Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

27 страниц

456.00 ₽

Купить ГОСТ 28330-89 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на асинхронные двигатели общего назначения для работы от сети переменного тока напряжения до 660 В, изготовляемые для нужд народного хозяйства и экспорта. Стандарт не распространяется на двигатели, устанавливаемые на средствах наземного, морского и воздушного транспорта, взрывозащищенные двигатели. Виды климатических исполнений двигателей: У2; У3; У5; УХЛ2; УХЛ3; УХЛ4; Т2; Т3; ОМ2,5; О4, а также (для химостойких исполнений) У3,5 по ГОСТ 15150. По требованию заказчика двигатели могут изготовляться видов климатических исполнений У1, УХЛ1, Т1 по ГОСТ 15150.

 Скачать PDF

Ограничение срока действия снято: Протокол № 5-94 МГС от 17.05.94 (ИУС 11-94)

Оглавление

1 Основные параметры и размеры

2 Технические требования

3 Приемка

4 Методы контроля

5 Транспортирование и хранение

6 Указания по эксплуатации

7 Гарантии изготовителя

Приложение 1 (справочное) Термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним

Приложение 2 (обязательное) Установочные размеры двигателей

 
Дата введения01.01.1991
Добавлен в базу01.10.2014
Завершение срока действия01.01.2002
Актуализация01.01.2019

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

13.11.1989УтвержденГосударственный комитет СССР по стандартам3348
ИзданИздательство стандартов1990 г.
РазработанМинистерство электротехнической промышленности СССР

Asynchronous electrical machines with output up 1 to and including 400 kW. Motors. General specifications

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

МАШИНЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ АСИНХРОННЫЕ МОЩНОСТЬЮ ОТ 1 ДО 400 кВт ВКЛЮЧИТЕЛЬНО. ДВИГАТЕЛИ

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

10 коп. БЗ 7—89/517

ГОСТ 28330-89

Издание официальное Е

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И СТАНДАРТАМ Москва

УДК 621.313.33:006.354    Группа    Е61

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ГОСТ

28330—89

МАШИНЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ АСИНХРОННЫЕ МОЩНОСТЬЮ ОТ 1 ДО 400 кВт ВКЛЮЧИТЕЛЬНО. ДВИГАТЕЛИ

Общие технические требования

Asynchronous electrical machines of power from 1 to 400 kW inclusive.

Motors. General technical requirements

ОКП 33 1000, 33 2000, 33 3000

Срок действия с 01.01.91 до 01.01.96

Настоящий стандарт распространяется на асинхронные двигатели общего назначения для работы от сети переменного тока напряжением до 660 В, изготовляемые для нужд народного хозяйства и экспорта.

Стандарт не распространяется на двигатели, устанавливаемые на средствах наземного, морского и воздушного транспорта, взрывозащищенные двигатели.

Виды климатических исполнений двигателей:    У2;    УЗ;    У5;

УХЛ2; УХЛЗ; УХЛ4; Т2; ТЗ; ОМ2,5; 04, а также (для химостой-ких исполнений) УЗ,5 по ГОСТ 15150.

По требованию заказчика двигатели могут изготовляться видов климатических исполнений У1, УХЛ1, Т1 по ГОСТ 15150.

Термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним приведены в приложении 1.

1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

1.1. Номинальные мощности двигателей должны соответствовать требованиям ГОСТ 12139 в диапазоне от 1 до 400 кВт.

Примечание. В части двигателей мощностью от 0,025 до 1 кВт включительно требования стандарта распространяются только на двигатели единых серий.

Издание официальное    Перепечатка    воспрещена

★ ★

о

Е

© Издательство стандартов, 1990

2—1296

междувитковая изоляция выдерживает повышенное напряжение на 30% сверх номинального в течение 3 мин.

Для двигателей, у которых при напряжении 1,3 номинального ток может превышать номинальный, длительность испытания изоляции может быть сокращена до 1 мин.

Оценка результатов климатических испытаний двигателей для районов с тропическим климатом — по ГОСТ 15963.

3.6. При отрицательных результатах приемо-сдаточных испытаний по одному из пунктов требований настоящего стандарта двигатели подлежат возврату для установления причин и устранения дефектов.

Допускается предъявлять к испытаниям один и тот же двигатель до двух раз. Двигатели, не выдержавшие повторных испытаний, бракуют.

Если при периодических или типовых испытаниях хотя бы один двигатель не будет соответствовать требованиям настоящего стандарта или технических условий, проводят повторные испытания удвоенного количества двигателей с приемочным числом, равным нулю.

