таких работ по другим объектам в данной местности);

-    аэрокосмических съемок территории;

-    научно-исследовательских работ и научно-технической литературы, в которых приводится опыт изыскательских работ на исследуемой местности.

Дополнительно следует собирать данные о наличии местных строительных материалов (в том числе для вторичного использования вскрышных грунтов, твердых отходов производств в качестве грунтовых строительных материалов), об опыте строительства других сооружений в районе изысканий и сведения об имеющихся их деформациях, а также сведения об имевших место чрезвычайных ситуациях.

9.1.1.8    Инженерно-геологическая рекогносцировка должна проводиться перед другими видами полевых работ.

9.1.1.9    Рекогносцировку следует проводить вдоль осей намечаемых вариантов трасс автомобильных дорог в полосе шириной, указанной в 8.2.

9.1.1.10    При маршрутных наблюдениях необходимо выполнять описание естественных и искусственных обнажений горных пород (опорных разрезов), выходов подземных вод (родники, мочажины и т. п.) и других водопроявлений, искусственных водных объектов (с замером дебитов источников, уровней воды в колодцах и скважинах, температуры), проявлений геологических и инженерно-геологических процессов, типов ландшафтов, геоморфологических условий. При этом следует производить отбор образцов грунтов и проб воды для лабораторных исследований, осуществлять сбор опросных сведений и предварительное планирование мест размещения ключевых участков для более детальных исследований.

9.1.1.11    При описании имеющихся обнажений следует точно показать их положение на карте или схеме, отображать их размеры и высотное положение, а также производить фотографирование.

9.1.1.12    В процессе маршрутных наблюдений на малоизученных территориях следует применять методы геофизических исследований, в том числе высокопроизводительные методы георадиолокации и электротомографии, которые должны опережать буровые работы. Для оценки эффективности геофизических методов необходимо предусматривать проходку опорных скважин.

9.1.1.13    Результаты рекогносцировки следует использовать для разработки или уточнения программы последующих изысканий.

9.1.1.14    Дешифрирование космо- и аэрофотоснимков следует осуществлять предварительно в камеральных условиях, а на участках, требующих дополнительной информации, в процессе аэровизуальных и маршрутных наблюдений. Для дешифрирования космо- и аэрофотоснимков следует использовать материалы цифровой аэрофотосъемки с воздушным лазерным сканированием, тепловизорных съемок и бесконтактных геофизических исследований с воздуха, обеспечивающих информацией об особенностях рельефа и изменчивости геологической среды.

9.1.1.15    Космические съемки следует применять при изысканиях автомобильных дорог протяженностью более 100 км, аэрофотосъемки (в том числе с беспилотных летательных аппаратов) — при протяженности автомобильных дорог более 20 км.

ГОСТ 32868-2014

9.1.1.16    Буровые скважины в дополнение к требованиям, указанным в 8.2, следует размещать вдоль оси трассы, в местах пересечения водотоков (водостоков) и других сооружений, на характерных точках рельефа (возвышенностях, склонах, понижениях, оврагах, болотах) с учетом инженерно-геологических особенностей (глубину выработок следует определять на основании требований 8.2).

9.1.1.17    Горные и буровые работы, статическое и динамическое зондирование, опробование грунтов и подземных вод следует выполнять, располагая точки наблюдения преимущественно на ключевых участках.

9.1.1.18    При ИГИ автомобильных дорог следует использовать преимущественно механический (шнековый) и вибрационный способы бурения скважин; при изысканиях мостовых сооружений — ударно-канатный или колонковый способ бурения.

9.1.1.19    Буровые работы должны сопровождаться отбором проб грунтов ненарушенного (монолиты) и нарушенного сложения по ГОСТ 12071.

9.1.1.20    Слабые грунты и грунты со специфическими свойствами следует испытывать полевыми методами (зондирование, испытание штампом и др.) с учетом 9.4.1. Определение характеристик свойств грунтов полевыми методами необходимо сочетать с лабораторными анализами.

9.1.1.21    Каждый водоносный горизонт взаимодействия объекта с геологической средой должен быть опробован для определения характеристик, приведенных в таблице Е.1 (приложение Е). Из каждого водоносного горизонта необходимо отбирать не менее трех проб воды.

9.1.1.22    По результатам ИГИ на стадии подготовки предпроектной документации должны быть представлены отчетные материалы (текстовые и графические) в пределах полосы варьирования, а также в пределах притрассовой полосы по сравниваемым вариантам на ширину полосы ИГИ (см. 8.2), обосновывающие целесообразность проложения трассы по рекомендуемому в отчете варианту.

9.1.2 Особенности инженерно-геологических изысканий при подготовке проектной документации для нового строительства

9.1.2.1    Инженерно-геологические изыскания на данной стадии должны обеспечивать инженерно-геологической информацией для обоснования конструктивных решений автомобильной дороги и искусственных сооружений, разработки мероприятий и сооружений по инженерной защите местности, разработки проекта организации строительства, охраны окружающей среды и создания безопасных условий жизнедеятельности населения.

9.1.2.2    Выполнение ИГИ на данной стадии следует производить в пределах притрассовой полосы варианта, выбранного на стадии подготовки предпроектной документации, на ширину полосы ИГИ (см. 8.3), с целью установления наиболее благоприятного по ИГУ и рельефу местности местоположения оси дороги.

9.1.2.3    На данной стадии должны быть выполнены рекогносцировочные работы, инженерно-геологическая съемка крупного масштаба (см. таблицу В.1, приложение В), а также геофизические работы и, при необходимости, геотехнические изыскания и исследования.

