Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

37 страниц

456.00 ₽

Купить ГОСТ 32216-2013 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на специальный железнодорожный подвижной состав и устанавливает общие технические требования к нему.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Общие технические требования

     3.1 Конструктивные требования

     3.2 Требования к дизелю

     3.3 Требования к электрооборудованию

     3.4 Требования к тормозному и пневматическому оборудованию

     3.5 Требования к гидравлическому оборудованию

     3.6 Требования к экипажной и механической частям

     3.7 Требования к устройствам управления и контроля

     3.8 Требования к совместимости с инфраструктурой

     3.9 Требования эргономики, безопасности труда, санитарно-гигиенические

     3.10 Требования к сырью, материалам, покупным изделиям

     3.11 Требования к окрашиванию

4 Требования безопасности

     4.1 Общие требования

     4.2 Требования к показателям динамики и воздействия на путь

     4.3 Требования к показателям прочности несущих элементов конструкции и экипажной части, элементов крепления рабочих органов, характеристикам тяговой трансмиссии

     4.4 Требования к тормозным показателям

     4.5 Требования к показателям (характеристикам) тормозной системы

     4.6 Требования к габаритам

     4.7 Требования к показателям безопасности работы электрооборудования

     4.8 Требования к устройствам безопасности

     4.9 Требования к показателям эргономики, безопасности труда, санитарно-гигиеническим и охраны здоровья

     4.10 Требования пожарной безопасности

     4.11 Требования экологической безопасности

     4.12 Требования к показателям безопасности труда в зоне действия рабочих органов

5 Комплектность

6 Маркировка

7 Хранение

Приложение А (обязательное) Показатели безопасности труда, санитарно-гигиенические и охраны здоровья

Приложение Б (обязательное) Оснащенность средствами пожаротушения

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

СПЕЦИАЛЬНЫМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

Общие технические требования

ГОСТ 32216 — 2013

Издание официальное


Москва

Стандартинформ

2014


Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ)

2    ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 июня 2013 г. № 57-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по MK (ИСО 3166) 004—97

Код страны по MK (ИСО 3166) 004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ

Азстандарт

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Молдова

MD

Молдова-Стандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2013 г. № 1466-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32216-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2014 г.

5    В настоящем стандарте полностью реализованы требования технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного состава» применительно к объекту технического регулирования— специальному железнодорожному подвижному составу: подразделы4.1—4.12, приложения А и Б содержат минимально необходимые требования безопасности

6    Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 53978-2010

7    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок—в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования—на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ, 2014

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3.6.8 На экипажной и механической частях должны быть предусмотрены места для установки датчиков диагностирования систем СЖПС.

3.7    Требования к устройствам управления и контроля

3.7.1    В системе управления СЖПС должны быть предусмотрены меры по защите от несанкционированных и ошибочных действий машиниста и операторов технологического оборудования, способных привести к аварийным ситуациям. На пультах машиниста и оператора должны быть предусмотрены устройства блокировок органов управления.

3.7.2    По требованию Заказчика на СЖПС могут быть установлены системы диагностики: дизельной установки, трансмиссии, ходовых тележек, гидро- и пневмосистемы и рабочих органов.

3.8    Требования к совместимости с инфраструктурой

3.8.1    Конструкция СЖПС при выполнении рабочих операций должна исключать повреждение элементов инфраструктуры рабочими органами.

3.8.2    Конструкция СЖПС должна обеспечивать его эксплуатацию на участках с верхним строением пути из рельсов Р50, Р65, Р75 в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт1 \ и щебеночным балластом по ГОСТ 73922) со скоростями движения:

-    в прямых участках — с конструкционной скоростью;

-    в кривых участках пути с радиусами, в которых при конструкционной скорости не превышается непогашенное ускорение 0,7 м/с2 — с конструкционной скоростью;

-    в кривых участках пути с радиусами, при которых максимальная скорость ограничивается непогашенным ускорением при максимальном возвышении наружного рельса 150 мм — со скоростями, соответствующими непогашенному ускорению 0,7 м/с2;

-    в стрелочных переводах — 40 км/ч;

-    в кривых участках пути станционных путей радиусом до 125 м — 10 км/ч.

-    S-образные кривые наименьшим радиусом 170 м без прямой вставки:

а)    для самоходного СЖПС — 50 км/ч;

б)    для несамоходного СЖПС — 45 км/ч;

-    закрестовинные кривые стрелочных переводов радиусом 200 м со скоростью 40 км/ч и радиусом 300 м со скоростью 50 км/ч.

3.8.3    Показатели воздействия СЖПС на путь должны соответствовать следующим значениям:

-    напряжение в кромках подошвы остряков стрелочных переводов не должно превышать 275 МПа;

-    отношение максимальной горизонтальной нагрузки, действующей на подкладки, к средней вертикальной нагрузке на подкладку, определяющее поперечную устойчивость к сдвигу рельсошпальной решетки, не должно превышать для щебеночного балласта— 1,4 и для гравийного и песчаного балласта—1,1;

-    боковые силы, действующие от колеса на рельс, по условию предупреждения недопустимого уши-рения колеи при раздельных промежуточных скреплениях, не должны превышать 0,5 осевой нагрузки СЖПС в прямых и кривых участках и на стрелочных переводах.

Показатели СЖПС не должны превышать указанных значений по воздействию на путь при продольных сжимающих силах на автосцепках до 500 кН при торможении.

3.8.4    Выход отдельных частей СЖПС за пределы габарита в сторону междупутья при ее работе не должен превышать 1950 мм от оси пути.

3.8.5    Уровень радиопомех, создаваемых машинами, не должен превышать значений, установленных в ГОСТ 29205.

3.9    Требования эргономики, безопасности труда, санитарно-гигиенические

3.9.1 Допустимые значения усилий на ручных органах управления и эргономические требования к органам управления должны соответствовать требованиям:

-    к маховикам управления, штурвалам и рулевым колесам — по ГОСТ 21752;

-    к рычагам управления — по ГОСТ 21753.

ГОСТ 32216-2013

3.9.2    Кабины управления СЖПС должны быть оснащены установками кондиционирования воздуха: принудительной вентиляцией, отоплением и охлаждением.

3.9.3    Внутренние габариты кабины управления, просветы окон, размеры высоты пульта и кресла должны создавать условия управления процессом в положении «сидя» и «стоя» (с учетом характеристик антропометрических признаков от 5 до 95 перцентилей) для лиц ростом от 1650 до 1900 мм в соответствии с санитарными правилами и нормативными документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт3*.

3.9.4    Пульты управления, предназначенные для размещения на них средств отображения информации и органов управления, необходимых для непосредственного управления движением и технологическим процессом СЖПС, компоновка органов управления и средств управления технологическим процессом должны соответствовать требованиям ГОСТ 22269, санитарных правил и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт3*.

3.9.5    Выключатели и переключатели поворотные должны соответствовать требованиям ГОСТ 22613, клавишные и кнопочные — ГОСТ 22614, выключатели и переключатели типа «тумблер» — ГОСТ 22615.

3.9.6    Видеодисплейный терминал и электронно-вычислительная техника должны быть оборудованы системой виброзащиты и антибликовой защитой.

3.9.7    Остекление окон кабин управления должно выполняться с учетом санитарных правил3* и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт, с применением безопасного, полированного, механически прочного стекла по ГОСТ 5727.

Для защиты от солнечного излучения должны быть предусмотрены регулируемые шторки.

