ГОСТ 30574-98
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Двигатели внутреннего сгорания поршневые.
ВЫБРОСЫ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ И
ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ
Циклы испытаний
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
Минск
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Российской Федерацией ТК 235 «Двигатели
судовые, тепловозные и промышленные»
ВНЕСЕН
Госстандартом России
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации,
метрологии и сертификации (протокол № 14-98 от 12 ноября 1998 г.)
За
принятие проголосовали:
Наименование государства
|
Наименование
национального органа по стандартизации
|
Азербайджанская
Республика
|
Азгосстандарт
|
Республика Армения
|
Армгосстандарт
|
Республика Беларусь
|
Госстандарт Беларуси
|
Грузия
|
Грузстандарт
|
Киргизская
Республика
|
Киргизстандарт
|
Республика Молдова
|
Молдовастандарт
|
Российская Федерация
|
Госстандарт России
|
Республика
Таджикистан
|
Таджикгосстандарт
|
Туркменистан
|
Главная
государственная инспекция Туркменистана
|
Республика
Узбекистан
|
Узгосстандарт
|
Украина
|
Госстандарт Украины
|
3 Стандарт соответствует ИСО 8178-4-1996 «ДВС. Испытательные
циклы» в части испытательных процедур и методов измерений
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4 Постановлением Государственного комитета Российской
Федерации по стандартизации и метрологии от 8 апреля 1999 г. № 117 межгосударственный стандарт ГОСТ 30574-98
введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта
Российской Федерации с 1 января 2000 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область применения. 2
2 Нормативные
ссылки. 2
3 Обозначения. 2
4 Термины и
определения. 2
5 Общие положения. 3
6 Циклы испытаний. 3
|
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Двигатели внутреннего сгорания поршневые.
ВЫБРОСЫ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ И ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ
Циклы испытаний
Internal combustion reciprocating engines.
Emissions and diesel smoke. Test cycles
Дата введения
2000-01-01
1
Область применения
Настоящий стандарт
распространяется на судовые, тепловозные и промышленные двигатели внутреннего сгорания
(далее - двигатели), а также на агрегаты на их базе и устанавливает циклы
испытаний при определении выбросов вредных веществ и дымности отработавших
газов.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2 Нормативные ссылки
В настоящем
стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ
10150-88 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Общие технические
условия
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
3
Обозначения
3.1 В настоящем стандарте использованы следующие символы и
сокращения:
B - цикл «Универсальный»;
C - циклы «Промышленные двигатели мощностью 20 кВт и более»;
D - циклы «Двигатели для привода генератора»;
E - циклы «Судовые двигатели»;
F - циклы «Тепловозные двигатели»;
G - циклы «Промышленные двигатели мощностью менее 20 кВт».
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
4
Термины и определения
В настоящем
стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:
4.1 Цикл испытаний - последовательность режимов дизеля
с определенными частотами вращения, крутящими моментами и весовыми
коэффициентами исключая цикл В «Универсальный», в котором
не регламентированы весовые коэффициенты.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4.2 Длительность режима - отрезок времени, включающий
время, в течение которого частота вращения и (или) крутящий момент изменяются и
стабилизируются в начале режима, и время работы дизеля на установившихся
значениях частоты вращения и (или) крутящего момента, характеризующих данный
режим.
4.3. Значения крутящего момента, указанные в циклах
испытаний, кроме циклов для судовых дизелей для тяжелых условий работы,
работающих по винтовой характеристике (E3), и дизелей
прочих судов длиной до 24 м (кроме буксиров и толкачей), работающих по винтовой
характеристике (Е5),
- это величины, выраженные в процентах, и представляющие для данного режима
отношение заданного момента к максимально возможному моменту при заданной
частоте вращения.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
Мощность для
циклов E3 и Е5 - это
величина, выраженная в процентах от номинальной мощности при изменении частоты
вращения дизеля по винтовой характеристике.
4.4 Частота вращения
4.4.1 Номинальная частота вращения - по ГОСТ 10150.