9.1.2.4    Геотехнические изыскания и исследования следует выполнять на ответственных объектах I уровня (см. 4.4), а также II уровня в сложных ИГУ (см. таблицу А.1, приложение А).

9.1.2.5    Техническое задание на ИГИ для подготовки проектной документации, в дополнение к 4.10, должно содержать данные, указанные в К.2.1 (приложение К).

9.1.2.6    На основании технического задания и материалов изысканий, полученных на стадии подготовки предпроектной документации, должна быть составлена программа ИГИ (см. 4.12).

9.1.2.7    Геофизические исследования следует проводить с целью уточнения положения границ слоев, выявления и прослеживания неоднородности геологического строения между инженерно-геологическими выработками, определения направления и скорости движения подземных вод, оконтуривания и детализации участков, отличающихся неблагоприятными и сложными ИГУ.

9.1.2.8    В составе комплексных геофизических исследований на автомобильных дорогах в качестве основных следует применять методы георадиолокации, а также методы электро- и сейсморазведки.

9.1.2.9    Данными непрерывных геофизических профилей допускается заменять до 50 % горных выработок при соответствующем технико-экономическом обосновании и согласовании с заказчиком (застройщиком).

9.1.2.10    При необходимости выявления просадочных и закарстованных участков, разуплотненных зон и переувлажненных грунтов в основании земляного полотна в составе геофизических работ следует выполнять георадиолокационное профилирование и электротомографию по всей длине трассы.

13

9.1.2.11    Число буровых скважин, расстояния между ними и глубину по трассе и в местах расположения сооружений следует принимать в зависимости от сложности ИГУ, степени обнаженности территории, наличия водотоков, водоемов, заболоченных участков, развития и интенсивности опасных геологических процессов с учетом требований, указанных в 8.3, 8.5—8.7, 8.10, 8.12.

9.1.2.12    Число скважин допускается сокращать, если на обследуемых участках проходились инженерно-геологические выработки на предшествующих стадиях изысканий (с учетом 4.16). На участках с особо сложными ИГУ допускается сгущение сети скважин.

9.1.2.13    Все пройденные выработки должны привязываться инструментально (с учетом 6.3.2).

9.1.2.14    Выбор способа и разновидности бурения скважин следует производить в соответствии с требованиями таблицы И.1 (приложение И).

9.1.2.15    Намечаемые в программе изысканий способы бурения скважин должны обеспечивать точность установления границ между слоями грунтов с отклонениями не более 25 мм.

9.1.2.16    Шурфы следует закладывать по оси автомобильной дороги на глубину до уровня подземных вод (верховодки или грунтовых вод при близком их залегании), но не более трех метров.

9.1.2.17    В тех случаях, когда шурфом вскрывается водоносный горизонт и дальнейшая проходка шурфа затруднительна, углубление его следует производить бурением для установления мощности водоносного слоя.

9.1.2.18    Буровые скважины следует закладывать при высоком залегании подземных вод, когда требуется установить мощность водоносного слоя, характер водоупорного слоя, или в тех местах, где для характеристики грунтово-гидрогеологических условий требуются выработки глубиной более трех метров.

9.1.2.19    Заложение шурфов в дополнение к скважинам при грунтовом обследовании трассы следует выполнять обязательно.

9.1.2.20    В процессе бурения в неустойчивых водоносных грунтах необходимо осуществлять крепление стенок скважин обсадными трубами (см. 9.4.1).

9.1.2.21    Полевые исследования грунтов следует выполнять комплексно на опорных или других характерных участках автомобильной дороги по ГОСТ 20276.

9.1.2.22    При полевых исследованиях необходимо применять статическое и/или динамическое зондирование с целью расчленения толщи грунтов на отдельные слои, оценки пространственной изменчивости свойств грунтов, количественной оценки их прочностных и деформационных характеристик, оконтуривания слабых грунтов, определения степени уплотнения насыпных и намывных грунтов, определения динамической устойчивости водонасыщенных грунтов.

9.1.2.23    Количество точек зондирования должно быть не менее шести для каждого ИГЭ. Глубину точек зондирования и расстояние между ними следует обосновывать в программе работ с учетом требований 8.2. Показатели зондирования (при статическом и динамическом зондировании), необходимые для определения физико-механических характеристик грунтов, следует принимать по ГОСТ 19912.

9.1.2.24    Определение прочностных и деформационных характеристик грунтов полевыми методами — испытания штампами, прессиометрами, срезами целиков, вращательным срезом по ГОСТ20276 — следует выполнять при проектировании сооружений I уровня ответственности, а также сооружений II уровня ответственности в сложных ИГУ (см. таблицу А.1, приложение А).

9.1.2.25    Число испытаний грунтов штампами и срезами целиков для каждого характерного ИГЭ должно быть не менее трех, испытаний прессиометром и вращательным срезом — не менее шести. Минимальное число испытаний допускается ограничивать двумя, если различие между полученными значениями модуля деформации составляет не более 25 % от среднего и эти значения не противоречат принятой по зондированию схеме выделения ИГЭ.

9.1.2.26    При проектировании свайных фундаментов с длиной забивных свай до 15 м допускается ограничиваться выполнением статического или динамического зондирования.

9.1.2.27    При проектировании сооружений повышенного уровня ответственности на свайных фундаментах, при предполагаемой длине свай более 15 м и наличии слабых грунтов большой мощности следует проводить статические испытания натурных свай в соответствии с ГОСТ 5686.

9.1.2.28    Число и условия испытаний натурных свай следует обосновывать в программе изысканий в соответствии с техническим заданием заказчика.

