Сертификация: тел. +7 (495) 175-92-77
Стр. 1
 

19 страниц

396.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает метод определения расхода топлива мотоциклом

Введен впервые. Переиздание. Май 2004 г.

Оглавление

1 Назначение и область применения

2 Ссылки

3 Термины

4 Испытания

5 Характеристика испытуемого мотоцикла

6 Подготовка испытуемого мотоцикла

7 Измерение среднего расхода топлива мотоциклов в течение ездового цикла (испытание типа 1)

8 Испытание при постоянной скорости

Приложение А Характеристика мотоцикла

Приложение В Оборудование для измерения расхода топлива мооцикла

Приложение С Дополниетльные требования и изменения, отражающие потребности народного хозяйства

Показать даты введения Admin

Страница 1

ГОСТ 29307-92 (ИСО 7860-83)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТРАНСПОРТ ДОРОЖНЫЙ

МОТОЦИКЛЫ

МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ РАСХОДА ТОПЛИВА

Издание официальное

БЗ 10-2003


И ПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва

Страница 2

УДК 629.118.6.001.4:006.354    Группа Д39

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Транспорт лорожный МОТОЦИКЛЫ Метод шмерения расхода топлива

ГОСТ

29307-92

(ИСО 7860-83)

Road vehicles. Motorcycles. Method of measuring fuel consumption

MKC 43.140 ОКП 45 4800

Дата введения 01.01.93

I. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт устанавливает метод определения расхода топлива мотоциклом.

Дополнительные требования и изменения, отражающие потребности народного хозяйства, изложены в приложении С.

2. ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ИСО 3833—86 Транспорт дорожный. Типы. Термины и определения

ИСО 4106—74 Транспорт дорожный. Мотоциклы. Правила испытания двигателей. Определение полезной мощности

ИСО 6460—83 Транспорт дорожный. Метод измерения токсичности выхлопных газов, выбрасываемых мотоциклами, оборудованными двигателями с принудительным зажиганием

ИСО/ГР 6970—81 Транспорт дорожный. Испытание на определение токсичности мотоциклов и мопедов. Динамометрический стенд

ИСО 7117—81 Транспорт дорожный. Метод измерения максимальной скорости мотоциклов

3. ТЕРМИНЫ

В настоящем стандарте применяют следующий термин:

масса мотоцикла: Сухая масса мотоцикла с топливным баком, заполненным на 90 % вместимости, с набором инструментов и запасным колесом (если это обязательно).

4. ИСПЫТАНИЯ

Мотоциклы подвергаются испытаниям двух типов: I и 2.

4.1.    Испытание типа 1

Измерение среднего расхода топлива в течение ездового цикла.

4.1.1.    Мотоцикл устанавливают на динамометрический стенд, оборудованный тормозом и сменными маховыми массами. Испытания включают в себя два цикла, описанных в п. 7.1, непрерывно следующих один за другим. В течение испытаний расход топлива измеряют оборудованием, упоминаемым в пп. 7.3.2.2, 7.3.3.

4.1.2.    Испытание проводят по методу, определенному в разд. 7.

Издание официальное    Перепечатка    воспрещена

© Издательство стандартов, 1992 © ИПК Издательство стандартов. 2004

Страница 3

С. 2 ГОСТ 29307-92

4.2. Испытание типа 2

Измерение расхода топлива при постоянной скорости.

4.2.1.    Испытание проводят на дороге в соответствии с требованиями п. 8.2.

5. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПЫТУЕМОГО МОТОЦИКЛА

Характеристика мотоцикла — в соответствии с приложением А.

6. ПОДГОТОВКА ИСПЫТУЕМОГО МОТОЦИКЛА

6.1.    Все детали мотоцикла должны быть серийными".

6.2.    Двигатель и трансмиссия должны быть обкатаны в соответствии с требованиями изготовителя.

6.3.    Регулировка топливной аппаратуры и системы зажигания, вязкость масел для движущихся механических частей, давление в шинах должны соответствовать инструкции изготовителя мотоцикла2'.

6.4.    Перед испытанием у деталей мотоцикла должна быть нормальная для его эксплуатации температура.

6.5.    Масса мотоцикла — масса мотоцикла с заправкой и оборудованием, но без пассажира.

6.6.    Распределение нагрузки между колесами должно соответствовать инструкции изготовителя.

7. ИЗМЕРЕНИЕ СРЕДНЕГО РАСХОДА ТОПЛИВА МОТОЦИКЛОВ В ТЕЧЕНИЕ ЕЗДОВОГО ЦИКЛА (ИСПЫТАНИЕ ТИНА 1)

7.1.    Рабочий цикл на роликовом стенде

7.1.1.    Описание цикла

Рабочий цикл на роликовом стенде должен соответствовать описанному в табл. 1 и представленному на графике черт. 1.

Таблица 1

Еиовой иикл на роликовом сгсндс

Номер

Опсраиим

Фаи

Ускоре •

Скорость.

