ГОСТ 30243.1-97
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ВАГОНЫ-ХОППЕРЫ
ОТКРЫТЫЕ
КОЛЕИ 1520 мм
ДЛЯ СЫПУЧИХ ГРУЗОВ
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СОВЕТ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
Минск
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН УкрНИИВ
Министерства промышленной политики Украины ВНЕСEH Госстандартом Украины
2 ПРИНЯТ Межгосударственным
Советом по стандартизации и метрологии (протокол № 11-97 от 23 апреля 1997 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование государства
|
Наименование
национального органа по стандартизации
|
Азербайджанская Республика
|
Азгосстандарт
|
Республика Армения
|
Армгосстандарт
|
Республика Беларусь
|
Госстандарт Беларуси
|
Республика Казахстан
|
Госстандарт Республики Казахстан
|
Киргизская Республика
|
Киргизстандарт
|
Республика Молдова
|
Молдовастандарт
|
Российская Федерация
|
Госстандарт России
|
Республика Таджикистан
|
Таджикгосстандарт
|
Туркменистан
|
Главная государственная инспекция
Туркменистана
|
Республика Узбекистан
|
Узгосстандарт
|
Украина
|
Госстандарт Украины
|
3 Постановлением
Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии
от 6 апреля 1999 г. № 111 межгосударственный стандарт ГОСТ 30243.1-97 введен в
действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской
Федерации с 1 января 2000 г.
4 Введен
впервые
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область
применения. 2
2 Нормативные
ссылки. 2
3 Основные
параметры и размеры.. 3
4 Общие
технические требования. 3
4.3 Комплектность. 4
4.4 Маркировка. 5
4.5 Требования
надежности. 5
5 Требования
безопасности и охраны окружающей среды.. 5
6 Правила приемки. 6
7 Методы контроля. 7
8 Указания по
эксплуатации. 7
9 Гарантии
изготовителя. 7
Приложение А Библиография. 8
|
ГОСТ 30243.1-97
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ВАГОНЫ-ХОППЕРЫ ОТКРЫТЫЕ
КОЛЕИ 1520 мм
ДЛЯ СЫПУЧИХ ГРУЗОВ
Общие технические условия
Open hopper waggons of 1520 mm gauge for the
loose materials.
General specifications
Дата введения
2000-01-01
1 Область применения
Настоящий стандарт
распространяется на вагоны-хопперы открытые (далее - вагоны), предназначенные
для перевозки нетоксичных и неядовитых сыпучих грузов, не требующих защиты от
атмосферных осадков, на магистральных железных дорогах, дорогах промышленных
предприятий и строительства колеи 1520 мм.
Вагоны могут
эксплуатироваться на тележках для железных дорог колеи 1435 мм и 1676 мм.
Стандарт не распространяется
на вагоны для перевозки горячих скатышей и агломерата.
Требования к качеству
продукции, изложенные в 4.1.1, 4.1.3, 4.2.1, 4.2.5 -
4.2.7,
4.2.10,
4.2.12,
4.3,
разделах 3,
5 - 8
настоящего стандарта, являются обязательными, остальные требования -
рекомендуемыми.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте
использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.601-95 Единая система
конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 2.602-95 Единая система
конструкторской документации. Ремонтные документы
ГОСТ
9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Группы, технические
требования и обозначения
ГОСТ
12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование
производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ
15.001-88 Система разработки и постановки продукции на производство.
Продукция производственно-технического назначения
ГОСТ
17.2.4.02-81 Охрана природы. Атмосфера. Общие требования к методам
определения загрязняющих веществ
ГОСТ 977-88 Отливки
стальные. Общие технические условия
ГОСТ
1205-73 Колодки чугунные тормозные для вагонов и тендеров железных дорог
широкой колеи. Конструкция и основные размеры
ГОСТ 3242-79
Соединения сварные. Методы контроля качества
ГОСТ 3262-75 Трубы
стальные водогазопроводные. Технические условия
ГОСТ
3475-81 Устройство автосцепное подвижного состава железных дорог колеи 1520
(1524) мм. Установочные размеры
ГОСТ
7409-90 Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм.