9.1.2.29    Гидрогеологические исследования следует выполнять с целью определения гидрогеологических условий — оценки водопроницаемости и фильтрационной неоднородности грунтов, глубины залегания, сезонных колебаний уровня подземных вод, мощности водоносных горизонтов, направле-14

ГОСТ 32868-2014

ния движения подземных вод, их химического состава, агрессивности к бетону и коррозионной активности к металлам.

9.1.2.30    Из каждого вскрытого водоносного горизонта необходимо отбирать не менее трех проб воды для определения ее химического состава и агрессивности по отношению к бетону.

9.1.2.31    В пределах проектируемого мостового перехода опробованию подлежат все скважины; по трассе проектируемой автомобильной дороги допускается опробование части (до 50 %) выработок, что должно быть указано и обосновано в программе изысканий.

9.1.2.32    Особенности ИГИ для малых искусственных сооружений и площадок под размещение объектов дорожной инфраструктуры представлены в приложении Л.

9.1.2.33    В сложных ИГУ на стадии подготовки проектной документации при обследовании местности для мостовых переходов допускается выполнять тот же объем работ по разведке и опробованию грунтов оснований опор, что и на стадии подготовки рабочей документации.

9.1.2.34    Отбор проб грунтов из выработок должен производиться в соответствии с 4.21.

9.1.2.35    Пробы грунта необходимо отбирать из каждого слоя не менее чем через 2 м по глубине. В глинистых грунтах при резком изменении границ пластичности, с увеличением глубины пробы следует отбирать через 0,5 м.

9.1.2.36    Число монолитов и их размеры должны быть такими, чтобы можно было получить не менее шести образцов из каждого отдельного слоя.

9.1.2.37    При колонковом, вибрационном и ударно-канатном бурении кольцевым забоем углубление буровых наконечников для получения одного образца ненарушенной структуры не должно превышать 0,5—0,6 м.

9.1.2.38    В процессе опробования в полевых условиях ИГЭ следует выделять по визуальному описанию, результатам зондирования, исследованиям крыльчатками, микропенетрации, определениям плотности, естественной влажности, пластичности.

9.1.2.39    В простых ИГУ и слоях однородных грунтов значительной мощности число отбираемых проб грунтов допускается сокращать, но во всех случаях число их должно быть не менее, указанного в ГОСТ 20522.

9.1.2.40    Грунтоносы для отбора образцов следует выбирать по ГОСТ 12071.

9.1.2.41    Гидрогеологические исследования при ИГИ необходимо включать в состав работ при близком залегании подземных вод, в случае возможного загрязнения или истощения водоносных горизонтов при эксплуатации объекта, если прогнозируется процесс подтопления или подземные воды оказывают существенное влияние на изменение свойств грунтов, а также на интенсивность развития опасных геологических и инженерно-геологических процессов.

9.1.2.42    В процессе гидрогеологических исследований следует выполнять отбор проб грунтовых вод с проведением лабораторных исследований по определению химического состава, агрессивности к бетону и коррозионной активности к металлам, оценке техногенного загрязнения грунтовых вод по химическим и бактериологическим показателям (см. таблицу Е.1, приложение Е).

9.1.2.43    Стационарные наблюдения следует производить в сложных ИГУ для сооружений I и II уровней ответственности, на всех этапах дорожно-строительных работ (по заданию заказчика (застройщика)).

9.1.2.44    Стационарные наблюдения следует назначать на характерных (типичных) специально оборудованных пунктах (площадках, участках, станциях, постах и др.) наблюдательной сети, часть из которых следует использовать для наблюдений после завершения строительства объекта.

9.1.2.45    Продолжительность наблюдений должна быть не менее одного гидрологического года или сезона проявления процесса, а частота (периодичность) наблюдений должна обеспечивать регистрацию экстремальных значений изменения компонентов геологической среды за период наблюдений.

9.1.2.46    Виды лабораторных исследований должны устанавливаться программой изысканий и корректироваться в процессе работ. Обязательные виды лабораторных определений приведены в таблице Д.1 (приложение Д).

9.1.2.47    Лабораторные испытания грунтов следует осуществлять в соответствии с требованиями ГОСТ 30416 и ГОСТ 12248.

9.1.2.48    В процессе ИГИ следует выполнять детальную разведку карьеров местных строительных материалов и грунтов для возведения земляного полотна. Геологоразведочные работы должны производиться с соблюдением требований и нормативных правовых актов стран, проголосовавших за принятие данного стандарта.

15

9.1.2.49    Камеральную обработку материалов ИГИ следует производить одновременно с выполнением полевых и лабораторных работ.

9.1.2.50    Определение классификационных признаков ИГЭ следует осуществлять на основании ГОСТ 25100 и ГОСТ 33063 по совокупности результатов испытаний грунтов полевыми и лабораторными методами в соответствии с ГОСТ 12248, ГОСТ 19912, ГОСТ 20276, ГОСТ 30416.

9.1.2.51    При графическом оформлении инженерно-геологических карт, разрезов и колонок условные обозначения элементов геоморфологии, гидрогеологии, тектоники, залегания слоев грунтов, а также обозначения видов грунтов и их литологических особенностей следует принимать в соответствии с ГОСТ 21.302.

9.1.2.52    По результатам ИГИ на стадии подготовки проектной документации должны быть представлены отчетные материалы (текстовые и графические) в объеме, достаточном для разработки проектных решений в полосе отвода.