Продолжительность. с

Общее

Передача,

нсполыувошанси

Пройденное

цин

м/с*

км/ч

о мера ими

<|>а на

с

и случае ручного переключении

м

1

Холостой ход

1

II

II

И

6 с РМ, 5 с К‘>

0

2

Ускорение

2

1,04

0-15

4

4

15

8

3

Постоянная

скорость

3

-

15

8

8

23

Предписывается

изготовителем

34

4

Замедление

-0,69

15-10

2

25

7

5

Замедление беа сцепления

4

-0,92

10-0

3

5

28

К

4

6

Холостой ход

5

21

21

40

16 с РМ, 5 с К

0

7

Ускорение

6

0.74

0-32

12

12

61

54

8

Постоянная

скоросгь

7

-

32

24

24

85

Предписывается

изготовителем

214

9

Замедление

-0,75

32-10

8

93

48

10

Замедление без сиспления

8

-0,92

10-0

3

II

96

К

4

Если мотоцикл отличается or серийного, то приводят характеристику в отчете об испытании.

*' Если мотоцикл отличается от серийного, то в отчете об испытаниях необходимо привести полное его описание.

Страница 4

ГОСТ 29307 -92 С. 3

Продолжение таб.1. I

Номер

опера

НИИ

Операция

Фаза

Ускоре

ние.

м/с1

Скорое II., км/ч

Продолжи тел t. носи, с

Общее

время.

с

Передача, использующаяся в случае ручного переключен и я

Пройденное

расстояние.

м

опера

ции

фазы

II

Холостой ХОД

9

21

21

117

16 с РМ, 5 с К1-

0

12

Ускорение

10

0.53

0-50

26

26

143

Предписывается

изготовителем

183

13

Постоянная

скорость

11

50

12

12

155

167

14

Замедление

12

-0,52

50-35

8

8

163

Предписывается

изготовителем

95

15

Постоянная

скорость

13

35

13

13

176

127

16

Замедление

14

-0,68

35-10

9

12

185

К

64

17

Замедление без сцепления

-0.92

10-0

3

188

4

18

Холостой ход

15

-

7

7

195

7 с РМ

0

Итого:

1013

11 РМ — коробка перемены передач (КПП) в нейтральном положении: К — сцепление выключено.

Ездовой цикл на роликовом Стенде

11

4623

21

12 24 д 3 21 26 12 Послрдователоные отрезки времени

в

15

9 5

7

1

1 5 45

6

7 в 9 Ю 11 12 13 Лослвдоба темные числа

14

15

№ 17

16

tl

*65

21

12 24 11 21 26 12

в

15

12

7

Паследобательныо длительности отдельных сраз цикла

I — (еоретическая крииаи цикла; 2 — границы допусков, 3 — допуски скорости <:1 км/ч) и времени (Ю.5 с) складываются геометрически для каждой точки, как показано на позиции 2~. К — сцепление выключено; РМ — КПП в нейтральном положении; R — холостой ход

Черт. I

Страница 5

С. 4 ГОСТ 29307-92

7.1.2. Общие условия выполнения цикла

Если необходимо, то проводят предварительные испытательные циклы для определения наиболее оптимальной работы дросселя, коробки передач, сцепления и тормозов с целью достижения цикла, близкого к теоретическому в указанных пределах.

7.1.2.1.    Если ускорение мотоцикла достаточное, то проводят теоретический цикл, описанный в п. 7.1.1.

7.1.2.2.    Если ускорение мотоцикла недостаточное, то для прохождения фазы ускорения в указанных пределах и допусках мотоцикл следует эксплуатировать с полностью открытым дросселем для достижения скорости, установленной для этого цикла; цикл проводят обычным способом.

7.1.3.    Использование коробки передач

Использование коробки передач должно соответствовал, инструкции.

7.1.3.1.    Коробка передач с механическим включением

В течение каждой фазы при постоянной скорости частота вращения двигателя должна быть (если это возможно) между 50 % и 90 % частоты, соответствующей максимальной мощности двигателя. Если эта частота достигается на двух или более передачах, то мотоцикл следует испытывать на более высокой передаче. Во время ускорения мотоцикл испытывают на любой передаче, соответствующей ускорению, предусмотренному циклом. Наивысшую передачу используют в последний момент, когда частота вращения равна ПО % частоты, соответствующей максимальной мощности двигателя.

Во время замедления на низшую передачу переходят до начала неустойчивой работы двигателя, когда его частота достигает 30 % частоты, соответствующей максимальной мощности. Во время замедления первую передачу не используют.

7.1.3.2.    Автоматическая коробка передач и преобразователь крутящего момента

Устанавливают позицию «ход*.

7.1.4.    Допуски

7.1.4.1.    Отклонение от теоретической скорости на режимах ускорения, постоянной скорости и замедления ±1 км/ч. Если мотоцикл замедляется быстрее без использования тормозов, то никл корректируют согласно п. 7.5.5.3.

Допуски скорости, большие по значению приведенных, возможны при изменении фазы, но они не должны превышать 0.5 с в любом случае.

7.1.4.2.    Допуск времени ±0,5 с.

