Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

54 страницы

532.00 ₽

Купить ГОСТ 31507-2012 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на автотранспортные средства категорий М, N и О, кроме автотранспортных средств: - имеющих максимальную скорость менее 40 км/ч; - прицепов-тяжеловозов и полуприцепов-тяжеловозов; - не предназначенных для эксплуатации на дорогах общего пользования.

 Скачать PDF

Стандарт опубликован ТОЛЬКО в электронном виде, имеет неточности, о которых сообщено разработчикам стандарта и в Росстандарт.

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Технические требования к АТС

     4.1 Усилие на рулевом колесе

     4.2 Стабилизация рулевого управления

     4.3 Поперечная статическая устойчивость при испытаниях «опрокидывание на стенде»

     4.4 Устойчивость при испытаниях «рывок руля»

     4.5 Управляемость и устойчивость при испытаниях «поворот» и «переставка»

     4.6 Управляемость при испытаниях «прямая»

     4.7 Управляемость и устойчивость при испытаниях «пробег» в эксплуатационных режимах движения

     4.8 Управляемость и устойчивость АТС с электронными системами контроля устойчивости

5 Методы испытаний

     5.1 Требования к испытательному оборудованию и погрешности измерений

     5.2 Условия проведения испытаний

     5.3 Определение усилия на рулевом колесе

     5.4 Испытания «стабилизация»

     5.5 Испытания «опрокидывание на стенде»

     5.6 Испытания «рывок руля»

     5.7 Испытания «поворот» и «переставка»

     5.8 Испытания «прямая»

     5.9 Испытания «пробег»

Приложение А (обязательное) Нормативные значения скоростей выполнения маневров «поворот» и «переставка»

Приложение Б (рекомендуемое) Оценка управляемости и устойчивости АТС в эксплуатационных режимах движения

Приложение В (обязательное) Требования безопасности

Приложение Г (обязательное) Образец технического описания АТС

Приложение Д (рекомендуемое) Протоколы испытаний

Библиография

 
Дата введения01.09.2013
Добавлен в базу12.02.2016
Актуализация01.01.2019

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

24.05.2012УтвержденМежгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации41-2012
27.11.2012УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии1258-ст
ИзданСтандартинформ2013 г.
РазработанФГУП НАМИ

Road vehicles. Handling and stability. Technical requirements. Test methods

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации

(МГС)

INTERSTATE CONCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ Г0СТ 31507-СТАНДАРТ    2012

Автотранспортные средства УПРАВЛЯЕМОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ Технические требования Методы испытаний

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2013

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2008 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены».

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 41-2012 от 24 мая 2012 г.)

За принятие стандарта голосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ

Азстандарт

Армения

AM

Армгосстандарт

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

КZ

Госстандарт Республики Казахстан

Кыргызстан

KG

Кыргызстандарт

Молдова

MD

Молдова-Стандарт

Российская Федерация

RU

Ростехрегулирование

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и

метрологии от 27 ноября 2012 г. №    1258-ст межгосударственный стандарт

ГОСТ 31507-2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01 сентября 2013 г.

5    Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 52302-2004

6    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных (государственных) стандартов, издаваемых в этих государствах.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе (каталоге) «Межгосударственные стандарты», а текст этих изменений - в информационных указателях «Межгосударственные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Межгосударственные стандарты»

О Стандартинформ 2013

Исключительное право официального опубликования настоящего стандарта на территории указанных выше государств принадлежит национальным органам по стандартизации этих государств

ГОСТ 31507-2012

График зависимостей (3) и (4) для АТС различных категорий приведен на рисунке 2.

А - диапазон значений qs для автокранов, автобетоносмесителей, рефрижераторов, контейнеровозов категории N3. двухэтажных автобусов категории Мз;

Ai - диапазон значений qs для автомобилей цистерн категории N3, прицепов цистерн категорий Оз, 04;

Б - диапазон значений qs для рефрижераторов, самосвалов категории N3, одноэтажных автобусов категории Мз, прицепов категорий Оз. 04;

В - диапазон значений qs для автокранов, самосвалов, рефрижераторов категории N2, бортовых автомобилей категории N3, автобусов категории М2 и прицепов категории Ог;

Г -диапазон значений д5 для бортовых автомобилей категорий N1, N2. фургонов категории N1, автомобилей повышенной проходимости категории Mi;

Д-диапазон значений qs для автомобилей категории Mi (за исключением автомобилей повышенной проходимости), прицепов категории Oi.