9.1.3 Особенности инженерно-геологических изысканий при подготовке рабочей документации

9.1.3.1    На стадии подготовки рабочей документации детальные ИГИ необходимо выполнять в пределах полосы отвода на глубину, обуславливаемую проектными решениями:

-    для детализации данных, полученных на более ранних стадиях, а также в сложных грунтовогидрогеологических условиях;

-    в местах значительной концентрации нагрузок, обусловленных конструктивными особенностями дорожных сооружений, зданий и геометрическими параметрами земляного полотна;

-    для поиска и разведки месторождений строительных материалов, если данных ИГИ полученных на более ранних стадиях недостаточно или они требуют проверки.

9.1.3.2    В иных случаях, при подготовке рабочей документации следует использовать данные ИГИ, полученные на предшествующей стадии.

9.1.3.3    В процессе ИГИ на данной стадии следует выполнять инженерно-геологическую съемку крупного масштаба (см. таблицу В.1, приложение В), а при необходимости геотехнические изыскания и исследования.

9.1.3.4    Геотехнические изыскания следует применять в соответствии с требованиями 9.1.2.4.

9.1.3.5    В техническом задании, в дополнение к требованиям 4.10, должны быть указаны данные по К.3.1 (приложение К).

9.1.3.6    На основании технического задания следует составлять программу работ с указанием состава, объемов, сроков и методов выполнения намечаемых работ с учетом сложности инженерногеологических условий, наличия данных ранее выполненных изысканий и необходимости обеспечения выделения инженерно-геологических элементов. Установление для этих элементов нормативных и расчетных показателей следует осуществлять на основе определений лабораторными и полевыми методами физических, прочностных, деформационных, фильтрационных и других характеристик свойств грунтов, уточнения гидрогеологических параметров водоносных горизонтов, достаточных для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций сооружений, обоснования их инженерной защиты, а также для решения отдельных вопросов, возникших при разработке, согласовании и утверждении проектной и рабочей документации.

9.1.3.7    Основными видами полевых инженерно-геологических работ на стадии подготовки рабочей документации следует считать:

-    бурение скважин и проходку шурфов;

-    испытание грунтов полевыми методами (зондированием, штамповыми испытаниями, вращательным срезом, прессиометром);

-    каротажные исследования;

-    геофизические исследования.

9.1.3.8    Горные выработки в дополнение к требованиям, указанным в 8.3, 8.5, 8.6, 8.10, 8.12, следует располагать по оси дороги, на границах различных геоморфологических элементов, в местах изменения нагрузок на фундаменты и глубины их заложения.

9.1.3.9    Для изучения ИГУ в сфере взаимодействия проектируемого сооружения с геологической средой при наличии опасных геологических и инженерно-геологических процессов вблизи объекта, при необходимости, следует проводить дополнительные работы (геофизические исследования, зондирование, проходку выработок) за пределами контура сооружения, в том числе и на прилегающих площадях.

9.1.3.10    Общее число горных выработок в пределах каждого сооружения II уровня ответственности (мост, путепровод) должно быть не менее трех, включая ранее пройденные выработки.

16

ГОСТ 32868-2014

Содержание

1    Область применения.................................................................1

2    Нормативные ссылки.................................................................1

3    Термины и определения...............................................................2

4    Общие требования к проведению инженерно-геологических изысканий.......................4

5    Классификация инженерно-геологических изысканий......................................6

6    Требования к оборудованию, приборам и аппаратуре......................................6

6.1    Оборудование для инженерно-геологических изысканий................................6

6.2    Оборудование для геофизических исследований......................................7

6.3    Аппаратура для получения и обработки данных.......................................7

7    Последовательность выполнения инженерно-геологических изысканий.......................7

7.1    Инженерно-геологические изыскания при планировочных

и проектно-изыскательских работах....................................................7

7.2    Инженерно-геологические изыскания в процессе строительства..........................8

7.3    Инженерно-геологические изыскания в ходе эксплуатации автомобильных дорог............9

8    Допуски к параметрам горных выработок.................................................9

9    Особенности выполнения инженерно-геологических изысканий.............................11

9.1    Особенности выполнения инженерно-геологических изысканий на различных этапах

и стадиях...........................................................................11

9.2    Инженерно-геологические изыскания при устройстве высоких насыпей...................19

9.3    Инженерно-геологические изыскания на участках выемок, устраиваемых в особых

условиях..........................................................................19

9.4    Инженерно-геологические изыскания на территории распространения оврагов............21

9.5    Инженерно-геологические изыскания в сложных условиях..............................22

10    Требования к технологическим режимам бурения........................................26

11    Методы контроля качества инженерно-геологических    изысканий...........................28

12    Требования к безопасности работ и охране окружающей среды............................28

Приложение А (обязательное) Категории    сложности    инженерно-геологических условий..........30

Приложение Б (рекомендуемое) Методы геофизических исследований и решаемые задачи.......32

Приложение В (рекомендуемое) Масштабы инженерно-геологической съемки на различных

стадиях проектно-изыскательских работ.....................................35

Приложение Г (обязательное) Цели и методы полевых исследований свойств грунтов

при инженерно-геологических изысканиях....................................36

Приложение Д (обязательное) Виды лабораторных определений физико-механических

свойств грунтов при инженерно-геологических изысканиях......................37

Приложение Е (рекомендуемое) Определяемые физические, химические и бактериологические

показатели поверхностных и грунтовых вод..................................38

Приложение Ж (рекомендуемое) Требования к способам бурения............................40

Приложение И (рекомендуемое) Условия применения различных способов бурения.............41

Приложение К (обязательное) Состав и содержание технического отчета......................42

Приложение Л (рекомендуемое) Инженерно-геологические изыскания для проектируемых

искусственных дорожных сооружений.......................................50

Приложение М (рекомендуемое) Акт приемки инженерно-геологических работ..................54

ГОСТ 32868-2014

9.1.3.11    В местах расположения отдельных сооружений III уровня ответственности при простых и средней сложности ИГУ следует проходить одну-две выработки.

