Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

16 страниц

304.00 ₽

Купить ГОСТ 30487-97 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Настоящий стандарт распространяется на электропоезда, предназначенные для пригородного сообщения на электрифицированных (постоянного и переменного тока) участках магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Стандарт распространяется на электропоезда исполнения У категории размещения 1 ГОСТ 15150

  Скачать PDF

Код ОКС откорректирован в соответствии с указателем стандартов 2007 г.

Прекращено применение на территории РФ, с 01.01.2014 действует ГОСТ Р 55434-2013 (ИУС 6-2014)

Действие завершено 01.01.2014

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 требования безопасности конструкции

4 Требования комфорта

5 требования к электрооборудованию

6 Пожарная безопасность

7 Методы контроля

Показать даты введения Admin

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ЭЛЕКТРОПОЕЗДА ПРИГОРОДНОГО СООБЩЕНИЯ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

БЗ 7-96/282


Издание официальное

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ Минск

ГОСТ 30487-97

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом МТК 243 «Вагоны»

ВНЕСЕН Госстандартом России

2    ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 11—97 от 25 апреля 1997 г.)

За принятие проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Белоруссия

Госстандарт Белоруссии

Грузия

Грузстандарт

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизская Республика

Киргизстандарт

Республика Молдова

М олдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикгосстандарт

Туркменистан

Главная государственная инспекция Туркменистана

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

3    Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 17 сентября 1997 г. № 309 межгосударственный стандарт ГОСТ 30487-97 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 1998 г.

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

© ИПК Издательство стандартов, 1997

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения Госстандарта России

II


Содержание

1    Область применения............................... 1

СО Г" ОО OS

2    Нормативные ссылки.............................. 1

3    Требования безопасности конструкции

4    Требования комфорта.............

5    Требования к электрооборудованию . .

6    Пожарная безопасность............

7    Методы контроля................................. 10

Ш

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ЭЛЕКТРОПОЕЗДА ПРИГОРОДНОГО СООБЩЕНИЯ

Общие требования безопасности

Electric train for suburban communication.

General safety requirement

Дата введения 1998—07—01

1    ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на электропоезда, предназначенные для пригородного сообщения на электрифицированных (постоянного и переменного тона) участках магистральных железных дорог колеи 1520 мм (далее — электропоезда).

Настоящий стандарт распространяется на электропоезда исполнения У категории размещения 1 ГОСТ 15150.

Требования стандарта являются обязательными, кроме 3.3.6 и 3.6.5.

2    НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.0.003-74 (СТ СЭВ 790—77) ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация

ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.019-79 (СТ СЭВ 4830-84) ССБТ. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты

ГОСТ 12.1.044-89 (СТ СЭВ 4831-84, СТ СЭВ 6219-88, СТ СЭВ 6527—88, ИСО 4589—84) ССБТ. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

Издание официальное

ГОСТ 30487-97

ГОСТ 12.2.056-81 ССБТ. Электровозы и тепловозы колеи 1520 мм. Требования безопасности

ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности

ГОСТ 15.001-88 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения

ГОСТ 1516.1-76 (СТ СЭВ 1126-88, СТ СЭВ 5797-86, СТ СЭВ 5799-86, СТ СЭВ 5800-86, СТ СЭВ 6110-87, СТ СЭВ 6111—87, СТ СЭВ 6466—88) Электрооборудование переменного тока на напряжения от 3 до 500 кВ. Требования к электрической прочности изоляции

ГОСТ 2582-81 Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия

ГОСТ 2933-93 Аппараты электрические низковольтные. Методы испытаний

ГОСТ 5727-88 (СТ СЭВ 744-77 - СТ СЭВ 746-77) Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия ГОСТ 9219-88 Аппараты электрические тяговые. Общие технические требования

ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм

ГОСТ 14254-96 (МЭК 529—89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)

ГОСТ 15150-69 (СТ СЭВ 458-77, СТ СЭВ 460-77, СТ СЭВ 991—78, СТ СЭВ 6136—87) Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 17516.1-90 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам

ГОСТ 22269-76 Система «человек-машина». Рабочее место оператора. Взаимное расположение элементов рабочего места. Общие эргономические требования

ГОСТ 26918-86 (СТ СЭВ 5033-85) Шум. Методы измерения шума железнодорожного подвижного состава

2

ГОСТ 30487-97

3 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ КОНСТРУКЦИИ

3.1    Общие требования

3.1.1    Конструкция электропоезда должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.0.003 и «Типовым требованиям по технике безопасности и производственной санитарии для проектирования и постройки грузовых и пассажирских вагонов железнодорожного транспорта».

3.1.2    Габарит вписывания электропоезда — Та по ГОСТ 9238 (чертежи 7 и 116) с учетом 3.2.2.

3.1.3    Конструкция электропоезда, расположение и монтаж его оборудования должны обеспечивать безопасность работы обслуживающего персонала и удобный доступ к элементам конструкции при осмотре, ремонте, техническом обслуживании.

