МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
АВТОЦЕМЕНТОВОЗЫ
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Издание официальное
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ Минск
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК(б) «Оборудование бетонное, сортировочное и дробильное»
2. ВНЕСЕН Госстандартом России
3. ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 4—93 от 21.10.93)
За принятие проголосовали:
Наименование государства |
Наименование национального органа по стандартизации |
Республика Азербайджан |
Азгосстандарт |
Республика Армения |
Армгосстандарт |
Республика Беларусь |
Б ел стандарт |
Республика Казахстан |
Госстандарт Республики Казахстан |
Республика Кыргызстан |
Кыргызстан дарт |
Республика Молдова |
Молдовастандарт |
Российская Федерация |
Госстандарт России |
Таджикистан |
Т ад ж икгосст айда рт |
Республика Туркменистан |
Г лавгосинспекция Туркменистана |
Республика Узбекистан |
Узгосетандарт |
Украина |
Госстандарт Украины |
4. Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 14.07.94 № 193 межгосударственный стандарт ГОСТ 27614-93 «Автоцементовозы. Общие технические условия» введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 1995 г.
5. ВВЕДЕН ВЗАМЕН ГОСТ 27614-88
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения Госстандарта России
(ИУС № 2 1995 г.)
ГОСТ 27614-93 С. 9
5.3.8. Рабочее давление (разрежение) определяют с помощью штатного манометра автоцементовоза, установленного на цистерне.
5.3.9. Удельную суммарную оперативную трудоемкость технического обслуживания и показатели надежности контролируют по данным эксплуатационных наблюдений и испытаний.
5.3.10. Качество сварных соединений проверяют в соответствии с требованиями «Правил Госгортехнадзора РФ», ГОСТ 3242, ГОСТ 7122, ГОСТ 7512, ГОСТ 20426, ГОСТ 6996.
5.3.11. Наличие и состояние внешних световых приборов проверяют визуальным контролем и включением.
5.3.12. Герметичность цистерны и пневмосистемы проверяют при давлении в цистерне, равном рабочему. При этом проводят внешний осмотр цистерны и пневмосистемы; падение давления в цистерне при отключенном компрессоре не должно превышать 0,02 МПа в течение 2 мин; проверяют срабатывание предохранительного клапана при достижении давления в цистерне 0,16+001 МПа.
5.3.13. Проверка требований безопасности.
Дымность отработавших газов — по ГОСТ 21393.
Шумовые характеристики — по ГОСТ 12.1.003.
Уровень локальной вибрации — по ГОСТ 12.1.012.
Уровень концентрации масла минерального и цементной пыли в воздухе рабочей зоны при разгрузке проверяют по ГОСТ
12.1.005.
5.3.14. Методы проверки герметичности пневмотормозной системы, качества лакокрасочных и гальванических покрытий определяют в программе-методике испытаний или технических условиях на конкретные типоразмеры автоцементовозов.
6. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
6.1. Транспортирование автоцементовозов осуществляют любым видом транспорта в соответствии с правилами, действующими на данном виде транспорта, или своим ходом.
6.2. Требования к хранению устанавливают в технических условиях на автоцементовозы конкретных типоразмеров в соответствии с требованиями ГОСТ 15150.
6.3. Требования к консервации устанавливают в технических условиях на автоцементовозы конкретных типоразмеров в соответствии с требованиями ГОСТ 9.014,
С. 10 ГОСТ 27614-93
7. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
7.1. Требования к эксплуатации автоцементовозов — по ГОСТ 25646.
8. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
8.1. Изготовитель гарантирует соответствие каждого автоцементовоза требованиям настоящего стандарта и технических условий на конкретные типоразмеры при соблюдении правил транспортирования, хранения и эксплуатации.
8.2. Гарантийный срок эксплуатации автоцементовозов — не менее 12 мес со дня ввода в эксплуатацию, но не более гарантийного пробега тягача.