7.1.4.3.    Допуски на время и скорость взаимосвязаны, как указано на черт. 1.

7.2.    Топливо и смазка двигателя

Мри испытании используют эталонное топливо СЕС RF-05-T—79 или СЕС RF-03-T—80. Смазка двигателя должна соответствовать требованиям изготовителя.

7.3.    Оборудование /ия испытаний

7.3.1. Роликовый стенд

Основные характеристики роликового стенда1*:

-    число точек контакта между шинами и роликами — одна на каждое колесо;

-    диаметр ролика — не менее 400 мм;

-    поверхность ролика — гладкая, металлическая;

-    уравнение кривой потребления мощности.

Мощность, поглощаемая тормозом, и мощность потерь на внутреннее трение стенда должны

быть:

-    при v й 12 км/ч

0 5 Ра й k v + 0,05kv fa + 0,05/» »;

-    при v > 12 км/ч

± 0,05*vJ ± 0,05 Л, 30;

РЛ * 0.

ь Детальное описание см. ОСТ 37.001.262 (ИСО/ ТР 6970).

Страница 6

ГОСТ 29307-92 С. 5

где v — скорость мотоцикла на стенде, измеренная по частоте вращения ролика стенда (далее — условная скорость), км/ч:

Ра — мощность, поглощаемая нагрузочным устройством, и мощность потерь на трение вращающихся деталей стенда, л. с;

Л*о — Л при скорости 50 км/ч;

К — постоянная, определяемая из условия Р„ =Av3 при v = 50 км/ч.

7.3.2. Для определения расхода топлива используют один из следующих методов:

a)    измерения объема;

b)    измерения массы;

c)    измерения потока;

d)    измерения углеродного баланса (только для 4-тактных двигателей).

Допускается использовать другие методы, если есть уверенность, что результаты будут эквивалентны.

7.3.2.1.    Топливо следует подавать в двигатель устройством, способным измерять количество топлива, попавшего в двигатель, с точностью ±2 % и при этом не препятствующим процессу подачи. Если система измерения объемная, то следует измерять температуру топлива в устройстве или в выходной части этого устройства.

Переключение от системы нормальной подачи к системе измерения подачи топлива осуществляют при помощи системы клапанов. Переключение не должно занимать более 0,2 с.

7.3.2.2.    При методе углеродного баланса оборудование должно соответствовать требованиям ОСТ 37.001.262.

7.3.3. В приложении В приведено описание и даны рекомендации по использованию устройств для измерения расхода топлива.

7.4. Подготовка к испытанию

7.4.1.    Установка тормоза

Тормоз должен регулироваться таким образом, чтобы поглощать мощность, равную мощности мотоцикла при скорости 50 км/ч (см. метод регулировки в ОСТ 37.001.262).

Если нет возможности измерить мощность, то тормоз регулируют в соответствии с табл. 2.

7.4.2.    Подбор сменных маховых масс, соответствующих инерции прямолинейно движущегося мотоцикла

Система воспроизведения инерции должна быть подобрана таким образом, чтобы получить суммарную инерцию вращающихся масс, массы мотоцикла (снаряженной массы) в соответствии с данными, приведенными в табл. 2.

Таблица 2

Установка iopwoia

Снаряженная масса т. кг

Эквивалентная маховая масса М.

КТ

Мощность, поглошаеман тормозом РхХ> кВт

Снаряженная масса т. кг

Эквивалентна» маховая масса Д/. кг

Мощность, поглощаемая тормозом Яг10. кВт

от £ 30

100

0,88

150 < от £ 170

230

1.09

30 < т £ 40

по

0.90

170 < от £ 195

260

1.14

40 < от £ 50

120

0,91

195 < от £225

280

1.17

50 < от £ 60

130

0,93

225 < от £255

310

1.21

60 < от £ 70

140

0.94

255 < от £285

340

1.26

70 < от £ 90

150

0.%

285 < от £320

380

1.33

90 < т £110

170

0,99

320 < от £360

410

1.37

110 < от £ 130

190

1,02

360 < от £ 400

450

1.44

130 < от £ 150

210

1,05

7.4.3. Регулировка мотоцикла

7.4.3.1.    Установка давления в шинах

Давление в шинах должно соответствовать рекомендованному изготовителем для нормальных дорожных условий.

7.4.3.2.    Нагрузка на ведущее Kaieco

Нагрузка на ведущее колесо не должна отличаться более чем на 3 % от нагрузки на это колесо

Страница 7

С. 6 ГОСТ 29307-92

мотоцикла при нормальной эксплуатации на дороге с водителем, имеющим массу (75±5) кг и прямую посадку.

7.5. Процесс испытаний на роликовом стенде

7.5.1.    Специальные условия для выполнения цикла

7.5.1.1.    Температура в помещении, где находится роликовый стенд, должна быть 20 'С—30 “С в течение всего испытания и, по возможности, должна быть приближена к температуре в помещении, где проводили подготовку мотоцикла к испытаниям.

7.5.1.2.    Мотоцикл при испытании должен быть в горизонтальном положении с целью предотвращения аномального распределения топлива и масел.