3.9.8    Конструктивные параметры кресла оператора (машиниста) и его помощника должны соответствовать требованиям ГОСТ218894*. Дополнительные конструктивные параметры и отделочные материалы — требованиям санитарных правил3* и нормативных документов5*, действующих на территории государства, принявшего стандарт. Неметаллические материалы, применяемые в конструкции и отделке кресла, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение.

3.9.9    Взаимное расположение пульта управления и кресел оператора (машиниста) и его помощника должно соответствовать требованиям ГОСТ 22269.

3.9.10    Искусственное освещение и санитарно-бытовое оснащение СЖПС должны соответствовать требованиям санитарных правил и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт3*.

3.10    Требования к сырью, материалам, покупным изделиям

3.10.1    Для изготовления несущих сварных элементов экипажной и механической частей СЖПС рекомендуется применять малоуглеродистые или низколегированные спокойные стали следующих марок: СтЗ по ГОСТ 380, сталь 20 по ГОСТ 1050, стали 09Г2, 09Г2Д, 09Г2С, 09Г2СД, 10ХСНД по ГОСТ 19281.

В остальных элементах конструкции по согласованию с Заказчиком допускается применение других марок сталей по ГОСТ 380, ГОСТ 1050 и ГОСТ 19281.

3.10.2    Применение сталей других марок для изготовления несущих элементов экипажной и механической частей СЖПС допускается по согласованию с Заказчиком.

Для литых несущих конструкций рекомендуется применять литейные стали с содержанием углерода не более 0,23 %.

3.10.3    Для тонкостенной обшивки кузова допускается применение коррозионностойкой и низколегированной стали, а также малоуглеродистой стали, в том числе кипящей.

3.10.4    Поковки должны соответствовать ГОСТ 8479.

3.10.5    Стальные отливки деталей должны соответствовать ГОСТ 977.

3.10.6    Трубы трубопроводов гидравлических систем должны изготавливаться из стали марки 10 по ГОСТ 1050 и марки 20 по ГОСТ 8733.

3.10.7    Прокладки из паронита должны соответствовать требованиям ГОСТ 481.

3.10.8    Все покупные изделия и оборудование, подлежащие обязательному подтверждению соответствия, должны иметь документы о соответствии установленным требованиям.

3.10.9    Материалы, используемые в изготовлении СЖПС, должны иметь санитарно-эпидемиологические заключения.

4 Требования безопасности

4.1    Общие требования

4.1.1    СЖПС должен соответствовать следующим требованиям:

-    допустимые уровни шума, общие требования к защите от шума на рабочих местах — по ГОСТ 12.1.003;

-    пожарная безопасность — по ГОСТ 12.1.004;

-    технических требований к противопожарной защите — по национальным стандартам и нормативным документам, действующим на территории государства, принявшего стандарт6*;

-    пожаровзрывоопасность веществ и материалов — по ГОСТ 12.1.044;

-    применение цветов сигнальных, знаков безопасности и разметки сигнальной — по национальным стандартам и нормативным документам, действующим на территории государства, принявшего стандарт7*.

4.1.2    Функциональная работоспособность системы безопасности в транспортном и рабочем режимах для самоходных СЖПС при работе без помощника машиниста должна быть обеспечена:

-    наличием в кабине машиниста индикации сигналов, соответствующей показаниям путевых светофоров;

-    наличием индикации скорости движения;

-    автостопным торможением при превышении допустимой скорости движения и после проезда светофора с запрещающим сигналом без предварительной остановки;

-    выключением тяги при автостопном торможении;

-    контролем системы бдительности машиниста;

-    исключением возможности движения при выключенной системе безопасности;

-    исключением самопроизвольного (несанкционированного) движения при включенной системе безопасности.

4.1.3    Технологическое оборудование СЖПС в транспортном положении должно иметь устройства, предохраняющие от падения деталей на путь.

4.1.4    Конструкция СЖПС должна обеспечивать их работу под контактной сетью без снятия напряжения.

4.1.5    При изготовлении СЖПС применяют нетоксичные и трудногорючие материалы по ГОСТ 12.1.044.

4.1.6    Все деревянные детали должны быть обработаны антипиренами по ГОСТ 12.2.056.

4.1.7    Для предотвращения образования источников возгорания на СЖПС должны быть предусмотрены:

-    защитное отключение электрических цепей при их перегрузке;

-    установка и расположение нагревательных приборов в кабинах машиниста в соответствии с ГОСТ 12.2.056.

4.1.8    СЖПС должен быть оборудован системой аварийной остановки, предусматривающей включение экстренного торможения, остановку дизеля и, если это предусмотрено конструкцией, подачу песка под первую колесную пару (при скорости менее 10 км/ч подача песка должна быть прекращена).

4.1.9    Конструкция СЖПС должна обеспечивать возможность обслуживания его составных частей в процессе эксплуатации без выхода на крышу.

4.1.10    Наружные лестницы на крышу должны закрываться запираемыми на замок щитами, с предупредительной надписью «Остерегайся контактного провода».

ГОСТ 32216-2013

4.1.11    На аккумуляторном ящике должна быть надпись — «24 V».

4.1.12    Аварийно-предупредительная сигнализация и защита дизеля должны соответствовать ГОСТ 11928.

4.1.13    СЖПС должен быть оборудован устройствами для перевода СЖПС из рабочего положения в транспортное в аварийных ситуациях.

4.1.14    Конструкция СЖПС должна обеспечивать:

-    безопасность обслуживающего персонала при монтаже, подготовке к работе, эксплуатации, техобслуживании и ремонте;

-    защиту электро- и гидроприборов, электропроводов и гидравлических труб от механических повреждений.

4.2 Требования к показателям динамики и воздействия на путь

4.2.1    Показатели, определяющие допустимые скорости движения на типовых конструкциях пути в прямых, кривых участках и по стрелочным переводам, должны соответствовать следующим величинам:

-    рамные силы по отношению к статической нагрузке от колесной пары на рельсы не должны превышать:

а)    при щебеночном балласте — 0,4;

б)    при гравийном и песчаном балласте — 0,3;

-    коэффициент вертикальной динамики не должен превышать:

а)    для самоходного СЖПС — 0,5;

б)    для несамоходного СЖПС — 0,7;

-    коэффициент конструктивного запаса рессорного подвешивания не должен превышать:

а)    для самоходного СЖПС— 1,6 (1,4 — для второй ступени рессорного подвешивания);

б)    для несамоходного СЖПС — 1,8 (1,4 — для второй ступени рессорного подвешивания);

-    коэффициент запаса устойчивости колеса от вкатывания на головку рельса должен быть не менее 1,5;

-    вертикальные ускорения кузова (главной рамы) самоходного СЖПС не должны превышать 5 м/с2, несамоходного — 7 м/с2;

-    горизонтальные ускорения кузова (главной рамы) не должны быть более:

а)    для самоходного СЖПС — 4 м/с2;

б)    для несамоходного СЖПС — 4,5 м/с2;

-    напряжение в наружной и внутренней кромках подошвы рельсов типа Р50 и тяжелее не должно превышать 240 МПа;

-    напряжение в шпале под подкладкой не должно превышать 2,2 МПа.

