Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

26 страниц

456.00 ₽

Купить ГОСТ 30731-2001 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на главные рабочие, колесные цилиндры (в том числе: главные цилиндры с усилителями; цилиндры, корпуса которых одновременно являются суппортом дискового тормоза; цилиндры с встроенными регуляторами), трубки с о штуцерами и гибкие рукава с наконечниками для гидропривода тормозов и сцепления транспортных средств по ГОСТ 22895. Стандарт может быть использован для сертификации комплектующих изделий, регуляторов тормозных сил. Стандарт не регламентирует конструктивное исполнение изделий.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Определения

4 Основные положения

5 Технические требования

6 Правила приемки

7 Методы испытаний

Приложение А Значения нормируемых технических требований и методы испытаний

Приложение Б Библиография

 
Дата введения01.04.2002
Добавлен в базу01.01.2019
Завершение срока действия22.11.2016
Актуализация01.01.2021

Организации:

24.05.2001УтвержденМежгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации19
01.04.2002УтвержденГосстандарт Республики Беларусь42
РазработанАссоциация Надежность машин и технических систем
РазработанИнститут Надежности машин НАН Республики Беларусь
РазработанНаучно-производственное объединение ФЕНОКС

Cylinders, tubes, hoses of vehicles brake and clutch. General technical requirements, acceptance rules and test methods

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26

МКС 43.040.40; 43.040.50 Группа Д25

к ГОСТ 30731-2001 Цилиндры, трубки и рукава гидропривода тормозов и сцепления транспортных средств. Общие технические требования, правила приемки и методы испытаний

В каком месте

Напечатано

Должно быть

Предисловие. Пункт 4

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ (с отменой на территории Республики Беларусь СТБ 1069-97)

(ИУС РБ № 6 2001 г.)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ЦИЛИНДРЫ, ТРУБКИ И РУКАВА ГИДРОПРИВОДА ТОРМОЗОВ И СЦЕПЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Общие технические требования, правила приемки и методы испытаний

ЦЫЛ1НДРЫ, ТРУБК1 I РУКАВЫ Г1ДРАПРЫВОДА ТАРМАЗОУ I СЧАПЛЕННЯ ТРАНСПАРТНЫХ СРОДКАУ

Агульныя тэхшчныя патрабаванш, правшы прыёмю i метады выпрабаванняу

Издание официальное

Г осстандарт Минск

as

ГОСТ 30731-2001

6.4    Типовые испытания

6.4.1    Типовые испытания проводят при изменении конструкции, технологии, применяемых материалов, если эти изменения могут оказать влияние на нормируемые параметры изделий.

6.4.2    Типовые испытания проводят на соответствие изделий тем требованиям настоящего стандарта, на которые повлияло изменение по 6.4.1.

6.4.3    Типовые испытания допускается проводить на типовом представителе группы изделий.

6.5    Квалификационные испытания

Квалификационные испытания допускается проводить на типовом представителе группы изделий.

6.6 Сертификационные испытания

Сертификационные испытания изделий проводят по 5.1 - 5.9. Допускается проведение сертификационных испытаний на типовом представителе группы изделий.

7 Методы испытаний

7.1    Испытания проводят при температуре (23 ± 5) °С. Методы испытаний должны соответствовать требованиям, приведенным в таблицах А.1 -А.З приложения А, [37]-[80], [115]-[117].

7.2    Соответствие транспортного средства, на котором установлены изделия, требованиям ГОСТ 22895, НД на транспортное средство, [2] - [36] проверяют по НД на методы испытаний.

7.3    Недопустимые дефекты, маркировку контролируют визуально либо по НД на методы испытаний.

7.4    Геометрические размеры, свойства материалов, параметры функционирования, свойства соединений, работоспособность, податливость, остаточный тормозной момент изделий, стойкость к воздействию эксплуатационных жидкостей контролируют средствами, обеспечивающими требуемую точность измерений по ГОСТ 26089, НД на конкретные изделия, [118].

7.5    Герметичность, деформацию, долговечность, водонепроницаемость (с заданными рабочим ходом, скоростью нарастания усилия либо давления) контролируют с точностью приложения воздействия не менее + 10 % измеряемого значения, температуры - с погрешностью не более + 5 °С. Частоту пульсации давления жидкости устанавливают в пределах от 0 до 3 Гц. Допускается герметичность корпусов по 5.3.1 контролировать другим эквивалентным методом.

7.6    Стойкость к коррозии и защитную способность покрытий контролируют по ГОСТ 9.308, НД на методы испытаний, [119].

7.7    Испытания изделий на долговечность при нормальной, повышенной и пониженной температурах по 2.1 и 6.1 таблицы А.2 приложения А проводят на тех же образцах.

Рекомендуется использовать блоки нагружения: по 2.1 и 6.1 таблицы А.2 - для изделий, устанавливаемых в подкапотном пространстве; по 2.2 таблицы А.2 приложения А - для изделий, устанавливаемых на элементах подвески, трансмиссии и кузова.

7.8    Стойкость к воздействию излучений, эксплуатационных жидкостей, защиту от попадания посторонних предметов и веществ в гидравлическую систему при заправке и эксплуатации контролируют по ГОСТ 26089, НД на методы испытаний, [38], [98].

7.9    Число изделий для испытаний на каждый вид нагружения определяет, утверждает и вносит в ТУ и(или) КД разработчик. Для каждого вида нагружения используют новые изделия.

