Купить ГОСТ 30868-2002 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Распространяется на погрузчики, штабелеры, тележки, тягачи с электропроводом или с двигателем внутреннего сгорания (далее - машины) номинальной грузоподъемностью до 50000 кг включительно или номинальным тяговым усилием до 20000 Н включительно, управляемые водителем в положении сидя, стоя или идущим рядом с машиной. Стандарт устанавливает рабочие характеристики и методы испытаний тормозных систем и их элементов.
1 Область применения
2 Определения и обозначения
3 Рабочие тормоза. Требования к рабочим характеристикам и проведению испытаний
4 Стояночные тормоза. Требования к рабочим характеристикам и проведению испытаний
5 Требования к органам управления тормозами
6 Требования к элементам тормозной системы
7 Требования для проведения в действие тормозов
Дата введения | 01.01.2005 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.01.2019 |
Актуализация | 01.01.2021 |
06.11.2002 | Утвержден | Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации | 22 |
---|---|---|---|
09.12.2003 | Утвержден | Госстандарт Республики Беларусь | 49 |
Разработан | МТК 48 Безрельсовый электрифицированный транспорт | ||
Издан | БелГИСС | 2004 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ГОСТ 30868-2002 (ИСО 6292:1996)
Транспорт напольный безрельсовый
Технические требования
Транспарт падлогавы бязрэйкавы
Тэхшчныя патрабаванш
(ISO 6292:1996, MOD)
Издание официальное
Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации
Минск
ЕВРАЗИЙСКИЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ (ЕАСС)
ГОСТ
30868-
2002
(ИСО 6292:1996)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
EURO-ASIAN COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION (EASC)
Транспарт падлогавы бязрэйкавы
Тэхшчныя патрабаванш Транспорт напольный безрельсовый
Технические требования
ISO 6292:1996
Powered industrial trucks and tractors -Brake performance and component strength (MOD)
Издание официальное
Минск
Госстандарт Республики Беларусь 2004
Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС) представляет собой региональное объединение национальных органов по стандартизации государств, входящих в Содружество Независимых Государств. В дальнейшем возможно вступление в ЕАСС национальных органов по стандартизации других государств.
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-97 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены».
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 48 «Безрельсовый электрифицированный транспорт»
2 ВНЕСЕН Госстандартом России
3 ПРИНЯТ Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 22 от 6 ноября 2002 г.)
За принятие проголосовали: | |||||||||||||||||||||||||||||||||
|
4 Настоящий стандарт модифицирован по отношению к международному стандарту ИСО 6292:1996 «Машины напольного транспорта. Технические характеристики тормозной системы и прочность ее элементов» (ISO 6292:1996 «Powered industrial trucks and tractors - Brake performance and component strength»). При этом разделы (подразделы) настоящего стандарта, за исключением последнего абзаца 3.2, идентичны ИСО 6292:1996.
5 ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 9 декабря 2003 г. № 49 непосредственно в качестве государственного стандарта Республики Беларусь с 1 января 2005 г.
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных (государственных) стандартов, издаваемых в этих государствах.
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Республики Беларусь без разрешения Госстандарта Республики Беларусь
Powered industrial tracks and tractors. Brake performance and component strength
Настоящий стандарт распространяется на погрузчики, штабелеры, тележки, тягачи с электроприводом или с двигателем внутреннего сгорания (далее — машины) номинальной грузоподъемностью до 50 000 кг включительно или номинальным тяговым усилием до 20 000 Н включительно, управляемые водителем в положении сидя, стоя или идущим рядом с машиной.
Стандарт устанавливает рабочие характеристики и методы испытаний тормозных систем и их элементов.
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:
коэффициент торможения Сь: Отношение, выраженное в процентах:
а) замедления а, м/с2, необходимого для полного торможения испытуемой машины, к ускорению свободного падения g, м/с2:
Ch = - 100; W
* g
(2)
б) силы торможения Fb, Н, развиваемой испытуемой машиной, к силе притяжения массы т этой машины, где т, кг — масса машины с номинальным грузом при необходимости (тягача без прицепа):
СА = —• 100.
0 mg
В качестве рабочих тормозов следует использовать тормоза фрикционного типа, электрическую систему торможения, гидростатическую передачу.
Если предусмотрена отдельная система управления для право- и левостороннего ручного тормоза, допускается применять комбинированную и (или) стабилизирующую систему торможения.
Рабочий тормоз должен обеспечивать минимальный коэффициент торможения Сь относительно максимальной заданной скорости машины v, км/ч, в соответствии с таблицей 1 и рисунком 1 при соблюдении условий испытаний по 3.3 и 3.4.
Издание официальное
Если максимальная скорость машины снижается автоматически в зависимости от высоты подъема груза, то при определении коэффициента торможения должна быть учтена сниженная скорость для именно этой высоты подъема.