4.2.2    Параметры развески СЖПС должны соответствовать следующим величинам:

-    отклонение фактического значения массы СЖПС от проектного значения не должны превышать 3 %;

-    разность нагрузок по колесам колесной пары не должна превышать:

а)    для самоходного СЖПС, кроме применяющего в конструкции экипажной части тележки типа ЦНИИ-ХЗ (моделей 18-100,18-101,18-102,18-502,18-9800) по ГОСТ 9246 —4%;

б)    для самоходного и несамоходного СЖПС, применяющих в конструкции экипажной части тележки типа ЦНИИ-ХЗ (моделей 18-100,18-101,18-102,18-502,18-9800) по ГОСТ 9246, допускаемое поперечное смещение центра тяжести груза, определяющее разность нагрузки на колеса колесной пары — в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1 — Допускаемое поперечное смещение центра тяжести груза

Нормативное значение показателя

Высота общего центра

Высота общего

Допускаемое

Масса

тяжести вагона с грузом

Допускаемое поперечное

Масса

центра тяжести

поперечное

груза,

над уровнем верха

смещение центра тяжести

груза,

вагона с грузом

смещение центра

т

головки рельса

груза1' в вагоне Ьс|/',

тс

над УВГР,

тяжести груза1*

(далее — УВГР),

ММ

м

в вагоне Ьсм2),

м

ММ

До 1,2

620

До 10,0

1,5

550

До 55,0

До 1,5

220

2,0

410

Окончание таблицы 1

Нормативное значение показателя

Масса

груза,

т

Высота общего центра тяжести вагона с грузом над уровнем верха головки рельса (далее — УВГР), м

Допускаемое поперечное смещение центра тяжести груза1 > в вагоне Ьсм2\ мм

Масса

груза,

тс

Высота общего центра тяжести вагона с грузом над УВГР, м

Допускаемое поперечное смещение центра тяжести груза1} в вагоне Ьсм2\ мм

До 1,2

550

До 1,5

180

30,0

1,5

450

67,0

2,0

140

2,0

350

2,3

120

До 1,2

350

1,5

280

Свыше

50,0

2,0

250

67,0

До 2,3

100

2,3

200

^ СЖПС рассматривают в виде «платформы» — главной рамы с настилом, автосцепным и тормозным

оборудованием и тележками, общий центр тяжести, которой не имеет поперечного и продольного смеще-

ний, с «грузом» — металлоконструкциями и функциональным оборудованием и собственно грузом, который

может загружаться и транспортироваться СЖПС.

z> Для промежуточных значений массы груза и высоте центра тяжести допускаемые смещения опреде-

ляются линейной интерполяцией.

4.2.3    Разность нагрузок по приводным осям в одной тележке не должна превышать 3 %.

4.3    Требования к показателям прочности несущих элементов конструкции и экипажной части, элементов крепления рабочих органов, характеристикам тяговой трансмиссии

4.3.1    Напряжения по отношению к пределу текучести материала должны быть не более:

-    в главной раме:

а)    в транспортном режиме под действием продольной и вертикальной нагрузок — 0,9;

б)    в рабочем режиме — 0,65;

-    в раме тележки в рабочем режиме — 0,55;

-    в элементах крепления от сил тяжести и сил инерции в продольном направлении (при сцепках) — 0,9;

-    в элементах крепления от нагрузок в рабочем режиме:

а)    при статическом нагружении — 0,9;

б)    при циклическом нагружении — 0,65.

4.3.2    Коэффициент запаса сопротивления усталости для различных элементов СЖПС должен быть не менее.

-для главной рамы СЖПС:

а)    в транспортном режиме — 1,5;

б)    в рабочем режиме — 1,3;

-для рамы тележки в транспортном и рабочем режимах — 1,5;

-    для рессор листовых — 1,0;

-для пружин рессорного подвешивания — 1,0;

-для колес монолитных или составных — 1,3;

-для осей колесных пар в расчетных сечениях:

а)    в буксовой и предподступичной частях — 1,5;

б)    в остальных сечениях — 1,2;

-для элементов крепления:

а)    в рабочем режиме (при циклическом нагружении) — 1,3;

б)    в транспортном режиме — 1,5.

4.3.3    Допустимая предельная частота вращения карданного вала по отношению к критической не должна превышать 0,7.

4.3.4    Углы установки карданных валов в трансмиссиях (уус) не должны превышать 8 градусов.

4.4    Требования к тормозным показателям

4.4.1 Тормозной путьСЖПС при движении с конструкционной скоростью не должен превышать значений, приведенных в таблице 2.

Таблица 2

Скорость, км/ч

Тормозной путь, м

Самоходный железнодорожный подвижной состав

Несамоходный железнодорожный подвижной состав

120

1080

1210

100

790

890

90

760

850

80

755

830

70

565

630

60

410

460

4.4.2 Значения расчетного тормозного коэффициента (коэффициент силы нажатия тормозных колодок) при конструкционной скорости, км/ч, должны соответствовать приведенным в таблице 3.

Таблица 3

Значение конструкционной скорости, км/ч

Значение расчетного тормозного коэффициента

120

0,60

100

0,55

90

0,44

< 80

0,33

4.4.3 Величина уклона, на котором СЖПС на базе грузовых вагонных платформ при полностью загруженном состоянии удерживается стояночным тормозом при усилии не более 343 Н, приложенном к маховику (рычагу), должна быть не менее 30 %о, для остального СЖПС — не менее 40 %о.

4.5 Требования к показателям (характеристикам) тормозной системы

4.5.1    Плотность тормозной сети (снижение зарядного давления) для одной секции (вагона) или секций (вагонов) с единой тормозной магистралью (далее — ТМ), ограниченной концевыми разобщительными кранами, не должна превышать:

-    для самоходного СЖПС — 20 кПа за 1 мин или 50 кПа за 2,5 мин;

-    для несамоходного СЖПС — 10 кПа за 5 мин.

4.5.2    Плотность тормозных цилиндров (далее — ТЦ) (снижение давления) не должна превышать:

-    для самоходного СЖПС при давлении 400 кПа — 20 кПа за 1 мин;

-для несамоходного СЖПС при давлении от 140 до 180 кПа — 10 кПа за 3 мин.

4.5.3    Показатели функционирования пневматического тормоза самоходного СЖПС должны соответствовать следующим параметрам:

-    показатели работы крана тормоза самоходного СЖПС:

а) плотность уравнительного резервуара (далее — УР) (снижение зарядного давления 500 кПа), не должна превышать 10 кПа за 3 мин;

13

б)    время служебной разрядки ТМ с 500 до 400 кПа должно быть в пределах от 4 до 5 с;

в)    время экстренной разрядки ТМ с 500 до 100 кПа должно быть не более 3 с;

г)    время ликвидации сверхзарядного давления УР с 600 до 580 кПа должно быть в пределах от 80 до

110 с;

-    показатели работы крана вспомогательного тормоза:

а)    предельное давление в ТЦ должно быть в пределах от 380 до 400 кПа;

б)    время наполнения ТЦ от 0 до 350 кПа должно быть не более 4 с;

в)    время отпуска ТЦ с 350 кПа должно быть не более 13 с;

-время разрядки ТМ комбинированным краном, стоп-краном с 500 до 100 кПа не должно превышать 3 с;

-    показатели работы воздухораспределителя (далее — ВР) должны иметь следующие значения:

а)    чувствительность к торможению самоходного СЖПС должна быть в пределах от 50 до 80 кПа, для несамоходного СЖПС — от 50 до 60 кПа;

б)    отсутствие самоотпуска должно быть не менее 5 мин;

в)    чувствительность к отпуску должна определяться отходом колодок от колес;

-    давление в ТЦ после разрядки ТМ самоходного СЖПС до 350 кПа на режимах ВР должно соответствовать приведенному в таблице 4;

Таблица 4

Режим

Давление, кПа, в зависимости от типа воздухораспределителя

ВР483

ВР270-6

Порожний

От 140 до 180

От 110 до 150

Средний

От 280 до 340

От 230 до 300

Груженый

От 390 до 450

От 380 до 430

-    время снижения давления с 600 до 500 кПа в главных резервуарах объемом 1000 л, характеризующее проходимость воздуха через блокировочное устройство, должно быть не более 12 с;

-    в конструкции тормозного оборудования должно быть предусмотрено автоматическое торможение СЖПС при саморасцепе секций (в системе многих единиц и в составе комплексов).