7

Приложение А

(обязательное)

Значения нормируемых технических требований и методы испытаний

Таблица А.1 - Допустимые значения параметров изделий, обеспечивающие функционирование гидропривода

Параметр

Допустимые значения (критерии соответствия)

Требования к методам испытаний

Цилиндры

Трубки со штуцерами

Рукава с наконечниками

1 Герметичность при воздействии

Блок нагружения1:

жидкостью

а) давление, МПа, не менее:

Утечка

Утечка

Утечка

- 0,1 в течение 24 ч

не допускается

не допускается

не допускается

То же

То же

То же

- 0,7 в течение 5 мин

б) давление в течение 2 мин, МПа, не менее:

Снижение

Снижение

Снижение

- 20,0 для тормозов

давления

давления

давления

не более 1 МПа

не более 1 МПа

не более 1 МПа

То же

То же

То же

- 10,0 для сцепления

2 Разрушающее давление, МПа,

_

в течение 1 мин,не менее:

- для тормозов

35,0

35,0

45,0

- для сцепления

20,0

20,0

21,0


со


Окончание таблицы А.1

Параметр

Допустимые значения (критерии соответствия)

Требования к методам испытаний

Цилиндры

Трубки со штуцерами

Рукава с наконечниками

3 Сила разрушения рукава с наконечниками, даН, не менее

150,0 (удлинение рукава не должно превышать 50 %)

4 Податливость (объемное расширение), см3/м, при давлении, МПа, не более:

- для сцепления

5,0

-

По НД

2,00

- для тормозов

5,0

-

По НД

0,75

10,0

-

То же

1,15

15,0

-

н

По НД


1 Блок нагружения - совокупность определенного количества ступеней последовательных и параллельных регулярных воздействий одного уровня на изделие (либо его часть) при испытании с целью оптимальной имитации условий эксплуатации.


Примечание - Приведенные в таблице А.1 показатели и значения нормируемых величин для категорий транспортных средств Mi - обязательные, для остальных - рекомендуемые.



Таблица А.2 - Допустимые значения параметров изделий, обеспечивающие их работоспособность при эксплуатации

Параметр

Допустимые значения (критерии соответствия)

Требования к методам испытаний

Цилиндры

Трубки со штуцерами

Рукава с наконечниками

1 Циклическая долговечность при воздействии повышенного пульсирующего давления, циклов,не менее

104

(податливость несущих элементов колодок не более установленной в НД)

1.5    х 10для тормозов

1.5    х 10для сцепления

1.5    х 10для тормозов

1.5    х 10для сцепления

1.1    Импульс давления от нуля до значения повышенного давления, указанного в НД, но не менее 15,0 МПа.

Проверка герметичности перед и после испытаний по таблице А.1, пункт 1, перечисление б).

Разборка и оценка повреждений

1.2    Импульс давления от нуля до значения повышенного давления, указанного в НД, но не менее 22,0 МПа.

Проверка герметичности по таблице А.1, пункт 1, перечисление б)

1.3    Импульс давления от нуля до значения повышенного давления, указанного в НД, но не менее 7,0 МПа.

Проверка герметичности по таблице А.1, пункт 1, перечисление б)

2 Циклическая долговечность при воздействии пульсирующего давления при нормальной, пониженной и повышенной температурах, циклов, не менее

сл го о о о

XXX

ООО

(Л (Л (Л

0,7 х 105

2.0    х 105

5.0    х 10для трубок,

смежных (соединенных) с цилиндром

0,7 х 105

2.0    х 105

5.0    х 10для рукавов,

смежных (соединенных) с цилиндром

2.1    Блок нагружения1:

2.1.1    Температура, °С:

120

70

23

2.1.2    Импульс давления от нуля до рабочего давления (но не менее 10,0 МПа для тормозов).

Проверка герметичности перед испытаниями по таблице А.1, пункт 1, перечисление б), после испытаний -по таблице А.1, пункт 1.

Разборка цилиндра, оценка повреждений



Параметр

Допустимые значения (критерии соответствия)

Требования к методам испытаний

Цилиндры

Трубки со штуцерами

Рукава с наконечниками

2.2 Блок нагружения1:

2.2.1 Температура:

1,35 х 105

1,35 х 105

1,35 х 105

плюс 23 °С

0,45 х 105

0,45 х 105

0,45 х 105

минус 40 °С

О

X

о

О

X

о

О

X

о

плюс 120 °С

для трубок,

для рукавов,

2.2.2 Импульс давления от нуля до рабочего давления

смежных

смежных

(но не менее 10 МПа для тормозов).

(соединенных)

(соединенных)

Проверка герметичности перед испытаниями и после воз-

с цилиндром

с цилиндром

действия каждой температуры по таблице А.1, пункт 1,

перечисление б), после испытаний - по таблице А.1, пункт 1.

Разборка цилиндра, оценка повреждений

3 Циклическая долговечность

3 Блок нагружения1:

при воздействии пульсиру-

3.1 Моменты затяжки резьбовых соединений и натяги

ющего давления и вибрации,

устанавливают минимально допустимые

циклов вибрации, не менее:

3.2 Импульс давления 3,5 МПа при периодичности один

импульс в минуту и выдержке максимального давления не

менее 1 с

3.3 Вибрация:

а) для изделий, установлен-

5,0 х 106

5,0 х 106

5,0 х 106

а) в вертикальном направлении с ускорением + 20 g и час-

ных либо закрепленных на

тотой 60 Гц

элементах подвески колес или

соединенных с последними

б) для изделий, установлен-

ГО

о

X

о

О)

ГО

о

X

о

О)

ГО

о

X

о

О)

б) параметры вибрации нормирует разработчик.