Результаты повторных испытаний являются окончательными.

На одном и том же двигателе допускаются следующие виды испытаний в указанной последовательности:    электромагнитные

испытания и испытание на нагревание, виброакустические испытания, климатические испытания, испытания на механические воздействия, испытания на степень защиты.

Двигатели, подвергавшиеся периодическим испытаниям в соответствии с п. 3.3 в полном объеме, использованию по назначению не подлежат. Допускается использование годных деталей и узлов.

4. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

4.1.    Методы испытаний двигателей — по ГОСТ 7217, ГОСТ 11828, ГОСТ 25941.

Если превышение температуры обмотки статора двигателей с изоляцией класса нагревостойкости F составляет не более 80°С, потери в обмотке статора определяют при расчетной температуре, соответствующей классу нагревостойкости В.

4.2.    При проведении испытаний должны применяться средства измерений, прошедшие метрологическую аттестацию (проверку) в соответствии с ГОСТ 8.513, и испытательное оборудование, прошедшее аттестацию по ГОСТ 24555.

4.3.    Методы оценки вибрации двигателей — по ГОСТ 12379.

При приемо-сдаточных испытаниях точки измерения вибрации

должны быть указаны в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей.

ГОСТ 28330-80 С. 1 i

4.4.    Методы определения шумовых характеристик двигателей — по ГОСТ 11929.

4.5.    Методы испытаний на степень защиты двигателей — по ГОСТ 17494.

4.6.    Методы испытаний двигателей на стойкость к механическим воздействиям — по ГОСТ 16962.

Степень жесткости и методы испытаний должны быть указаны в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей.

4.7.    Методы климатических испытаний — по ГОСТ 16962 с дополнением: испытания на смену температур для двигателей исполнения УХЛ проводят по методу 205-4 г; испытания на влаго-устойчивость (в качестве отдельных испытаний или в составе метода 205-4 г) проводят по методу 207-Г, определение режимов испытаний для различных климатических исполнений и категории размещения изделий по ГОСТ 16962; испытания повышенным напряжением (проверки электрической прочности изоляции), измерение сопротивления изоляции, проверку работоспособности и оценку результатов испытаний проводят по ГОСТ 15963.

Оценка защитных свойств лакокрасочных покрытий двигателей после испытаний на воздействие специальных сред должна быть не хуже 4-го балла по ГОСТ 9.407.

При испытании на смену температур по методу 205-4 г отдельные испытания на влагоустойчивость, теплоустойчивость и холодоустойчивость не проводят, так как указанные испытания входят в состав испытаний на смену температур.

Испытание двигателей на теплоустойчивость допускается проводить вне камеры после испытаний на нагревание по ГОСТ 11828.

На двигателях устанавливают нагрузку, соответствующую предельно допустимой температуре обмотки статора и выдерживают их в указанном режиме не менее 2 ч.

Измерение температуры обмотки проводят методом сопротивления или методом температурных индикаторов.

До и после испытания на теплоустойчивость проводят измерения сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса, сопротивление изоляции между обмотками, а также визуальный осмотр.

Измерение сопротивления изоляции проводят после выдержки двигателей в нормальных климатических условиях при достижении двигателями температуры окружающей среды.

При испытаниях в камере двигатели следует размещать таким образом, чтобы расстояния между двигателями, а также между двигателями и стенками камеры были не менее 70 мм.

При испытании двигателей на холодоустойчивость до и после испытаний проводят измерение сопротивления изоляции, прово-

С. 12 ГОСТ 28330-89

дят измерения напряжения трогания в камере при достижении двигателями нижней температуры испытаний и внешний осмотр двигателей.

4.8.    Испытания двигателей на соответствие требованиям по стойкости к воздействию специальных (в том числе агрессивных) сред и рабочих растворов проводят (или не проводят) в соответствии с требованиями ГОСТ 24683.

Конкретизация требований к испытаниям должна быть оговорена в технических условиях на конкретные типы двигателей.

При этом испытания двигателей проводят по режимам, соответствующим конкретному химостойкому исполнению.

4.9.    Методы контроля двигателей на надежность в соответствии с требованиями ГОСТ 27.410 указывают в технических условиях на конкретные типы двигателей.

4.10.    Методы испытаний упакованных двигателей — по ГОСТ 23216. После испытаний проверяют виброакустические характеристики и сопротивление изоляции двигателей, которые должны соответствовать указанным в разд. 1 и 2.

4.11.    Контроль внешнего вида проводится визуальным осмотром на соответствие основному конструкторскому документу на двигатель, указанному в технических условиях на конкретные типы двигателей.