4.6    Требования к габаритам

Габарит подвижного состава — по ГОСТ 9238.

4.7    Требования к показателям безопасности работы электрооборудования

Электрическое сопротивление защитного заземления должно быть не более 0,1 Ом и соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.030.

4.8    Требования к устройствам безопасности

СЖПС должен быть оборудован:

-    сигнализаторами аварийно-предупредительной сигнализации, которые должны подавать мигающий сигнал оранжевого цвета;

-    аварийной сигнализацией, которая должна подавать сигнал непрерывного свечения на пультах управления в кабине машиниста. Сигнальные лампы должны иметь колпачки красного цвета с рассеивающей поверхностью.

4.9    Требования к показателям эргономики, безопасности труда, санитарно-гигиеническим и

охраны здоровья

4.9.1 СЖПС должен быть оснащен системами и устройствами защиты, обеспечивающими:

-    блокировку, исключающую возможность одновременного управления СЖПС в рабочем режиме с основного и выносного пультов управления;

-    централизованное отключение электрических цепей в аварийных ситуациях;

ГОСТ 32216-2013

-оснащенность и функционирование по предназначению устройств экстренного выключения силовой установки в соответствии с ГОСТ 12.2.003.

4.9.2    СЖПС должен соответствовать следующим эргономическим требованиям:

-общая компоновка (форма и геометрические параметры) — по таблице А. 1 (приложение А);

-    планировка, конструкция и компоновка рабочих мест в кабине управления движением по таблице А.2 (приложение А);

-    планировка, конструкция и компоновка рабочих мест в кабине управления технологическим процессом по таблице А.З (приложение А).

4.9.3    Уровни искусственной освещенности в помещениях СЖПС — по таблице А.4 (приложение А).

4.9.4    Виброакустические показатели СЖПС должны соответствовать следующим требованиям:

-    предельно допустимые уровни звука и звукового давления в октавных полосах частот на рабочих местах и местах размещения обслуживающего персонала — по таблице А.5 (приложение А);

-    предельно допустимые уровни инфразвука на рабочих местах и местах размещения обслуживающего персонала — по таблице А.6 (приложение А);

-    предельно допустимые среднеквадратические значения виброускорений на рабочих местах и местах размещения обслуживающего персонала на самоходных СЖПС (пол, сиденье) в транпортном режиме работы — по таблице А.7 (приложение А);

-    предельно допустимые среднеквадратические значения виброускорений на рабочих местах и местах размещения обслуживающего персонала на самоходных СЖПС (пол, сиденье) в транпортно-техноло-гическом режиме работы — по таблице А.8 (приложение А);

-    предельно допустимые среднеквадратические значения виброускорений на местах размещения обслуживающего персонала на самоходных СЖПС (пол, сиденье) в бытовых помещениях — по таблице А.9 (приложение А).

4.9.5    Параметры микроклимата СЖПС должны соответствовать следующим требованиям:

-    параметры микроклимата в кабинах управления — по таблице А. 10 (приложение А);

-параметры микроклимата в служебных помещениях (операторская) — по таблице А.11 (приложение А);

-параметры микроклимата в служебных помещениях (мастерская) — по таблице А. 12 (приложение А);

-    параметры микроклимата в бытовых помещениях — по таблице А. 13 (приложение А).

4.9.6    Характеристики теплоизоляционных свойств ограждений помещений — по таблице А.14 (приложение А).

4.9.7    Параметры, определяющие эффективность системы подогрева помещений — по таблице А. 15 (приложение А).

4.9.8    Параметры, определяющие эффективность системы охлаждения помещений — по таблице А.16 (приложение А).

4.9.9    Предельно допустимые уровни электромагнитных излучений на рабочих местах — по таблице А.17 (приложение А).

4.9.10    Количество наружного воздуха, подаваемое в помещение — по таблице А. 18 (приложение А).

4.9.11    Уровни вредных веществ и запыленности в воздушной среде помещений должны соответствовать требованиям санитарных правил1* и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт.

4.9.12    Уровень загрязнения воздушной среды продуктами деструкции полимерных материалов при температуре воздуха от 20 °С до 40 °С должен соответствовать требованиям национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт1*.

4.9.13    Подпор воздуха (избыточное давление) в помещении должен быть не менее 15 Па.

4.10 Требования пожарной безопасности

4.10.1 СЖПС должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) в соответствии с приложением Б.

^ На территории Российской Федерации действуют СП 2.5.1336—03 «Санитарные правила по проектированию, изготовлению и реконструкции локомотивов и специального подвижного состава железнодорожного транспорта».

15

4.11    Требования экологической безопасности

4.11.1    Максимальный уровень внешнего шума СЖПС не должен превышать значений, установленных в ГОСТ 32206:

-    84 дБЛ — для СЖПС с конструкционной скоростью от 60 до 100 км/ч при движении самоходом со скоростью 2/3 конструкционной скорости ± 5 км/ч, при работе силовой установки в режиме тяги с реализацией номинальной мощности или в составе поезда со скоростью 2/3 конструкционной СЖПС;

-    78 дБЛ — для СЖПС с конструкционной скоростью от 40 до 50 км/ч при движении самоходом со скоростью 2/3 конструкционной скорости ± 5 км/ч, при работе силовой установки в режиме тяги с реализацией номинальной мощности или в составе поезда со скоростью 2/3 конструкционной СЖПС;

-    84 дБЛ — для СЖПС в технологическом режиме.

4.11.2    Значения дымности отработавших газов и выбросов вредных веществ с отработавшими газами СЖПС должны соответствовать требованиям, установленным в ГОСТ 32210.

4.12    Требования к показателям безопасности труда в зоне действия рабочих органов

СЖПС должен быть оснащен:

-    защитой от самопроизвольного опускания рабочих органов на путь;

-    механизмами экстренной остановки СЖПС и рабочих органов в аварийных ситуациях;

-    кнопками для аварийной остановки рабочих органов и СЖПС с основного (дублирующего) пульта управления;

-    связью членов экипажа, находящихся вне кабины, с рабочей кабиной и с машинистом тягового модуля;

-    связью с машинистом тяговой единицы;

-    предохранительными клапанами для ограничения максимального давления в гидравлических и пневматических системах;

-    устройствами приведения рабочих органов в транспортное положение при аварийных ситуациях;

-    манометрами в гидро- и пневмосистемах;

-    защитой гидравлических рукавов от перетирания;

-защитой штоков гидроцилиндров от воздействия балласта;

-упорами, ограничивающими передвижение рабочих органов в крайних положениях;

-    защитными кожухами на активных щетках для очистки рельсовых скреплений;

-    защитой от попадания балласта под колесные пары;

-    механизмами автоматического отключения привода передвижения рабочих органов в крайних положениях;

-    механизмами отключения привода движения СЖПС при перегрузках.