ных либо закрепленных на

Проверка герметичности после испытаний по таблице А.1,

двигателе или соединенных с

пункт 1.

последним

Разборка цилиндра и оценка повреждений



Параметр

Допустимые значения (критерии соответствия)

Требования к методам испытаний

Цилиндры

Трубки со штуцерами

Рукава с наконечниками

4 Циклическая долговечность рукавов и трубок при воздействии кругового изгиба и статического гидравлического давления, циклов, не менее

2,0 х 106 для консольно закрепленных трубок, смежных (соединенных) с рукавом, крепление трубки аналогично креплению на транспортном средстве

го

о

X

о

О)

4 Блок нагружения1:

4.1    Статическое давление не менее 1,5 МПа

4.2    Вращение без скручивания одного конца рукава с наконечниками при неподвижно закрепленном другом конце с частотой не более 13 Гц (диаметр, по которому происходит вращение и степень натяжения рукава определяется величинами перемещения элементов подвески и управляемых колес транспортного средства, но не менее 200 мм).

Проверка герметичности после испытаний по таблице А.1, пункт 1

5 Водонепроницаемость рабочих, колесных цилиндров при пульсирующем давлении, циклов давления, не менее

500

5 Блок нагружения1:

5.1    Выдержка цилиндра при температуре 120 °С в течение 70 ч

5.2    Погружение цилиндра в воду на глубину не менее 300 мм

5.3    Импульс давления от нуля до 3,5 МПа.

Разборка и оценка состояния цилиндра после испытаний



Параметр

Допустимые значения (критерии соответствия)

Цилиндры

Трубки со штуцерами

Рукава с наконечниками

6 Морозостойкость

6.1 Морозостойкость для уплотнительных деталей изделий при пульсирующем давлении (используется для изделий, испытываемых по 2.1 таблицы А.2), циклов нагружения, не менее

1

1

для трубок, смежных (соединенных с цилиндром)

1

для рукавов, смежных (соединенных с цилиндром)

6.2 Морозостойкость при деформации защитных неметаллических деталей изделий, циклов деформации, не менее

1

1

1

6.1    Блок нагружения1:

6.1.1    Температура, минимально допустимая при эксплуатации, но не выше минус 40 °С

6.1.2    Выдержка (72 + 2) ч

6.1.3    Пульсирующее давление:

-    6 ходов с давлением (1 +0,1) МПа (выдержка под давлением не менее 5 с, паузы между ходами не менее 60 с);

-    6 ходов с давлением (4,0 + 0,4) МПа (выдержка под давлением не менее 5 с, паузы между ходами не менее 60 с)

6.1.4    Выдержка (24 + 1) ч без давления

6.1.5    Повторение пульсирующего давления

6.1.6    Выдержка (24 + 1) ч без давления

6.1.7    Повторение пульсирующего давления.

Проверка герметичности по таблице А.1, пункт 1, перечисление б).

Разборка цилиндра и оценка повреждений

6.2 Блок нагружения1:

6.2.1    Температура, минимально допустимая при эксплуатации, но не выше минус 40 °С

6.2.2    Выдержка в течение (6 + 0,5) ч

6.2.3    Деформация деталей до соприкосновения внутренних поверхностей, выдержка в течение 2 - 5 с.

Визуальная оценка наличия повреждений

Параметр

Допустимые значения (критерии соответствия)

Требования к методам испытаний

Цилиндры

Трубки со штуцерами

Рукава с наконечниками

6.3 Морозостойкость при деформации рукавов, циклов изгиба, не менее

1

6.3 Блок нагружения1:

6.3.1    Температура минимально допустимая при эксплуатации, но не выше минус 55 °С

6.3.2    Выдержка (72 ± 2) ч рукава и оправки диаметром 5d, где d - наружный диаметр рукава

6.3.3    Изгиб на 180° вокруг оправки в течение не более 2 с.

Визуальная оценка наличия повреждений

7 Циклическая долговечность при воздействии десятикратной разборки-сборки, монтажа, циклы

1

1

1

После первой, четвертой, седьмой разборки-сборки, монтажа - проверка герметичности по таблице А.1, пункт 1, перечисление б).

После десятой разборки-сборки, монтажа - проверка герметичности по таблице А.1, пункт 1

1 Блок нагружения - совокупность определенного количества ступеней последовательных и параллельных регулярных воздействий одного уровня на изделие (либо его часть) при испытании с целью оптимальной имитации условий эксплуатации.



Параметр

Допустимые значения (критерии соответствия)

Требования к методам испытаний

Цилиндры

Т рубки

Рукава

со штуцерами

с наконечниками


8 При испытании по 6.1 таблицы А.2 рабочего или колесного цилиндра крайние положения поршня (изменяют четыре раза) должны соответствовать положениям, которые занимает поршень при следующей степени износа элементов тормозного механизма, сцепления и механизма его выключения:

а)    износ отсутствует при выдержке 72 ч и пульсирующем давлении;

б)    износ на половину при выдержке 24 ч и пульсирующем давлении;

в)    износ на две трети при выдержке 24 ч и пульсирующем давлении;

г)    полный износ при оценке герметичности.


Таблица А.З - Допустимые значения параметров изделий, обеспечивающие их стойкость к воздействию условий окружающей среды

Параметр

Допустимые значения (критерии соответствия)

Требования к методам испытаний

Цилиндры

Трубки со штуцерами

Рукава с наконечниками

1 Озоностойкость, ч, не менее

1.1 Озоностойкость рукавов

70

1.1    Блок нагружения1:

1.1.1    Выдержка при температуре (23 + 5) °С в течение 24 ч при изгибе на оправке диаметром 8d, где d - наружный диаметр рукава

1.1.2    Выдержка на оправке в камере с температурой (50 + 2) °С и объемной концентрацией озона (5,0 + 0,5) • 10"7 %.

