Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

18 страниц

396.00 ₽

Купить ГОСТ 24525.3-80 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на деятельность органов управления производственным объединением (ПО) и промышленным предприятием (ПП) и их структурных подразделений, кроме ПО (ПП) оборонных отраслей промышленности.

 Скачать PDF

Отменен без замены, действует рекомендация "Система управления производственным объединением и промышленным предприятием. Рекомендации по разработке, внедрению и совершенствованию" (ИУС 5-1986)

Оглавление

1. Объект управления

2. Управление научно-техническим развитием производства

3. Управление капитальным строительством

4. Взаимодействие целевой комплексной подсистемы "Управление развитием производства" с другими целевыми комплексными подсистемами

Приложение 1 (рекомендуемое) Примерный перечень задач по специальным функциям управления научно-техническим развитием производства (Координирующий орган -- ЛНОТиУП)

Приложение 2 (рекомендуемое) Примерный перечень задач по специальным функциям управления капитальным строительством (Координирующий орган - ОКС)

Приложение 3 (справочное) Принятые условные обозначения органов управления ПО (ПП)

 
Дата введения01.04.1981
Добавлен в базу01.10.2014
Завершение срока действия01.01.1986
Актуализация01.01.2021

Организации:

30.10.1980УтвержденГосударственный комитет СССР по стандартам150
ИзданИздательство стандартов1981 г.

Management of a production amalgamation and an industrial enterprise. Industrial development management. General

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕ И ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОИЗВОДСТВА

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГОСТ 24525.3-80

Ц|на 5 коп.


Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

УДК 6S1.7/.78:658.$14.012.4:002:006.354    Группа    Т55

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

гост

24525.3-80

Управление производственным объединением и промышленным предприятием

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОИЗВОДСТВА

Основные положения

Management of a production amalgamation ana an industrial enterprise. Industrial development management. General

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 30 октября 1980 г. Ы£ 150 срок введения установлен

с 01.04. 1981 г.

Настоящий стандарт распространяется на деятельность органов управления производственным объединением (ПО) и промышленным предприятием (ПП) и их структурных подразделений, кроме ПО(ПП) оборонных отраслей промышленности.

Стандарт устанавливает основные положения и требования к целевой комплексной подсистеме «Управление развитием производства» системы управления ПО (ПП).

1. ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

1.1.    Объектом управления развитием производства являются процессы планомерного повышения научно-технического и организационного уровня производства ПО(ПП), производственных мощностей и эффективности освоения капитальных вложений.

1.2.    Управление развитием производства осуществляется по двум направлениям:

управление научно-техническим развитием производства;

управление капитальным строительством в пределах компетенции ПО(ПП).

2. УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ПРОИЗВОДСТВА

2.1.    Цель управления

Издание официальное

2.1.1.    Целью управления научно-техническим развитием производства является совершенствование производственно-технической базы ПО(ПП) в соответствии с новейшими достижениями науки, техники, технология и организации производства, обеспечивающее

Перепечатка воспрещена О Издательство стандартов, 1981

рудования, материалов, деталей и конструкций поставки заказчика;

принимает в установленные сроки законченные строительством объекты, комплексы, стройки;

контролирует реализацию в установленном порядке неиспользованного имущества и оформляет документацию для расчетов с генеральным подрядчиком по законченному строительству.

3.4.4.    При осуществлении капитального строительства подрядным способом ОКС выполняет функции заказчика, предусмотренные правилами о договорах подряда и положением о дирекции строящегося предприятия, связанные с условиями производства работ, услугами сторон, предъявлением претензий и санкций организациям, невыполняющим обязательства.

3.4.5.    При осуществлении капитального строительства хозяйственным способом ОКС обеспечивает ввод в действие основных фондов, производственных мощностей и объектов силами строительных подразделений ПО(ПП).

3.5.    Материально-техническое обеспечение капитального строительства

3.5.1. Материально-техническое обеспечение капитального строительства состоит в поставках комплектпого оборудования, материалов, строительных изделий и конструкций, осуществляемых ПО(ПП) —поставки заказчика подрядчику.

