Сертификация: тел. +7 (495) 175-92-77
Стр. 1
 

15 страниц

304.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на неэкранные и экранные мнемосхемы, размещаемые на рабочих местах членов экипажа самолетов (вертолетов) для контроля работы и управления функциональными системами, и устанавливает эргономические требования к ним

Введен впервые

Оглавление

1 Требования к неэкранным и экранным мнемосхемам

2 Требования к ориентированию мнемосхем на рабочих местах членов экипажа

Приложение 1 Термины и пояснения

Приложение 2 Требования к экранным мнемосхемам

Приложение 3 Примеры выполнения неэкранных и экранных мнемосхем

Показать даты введения Admin

Страница 1

МНЕМОСХЕМЫ АВИАЦИОННЫЕ

ОБЩИЕ ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ГОСТ 28392-89

Издание официальное

БЗ 11—89/933


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И СТАНДАРТАМ

Москва

Страница 2

УДК 821.316.318:829.7:006.354    Группа Д10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР МНЕМОСХЕМЫ АВИАЦИОННЫЕ

Общие »ргономические требования

ГОСТ

28392-89

Aircraft mnemoschemes General ergonomic requiremenis

ОКСТУ 7501

Дата введения 01.01.91

Настоящий стандарт распространяется на неэкранные и экран-ные мнемосхемы, размещаемые на рабочих местах членов экипажа самолетов (вертолетов) для контроля работы и управления функциональными системами, и устанавливает эргономические требования к ним.

Термины, применяемые в стандарте, и их пояснения приведены в приложении 1.

J. ТРЕБОВАНИЯ К НЕЭКРАННЫМ И ЭКРАННЫМ МНЕМОСХЕМАМ

1.1.    Общие требования

1.1.1.    Мнемосхема должна наглядно отображать состояние и деление системы на части (подсистемы, каналы) или объекты (агрегаты), управляемые членом экипажа, указывать последовательность их использования, сигнализировать состояние (положение) основных объектов (агрегатов) и все существенные нарушения в работе контролируемой системы.

1.1.2.    Мнемосхема должна представлять органическое сочетание минимального числа элементов, т. е. только тех средств отображения информации, органов управления, мнемознаков и соединительных линий, относящихся к одной функциональной системе, разметаемых на одной панели или щитке управления либо их изображений на экране индикатора, которые необходимы экипажу в процессе контроля и управления системой как при нормальной се работе, так и в случае отказов.

Издание официальное ★

Перепечатка воспрещена

© Издательство стандартов, 1990


Страница 3

С. 2 ГОСТ 28392-89

1.1.3.    Для упрощения контроля и управления работой систем должны использоваться мнемосхемы информационно-управляю-щие.

1.1.4.    В пространственных или пространственно-временных мнемосхемах «вид сверху (снизу)» или «вид сзади», должно строго выдерживаться пространственное соответствие относительно продольной плоскости симметрии самолета (вертолета) (далее по тексту — самолета).

Выдерживание пространственного соответствия между размещением элементов мнемосхем и расположением агрегатов в реальной системе в продольном направлении не является обязательным.

1.1.5.    Для контроля и управления системами, в которых происходит расход рабочего вещества, используют пространственно-временные мнемосхемы.

1.1.6.    При построении мнемосхем должен выбираться тот их вид (сверху, снизу, сзади, сбоку), который обеспечивает членам экипажа наиболее быстрое и точное выполнение операций контроля и управления. При необходимости на мнемосхеме наносят символ самолета.

1.1.7.    Число каналов, используемых в мнемосхемах, должно соответствовать числу каналов реальной системы.

1.1.8.    Одинаковые средства управления и контроля, входящие в мнемосхему системы с несколькими одинаковыми по составу и назначению каналами, представляют на мнемосхеме идентично как по виду, так и по расположению. При этом все средства отображения информации и средства управления (или их изображения на экране), относящиеся к одному каналу, размещают на одной вертикали, а одинаковые средства должны размещаться на общих горизонталях.