Визуальная оценка при семикратном увеличении без снятия с оправки наличия трещин на рукаве

1.2 Озоностойкость защитных

По НД

По НД

По НД

По НД

неметаллических деталей

2 Защитная способность

6

6

6

1.2 Блок нагружения1:

покрытий, блоков нагружения,

(рекомендуемое

(рекомендуемое

(рекомендуемое

1.2.1 Воздействие нейтрального соленого тумана, не ме-

не менее

число -12)

число -12)

число -12)

нее 72 ч

1.2.2 Воздействие повышенных значений относительной влажности и температуры без конденсации влаги, не менее 96 ч.

Проверка герметичности по таблице А.1, пункт 1.

Разборка и оценка повреждений

1 Блок нагружения - совокупность определенного количества ступеней последовательных и параллельных регулярных воздействий одного уровня на изделие (либо его часть) при испытании с целью оптимальной имитации условий эксплуатации.


Примечание - Приведенные в таблице показатели и значения нормируемых параметров для категории транспортных средств Mi - обязательные, для остальных -рекомендуемые.



ГОСТ 30731-2001

Приложение Б

(справочное)

Библиография

[1]

ISO 611:1994

Транспорт дорожный. Торможение автомобилей и прицепов. Словарь

[2]

ПРАВИЛА ЕЭК ООН № 13-99

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий М, N и О в отношении торможения

[3]

ПРАВИЛА ЕЭК ООН № 90-99

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения сменных тормозных накладок в сборе и накладок барабанных тормозов для механических транспортных средств и их прицепов

[4]

ISO 6597:1991

Транспорт дорожный. Тормозные системы легковых автомобилей. Измерение тормозных характеристик

[5]

ISO 7635:1991

Дорожный транспорт. Воздушные или воздушно-гидравлические тормозные системы. Измерение тормозных характеристик

[6]

ISO 7642:1991

Транспорт дорожный. Жилые и легкие прицепы. Прицепы категорий 01 и 02. Методы инерционных стендовых испытаний тормозов при движении накатом

[7]

ISO 7975:1996

Автомобильный дорожный транспорт. Торможение на повороте. Испытание методом открытой петли

[8]

JASO C 406-74

Процедура динамометрических испытаний торможения пассажирских автомобилей

[9]

SAE J1250_199211:1992

Процедура испытания рабочих характеристик тормозов в процессе работы. Автомобили свыше 4500 кг (10000 фунтов)

[10]

SAEJ134_199309:1993

Свод положений по испытаниям дорожных тормозных систем. Пассажирские автомобили и легкие грузовики в сочетании с прицепами

[11]

SAE J1404_100006:2000

Требования по структурной целостности рабочих тормозов. Автомобили, превышающие 4500 кг GWVR

[12]

SAE J1505_199504:1995

Свод положений по испытанию распределения тормозных сил. Коммерческие автомобили

[13]

SAE J1626_199906:1999

Тестовые процедуры по рабочим показателям по торможению, устойчивости и управляемости для грузовиков, тягачей и автобусов, оборудованных воздушными или гидравлическими тормозами

[14]

SAE J1652_199504:1995

Испытание на определение динамометрической эффективности фрикционных материалов скоб дисковых тормозов для пассажирских автомобилей и легких грузовиков

[15]

SAE J1671_199706:1997

Согласованные размеры колесной ступицы наружно установленным тормозным барабаном/диском. Коммерческие автомобили

[16]

SAE J1703_199801:1998

Структурное тестирование дисковых тормозов пассажирских автомобилей и грузовиков

[17]

SAE J1801_1200005:2000

Метка/разметка эффективности тормозов для тормозных колодок

[18]

SAE J1802_199306:1993

Номинальное значение эффективности тормозных колодок

16

ГОСТ 30731-2001

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН ассоциацией “Надежность машин и технических систем”, институтом Надежности машин НАН Республики Беларусь, научно-производственным объединением “ФЕНОКС”

ВНЕСЕН Госстандартом Республики Беларусь

2    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 24 мая 2001 г. № 19)

За принятие проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Республики Беларусь

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Кыргызская Республика

Кыргызстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикстандарт

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Украина

Госстандарт Украины

3    ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 29 октября 2001 г. № 42 непосредственно в качестве государственного стандарта Республики Беларусь с 1 апреля 2002 г.

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Республики Беларусь без разрешения Госстандарта Республики Беларусь

ГОСТ 30731-2001

[19]

SAE Л 854_199504:1995

Руководство по рабочим показателям распределения тормозных сил. Коммерческие автомобили

[20]

SAE Л 876_199003:1990

Пластиковый щиток для защиты от пыли для дисковых тормозов

[21]

SAE J201_199703:1997

Процедура тестирования рабочих характеристик тормозов в процессе работы. Пассажирские автомобили и легкие грузовики

[22]

SAE J2115_200006:2000

Свод положений для проведения испытаний по рабочим характеристикам и износу тормозов для коммерческих автомобилей при помощи инерционного динамометра

[23]

SAE J212_199801:

:1998

Процедуры динамометрического испытания тормозной системы. Пассажирские автомобили

[24]

SAE J225_199306:

:1993

Свод положений для проведения испытаний по балансу крутящего момента тормозных систем по коммерческим автомобилям

[25]

SAE J2468_199904:1999

Дорожные автомобили. Тормозные накладки. Процедура испытания сжимаемости

[26]

SAE J257_199702:

:1997

Мощностные (л. с.) требования по оценке тормозов. Коммерческие автомобили

[27]

SAE J293_199509:

:1995

Требования к рабочим показателям парковки автомобиля на дороге с уклоном

[28]

SAE J656_198804:

:1988

Определения и номенклатура автомобильных тормозов

[29]

SAE J661_199702:

:1997

Процедура испытания контроля качества по тормозным накладкам

[30]

SAE J667_196106:1961

Нормы для проведения тормозных испытаний. Инерционный динамометр

[31]

SAEJ79J 97208:1972

Установка термопары тормозного диска и барабана

[32]

SAEJ840J 99806:1998

Тестовые процедуры для испытания крепления тормозных колодок и накладок

[33]

SAEJ843J 99703:1997

Свод нормативов по дорожным испытаниям тормозных систем для пассажирских автомобилей и легких грузовичков

[34]

SAEJ866J 99601:

:1996

Система идентификации коэффициента трения для тормозных накладок

[35]

SAEJ880J 99702:1997

Нормативы тестирования производительности тормозной системы. Коммерческие автомобили

[36]

SAE J971_200004:2000

Нормативы по проведению теста для оценки силы торможения. Коммерческие автомобили. Инерционный динамометр

[37]

ISO 3996:1995

Транспорт дорожный. Шланги в сборе гидравлических тормозных систем для тормозных жидкостей не на нефтяной основе

[38]

ТУ 38 105261-82

Рукава гибкие с наконечниками гидравлического привода тормозов и сцепления автомобилей ВАЗ и других автотранспортных средств

[39]

ISO 6118:1980

Транспорт дорожный. Эластомерные манжеты для цилинд-

ров гидравлических тормозов, использующих тормозную жидкость не на нефтяной основе (максимальная рабочая температура 70 °С)

17

ГОСТ 30731-2001

Содержание

1    Область применения ............................................................................................................................ 1

2    Нормативные ссылки............................................................................................................................ 1

3    Определения ......................................................................................................................................... 2

4    Основные положения ........................................................................................................................... 3

5    Технические требования...................................................................................................................... 3

6    Правила приемки .................................................................................................................................. 5

7    Методы испытаний ............................................................................................................................... 7

Приложение А Значения нормируемых технических требований и методы испытаний ................. 8

Приложение Б Библиография................................................................................................................16

III

межгосударственный стандарт

ЦИЛИНДРЫ, ТРУБКИ И РУКАВА ГИДРОПРИВОДА ТОРМОЗОВ И СЦЕПЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Общие технические требования, правила приемки и методы испытаний

CYLINDERS, TUBES, HOSES OF VEHICLES BRAKE AND CLUTCH General technical requirements, acceptance rules and test methods

Дата введения 2002-04-01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на главные, рабочие, колесные цилиндры (в том числе: главные цилиндры с усилителями; цилиндры, корпуса которых одновременно являются суппортом дискового тормоза; цилиндры с встроенными регуляторами), трубки со штуцерами и гибкие рукава с наконечниками для гидропривода тормозов и сцепления (далее - изделия) транспортных средств по ГОСТ 22895. Стандарт может быть использован для сертификации комплектующих изделий (резиновых уплотнительных, защитных деталей, элементов соединений и т. д.), регуляторов тормозных сил.

Обязательные требования к качеству изделий тормозного привода, направленные на обеспечение их безопасности для жизни, здоровья людей и охраны окружающей среды, изложены в разделах 4, 5, 7. Настоящий стандарт не регламентирует конструктивное исполнение изделий.

2    Нормативные ссыпки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 9.308-85 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы ускоренных коррозионных испытаний

ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения ГОСТ 16350-80 Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей

ГОСТ 18242-72 Статистический приемочный контроль по альтернативному признаку. Планы контроля ГОСТ 22895-77 Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Общие технические требования

ГОСТ 23170-78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования ГОСТ 23181-78 Приводы тормозные гидравлические автотранспортных средств. Общие технические требования

ГОСТ 24482-80 Макрокпиматические районы земного шара с тропическим климатом. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей

ГОСТ 25478-91 Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки

ГОСТ 26089-84 Рукава резиновые для гидравлических тормозов автомобилей. Основные параметры и размеры, технические требования, методы испытаний, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

Издание официальное

3 Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями: главный цилиндр: Цилиндр привода тормозов или сцепления, к поршню которого прилагается усилие от педали водителя.

колесный цилиндр: Цилиндр привода тормозов, осуществляющий перемещение колодки тормозного механизма.

номинальная сила цилиндра: Сила, которую необходимо приложить к поршню, или сила, которая будет развита поршнем при достижении в гидроприводе рабочего давления.

остаточный тормозной момент: Момент трения, удерживающий тормозной диск после снятия давления жидкости в цилиндре и выполнения заданного числа оборотов диска.

партия: Совокупность изделий одного обозначения, изготовленных по одной нормативной документации, в единых условиях производства при нормальном распределении контролируемого параметра, предъявляемых к приемке одновременно и сопровождаемых одним документом о качестве.

повышенное давление жидкости в гидроприводе: Давление жидкости в гидроприводе (выше рабочего), возникающее при превышении требуемого для обеспечения нормативной эффективности усилия на педали привода.

податливость изделий гидропривода: Способность изделий гидропривода изменять форму и размеры под действием внутреннего давления.

