ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СОЮЗА ССР
ШИНЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАРУЖНОГО ДИАМЕТРА И ШИРИНЫ ПРОФИЛЯ
ГОСТ 26000-83 (СТ СЭВ 3762-82)
Издание официальное
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
Москва
РАЗРАБОТАН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
ИСПОЛНИТЕЛИ
С. П. Захаров, В. Н. Мартынова, Е. В. Бойко, В. С. Калинковский, В. А. Ще-редин, Л. М. Новикова
ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
Член Коллегии А. И. Лукашов
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 14.12.83 № 5892
УДК 629.11.012.55:531.3:006.354 Группа Л69
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ГОСТ
26000-83
(СТ СЭВ 3762—82)
ШИНЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ
Метод определения наружного диаметра и ширины профиля
Pneumatic tyres. Method for determination of external diameter and section width
ОКСТУ 2509
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 14 декабря 1983 г. № 5892 срок действия установлен
с 01.01.85 до 01.01.90
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт устанавливает метод определения наружного диаметра и ширины профиля пневматических шин для всех видов транспортных средств.
Стандарт не распространяется на шины диаметром более 1600 мм и шириной профиля более 500 мм.
Сущность метода заключается в измерении наружного диаметра ir ширины профиля шины, смонтированной на соответствующий обод с внутренним давлением, установленным в соответствии со стандартом на пневматические онины.
Стандарт соответствует С Г СЭВ 3762—82.
1. АППАРАТУРА
1.1. Рулетка измерительная металлическая по ГОСТ 7502-80 с ценой деления 1 мм.
1.2. Штангенциркуль с удлиненными губками, обеспечивающий измерения с погрешностью не более ±0,5 мм.
1.3. Манометр по ГОСТ 2405-80, обеспечивающий измерения с погрешностью не более ±0,01 МПа (±0,1 кгс/см2).
Допускается применять другие измерительные средства, обеспечивающие указанную погрешность измерения.
Перепечатка воспрещена
© Издательство стандартов, 1984
Стр. 2 ГОСТ 26000-83
2. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ
2.1. Шины, предназначенные для испытаний, должны выдерживаться в испытательном помещении не менее 12 ч при температуре (25± 10) °С.
2.2. В шине устанавливается внутреннее давление, соответствующее:
максимально допускаемой нагрузке, при которой допускается снижение давления — для шин с регулируемым давлением;
максимальной грузоподъемности — для всех остальных шин.
2.3. Шину устанавливают в горизонтальное или вертикальное положение без касания с опорной поверхностью. На боковине шины обозначают сечения, в которых измеряют ширину профиля.
3. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ
3.1. Испытания проводят не ранее, чем через 24 ч после установления в шине внутреннего давления. При проведении приемосдаточных испытаний измерения проводят не менее, чем через 15 мин после установления в шине внутреннего давления.
При разногласиях в оценке качества шин испытания проводят не ранее, чем через 24 ч после установления в шине внутреннего давления.
3.2. Для определения наружного диаметра шину опоясывают мерной лентой по контуру наибольшего сечения и измеряют длину свободной окружности ненагруженной шины с погрешностью не более 1,0 мм.
3.3. Ширину профиля ненагруженной шины измеряют не менее, чем в четырех местах, расположенных равномерно по окружности, с погрешностью не более 1,0 мм таким образом, чтобы измерительные поверхности губок штангенциркуля вошли в контакт с гладким местом поверхности боковин шины без приложения усилия, были параллельными плоскости вращения и перпендикулярными к оси вращения шины. При отсутствии гладких мест на боковине допускается измерять ширину профиля по ребрам или выступам с последующим вычетом их толщины.
4. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
4.1. Наружный диаметр, в миллиметрах, вычисляют делением значения, полученного по п. 3.2, на 3,1416 и округляют до целого числа.
4.2. За ширину профиля принимают максимальное значение из всех измерений.
4.3. Результаты испытаний записывают в протокол, содержащий:
наименование предприятия, проводившего испытания;
ГОСТ 26000-63 Стр. 3
обозначение шины; обозначение обода; результаты всех измерений; окончательные результаты измерений; дату измерения;
фамилии сотрудников, проводивших испытания; заводской номер шины; обозначение настоящего стандарта.