7.5.1.3.    При испытании вентилятор охлаждения с переменной скоростью обдува располагают перед мотоциклом так, чтобы поток охлаждающего воздуха был направлен на двигатель. Скорость воздуха должна изменяться в пределах 10—50 км/ч, линейная скорость воздуха у выпускного отверстия должна отличаться от соответствующей скорости ролика не более чем на ±5 км/ч. При скорости ролика менее 10 км/ч скорость воздуха может быть равна нулю.

При согласии изготовителя охлаждение воздуха может быть усилено при помощи вентилятора с постоянной скоростью, дающей поток воздуха в диапазоне скоростей 20—50 км/ч.

Площадь поперечного сечения выходного отверстия вентилятора должна быть не менее 0.4 м2, высота нижней части — 500—200 мм над уровнем пола. Выходное отверстие вентилятора должно быть перпендикулярно к продольной оси мотоцикла и находиться на расстоянии 300—450 мм перед его передним колесом. Устройство, используемое для измерения линейной скорости воздуха, располагают в центре потока на расстоянии 200 мм от выходного отверстия вентилятора. Эта скорость должна быть установившейся, насколько это возможно, во всех точках сечения выходного отверстия вентилятора.

7.5.1.4.    После выполнения цикла необходимо проконтролировать скорость роликов, которая в течение испытаний записывалась как функция времени.

7.5.2.    Пуск двигателя

Двигатель запускают посредством механизмов, имеющихся для этой цели (воздушная заслонка, утолитель и т. д.). согласно инструкциям изготовителя.

7.5.3.    Холостой ход

7.5.3.1.    Коробка пе/>едач с механическим включением

7.5.3.1.1.    Во время работы на холостом ходу1 сцепление должно быть включено, а переключатель передач должен быть в нейтральном положении.

7.5.3.1.2.    Для того чтобы ускорение происходило в соответствии с нормальным циклом, за 5 с до наступления фазы ускорения после холостого хода должна быть включена первая передача, а снепление отключено.

7.5.3.1.3.    Первый период работы на холостом ходу в начале цикла состоит из 6 с холостого хода с нейтральным положением коробки передач с включенным сцеплением и 5 с на первой передаче с отключенным сцеплением.

7.5.3.1.4.    Продолжительность работы на холостом ходу в середине каждого цикла должна быть 16 с в нейтральном положении и 5 с на первой передаче с отключенным сцеплением. Эти значения могут быть изменены, если испытуемый мотоцикл не имеет достаточной мощности для ускорения, соответствующего теоретическому ездовому циклу (см. п. 7.1.2.2).

7.5.3.1.5.    Продолжительность работы на холостом ходу между двумя последовательными циклами должна быть 13 с в нейтральном положении с включенным сцеплением (кроме случая, рассмотренного в п. 7.1.2.2).

7.5.3.2. Автоматическая коробка передач и преобразователь крутящего момента

Переключатель передач должен быть зафиксирован в начале испытания и должен быть в положении, определенном в п. 7.1.3.2 в течение всего хода испытаний.

7.5.4.    Ускорение

7.5.4.1.    Фаза ускорения должна быть такой, чтобы значение ускорения было максимально стабильным в ходе этой фазы.

7.5.4.2.    Если фаза ускорения не может быть осуществлена в необходимое время, то мотоциклом управляют в соответствии с методом, описанным в п. 7.1.2.2.

7.5.5.    Замедление

7.5.5.1. Процесс замедления наиболее эффективен при полностью закрытом дросселе (сцепление включено). Сцепление отключают независимо от выбора передачи при снижении скорости до 10 км/ч или до момента начала работы двигателя на холостом ходу.

Страница 8

ГОСТ 29307-92 С. 7

7.3.5.2.    Если степень замедления ниже установленной для соответствующей фазы, то необходимо использовать тормоз мотоцикла для продолжения цикла.

7.5.5.3.    Если степень замедления выше установленной для соответствующей фазы, то теоретический цикл корректируют в период работы на постоянной скорости или на холостом ходу в последующей фазе.

7.5.5.4.    В конце периода замедления (мотоцикл при этом неподвижен относительно роликов) шестерни коробки передач должны находиться в нейтральном положении.

7.5.6.    Постоянная скорость

7.5.6.1.    оПрогазовка» или полное закрытие дросселя недопустимо.

7.5.6.2.    Периоды работы на постоянной скорости осуществляют при зафиксированном положении дросселя.

7.6.    Игмерение расхода топлива

Расход топлива определяют измерением количества топлива, израсходованного в течение двух последовательных рабочих циклов.

7.7.    Вычисление результатов

7.7.1.    Если расход топлива С измеряют по массе топлива М (кг), то его определяют по формуле

с.^.100,    (1)

где р — плотность (масса/объем) топлива в эталонных условиях, кг/м3;

D — расстояние, пройденное в течение испытания, км.

7.7.2.    Если расход топлива С измеряют по объему топлива, то его определяют по формуле

т,    (2)

D    'Ш'

где V — количество израсходованного топлива, л;

d — коэффициент объемного расширения топлива.