8.3. Гарантийный срок эксплуатации на комплектующие изделия устанавливают в стандартах и (или) технических условиях на них.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Справочное
ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ, И ИХ |
|
ПОЯСНЕНИЯ
Таблица 2 |
Термин |
Пояснение |
Автоцементовоз |
Специализированное автотранспортное средство, имеющее герметичную емкость, заполняе- |
Масса снаряженного автоцементовоза |
мую цементом Масса автоцементовоза без тягача с комплектом ЗИП, запасным колесом, пневматическими |
Производительность пневморазгрузки (пневмо-самозагрузки) |
рукавами и соплом
Отношение массы цемента, выгруженного из цистерны (загруженного), ко времени разгрузки при помощи пиевмосистемы автоцементовоза без |
Дальность подачи приведенная |
учета времени на предварительное поднятие давления в цистерне до рабочего
Сумма геометрических длин прямолинейных вертикальных и горизонтальных участков стального трубопровода диаметром 100 мм и эквивалентных длин колен и разгрузочных рукавов Эквивалентная длина колена под углом 90° и радиусом 1,5 м при переходе от вертикального участка к горизонтальному равна 5 м, а прн |
Удельный расход электроэнергии при пневморазгрузке (пневмосамозагрузке) Удельный расход топлива при пневморазгрузке (пневмосамозагрузке) |
переходе от горизонтального участка к вертикальному — 8 м.
Эквивалентная длина одного метра рукава соответствует 2 м Отношение расхода электроэнергии за время пневморазгрузки (пневмоеамозагрузки) к массе перегруженного цемента
Отношение расхода топлива за время пневморазгрузки (пневмоеамозагрузки) к массе перегруженного цемента |
|
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН НПО «ВНИИстройдормаш»
РАЗРАБОТЧИКИ:
В. С. Серяков, В. Г. Лызо, А. Я. Ландсман, И. А. Бутрин, Н. А. Лысенко
2. Принят Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 4—93 от 21.10.93).
3. Срок первой проверки — 1999 г.; периодичность проверки — 5 лет
4. ВЗАМЕН ГОСТ 27614-88
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ |
|
Редактор Р. Г. Говердовская Технический редактор О. Н. Никитина Корректор А. С. Черноусова
Сдано в наб 04.08,94. Подп. в печ. 29 08 94. Уел. п. л. 0,93. Уел кр -отт. 0,93
Уч-изд л. 0,80. Тир. 239 экз. С 1598.
Ордена «Знак Почета» Издательство стандартов, 107076, Москва, Колодезный пер , 14. Тип «Московский печатник*. Москва, Лялин пер, 6. Зак. 222
УДК «29.114.456.3:006.364
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
АВТОЦЕМЕНТОВОЗЫ
Общие технические условия
Cement trucks. General specifications
ОКП 48 2110
Дата введения 1995-01—0!
Настоящий стандарт распространяется на автоцементовозы, предназначенные для бестарной перевозки цемента по автомобильным дорогам 1—5-й категорий.
Требования пп. 3.1.6, 3.4, 5.3.13 и 5.3.14 являются обязательными, другие требования настоящего стандарта являются рекомендуемыми.
Обязательные требования к автоцементовозам, направленные на обеспечение безопасности для жизни, здоровья людей и охраны окружающей среды, изложены в пп. 3.1.6, 5.3.13 и 5.3.14.
1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения приведены в приложении 1.
2. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
2.1. Автоцементовозы в зависимости от способа загрузки и разгрузки цемента подразделяют на два типа:
1 — автоцементовозы с пневморазгрузкой;
2 — автоцементовозы с пневморазгрузкой и пневмосамозагруз
кой.
2.2. Автоцементовозы в зависимости от массы перевозимого груза подразделяют на типоразмеры: 11; 13,5; 14,7; 15; 20; 25; 30 т.
Издание официальное
(Б) Издательство стандартов, 1994
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Технического секретариата Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации
С. 2 ГОСТ 27614-93
По каждому типоразмеру допускается превышение массы перевозимого груза до 1 т.
2.3. В технических условиях на автоцементовозы конкретных типоразмеров рекомендуется включать следующие показатели качества, номенклатуру которых согласовывают с потребителем: масса перевозимого груза; производительность пневморазгрузки;
производительность пневмосамозагрузки (для автоцементовозов типа 2);
вместимость полная; масса снаряженного автоцементовоза: удельный расход электроэнергии при пневморазгрузке; удельный расход электроэнергии при пневмосамозагрузке (для автоцементовозов типа 2);
удельный расход топлива при пневморазгрузке; удельный расход топлива при пневмосамозагрузке (для автоцементовозов типа 2);
мощность двигателя (для автоцементовозов с компрессором, имеющим привод от автономного двигателя); производительность компрессора по воздуху; рабочее давление в цистерне;
удельная суммарная оперативная трудоемкость технического обслуживания;
дымность отработавших газов двигателя1; уровень звука на рабочем месте оператора1; уровень локальной вибрации1;
уровень концентрации минерального масла и цементной пыли1.
