ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ВНУТРЕННИЙ ШУМ АВТОТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ
ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ
ГОСТ 27435-87
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА
ССР
ВНУТРЕННИЙ ШУМ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Допустимые уровни и методы измерений
Internal noise of motor vehicles.
Permissible levels and methods of measurement
|
ГОСТ
27435-87
|
Срок действия с 01.01.89
до 01.01.94
Настоящий стандарт распространяется на легковые,
грузопассажирские, грузовые автомобили, автопоезда и автобусы (далее -
автомобили), предназначенные для эксплуатации на общей сети автомобильных дорог
СССР.
Стандарт устанавливает допустимые уровни внутреннего
шума автомобилей и методы его измерения.
Стандарт не распространяется на автомобили,
находящиеся в эксплуатации.
1. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА
1.1. В качестве оценочного
показателя устанавливается уровень звука в децибелах (дБ А) по ГОСТ 17187-81.
1.2. Допустимые уровни шума опытных образцов
автомобилей приведены в таблице.
1.3. Допускается увеличение уровней внутреннего шума
полноприводных легковых и грузопассажирских автомобилей на 2 дБ А.
1.4. Для автобусов с передним расположением двигателя,
производство которых начато до 01.01.89, допускается увеличение уровней шума на
2 дБ А.
1.5. Уровни шума серийных автомобилей при испытаниях в
объеме гарантийного пробега не должны превышать более чем на 1 дБ А
значений, приведенных в таблице.
Допустимые уровни шума базовых моделей автомобилей
Тип
автомобиля
|
Уровни звука дБ А,
автомобилей, производство которых начато
|
до 01.01.91
|
с 01.01.91
|
Легковые и
грузопассажирские автомобили
|
80
|
78
|
Грузовые
автомобили и автопоезда для международных и междугородных перевозок
|
82
|
80
|
Остальные
грузовые автомобили и автопоезда
|
84
|
82
|
Автобусы с
передним расположением двигателя:
|
|
|
рабочее
место водителя
|
82
|
80
|
пассажирское
помещение
|
81
|
80
|
Автобусы с
другим расположением двигателя:
|
|
|
рабочее
место водителя
|
78
|
78
|
пассажирское
помещение (кроме городского автобуса)
|
82
|
80
|
пассажирское
помещение городского автобуса
|
84
|
82
|
Примечания:
1. Под
грузовыми автомобилями и автопоездами для международных и междугородных
перевозок подразумеваются автомобили, в которых имеется спальное
место.
2. Для
модифицированных автомобилей допустимые нормы устанавливаются равными нормам
для базовых моделей.
2. СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
2.1. Для измерения шума
автомобилей должны применяться следующие приборы:
1) шумомер 1-го класса по ГОСТ
17187-81;
2) приборы для измерения скорости автомобиля и частоты
вращения коленчатого вала двигателя (относительная погрешность измерения ±3 %);
3) прибор для измерения скорости ветра с диапазоном
измерения от 1 до 10 м/с (погрешность измерения ±0,5 м/с);
4) прибор для измерения температуры окружающего
воздуха (погрешность измерения ±1 °С);
5) прибор для измерения атмосферного давления
(погрешность измерения ±2,6 гПа (±2,0 мм рт. ст.).
2.2. Шумомер следует калибровать по стандартному
источнику шума непосредственно до и после каждой серии испытаний. Если при этой
проверке показания шумомера отличаются более чем на 1 дБ А, то его
необходимо снова калибровать, а испытания повторить.
3. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ
3.1. Автомобиль, предназначенный для испытаний, должен
быть технически исправным, отрегулирован, обкатан, укомплектован, заправлен
топливом и маслом в соответствии с нормативно-технической документацией на
автомобиль конкретной модели.
3.2. Шины не должны иметь повреждений, их износ не
должен превышать 30 % первоначальной высоты рисунка протектора. Давление в
шинах должно отвечать требованиям завода-изготовителя автомобиля.
3.3. Автомобили испытывают без полезной нагрузки,
прицепов и полуприцепов, за исключением не расцепляемых автотранспортных
средств.