Примечание - Примеры податливости изделий гидропривода: объемное расширение рукавов и трубок (кроме металлических), деформация корпуса цилиндра, который является несущим элементом тормозных колодок.

поток: Совокупность последовательно поступающих на контроль изделий одного обозначения, изготавливаемых по одной нормативной документации, в единых условиях производства при нормальном распределении контролируемого параметра за установленный период времени (например, одну смену).

рабочее давление для тормозной системы: Давление в гидроприводе, при котором обеспечивается нормативная эффективность торможения.

Примечание - Нормативная эффективность торможения - по ГОСТ 22895.

рабочее давление для системы управления сцеплением: Давление в гидроприводе, при котором обеспечивается нормативная эффективность выключения сцепления.

Примечание - Нормативная эффективность выключения сцепления - по нормативной документации.

рабочий цилиндр: Цилиндр привода сцепления для перемещения элементов выключения сцепления, разрушающее давление: Минимальное значение внутреннего гидравлического давления в изделии, при котором произойдет разрушение (нарушение целостности) элементов.

Примечание - Допускаются утечки в месте сопряжения разборных элементов.

регулятор тормозных сил: Устройство для упреждающей блокировки передних колес и обеспечения независимости режима очередности блокировки от состояния нагруженности транспортного средства.

сила разрушения рукава с наконечниками: Сила, приложенная к наконечникам вдоль оси рукава с регламентированной скоростью нагружения, при которой происходит вырыв рукава из наконечника либо его разрушение (нарушение целостности).

типовой представитель группы изделий: Изделие, наиболее полно отражающее конструктивные особенности группы изделий, выполняющих одинаковые функции, изготавливаемое по типовой технологии, позволяющее при проведении испытаний судить о качестве группы изделий в целом.

Примечание - В групповых технических условиях (ТУ) следует указать, какое изделие является типовым представителем какой группы и по какому параметру качества.

усилитель главного цилиндра: Устройство для увеличения усилия, передаваемого на шток цилиндра от педали водителя либо давления в приводе.

В настоящем стандарте также применяют термины с соответствующими определениями по ГОСТ 15467 и [1].

2

ГОСТ 30731-2001

4    Основные положения

4.1    Функционирование транспортных средств обеспечивается работоспособностью тормозной системы и привода управления сцеплением, технические требования и нормативы эффективности которой - по ГОСТ 22895, ГОСТ 23181, ГОСТ 25478, нормативным документам (НД) на изделия конкретных типов, [2] - [36].

4.2    Цилиндры, трубки со штуцерами и гибкие рукава с наконечниками гидропривода тормозов и сцепления должны обеспечивать выполнение требований к транспортному средству в части тормозных свойств и функционирования трансмиссии по [37] - [77].

5    Технические требования

5.1    Изделия должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, ТУ, конструкторской документации (КД) и технологической документации (ТД) на конкретные изделия.

ТУ на изделия должны быть согласованы с изготовителем транспортного средства либо с официальным представителем изготовителя транспортного средства, уполномоченным осуществлять согласование. При

отсутствии согласования ТУ для подтверждения соответствия транспортного средства, на котором установлены изделия, требованиям ГОСТ 22895, других нормативным документам на конкретные изделия, [2] - [36], в программу квалификационных испытаний включают испытания изделий в составе транспортного средства.

Применяемость для моделей транспортных средств - по ТУ и КД.

5.2    Основные параметры изделий определяют при проектировании, исходя из нормативов эффективности тормозной системы по ГОСТ 22895, ГОСТ 23181, параметров колесно-ступичного узла, подвески,

рулевого управления, сцепления и других НД, [2] - [36], [78] - [80]. Параметры нормирует разработчик изделий.

5.2.1    Для изделий в части геометрических размеров [81] - [83] нормируют:

5.2.1.1    Для цилиндров:

-    диаметр рабочей поверхности корпуса;

-    основные функциональные размеры;

-    размеры и параметры допустимых отклонений от формы и номинального расположения базовых и присоединительных поверхностей;

-    габаритные размеры.

5.2.1.2    Для трубок со штуцерами и рукавов с наконечниками:

-    внутренние и наружные диаметры трубки и рукава, в том числе минимальный внутренний диаметр в области сужения (до и после регламентированного воздействия жидкостью) [37], [38];

-допустимые установочные радиусы изгиба;

-    размеры и параметры допустимых отклонений от формы и номинального расположения базовых и присоединительных поверхностей;

-    габаритные размеры.

5.2.2    Для изделий в части свойств материалов нормируют:

-    марки материалов и их соответствие НД;

-    вид, величину (например, площадь, размеры) и число недопустимых дефектов, влияющих на параметры изделий.

5.2.3    В ТУ указывают параметры и пределы условий функционирования изделий:

5.2.3.1    Тип цилиндра (одно-, двухпоршневой; одно-, двухкамерный и т. п.).

5.2.3.2    Рабочее давление в гидроприводе.

5.2.3.3    Рабочий и полный ход поршня.

5.2.3.4    Объем вытесняемой (потребляемой) жидкости при рабочем (полном) ходе поршня (рекомендуется указывать связь со скоростью перемещения поршня главного цилиндра).

5.2.3.5    Номинальную силу цилиндра (расчетную или экспериментальную).

5.2.3.6    Максимальное давление или усилие, при котором начинается функционирование цилиндра.

5.2.3.7    Максимальное давление, при котором сохраняется герметичность.