1.1.9.    Прн одновременном использовании на самолете для контроля и управления какой-либо системы экранной и неэкранной мнемосхем они должны быть согласованы между собой: должны иметь аналогичные структурные схемы построения и взаимное положение элементов, аналогичные направления движения рабочего вещества и основные соединительные линии магистралей.

1.1.10.    При компоновке элементов мнемосхемы исходными должны являться требования мнемоники, а также привычные ассоциации и стереотипы действий членов экипажа.

1.1.11.    Элементы н группы элементов мнемосхемы, которые наиболее существенны для контроля и управления системы — используются при отказах системы или в аварийной ситуации — необходимо выделять расположением, размерами, формой, цветом или другим способом.

Части системы, имеющие автономное управление или используемые для дополнительного контроля системы, должны быть обо-

Страница 4

ГОСТ 2Ю92-89 С. 3

соблены на мнемосхеме (например, размещены в нижней части мнемосхемы или сбоку).

1.1.12.    Входящие в мнемосхему системы средства отображения информации и управления (или изображения элементов системы на экране) должны компоноваться таким образом, чтобы направление движения рабочего вещества (агента) у всех мнемосхем было одинаковым; при этом направление движения рабочего вещества у всех мнемосхем должно быть снизу вверх (кроме топливной системы, для которой допускается также направление движения сверху вниз). Совпадение движения рабочего вещества в реальной системе и на мнемосхеме не обязательно.

1.1.13.    Направление движения рабочего вещества указывают стрелками или другими способами.

1.1.14.    На мнемосхеме должны быть указаны соединительные линии, необходимые для надежного управления системой, упрощенно воспроизводящие связи, существующие между объектами системы. При необходимости функциональное состояние магистрали (например, трубопроводы — при наличии или отсутствии давления, шины —иод током или в обесточенном состоянии) выделяется соединительными линиями, изменяющими свой вид (наличие подсвета, цвет и т. п.).

Для многоцветных экранных мнемосхем соединительные линии должны изменять свой цвет в зависимости от функционального состояния магистрали.

1.1.15.    Соединительные линии, обозначающие трубопроводы и электрические связи, на мнемосхеме должны быть сплошными, одинарными или двойными и должны иметь простую конфигурацию; линии должны быть возможно короче и иметь наименьшее количество пересечений.

Соединительные линии мнемосхем не должны иметь разрывов (за исключением пересечений линий и мест пересечений с органами управления, индикаторами и сигнализаторами).

1.1.16.    Если в мнемосхеме предусматривается использование мнемознаков, то число их в одной мнемосхеме должно быть минимально необходимым и они должны иметь характерные отличительные признаки того элемента системы, который они представляют на мнемосхеме.

1.1.17.    Мнемознакн сходных по функциям объектов и элементов одной системы должны быть максимально унифицированы.

Мнемознакн одинакового назначения (например, «открыто-закрыто», «работает —не работает», насосы, краны), используемые в мнемосхемах разных систем, должны иметь одинаковый вид и начертание.

Мнемознакн или средства управления агрегатов, имеющие аналогичное назначение и относящиеся к одному каналу (магистрали), должны располагаться симметрично по обе стороны соединительной линии.

Страница 5

С. А ГОСГ 28392-89

1.1.18.    Используемые в мнемосхемах стрелки, надписи и соединительные линии не должны пересекать контур мнемознака или каким-либо другим образом затруднять его восприятие.

1.1.19.    Размеры мнемознаков (диаметр окружности, сторона квадрата, ромба или треугольника) должны быть в пределах от 4 до 7 мм.

1.1.20.    В верхней части панели или экрана, на которых представляется мнемосхема, при необходимости, указывается полное или сокращенное наименование системы, к которой она относится.

1.1.21.    Если на одной панели или экране представлены мнемосхемы разных систем, то между ними в случае необходимости проводят разделительные линии.