3.1.4    Электропоезд должен быть оборудован поездной радиостанцией, служебной телефонной связью, радиотрансляционной установкой, устройством связи «пассажир—машинист», системой бдительности машиниста.

3.1.5    Электропоезд должен иметь устройства, предохраняющие от падения на путь шарнирно закрепленных сборочных единиц и деталей.

3.1.6    Резьбовые соединения вагонов электропоезда должны исключать самопроизвольное отвинчивание.

3.1.7    Выступающие детали конструкции вагона и подвагонного оборудования не должны иметь острых ребер и углов, способных травмировать пассажиров и обслуживающий персонал.

3.1.8    Предельно допустимый уровень наружного звука, создаваемого электропоездом при движении, на расстоянии 25 м от оси пути должен быть, дБА, не более:

-    при движении по бесстыковому пути — 84;

-    при движении по звеньевому пути — 87.

3.1.9    По требованию потребителя электропоезд должен быть оборудован экологически чистой системой санитарных узлов.

3.1.10    Неметаллические материалы, применяемые для внутреннего оборудования салонов и кабины машиниста, должны иметь гигиенический сертификат.

3.2 Требования к тормозам

3.2.1 Конструкция электропоезда должна обеспечивать автоматическое переключение на пневматическое торможение при отказе электропневматического тормоза.

3

ГОСТ 30487-97

3.2.2    Длина тормозного пути электропоезда основной составнос-ти при номинальной населенности со скорости 120 км/ч на прямолинейном участке пути без уклона должна быть, м, не более:

-    при полном электропневматическом торможении — 1000;

-    при экстренном пневматическом торможении — 1080.

3.2.3    Вагоны электропоезда должны быть оборудованы ручным тормозом, удерживающим порожний вагон на уклоне 30 %о при приложении усилия к рукоятке тормоза не более 0,3 кн.

3.3    Требования к кабине машиниста и пассажирскому салону вагона

3.3.1    Конструкция кабины машиниста должна обеспечивать видимость машинисту и его помощнику в положении сидя и стоя пути следования, путевых сигналов и контактного провода.

3.3.2    Взаимное расположение пульта управления и рабочих мест должно соответствовать ГОСТ 22269 и обеспечивать удобство управления электропоездом из положения сидя и стоя.

3.3.3    Форма и конструкция пульта управления, размещение органов управления, средств отображения информации должны обеспечивать свободу движения верхних и нижних конечностей машиниста и удобство одновременного наблюдения за средствами информации и впередилежащим путем.

Под пультом управления должны быть ниши для ног машиниста и его помощника.

3.3.4    Пульт управления должен быть разделен на зоны: тяги, торможения, аварийной сигнализации и вспомогательных переключений. Регулярно используемые приборы должны быть расположены в оптимальной зоне информационного поля рабочего места. Нерегулярно используемые приборы допускается размешать вне пульта управления.

3.3.5    Кресла должны быть жестко прикреплены к полу кабины, а сиденья кресел должны быть вращаемыми на 360 * вокруг вертикальной оси опорной конструкции и фиксируемыми в рабочем положении.

3.3.6    Допускается по согласованию между изготовителем и потребителем установка кресел без жесткого закрепления на полу.

3.3.7    Положение сиденья кресла должно быть регулируемым:

-    в пределах 420—600 мм от уровня пола;

-    до 200 мм в продольном направлении.

3.3.8    Перед открывающимися боковыми окнами кабины маши-

4

ГОСТ 30487-97

ниста должны быть установлены поворотные предохранительные щитки, изготовленные из закаленного или органического стекла, высотой не менее 600 мм и шириной не менее ПО мм.

3.3.9    Снаружи кабины машиниста должны быть установлены зеркала заднего вида.

3.3.10    Багажные полки салона вагона должны выдерживать равномерно распределенную нагрузку ! кН (100 кгс) на один метр длины полки. Дребезжание полок при простукивании не допускается.

3.3.11    Покрытие пола кабины машиниста и салона вагона должно исключать скольжение.

3.3.12    Диваны пассажирского салона должны быть оборудованы поручнями закрытого контура.

Затребования к площадкам, лестницам, подножкам, поручням и дверям

3.4.1    Вагоны электропоезда должны быть оборудованы закрытыми переходными площадками шириной не менее 600 мм и высотой не менее 1800 мм.

Переходные площадки должны иметь поручни.

3.4.2    Лестницы моторных вагонов для подъема на крышу должны быть заблокированы в закрытом положении и открываться с помощью реверсивной рукоятки контроллера машиниста.

Ширина лестницы — не менее 210 мм, шаг ступенек — не более 360 мм.

3.4.3    На крыше моторного вагона для прохода персонала при осмотре оборудования должны быть настилы (трапы) шириной 300—400 мм.

3.4.4    Вагоны должны быть оборудованы подножками и поручнями для обеспечения входа и выхода на низких и высоких платформах, а также для протирки лобовых стекол кабины машиниста и прожектора. По требованию потребителя должны быть установлены съемные мостики входных дверей.