Используемые средства измерений геометрических размеров в соответствии с требованиями ГОСТ 8.051.

4.12.    Методы испытаний двигателей на пожаробезопасность указывают в технических условиях на конкретные типы двигателей.

5. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

5.1.    Транспортная тара двигателей должна соответствовать требованиям ГОСТ 2991, ГОСТ 12082, ГОСТ 1651Г ГОСТ 15846ГОСТ 23216.

5.2.    Условия транспортирования двигателей внутри страны в части воздействия механических факторов С — по ГОСТ 23216, в части воздействия климатических факторов 5 (ОЖ4) или 8 (ОЖЗ) — по ГОСТ 15150.

Условия хранения двигателей 2 (С)—по ГОСТ 15150 на срок сохраняемости в соответствии с п. 2.1.15.

5.3.    Если требуются иные условия транспортирования, хранения по ГОСТ 15150 и сроки сохраняемости, то они должны быть установлены в технических условиях на конкретные типы двигателей по согласованию с заказчиком.

ГОСТ 28330-89 С. 13

6. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

6.1.    Эксплуатация двигателей должна соответствовать отрас-левой нормативно-технической документации.

6.2.    Двигатели исполнения N должны быть рассчитаны на два последовательных пуска (с остановкой между пусками) со статической и динамической нагрузкой на валу из холодного состояния или на один пуск из нагретого состояния после работы при номинальной нагрузке.

Момент сопротивления нагрузки при пуске пропорционален квадрату частоты вращения и равен номинальному моменту при номинальной частоте вращения, а значение внешнего момента инерции (/), кг*м2, не должно превышать значения, рассчитываемого по формуле

/=0,04 Рп925,

где Р — номинальная мощность двигателя, кВт; р— число пар полюсов.

Повторный пуск двигателя допускается только при температуре двигателя перед пуском, не превышающей установившейся температуры при номинальной нагрузке.

Примечание. Требования к пуску 10-, 12- полюсных двигателей устанавливают в технических условиях на конкретные типы двигателей.

7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

7.1. Изготовитель должен гарантировать соответствие двигателей требованиям настоящего стандарта и технических условий на конкретные типы двигателей при условии соблюдения правил транспортирования, хранения, монтажа и эксплуатации.

Гарантийный срок эксплуатации — 2 года со дня начала эксплуатации двигателя при гарантийной наработке 10 000 ч.

С. 14 ГОСТ 28330-89

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Справочное

ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ,

И ПОЯСНЕНИЯ К НИМ

1. Модификация

— разновидность, двигателя из семейства двигателей, создаваемая на основе двигателя, принятого

2.    Кажущаяся мощность (5е)

3.    Базовое (основное) исполнение

за базовое исполнение, с целью расширения или специализации сферы его использования.

—    отношение потребляемой мощности при заторможенном роторе к номинальной мощности.

—    конструкция двигателей для массового потребителя, на базе которого разрабатываются модификации для различных случаев применения.

4. Сервис-фактор

— допустимая перегрузка двигателя при номинальном напряжении и частоте. При этом превышение температуры обмотки не должно быть бо

5. Единая серия

лее допустимого для данного класса нагрево-стойкости по МЭК 34—1.

— ряд асинхронных двигателей общего назначения, объединенных общностью конструкции и технологии производства с закономерно возрастающими основными параметрами: высотой оси вращения и номинальной мощностью.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Обязательное


УСТАНОВОЧНЫЕ РАЗМЕРЫ ДВИГАТЕЛЕЙ


1. Установочные размеры двигателей исполнения IM10 должны соответствовать приведенным на черт. 1 и в табл. 3.


У


А


70


70



dw


Черт. 1

Таблица 3

Размеры, мм

Габарит

Дляиа

станины

h

Ь\(\

ho

hi

tfn*

45

—.

45

70

55

28

4,8

50

—.

50

80

63

32

5,8

56

_

56

90

71

36

63

63

100

80

40

71

71

112

90

45

7

80

80

125

100

50

90

S

90

140

56

10

90

L

90

140

125

100

S

100

160

112

63

100

L

112

М

112

190

140

70

12

132

S

132

216

89

132

м

178


Продолжение табл. 3

Размеры, мм

Габарит

Длина

станины

h

Ью

ио

hi

di0*

160

S

160

254

178

108

15

160

м

210

160

L

254

180

S

180

279

203

121

180

м

241

180

L

279

200

м

200'

318

207

133

19

200

L

305

225

S

225

356

236

149

225

м

311

250

S

250

406

168

24

250

м

319

280

S

280

457

368

190

280

м

419

315

S

315

508

406

216

28

315

м

457

355

S

355

610

500

254

355

м

560

Диаметр круглого отверстия или ширина овального отверстия..