Технические условия для разработки технологий получения лакокрасочных покрытий
ГОСТ
7512-82 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Радиографический метод
ГОСТ 8734-75
Трубы стальные бесшовные холоднодеформированные. Сортамент
ГОСТ
9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог
колеи 1520 (1524) мм
ГОСТ
9246-79 Тележки двухосные грузовых вагонов магистральных железных дорог
колеи 1520 (1524) мм
ГОСТ
14782-86 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые
ГОСТ
15150-69 Машины, приборы и другие изделия. Исполнения для различных
климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и
транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ
19281-89 Прокат из стали повышенной прочности. Общие технические условия
ГОСТ
22235-76 Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие
требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных
и маневровых работ
ГОСТ
22253-76 Аппараты поглощающие пружинно-фрикционные для подвижного состава
железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия
ГОСТ
22703-91 Детали литые автосцепного устройства подвижного состава железных
дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия
ГОСТ
22780-93 Оси для вагонов железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Типы,
параметры и размеры
ГОСТ 26358-84 Отливки
из чугуна. Общие технические условия.
3 Основные параметры и размеры
Основные показатели вагонов должны соответствовать
значениям, приведенным в таблице 1.
Таблица 1
Наименование
показателя
|
Значение показателя вагона
|
для торфа
|
дня сыпучих грузов
|
для охлажденного кокса
|
Грузоподъемность,
т, не менее
|
58
|
68
|
59
|
Вместимость
кузова, м3, не менее
|
110
|
50
|
110
|
Конструкционная
скорость, км/ч, не более
|
120
|
120
|
120
|
Габарит
(ГОСТ 9238)
|
1-Т
|
1-ВМ
|
1-Т
|
Максимальная
расчетная статическая нагрузка от колесной пары на рельсы - по ГОСТ
22780.
4 Общие технические требования
4.1 Общие
требования
4.1.1 Вагоны должны изготавливаться в соответствии с
требованиями настоящего стандарта и технических условий изготовителя.
4.1.2 Вагоны изготавливаются климатического исполнения У,
категории 1 по ГОСТ 15150. Другие виды климатических исполнений определяют в
технических условиях на конкретные модели вагонов.
4.1.3 Вагоны должны быть оборудованы:
- двухосными тележками по ГОСТ
9246;
- автосцепными устройствами с литыми деталями по ГОСТ
22703 с установочными размерами по ГОСТ
3475, поглощающими аппаратами по ГОСТ
22253;
- автоматическим и стояночным тормозами.
Тормозная рычажная передача должна обеспечивать
установку как композиционных, так и чугунных тормозных колодок по ГОСТ
1205.
4.1.4 Вагоны оборудуются нижними разгрузочными люками с
разгрузкой на обе стороны от пути.
4.2 Требования
к конструкции, материалам и комплектующим изделиям
4.2.1 Конструкции вагонов должны соответствовать
требованиям действующих «Норм для расчета и проектирования новых и
модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)» [1].
4.2.2 Конструкция кузова и разгрузочных устройств вагонов
должна обеспечивать погрузку и выгрузку грузов при соблюдении требований ГОСТ 22235 на проведение погрузочных и разгрузочных работ и
действующих нормативных документов на перевозку грузов железнодорожным
транспортом.
4.2.3 Разгрузочные люки вагонов должны оборудоваться
крышками. Крышки разгрузочных люков должны иметь лабиринтное или другое
уплотнение, предотвращающее просыпание груза.
4.2.4 Механизм открывания и закрывания крышек разгрузочных
люков должен оборудоваться пневматическим приводом с блокирующим устройством.
Пневмооборудование привода должно обеспечивать работу механизма при давлении
сжатого воздуха в пневмомагистрали от 0,4 до 0,6 МПа [1].