В соответствии с этим ОКС осуществляет:

составление и своевременное представление в установленном порядке заявок на оборудование, включая нестандартизованное, аппаратуру, материалы;

оформление договора на изготовление и поставку оборудования, включая нестандартизованное, аппаратуру и материалы в пределах ассигнований, предусмотренных в смете, или лимитов кредитования на их оплату;

реализацию соответствующих фондов и нарядов;

организацию приемки оборудования, аппаратуры и материалов по качеству и комплектности, а также оформление и предъявление рекламаций (претензий) к изготовителям (поставщикам) в случае нарушения сроков поставки, поставки оборудования и аппаратуры ненадлежащего качества или некомплектных.

При размещении заказов и заключении договоров ОКС обязан увязать сроки поставок оборудования и материалов со сроками выполнения генеральным подрядчиком общестроительных и монтажных работ, установки и наладки оборудования в соответствии с графиком строительства, монтажа и сдачи объекта в эксплуатацию.

ГОСТ 2452S.3—80 Стр. 11

3.6.    Финансирование капитального строительства

3.6.1.    Финансирование капитального строительства, включая новое, расширение и реконструкцию, а также техническое перевооружение действующего ПО(ПП), осуществляют за счет собственных и привлеченных средств (прибыли амортизационных отчислений, средств фондов развития производства, социальнокультурных мероприятий и других источников), банковского кредита и средств государственного бюджета, предусмотренных планом финансирования капитальных вложений, через финансовый отдел или бухгалтерию ПО(ПП) в соответствии с действующим законодательством.

ОКС осуществляет проверку платежных документов для оплаты.

3.7.    Учет и контроль выполнения плана капитального строительства

3.7.1.    Учет п контроль выполнения проектных, изыскательских и строительно-монтажных работ ОКС осуществляет в соответствии с действующими правилами и инструкциями.

3.8.    Анализ выполнения плана капитального строительства

3.8.1.    Анализ выполнения плана капитального строительства выполняет ПЭО в соответствии с действующими методиками и инструкциями.

3.9.    Основные показатели капитального строительства

3.9.1.    Основными показателями капитального строительства являются:

прирост производственных мощностей за счет технического перевооружения и реконструкции действующего ПО(ПП);

ввод в действие производственных мощностей за счет расширения действующих производственных зданий и строительства новых объектов производственного назначения; качество объектов;

ввод в действие объектов непроизводственного назначения; ввод в действие основных фондов, в том числе объем товарной строительной продукции;

лимиты государственных вложений и строительно-монтажных работ, в том числе затраты на техническое перевооружение и реконструкцию действующего ПО(ПП);

нормативы образования фонда развития производства; снижение сметпой стоимости строительства за счет внедрения прогрессивных проектных решений и применения новейших строительных конструкций и материалов; объем незавершенного производства.

Стр. 12 ГОСТ 2452S.3—80

4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПОДСИСТЕМЫ «УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОИЗВОДСТВА» С ДРУГИМИ ЦЕЛЕВЫМИ КОМПЛЕКСНЫМИ ПОДСИСТЕМАМИ

4.1.    При построении и функционировании целевой комплекс* ной подсистемы «Управление развитием производства» должно быть обеспечено взаимодействие ее с другими целевыми комплексными подсистемами.

Взаимодействие подсистем осуществляется путем участия функциональных служб и производственных подразделений в выборе и решении задач по развитию производства.

Принятые условные обозначения органов управлепня приведены в справочном приложении 3.

4.1.1.    С подсистемой «Управление выполнением плана производства н поставок продукции» в части:

совершенствования организации производства, его механизации и автоматизации, направленного па повышение экономических показателен.

4.1.2.    С подсистемой «Управление качеством продукции» в части:

освоения прогрессивной технологии, модернизации оборудования и совершенствования организации труда, способствующих увеличению удельного веса продукции высшей категории качества и производству перспективных и конкурентноспособных видов продукции.

4.1.3.    С подсистемой «Управление ресурсами» в части:

совершенствования организации производства и организации

труда, планирования и управления, направленных на повышение эффективности использования всех видов ресурсов.