ГОСТ 28330-89 С. 17


2. Установочные размеры двигателей исполнения IM30 должны соответствовать приведенным на черт. 2 и в табл. 4.

1

£

Ъ \!

1

Таблица А

^22

Обозначен vie фланца

^25

^24

ho

ho

max

без

резь

бы

FF

с резьбой FT

Коли

чество

отвер

стий

FF55; FT55

55

40

70

FF65; FT65

65

50

80

2,5

5,8

М5

FF75; FT75

75

60

90

FF85; FT85

85

70

105

7

Мб

FF100; FT 100

100

80,

120

0

о

4

FF115; FT115

115

95

140

3

10

М8

FF130; FT 130

130'

110

160

3,5

FF165; FT165

165

i со О

1

200

12

М10

FF215; FT215

215

180

250

4

15

М12

Продолжение табл. 4

Обозначение

фланца

if 20

if 21

*f 24

/39

*20

max

dn

Коли

чество

отвер

стий

без

резь

бы

FF

с резьбой FT

FF265; FT 265

265

230

300

0

4

15

M12

4

FF300; FT300

300

250

350

5

19

M16

FF350; FT350

350

300

400

FI;400; FT400

400

350

450

8

FF5C0; FT500

500

450

550

FF600; FTsoo

600

550

660

6

24

M20

FF740; FT740

740

680

800

Примечания:

1.    В обозначении фланца указывают размер ^го и буквы FF и FT, FF—► фланец с гладкими крепежными отверстиями; FT — фланец с резьбовыми крек пежными отверстиями.

2.    Внешний контур крепительных фланцев от FF55 до FF300 может быть некруговым. В этом случае размер d24 является диаметром описанной окружности и может отличаться только в сторону отрицательных отклонений.

3.    Установочные размеры двигателей исполнения IM20 определяются вэ табл. 3. 4 как для комбинированного исполнения.

4.    Установочные размеры двигателей — по ГОСТ 12126, ГОСТ 18709. Допуски на установочные размеры должны соответствовать указанным в

ГОСТ 8592.

3. Увязка мощностей с установочными размерами для степени защиты IP44 и IP54 должна соответствовать табл. 5.

Таблица 5

Формы исполнения двигателей

Номинальная мощность двигателей, кВт, при числе полюсов 2р

Концы валов цилиндрические diXh мм, при числе полюсов 2р

IM10,

IM20

IM20, IM30

2

4

6

а

10

12

1

2

4, 6, 8, 10, 12

Габарит

Дли

на

ста

нины

Обозначение фланца

с резьбой

без

резьбы

45

FT65

FF85

0,04

0,06

0,025

0,40

■—

—,

7X16

50

FT55; FT75

FF100

0,09

0,12

0,06

0,00

9X20

56

FT65; FT85

FF115

0,18

0,25

0,12

0,18

11X23

63

FT75; FT100

FF130

0,37

0,55

0,25

0,37

0,18

0,25

14X30

71

FT85; FT115

FF165

0,75

1,10

0,55

0,75

0,37

0,55

0,25

19X40

80

FT100; FT130

1,50

2,20

1,10

1,50

0,75

1,10

0,37

0,55

22X50

90

L

FT115; FTI30

FF215

3,00

2,20

1,50

0,75

1,10

Рг'

24X50

ГОСТ 28330-89 С. 1*

1.2.    Двигатели должны изготовляться на номинальные частоты 50 и 60 Гц по ГОСТ 12139.

По согласованию с заказчиком двигатели могут изготовляться на другие частоты по ГОСТ 12139.

1.3.    Двигатели должны изготовляться на синхронные частоты вращения в соответствии с ГОСТ 12139:

500, 600, 750, 1000, 1500, 3000 об/мин— частоты 50 Гц;

600, 720, 900, 1200, 1800, 3600 об/мин — частоты 60 Гц.

По согласованию с заказчиком двигатели могут изготовляться на другие синхронные частоты вращения по ГОСТ 12139.

1.4.    Двигатели должны изготовляться на напряжения 220, 380, 660 В по ГОСТ 12139 со схемами соединения обмотки статора «треугольник», «звезда», «треуголышк-звезда».

По требованию заказчика двигатели должны изготовляться на другие стандартные напряжения и схемы соединения, в том числе 240, 400, 415 и 440 В на двигатели в экспортном исполнении.