3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
3.1. Характеристики
3.1.1. Автоцементовозы изготавливают в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технических условий на автоцементовозы конкретных типоразмеров по рабочим чертежам, оформленным в установленном порядке.
3.1.2. Климатические исполнения и категории размещения автоцементовозов согласовывают с потребителем и соответствуют ГОСТ 15150,
3.1.3. Конструкция автоцементовоза обеспечивает работоспособность в течение срока службы, указанного в технических усло-ниях на конкретные типоразмеры, при условии соблюдения потребителем правил эксплуатации.
ГОСТ 27614-93 С. 3
3.1.4. Конструкция автоцементовозов должна обеспечивать: пневморазгрузку при приведенной дальности подачи не менее
32 м, на высоту не менее 15 м и по трубопроводу диаметром 100 мм;
пиевмосамозагрузку при подаче по двум резинотканевым рукавам диаметром 100 и 75 мм, длиной 4 м каждый, в т. ч. на высоту не менее 3 м;
возможность гравитационной загрузки аэрированным цементом;
возможность диагностирования в соответствии с требованиями ГОСТ 27518 и ГОСТ 25044 в случаях, когда эти требования заложены в технической документации.
Остаток цемента после разгрузки не должен превышать 2% грузоподъемности, но не более 3 кН (300 кг).
3.1.5. Автоцементовоз должен быть оборудован:
для типа 1—компрессором; для типа 2 — компрессором-ва-куумнасосом. Компрессор (компрессор-вакуумнасос) может быть установлен на полуприцепе с приводом от автономного двигателя либо на седельном тягаче с приводом от коробки отбора мощности;
устройствами, предотвращающими попадание цемента в компрессор при его остановке;
сигнализатором верхнего уровня материала в цистерне (для цементовозов типа 2);
указателем давления (вакуума) в цистерне; устройством для крепления запасного колеса; стояночным тормозом.
3.1.6. Требования безопасности и эргономики
3.1.6.1. .Автоцементовозы должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2 011.
3.1.6.2. Цистерны автоцементовозов и размеры загрузочных люков, рассчитанные на работу под давлением свыше 0,07 МПа, следует изготавливать в соответствии с требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», утвержденных Госгортехнадзором России.
3.1.6.3. Автоцементовоз должен быть оборудован: лестницей и огражденной площадкой для обслуживания загрузочных люков цистерны;
устройством для сбрасывания давления в цистерне, сблокированным с запорным устройством, не позволяющим открытие загрузочного люка при наличии давления в цистерне;
предохранительным клапаном в системе пневморазгрузки;
С, 4 ГОСТ 27614-93
краном для экстренного прекращения разгрузки; противоподкатным бампером по ГОСТ 3163; указателем давления в цистерне;
загрузочным люком, позволяющим проведение ремонтных работ в цистерне;
3.1.6.4. Электрооборудование следует изготавливать в соответствии с требованиями ГОСТ 3940.
3.1.6.5. Знаки безопасности и сигнальные цвета — по ГОСТ 12.4.026.
3.1.6.6. Внешние световые приборы — по ГОСТ 8769.
3.1.6.7. Тормозная система и тормозные свойства — по ГОСТ 22895.
Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижность автоцементовоза полной массы на уклоне 18%.
3.1.6.8. Уровень концентрации масла минерального и цементной пыли в воздухе рабочей зоны при разгрузке не должен превышать соответственно 5'—6 мг/м3.
3.1.6.9. Дымность отработавших газов двигателя — по ГОСТ 21393 (определяют по документации на двигатель тягача).
3.1.6.10. Шумовые характеристики — по ГОСТ 12.1.003.
3.1.6.11. Уровень локальной вибрации на органах управления автоцементовоза — по ГОСТ 12.1.012.
3.1.6.12. Усилия на органах управления пневморазгрузкой ■— по ГОСТ 12.2.011.