9.1.3.12    Полевые исследования грунтов следует проводить на отдельных участках проектируемых автомобильных дорог со сложными ИГУ и в местах размещения сооружений II уровня ответственности.

9.1.3.13    Определение деформационных характеристик грунтов в полевых условиях следует осуществлять испытаниями статическими нагрузками (штампами и прессиометрами), прочностных характеристик — срезом целиков грунтов и (или) вращательным срезом по ГОСТ 20276.

9.1.3.14    Испытания грунтов штампами следует проводить также для уточнения значений модуля деформации грунтов, определенных в лабораторных условиях, при их использовании для расчетов оснований сооружений I уровня ответственности.

9.1.3.15    Статическое и динамическое зондирование по ГОСТ 19912 следует применять для решения специальных задач: определение степени уплотнения и упрочнения во времени насыпных и намывных грунтов, изменение прочности и плотности песчаных и глинистых грунтов при обводнении, определение динамической устойчивости водонасыщенных грунтов.

9.1.3.16    Число испытаний по определению характеристик грунтов следует обосновать в программе изысканий с учетом результатов предыдущих исследований.

9.1.3.17    В пределах каждого сооружения, проектируемого на свайных фундаментах, число испытаний статическим зондированием должно быть не менее шести.

9.1.3.18    Геофизические исследования следует выполнять для уточнения отдельных характеристик в пределах сферы взаимодействия с геологической средой: глубины залегания и рельефа кровли коренных (скальных) и малосжимаемых грунтов, зон развития специфических грунтов и опасных геологических и инженерно-геологических процессов.

9.1.3.19    Число образцов грунтов, отбираемых из горных выработок на участке каждого сооружения, должно обеспечивать определение нормативных и расчетных значений физико-механических характеристик грунтов каждого ИГЭ по результатам обработки не менее шести частных определений каждой характеристики.

9.1.3.20    Лабораторные определения физико-механических характеристик грунтов по отобранным пробам следует производить в соответствии с требованиями ГОСТ 12248 и ГОСТ 30416 по всем ИГЭ в сфере взаимодействия проектируемых сооружений с геологической средой.

9.1.3.21    Состав, объем и методы лабораторных определений физических, физико-химических и механических (прочностных и деформационных) характеристик грунтов и их специфических особенностей должны быть обоснованы в программе изысканий с учетом возможных изменений их свойств в основании проектируемых сооружений в период строительства и эксплуатации объекта.

9.1.3.22    По результатам ИГИ на стадии подготовки рабочей документации должны быть представлены отчетные материалы (текстовые и графические), в объеме достаточном для осуществления строительно-монтажных работ.

9.1.4 Особенности инженерно-геологических изысканий в процессе строительства

9.1.4.1    При производстве дорожно-строительных работ следует руководствоваться данными ИГИ полученными на стадиях подготовки проектной и/или рабочей документации при условии выполнения требования 4.16.

9.1.4.2    Дополнительные ИГИ и геотехнические изыскания следует назначать в случае:

-    оперативной инженерно-геологической разведки;

-    строительства сооружений в зонах повышенного риска и стесненных условиях;

-    стационарных наблюдений;

-    геотехнического контроля производства земляных работ;

-    авторского надзора;

-    непредвиденных осложнений при строительстве;

-    приемочной диагностики скрытых работ.

Дополнительные ИГИ на данном этапе необходимы также при превышении сроков давности инженерно-геологической информации (4.16), и в случаях, если имеются признаки изменений ИГУ, выходящих за рамки сделанного ранее прогноза.

9.1.4.3    Оперативную инженерно-геологическую разведку следует осуществлять в случае:

-    строительства дорожных сооружений I уровня ответственности (4.5) при любой категории сложности ИГУ,

-    строительства дорожных сооружений II уровня ответственности (4.5) в сложных ИГУ (см. таблицу А. 1, приложение А).

17

Введение

Настоящий стандарт разработан для государств — участников МГС в связи с включением его объекта стандартизации в Перечень изделий, подлежащих подтверждению соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» [1].

IV

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Дороги автомобильные общего пользования ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЙ

Automobile roads of general use. Requirements for carrying out of engineering geological survey

Дата введения — 2015—07—01 с правом досрочного применения

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к проведению инженерно-геологических изысканий автомобильных дорог общего пользования.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.0.001-82* Система стандартов безопасности труда. Основные положения ГОСТ 21.302-96** Система проектной документации для строительства. Условные графические обозначения в документации по инженерно-геологическим изысканиям ГОСТ 5686-2012 Грунты. Методы полевых испытаний сваями

ГОСТ 12071-2000 Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов ГОСТ 12248-2010 Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости

ГОСТ 19912-2012 Грунты. Методы полевых испытаний статическим и динамическим зондированием

ГОСТ 20276-2012 Грунты. Методы полевого определения характеристик прочности и деформируемости

ГОСТ 20522-2012 Грунты. Методы статической обработки результатов испытаний ГОСТ 22733-2002 Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности ГОСТ 25100-2011 Грунты. Классификация

ГОСТ 25358-2012 Грунты. Метод полевого определения температуры ГОСТ 30416-2012 Грунты. Лабораторные испытания. Общие положения ГОСТ 30672-2012 Грунты. Полевые испытания. Общие положения

ГОСТ 32836-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания автомобильных дорог. Общие требования

ГОСТ 32847-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению экологических изысканий

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 12.0.001-2013. ** Заменен. Действует ГОСТ 21.302-2013.