4.1.4.    С подсистемой «Управление охраной окружающей среды» в части:

учета требований охраны окружающей среды как в процессе проектирования и строительства объектов производственного назначения, организации производства, так и в области обеспечения разработки и внедрения дополнительных мероприятий по уменьшению или полной ликвидации отрицательного воздействия процессов производства на окружающую среду при развитии производства.

ГОСТ 24525.3-80 Стр. 13

ПРИЛОЖЕНИЕ / Рекомендуемое

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАЧ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ФУНКЦИЯМ УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ПРОИЗВОДСТВА (Координирующий орган — ЛНОТиУП)

Специальная функция управления

и ес задачи 1

Головной орган управления

Участники ясполяевяя

Планирование научно-технического развития производства

ПЭО

Планирование мероприятии по вне-дренлю прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов

ОГТ

олмпа

огэ

ОГМех,

Расчет технико-экономических показателей повышения эффективности пронз г. о дет ва и ка мест ва и род уки и и от внедрения мероприятии по плану технического развития и организации производства

ПЭО

ОАМПП,

огэ

ОГМех,

Планирование мероприятий по со

ОГТ

ПЭО, ОГМех

. ОГЭ,

вершенствованию организации производства, труда и управления

ОРПЗ, ЛНОТиУП

Опережающая стандартизация норм н параметров производственных процессов

ОСт

Стандартизация перспективных, опережающих норм и правил организации работ и применения прогрессивной технологии

ОСт

ПТО, ОГК, ОГМех, ОГТ

огэ.

Стандартизация перспективных норм и правил организации работ обеспечивающего и обслуживающего производства

ОСт

ОГТ. ОГК. ОГМех, ПТО

огэ.

Совершенствование системы технической подготовки производства, организации производства и системы управления ПО(ПП)

ЛНОТиУП

Разработка и внедрение прогрессивных форм организации и управления производства

пто

ОГТ, ОГК. ОГМех

огэ.

Совершенствование производственной структуры

ЛНОТиУП

ОГТ. ОГК. ОГМех, ПТО

огэ.

Планирование и внедрение передовых научно-технических достижений в обеспечивающем и обслуживающем производствах

ЛНОТиУП

ОГТ, ОГК, ОГМех, ПТО

огэ,

Внедрение прогрессивных технологических ароцессов при техническом обслуживании производства

ЛНОТиУП

ОГТ, ОГК, ОГМех, ПТО

огэ.

Продолжение

Специальная функция управления в ее задачи

Внедрение прогрессивных средств оснащения процессов технического обслуживания

Анализ опыта эксплуатации выпускаемой продукции

Изучение и обобщение достижений науки и техники

Проведение теоретических и экспериментальных работ и оформление результатов разработок

Совершенствование режимов работы технологического оборудования

Разработка схем движения продукции в процессе ее изготовления в сочетании с рациональными способами организации процесса производства

Рациональная планировка рабочих мест с целью повышения производительности труда, сокращения производственного цикла, наладки и переналадки оборудования

Организация материально-технического обеспечения развития производства

Изучение потребности в новой технике

Расчет потребности в материальных ресурсах на модернизацию производства

Определение потребности в материалах

Согласование со снабженческо-сбытовыми органами и поставщиками объемов и условии поставок материалов

Организация доставки оборудования и других материальных ресурсов

Реализация фондов на материальные ресурсы

Финансирование капитальных вложений производственно-технического назначения

Обеспечение денежными средствами выполнения плана технического развития и контроль за их использованием