1.5.    Энергетические показатели двигателей (коэффициент полезного действия, коэффициент мощности) следует устанавливать в технических условиях па двигатели конкретных типов.

1.6.    Моментные характеристики двигателей — по ГОСТ 28327. Относительные значения моментов двигателей единых серий должны быть не ниже установленных в технических условиях на двигатели конкретных типов.

Максимальные значения относительной кажущейся пусковой мощности — по ГОСТ 28327. Для двигателей мощностью до 0,4 кВт максимальное значение относительной кажущейся пусковой мощности не нормируется, а указывается отношение пускового тока к номинальному в технических условиях на конкретные типы двигателей.

Допускается в технических условиях указывать вместо максимальных значений относительной кажущейся пусковой мощности отношение пускового тока к номинальному или пусковой ток.

1.7.    Средний уровень звука и звуковой мощности двигателей мощностью до 0,25 кВт устанавливают в технических условиях на конкретные типы двигателей.

Значения уровня звука (звуковой мощности) остальных двигателей должны быть не хуже, чем по классу 3 ГОСТ 16372.

Для двигателей мощностью от 15 до 400 кВт, имеющих на валу со стороны привода роликоподшипники, допускается класс 2 по ГОСТ 16372.

1.8.    Класс вибрации трехфазных двигателей — по ГОСТ 16921 для нормальной, повышенной и высокой точности в зависимости от габаритов не должен превышать значений, указанных в табл. 1.

Продолжение табл. 5

Формы исполнения двигателей

Номинальная мощность двигателей, кВт, при числе полюсов 2р

Концы валов цилиндрические d\Xli мм, при числе полюсов 2 р

IM10,

IM20

Ш20, IM30

2

!

4

5

8

10

12

2

4, 6, 8, 10. 12

Габарит

Дли

на

ста

нины

Обозначение фланца

с резьбой

без

резьбы

100

100

S

L

FT130; FT165

FF215

4,00

5,50

3,00

4,00

2,20

1.50

28X60

112

М

FF265

7,50

5,50

3.00

4.00

2,20

3,00

32X80

132

132

S

м

FF300

7,5

5.5

7.5

4,0

5,5

38X80

11,0

160

160

S

м

15,0

18,5

11,0

15,0

7,5

11,0

—-

42X110

48x110

180

180

S

м

FF350

22,0

30,0

18,5

15,0

48X110

55X110

'200'

200

м

L

FF400

37.0

45.0

22,0

30,0

18,5

22,0

—■

55X110

60iXl40

225

м

FF500

55,0

37,0

30,0

65X140

250

250

S

м

75.0

90.0

45.0

55.0

37.0

45.0

22,0

30,0

65X140

75X140

С. 20 ГОСТ 28330-89

ГОСТ 28330-89 С. 3

Таблица 1

Габарит двигателя

45—71

80—132 |

160—225 1

1 2С0 |

I 280- 355

Наименование

показателя

Число полюсов

Любое

Любое

2

Бо

лее

2

2

Бо

лее

2

Любое

Класс вибрации: нормальной точности

1.12

1,8

2,8

1,8

4,5

2,8

4,5

повышенной точности

0,71

1.12

1.8

1,8

2,8

1.8

2,8

высокой точности

0,45

0,71

U2

1,12

2,8

1.8

1.8

1.9.    Двигатели должны изготовляться со степенями защиты IP23, IP44, IP54 по ГОСТ 17494.

По согласованию между изготовителем и заказчиком двигатели должны изготовляться и с другими степенями защиты по ГОСТ 17494.

1.10.    Исполнение по способу монтажа выбирается из ряда: IM1001, IM1002, IM1081, IM1082, IM2001, ГМ2081, IM2082, ГМ2181, IM2182, IM3001, IM3011, IM3012, IM3031, IM3032, IM3081, IM3082, IM311-1, IM3131, IM3181, IM3681 по ГОСТ 2479.

По согласованию между изготовителем и заказчиком допускается выпуск двигателей других исполнений по способу монтажа по ГОСТ 2479.

1.11.    Способ охлаждения двигателей выбирается из ряда: IC01, IC041, IC0041, IC0141, ICO 151 по ГОСТ 20459.

1.12.    Двигатели базового (основного) исполнения должны изготовляться с увязкой мощностей с установочными размерами в соответствии с приложением 2.

Увязка мощностей с установочными размерами модификаций указывается в технических условиях на конкретные типы двигателей.

1.13.    Высоты оси вращения в диапазоне от 45 до 355 мм устанавливают из ряда R20 по ГОСТ 13267.

1.14.    Установочные размеры должны соответствовать приведенным в приложении 2.