Рисунок 2 - Зависимость угла ан опрокидывания АТС на стенде от коэффициента поперечной устойчивости qs АТС различных категорий и типов (зоны A, Ai, Б, В, Г, Д приведены для справок)

Для автомобилей-контейнеровозов, предназначенных для эксплуатации на магистральных автомобильных дорогах общегосударственного значения (в том числе для международного сообщения), республиканского, областного (краевого) значения, при загрузке более 0,8 полного объема контейнера и расположении центра

ГОСТ 31507-2012

масс балласта в геометрическом центре контейнера минимальное допустимое значение асу равно 19°.

4.3.5 Угол крена ср подрессоренных масс определяют при угле наклона платформы, при котором происходит отрыв всех колес одной стороны одиночного АТС или всех колес одного из звеньев автопоезда от опорной поверхности. Максимальное допустимое значение угла крена ср подрессоренных масс в центре масс АТС, полученное в результате испытаний, не должно превышать предельных значений ф„, заданных в зависимости от коэффициента поперечной устойчивости qs.

При этом АТС всех категорий (аналогично 4.3.4) разделены на две группы, каждой из которых соответствует своя зависимость (рн= f(qs)

-при qs £ 1,0 <p„=(10,8-4,3(7s)0;

— при qs > 1,0 (рн=6,5°.    (5)

Критерием соответствия нормативным требованиям данного стандарта является условие

(р£(рн,    (б)

где (рн - предельно допустимое значение угла крена.

График зависимостей (5) и (6) представлен на рисунке 3.

Рисунок 3 - Зависимость угла крена (рн подрессоренных масс АТС от коэффициента поперечной устойчивости qs

9

4.4 Устойчивость при испытаниях «рывок руля»

4.4.1    Требования распространяются на АТС (за исключением троллейбусов) категорий М и N.

4.4.2    Курсовую устойчивость оценивают характеристиками поворачиваемости и чувствительности к управлению автомобиля, забросом угловой скорости и временем 90 %-ной реакции по угловой скорости.

4.4.3    Характеристика поворачиваемости и чувствительности к управлению автомобиля представляет собой зависимость угла поворота рулевого колеса б„ от установившегося бокового ускорения ау.

4.4.4    Углы поворота рулевого колеса, определенные по 4.4.3 для автомобилей категорий М1( М2 и N1t должны находиться в пределах, установленных в таблице 2.

Таблица 2- Предельные величины углов поворота рулевого колеса для АТС категорий Mi, М2, Ni

Боковое ускорение, м/с2

Радиус траектории, м (для справок)

Угол поворота рулевого колеса,... 0

минимальный

максимальный

1

500

(0,21 м'1/. + 0,2)/$ х 10"2 х 180°/гг

(0,21м-1/. +1.3)/, х10“2х 180°/гт

2

250

(0,42м1 L + 0.4)/s х 10~2 х 180°/гг

(О^м^ + ЗДхЮ^х 180°/гт

4

125

(0,84м*1 L + 0,8)is х 10~2 х 180°/гт

(0,84 m'Y + 5,2)is х 10'2 х 180°/гт

L - база автомобиля, м;

is - среднее передаточное число рулевого управления

4.4.5 Углы поворота рулевого колеса, определенные по 4.4.3 для автомобилей категорий М3, N2 и N3, должны находиться в пределах, установленных в таблице 3.

ю

ГОСТ 31507-2012

Таблица 3- Предельные величины углов поворота рулевого колеса для АТС категорий М3, N2 и N3

Боковое ускорение, м/с2

Радиус траектории, м (для справок)

Угол поворота рулевого колеса, ... 0

минимальный

максимальный

1

280

(0,36м*1 L + 0,1 )/8 х 10~2 х 180°/тг

(0,36м'1 L + 1,3)/* х 10“2 х 180°/гг

2

140

(0,72 m 'L + 0,2)/s х 10“2 х 180°/гг

(0,72 m']L + 2,6)/s х 10"2 х 180°/тт

L - база автомобиля, м;

/, - передаточное число рулевого управления.

4.4.6 Заброс угловой скорости автомобиля вычисляют по формуле

Д^| =/(?,)•    (7)

Заброс угловой скорости Ыр1 автомобиля над установившимся значением не должен превышать указанного в таблице 4.