3.1.6.13. Усилия на рукоятках механизма полуприцепа — по ГОСТ 3163.
3.1.7. Требования технического обслуокивания и ремонта
3.1.7.1. Конструкция автоцементовоза обеспечивает ежесменное техническое обслуживание одним оператором.
3.1.7.2. Конкретные требования по приспособленности к техническому обслуживанию, а также перечень систем и узлов, подлежащих техническому обслуживанию, устанавливают в технических условиях на автоцементовозы конкретных типоразмеров.
3.2. Комплектность
3.2.1. Е комплект поставки автоцементовоза рекомендуется включать:
рукава разгрузочные;
рукава загрузочные (для автоцементовозов типа 2);
рукава воздушные;
противооткатный упор;
рукоятку опорных стоек;
запасное колесо;
ГОСТ 27614-93 С. 5
инструмент, принадлежности, ЗИП (необходимые для проведения технического обслуживания и поддержания работоспособного состояния автоцементовоза в течение гарантийного срока эксплуатации) согласно разделу «Комплектность» формуляров на конкретные типоразмеры автоцементовозов;
инструмент, принадлежности и ЗИП для комплектующих изделий в соответствии с сопроводительной документацией заво-дов-изготовителей.
3.2.2. К автоцементовозу прилагают следующую техническую документацию по ГОСТ 2.601; формуляр;
техническое описание и инструкцию по эксплуатации; паспорт сосуда, работающего под давлением; документацию, поступающую с комплектующими изделиями.
3.3. Лакокрасочные покрытия — по ГОСТ 9.032.
3.4. Маркировка
3.4.1. На автоцементовозе должна быть прикреплена маркировочная табличка по ГОСТ 12969, содержащая следующие данные:
товарный знак или наименование предприятия-изготовителя; индекс изделия; заводской номер; год выпуска;
обозначение технических условий; массу перевозимого груза; вместимость цистерны полную; давление рабочее; давление пробное;
допустимую температуру стенок сосуда.
3.4.2. На цистерне должна быть нанесена ударным или безударным способом следующая маркировка:
товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;
порядковый номер сосуда;
год изготовления;
рабочее давление;
пробное давление;
допустимая температура стенок сосуда.
3.4.3. Транспортная маркировка по ГОСТ 14192.
3.5. Упаковка
Требования к упаковке устанавливают в технических условиях на автоцементовозы конкретных типоразмеров в соответствии с требованиями ГОСТ 23170.
4. ПРИЕМКА
4.1. Для проверки соответствия требованиям настоящего стандарта, технических условий и конструкторской документации автоцементовозы серийного производства рекомендуется подвергать приемосдаточным и периодическим испытаниям.
Приемосдаточные испытания проводят в соответствии с настоящим стандартом, периодические— по программе-методике утвержденной в установленном порядке.
4.2. Объемы и периодичность проведения испытаний устанавливают в технических условиях на конкретные типоразмеры автоцементовозов.
4.3. Рекомендуемые этапы испытаний приведены в табл. 1.
Таблица 1 |
|
Номера пунктов методов испытаний |
Виды испьпаний |
Наименование этапа испытаний |
приемо
сдаточные |
периоди
ческие |
Визуальный контроль |
5 3.1 |
+ |
+ |
Проверка массы перевозимого груза |
5 3.2 |
— |
+ |
Проверка массы снаряженного автоцементовоза |
533 |
|
4 |
Проверка производительности пневморазгрузки |
5 3.4 |
|
4 |
Проверка производительности пневмосамозагрузки |
5.3 5 |
__ |
4 |
Проверка расхода электроэнергии при пневморазгрузке |
5.3.6 |
____ |
4 |
Проверка расхода электроэнергии при пневмосамозагрузке |
5 3.6 |
__ |
_ |
Проверка расхода топлива при пневморазгрузке |
5.3.6 |
_ |
4 |
Проверка расхода топлива при пневмосамозагрузке |
5.3 6 |
__ |
4 |
Проверка производительности компрессора по воздуху |
5 3.7 |
+ |
4 |
Проверка рабочего давления в цистерне |
5.3.8 |
+ |
4 |
Проверка показателей надежности |
5.3.9 |
— |
4 |
Проверка удельной суммарной трудоемкости технического обслуживания |
5.3 9 |
|
4 |
Проверка качества сварных соединений |
5.3 10 |
+ |
_ |
Проверка состояния пневмотормоз-ной системы |
53.14 |
+ |
__ |
Проверка наличия и состояния внешних световых приборов |
5.3,11 |
+ |
— |
|
Продолжение таблицы Л£ 1 |
|
Номера пунктов методов испытаний |
Виды испытаний |
Наименование этапа испьпаний |
приемо
сдаточные |
периоди
ческие |
Проверка герметичности цистерны и пневмосистем ы |
53.12 |
+ |
+ |
Проверка качества лакокрасочных и гальванических покрытий |
5.3.14 |
+ |
|
Проверка комплектности, маркировки, упаковки
Проверка соответствия требованиям безопасности |
5.3 1 |
+ |
|
5.3.11 |
|
+ |
Контроль эргономических и экологических показателей |
53 13 |
— |
+ |
|
Примечание. Знак « + » означает выполнение испытаний. |
4.4. В тех случаях, когда предусматривают выпуск базовой модели и нескольких модификаций, периодическим испытаниям подвергают базовую модель.