1.1.22.    На мнемосхеме должно предусматриваться минимальное число лаконичных надписей и цифр, поясняющих назначение или принадлежность средств отображения информации и управления (или их изображений).

1.1.23.    Индексация двигателей и других агрегатов (каналов) системы на мнемосхемах «вид сверху» или «вид сзади» должна производиться слева направо при любом положении рабочего места члена экипажа относительно этих агрегатов (системы) на самолете.

1.1.24.    Сигналы состояния объекта («работает — не работает», «открыто—закрыто») должны различаться особенно четко цветом, формой или другими признаками.

1.2. Требования к неэкранным мнемосхемам

1.2.1.    Состав средств отображения информации и средств управления, используемых в неэкранных мнемосхемах, должен выбираться в зависимости от того, применяется данная мнемосхема совместно с экранной или она является единственной для контроля и управления системой.

1.2.2.    Неэкранные мнемосхемы, устанавливаемые на рабочих местах экипажа наряду с экранными и используемые совместно с ними, должны состоять в основном из органов управления и соединительных линий и могут включать светосигнальные и индикационные устройства.

Эти мнемосхемы должны обеспечивать возможность управления работой систем как в случае нормальной работы экранных индикаторов, так и в случае их отказа.

1.2.3: В мнемосхемах предпочтительнее использовать вместо рычажных кнопочные переключатели со световой сигнализацией.

Целесообразно нанесение мнемознаков на органы управления.

1.2.4. Надписи, индикаторы н сигнализаторы на пультах управления располагают таким образом, чтобы они не закрывались рукой члена экипажа при работе с соответствующими органами управления.

Страница 6

ГОСТ 28392 -89 С. 5

1.2.5.    Толщина соединительных линий на мнемосхемах должна быть не менее:

одинарных ... .2 мм,

двойных .... I мм прн расстоянии между линиями не менее 2 мм.

Соединительные линии должны наноситься матовой краской, быть контрастными фону панели и должны быть различимы в ночных условиях. Они должны быть значительно толще линии контура символа самолета.

1.2.6.    Разделительные линии между мнемосхемами должны наноситься белой матовой краской толщиной не менее 2 мм.

1.2.7.    Надписи и знаки на панели мнемосхемы должны наноситься белой матовой краской (с коэффициентом отражения не менее 0,7) и должны быть видны в ночных условиях.

1.2.8.    Размеры панели, на которой должна размещаться мнемосхема, должиы соответствовать размерам корпусов пультов по НТД.

1.2.9.    Поверхности панели мнемосхемы, находящиеся в поле зрения членов экипажа, должны быть матовыми и иметь цвет, соответствующий цвету приборной доски или панели, на которой она установлена.

Коэффициент отражения окрашенных поверхностей должен быть не более 0,2.

1.3.    Требования к экранным мнемосхемам приведены в приложении 2.

1.4.    Примеры выполнения неэкранных и экранных мнемосхем приведены в приложении 3.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ОРИЕНТИРОВАНИЮ МНЕМОСХЕМ НА РАБОЧИХ МЕСТАХ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА

2.1.    При компоновке мнемосхем на рабочих местах членов экипажа не должно нарушаться мнемоническое соответствие между размещением средств контроля и управления на мнемосхеме и их размещением или последовательностью использования в реальной системе на самолете. При этом размещении мнемосхем на рабочих местах членов экипажа должно использоваться правило «па-раллельного переноса», заключающееся в том, что ориентация мнемосхемы относительно члена экипажа должна сохраняться неизменной независимо от ее местоположения на рабочем месте — без поворота относительно оси. перпендикулярной плоскости мнемосхемы.

2.2.    Мнемосхемы «вид сверху», располагающиеся на горизонтальных и наклонных панелях бортовых пультов и центральном пульте кабины должны размещаться так, чтобы передняя (верхняя) часть мнемосхемы была направлена вперед по полету, а рас-

Страница 7

С. 6 ГОСТ 28392-59

полагающиеся на потолочной панели — передней частью назад — против направления полета.