Таблица 4 - Предельные величины заброса угловой скорости автомобилей

Категория АТС

Значение заброса дqji угловой скорости, %, не более, при установившемся боковом ускорении ау, м/с2

2

4

М,. М2, N,

30

80

Мз. N2. N3

10

-

4.4.7 Характеристика времени 90 %-ной реакции автомобиля

tgo-f(dy).

90 %-ная реакция при боковых ускорениях от 2 до 4 м/с2 не должна превышать:

0.3 с-для автомобилей категорий Mi, М2,

2.0 с-для автомобилей категорий М3. N2, N3.

4.5 Управляемость и устойчивость при испытаниях «поворот» и «переставка»

4.5.1 Требования распространяются на АТС категорий М. N и О (категории О-в составе автопоезда).

п

ГОСТ 31507-2012

4.5.2    Максимальную скорость АТС при выполнении маневра (далее - скорость маневра О определяют как среднее арифметическое значение скоростей трех заездов с наибольшей скоростью, при которой не было выхода за пределы разметки или отрыва одного из колес АТС от поверхности дороги.

При выполнении маневров на АТС категории Mi не должен происходить отрыв всех колес одной из сторон от поверхности дороги.

4.5.3    Величины vM\ полученные при испытаниях, не должны быть ниже нормативных значений vM (приложение А).

4.5.4    Для легковых автомобилей с объемом двигателя до 1200 см3 и специализированных АТС нормативные значения скоростей выполнения маневров «поворот» и «переставка» снижают на 5 %.

4.5.5    При выполнении маневра «поворот» не должны возникать незатухающие курсовые колебания у АТС всех категорий.

4.5.6    При значении vM' для испытуемого АТС ниже нормативного значения vM не более чем на 10 %, возможность эксплуатации испытуемого АТС на дорогах общего пользования определяют по результатам испытаний «пробег» в соответствии с 4.7.

4.5.7    При значении vj для испытуемого АТС ниже нормативного значения vu более 10 % эксплуатация на дорогах общего пользования не допускается.

4.6 Управляемость при испытаниях «прямая»

4.6.1    Требования распространяются на АТС категорий М3, N, в том числе на автопоезда.

4.6.2    Средняя угловая скорость корректирующих поворотов рулевого колеса бн при движении по полосе заданной ширины не должна превышать значений, указанных в таблице 5.

Таблица 5- Скорости корректирующих поворотов рулевого колеса

б„, °/с

Категория АТС

Значения средних угловых скоростей 6„, °/с, не более

Mi. N,

7

М2

10

М3, N2, N3

14

4.7    Управляемость и устойчивость АТС при испытаниях «пробег» в эксплуатационных режимах движения

4.7.1    Испытания «пробег» проводят для определения допустимых скоростей в эксплуатационных режимах движения, если по результатам испытаний «поворот» и «переставка» скорости маневров vM АТС ниже нормативных значений.

4.7.2    Требования распространяются на АТС всех категорий (категории О-в составе автопоезда).

4.7.3    Управляемость и устойчивость АТС в эксплуатационных режимах движения оценивают эксперты-испытатели в баллах по пятибалльной шкале (приложение Б). Оценки показателей должны быть не ниже рекомендованных значений.

4.7.4    При оценке любого из показателей ниже 3,5 балла испытания повторяют еще двое испытателей.

4.7.5    Если в результате испытаний оценки отдельных показателей оказались ниже значений, приведенных в приложении Б, АТС может быть допущено к эксплуатации на дорогах общего пользования при условии ограничения эксплуатационной скорости, обеспечивающей требуемый уровень оценок показателей. Это ограничение указывают в протоколе испытаний.

4.8    В случае оборудования АТС электронной системой контроля устойчивости, имеющей функцию отключения, испытания по 4.5 проводят с включенной и выключенной системами.

13

ГОСТ 31507-2012

Содержание

1    Область применения..................................................................................1

2    Нормативные ссылки................................................................................1

3    Термины и определения............................................................................2

4    Технические требования к АТС......................................................................4

4.1    Усилие на рулевом колесе..................................................................4

4.2    Стабилизация рулевого управления.....................................................5

4.3    Поперечная статическая устойчивость при испытаниях «опрокидывание

на стенде»........................................................................................5

4.4    Устойчивость при испытаниях «рывок руля».......................................10

4.5    Управляемость и устойчивость при испытаниях «поворот» и

«переставка»..................................................................................11

4.6    Управляемость при испытаниях «прямая»...........................................12

4.7    Управляемость и устойчивость при испытаниях «пробег» в

эксплуатационных режимах движения................................................13