1.15.    Буквенные обозначения установочно-присоединительных и габаритных размеров — в соответствии с требованиями ГОСТ 4541.

1.16.    Условные обозначения двигателей должны указываться в технических условиях на конкретные типы двигателей.

2*

С. 4 ГОСТ 28330-89

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1.    Характеристики

2.1.1.    Двигатели должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и техническим условиям на конкретные типы двигателей, ГОСТ 183, ГОСТ 24682, ГОСТ 19348.

Специфические требования к модификациям указывают в технических условиях на конкретные типы двигателей.

2.1.2.    Двигатели могут иметь сервис-фактор, равный 1,1 или 1,15.

2.1.3.    Параметры двигателей приведены для режима работы S1 в соответствии с требованиями ГОСТ 183. При применении двигателей в режимах S2—S8 измененные значения показателей должны быть согласованы с изготовителем.

Примечание. В случае применения двигателей в составе частотно-регулируемых приводов следует указывать рабочие диапазоны изменения частот и допустимые нагрузки в этих диапазонах в технических условиях на конкретные типы двигателей.

2.1.4.    Группы условий эксплуатации двигателей в части воздействия механических факторов внешней среды выбираются из ряда: Ml, М3, М4, М7, М8, М9 по ГОСТ 17516.

По согласованию между заказчиком и изготовителем допускается выбирать другие группы условий эксплуатации двигателей по ГОСТ 17516.

2.1.5.    Номинальные значения климатических факторов внешней среды — по ГОСТ 15543 и ГОСТ 15150.

При превышении верхнего значения рабочей температуры окружающей среды (воздуха) по сравнению с указанными в этих стандартах номинальная мощность двигателей снижается на 5% при повышении температуры на 5°С.

Для работы двигателей на высотах свыше 1000 до 4300 м среднее, верхнее и эффективное значения температур устанавливают но ГОСТ 15150.

Двигатели должны допускать работу на высотах до 4300 м. Для двигателей, у которых номинальные значения высоты установлено 1000 м, при их эксплуатации на высоте свыше 1000 до 4300 м и температуре 40 °С мощности их снижаются в соответствии с табл. 2.

Таблица 2

Высота над уровнем моря, м

Номинальная мощность, %

Высота над уровнем моря, м

Номинальная мощность, %

1000

100

1500

98

ГОСТ 28330—89 С. 5

Продолжение табл. 2

Высота над уровнем моря,

м

Номинальная мощность, %

Высота j над уровнем моря, j м

Номинальная мощность, %

2001)

95

3500

84

2400

93

4000

80

3000

88

4300

74

Номинальную мощность с учетом снижения эффективной температуры в зависимости от высоты при необходимости согласовывают в соответствии с ГОСТ 2.124.

Допускается по согласованию между разработчиком и заказчиком разрабатывать двигатели специального назначения для работы на высоте свыше 1000 м.

2.1.6.    Двигатели со степенью защиты IP23 можно применять при значении запыленности не более 2 мг/м3, со степенью защиты IP44 — не более 10 мг/м3.

2.1.7.    Двигатели изготовляют химостойкого исполнения Х2; по требованию заказчика могут быть изготовлены исполнения ХЗ по ГОСТ 24682.

2.1.8.    Требования по стойкости двигателей к рабочим растворам, в том числе дезинфицирующим, дезактивирующим, в соответствии с ГОСТ 24682 при необходимости устанавливают в технических условиях на конкретные типы двигателей.

2.1.9.    Требования по сейсмостойкости (интенсивное землетрясение в баллах и уровень установки над нулевой отметкой) при необходимости указывают в технических условиях на конкретные типы двигателей.

2.1.10.    Двигатели должны изготовляться с изоляцией классов нагревостойкости В, F или Н по ГОСТ 8865, исходя из условия обеспечения ресурса двигателей в соответствии с п. 2.1.15 настоящего стандарта. По согласованию между заказчиком и изготовителем допускается применение других классов нагревостойкости по ГОСТ 8865.

2.1.11.    Двигатели следует изготовлять с вводными устройствами следующих исполнений:

К—3—I —с панелью выводов и одним штуцером,

К—3—П —с панелью выводов и двумя штуцерами,

К—3—III —с панелью выводов и тремя штуцерами,

К—2—I —без панели выводов с одним штуцером,

К;—2—И —без панели выводов с двумя штуцерами,

К—3—М — с панелью выводов и удлинителем под сухую разделку кабеля или заливку кабельной массой.