3.4.5    Поверхность ступенек, площадок, подножек и настилов должна препятствовать скольжению.

3.4.6    Подножки, поручни, лестницы должны быть прикреплены к кузову болтами или заклепками.

Использование сварных соединений не допускается.

3.4.7    Наружные раздвижные двери (далее — наружные двери) должны приводиться в действие пневмоприводом и открываться и закрываться без заедания.

5

ГОСТ 30487-97

3.4.8    Внутренние раздвижные (задвижные) двери из тамбура в пассажирский салон (далее — внутренние двери) должны свободно закрываться под действием собственного веса.

3.4.9    Двери переходных площадок и служебного тамбура головного вагона должны быть открываемыми внутрь вагона.

3.4.10    Проем наружных дверей служебного тамбура должен быть высотой не менее 1680 мм, шириной не менее 530 мм; дверь кабины машиниста — соответственно 1740 и 530 мм.

3.4.11    Ручки на внутренних дверях между тамбуром и пассажирским салоном должны быть закрытого контура. На остальных дверях, оборудуемых замками, ручки должны быть открытого контура с загнутым в сторону двери концом.

3.5    Требования к окнам

3.5.1    Лобовые окна кабины должны быть изготовлены из полированного закаленного стекла с пленочным электрообогревом, боковые окна кабины машиниста и пассажирского салона — из закаленного стекла по ГОСТ 5727.

3.5.2    На лобовых окнах кабины машиниста должны быть установлены регулируемые по высоте солнцезащитные шторы, изготовленные из материала с коэффициентом пропускания света до 0,1 %.

3.5.3    Лобовые окна должны быть оборудованы стеклоочистителями. Окна могут быть оборудованы стеклоомывателем. Подвижные элементы стеклоочистителей в отключенном положении не должны ухудшать обзор из кабины машиниста.

3.5.4    Стекла всех окон должны иметь уплотнения и не пропускать влагу и пыль внутрь вагона.

3.6    Требования к устройствам сигнализации

3.6.1    На лобовой стене головного вагона электропоезда должны быть установлены сигнальные буферные фонари, прожектор и сигнальные огни.

3.6.2    Конструкция прожектора должна обеспечивать замену ламп из кабины машиниста и позволять регулировку направления светового луча. Схема включения прожектора должна обеспечивать включение яркого света номинальной осевой силой (6,4 . . . 9,6) • 105 кд и тусклого света силой света (0,7 ... 1,2) • 105 кд.

3.6.3    Лобовая стена головного вагона должна быть оборудована звуковыми сигнальными устройствами: большой громкости — тифо-нами и малой громкости — свистками.

3.6.4    Тифоны при давлении подаваемого воздуха 0,8 МПа должны подавать звуковой сигнал частотой основного тона 360—380 Гц и

6

уровнем звука (115 ± 5) дБ на расстоянии 5 м от переднего торца раструба тифона по его продольной оси.

3.6.5    Допускается применение тифонов при сохранении указанного уровня звука частотой основного тона 645—675 Гц.

3.6.6    Свистки при давлении подаваемого сжатого воздуха 0,8 МПа должны подавать звуковой сигнал частотой основного тона 600—700 Гц и уровнем звука не менее 100 дБ на расстоянии 5 м от сигнального устройства.

3.7 Знаки безопасности и маркировки

3.7.1    На дверях высоковольтных шкафов, ограждениях и кожухах электроаппаратуры должны быть нанесены знаки безопасности и надписи в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026 и других нормативных документов на знаки безопасности на объектах железнодорожного транспорта.

3.7.2    На лобовой части электропоезда должны быть контрастные полосы, нанесенные флюоресцирующей эмалью, площадью не менее

1,2 м3.

3.7.3    Стекла наружных дверей для выхода пассажиров должны иметь несмывающиеся надписи «Не прислоняться» или мнемознаки.

3.7.4    На боковых стенах вагонов должны быть нанесены:

-    порядковый номер электропоезда и вагона по обезличенной системе нумерации;

-    наименование железной дороги, к которой приписан электропоезд (при наличии приписки электропоезда).

3.7.5    На лобовой части головного вагона должны быть нанесены:

-    серия и номер электропоезда;

-    товарный знак предприятия-изготовителя.

3.7.6    Все оборудование электропоезда должно иметь таблички или маркировку предприятия-изготовителя и клейма, предусмотренные стандартами или конструкторской документацией.

3.7.7    По результатам сертификации вагоны должны быть маркированы знаком соответствия, принятым в национальной системе сертификации. Знак соответствия проставляют в непосредственной близости от товарного знака предприятия-изготовителя.

4 ТРЕБОВАНИЯ КОМФОРТА

4.1 Предельно допустимый уровень звука при движении вагона не должен превышать в пассажирском салоне и в кабине машиниста 75 аЬА.

7