4.8    Управляемость и устойчивость АТС с электронными системами контроля

устойчивости...................................................................................13

5    Методы испытаний...................................................................................14

5.1    Требования к испытательному оборудованию и погрешности

измерений.......................................................................................14

5.2    Условия проведения испытаний..............................................................15

5.3    Определение усилия на рулевом колесе.....................................................18

5.4    Испытания «стабилизация»...............................................................20

5.5    Испытания «опрокидывание    на    стенде»..............................................21

5.6    Испытания «рывок руля»..................................................................24

5.7    Испытания «поворот» и «переставка»................................................27

5.8    Испытания «прямая»........................................................................35

5.9    Испытания «пробег».........................................................................36

Приложение А (обязательное) Нормативные значения vu скоростей выполнения

маневров «поворот» и «переставка»...........................................38

Приложение Б (рекомендуемое) Оценка управляемости и устойчивости АТС в

эксплуатационных режимах движения.........................................41

Приложение В (обязательное) Требования безопасности.................................43

Приложение Г (обязательное) Образец технического описания АТС..................44

Приложение Д (рекомендуемое) Протоколы испытаний.......................................47

Библиография.............................................................................................50

in

ГОСТ 31507-2012

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ Автотранспортные средства УПРАВЛЯЕМОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ

Технические требования Методы испытаний

Road vehicles. Handling and stability.

Technical requirements Test methods

Дата введения — 2013—09—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства (далее - АТС) категорий М, N и О в соответствии с [1], кроме АТС:

-    имеющих максимальную скорость менее 40 км/ч;

-    прицепов-тяжеловозов и полуприцепов-тяжеловозов;

-    не предназначенных для эксплуатации на дорогах общего пользования.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

Издание официальное

ГОСТ 31507-2012

ГОСТ 17697-72 Автомобили. Качение колеса. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 17697 и ГОСТ 16504, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    скорость автомобиля v: Линейная скорость центра масс автомобиля.

3.2    заброс угловой скорости автомобиля Ду/7: Превышение угловой скорости автомобиля над установившимся ее значением, возникающим при переходе от прямолинейного движения к движению по окружности.

3.3    усилие на рулевом колесе F„: Усилие, приложенное к ободу рулевого колеса в его плоскости, необходимое для его поворота или предотвращения поворота.

3.4    стабилизация рулевого управления: Свойство рулевого управления, заключающееся в самостоятельном возвращении выведенных из нейтрального положения управляемых колес и рулевого колеса в нейтральное положение, соответствующее прямолинейному движению АТС, после снятия усилия с рулевого колеса.

3.5    передаточное число рулевого управления /,: Отношение угла поворота рулевого колеса к среднему углу поворота управляемых

ГОСТ 31507-2012

колес, которое может определиться при любом значении угла поворота рулевого колеса.

3.6    прицеп (полуприцеп)-тяжеловоз:    АТС    категории О,

предназначенное для перевозки неделимых крупногабаритных, в том числе негабаритных тяжеловесных, грузов массой 20 т и более.

3.7    специализированные автотранспортные средства: АТС, предназначенные для перевозки грузов одного типа.

3.8    габаритный радиус автомобиля: Радиус окружности, которую описывает на горизонтальной опорной поверхности наиболее удаленная от центра поворота точка автомобиля во время его движения по окружности. Проекции выступающих частей кузова типа зеркал заднего вида при измерении габаритного радиуса не учитывают.

3.9    база автомобиля (прицепа): Расстояние между вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через ось передних колес, и вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через ось задних колес.

3.10    автотранспортные средства повышенной проходимости: АТС

категории G по [1].

3.11    тип автотранспортного средства в отношении управляемости и устойчивости: АТС одной марки, модели и изготовителя, не имеющие существенного различия в отношении следующих характеристик:

б)

в)

г)

А)

е)

ж)

а) категории;

колесной формулы; типа привода;

массы и ее распределения по осям, высоте центра тяжести; габаритных размеров; базы;

колеи;

ГОСТ 31507-2012

з)    электронных систем контроля устойчивости АТС;

и)    рулевого управления:

1)    конструкции элементов рулевого привода и геометрии их установки;

2)    рулевого механизма и его передаточного отношения;

3)    усилителя и (или) демпфера;

4)    автоматических систем, влияющих на рулевое управление;

к)    подвески и ее геометрии:

1)    направляющих, демпфирующих и упругих элементов, стабилизаторов;

2)    начальной регулировки параметров подвески;

3)    автоматических систем изменения параметров подвески;

л)    шин:

1)    размера;

2)    конструкции шин;

3)    категории скорости и индекса грузоподъемности;

4)    области применения (летние, зимние, всесезонные, универсальные, повышенной проходимости, спортивные, запасные временного использования, специальные).