5    Комплектность

5.1    В комплект поставки СЖПС должны входить:

-    комплект запасных частей, инструмента и приспособлений, а также материалы в соответствии с утвержденной ведомостью запасных частей, инструмента и принадлежностей;

-    комплект эксплуатационной документации в соответствии с ГОСТ 2.601.

5.2    По согласованию с Заказчиком, с СЖПС могут поставляться комплект ремонтной документации и запасные части в соответствии с нормами запчастей.

6    Маркировка

6.1 Каждый СЖПС должен быть снабжен табличками по ГОСТ 12971.

В табличке должны содержаться следующие данные:

-    наименование и (или) товарный знакзавода-изготовителя;

-    наименование или условное обозначение СЖПС;

-    дата выпуска;

-    порядковый номер СЖПС (согласно нумерации завода-изготовителя).

ГОСТ 32216-2013

6.2    На СЖПС должны быть нанесены надписи и знаки в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов по технической эксплуатации железных дорог, действующих на территории государства, принявшего стандарт1 \

6.3    На раме СЖПС должна быть прикреплена табличка по ГОСТ 12971 с наименованием и/или изображением товарного знака завода-изготовителя, с указанием наименования или условного обозначения СЖПС, порядкового номера СЖПС (согласно нумерации завода-изготовителя) и даты выпуска, обозначены места строповки при погрузке СЖПС на подвижной состав, а также нанесены следующие знаки и надписи в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов по технической эксплуатации железных дорог, действующих на территории государства, принявшего стандарт1

-    масса в тоннах;

-    «При маневрах не толкать»;

-    «С горок не спускать»;

-    «Транспортная скорость ... км/ч»;

-    знак установки домкрата;

-    знак подшипника качения.

7 Хранение

7.1    СЖПС должен поставляться без упаковки в законсервированном состоянии на срок не менее шести месяцев.

На окнах СЖПС должна быть предусмотрена возможность установки защитных щитов.

7.2    Эксплуатационная документация, запасные части, инструмент, приспособления и комплекты должны укладываться в дощатые ящики по ГОСТ 2991 и размещаться в кабинах СЖПС.

7.3    Консервация СЖПС, а также его составных частей, запчастей, инструмента и приспособлений должна производиться по ГОСТ 9.014.

7.4    Условия транспортирования и хранения в части воздействия климатических факторов должны соответствовать группе 7 (Ж1) по ГОСТ 15150.

7.5    Хранение СЖПС должно соответствовать условиям категории 6 по ГОСТ 15150.

^ На территории Российской Федерации действуют ЦРБ-756 «Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» и «Альбом знаков и надписей на путевых СПС, дрезинах и специальных вагонах путевого хозяйства МПС».

17

ГОСТ 32216-2013

Содержание

1    Область применения....................................... 1

2    Нормативные ссылки....................................... 1

3    Общие технические требования.................................. 3

3.1    Конструктивные требования.................................. 3

3.2    Требования к дизелю..................................... 4

3.3    Требования к электрооборудованию.............................. 4

3.4    Требования к тормозному и пневматическому оборудованию.................. 5

3.5    Требования к гидравлическому оборудованию......................... 6

3.6 Требования к экипажной и механической частям........................ 7

3.7 Требования к устройствам управления и контроля....................... 8

3.8    Требования к совместимости с инфраструктурой........................ 8

3.9    Требования эргономики, безопасности труда, санитарно-гигиенические............ 8

3.10    Требования к сырью, материалам, покупным изделиям.................... 9

4    Требования безопасности..................................... 10

4.1    Общие требования....................................... 10

4.2    Требования к показателям динамики и воздействия на путь.................. 11

4.3    Требования к показателям прочности несущих элементов конструкции и экипажной части,

элементов крепления рабочих органов, характеристикам тяговой трансмиссии........ 12

4.4    Требования к тормозным показателям............................. 13

4.5    Требования к показателям (характеристикам) тормозной системы............... 13

4.6    Требования к габаритам.................................... 14

4.7    Требования к показателям безопасности работы    электрооборудования............. 14

4.8    Требования к устройствам безопасности............................ 14

4.9    Требования к показателям эргономики, безопасности труда, санитарно-гигиеническим и охраны

здоровья........................................... 14

4.10    Требования пожарной безопасности............................. 15

4.11    Требования экологической безопасности........................... 16

4.12    Требования к показателям безопасности труда    в зоне действия рабочих органов....... 16

5    Комплектность.......................................... 16

6    Маркировка............................................ 16

7    Хранение............................................. 17

Приложение А (обязательное) Показатели безопасности труда, санитарно-гигиенические и охраны

здоровья...................................... 18

Приложение Б (обязательное) Оснащенность средствами пожаротушения............. 28

Приложение А (обязательное)

Показатели безопасности труда, санитарно-гигиенические и охраны здоровья

Таблица А.1 — Общая компоновка СЖПС. Геометрические параметры и форма

Наименование показателя

Значение

показателя

Размеры площадки, мм:

-    ширина, не менее

-    высота барьера

-    высота промежуточного ограждения, не менее

500

От 950 до 1050 350

Лестница технологическая для подъема к помещениям, мм:

-    ширина(по поручням), не менее

-    расстояние между ступенями, не более:

700

наклонная (угол более 45°) вертикальная

250

400

Размеры ступеньки, мм:

-    расстояние до поверхности опорной площадки нижней подножки от УВГР, не более

-    ширина ступеньки, не менее

-    глубина опорной поверхности ступеньки, не менее

-    глубина свободного пространства от внешней кромки ступеньки до кузова, не менее

-    шаг ступенек, не более

400

400

100

300

400

Размеры и расположение поручней, мм:

-    диаметр

-    зазор между поручнем и кузовом, не менее

-    начало рабочего участка поручня от УВГР, не более

От 23 до 40 65 1500

Дверь, мм, не менее:

-    высота проема в кабине управления движением

-    высота проема в кабине управления технологическим процессом

-    ширина проема

1900

1780

530

Таблица А.2 — Планировка, конструкция и компоновка рабочих мест в кабине управления движением

Наименование показателя

Организация рабочего места

Значение

показателя

Высота свободного пространства от пола на рабочих местах машиниста и помощника машиниста, мм, не менее

2000

Глубина свободного пространства на рабочих местах машиниста и помощника машиниста от заднего края пульта, мм, не менее

1200

Расстояние от заднего края ниши пульта (по оси симметрии ниши) до лобового окна (по горизонтальной плоскости, проходящей через верхний край пульта), мм

От 700 до 900

Высота верхней кромки лобового окна от пола, мм, не менее

1835

Высота верхнего края пульта от пола, мм:

-    при высоте сиденья кресла от 660 до 680 мм

-    при высоте сиденья кресла от 400 до 430 мм

От 1100 до 1200 От 850 до 950

18

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ    СТАНДАРТ
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
Общие технические требования

Special railway rolling stock. General technical requirements

Дата введения — 2014—06—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на специальный железнодорожный подвижной состав и устанавливает общие технические требования к нему.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты: ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.030-81 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление

ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589—84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.3-75 Система стандартов безопасности труда. Электротехнические устройства на напряжение свыше 1000 В. Требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.14-75 Система стандартов безопасности труда. Кабели и кабельная арматура. Требования безопасности

ГОСТ 12.2.056-81 Система стандартов безопасности труда. Электровозы и тепловозы колеи 1520 мм. Требования безопасности