4.4.2 Промежуточная частота вращения - устанавливает
изготовитель с учетом требований, приведенных ниже.
4.4.2.1 Для дизелей, предназначенных для работы по внешней
характеристике.
Промежуточная
частота вращения - частота вращения в диапазоне 60 - 75
% номинальной частоты вращения, при которой достигается максимальный крутящий
момент.
Если максимальный
крутящий момент возникает при частоте вращения менее 60 % номинальной частоты
вращения, промежуточная частота вращения устанавливается равной 60 %
номинальной.
Если
максимальный крутящий момент возникает при частоте вращения более 75 % номинальной
частоты вращения, промежуточная частота вращения устанавливается равной 75 %
номинальной.
4.4.2.2 Для дизелей, не предназначенных для работы по внешней
характеристике.
Промежуточная
частота вращения при установившемся режиме должна составлять 60 - 70
% номинальной частоты вращения.
4.4.2.3 Для дизелей, испытываемых по циклам G1.
Промежуточная
частота вращения должна составлять 85 % номинальной частоты вращения.
4.5 Весовой коэффициент - условная величина,
отражающая статистическую долю времени работы двигателей данного назначения в
эксплуатации вблизи данного режима.
Весовые коэффициенты
используются в тех случаях, когда результаты испытаний выражены в г/кВт×ч.
(Введен
дополнительно, Изм. № 1).
5
Общие положения
5.1 Измерение и оценку выбросов с ОГ следует проводить с
использованием циклов испытаний, соответствующих назначению дизеля.
5.2 Подготовка дизеля должна исключать влияние отложений в выпускной
системе после предыдущих испытаний на измерения выбросов вредных веществ.
5.3 Дизель должен быть прогрет на номинальной мощности,
используемой в данном цикле испытаний, для стабилизации параметров дизеля в
соответствии с инструкцией по эксплуатации.
5.4 Все режимы испытаний, кроме циклов E3 и Е5,
могут быть сведены в универсальный цикл B без весовых коэффициентов.
Данные по
выбросам для каждого режима цикла B позволяют с
помощью расчета получить значения выбросов для каждого из других циклов, используя
соответствующие весовые коэффициенты.
5.5 Каждое испытание следует выполнять в заданной
последовательности режимов для данного цикла испытаний или последовательности
режимов цикла B, если
скомбинированы два и более циклов.
5.6 Минимальная длительность режима 10 мин является
стандартной, за исключением циклов G.
При необходимости длительность режима может быть увеличена.
Длительность
режима, выбранная для цикла испытаний, должна быть указана в программе
испытаний и в отчете по результатам испытаний.
5.7 (Исключен, Изм. № 1).
6
Циклы испытаний
6.1 Цикл испытаний B «Универсальный»
6.1.1
Универсальный цикл используют как основу для формирования других циклов
испытаний.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
6.1.2 Последовательность режимов проведения испытаний по циклу B должна соответствовать указанной в таблице 1.
Таблица 1
Номер режима цикла B
|
Частота вращения
|
Крутящий момент, %
|
1
|
Номинальная
|
100
|
2
|
75
|
3
|
50
|
4
|
25
|
5
|
10
|
6
|
Промежуточная
|
100
|
7
|
75
|
8
|
50
|
9
|
25
|
10
|
10
|
11
|
Минимальная
холостого хода
|
0
|
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
6.2 Циклы испытаний C
«Двигатели для внедорожного транспорта и внедорожного промышленного
оборудования» включают циклы:
C1 - для
внедорожного транспорта и промышленного оборудования с приводом от дизельного
двигателя;
С2 - для внедорожного транспорта и промышленного
оборудования с приводом двигателями искрового зажигания мощностью 20 кВт и
более.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
6.2.1 Последовательность режимов проведения испытаний по циклам C1 и С2 должна соответствовать указанной в таблице 2.