3.4. Перед испытаниями двигатель и другие агрегаты
автомобиля должны быть прогреты до рабочей температуры.
3.5. При измерениях окна, люки в крыше и отверстия для
вентиляции должны быть закрыты.
3.6. Оборудование специальных и специализированных
автомобилей, работающее во время движения автомобиля (например, холодильные
установки), при измерениях должно быть включено.
3.7. Передвижные регулируемые сиденья, возле которых
проводятся измерения, должны находиться в среднем положении. Спинки сидений,
если имеется возможность их регулировки, должны находиться в нормальном
положении. Регулируемые подголовники сидений должны находиться в среднем
положении.
3.8. В автомобиле должны находиться два человека:
водитель и испытатель. В автомобиле с числом сидений более 9 допускается
присутствие второго испытателя. Наличие посторонних предметов не допускается.
3.9. Испытания следует проводить на прямом, сухом,
гладком и чистом участке дороги с покрытием из бетона или асфальта в хорошем
техническом состоянии. Продольный уклон измерительного участка не должен
превышать 1 %. На расстоянии 20 м от продольной оси измерительного участка не
должны находиться большие объекты, которые могли бы отражать звук.
4. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ
4.1. Испытания проводят при следующих климатических
условиях:
1) отсутствие атмосферных осадков;
2) атмосферное давление - 1013 гПа (760 мм рт.
ст.), допустимое отклонение ±5 %;
3) температура окружающего воздуха от минус 5 до плюс
30 °С;
4) скорость ветра не более 5 м/с.
4.2. Уровень шумовых помех должен
быть не менее чем на 10 дБА ниже измеряемого уровня шума. Если это условие не
соблюдается, следует внести поправки на уровень помех по ГОСТ 12.1.026-80.
4.3. При измерении шума вентиляционные установки
(кондиционеры, отопители или вентиляторы) должны работать в режиме,
соответствующем наиболее шумной работе.
4.4. Если автомобиль оборудован жалюзи и (или)
вентилятором системы охлаждения двигателя с автоматическим приводом, испытания
должны проводиться при их работе в автоматическом режиме с указанием рабочего
положения в протоколе испытаний. Если автомобиль оборудован жалюзи с ручным
управлением, испытания проводят при полностью открытых жалюзи.
4.5. Измерения уровня шума
следует проводить в следующих точках:
1) у сиденья водителя;
2) у сиденья водителя, а также над последним рядом
сидений (у сиденья, расположенного ближе к продольной оси симметрии автомобиля)
в автомобиле с числом мест для сидения не более 9;
3) у сиденья водителя, а также над первым (за сиденьем
водителя) и последним рядами сидений в автомобиле с числом мест для сидения
более 9;
4) в автомобиле с числом рядов сидения более 3 (за
сиденьем водителя) дополнительно проводят измерение над средним рядом сидений.
При выборе точек измерения откидные сиденья во
внимание не принимают.
В случае расположения сидений вдоль борта автомобиля
измерительные точки располагаются в продольной плоскости симметрии автомобиля.
В автомобилях, где отсутствуют места для сидения,
измерения проводят в местах для стояния на высоте (1,6 ± 0,1) м от пола.
Измерения проводят в передней, средней и задней части пассажирского помещения.
В местах, предназначенных для лежащих пассажиров,
измерения проводят на высоте (0,15 ± 0,02) м над серединой подушки.
4.6. Ось максимальной чувствительности микрофона
должна находиться в направлении движения автомобиля. Микрофон, расположенный у
сидений пассажиров, устанавливают в точке А, указанной на чертеже.
Микрофон, расположенный у сиденья водителя, должен
быть смещен от его оси симметрии на (0,20 ± 0,02) м в направлении, центра
автомобиля согласно точке Б, указанной на чертеже.
Расстояние микрофона от стенок кабины или лиц,
проводящих измерения, должно быть не менее 0,15 м. Если при измерении в
автомобиле находится третье лицо, расстояние от него до микрофона должно быть
не менее 1 м.
4.7. При измерении уровня шума в шумомере включают
временную характеристику «Быстро».