Издание официальное

ГОСТ 32869—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению топографо-геодезических изысканий

ГОСТ 33063—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация типов местности и грунтов

ГОСТ 33179—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания мостов и путепроводов. Общие требования

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    априорная информация: Сведения по объекту и району изысканий, полученные ранее.

3.2    геологическая среда: Верхняя часть литосферы, представляющая собой многокомпонентную динамическую систему (горные породы, подземные воды, газы, физические поля — тепловые, гравитационные, электромагнитные и др.), в пределах которой осуществляют инженерно-хозяйственную (в том числе инженерно-строительную) деятельность.

3.3    геологический процесс: Изменение состояния компонентов геологической среды во времени и в пространстве под воздействием природных факторов.

3.4    геотехнические изыскания: Комплекс геотехнических работ и исследований с целью получения исходных расчетных значений для проектирования фундаментов, опор и др. на участках размещения объектов капитального строительства и индивидуального проектирования, необходимых и достаточных для построения расчетной геомеханической модели взаимодействия сооружений с основанием.

3.5    геотехнические исследования: Исследования, выполняемые в процессе геотехнических изысканий.

3.6    геофизические методы: Способы и средства изучения строения, состава и состояния геологической среды путем изменения информативных параметров физических полей искусственного или естественного происхождения с последующей обработкой и интерпретацией получаемой при этом информации.

3.7    засоленный грунт: Грунт, содержащий более 0,3 % легкорастворимых солей от массы сухого грунта.

3.8    инженерная защита: Комплекс инженерных сооружений и мероприятий, предназначенный для защиты территорий и дорожных сооружений от отрицательного воздействия опасных инженерногеологических процессов.

3.9    инженерно-геологическая модель: Совокупность информации о пространственном положении инженерно-геологических элементов в среде взаимодействия объекта и геологической среды.

3.10    инженерно-геологический процесс: Изменение состояния компонентов геологической среды во времени и пространстве под воздействием техногенных факторов.

3.11    карст: Совокупность явлений, связанных с воздействием воды (поверхностной, подземной) и выражающихся в частичном растворении горных пород с образованием в них пустот различной формы и размеров.

3.12    категория сложности инженерно-геологических условий: Классификация инженерно-геологических условий по совокупности факторов, определяющих сложность, состав и объемы изыскательских работ на данной территории.

3.13    многолетнемерзлый грунт: Грунт, находящийся в мерзлом состоянии постоянно в течение трех и более лет.

3.14    набухающий грунт: Грунт, увеличивающий свой объем при замачивании водой или другой жидкостью и имеющий относительную деформацию набухания без нагрузки не менее 0,04 или развивающий давление набухания (в условиях ограниченного набухания).

2

ГОСТ 32868-2014

3.15    органический грунт: Грунт, содержащий не менее 50% по массе органического вещества.

3.16    органоминеральный грунт: Грунт, содержащий от 3% до 50% по массе органического вещества.

3.17    подвижные (барханные) пески: Одноразмерные по составу пески с преобладанием частиц размерами 0,1—0,25 мм и почти полным отсутствием пылеватых и глинистых фракций.

3.18    подрабатываемые территории: Территории размещения автомобильных дорог, в пределах которых возможно развитие опасных деформаций в результате сдвижения горных масс, а также производилась ранее, производится в настоящее время или предусмотрена в будущем проходка подземных горных выработок с целью добычи полезного ископаемого, строительства камер, тоннелей и прочих подземных сооружений.

3.19    подтопляемые территории: Территории, на которых наблюдается процесс подъема уровня поверхностных грунтовых вод выше некоторого критического положения, а также формирования верховодки и (или) техногенного водоносного горизонта, приводящий к ухудшению инженерно-геологических условий местности, агромелиоративной и экологической обстановки.

3.20    полоса отвода: Земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

3.21    придорожные полосы автомобильной дороги: Земельные участки, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим их использования в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития.

3.22    притрассовая полоса: Полоса местности под размещение автомобильной дороги, ширина которой складывается из ширины полосы отвода и ширины придорожных полос, расположенных с обеих сторон от полосы отвода.

3.23    просадочный грунт: Грунт, который под действием внешней нагрузки и собственного веса или только от собственного веса при замачивании претерпевает вертикальную деформацию (просадку) и имеет относительную деформацию просадки не менее 0,01.

3.24    пункт (точка) исследования: Место, в котором выполняются визуальные наблюдения, горные выработки, исследования полевыми и геофизическими методами.

3.25    район распространения специфических грунтов: Территория, в пределах которой специфические грунты залегают в зоне взаимодействия элементов сооружений с геологической средой и оказывают негативное влияние в процессе строительства и эксплуатации инженерных объектов.

3.26    режим подземных вод: Изменение во времени уровней (напоров), температуры, химического, газового и бактериологического состава и других характеристик подземных вод.

3.27    селевые выносы: Внезапно возникающие кратковременные разрушительные горные грязекаменные потоки (скорость течения до 10 м/с), насыщенные обломочным материалом (до 70 % общего объема), образующиеся в руслах горных рек и временных водотоков во время длительных дождей и ливней, при интенсивном таянии снега и льда, а также при прорыве плотин, естественных и искусственных запруд в долинах, где имеются запасы рыхлого обломочного материала.

3.28    скальный грунт: Грунт, имеющий жесткие структурные связи кристаллизационного и/или цементационного типа.

3.29    склоновые процессы: Смещение масс горных пород на склоне под действием собственного веса, обводненности и различных техногенных воздействий.