Таблица 2
Номер режима цикла
В
|
Частота
вращения
|
Режим цикла С1
|
Режим цикла С2
|
Номер
режима
|
Крутящий момент, %
|
Весовой коэффициент
|
Номер режима
|
Крутящий момент %
|
Весовой коэффициент
|
1
|
Номинальная
|
1
|
100
|
0,15
|
-
|
-
|
-
|
2
|
2
|
75
|
0,15
|
-
|
-
|
-
|
3
|
3
|
50
|
0,15
|
-
|
-
|
-
|
4
|
-
|
-
|
-
|
1
|
25
|
0,06
|
5
|
4
|
10
|
0,10
|
-
|
-
|
-
|
6
|
Промежуточная
|
5
|
100
|
0,10
|
2
|
100
|
0,02
|
7
|
6
|
75
|
0,10
|
3
|
75
|
0,05
|
8
|
7
|
50
|
0,10
|
4
|
50
|
0,32
|
9
|
-
|
-
|
-
|
5
|
25
|
0,30
|
10
|
-
|
-
|
-
|
6
|
10
|
0,10
|
11
|
Минимальная холостого хода
|
8
|
0
|
0,15
|
7
|
0
|
0,15
|
По циклу C1 рекомендуется испытывать промышленные двигатели для:
промышленных буровых
установок, компрессоров, большегрузных карьерных самосвалов с механической и
гидромеханической трансмиссией и т.д.;
строительного
оборудования, в том числе колесных и гусеничных погрузчиков,
бульдозеров, передвижных кранов и т.д.;
оборудования для
лесной промышленности, сельскохозяйственной техники, экскаваторов, грейдеров,
катков, асфальтоукладчиков и т.д.;
снегоуборочных
машин;
вспомогательного
оборудования аэропортов.
По циклу С2 следует
испытывать двигатели для:
дорожного оборудования;
сельскохозяйственной
техники;
вилочных погрузчиков;
вспомогательного
оборудования аэропортов.
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
6.3 Циклы испытаний D
«Двигатели с постоянной частотой вращения» включают:
цикл D1 -
двигатели для силовых установок;
цикл D2 -
двигатели для электроустановок с переменной нагрузкой».
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
6.3.1 Последовательность режимов проведения испытаний по циклам D1 и D2 должна
соответствовать указанной в таблице 3.
Таблица 3
Номер режима цикла В
|
Частота вращения
|
Режим цикла D1
|
Режим цикла D2
|
Номер режима
|
Крутящий момент, %
|
Весовой коэффициент
|
Номер режима
|
Крутящий момент, %
|
Весовой коэффициент
|
1
|
Номинальная
|
1
|
100
|
0,3
|
1
|
100
|
0,05
|
2
|
2
|
75
|
0,5
|
2
|
75
|
0,25
|
3
|
3
|
50
|
0,2
|
3
|
50
|
0,30
|
4
|
-
|
-
|
-
|
4
|
25
|
0,30
|
5
|
-
|
-
|
-
|
5
|
10
|
0,10
|
6
|
Промежуточная
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
7
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
8
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
9
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
10
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
11
|
Минимальная
холостого хода
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Значения
крутящих моментов для циклов D1 и D2 указаны в процентах от значений крутящих моментов, соответствующих
номинальной мощности:
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
6.3.2 По циклу D1 рекомендуется
испытывать двигатели для электростанции и привода ирригационных насосов; по циклу D2 - дизель-генераторы с кратковременной нагрузкой
(прерывистой, скачкообразной), в том числе судовые вспомогательные и
тепловозные (не для тяги), рефрижераторные агрегаты, сварочные установки.
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
6.4 Циклы испытаний E «Судовые
двигатели» включают:
цикл Е1 - двигатели для
судов длиной менее 24 м (кроме буксиров и толкачей)
цикл Е2 -
главные судовые двигатели для тяжелых условий эксплуатации, работающие с
постоянной частотой вращения;
цикл E3 - судовые двигатели для тяжелых условий работы,
работающие по винтовой характеристике;
цикл Е4 - двигатели с
искровым зажиганием для судов длиной менее 24 м;
цикл Е5 - двигатели для
судов длиной менее 24 м (кроме буксиров и толкачей), работающие по винтовой
характеристике.