ГОСТ 380-2005 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки ГОСТ 481-80 Паронит и прокладки из него. Технические условия ГОСТ 977-88 Отливки стальные. Общие технические условия

ГОСТ 1050-88 Прокат сортовой, калиброванный, со специальной отделкой поверхности из углеродистой качественной конструкционной стали. Общие технические условия

ГОСТ2991—85 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия

ГОСТ 3262-75 Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия

Издание официальное

ГОСТ 3475-81 Устройство автосцепное подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Установочные размеры

ГОСТ 5727-88 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия ГОСТ 7392-2002 Щебень из плотных горных пород для балластного слоя железнодорожного пути. Технические условия

ГОСТ 8479-70 Поковки из конструкционной углеродистой и легированной стали. Общие технические условия

ГОСТ 8733-74 Трубы стальные бесшовные холоднодеформированные и теплодеформированные. Технические требования

ГОСТ 9219-95 Аппараты электрические тяговые. Общие технические требования ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм

ГОСТ 9246-2004 Тележки двухосные грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия

ГОСТ 10150-88 Двигатели судовые, тепловозные и промышленные. Общие технические условия ГОСТ 10393-2009 Компрессоры и агрегаты компрессорные для железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия

ГОСТ 10791-2011 Колеса цельнокатаные. Технические условия

ГОСТ 11928-83 Системы аварийно-предупредительной сигнализации и защиты автоматизированных дизелей и газовых двигателей. Общие технические условия

ГОСТ 12971—67Таблички прямоугольные для машин и приборов. Размеры ГОСТ 14254-96 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 15543.1-89 Изделия электротехнические и другие технические изделия. Общие требования в части стойкости к климатическим внешним воздействующим факторам

ГОСТ 17411-91 Гидроприводы объемные. Общие технические требования

ГОСТ 17516.1-90 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам

ГОСТ 18460-91 Пневмоприводы. Общие технические требования ГОСТ 19281-89 Прокат из стали повышенной прочности. Общие технические условия ГОСТ 21752-76 Система «Человек-машина». Маховики управления и штурвалы. Общие эргономические требования

ГОСТ21753—76Система «Человек-машина». Рычаги управления. Общие эргономические требования

ГОСТ 21889-76 Система «Человек-машина». Кресло человека-оператора. Общие эргономические

требования

ГОСТ 22269-76 Система «Человек-машина». Рабочее место оператора. Взаимное расположение элементов рабочего места. Общие эргономические требования

ГОСТ 22483-77 Жилы токопроводящие медные и алюминиевые для кабелей, проводов и шнуров. Основные параметры. Технические требования

ГОСТ 22613-77 Система «Человек-машина». Выключатели и переключатели поворотные. Общие эргономические требования

ГОСТ 22614-77 Система «Человек-машина». Выключатели и переключатели клавишные и кнопочные. Общие эргономические требования

ГОСТ 22615-77 Система «Человек-машина». Выключатели и переключатели типа «Тумблер». Общие эргономические требования

ГОСТ 27331-87 Пожарная техника. Классификация пожаров

ГОСТ 28466-90 Тифоны и свистки сигнальные. Общие технические условия

ГОСТ 29205-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от электротранспорта. Нормы и методы испытаний

ГОСТ 31365-2008 Покрытия лакокрасочные электровозов и тепловозов магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия

ГОСТ 32206-2013 Специальный железнодорожный подвижной состав. Внешний шум. Нормы и методы определения 8

ГОСТ 32216-2013

ГОСТ 32210-2013 Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов специального железнодорожного подвижного состава. Нормы и методы определения

ГОСТ 32202-2013 Сжатый воздух пневматических систем железнодорожного подвижного состава. Требования к качеству

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Общие технические требования

3.1    Конструктивные требования

3.1.1    Специальный железнодорожный подвижной состав (далее — СЖПС) разрабатывают и изготавливают в климатическом исполнении У по ГОСТ 15150.

Технологическое оборудование, устанавливаемое вне кузова, должно иметь исполнение У1 по ГОСТ 15150.

Оборудование, устанавливаемое в кабине машиниста, должно иметь исполнение УЗ по ГОСТ 15150.

3.1.2    Конструкция и оборудование СЖПС должны обеспечивать его работоспособность на несмерз-шемся балласте при максимальной высоте над уровнем моря 1200 м.

3.1.3    Для оборудования, расположенного на открытом воздухе (силовых кабелей, электродвигателей, гидромоторов, вентиляционных отверстий и прочего оборудования) должны быть предусмотрены конструктивные решения по его защите от внешних климатических факторов.

3.1.4    СЖПС должен быть оборудован автосцепками с поглощающими аппаратами и межвагонными соединительными рукавами в соответствии с требованиями ГОСТ 3475 с возможностью их замены без выкатки тележек и демонтажа других составных частей.

По согласованию с Заказчиком СЖПС оборудуют автосцепками без поглощающего аппарата.

3.1.5    СЖПС должен быть оборудован двумя акустическими сигнальными устройствами — большой громкости (тифонами) и малой громкости (свистками), соответствующими требованиям ГОСТ 284661).

3.1.6    СЖПС должен быть оборудован:

-устройствами управления, контроля;

-    кабинами управления в соответствии с санитарными правилами и нормативными документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт8*;

-установками кондиционирования воздуха и системами отопления в кабинах оператора;

-    подкузовным освещением и освещением рабочих зон;

-элементами наружного освещения и сигнализации;

-    системой громкоговорящей связи (оповещения);

-    радиосвязью на коротких волнах (КВ диапазон) и на ультракоротких волнах (УКВ диапазон);

-    сигнализацией о возникновении пожара в помещениях СЖПС.

3.1.6.1 Самоходные СЖПС дополнительно должны быть оборудованы:

-    системами безопасности движения;

-    системой измерения количества и контроля расхода топлива;

-    системами автоматического пожаротушения в дизельном помещении.

3.1.7    Детали, которые при неисправности могут упасть на путь и повлиять на безопасность движения, должны иметь предохранительные устройства, рассчитанные на двукратный вес предохраняемого элемента. 9 10 11

Максимальные расчетные напряжения в предохранительных устройствах не должны превышать предел текучести материала.

3.1.8    Электротехнические изделия, устанавливаемые на СЖПС, должны быть рассчитаны для работы в условиях эксплуатации при воздействии механических факторов внешней среды в части вибрационных и ударных нагрузок по ГОСТ 17516.1.

3.1.9    Площадки, подножки, поручни и лестницы СЖПС должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.056.

3.1.10    Окрашивание СЖПС должно быть выполнено в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт12 13 14*. При наличии в составе СЖПС тягового модуля, его окрашивание должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 31365.

3.2    Требования к дизелю

Дизели, устанавливаемые на СЖПС, должны соответствовать требованиям ГОСТ 101502).

3.3    Требования к электрооборудованию

3.3.1    Электрооборудование СЖПС должно соответствовать требованиям национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт:

-    безопасности по воздействию на человека по ГОСТ 12.2.007.0;

-безопасности конструкции электротехнических устройств по ГОСТ 12.2.007.3;

-    безопасности к кабелям и кабельной арматуре по ГОСТ 12.2.007.14;

-    правил устройства электроустановок11*;

-    межотраслевых правил по охране труда15*;

-    правил технической эксплуатации электроустановок потребителей16*;

-    к противопожарной защите17*.