Редактор Т. И. Василенко Технический редактор Н. В. Келейникова Корректор «Я. А, Пономарева
Сдано в наб. 10.01.84 Подп. в печ. 22.02.84 0,325 уел. п. л. 0,325 услн кр.*отт. 0,18 уч. над. Л.
Тираж 12 000 Цена 3 коп.
Ордена «Знак Почета» Издательство стандартов, 123840, Москва, ГСП, Новопресненски*
пер., 3
Калужская типография стандартов, ул. Московская, 256. Зак. 3783
Изменение № 1 ГОСТ 26000—*83 Шины пневматические. Метод определения наружного диаметра и ширины профиля
Утверждено и введено в действие Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 05.09.90 № 2504
Дата введения 01.03.91
Наименование стандарта изложить в новой редакции: «Шины пневматические. Метод определения основных размеров
Pneumatic tyre. Method of identifing of main sizes».
Вводную часть изложить в новой редакции: «Настоящий стандарт устанавливает метод определения основных размеров: наружного диаметра, ширины профиля без нагрузки, ширины профиля под нагрузкой и статического радиуса пневматических шин для всех видов транспортных средств.
Стандарт не распространяется на шины диаметром более 1600 мм и шириной профиля более 600 мм.
Сущность метода заключается в измерении наружного диаметра, ширины профиля без нагрузки шины, смонтированной на соответствующий обод и с давлением воздуха, установленным в соответствующем стандарте на пневматические шины, а также ширины профиля под нагрузкой и статического радиуса шины при нагружении ее на плоскую опорную поверхность».
Пункт 1.1. Заменить ссылку: ГОСТ 7502-80 на ГОСТ 7502-89.
Пункт 1.3. Второй абзац исключить.
Раздел 1 дополнить пунктами — 1.4, 1.5: «1.4. Устройство для статического нагружения шины, обеспечивающее:
создание нагрузки на шину не менее 120 % от нагрузки, установленной в нормативно-технической документации на пневматические шины, при этом относительная погрешность задания нагрузки не должна превышать dh2 %;
вращение ненагруженной шины.
1.5. Допускается применять другие измерительные средства, обеспечивающие погрешность, указанную в разделе».
Пункт 2.1 дополнить абзацем: «Осмотр шины и монтаж на испытательный обод — по ГОСТ 27701- 88».
Пункт 2.2 изложить в новой редакции: «2.2. В шине устанавливают давление воздуха, соответствующее максимально допускаемой нагрузке, при которой допускается снижение давления, — для шин с регулируемым давлением и индексу грузоподъемности — для остальных шин».
Пункт 2.3. Заменить слова: «измеряют ширину профиля» на «проводят измерения».
Пункт 3.1. Первый абзац. Исключить слово: «внутреннего»;
второй абзац. Заменить слова: «внутреннего давления» на «давления, при этом за 15 мин до проведения измерений давление воздуха в шине контролируют и, в случае необходимости, корректируют в соответствии с п. 2.2. Если обнаружено снижение давления воздуха в шине более чем на 0,1 МПа (1,0 кгс/см2), определяют причину потери герметичности. Устраняют неисправность. Испытания возобновляют начиная с п. 2.2».
Пункт 3.3. Исключить слова: «с погрешностью не более 1,0 мм».
Раздел 3 дополнить пунктами — 3.4—3.6: «3.4. Ширину профиля шины под нагрузкой измеряют в месте наибольшей деформации боковины у невращаю-щейся шины последовательно в четырех сечениях, равномерно расположенных по окружности шины после нагружения ее нагрузкой. Давление в шине устанавливают в соответствии с п. 2.2.
3.5. Статический радиус шины определяют последовательно измерением расстояния от плоскости опоры до центра шины в четырех сечениях, равномерно расположенных по окружности шины после нагружения ее нагрузкой, установленной в соответствии с п. 3.4.
3.6. Ширину профиля под нагрузкой и статический радиус шины измеряют после выдержки ее под нагрузкой не менее 30 с».
Пункт 4 2 изложить в новой редакции: «4.2. Ширину профиля без нагрузки определяют как максимальное измерение по п. 3.3, под нагрузкой — как максимальное измерение по п. 3.4.
Статический радиус шины определяют как среднее арифметическое значение измерений по п. 3.5.
Погрешность измерения ширины профиля шины без нагрузки и под нагрузкой и статического радиуса должна быть не более ±1,0 мм».
(ИУС № 1-2 1990 г.)