Для дизельного и для бензинового топлива он равен 0.001 К1;

/■„ — эталонная температура. К:

Тх — температура топлива, измеренная в бюретке. К.

7.7.3. Если топливную экономичность С| измеряют методом углеродного баланса, то используют следующую формулу, где массу СО, НС и С02 определяют по ОСТ 37.001.262.

л- _    1000 ^ 0.866

1 = (0,429 СО) + (0,866 НС) + <0.273 СО.) (л/км)

где d — относительная плотность топлива;

СО — масса СО. г/км;

НС — масса НС. г/км;

СО: — масса С02. г/км.

7.7.4.    Т о п л и в н о > м а с л я н а я смесь

Объем масла, использованного в течение испытания, необходимо вычесть из общего объема топливно-масляной смеси.

7.7.5.    При использовании любого метода измерения результаты следует выражать в литрах на 100 км.

7.8. Представление результатов

7.8.1.    Расход топлива определяют по обычному ездовому циклу вычислением среднего арифметического израсходованного топлива, измеренного в соответствии с требованиями пп. 7.6 и 7.7, в течение трех последовательных измерений.

Между последовательными измерениями (парами циклов) допускается работа на холостом ходу не более 60 с. В течение этого периода расход топлива не измеряют.

7.8.2.    Если разница между экстремальными измерениями более 5 % среднего значения трех измерений, то необходимо провести дальнейшие измерения для достижения степени точности 5 %.

Страница 9

С. 8 ГОСТ 29307-92

7.8.3. Точность измерения вычисляют по формуле

Точность = JL.M (%),    (4)

\п t-

где К находят из следующей таблицы:

Число измерений

4

5

6

7

8

9

10

К

3,2

2,8

2,6

2.5

2.4

2.3

2,3

п — число измерений;

где Q — количество топлипа, израсходованное в течение /-го измерения;

С — среднее арифметическое п значений С.

7.8.4. Если точность измерения, равная 5 %, не достигнута, то после 10 измерений испытания проводят с другим мотоциклом того же типа.

8. ИСПЫТАНИЕ ПРИ ПОСТОЯННОЙ СКОРОСТИ

8.1.    Общие требования

8.1.1.    Измерение расхода топлива мотоцикла при постоянной скорости следует проводить на дороге.

8.1.2.    Топливо подается в двигатель при помощи устройства, способного измерять количество топлива, попавшего в двигатель, с точностью до ±2 % и которое не препятствует процессу подачи топлива. Если система измерения объемная, то необходимо измерить температуру топлива в мерном устройстве или на выходе из него.

8.1.3.    Время перехода от системы нормальной подачи к системе измерения расхода при помощи системы клапанов не более 0,2 с.

8.1.4.    В приложении В приведено описание и дана инструкция по использованию подобных устройств.

8.2. Водитель и его положение на мотоцикле

8.2.1. У водителя должна быть масса 70 — 80 кг, рост 1,7 — 1,8 м.

8.2.2. Водитель должен быть одет в хорошо подогнанный костюм или подобную одежду и защитный шлем.

8.2.3.    Водитель должен сидеть на сиденье, предназначенном для водителя, ноги его должны быть на подножках, а руки обычно вытянуты. Это положение позволяет водителю в любое время осуществлять контроль над мотоциклом во время испытаний. Положение водителя остается неизменным в течение всего хода измерений; описание положения указывают в отчете об испытании или заменяют фотографиями.

8.3.    Испытательный грек

8.3.1.    Испытательный трек должен обеспечивать постоянную скорость мотоцикла. Он должен образовывать замкнутый круг длиной 2000 м с минимальным радиусом 200 м.

Измерение расхода топлива следует проводить при прохождении нескольких полных кругов.

8.3.2.    Допускается использовать прямую дорогу длиной не менее 500 м. Уклон не должен превышать 2 %.

Испытательный трек должен быть сухим, чистым, ровным, покрытым асфальтом или подобным материалом.

8.4.    Атмосферные условия

Относительная влажность 95 %.

Максимальная скорость ветра 3 м/с.

Максимальная скорость ветра при порывах 8 м/с.

Температура воздуха 278 К — 303 К.

Страница 10

ГОСТ 29307-92 С. 9

Эталонные условия:

-    давление //„=1000 мбар;

-    температура /,',=293 К;

-    относительная плотность воздуха J„=0,9197.

Относительная плотность воздуха при испытаниях машины, вычисленная как описано ниже, не должна отличаться более чем на 7,5 % от плотности воздуха при эталонных условиях. Относительную плотность воздуха вычисляют по формуле

(6)

j    1 __ __

1    0 ‘ /Г Т ’

1 I

где dt — относительная плотность воздуха в условиях испытаний;

Нл — давление в условиях испытаний, мбар;

1\ — абсолютная температура в условиях испытаний, К.

8.5. Метод испытания

8.5.1. Испытание проводят при постоянной эталонной скорости на наивысшей передаче. Максимальную скорость мотоцикла измеряют, как описано в ГОСТ 6253 (ИСО 7117).