Примечания
1 Для судовых энергетических установок с винтом регулируемого шага
могут применяться циклы Е2 или E3 по согласованию изготовителя с потребителем.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
6.4.2 Для циклов E1, Е2 и E4 параметры выбросов допускается рассчитывать по циклу B.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
6.5 Цикл испытаний F
«Тепловозные двигатели» применяется при испытаниях тепловозов и дизель-поездов, автомотрис, а также большегрузных карьерных самосвалов
с электрической трансмиссией.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
6.5.1 Последовательность режимов проведения испытаний по циклу F должна
соответствовать указанной в таблице 5.
Таблица 5
Номер режима цикла В
|
Частота
вращения
|
Режим
цикла F
|
Номер
режима
|
Крутящий
момент, %
|
Весовой
коэффициент
|
1
|
Номинальная
|
1
|
100
|
0,25
|
2
|
-
|
-
|
-
|
3
|
-
|
-
|
-
|
4
|
-
|
-
|
-
|
5
|
-
|
-
|
-
|
6
|
Промежуточная
|
-
|
-
|
-
|
7
|
-
|
-
|
-
|
8
|
2
|
50
|
0,15
|
9
|
-
|
-
|
-
|
10
|
-
|
-
|
-
|
11
|
Минимальная
холостого хода
|
3
|
0
|
0,60
|
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
6.5.2 Для дизелей, использующих ступенчатую систему управления, точку промежуточной частоты вращения определяют как наиболее близкую к 50 % промежуточного
крутящего момента или к 35 % номинальной мощности.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
6.6. Циклы типа G «Промышленные
двигатели мощностью менее 20 кВт» включают:
цикл G1 - для
двигателей, работающих на промежуточной частоте вращения газонокосилок, снегоуборочной
техники, устройств для уборки мусора и т. д. (кроме ручного инструмента);
цикл G2 - для
двигателей, работающих на номинальной частоте вращения насосов, сварочных
аппаратов, компрессоров, портативных дизель-генераторов и т. д. (кроме ручного инструмента)».
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
цикл G3 - ручной инструмент при работе на номинальной частоте
вращения (воздуходувки, портативные деревообрабатывающие станки, пилы и т.д.).
6.6.1 Последовательность режимов проведения испытаний по циклам G1, G2 и G3 должна соответствовать указанной в таблице 6.
Таблица 6
Режим цикла B
|
Режим цикла G1
|
Режим цикла G2
|
Режим цикла G3
|
Номер режима
|
Частота вращения
|
Номер режима
|
Крутящий момент, %
|
Весовой коэффициент
|
Номер режима
|
Крутящий момент, %
|
Весовой коэффициент
|
Номер режима
|
Крутящий момент, %
|
Весовой коэффициент
|
1
|
Номинальная
|
-
|
-
|
-
|
1
|
100
|
0,09
|
1
|
100
|
0,9
|
2
|
-
|
-
|
-
|
2
|
75
|
0,20
|
-
|
-
|
-
|
3
|
-
|
-
|
-
|
3
|
50
|
0,29
|
-
|
-
|
-
|
4
|
-
|
-
|
-
|
4
|
25
|
0,30
|
-
|
-
|
-
|
5
|
-
|
-
|
-
|
5
|
10
|
0,07
|
-
|
-
|
-
|
6
|
Промежуточная
|
1
|
100
|
0,09
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
7
|
2
|
75
|
0,20
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
8
|
3
|
50
|
0.29
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
9
|
4
|
25
|
0,30
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
10
|
5
|
10
|
0,07
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
11
|
Минимальная
холостого хода
|
6
|
0
|
0,05
|
6
|
0
|
0,05
|
2
|
0
|
0,1
|
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
Ключевые слова: двигатели
судовые, тепловозные, промышленные; выбросы, дымность, газы отработавшие,
вещества вредные, измерение, испытания, циклы
(Измененная
редакция, Изм. № 1).