5.2.3.8    Параметры и характеристики функционирования (например, усилие, давление, перемещение, время, упругое восстановление, скорость повышения давления и пр.) устройств автоматического регулирования, клапанов, усилителя главного цилиндра, регулятора тормозных сил и т. п. до и после воздействий по 5.7, 5.8.

5.2.3.9    Диапазоны температур функционирования изделий (климатический и эксплуатационный).

5.2.3.10    Марки применяемых рабочей и консервационных жидкостей [84] - [95].

3

5.2.3.11 Значения параметров регулирования узлов гидропривода, обеспечивающие нормальное функционирование изделий (зазоры и т. п.), при их наличии.

5.2.4    Для изделий нормируют наличие и условия функционирования устройств для удаления воздуха из гидропривода.

5.2.5    Для оценки свойств соединений и функциональных элементов изделий нормируют:

5.2.5.1    Параметры регулирования (настройки) функциональных элементов цилиндров.

5.2.5.2    Моменты затяжки резьбовых соединений, усилия запрессовки элементов цилиндров.

5.2.5.3    Моменты затяжки резьбовых соединений при монтаже изделий в гидропривод транспортного средства.

5.2.6    Для изделий нормируют значения податливости, обеспечивающие параметры функционирования гидропривода (время срабатывания, объем потребляемой жидкости и т. п.). Допустимые значения податливости - по приложению А, таблицы А.1, А.2.

5.3    Требования к цилиндрам

5.3.1    Корпус цилиндра (или заготовка) должен сохранять герметичность при воздействии внутренним давлением, МПа, не менее: 20 - для гидропривода тормозов, 10 - для сцепления (требование распространяется на изделия, поставленные на производство после 01.01.2002 г.).

5.3.2    Главный тормозной цилиндр должен иметь отдельный резервуар или отсек в общем резервуаре для каждого контура рабочей тормозной системы [96]. Утечка жидкости из одного резервуара или отсека в общем резервуаре не должна приводить к утечке жидкости из другого резервуара или отсека (требование распространяется на цилиндры, комплектуемые резервуарами) [97].

5.3.3    Резервуар гидропривода должен обеспечивать защиту жидкости от попадания пыли [98], влаги, механических примесей при эксплуатации и заправке.

5.3.4    Конструкция резервуара для жидкости должна обеспечивать контроль уровня жидкости без снятия крышки заправочного отверстия на протяжении всего срока службы [2].

5.3.5    Для колесных тормозных цилиндров, корпуса которых одновременно являются суппортом дискового тормозного механизма, нормируют: остаточный тормозной момент, упругое восстановление уплотнительных деталей после снятия давления жидкости, усилие смещения подвижной части суппорта, податливость консоли корпуса суппорта.

5.3.6    Рабочие полости цилиндра (включая отдельные полости для двухконтурных цилиндров: при разгерметизации одного из контуров, а также при возникновении перепада давлений) должны сохранять герметичность при пневматическом и(или) гидравлическом давлении не менее 0,15 МПа и (или) воздействии вакуума (рекомендуемое значение - не менее минус 0,085 МПа) при регламентировании времени воздействия и допустимого снижения либо увеличения давления.

5.4    Трубки со штуцерами должны сохранять герметичность при воздействии пневматическим или гидравлическим давлением не менее 0,15 МПа при регламентировании времени воздействия и допустимого снижения давления.

5.5    Рукава с наконечниками должны сохранять герметичность при воздействии давления по пункту 1, перечисление б) таблицы А.1 приложения А при регламентировании допустимого снижения давления.

5.6    Изделия не должны разрушаться, необратимо деформироваться на протяжении всего срока службы транспортного средства в условиях эксплуатации, для которых оно предназначено. Допустимые значения параметров изделий, обеспечивающие функционирование гидропривода, приведены в таблице А.1 приложения А. Нормируемыми параметрами изделий являются:

5.6.1    Герметичность при воздействии давления в гидроприводе тормозов при усилии на педали не менее 980 Н.

5.6.2    Разрушающее давление.

5.6.3    Сила разрушения рукава с наконечниками.

5.6.4    Податливость изделия.

5.7    Ресурс изделий нормируют для категорий условий эксплуатации транспортного средства, но не менее 50 000 км. Допустимые значения параметров изделий, обеспечивающие их работоспособность, должны соответствовать значениям, приведенным в таблице А.2 приложения А. Нормируемыми в ТУ параметрами, характеризующими ресурс, являются:

5.7.1    Циклическая долговечность при воздействии повышенного пульсирующего давления (требование распространяется на изделия, поставленные на производство после 01.01.2002 г.).

5.7.2    Циклическая долговечность при воздействии пульсирующего давления при повышенной, пониженной и нормальной температурах.

ГОСТ 30731-2001

5.7.3    Циклическая долговечность при воздействии пульсирующего давления и вибрации для изделий, установленных на элементах подвески, двигателе и элементах, смежных с ними (требование распространяется на изделия, поставленные на производство после 01.01.2002 г.).

5.7.4    Циклическая долговечность рукавов и трубок при воздействии кругового изгиба и статического давления.

5.7.5    Циклическая долговечность рукавов и трубок при воздействии низких температур, пульсирующего давления и деформации.

5.7.6    Водонепроницаемость при пульсирующем давлении для рабочих и колесных цилиндров (требование распространяется на изделия, поставленные на производство после 01.01.2002 г.).

5.7.7    Циклическая долговечность при воздействии многократных разборки-сборки и монтажа изделий (соединения, разборка которых допускается изготовителем).