Испытание проводят в соответствии с табл. 3.

Таблица 3

Максимальная скорость

Эталонной скорость при

Максимальная скорость

Эталонна!! скорость при

мотоцикла г. км/ч

испытании, км/ч

мотоцикла V. км/ч

испытании, км/ч

130 < V

120 и 90

70 < V £ 100

60 и 45

100 < vs 130

90 и 60

VI

1*

45

8.5.2.    При испытании используют эталонное топливо. Смазка двигателя должна соответствовать требованиям изготовителя.

8.5.3.    О пределе ние расхода

8.5.3.1.    Для определения расхода при постоянной эталонной скорости (см. черт. 2) проводят четыре испытания: два — при средней скорости, меньшей, чем эталонная скорость, и два — при средней скорости, превышающей эталонную скорость, в течение каждого испытательного пробега. Скорость должна быть стабильной в пределах ±2 км/ч. Для испытания при скорости 120 км/ч допуск ±3 км/ч.

Средняя скорость для каждого испытания не должна отличаться от эталонной скорости более чем на 2 км/ч. Расход топлива для каждого испытательного пробега вычисляют по формулам пп. 7.7.1, 7.7.2.

8.5.3.2.    Разность между двумя значениями расхода топлива, полученными на меньших, чем эталонная, скоросгях движения, должна составлять не более 5 % среднего значения расхода на этих скоростях: тем же условиям должны соответствовать значения расхода топлива, полученные на скоростях, больших, чем эталонная. Значение расхода топлива при эталонной скорости вычисляют линейной интерполяцией, как показано на диаграмме черт. 2.

8.5.3.3.    Если требование п. 8.5.3.2 не выполнено для любой из двух пар полученных значений, то повторяют все четыре испытательных пробега. Если после 10 попыток требуемые результаты не достигнуты, то выбирают другой мотоцикл и проводят все испытания на нем.

8.5.4. Вычисление результатов

Вычисления результатов проводят таким же образом, как и в п. 7.7.

Страница 11

С. 10 ГОСТ 29307-92

ПРИЛОЖЕНИЕ А Обязательное

ХАРАКТЕРИСТИК КА МОТОЦИ KJ1A

Торговое наименование (марка)_

Модель _

Наименование и адрес изготовителя _

При необходимости имя и адрес представителя изготовителя_

Масса мотоцикла:

-    сухая масса_

-    снаряженная масса_

-    максимальная масса_

Коробка передач механическая/автоматическая"

Число передаточных отношений (скоростей) _

Передаточные отношения2*:

-    первая передача _

-    вторая передача _

-    третья передача _

-    четвертая передача _

-    питая передача_

-    шестая передача_

Передаточные отношения передней и главной передачи:

-    передняя передача_

-    главная передача _

Шины:

-    размеры _

-    динамическая окружность качения _

Двигатели**'1_

Изготовитель _

1

Дать схемы камеры сгорания и поршня с кольцами.

Страница 12

ГОСТ 29307-92 С. 11

Модель _

Цикл: 2Т/4Г0

Число и расположение цилиндров_

Параметры двигателя:

-    диаметр цилиндра, мм_

-    ход поршня, мм_

-    объем цилиндра, cmj_

Степень сжатия2*1 3)

Стандартное топливо_

Система охлаждения: водяная/воздушная/иная1*_

Нагнетатель с/без" описания системы_

Механизм для рециркуляции газов в картере: да/нет1 41

Тип воздухофильтра4’_

Система смазки _

для двухтактных двигателей: ратдельнаи/смесмо"

Дополнительное устройство для очистки выхлопных газов: да/нет1 *•4)

Впуск воздуха и подача топлива_

Г1 р и м с ч а н и е. Описание и схемы системы газораспределения и вспомогательных механизмов (воздушного буфера, нагревательного устройства, дополнительных впускных устройств и т. д.).

Подача топлива__

карбюраторе и (а чи)/снсююП впрыска1*; число карбюраторов (при наличии)

Изготовитель _

Тип _

Значение регулировок”_

Жиклеры_

Трубки Вентури _

Уровень топливной камеры_

ил,, кривая подачи топлива по отношению к воздушному потоку1*’ 41

Масса поплавка _

Игла поплавка _

Заслонка: ручная/автоматическая1 Топливный насос_

Установка размера закрытия1*

1

Ненужное вычеркнуть.

и ^    Объем    камеры    сгорания    ♦    Рабочий    объем    цилиндра

Степень сжатия = ---

Объем камеры сгорании

31 Указать допуски.

41 Со схемой и описанием.

Страница 13

С. 12 ГОСТ 29307-92

Изготовитель _

Тип _

Давление1*'2)_

Подача_мм5 на один ход при скорости насоса_(мин1)1*

При м е ч а и и с. Вместо этого можно дать кривую характеристик.

Жиклср(ы) _

Изготовитель _

Тип _

Калибровка_бар1*

Примечание. Вместо этого можно дать кривую характеристик.