5. ИЗМЕРЕНИЕ УРОВНЯ ШУМА
5.1. Измерение проводят при
разгоне автомобиля на высшей передаче до скорости 120 км/ч или скорости,
соответствующей 0,9×nном (nном - номинальная частота
вращения коленчатого вала двигателя), выбирая наименьшее значение.
Если при частоте вращения 0,9×nном скорость автомобиля на высшей передаче
превышает 120 км/ч, измерения следует проводить на более низкой передаче, но не
ниже третьей, если коробка передач имеет четыре и более передач, и не ниже
второй, если коробка передач имеет менее четырех передач.
5.2. Измерение следует проводить, начиная с наименьшей
допустимой скорости, но не ниже скорости, соответствующей 0,45×nном.
Если при частоте 0,9×nном скорость автомобиля на выбранной передаче превышает
120 км/ч, начальная скорость автомобиля должна составлять 60 км/ч.
5.3. В автомобиле с автоматической коробкой передач
измерение проводят, начиная со скорости, соответствующей 0,45×nном. При этом скорость автомобиля не должна быть выше 60
км/ч. Если в коробке передач происходит переключение передач раньше, чем
частота достигнет 0,9×nном или скорость 120 км/ч,
начальную скорость принимают равной 50 % от скорости, при которой происходит
переключение передач.
Принудительное включение понижающей передачи должно
быть исключено.
5.4. В момент достижения автомобилем начальной
скорости следует резко нажать до упора педаль дроссельной заслонки или подачи
топлива и удерживать ее в таком положении до достижения скорости, указанной в п. 5.1.
5.5. При измерении шума регистрируют максимальное
показание шумомера.
В каждой точке расположения микрофона проводят не
менее трех измерений. За результат измерения принимают среднее арифметическое
значение, округленное до целого числа.
Если разность наибольшего и наименьшего значений
уровней шума в каждой точке превышает 2 дБ, проводят повторное измерение.
За окончательный результат принимают наибольшее
значение уровня шума, полученное при измерении в каждой точке расположения
микрофона.
Результаты испытаний следует сравнить с допустимыми
значениями, приведенными в таблице.
6. ИЗМЕРЕНИЕ ШУМА ПРИ ДВИЖЕНИИ АВТОМОБИЛЯ С ПОСТОЯННЫМИ
СКОРОСТЯМИ И НА НЕПОДВИЖНОМ АВТОМОБИЛЕ
Измерение шума опытных образцов автомобилей при
движении с постоянными скоростями и на неподвижном автомобиле проводят в
соответствии с методикой, приведенной в рекомендуемом приложении 1.
7. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ
Результаты испытаний должны быть занесены в протокол,
образец которого приведен в рекомендуемом приложении 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
Рекомендуемое
Измерение шума при движении автомобиля с постоянными скоростями
и
на неподвижном автомобиле
1. Измеряют уровни шума в децибелах (дБ А).
Аппаратура, подготовка автомобиля к испытаниям, условия проведения испытаний
должны соответствовать разд. 2, 3 и 4 настоящего стандарта.
2. Измерение шума при движении с постоянными
скоростями проводят на высшей передаче в диапазоне скоростей выше 60 км/ч или
40 % от максимальной скорости автомобиля, но не более 120 км/ч или 80 % от
максимальной скорости автомобиля. Из указанных скоростей выбирают наименьшую.
Измерения проводят не менее чем при пяти значениях
постоянных скоростей с округлением до 5 км/ч: наименьшей, наибольшей и
промежуточных, обеспечивая равномерность интервалов между значениями скоростей.
В каждой точке измерения в соответствии с п. 4.5
настоящего стандарта и при каждой скорости в течение 5 с регистрируют среднее
значение показания шумомера.
При измерении шума в шумомере включают временную
характеристику «медленно».
3. Измерение шума на неподвижном автомобиле проводят
только на грузовых автомобилях и автобусах, оснащенных дизельными двигателями.
Измерение проводят в режиме холостого хода двигателя:
при минимальной частоте вращения коленчатого вала
двигателя;
при ускорении частоты вращения от минимальной до
максимальной (при резком нажатии до упора педали подачи топлива и удержании ее
в этом положении не менее 5 с).