4.2.5 Несущие элементы конструкции вагонов (хребтовые,
боковые, шкворневые и поперечные балки рам вагонов, стойки и обвязки кузова,
несущие элементы рессорной подвески, несущие элементы рычажной передачи) должны
изготавливаться из стали повышенной прочности по ГОСТ 19281.
Применение новых материалов - в соответствии с
«Нормами для расчетов и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных
дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)» [1].
4.2.6 Стальные литые детали вагонов - по ГОСТ 977. Литые чугунные детали - по ГОСТ 26358.
4.2.7 Для трубопроводов воздушных магистралей должны
применяться трубы по ГОСТ 8734; ГОСТ 3262.
4.2.8 Сопрягаемые поверхности заклепочных и болтовых
соединений должны быть загрунтованы. Местные неплотности между прилегающими
плоскостями заклепочных соединений не более 1,5 мм. В зоне головки щуп 0,5 мм
не должен доходить до стержня заклепки. Концы болтов болтовых соединений должны
выступать не более чем на значение диаметра болта и не менее чем на два витка
резьбы.
4.2.9 Подготовка сборочных единиц и деталей к сварке,
выполнение сварочных работ - по действующей нормативной документации.
4.2.10 Подготовка поверхностей и окраска
вагонов - по ГОСТ 7409. На внутренние поверхности кузова лакокрасочные
покрытия не наносятся.
4.2.11 Цвет и материалы окраски - по
требованиям нормативной документации на конкретные модели вагонов.
4.2.12 Внешний вид лакокрасочных покрытий
окрашенных вагонов - по VII классу ГОСТ 9.032.
4.3 Комплектность
4.3.1 В комплект поставки должны входить: вагон, модусные
запасные части, технический паспорт, эксплуатационная документация по ГОСТ 2.601, ремонтная документация по ГОСТ 2.602, а также другая техническая документация в
номенклатуре и объеме, согласованных между изготовителем и заказчиком
(потребителем).
4.3.2 По согласованию между изготовителем и заказчиком
(потребителем) модусные запасные части прилагаются к партии вагонов,
отправляемых в один адрес.
4.4 Маркировка
4.4.1 На каждом вагоне в местах, установленных рабочими
чертежами, должна быть нанесена маркировка, содержащая:
- номер вагона по системе нумерации заказчика
(потребителя) или предприятия-изготовителя;
- грузоподъемность;
- массу тары;
- вместимость кузова;
- дату изготовления вагона;
- другие знаки и надписи по требованию заказчика
(потребителя).
4.4.2 На наружной боковой поверхности хребтовой балки вагона должна быть
прикреплена табличка с указанием товарного знака предприятия-изготовителя, даты
изготовления и порядкового номера по системе нумерации
предприятия-изготовителя.
4.5 Требования надежности
4.5.1 Требования надежности устанавливаются техническими условиями на
конкретные модели вагонов.
4.5.2 Требования надежности комплектующих сборочных единиц и деталей вагонов
- в соответствии с требованиями стандартов и технических условий на эти
изделия.
5 Требования безопасности и охраны окружающей
среды
5.1 Конструкция вагонов и их узлов, расположение оборудования должны
обеспечивать безопасность работы обслуживающего персонала, доступ при
обслуживании, осмотре и ремонте, и соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003, действующим «Типовым требованиям по технике безопасности и
производственной санитарии для проектирования и постройки грузовых и
пассажирских вагонов железнодорожного транспорта» [2],
требованиям технических условий на конкретные
модели вагонов.
5.2 Напряжение в элементах конструкции от действия сил при расчетных
режимах эксплуатации не должно превышать допустимых значений, установленных
«Нормами для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных
дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)» [1].
5.3 Ходовые качества и устойчивость вагонов должны соответствовать
требованиям «Норм для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов
железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)» [1].
5.4 Конструкция вагонов должна быть проверена расчетами в соответствии с
«Нормами для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных
дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)» [1] на обеспечение прохода и
сцепляемости в кривых малого радиуса и прохода без саморасцепа на сортировочной
горке.
5.5 Автотормозное оборудование вагонов должно обеспечивать расчетные
показатели, установленные «Нормами для расчета и проектирования новых и
модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)» [1].