Это дополнительное требование к испытаниям не отменяет основного требования к испытаниям машин с грузом в транспортном положении (таблица 1).
Таблица 1— Характеристики рабочих тормозов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Сь, % |
Рисунок 1 — График зависимости коэффициента торможения от скорости машины
2
Рабочая тормозная система должна удерживать машину с номинальным грузом на наибольшем преодолеваемом подъеме, установленном в технических условиях на конкретную машину, не менее 0,2 мин.
При проведении испытаний следует соблюдать условия:
а) поверхность испытательной площадки должна быть сухой, чистой, гладкой, ровной (максимальный уклон ±0,5 %), изготовленной из бетона, асфальта или аналогичного материала для того, чтобы обеспечить соответствующее сцепление колес с дорогой;
б) машина должна иметь номинальную нагрузку, груз должен находиться в опущенном состоянии (в транспортном положении), а грузоподъемник или вилы должны быть полностью наклонены назад и вдвинуты в соответствии с возможностями конструкции машины. Тягачи должны быть без груза и без прицепа;
в) если машина оснащена системой усиления тормоза (сервотормозом), то указанная система должна быть включена;
г) рычаги управления движением должны быть в нейтральном положении (кроме сервотормоза), а стояночный тормоз выключен;
д) регулировка тормозов должна быть произведена перед испытанием.
Примечания
1 Испытания тормозов вилочного погрузчика с грузом могут привести к отрыву от земли управляемых
колес.
2 Рекомендуется закрепить груз во избежание его падения при торможении.
3.4.1 Машину с грузом следует испытывать в направлении как вперед, так и назад, причем рабочий тормоз должен быть приведен в действие усилием, значение которого не превышает значений, указанных в таблице 2 и разделе 5.
Табл ица2 - Силы для испытания тормозных систем В ньютонах | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3.4.2 Основной метод испытаний состоит в том, чтобы измерить тяговое усилие (сила торможения Fb) при буксировке машины со скоростью не более 1,6 км/ч.
Усилие должно быть приложено горизонтально к точке на машине не выше чем 900 мм над поверхностью испытательной площадки.
3.4.3 Могут быть применены и другие методы, обеспечивающие такую же точность: с использованием акселерометра, динамометра или измерением тормозного пути.
Стояночный тормоз должен без помощи водителя не менее 5 мин удерживать машину в направлении вперед и назад на уклоне, указанном изготовителем, или на указанном ниже уклоне (который из них больше):
а) штабелеры с подъемом водителя на рабочей платформе, штабелеры с боковым захватом, погрузчики для фронтальной и боковой обработки грузов и комплектовщики — 5 %;
б) платформенные и стеллажеобрабатывающие машины, тележки для поддонов и с подъемом платформы, штабелеры для поддонов и с широко расставленными опорами, погрузчики с выдвижной кареткой, стеллажеобрабатывающие машины с движением вперед-назад, стеллажеобрабатывающие машины с движением в разных направлениях, тележки и тягачи, управляемые идущим рядом водителем, — 10 %;
в) все другие машины, управляемые водителем сидя или стоя, или тягачи — 15 %.
При проведении испытаний следует соблюдать условия:
а) поверхность испытательной площадки должна быть сухой, чистой, гладкой, ровной (максимальный уклон ± 0,5 %), изготовленной из бетона, асфальта или аналогичного материала, чтобы обеспечить соответствующее сцепление колес с дорогой;
б) машина должна иметь номинальную нагрузку, груз должен находиться в опущенном состоянии (в транспортном положении), а грузоподъемник или вилы должны быть полностью наклонены назад и вдвинуты в соответствии с возможностями конструкции машины. Тягачи должны быть без груза и без прицепа;
в) рычаги управления движением должны быть в нейтральном положении, а рабочий тормоз полностью отпущен;
г) регулировка тормозов должна быть произведена перед испытанием.
Машину с грузом следует испытывать в направлении движения вперед и назад, причем стояночный тормоз должен быть приведен в действие усилием, значение которого не превышает значений, указанных в таблице 2 и разделе 5.
5.1 Тормоза, приводимые в действие нажатием педали, должны иметь рабочие характеристики, указанные в таблице 1 (для рабочих тормозов) и в 4.1 (для стояночных тормозов), причем сила нажатия педали не должна превышать 600 Н.
5.2 Тормоза, приводимые в действие поднятием педали (педаль тормоза отпущена), должны иметь рабочие характеристики, указанные в таблице 1 (для рабочих тормозов) и в 4.1 (для стояночных тормозов), причем педаль должна быть полностью отпущена. Сила, необходимая для того, чтобы отпустить педаль и держать ее в таком положении во время движения, не должна превышать 300 Н.