4 Технические требования

4.1 Усилие на рулевом колесе

Усилие на рулевом колесе автомобиля не должно превышать значений, указанных в таблице 1.

Таблица 1 - Предельные величины усилий на рулевом колесе

4

ГОСТ 31507-2012

Категория

АТС

Усилие на рулевом колесе, Н, не более

Неподвижный автомобиль

Движущийся автомобиль

без рулевого усилителя

с рулевым усилителем

с исправным рулевым управлением

при отказе усилителя

м,

200

60

150

300

М2

250

М3

350

250

200

450

N,

300

180

300

n2

350

250

400

N3

250

200

450*

* Для грузовых автомобилей с двумя или большим числом мостов (осей) с управляемыми колесами допускается 500 Н

4.2 Стабилизация рулевого управления

4.2.1    Требования распространяются на АТС категорий М и N.

4.2.2    Угол поворота рулевого колеса после его освобождения не должен увеличиваться.

4.2.3    Управляемые колеса и рулевое колесо должны самостоятельно возвращаться в сторону нейтрального положения.

4.2.4    Максимальное значение угла поворота рулевого колеса, не достигшего нейтрального положения в течение 6 с после его освобождения, не должно превышать 30 % величины угла поворота рулевого колеса, соответствующего движению АТС по окружности радиусом 50 м.

4.2.5    Процесс возврата рулевого колеса через нейтральное положение не должен быть колебательным. Допускается один переход рулевого колеса через нейтральное положение в любом из заездов.

4.3 Поперечная статическая устойчивость при испытаниях «опрокидывание на стенде»

4.3.1 Требования распространяются на АТС категорий М, N, О (применительно к категории Мт - только на АТС повышенной проходимости, применительно к категории О для полуприцепов - только в составе автопоезда).

5

ГОСТ 31507-2012

4.3.2    Показателями поперечной статической устойчивости против опрокидывания АТС являются:

-угол статической устойчивости асу - угол наклона опорной поверхности опрокидывающей платформы относительно горизонтальной плоскости, при котором произошел отрыв всех колес одной стороны одиночного АТС или всех колес одной стороны одного из звеньев седельного автопоезда от опорной поверхности;

-угол крена подрессоренных масс ср - угол между опорной поверхностью опрокидывающей платформы и поперечной осью подрессоренных масс, проходящей через центр масс АТС, полученный в результате наклона АТС на опрокидывающей платформе.

4.3.3    Величина угла асу статической устойчивости АТС против опрокидывания, полученная в результате испытаний, должна быть не меньше нормативного значения ан, зависящего от коэффициента qпоперечной устойчивости АТС.

Коэффициент поперечной статической устойчивости qs вычисляют по формуле

0,5Л    m

ч-=—'    (1)

где b - колея колес, приведенная к поперечному сечению АТС в

плоскости, проходящей через его центр масс (рисунок 1), мм;

h - высота центра масс над опорной поверхностью, мм.

Величину колеи колес полуприцепа вычисляют как среднее между серединами наружных колес задней оси (тележки) тягача и серединами наружных колес оси (тележки) полуприцепа.

6





Рисунок 1 - Схемы определения величины приведенной колеи b


Ц.М. - центр масс


4.3.4 Высоту центра масс вычисляют по формуле


igarc у ■ cos<p + sin (p


(2)


где hK п - высота оси крена над опорной поверхностью в поперечном сечении, проходящем через центр масс, мм;

Д - боковое смещение центра масс, определяемое по результатам измерений боковой деформации шин, мм.

При отсутствии точных данных величина hKn может быть принята равной статическому радиусу колеса АТС.

При определении соответствия величины угла асу нормативным значениям ан, АТС всех категорий, в зависимости от коэффициента поперечной устойчивости (большего или меньшего единицы), разделены на две группы, каждой из которых соответствует своя зависимость a H=f(qJ:


aH = (- 2,4 + 42,4</t) При 0,55 S qs й 1,0, а.=(15+25?,У при qs > 1,0, a„> 21 при при qs < 0,55.


(3)

(4)


7