5.6 Усилие на штурвале привода стояночного тормоза - не более 300 Н.
5.7 Вагоны должны быть оборудованы переходными площадками с ограждениями,
лестницами, подножками и поручнями для составителей поездов, а также
приспособлениями для крепления сигнальных устройств. Крепление поручней,
лестниц и другого оборудования должно исключать самопроизвольное отвинчивание
гаек, болтов и т.п. Ступеньки лестниц и подножки должны исключать скольжение
ног.
5.8 Конструкции вагонов должны допускать подъем кузова домкратами как в
порожнем, так и груженом состоянии в соответствии с требованиями «Норм для
расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС
колеи 1520 мм (несамоходных)» [1].
5.9 Вагоны должны быть оборудованы кронштейнами (скобами) для
подтягивания.
5.10 Блокирующие и стопорные устройства должны исключать самопроизвольные
срабатывания механизма разгрузки или перемещение подвижных частей и
располагаться в местах, доступных для осмотра.
5.11 Органы управления (штурвалы, переключатели и т.п.) должны иметь схемы
и надписи, указывающие последовательность управления.
Органы управления должны
располагаться на расстоянии не менее 0,15 м от незакрытых движущихся частей
конструкции. Детали органов управления (обод штурвала, конец рукоятки и т.п.) в
любом положении должны находиться на расстоянии не менее 0,04 м от неподвижных
элементов конструкции или защитных средств.
5.12 Тормозная рычажная передача должна иметь предохранительные устройства
(скобы и т.п.), предотвращающие падение ее деталей на путь.
5.13 Головки соединительных рукавов тормозной магистрали, концевой кран,
сигнальный отросток автосцепки, ручка оттормаживающей цепочки и разобщительный
кран должны быть окрашены в красный цвет.
5.14 Головки соединительных рукавов и концевые краны разгрузочной
магистрали должны быть окрашены в голубой цвет.
5.15 Требования безопасности к комплектующим изделиям - в соответствии со
стандартами и техническими условиями на эти изделия.
5.16 Конструкция вагонов при соблюдении потребителем правил технической
эксплуатации не должна допускать выбросов (потерь) грузов в процессе движения,
приводящих к образованию взвешенной в воздухе пыли с уровнем концентрации,
превышающем предельно допустимые значения, установленные национальными
нормативными документами по охране здоровья людей и природы.
6 Правила приемки
6.1 Для проверки соответствия выпускаемых вагонов требованиям настоящего
стандарта, технических условий и технической документации
предприятие-изготовитель проводит приемо-сдаточные, периодические, типовые и
сертификационные испытания.
6.2 Соответствие опытных образцов вагонов требованиям настоящего стандарта
и конструкторской документации проверяется при проведении приемочных испытаний
по ГОСТ 15.001.
6.3 Приемо-сдаточным испытаниям должен подвергаться каждый вагон для
проверки соответствия требованиям 4.1.3, 4.1.4, 4.2.3, 4.2.4, 4.2.9 - 4.2.12, 4.4.1, 4.4.2, 5.7, 5.9 - 5.14 настоящего стандарта в
объеме, установленном техническими условиями.
6.4 Периодическим испытаниям подвергается один изготовленный в
контролируемом периоде вагон каждой модели, выдержавший приемо-сдаточные
испытания. При периодических испытаниях контролируется соответствие вагона
требованиям 4.1.3, 4.1.4, 4.2.3 - 4.2.12, 4.4.1, 4.4.2, 4.5.1, 5.7, 5.9 - 5.14 настоящего стандарта.
Периодические испытания
проводятся через три года после начала серийного производства и далее не реже,
чем один раз в три года по программе, согласованной с заказчиком вагона.
6.5 Типовым испытаниям подвергается вагон после внесения изменений в
конструкцию или технологию изготовления для оценки эффективности и
целесообразности внесенных изменений.
Решение о необходимости
проведения типовых испытаний принимает предприятие-изготовитель по согласованию
с заказчиком.