Возможно применение ввертных штуцеров. Вводные устройства двигателей должны допускать подсоединение с любой из про-3—1296

С. 6 ГОСТ 28330-89

тнвоположных боковых сторон кабелей с медными или алюминиевыми жилами с оболочкой из резины или пластиков, а также гибкого металлического рукава.

Исполнения вводных устройств указывают в технических условиях на конкретные типы двигателей.

Конструкция вводного устройства должна обеспечивать присоединение внешних подводов к двигателям в соответствии с монтажно-техническими требованиями, согласованными с головной электромонтажной организацией.

2.1.12.    Сопротивление изоляции обмоток двигателей в холодном состоянии при нормальных климатических условиях испытаний по ГОСТ 15150 должно быть не менее 10 МОм, а при температуре двигателей, близкой к рабочей,— не менее 3 МОм, при верхнем значении влажности воздуха — не менее 0,5 МОм.

2.1.13.    Двигатели должны работать в любом направлении вращения. Направление вращения двухполюсных двигателей 280— 355 габаритов должно быть указано в технических условиях на конкретные типы двигателей.

2.1.14.    По согласованию между заказчиком и изготовителем двигатели могут быть изготовлены со встроенной температурной защитой в соответствии с требованиями ГОСТ 27917.

2.1.15.    Для асинхронных двигателей устанавливаются с учетом требований пп. 2.1.1 и 2.1.2 показатели надежности:

30000 ч — средний ресурс до капитального ремонта;

23000 ч — средняя наработка на отказ;

3 года — девяностопроцентный срок сохраняемости; установленная безотказная наработка.

Установленную безотказную наработку указывают в технических условиях на конкретные типы двигателей по требованию заказчика.

По требованию заказчика показатели ремонтопригодности указывают в технических условиях на конкретные типы двигателей. Для невосстанавливаемых двигателей должен применяться показатель безотказности «вероятность безотказной работы».

Критерием предельного состояния двигателя является выход из строя обмотки, требующей ее замены (капитальный ремонт двигателя) .

Критериями отказов двигателей являются:

выход из строя подшипникового узла;

выход из строя узла контактных колец;

выход из строя обмотки.

2.2. Требования безопасности

2.2.1. Требования безопасности — по ГОСТ 12.2.007.1, ГОСТ 12.2.007.0, а также в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Главгосэнергонадзором.

ГОСТ 28330-89 С. 7

2.2.2.    Классы защиты двигателей в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.007.0 указывают в технических условиях на конкретные типы двигателей.

2.2.3.    Двигатели должны иметь для заземления корпуса наружные зажимы, снабженные устройством от самоотвинчивания: один — на корпусе и один — во вводном устройстве.

Для двигателей мощностью от 0,025 до 0,55 кВт допускается по согласованию с заказчиком заземляющий зажим только во вводном устройстве, что должно быть указано в технических условиях на эти двигатели.

Двигатели вида климатических исполнений Т1; Т2; ТЗ; ОМ2,5; 04 мощностью от 0,025 до 0,55 кВт должны иметь один зажим заземляющий на корпусе и один — во вводном устройстве, двигатели мощностью от 0,75 до 400 кВт должны иметь два зажима заземляющих на корпусе и один — во вводном устройстве.

Для встраиваемых двигателей зажимы заземляющие устанавливают на изделия, в которые встраивается двигатель.

Зажимы заземляющие и знаки заземления — по ГОСТ 21130 и ГОСТ 12.2.007.0.

2.3.    Комплектность

2.3.1.    В комплект двигателя должны входить:

двигатель со шпонкой на валу;

шкив, салазки, фундаментные болты (по требованию заказчика);

техническое описание и инструкция по эксплуатации;

паспорт.

По согласованию с заказчиком допускается оформлять одни паспорт на всю отгружаемую партию.

Состав и количество экземпляров технического описания и инструкций по эксплуатации должны быть согласованы между изго товителем и заказчиком.

2.4.    Маркировка

2.4.1.    Маркировка двигателей проводится в соответствии с требованиями ГОСТ 18620 с дополнениями.

На корпусе каждого двигателя должна быть укреплена табличка в соответствии с требованиями ГОСТ 183 с дополнением номера настоящего стандарта.

На табличке двигателей с повторно-кратковременным режимом работы указывают мощности и токи при одних ПВ.

Для двигателей массой до 10 кг допускается на табличке массу не указывать.

На каждом двигателе, аттестованном на высшую категорию качества, кроме двигателей, предназначенных для экспорта, должно быть изображение государственного Знака качества.

2.4.2.    Место расположения и способ постановки клейма (или пломбы) Государственной приемки продукции или Представителя

3*

С. 8 ГОСТ 28330-89

заказчика указывают в технических условиях на конкретные типы двигателей, кроме двигателей, предназначенных для экспорта.