Автоцементовозы других модификаций подвергают периодическим испытаниям в технически обоснованных случаях по согласованию с заказчиком.
5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
5.1. Требования к средствам испытаний
5.1.1. Перечень измерений, испытательного оборудования и материалов, необходимых для проведения испытаний, приводят в программе-методике, составленной на каждый вид испытаний.
5.1.2. Стандартизованные средства измерений должны быть поверены в соответствии с ГОСТ 8.513, нестандартизованные — аттестованы по ГОСТ 8.326.
5.2. Подготовка к испытаниям
5.2.1. С автоцементовозом, предъявляемым к периодическим испытаниям, представляют следующую документацию:
программу и методику испытаний;
инструкцию по эксплуатации и формуляр по ГОСТ 2.601;
акт приемосдаточных испытаний;
материалы предшествующих периодических или приемосдаточных испытаний;
С. 8 ГОСТ 27614-93
5.3. Проведение испытаний
5.3.1. Визуальный контроль предъявляемого к испытаниям автоцементовоза проводят с целью проверки его комплектности, упаковки, маркировки, качества изготовления и сборки, надежности креплений, наличия смазок в агрегатах и готовности к проведению испытаний.
Осмотру подвергают все узлы и механизмы автоцементовоза.
Осмотр, проверку креплений, регулировок, число рабочих жидкостей и смазки в узлах и сопряжениях следует проводить без разборки и демонтажа сборочных единиц.
5.3.2. Массу перевозимого груза определяют по показанию автомобильных весов при загрузке автоцементовоза через верхний люк аэрированным цементом насыпной массой 1 150+50 кг/м3.
5.3.3. Массу снаряженного автоцементовоза (т) определяют по показанию автомобильных весов.
5.3.4. Производительность пневморазгрузки (т/мин) определяют как отношение массы выгруженного цемента ко времени разгрузки. Время разгрузки измеряют от момента открытия разгрузочного крана до «нулевого» показания манометра или до прекращения подачи цемента в разгрузочный трубопровод.
5.3.5. Производительность пневмосамозагрузки (т/мин) определяют как отношение массы загруженного цемента ко времени загрузки. Время загрузки измеряют с начала подачи цемента в цистерну до срабатывания сигнализатора уровня.
5.3.6. Удельный расход электроэнергии (топлива) при пневморазгрузке (пневмосамозагрузке) определяют как отношение расхода электроэнергии (топлива) к массе перегруженного цемента за время пневморазгрузки (пневмосамозагрузки).
5.3.7. Производительность компрессора по воздуху (Лк), м3/с, рассчитывают по времени поднятия давления в пустой цистерне до рабочего по формуле
/7 = (^2 Pi)'Vy
к
где Р2—Р} — давление в емкости в момент времени t2—/ь Па,
Vy — вместимость цистерны геометрическая, м3;
R— газовая постоянная воздуха;
Рг1— плотность воздуха в нормальных условиях (Ptt= = 1,2046 кг/м3);
Т — средняя термодинамическая температура газа в цистерне, К.
1
Показатели обязательно должны быть включены и технические условия.