Типовые испытания проводятся
по программе, согласованной с заказчиком.
6.6 Сертификационные испытания проводят для проверки соответствия вагона
обязательным требованиям настоящего стандарта согласно документам национальной
системы сертификации страны-изготовителя.
6.7 Испытания всех видов должны проводиться при нормальных значениях
климатических факторов по ГОСТ 15150.
7 Методы контроля
7.1 Изготавливаемые составные части вагонов и вагоны в целом должны быть
проверены на соответствие требованиям стандартов, технических условий и
чертежей при проведении технического контроля.
7.2 При контроле вагонов должны применяться поверенные и аттестованные
измерительные приборы, приспособления и инструмент, обеспечивающие заданную
точность измерений.
7.3 Грузоподъемность, конструкционная скорость, соответствие «Нормам для
расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС
колеи 1520 мм (несамоходных)» [1] (раздел 3.4.2.1, 5.2 - 5.6, 5.8) должны контролироваться
расчетными и экспериментальными методами при испытаниях по 6.2, 6.5, 6.6.
7.4 Нагрузка от колесной пары на рельсы по ГОСТ 22780 и вместимость кузова (раздел 3) контролируются расчетным
методом при испытаниях по 6.2 и 6.5.
7.5 Габариты по ГОСТ 9238 (раздел 3) контролируются экспериментальным методом путем пропуска вагонов через
габаритную рамку при испытаниях по 6.2 - 6.6.
7.6 Показатели надежности контролируются при испытаниях по 6.4 расчетно-экспериментальным
методом - по данным статистического учета технического состояния вагонов,
собранным в процессе их эксплуатации или ремонта.
Номенклатура показателей
определяется программой испытаний.
7.7 Контроль качества сварных швов - по ГОСТ 3242, ГОСТ 7512, ГОСТ 14782.
7.8 Соответствие требованиям 4.1.3, 4.1.4, 4.2.3, 4.2.4, 4.2.10 - 4.2.12, 4.4, 5.7, 5.9 - 5.14 контролируется внешним
осмотром вагонов при испытаниях по 6.2 -
6.6.
7.9 Оценка выполнения требований безопасности и охраны окружающей среды (раздел
5) проводится при испытаниях
по 6.2, 6.6 путем сравнения фактических
показателей с нормативами ГОСТ 12.2.003, настоящего стандарта и другой нормативной документации.
7.10 Общие требования к методам определения загрязняющих веществ - по ГОСТ 17.2.4.02.
8 Указания по эксплуатации
8.1 Вагоны должны эксплуатироваться в соответствии с действующими
правилами технической эксплуатации подвижного состава на сети дорог и
нормативной документации на конкретные модели вагонов. Требования к условиям
погрузки, разгрузки и перевозки грузов - по ГОСТ 22235.
8.2 Не допускается использовать для перемещения вагонов его элементы,
кроме специально предназначенных для этих целей.
8.3 Не допускается замена в эксплуатации элементов вагонов другими,
отличающимися по конструкции и материалам от предусмотренных в чертежах
предприятия-изготовителя, без согласования с ним.
9 Гарантии изготовителя
9.1 Изготовитель гарантирует соответствие вагонов требованиям настоящего
стандарта при соблюдении потребителем установленных правил эксплуатации,
обслуживания и ремонта.
9.2 Гарантийные сроки эксплуатации - по техническим условиям на конкретные
модели вагонов, но не менее 18 мес.
9.3 Гарантийные сроки на сменяемые сборочные единицы, детали и
комплектующие изделия для вагонов должны устанавливаться соответствующими
нормативными документами.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(информационное)
Библиография
[1] Нормы для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов
железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных) - МПС, Минтяжмаш, М., 1983
[2] Типовые требования по технике безопасности и производственной
санитарии для проектирования и постройки грузовых и пассажирских вагонов
железнодорожного транспорта - Минтяжмаш, М., 1967.
Ключевые
слова:
вагоны-хопперы открытые, конструкция, груз, тележка, тормоз, колесная пара,
люки