3.30    слабый грунт: Связный грунт, имеющий прочность на сдвиг в условиях природного залегания менее 0,075 МПа (при испытании прибором вращательного среза) или модуль осадки более 50 мм/м при нагрузке 0,25 МПа (модуль деформации ниже 5,0 МПа).

3.31    специфические грунты: Грунты, изменяющие свою структуру и свойства в результате замачивания, динамических нагрузок и других внешних воздействий, обладающие неоднородностью и анизотропией, склонные к длительным изменениям структуры и свойств во времени.

3.32    стационарные наблюдения: Регулярные наблюдения за изменениями состояния отдельных компонентов инженерно-геологических условий территории посредством непрерывного или периодического проведения измерений в заданных пунктах.

3.33    техногенные воздействия: Воздействия на геологическую среду механических, физических, химических и биологических факторов, связанных с технической и технологической деятельностью людей.

з

3.34    техногенный грунт: Грунт, измененный, перемещенный или образованный (искусственно созданный) в результате инженерно-хозяйственной деятельности человека, в том числе отходы бытовые и производственные.

3.35    устойчивость склона: Способность склона сохранять свой профиль в течение длительного времени.

3.36    элювиальные грунты: Грунты, образовавшиеся в результате процессов выветривания горных пород на месте их залегания без заметных признаков смещения.

3.37    инженерно-геологические изыскания; ИГИ: Комплекс работ по определению инженерногеологических условий района проектируемой автомобильной дороги, включая геологическое строение, геоморфологические и гидрогеологические условия, состав, структуру и свойства грунтов, геологические и инженерно-геологические процессы, а также по составлению прогноза возможных изменений инженерно-геологических условий.

3.38    инженерно-геологические условия; ИГУ: Совокупность характеристик компонентов геологической среды исследуемой территории (рельефа, состава и состояния горных пород, условий их залегания и свойств, подземные воды, включая геологические и инженерно-геологические процессы и явления), влияющих на условия проектирования и строительства, а также на эксплуатацию автомобильных дорог.

3.39    инженерно-геологический элемент; ИГЭ: Основная грунтовая единица при инженерно-геологической схематизации грунтового объекта.

3.40    проектно-изыскательские работы; ПИР: Комплекс работ по проведению инженерных изысканий, технико-экономическому обоснованию строительства, подготовке проектной и рабочей документации для осуществления строительства автомобильных дорог.

4 Общие требования к проведению инженерно-геологических изысканий

4.1    ИГИ являются неотъемлемой частью инженерных изысканий на стадиях подготовки предпро-ектной, проектной и рабочей документаций строительства, в процессе строительства, а также при выполнении ПИР для реконструкции, капитального и текущего ремонтов автомобильных дорог и дорожных сооружений на них.

Примечание — Стадийность проектирования в странах — участницах ЕАЭС может отличаться, например, «подготовке предпроектной документации» в Российской Федерации соответствует «подготовка документации по территориальному планированию и планировке территории», в Республике Беларусь — «обоснование инвестирования», в Республике Казахстан — «разработка предпроектной документации»; «подготовке проектной документации» в Республике Беларусь соответствует «архитектурный проект», в Республике Казахстан — «проект»; «подготовке рабочей документации» в Республике Беларусь соответствует «строительный проект».

4.2    ИГИ выполняются с целью комплексного изучения ИГУ района проектируемой автомобильной дороги, составления прогноза изменения ИГУ и разработки мер инженерной защиты от опасных геологических и инженерно-геологических процессов и явлений.

4.3    Задачами инженерно-геологических изысканий являются:

-    обоснование выбора трассы автомобильной дороги совместно с другими видами инженерных изысканий;

-    выявление пространственной изменчивости ИГУ и определение геологического строения исследуемой среды;

-    определение физико-механических свойств грунтов, в том числе фильтрационных свойств (при необходимости достаточно точной информации о водопроницаемости пород);

-    определение уровней, режимов и состава грунтовых вод;

-    оценка возможности обеспечения объекта местными дорожно-строительными материалами;

-    составление прогноза изменения ИГУ;

-    обоснование мероприятий инженерной защиты от негативных процессов и явлений.

4.4    ИГИ выполняются в комплексе с другими видами изысканий: топографо-геодезическими в соответствии с ГОСТ 32869, гидрометеорологическими, экологическими в соответствии с ГОСТ 32847, геотехническими и изысканиями грунтовых строительных материалов.

4.5    Сооружения на автомобильных дорогах в соответствии с ГОСТ 32836 должны быть отнесены к одному из следующих уровней ответственности:

I уровень: повышенный;

4

ГОСТ 32868-2014

II    уровень: нормальный;

III    уровень: пониженный.

4.6    Уровень ответственности объектов должен быть указан заказчиком (застройщиком) в техническом задании на ПИР.

4.7    В требования на проведение ИГИ, указанные в приложениях А—М, допускается вводить дополнения и изменения в случаях появления новых инновационных методов и технологий выполнения ИГИ, а также если необходимо детально учесть вновь выявленные специфические особенности природно-климатических и ИГУ стран, проголосовавших за данный стандарт.

4.8    ИГИ в соответствии с ГОСТ 32836 должны выполняться на основе договора (контракта) на выполнение ПИР или инженерных изысканий (отдельного договора на выполнение ИГИ). Договор (контракт) между заказчиком (застройщиком) и исполнителем проектно-изыскательских работ или изыскательских работ, являющийся основанием для их выполнения, должен содержать обязательные приложения: техническое задание, календарный план работ, расчет стоимости, а также дополнительные соглашения к договору при изменении его состава, сроков и условий выполнения работ.