Головной орган управления

Участники исполнения

ОАМПП

ОГТ, ОГК, огэ,

ОГМех, ПТО

ОГК

ЦЗЛ, ил. хл, цпл, ПИЛ, ПТО, ивц, ОНТИ, ОГТ

ОГК

ЦЗЛ, ИЛ, ХЛ, ЦПЛ, НИЛ, ПТО, ивц, ОНТИ. ОГТ

ОГК

ЦЗЛ, ИЛ, ХЛ, ЦПЛ. НИЛ, ПТО, ивц, ОНТИ, огт

огт

ЦЗЛ, ИЛ, ХЛ, ЦПЛ, НИЛ, ПТО, ОГК. ОГМех, ОГЭ, ИВЦ

огт

ЦЗЛ, ИЛ, ХЛ, цпл, ПИЛ, ПТО, ОГК, ОГМех, ОГЭ, ИВЦ

огт

ОГК, ОГЭ. ОГМех. ИВЦ

омтс

ОГК

ОС

омтс

ОГМех. ОГТ, ОГЭ, ИВЦ

омтс

ОГТ, ОГК

омтс

ОГК

омтс

ОГМех, ОГК, ОГЭ

омтс

ФО

ФО

ПЭО, ОГБ


Продолжение

Спецнальпая функция управления и ес задачи

Учет выполнения плана технического развития производства Учет фактического состояния по показателям плана технического раз* вития

Анализ выполнения плана технического развития производства

Анализ фактического состояния и показателей научно-технического уровня производства Анализ технических, организационных н экономических возможностей дальнейшего повышения научно-технического уровня производства

Головной орган управления

Участники исполнения

ПЭО

ПЭО

ОГТ, ОГК. ОГМех, ПТО, ОГЭ, ИВЦ

ПЭО

ПЭО

ОГТ, ОГК, ОГМех, ПТО, ОГЭ, ИВЦ

ПЭО

ОГТ, ОГК. ОГМех. ПТО, ОГЭ, ИВЦ


ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Рекомендуемое

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАЧ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ФУНКЦИЯМ УПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛЬНЫМ СТРОИТЕЛЬСТВОМ (Координирующий орган — ОКС)

Специальная функция управления н се задачи

Планирование капитального строительства Обоснование необходимости капитального строительства, исходя нз прироста объемов продукции и услуг Формирование проекта пятнлетнего плана капитального строительства в соответствии с контрольными цифрами и планом экономического и социального развития Формирование годового плана капитального строительства

Организация работ по капитальному строительству и вводу в действие основных производственных мощностей я объектов Оформление договоров на выполнение проектно-изыскательских н строительных работ Составление исходных данных для проектирования

Головной орган управления

Участники исполнения

ПЭО

ПЭО

ОКС, ФО, ОГК, ОГТ, ОГЭ, ОГМех

оке

ПЭО, ФО

ОКС

ПЭО, ФО

оке

ОКС

ФО

ОКС

ОГТ, ОГЭ, ОГМех


Продолжение

Специальная функция управления 1 и ее задачи 1

Головной орган управления

Участники исполнения

Рассмотрение и согласование проектно-сметной документации

оке

ОГТ, ОГЭ, ОГМех

Обеспечение строительных организаций лредпроектттой и проектносметной документацией

оке

ОГТ, ОГЭ, ОГМех

Приемка выполненных проектноизыскательских и строительно-монтажных работ

оке

ОГТ, ОГЭ, ОГМех

Организация материально-технического обеспечения капитального строительства

омтс

Расчет потребности в материальных ресурсах на капитальное строительство, расширение, реконструкцию и модернизацию производства

омтс

оке, ОГМех, ОГТ, ОГЭ

Организация доставки материалов на строительные площадки и объекты

омтс

оке

Организация доставки оборудования и других материальных ресурсов для выполнения моптажных работ

омтс

оке

Финансирование капитального строительства

ФО

Обеспечение денежными средствами выполнения плана капитального строительства и контроль за их использованием

ФО

оке, ОГБ

Учет выполнения плана капитального строительства

ПЭО

Учет фактического состояния по показателям плана капитального строительства

пэо

ОГТ, ОГК, ОГМех,

огэ, ивц. оке

Анализ выполнения плана капитального строительства

ПЭО

Анализ окупаемости капитальных вложений

ФО

ОМТС, ПЭО, ОГБ,

оке

Анализ влияния капитальных вложений на прирост прибыли

ФО

ОМТС, ПЭО, ОГБ,

оке

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Справочное

ПРИНЯТЫЕ УСЛОВНЫЕ ОВОЗНАЧЕНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ПО|ПП|