При измерении шума при минимальной частоте в шумомере
включают временную характеристику «медленно», а при ускорении - «быстро».
4. В каждой точке расположения микрофона проводят не
менее трех измерений. За результат измерения принимают среднее арифметическое
значение, округленное до целого числа.
Если разность наибольшего и наименьшего значений
уровней шума в каждой точке превышает 2 дБ А, проводят повторное
измерение.
За окончательный результат принимают наибольшее
значение уровня шума, полученное при измерении в каждой точке размещения
микрофона.
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
Рекомендуемое
ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ АВТОМОБИЛЕЙ
Автомобиль
(модель) _______________________________________________________
Двигатель
№ ____________________ Шасси № _________________________________
Дата
проведения испытаний _________________________________________________
1. Техническая характеристика автомобиля:
Тип
автомобиля ___________________________________________________________
Число
мест _______________________________________________________________
Грузоподъемность,
кг ______________________________________________________
Полная
масса, кг __________________________________________________________
Тип
двигателя ____________________________________________________________
Мощность
двигателя, нетто, кВт (л. с.) _______________________________________
Номинальная
частота вращения коленчатого вала двигателя, мин-1 _______________
Сорт
топлива ____________________________________________________________
Тип
коробки передач и передаточные отношения ______________________________
_________________________________________________________________________
Тип
ведущего моста и передаточные отношения _______________________________
Тип
и размер шин _________________________________________________________
Давление
в шинах, кПа (кгс/см2):
передних
______________________________________________________________
задних
________________________________________________________________
2. Пробег автомобиля до начала испытаний, км
_____________________________
3. Пробег, рекомендуемый заводом-изготовителем для
обкатки, км_____________
4. Место испытаний
_____________________________________________________
5. Тип дорожного покрытия ______________________________________________
6. Уровень шумовых помех
_______________________________________________
7. Атмосферные условия:
температура
окружающего воздуха, °С _______________________________________
скорость
ветра, м/с ________________________________________________________
барометрическое
давление, гПа (мм рт. ст.) ___________________________________
8. Измерительные приборы (тип, модель, номер)
____________________________
9. Расположение микрофона при измерениях шума:
точка
1 __________________________________________________________________
точка
2 __________________________________________________________________
точка
3 __________________________________________________________________
точка
4 __________________________________________________________________
10. Передача в коробке передач
___________________________________________
11. Скорость движения автомобиля:
начальная
_________________________ км/ч;
конечная
__________________________ км/ч.
12. Частота вращения коленчатого вала двигателя:
начальная
_________________________ мин-1;
конечная
__________________________ мин-1.
13. Результаты измерений внутреннего
шума, дБ А
Точка измерения
|
Номер измерения
|
Окончательный
результат
|
Допустимый
уровень шума
|
1
|
2
|
3
|
|
|
|
|
|
|
14. Измерения шума проведены в
соответствии с программой испытаний.
15. Заключение по результатам испытаний.
16. Данные о лаборатории, которая проводила
испытания:
наименование
___________________________________________________________
ответственный
исполнитель _______________________________________________
дата
____________________________________________________________________
|
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством
автомобильной промышленности СССР.
ИСПОЛНИТЕЛИ:
И. И. Малашков
(руководитель темы); Ю. К. Есеновский, канд. техн. наук; Б. М.
Енукидзе, канд. техн. наук; В. Е. Тольский, д-р техн. наук; Г. В.
Латышев, канд. техн. наук; А. А. Носенкова, канд. техн. наук; В.
И. Сальников; С. А. Воронцов, канд. техн. наук
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением
Государственного комитета СССР по стандартам от 29.09.87 № 3807
3. Срок первой проверки 1992 г.
4. Стандарт соответствует стандарту ИСО 5128 (в части
методов измерений)
5. ВЗАМЕН ГОСТ 19358-85 в части пп. 1.1 - 1.5, разд. 2
и 3, пп. 4.1.1 - 4.1.6, 4.1.8, 4.1.9, 4.2.2 - 4.2.6, 4.4, 4.6, 4.7.
6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