При установке этих мнемосхем на приборных досках и вертикальных пультах, включая и приборные доски и пульты членов экипажа, располагающихся боком к направлению полета, верхняя (передняя) часть мнемосхемы должна находиться вверху.

Экранные мнемосхемы этого типа должны размещаться на экране индикатора передней частью вверх.

2.3.    Мнемосхемы «вид сзади» должны размещаться вертикально на приборных досках и вертикальных панелях бортовых пультов. а также экранах и верхней частью вперед по полету —на горизонтальных панелях пультов.

2.4.    Мнемосхемы «вид сбоку» должны размещаться на бортовых пультах и быть ориентированы по полету.

2.5.    Мнемосхемы, устанавливаемые в общих зонах рабочей области обоих летчиков или нескольких членов экипажа, должны размещаться таким образом, чтобы сохранялось мнемоническое подобие для каждого члена экипажа.

ПРИЛОЖЕНИЕ I Справочное

ТЕРМИНЫ И ПОЯСНЕНИЯ

Термин

Пояси'же

Авиационная мнемоническая схема Мнемосхема

Информационная мнемосхема

Управляющая мнемосхема

Информацноино-упраалиющая

мнемосхема

Пространственная мнемосхема

По ГОСТ 22686

Мнемосхема, состоящая только из средств отображения информации (индикаторов и сигнализаторов) или индицируемая на жранном индикаторе Мнемосхема, включающая а свой соствв только органы управления Мнемосхема, состоящая из средств отображения информации и органов управления или обеспечивающая на одном экране контроль и управление системой Мнемосхема, построенная по принципу пространственного соответствия между расположением управляемых объектов на самолете в реальной системе н положением средств отображения информации и органов управления на мнемосхеме или их нюбраженнем на экране


Страница 8

ГОСТ 28392-89 С. 7

Пояснение

Термин

Временная мнемосхема

Пространственно-временная

мнемосхема

Мнемосхема «вид на самолет сверху (снизу)*

Мнемосхема «вид сверху (снизу)*

Мнемосхема «вид на самолет сзади»

Мнемосхема «вид сзади* Мнемосхема «вид на самолет слева (справа)»

Мнемосхема «вид слева (справа)»

Одноканальная мнемосхема

Многоканальная (двух. трех, четырехканальная) мнемосхема

Неэкранная мнемосхема

Экранная мнемосхема Смешанная мнемосхема

Привычные ассоциации

Мнемосхема, обеспечивающая временное соответствие между процессом движения (протехания) рабочего зсшсствэ (агента) в реальной функциональной системе н его отображением на мнемосхеме Мнемосхема, при построении которой использованы принципы пространственного и временного соответствия Мнемосхема. представляющая собой изображение системы для наблюдателя, смотрящего на самолет сверху или снизу

Мнемосхема. представляющая собой изображение системы для наблюдателя, смотрящего на самолет сзади Мнемосхема, представляющая собой изображение системы для наблюдателя, смотрящего на самолет слева или справа

Мнемосхема, все средства контроля и управления которой образуют одни канал Мнемосхема, содержащая два, три или четыре параллельно работающих канала, в каждом из которых содержится одинаковое или разное количество средств контроля и управления Мнемосхема, включающая п свой состав механические п электромеханические средства отображения информации и средства управления, а также графические элементы в виде соединительных линий, нанесенных ка поверхности пульта Мнемосхема, ннднцвруемая на экране индикатора любого принципа действия Мнемосхема, включающая как электромеханические, так и электрон вые элементы (например, соединительные линии, выполненные с помощью светодиодов или элек-тролюминесцентных элементов)

По ГОСТ 21460


Страница 9

С. 8 ГОСТ 28392-89

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Рекомендуемо?