5.3 Для рабочих тормозов, приводимых в действие рычагом, необходимо иметь рабочие характеристики, указанные в таблице 1, причем сила, воздействующая на рычаг в месте захвата, не должна превышать 150 Н.
5.4 Для стояночных тормозов, приводимых в действие рычагом, необходимо иметь рабочие характеристики, указанные в 4.1, причем сила, воздействующая на рычаг в месте захвата, не должна превышать 500 Н.
5.5 Для рабочих тормозов, приводимых в действие рукояткой, необходимо иметь рабочие характеристики, указанные в таблице 1, причем в центральной точке места захвата сила, воздействующая на рукоятку, не должна превышать 150 Н.
5.6 Для тормозов, приводимых в действие рукояткой-поводком (как на машинах, управляемых идущим рядом водителем), необходимо иметь рабочие характеристики, указанные в таблице 1 (для рабочих тормозов) и в 4.1 (для стояночных тормозов) при полностью отпущенном положении рукоятки, причем сила, воздействующая на центральную точку рукоятки или на отпущенную рукоятку-поводок или на переключатель управления движением, не должна превышать 150 Н.
6.1 Для машин, рабочие и стояночные тормоза которых приводят в действие нажатием педали, тормозная система должна выдерживать воздействие силы не менее 1 200 Н без повреждений и остаточной деформации всех элементов системы.
6.2 Для машин, стояночные и рабочие тормоза которых приводят в действие поднятием педали (отпускают педаль вверх), тормозная система должна выдерживать воздействие силы в 200 % максимально возможного сжатия тормозной пружины без повреждений и остаточной деформации всех элементов системы.
Полностью нажатая тормозная педаль и соединенный с ней механический ограничитель должны выдерживать воздействие силы не менее 1 800 Н, приложенной к центру рабочей поверхности тормозной педали, без повреждений и остаточной деформации всех элементов системы.
6.3 Для машин, рабочий тормоз которых приводят в действие рычагом, тормозная система должна выдерживать воздействие силы не менее 300 Н, приложенной в точке захвата рычага, без повреждений и остаточной деформации всех элементов системы.
6.4 Для машин, стояночный тормоз которых приводят в действие рычагом, тормозная система должна выдерживать воздействие силы не менее 1 000 Н, приложенной в точке захвата рычага, без повреждений и остаточной деформации всех элементов системы.
6.5 Для машин, рабочий тормоз которых приводят в действие рукояткой, тормозная система должна выдерживать воздействие силы не менее 300 Н, приложенной к рукоятке, без повреждений и остаточной деформации всех элементов системы.
6.6 Для машин, рабочий и стояночный тормоза которых приводят в действие рукояткой-поводком (нажимают или отпускают), тормозная система должна выдерживать воздействие силы не менее 900 Н, приложенной в центре захвата, без повреждений и остаточной деформации всех элементов системы.
Машины должны иметь две независимые системы для приведения в действие рабочего и стояночного тормозов, за исключением машин, управляемых водителем в положении стоя или поднимающимся вместе с рабочей платформой и имеющих тормозную систему, включаемую поднятием педали, или другое автоматическое устройство и управляемых идущим рядом водителем (иногда с дополнительной возможностью сидеть).
Приведение в действие рабочего тормоза не должно вызывать автоматически одновременного срабатывания стояночного тормоза. Обе тормозные системы могут использовать одни и те же элементы системы: тормозные колодки, барабан и связанные с ними приводные устройства.
7.2.1 Накачка воздухом тормозов
Если для приведения в действие воздушной системы рабочего тормоза применяется накопленная энергия, то необходимо обеспечить следующее условие: при неподвижной машине рабочая тормозная система должна быть способна создать в воздушной системе 70 % максимального давления, измеренного в тормозе, когда на тормоз нажимают полностью 20 раз со скоростью 6 раз в минуту, а двигатель работает с оптимальной скоростью для восстановления тормозной энергии.
7.2.2 Сигнальное устройство
Воздушная тормозная система с применением накопленной энергии должна быть оснащена сигнальным устройством, которое срабатывает при падении уровня накопленной энергии ниже 50 % установленного изготовителем максимума. Сигнальное устройство должно быть расположено на видном месте. Водитель должен слышать сигнал, который должен быть продолжительным. Манометр для этой цели не подходит.
5
УДК 621.868:006.354 МКС 53.060 Г86 ОКИ 34 5310; 45 2700
Ключевые слова: напольный безрельсовый транспорт, машины, коэффициент торможения, рабочие и стояночные тормоза, испытания, прочность элементов тормозной системы, требования
6
Текст печатается по изданию:
ГОСТ Р 51348-99 (ИСО 6292-96) - М.: ИПК Издательство стандартов, 2000
| ||||||
НПРУП "Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации (БелГИСС)" Лицензия № 02330/0133084 от 30.04.2004 БелГИСС, 220113, г. Минск, ул. Мележа, 3 |