4.9    В техническом задании должны быть сформулированы требования к проведению ИГИ. Условия договора (контракта) должны соответствовать особенностям природно-климатических и природнотехногенных условий территории изысканий, а также учитывать период осуществления работ.

4.10    Техническое задание должно быть составлено заказчиком (застройщиком) в соответствии с требованиями ГОСТ 32836.

4.11    Программа ИГИ должна разрабатываться исполнителем и утверждаться заказчиком (застройщиком).

4.12    Программа ИГИ должна быть составлена в соответствии с требованиями ГОСТ 32836, кроме того она должна соответствовать требованиям технического задания на ПИР в части инженерно-геологических изысканий.

4.13    Методика работ по ИГИ в каждом конкретном случае должна разрабатываться индивидуально, в зависимости от этапа дорожно-строительных работ и стадии ПИР, категории сложности ИГУ, категории автомобильной дороги, уровня ответственности объекта, геологических, инженерно-геологических, гидрогеологических и экологических особенностей района исследования.

4.14    Категорию сложности ИГУ следует устанавливать на основании требований приложения А (таблица А.1). При этом следует руководствоваться совокупностью факторов, назначая категорию сложности по наиболее весомому из них.

4.15    ИГИ для нового строительства следует выполнять на стадиях подготовки проектной и рабочей документации.

4.16    Срок давности данных ИГИ не должен превышать трех лет.

4.17    На всех этапах ИГИ для повышения достоверности информации следует применять геофизические методы исследования в соответствии сданными таблицы Б.1 (приложение Б).

4.18    ИГИ на любом из этапов и стадий должны включать подготовительные работы, полевые работы и камеральную обработку результатов.

4.19    Масштабы инженерно-геологической съемки, назначаемые на различных стадиях ПИР, приведены в таблице В.1 (приложение В)

4.20    Виды полевых исследований для решения инженерных задач следует назначать с учетом требований, указанных в таблице Г.1 (приложение Г). Методы и методику полевых исследований следует устанавливать по ГОСТ 30672. Статическое и динамическое зондирование необходимо выполнять по ГОСТ 19912.

4.21    Отбор, упаковку, транспортирование и хранение образцов грунта следует осуществлять в соответствии с требованиями ГОСТ 12071.

4.22    Физико-механические характеристики грунтов, которые следует определять в процессе ИГИ, необходимо устанавливать по таблице Д.1 (приложение Д), а также по ГОСТ 20276 и ГОСТ 30672. Принадлежность грунтов к тому или иному классу следует устанавливать в соответствии с ГОСТ 25100 и ГОСТ 33063.

4.23    Физические свойства, химические и бактериологические показатели состава грунтовых вод, которые требуется определять в процессе изысканий, следует устанавливать в соответствии с таблицей Е.1 (приложение Е), с учетом ISO 3696 [2].

4.24    Отчетная документация должна быть представлена заказчику (застройщику) в соответствии с требованиями ГОСТ 32836, технического задания и условий договора (контракта).

5

5    Классификация инженерно-геологических изысканий

5.1    Инженерно-геологические изыскания следует различать в зависимости от этапа работ:

-    при планировочных и ПИР для нового строительства;

-    в процессе строительства;

-    на этапе ПИР при реконструкции, капитальном и текущем ремонтах эксплуатируемых дорог и дорожных сооружений на них.

5.2    По особенностям проектирования ИГИ следует разделять:

-    для проектирования автомобильных дорог;

-    для проектирования искусственных сооружений.

5.3    На участках проектирования автомобильных дорог следует различать ИГИ:

-    в обычных условиях;

-    в сложных условиях.

5.4    ИГИ в обычных условиях могут характеризоваться такими усложняющими работу факторами,

как:

-    высокие насыпи и глубокие выемки (рабочая отметка более 12 м);

-    скальные, переувлажненные и мокрые выемки;

-    овраги.

5.5    ИГИ в сложных условиях характеризуются наличием:

-    многолетнемерзлых грунтов;

-    просадочных грунтов;

-    слабых грунтов;

-    набухающих грунтов;

-    органоминеральных и органических грунтов;

-    засоленных грунтов;

-    подвижных песков;

-    элювиальных грунтов;

-    техногенных грунтов;

-    карстовых и карстово-суффозионных процессов;

-    склоновых процессов;

-    селевых выносов;

-    подтопляемых территорий;

-    подрабатываемых территорий;

-    участков с наледями;

-    застроенных территорий;

-    процессов переработки берегов водохранилищ;

-    сейсмоопасных территорий.

6    Требования к оборудованию, приборам и аппаратуре

6.1    Оборудование для инженерно-геологических изысканий

6.1.1    Для решения инженерно-геологических задач следует использовать оборудование:

-    имеющее сертификаты соответствия и прошедшее обязательную метеорологическую аттестацию;

-    прошедшее техническое обслуживание в соответствии с требованиями изготовителя;

-    адаптированное к особенностям решаемых задач.

6.1.2    Техническое состояние бурового оборудования должно обеспечивать:

-    производительность работ, заявленную изготовителем, в соответствующих условиях;

-    глубину и диапазоны диаметров бурения с параметрами, заявленными изготовителем;

-    безопасность рабочих и окружающих их объектов.

6.1.3    Буровое оборудование должно обеспечивать глубину бурения, интервалы диаметров бурения и точность фиксации контактов слоев в соответствии с требованиями таблиц Ж.1 и И.1 (приложения Ж и И).

6.1.4    Оборудование для полевых испытаний грунтов должно соответствовать требованиям ГОСТ 5686, ГОСТ 19912, ГОСТ 20276 и ГОСТ 30672.