Регулировка клапанов_

Регулировка клапанов механического действия_

Максимальный подъем клапанов и углы огкрывания и закрывания относительно мертвых точек_

Эталонный зазор и/или зазор установки3*_

Поршневое газораспределение (2-тактный двигатель)_

Объем полости картера при положении поршня в ВМТ_

Пластинчатые клапаны при их наличии: да/нет2'-

При м с ч а н и с. Дать схему с размерами окон впуска, выпуска и продувки со схемой газораспределения. Зажигание

Тип системы зажигания_

Изготовитель _

Модель _

Кривая опережения зажигания”_

Искровой промежуток11_

Угол размыкания_

Выпускная система2*_

Описание и диаграммы

Дополнительная информация по условиям испытаний:

Используемое топливо_

° Указать допуски.

21 Со схемой и описанием. J) Ненужное вычеркнуть.

Страница 14

ГОСТ 29307-92 С. 13

Смазка:

-    изготовитель_

-    тип_

указать процент масла и смеси, если масло и гопливо смешаны

Свечи зажигания:

-    изготовитель_

-    тип_

-    установка искрового прох<ежутка_

Катушка зажигания:

-    изготовитель_

-    тип_

Конденсатор зажигания:

-    изготовитель_

-    тип_

Система холостого хода_

описание регулировки

Работа двигателя_

_(мин-1)0

Частота вращения на холостом ходу_

Частота крашения двигателя при максимальной мощности Максимальная мощность (стандартный метод ИСО)_

_(мин-1)0

кВт (ОСТ 37.004.004)

11 Указать допуски.

Страница 15

С. 14 ГОСТ 29307-92

ПРИЛОЖЕНИЕ В Обязательное

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ РАСХОДА ТОПЛИВА МОТОЦИКЛА

В.1. Определение

В. 1.1. Объемный метод — метод, при котором используют резервуар известной вмести мост, при помощи которого можно вычислять объем израсходованного топлива.

У этих резервуаров может быть «постоянная» и «переменная» вместимость. Резервуары с «постоянной» вместимостью позволяют определять только заданное количество топлива. Резервуары с «переменной» вместимостью представляют собой полости с разграниченной маркировкой, позволяющей определить объем, который заранее не устанавливается.

В. 1.2. Массовый метод — метод с использованием весовых устройств для определения массы израсходованного топлива. Эти устройства могут быть двух типов: «постоянной» массы и «изменяющейся* массы.

Устройства «постоянной* массы позволяют вычислить только определенное количество топлива, которое было установлено раньше. 'Это установленное количество зависит от устройства и его характеристики.

Устройства «изменяющейся* массы позволяют определять количество топлива, которое не было установлено раньше.

В. 1.3. Поточный метод — метод с использованием устройств, позволяющих измерять в непрерывном или прерывистом режиме массу или обьем топлива, проходящего через них в течение определенного времени.

Устройства непрерывного действия дают показания на основе потока жидкости, в то время как устройства прерывистого действия дают показания на основе измерения небольших элементарных объемов.

В. 1.4. Метод углеродного бнианса основан на анализе объемов эмиссии выпускных газов СО|. СО>, СН, и на определении количества углерода в выпускном газе. Количество израсходованного топлива можно вычислить, принимая в расчет состав используемого топлива и измеренный объем выпускного газа.

В.2. Установка измерительного оборудования

В.2.1. О б ш и е значения

В.2.1.1. При измерении установка оборудования не должна мешат ь или изменять систему подачи топлива в мотоцикл. Эти рекомендации относятся главным образом к падению давления, диаметру и длине патрубков подачи топлива.

Если же измерительное оборудование не соответствует этому требованию, то необходимо сконструировать спсииалыюс оборудование.

В.2.1.2. Требования, указанные в п. В.2.1.1, необходимо выполнять, когда:

a)    используют метод углеродного баланса:

b)    используют установку для объемного и массового методов по черт. 3 и 5;

c)    используют установку для определения расхода, как указано на черт. 4. при условии, что падение давления в системе меньше ! мбар.

В.2.1.3. Допускаются другие способы установки оборудования, если доказано, что они не оказывают негативного влияния на систему подачи топлива мотоцикла.

В.2.1.4. Для уменьшения возможности потери давления в топливных трубках рекомендуется, чтобы

d\ £ d> = rfj,

где d\ — диаметр трубки топливной магистрали;

dy и </} — диаметры топливных трубок измерительного устройства.

В.2.2. Объемный метод

В.2.2.1. Схема установки приведена на черт. 3.

В.2.2.2. Условия испытания по черт. 3 (объемный метод для динамометрического стенда и дорожных испытаний).

В.2.2.2.1. Бюретка должна быть расположена сбоку от топливного бака таким образом, чтобы

Ла <. hu - hL + 0.3/н .

В.2.2.2.2. Необходимо проследить, чтобы давление в бюретке не подвергалось воздействию давления ветра, действующего на воздушное отверстие бюретки.

В.2.3. Поточный метод

В.2.3.1. Измеритель должен быть сконструирован таким образом, чтобы потери давления не превышали I мбар.

В.2.3.2. Схема установки измерителя показана на черт. 4.