3.3.2    Питание электрических цепей управления, освещения, радиосвязи, системы безопасности движения, зарядки аккумуляторных батарей, датчиков контроля параметров силовой установки должно осуществляться постоянным током с напряжением 24 В.

3.3.3    Питание двигателей электроприводов насосов, привода рабочих органов, охлаждающих агрегатов, компрессоров должно осуществляться трехфазным переменным током с напряжением 380 В.

3.3.4    Отопление и охлаждение кабин, освещение рабочих зон, питание розеток для подключения портативного компьютера должно осуществляться однофазным переменным током с напряжением 220 В (при наличии в конструкции СПС соответствующих генераторов).

3.3.5    Климатическое исполнение проводов и кабелей в зависимости от места их расположения должно соответствовать категории размещения 1 (без воздействия солнечной радиации) и категории размещения 2 по ГОСТ 15150.

3.3.6    Требования к проводам и кабелям по стойкости к климатическим фактором внешней среды — в соответствии с ГОСТ 15543.1.

3.3.7    Провода и кабели должны быть стойкими к воздействию дизельного топлива, масел, солнечного излучения и влаги.

3.3.8    В жгутах проводов цепей управления, соединяющих пары разнесенных сборочных единиц (электрошкафы, пульты, розетки), должны быть предусмотрены резервные провода, не менее двух и не более 10 % в жгуте.

ГОСТ 32216-2013

3.3.9    Ящики (шкафы) с электрической аппаратурой, устанавливаемые в кузовах, должны иметь степень защиты, обеспечиваемую оболочками, не ниже IP21 поГОСТ 14254.

3.3.10    Шкафы с электрической аппаратурой, расположенные снаружи, должны иметь степень защиты, обеспечиваемую оболочками, не ниже IP65 по ГОСТ 14254.

3.3.11    Электрический монтаж и размещение электрооборудования в шкафах, ящиках и пультах должен производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.056.

3.3.12    Расстояние от токоведущих частей до сетчатых защитных ограждений внутри кузова и размеры ячеек сетчатого ограждения должны быть не менее установленных в ГОСТ 12.2.056.

3.3.13    Провода и кабели должны иметь не ниже пятого класса гибкости токопроводящей жилы по ГОСТ 22483. Допускается применение монтажных проводов сечением до 2,5 мм с классом гибкости токопроводящей жилы не ниже третьего.

3.3.14    В цепях управления между клеммными рейками, блоками, панелями и штепсельными разъемами должны быть предусмотрены резервные провода, составляющие не менее 3 % от общего числа соединительных проводов.

3.3.15    Для защиты силового электрооборудования от перегрузок, возникающих в работе, и токов короткого замыкания в электрической схеме СПС должны быть применены быстродействующие выключатели.

3.3.16    Прокладку силовых кабелей по секциям с технологическим оборудованием следует производить в трубах по ГОСТ 3262, металлорукавах или желобах: трубы должны быть механически закреплены на раме и заземлены. На лобовых листах секций должны размещаться коробки с разъемами. Степень защиты коробки, обеспечиваемая оболочками, должна быть не ниже IP 65 по ГОСТ 14254. Для защиты проводов, жгутов и кабелей в местах их выхода на торцах труб должны быть установлены втулки из негорючей пластмассы или резины.

3.3.17    В местах установки предохранителей, электроизмерительных приборов и электрических аппаратов должны быть надписи, указывающие их обозначение на электрической схеме.

3.3.18    Электрические схемы СЖПС должны обеспечивать возможность проверки правильности срабатывания аппаратов без подачи на них напряжения силовых цепей.

3.4 Требования к тормозному и пневматическому оборудованию

3.4.1    СЖПС должен быть оборудован следующими типами тормозов:

-    пневматическим прямодействующим автоматическим со сквозной тормозной магистралью;

-    прямодействующим неавтоматическим;

-    ручным (для стоянки) механическим.

Тормоза других типов (электрические, дисковые, рельсовые, гидравлические, стояночные автоматические) и противогазные устройства устанавливают по требованию Заказчика.

3.4.2    Требования к поршневым компрессорам для пневматических тормозных систем — по ГОСТ 10393.

3.4.3    Пневмоприводы должны соответствовать требованиям ГОСТ 18460, требования безопасности — национальным стандартам и нормативным документам, действующим на территории государства, принявшего стандарт1*.

3.4.4    Пневматическая система должна быть оборудована:

-    устройствами для осушения сжатого воздуха или устройствами для отделения, сбора и удаления сконденсировавшейся влаги;

-    разобщительными кранами для отключения элементов при их неисправности.

Дополнительно в пневматической системе могут быть установлены фильтры перед элементами особо

чувствительными к загрязнению.

3.4.5    Конструкция рычажной передачи тормоза и экипажной части должна исключать возможность сползания колодок с поверхности катания колес на фаску и за наружный торец бандажа. Допускается выход тормозных колодок за наружную поверхность бандажа в эксплуатации не более 10 мм.

3.4.6    Трубопровод тормозной магистрали должен быть смонтирован без видимых невооруженным глазом провисаний по отношению к горизонтальной плоскости, проходящей через оси концевых кранов. Соединение трубопроводов рекомендуется выполнять при помощи соединительной арматуры для безрезь-бовыхтруб. 18 19

3.4.7    Качество сжатого воздуха, поступающего в тормозную систему после блока очистки и осушки сжатого воздуха, должно соответствовать ГОСТ 32202.

3.4.8    Давление в главных резервуарах при автоматическом возобновлении работы компрессора и его отключении регулятором должно быть в пределах от 0,75 до 0,9 (± 0,02) МПа.

3.4.9    Расход воздуха на собственные нужды блока осушки воздуха должен составлять не более 15 % от количества осушенного и очищенного воздуха.

3.4.10    На СЖПС по согласованию с Заказчиком допускается управление тормозами с выносного пульта управления, если такой пульт предусмотрен конструкцией СЖПС.

3.5 Требования к гидравлическому оборудованию

3.5.1    Гидроприводы, гидросистемы и входящие в их состав гидроустройства (далее — гидросистемы) должны соответствовать требованиям ГОСТ 17411, требования безопасности — национальным стандартам и нормативным документам, действующим на территории государства, принявшего стандарт20*. Конструкция гидросистемы должна исключать возможность попадания масла на настил рабочих площадок, обмотки электрических машин, электропровода, приборы, оборудование и на балластную призму.

3.5.2    Гидросистемы должны быть оснащены устройствами аварийного отключения, обеспечивающими самофиксирование рабочих органов в выключенном состоянии. При наличии нескольких пультов управления каждый пульт должен быть оснащен устройством для аварийного отключения, блокировки, исключающим возможность одновременного управления от различных пультов, и сигнализацией, указывающей использованное для выключения системы аварийное устройство.

3.5.3    Конструкция гидросистемы должна предусматривать возможность ее полного автоматического отключения от источника энергии при возникновении опасной ситуации: автоматическую нейтрализацию накопленной в гидроприводе энергии при остановке, отсутствие самозапуска и возможность запирания переключателя вида работ.

3.5.4    Гидросистемы СЖПС должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими:

-    очистку рабочей жидкости в процессе эксплуатации;

-    контроль уровня и температуры рабочей жидкости в гидробаке;

-    защиту гидросистемы от перегрузки давлением свыше максимального;

-    заправку и слив рабочей жидкости;

-    охлаждение рабочей жидкости;

-    контроль степени засоренности системы и очистки жидкости;

-    отключение привода насоса(ов) при падении уровня жидкости в гидробаке ниже допустимого;

-    выпуск воздуха из мест возможного скопления;

-диагностирование технического состояния.