Сокращенное

обозначение

Наименование отдела (лабораторию

ПЭО

Планово-экономически А отдел

ОГБ

Отдел главного бухгалтера

ФО

Финансовый отдел

ОГК

Отдел главного конструктора

огт

Отдел главного технолога

ОГМех

Отдел главного механика

ОГМетр

Отдел главного метролога

ОГЭ

Отдел главного энергетика

пто

Производственно-технический отде*

ОАМПП

Отдел автоматизации и механизации производственных процессов

ООТиЗ

Отдел организации труда в заработной платы

омтс

Отдел материально-технического снабжения

ОСт

Отдел стандартизации

пло

Патентно-лицензионный отдел

оке

Отдел капитального строительства

онти

Отдел научно-технической информации

ОРИЗ

Отдел рационализации и изобретательства

ок

Сгдел кадров

ЦЗЛ

Центральная заводская лаборатория

ЛНОТиУП

Лаборатория научной организации труда я управления производства

ЦПЛ

Центральная производственная лаборатория

ил

Исследовательская лаборатория

хл

Химическая лаборатория

НИЛ

Нормативно-исследовательская лаборатория

ивц

Информационно-вычислительный центр

ОС

Отдел сбыта

Редактор И. £. Шестакова Технический редактор Л. Б. Семенова Корректор И. Л. Асауленко

Сдано в нвб 1901.81 Подо, к пен. 09 02.81    1.0    я*    л.    1.25    уч.-наа л. Тир. 800(0

О-Я завод 1—400001_Цена    5    код.

Ордена «Знак Почета» Издательство стандартов. 123587, Москва. Ноаопоесменскнй пер., 3 Тип «Мс оаскяА печатник» Москва. Ладим пер., б. Зак. 8Ь

Стр. 2 ГОСТ 24S25.3—80

ввод в действие основных фондов, производственных мощностей и объектов.

2.1.2.    Организацию и координацию работ но управлению научно-техническим развитием производства выполняет отдел организации развития производства, а при отсутствии такого подразделения один из технических отделов, подчиненных главному инженеру и назначаемый приказом генерального директора (директора) ПО(ПП) как головной орган управления научно-техническим развитием производства.

2.2.    Требования, предъявляемые к управлению научно-техническим развитием производства

2.2.1.    Управление научно-техническим развитием производства ПО(ПП) должно:

обеспечивать постоянное, динамичное внедрение достижений научно-технического прогресса и передового опыта; основываться на программпо-целеном планировании; быть тесно взаимосвязано с другими целевыми комплексными подсистемами;

осуществляться на всех уровнях управления: объединение, предприятие, производство, цех;

проводиться по стадиям жизненного цикла выпускаемой продукции.

2.2.2.    Научно-техническое развитие производства ПО(ПП) должно быть направлено на повышение производительности труда, качества выпускаемой продукции, на экономию всех видов ресурсов и включать следующий комплекс мероприятий:

совершенствование технологических процессов, внедрение высокопроизводительного оборудования н более прогрессивной технологии, механизации ручного труда и автоматизации производства; освоение новых видов изделий;

проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых в ПО(ПП);

внедрение прогрессивных форм организации производства и труда;

совершенствование управления, планирования; модернизацию действующего оборудования; экономию сырья, материалов, топлива, энергии и других видов ресурсов.

2.2.3. Состав и структура мероприятий по научно-техническому развитию производства ПО(ПП) и распределение их по органам управления определяются в соответствии со спецификой и характером производства, перспективными и текущими задачами, стоящими перед ПО(ПП).

ГОСТ 24525.3-80 Стр. 3

2.3. Специальные функции управления научно-техническим развитием производства

2.3.1. В процессе управления научно-техническим развитием производства реализуются специальные функции, указанные в табл. 1.