5.8    Изделия должны сохранять работоспособность при воздействии окружающей среды и условий эксплуатации согласно установленному в ТУ климатическому исполнению в течение не менее пяти лет. Вид климатического исполнения - по ГОСТ 15150, ГОСТ 16350, ГОСТ 24482, требования к антикоррозионной защите, сопротивлению воздействию излучений (в том числе солнечного), эксплуатационных условий устанавливают в ТУ и(или) КД. При этом нормируют:

5.8.1    Стойкость к виду излучения - по таблице А.З приложения А, [99] (срок введения 01.01.2002 г.).

5.8.2    Защитную способность покрытий - по таблице А.З приложения А, [100] (срок введения 01.01.2002 г.).

5.8.3    Стойкость к воздействию эксплуатационных жидкостей: топлива, смазки, охлаждающих жидкостей, электролита и т. п. - по НД на конкретный тип транспортного средства (срок введения 01.01.2002 г.).

5.8.4    Стойкость элементов, обеспечивающих исключение попадания посторонних предметов и веществ в гидравлическую систему при заправке и эксплуатации - по НД на конкретный тип транспортного средства (срок введения 01.01.2002 г.).

5.9    Маркировка (в том числе указание типа применяемой жидкости), упаковка, консервация, транспортирование и хранение изделий - по ГОСТ 14092, ГОСТ 23170, НД, [101] - [103]. Маркировка (изготовителя

(например, клеймо) и идентификатор проведения испытаний по критическим дефектам) должна сохраняться

в течение всего срока службы изделия.

Упаковка и консервация должны исключать попадание внутрь изделий пыли, влаги и посторонних предметов и веществ, приводящих к повреждению или снижению ресурса изделий при хранении и транспортировании.

5.10    В ТУ и(или) в сопроводительной документации должны быть указаны рекомендации по эксплуатации и техническому обслуживанию, косвенные параметры (например, наличие трещин на металлических деталях), характеризующие качество изделий (при необходимости).

6 Правила приемки

6.1    Для проверки соответствия изделий требованиям настоящего стандарта проводят квалификационные, приемо-сдаточные, периодические и типовые испытания.

6.2    Приемо-сдаточные испытания

6.2.1    Изделия предъявляют к приемке партиями (если изделия поступают на контроль партиями) или потоком (если формирование партий невозможно или экономически нецелесообразно).

6.2.2    Изделия проверяют сплошным и выборочным контролем по ГОСТ 18242 (при этом используют уровень контроля II). Приемочный уровень дефектности в процентах, установленный в НД, не должен превышать значений, указанных в таблице 1.

6.2.3    Параметры приемо-сдаточных испытаний - по таблице 1. Класс дефектов по ГОСТ 15467, [110] определяет разработчик изделий.

5

Таблица 1 - Параметры приемо-сдаточных испытаний

Класс дефектов (контролируемый параметр)

Приемочный уровень дефектности, % (число образцов для разрушающих видов испытаний)

1 Критические 1.1 Для цилиндров:

-    наличие недопустимых дефектов по 5.2.2;

-    функционирование по 5.2.3.6, 5.2.5.1,5.3.5;

-    герметичность по 5.3.1 (контроль в процессе производства), 5.3.6 1.2 Для трубок:

-    наличие недопустимых дефектов по 5.2.2;

Сплошной контроль

-    герметичность по 5.4 1.3 Для рукавов:

-    наличие недопустимых дефектов по 5.2.2;

То же

- герметичность по 5.5

То же

2 Значительные

0,15 (По НД)

3 Малозначительные

1,50 (По НД)

Партию изделий принимают, если число дефектных изделий в выборке по каждому из параметров меньше или равно приемочному числу (рекомендуемое приемочное число равно нулю [111], [112]), и бракуют, если число дефектных изделий в выборке по какому-либо из параметров больше или равно браковочному числу.

Забракованную партию допускается предъявлять к приемке повторно после устранения выявленных дефектов и проведения сплошного контроля по параметрам, в отношении которых выявлены дефекты, а также по параметрам, на которые могло повлиять устранение дефектов.

Усиление и ослабление непрерывного приемочного контроля потока изделий - по НД.

6.2.4 Допускается применение других статистических методов приемочного контроля, [104] -[109], приемочный уровень дефектности которых не выше установленного в таблице 1. При использовании методов статистического регулирования технологических процессов [113] допускается корректировать контролируемые параметры и объем приемо-сдаточных испытаний по характеристикам, на которые распространяются вышеуказанные методы. Результаты приемо-сдаточных испытаний по критическим дефектам документируют (например, в протоколе) по НД, [111], [112], [114].

6.3 Периодические испытания

6.3.1    Периодические испытания проводит изготовитель на выборке изделий, прошедших приемосдаточные испытания.

6.3.2    Периодические испытания проводят на соответствие 5.2.3.3, 5.2.3.6 - 5.2.3.8, 5.2.5, 5.2.6, 5.3.3, 5.3.5, 5.6 - 5.9. Объем и периодичность испытаний - по НД, но не реже одного раза в три года. Результаты испытаний документируют (например, в протоколе) по НД, [111], [112], [114], [120]. Для каждого испытания используют новые изделия из той же выборки.

При получении неудовлетворительных результатов испытаний (хотя бы по одному параметру) выполняют мероприятия по ГОСТ 15.309.

6.3.3    Допускается проведение периодических испытаний на типовом представителе группы изделий.

1

   Приведенные в таблице А.2 показатели и значения нормируемых величин для категории транспортных средств Mi - обязательные, для остальных - рекомендуемые.