ТРЕБОВАНИЯ К ЭКРАННЫМ МНЕМОСХЕМАМ

1.    Рекомендуется, чтобы все мнемосхемы, представляемые на одном или нескольких экранных индикаторах данного самолета, имели единый внешний вид (конфигурацию), например, «вид сверху»

2.    Органы управления, а также другие элементы систем должны индицироваться на экранных индикаторах в виде миемозиако», близких им по конфигурации.

Следует нспользовать следующие мнемознакн:

— для кранов (кольцевания, противопожарного)

— дли насосов (подкачки, перекачки), насосных станций

О



— для баков (топливных, гидросистемы)


— для элементов систем



\ск.в>1 \



— для генераторов переменного тока

3.    В экранных мнемосхемах (на лицевой части экранов) рекомендуется нспользовать сенсорные переключатели; при этом должны быть предусмотрены меры, исключающие возможность их непроизвольного включения.

4.    Индикацию запаса рабочего вещества (агента) или его параметров рекомендуется осуществлять с помощью цифровых счетчиков. Одновременно должен индицироваться приближенно и уровень вещества в баках

Страница 10

ГОСТ 28392-89 С. 9

5.    Цветовое кодирование элементов экранных мнемосхем должно выполняться в следующих цветах: красном, желтом, зеленом, голубом (синем) и белом.

При нормальной работе системы и исправности всех ее элементов ивег представленных на экране элементов мнемосхемы должен Сыть зеленым. Для привлечения внимания члена экипажа к отказавшим элементам системы необходимо изменять цвет или яркость или вводить мерцание соответствующих элементов (мнемознаков) на мнемосхеме.

6.    Сигнальную информацию (например, команды управления), а также рекомендации по действиям экипажа, которые могут воспроизводиться наряду с мнемосхемой, .рекомендуется выдавать в верхней части экрана.

7.    Следует изменять цвет элементов мнемосхемы на экране, с течением времени утративших свое значение для экипажа (например, соединительные линии магистралей, идущих от полностью выработанных топливных баков, должны быть белыми).

8.    Рекомендуете*, чтобы мнемосхема занимала всю площадь экрана индикатора. Количество надписей на мнемосхеме должно быть минимальным.

9.    Индикационные элементы (стрелки, счетчики, индексы, шкалы, буквы, цифры и ?. п., используемые в мнемосхемах, должны выполниться в соответствии с требованиями ГОСТ 27626.

10.    Яркость и равномерность яркости элементов мнемосхемы должны соответствовать ГОСТ 27626.

11.    Дополнительная информация, выдаваемая на экране, не должна затрудняй. контроль работы системы по мнемосхеме.

Страница 11

С. 10 ГОСТ 28392-89

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Справочное

ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ НЕЭКРАННЫХ И ЭКРАННЫХ МНЕМОСХЕМ

1. Пример выполневия нсэкранной мнемосхемы топливной системы приведен на черт Г.

Аевыи

ООиго

тепь

Противо

пожарный

кран

ч£

1

Противо-'

попарный

кран

Правый

Овиго-

те/гь

t

Г

f

АВАР

I

кольц

ts п а и

1

АВАР

У

ИРАН

А

А

Гунглп

А

ч

НАСОС

Зоч


НАСОС Зоч


НАСОС

Зоч


НАСОС ЗОЧ


О

нг

О

О


5

Г


нг


НГ

о


НАСОС 2оч ~



)

НАСОС 2 оч

Ооч

НАСОС

/04

нрон


I — храп хольцеагпхя: з — квипочяыа переключатель упраалония противопожарным типом: 3 — ГР.1Н «варийаого пи г«ии* пра отказе автомата; 4 — кнопочный оереклю'Мгтель для млючеикя насоса: S — кнопочные переключатели управления подачей «Игрального raja; 6 — соединительная линия;

7 — кнопочный переключатель открытия струйного насос* 0-й очереди

Чер7. 1

Страница 12

ГОСТ 28392-89 С 11

2. Пример выполнения неэкрэнной мнемосхемы системы кондиционирования воздуха приведен и а черт. 2.