3.5.5    Гидросистема должна обеспечивать отсутствие утечек жидкости при максимальном давлении или при давлении не ниже 1,25 Рномном — номинальное давление гидросистемы), если максимальное давление не установлено в технических условиях на конкретный тип СЖПС.

3.5.6    Система управления гидросистемой должна быть спроектирована так, чтобы воспрепятствовать непреднамеренным опасным движениям, недопустимой последовательности функций приводов. Возле органов управления должны быть расположены мнемонические символы (обозначения) с указанием направления движения выходных звеньев гидросистемы при различных положениях органов управления. Если требуется управление со стороны оператора двумя руками, то необходимо исключить возможность одновременного управления одной рукой несколькими устройствами.

3.5.7    Управляемые вручную гидросистемы должны быть расположены на СЖПС так, чтобы действия для оператора были безопасны, а гидросистемы защищены от непреднамеренного включения и выключения.

3.5.8    Используемые в гидросистеме измерительные устройства должны быть защищены от инерционных нагрузок, ударов, вибрации и механических воздействий, соответствовать схемам соединений и измерений, а также диапазону измеряемых параметров.

3.5.9    На шкале или корпусе манометра, постоянно показывающего давление водной точке гидросистемы, должна быть нанесена красная метка, соответствующая наибольшему или наименьшему давлению, допускаемому в этой точке гидросистемы.

ГОСТ 32216-2013

3.5.10    Показывающие (стрелочные) манометры должны иметь демпфирующие устройства для правильного считывания информации.

3.5.11    На СЖПС трубопроводы должны быть размещены с наименьшими протяженностью, числом изгибов и пересечений, при этом необходимо предусматривать технологическую и термическую компенсацию. Гидролинии должны быть выполнены так, чтобы исключалось использование их в качестве ступенек или лестницы. Жесткие и гибкие гидролинии должны быть проложены так, чтобы они были защищены от любого вида повреждения и не нарушали рабочий процесс.

3.5.12    При размещении на СЖПС гидролинии должны быть исключены трение, скручивание, недопустимые перегибы и напряжения рукавов при перемещении СЖПС. Соединения трубопроводов и рукавов должны быть доступны для наружного осмотра, ремонта и замены.

3.5.13    Элементы крепления трубопроводов должны быть установлены вне зоны сварных стыков трубопроводов и не должны создавать опасности электролитической коррозии.

3.5.14    Допускается применять трубы с антикоррозийным внутренним покрытием, а соединения трубопроводов — с врезным кольцом. Контакт трубопроводов с элементами конструкции, а также друг с другом вне мест креплений не допускается.

3.5.15    Конструкция гидропривода должна обеспечивать движение СЖПС в транспортном и рабочем режимах.

3.5.16    Гидросистемы должны иметь места, оборудованные для установки датчиков диагностирования системы.

3.6 Требования к экипажной и механической частям

3.6.1    Конструкция экипажной части СЖПС должна соответствовать требованиям национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт1*.

3.6.2    Механическая часть СЖПС должна отвечать условиям достаточной статической прочности, устойчивости и сопротивления усталости при наиболее невыгодном возможном сочетании действующих сил:

-отстатической весовой нагрузки;

-    возникающих при движении на прямых и при прохождении кривых участков пути различных радиусов с критическими скоростями и при давлении ветра на боковые стенки кузова 490 Па;

-    от действия других сил:

а)    приложенных вдоль продольной оси автосцепки для СЖПС с собственной массой:

-    до 30 т — продольная сила сжатия должна быть равна их удвоенной силе тяжести;

-    от 30 до 70 т — ± 1 000 кН;

-    от 70 до 100 т — от минус 1500 до 1000 кН;

-    свыше 100 т — от минус 2500 до 2000 кН;

б)    возникающих при подъеме СЖПС (секции) с полным комплектом оборудования при помощи четырех домкратов или подъемного крана;

в)    возникающих при опускании колесной пары;

г)    возникающих при подъеме секции за один конец;

д)    возникающих при подъеме тележки, сошедшей с рельсов.

3.6.3    Лобовая часть кузова СЖПС (кабина машиниста) должна быть рассчитана на воздействие равномерно распределенной по ширине подоконной части кабины продольной нагрузки до 150 кН.

3.6.4    Рамы СЖПС должны быть оборудованы устройствами для подъема надтележечного строения домкратами, а также выдерживать подъем одной стороны СЖПС с тележкой за лобовой брус или ударнотяговые приборы.

3.6.5    Рамы СЖПС должны иметь усиленные участки, позволяющие производить в этих местах его подъемку домкратами.

3.6.6    Колеса СЖПС должны соответствовать ГОСТ 10791.

3.6.7    Все металлические части СЖПС, кроме внутренних полостей замкнутых сварных конструкций и резервуаров, внутренних поверхностей труб, внутренних полостей пневматических аппаратов, поверхностей трения, соответствующих ГОСТ 9219, должны быть защищены от коррозии лакокрасочными, полимерными или металлическими антикоррозийными покрытиями. Внутренняя поверхность труб пневматической и гидравлической систем должна подвергаться химической очистке методом травления с последующим пассивированием. 21 22

1

^ На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51685-2000 «Рельсы железнодорожные. Общие технические условия»

2

) На территории Российской Федерации действует также ГОСТ Р 54748-2011 «Щебень из плотных горных пород для балластного слоя железнодорожного пути. Технические условия».

3

* На территории Российской Федерации действуют СП 2.5.1336—03 «Санитарные правила по проектированию, изготовлению и реконструкции локомотивов и специального подвижного состава железнодорожного транспорта».

4

* На территории Российской Федерации действует также ГОСТ Р 54962-2012 «Кресло машиниста (оператора) железнодорожного подвижного состава. Технические условия».

5

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 54962-2012 «Кресло машиниста (оператора) железнодорожного подвижного состава. Технические условия».

9

6

^ На территории Российской Федерации действуют ЦПО-28П «Технические требования к противопожарной защите специального подвижного состава».

7

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний».

8

9

^ На территории Российской Федерации действует также ГОСТ Р 54746-2011 «Железнодорожный подвижной состав. Устройства акустические сигнальные. Общие технические условия».

10

* На территории Российской Федерации действуют СП 2.5.1336—03 «Санитарные правила по проектированию, изготовлению и реконструкции локомотивов и специального подвижного состава железнодорожного транспорта».

11

12

^ На территории Российской Федерации действует также ОСТ 32.80—97 «Машины путевые. Окрашивание. Общие технические условия».

13

* На территории Российской Федерации действует также ГОСТ Р 53638-2009 (ИСО 3046-1:2002, ИСО 15550:2002) «Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Общие технические условия».

14

* На территории Российской Федерации действуют «Правила устройства электроустановок».

15

* На территории Российской Федерации действуют ПОТ Р М-016—2001 «Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок».

16

* На территории Российской Федерации действуют «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей».

17

> На территории Российской Федерации действуют ЦПО-28П «Технические требования к противопожарной защите специального подвижного состава».

4

18

1* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52869-2007 «Пневмоприводы. Техника безопасности».

19

20

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52543-2006 (ЕН 923:1996) «Гидроприводы объемные. Требования безопасности».

21

1* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 53337-2009 «Специальный подвижной состав. Требования к прочности несущих конструкций и динамическим качествам».

22