2.5. Упаковка

2.5.1. Упаковка и консервация двигателей — по ГОСТ 23216.

Конкретные виды упаковки и способы консервации должны быть указаны в технических условиях на конкретные типы двигателей.

3. ПРИЕМКА

3.1.    Для проверки соответствия двигателей требованиям настоящего стандарта проводят приемо-сдаточные, периодические и типовые испытания.

При наличии Госприемки на предприятии-изготовителе приемка продукции должна проводиться согласно требованиям ГОСТ 26964.

3.2.    Приемо-сдаточным испытаниям следует подвергать каждый двигатель по программе, установленной ГОСТ 183.

Количество испытываемых двигателей и дополнительные виды испытаний устанавливаются техническими условиями на конкретные типы двигателей.

3.3.    Периодические испытания двигателей проводят по программе приемочных испытаний по ГОСТ 183, с включением испытаний на теплоустойчивость, влагоустойчивость, холодоустойчивость, механические воздействия, соответствие требованиям по степени защиты, измерений габаритных, установочных и присоединительных размеров, массы двигателей и контроль внешнего вида.

Двигатели тропического исполнения дополнительно подвергают испытаниям в соответствии с требованиями ГОСТ 15963, что должно быть указано в технических условиях на конкретные типы двигателей.

Испытания проводят с периодичностью не реже одного раза в три года.

Количество испытываемых двигателей мощностью от 0,025 до 0,55 кВт не менее четырех каждого типоразмера; двигателей мощностью от 0,75 до 400 кВт — не менее двух каждого типоразмера.

Для двигателей различных климатических исполнений и модификаций, имеющих одни и те же обмоточные данные, электрические испытания в объеме приемочных испытаний по ГОСТ 183 проводят на каждом типоразмере любого из исполнений.

Испытания на теплоустойчивость, влагоустойчивость, холодоустойчивость, смену температур проводят на двигателях каждого климатического исполнения любого типоразмера каждого габарита независимо от электрического исполнения. Испытания на механические воздействия, проверку соответствия требованиям по степени защиты проводят на двигателях любого климатического

ГОСТ 28330—С. 9

исполнения или модификации каждого габарита. Допускается распространять результаты испытаний на другие климатические исполнения, имеющие одинаковые материалы и покрытия и изготавливаемые по единой технологии.

Конкретные показатели надежности необходимо подтверждать один раз в три года статистическими данными эксплуатации двигателей и ускоренными испытаниями двигателей каждого габарита.

Количество проверяемых двигателей на надежность должна быть указано в технических условиях на конкретные типы двигателей.

3.4.    Типовые испытания следует проводить по ГОСТ 183.

3.5.    Испытания по стойкости к воздействию специальных сред следует проводить по ГОСТ 24683 при приемочных испытаниях.

Двигатели считают выдержавшими испытания по программе приемочных по ГОСТ 183, если они соответствуют требованиям* указанным в разд. 1, 2 настоящего стандарта.

Двигатели считают выдержавшими испытания на механические воздействия, если внешним осмотром не обнаружено механических повреждений, сопротивление изоляции обмоток соответствует требованиям настоящего стандарта, работоспособность, двигателей нормальная (проверка должна проводиться на холостом ходу не менее 30 мин).

Двигатели считают выдержавшими испытания на соответствие-требованиям по степени защиты, если они удовлетворяют критериям, указанным в ГОСТ 17494.

Оценку результатов испытаний двигателей на стойкость к воздействию агрессивных сред и рабочих растворов проводят по ГОСТ 24683, при зтом значение испытательного напряжения для корпусной и межфазной изоляции должно быть равно половине испытательного напряжения, указанного в ГОСТ 183, а для меж-витковой изоляции — соответствовать нормам, установленным ГОСТ 183.

Двигатели считают выдержавшими испытания на теплоустойчивость и холодоустойчивость, если сопротивление изоляции обмоток не менее 1 МОм и напряжение трогапия после испытания на холодоустойчивость не превышает 0,80 Umm.

Двигатели считают выдержавшими испытания на влагоустой-чивость, если они удовлетворяют следующим требованиям:

сопротивление изоляции обмоток относительно корпуса п сопротивление изоляции между обмотками составляет не менее 0,5 МОм;

изоляция обмоток относительно корпуса и изоляция между обмотками выдерживает испытательное напряжение, равное половине значения, указанного в ГОСТ 183. Испытательное напряжение должно выдерживаться в течение 5 мин;