В.2.3.3. Точноаъ измерений — в пределах ±2 % уровня всех потоков, зафиксированных в ходе испытания.

В.2.4. Массовый метод

В.2.4.1. Схема установки приведена на черт. 5.

Страница 16

ГОСТ 29307-92 С. 15

Пример расчета при средней скорости 90 км/ч

Объемный метод

<>*

Vq 90 Скорость, км/ч

Чсрг. 2

hy — верхний уровень топлива, мм; hj - мижиий уровень топлива, мм; ha — высота. измеренная бюреткой, мм:    — первичная топливная

трубка; <Л.    —    топливные трубки измерительного устройства: dA

трубка бюретки с по му ш ни и отверстием: / — иетть включена: 2 - воз-душнос отверстие в бюретке; 3 — топливо: 4 — конец трубки бюретки с воздушным отверстием: 5 - топливный бак: 6 - выпуск топлииа из карбюратора, 7 — впуск топлива в карбюратор: 8— поплавковая каме ра карбюратора: 9 - двигатель: 10— трехходовой клапан: // — бюретка: /2— пень выключена

Черт. 3

Поточный метод

Массовый метод

Ш—I

f-


hu — верхний уровень топлива, мм: Л2 — нижний уровень топлива, бетмина, мм: hj — падение давлении в измерителе, мм: d{ — первичная топливная трубка: <Л, d) — топливные трубки измерительного устройства; У — измерительное устройство: 2— топливный бак: 3 — топ лнво: 4 — выпуск топливного бака: 5 — впуск топлива в карбюратор:    6 — поплавковая камера карбюратора. 7 —

двигатель

dt — первичная топливная трубка:    dj — топливные труб

ки измерительного устройства; / — вспомогательный бак.

2 — топливо; 3 — топливный бак. 4 — поплавковая камера карбюратора: 5 — двигатель. 6 — трехходовой клапан. 7 —

весы


Черт. 4

В.2.4.2. Минимальные требования:

-    точность — не менее I %:

-    чувствительность — 0,1 г.

В.2.4.3. Измерение плотности (масса/объсм)

Плотность (масса/объем) измеряют до 0.001, затем относя! к эталонным условиям.

В.2.5. Метод углеродного баланса

Используют оборудование для определения расхода топлива; его установка должна соответствовать требованиям ОСТ 37.001.262 с использованием инфракрасного анализатора с относительной плотностью 1.96.

Страница 17

С. 16 ГОСТ 29307-92

ПРИЛОЖЕНИЕ С Обязательное

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ.

ОТРАЖАЮЩИЕ ПОТРЕБНОСТИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

П.6.5. Уточнить определение «масса мотоцикла* — масса снаряженного мотоцикла — сухая масса, к которой добавляют массу топлива (топливный бак должен быть заполнен не менее чем на 90 % вместимости), ветрового стекла, грязезащитных щитков, дуг безопасности, запасного колеса, съемных корзин на багажнике.

П.7.2. Дополнить словами: «Допускается до 1998 г. применение серийного топлива».

П.7.3.1. Заменить слова «диаметр ролика — 400 мм» на «диаметр ролика — не менее 400 мм*.

П.7.4.3.1. Дополшггь абзацем: «Если диаметр ролика менее 500 мм при работе на стенде, давление в шине ведущего колеса должно быть увеличено на 30 % — 50 %».

Страница 18

ГОСТ 29307-92 С. 17

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1.    ПОДГОТОВЛЕН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 308 «Мотоциклы, мопеды»

2.    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от 18.02.92 № 163

3.    Настяшнй стандарт разработан методом прямого применения международного стандарта ИСО 7860—83 «Транспорт дорожный. Мотоциклы. Метод измерения расхода топлива* с дополнительными требованиями. отражающими потребности иародного хозяйства

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение cixnвсtcrnyх>шего международного стандарта

Обозначение НТД. на когарый дана ссылка

Номер раиела. пункта, приложения

ГОСТ 6253-78

ОСТ 37.001.262-83 ОСТ 37.004.009-86 ОСТ 37.004.004-74

ИСО 7117—81

ИСО 6460-83. ИСО/ ТР 6970-81

ИСО 3833-86 ИСО 4106-74

2. 8.5.1

2, 7.3.1, 7.3.2.2. 7.4.1, 7.7.3, приложение В 2

2, приложение А


6. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2004 г.

Страница 19

Редактор В. П. Огурцо*

Технический редактор В.У/. Прусакооа Корректор Т.Я. Кононенко Компьютерной верстка St.Л. //а.и'икипой

Над. лиц. № 02354 от 14.07.2000. Сдано в набор 26.05.2004. Подписано н печать 24.06.2004. Уел. печ. д. 2.32. Уч. И1ДЛ. 1,75.

Тира* 56 jkj. С 2667. Зак. 2IK.

И ПК Издательство стандартов. 107076 Москва. Кололоныи пер.. 14. hltp://www.standards.ги    e-mail: infoftHandards.m

Набрано и отпечатано в МП К И |дательетпо станлартов