Рециркул А Вт.


впп.


А 6 т

отнл


ни HAUUUOHUPQeAHUE

А 6 т.


Тепл

линия


2

ёТ


атхл.


ТХУ/



Авт.


ГОР


ХОЛ


откл


ТХУ 2



вкл.

отбор.

Л/

OmSop

отнп

от*п

CKdl

СКВ 2

I - кнопочные вереключетеии для ручною мгулироеанив т*ипгр*тусы яоиум • явСыяе и селоеих: 2 — кяооочшие пео^ключягелл Для ручного рстдиринияя "** перьтури на «ыходе ял турбохолодяльпо* угглиалсв; 3 — кмояояяый переключатель уортдечия ьшеховкой турбохоладмльиоА устеиовха; 4 — хнопочвый переключатель со езепхягяальным полем для упраэхеияя отбором ьсадуха от дяиптедя; 5 — кнопочный переключатель упревдея** креном кельцеввяия; 6 — кнопочный ncj>e-ключвтель со се^тоснгиельиим полем для веяюченяя евтомвтя чяревлечия поаачев воздухе * сигналжюцяя; 7 — кжопочный пеоекдючатель со светоеигнвльним полем

Черт. 2

Страница 13

С. 12 ГОСТ 28392-89

3. Пример выполнения экранной мнемосхемы системы кондиционк|>овання воздуха приведен на черт. 3.

J — счепик; 2 — отмсти* шкал и указателя расхода воздух*; 3 — указатель рас, хода вэздуха; 4 — коллектор; 5 — система ксндяциоиировавиа воздуха. 6 — магистр*.™ отворв волхуха от двигателя; 7 — двигатель i; S — крап кольцоВвкяя; 9 — вспомогательная еялпваи установки; 70 — вентилятор; // — контур кабины: +15, +20. +40. + 4!. +*42. +43 — амочеаия температуры в коллекторе, трубопроводах. евлонах; 0. 2. 4 — ос».бровка школы указателя расхода воздуха

Черт. 3

Страница 14

ГОСТ 28392-89 С. 13

4. Пример выполнения жргнной мнемосхемы гидросистемы приведен на черт. 4.

/ — 4*ctv вкрмп для цвамкаци* смгтлтс» имфэрнацка; J — насосы; 3 — г,а«и с* гндрокмдкостм»:    ЯД — мтралмпгатмь; НС I. НС7. НСЪ - сясосиис ставил;

til, 1)7. ИЗ. 114 — «нооии* яасосы or лмгвмля: 310. *15. 209 — *япч<*и» давдеия».

я гвдэогястеме


Черг. 4


Страница 15

•С. 14 ГОСТ 28392-89

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1.    РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством авиационной промышленности

РАЗРАБОТЧИКИ

М. И. Юровицкий, канд. техн. наук (руководитель темы); Р. Н. Юдакова; М. И. Исаев; В. И. Константинов; Г. А. Жега-дина, А. М. Самохин

2.    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 21.12.89 Л* 3924

3.    Срок первой проверки — 1994 г.; периодичность проверки — 5 лет

4.    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5.    ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Номер пун»-?*. прмложевп

ГОСТ 21480-76 ГОСТ 22686-85 ГОСТ 27626-88

приложение 1 приложение ! приложение 2

Редактор В. С. Бабкина Технический редактор О. Н. Никитина Корректор А. И. Зюбан

•Clan о в наб. 17.01.90

Пода. • м«. 36 02.90 1.0 уел. в. л. 1Д уел. ар.-огг. С.П уч.-илд. л. Тар 3000 Цеха S к.

Ордам «Знак Поил» И»а«т«лкг*о ставаартоа. I23M7. Москве. ГСП Навспрссиеяека* пар., 3.

Калужская типография стандартов, ул. Московская. 5S8. Эах. 150