Таблица 1

Специальные функции управления научно-техническим развитием

производства

Специальная функция управления

Функциональная подсистема, реализующая спецналыою функцию

Планирование научно-технического развития производства Опережающая стандартизация норм и параметров производственных процессов

Совершенствование системы технической подготовки производства, организации производства и системы управления ПО(ПП)

Организация материально-технического обеспечения развития производства Финансирование капитальных вложении производственно-технического назначения

Учет выполнения плана технического развития производства Анализ выполнения плана технического развития производства

Перспективное,    тех нико-экономи

ческое и социальное планирование Организация работ по стандартизации

Управление технической подготовкой производства Организация производства (основного, обеспечивающего и обслуживающего)

Материально-техническое снабжение

Организация финансово» деятельности

Учет и отчетность

Экономический анализ


2.3.2. Примерный перечень задач по специальным функциям управления приведен в рекомендуемом приложении 1.

2.4. Планирование научно-технического развития производства 2.4.1. Планирование научно-технического развития производства должно осуществляться на основе анализа технического уровня производства, тенденций развития научно-исследовательских работ (НИР), связанных с разработкой новых видов продукции, технологии се изготовления н прогноза уровня техники на перспективу до 10 лет в зависимости от заданного периода сменяемости техники и сроков ее освоения. Эти работы могут выполняться опытно-конструкторскими бюро и технологическими отделами ПО(ПП) в содружестве со специализированными паучпо-исследо-вательскими институтами в соответствии с планами НИР, на основе хозяйственных договоров и договоров о творческом содружестве.

Стр. 4 ГОСТ 24525.3-80

2.4.2. План технического развития и организации производства является составной частью пятилетнего плана и техлромфин-плаиа, должен быть взаимоувязан с другими его разделами и направлен на обеспечение выполнения плана производства и реализации продукции с максимальным экономическим эффектом.

Годовой план технического развития производства уточняет задачи, поставленные в пятилетием плане, а также включает отдельные задания комплексных координационно-тематических программ на конкретный календарный период: год, квартал, месяц.

2.5.    Опережающая стандартизация норм и параметров производственных процессов

2.5.1. Опережающая стандартизация норм и параметров организации производственных процессов предусматривает планирование, разработку и виедрепис комплекса стандартов, устанавливающих:

нормативы разработки новой проектно-конструкторской и технологической документации;

нормы, требования и правила организации изготовления и испытания опытных образцов новой продукции;

пересмотр, корректировку применяемой в ПО(ПП) технической документации в связи с освоением новой продукции и внедрением новых стандартов на продукцию.

2.6.    Совершенствование системы технической подготовки производства должно предусматривать постоянное проведение комплекса работ по обновлению состава, структуры и методов решения инженерно-технических задач, при котором непрерывно сокращаются сроки освоения достижений науки в области техники, технологии и организации производства. Совершенствование организации производства и системы управления ПО(ПП), кроме мероприятии, отражающих специфику производства, должно включать:

совершенствование производственной структуры ПО(ПП) на базе передового опыта, направленного на углубление предметной и технологической специализации и внутризаводского кооперирования;

повышение уровня специализации, концентрации и централизации обеспечивающих и обслуживающих производств на основе межведомственной, межзаводской и внутризаводской кооперации в проведении ремонтов оборудования, организации инструментального хозяйства, транспортного и энергетического обеспечения;

совершенствование организационной структуры и системы управления на основе стандартизации и автоматизации процессов управления.

ГОСТ 24525.3-80 Стр. 5

2.7.    Организация материально-технического обеспечения развития производства

2.7.1.    Организация материально-технического обеспечения развития производства должна предусматривать своевременную комплектную поставку материалов, изделий и оборудования по каждой позиции плана технического развития и должна включать:

планирование потребности на перспективу с учетом достижений науки и техники;

согласование плана материально-технического обеспечения с планом технического развития;

расчеты и согласование со снабженческо-сбытовыми органами потребности в материальных ресурсах дли выполнения плана технического развития производства:

заключение договоров на поставку материальных ресурсов и контроль их выполнения;

планирование отпуска материалов п оборудования; учет отпуска материалов и оборудования; организацию приемки, проверки, хранения, учета и выдачи материалов и оборудования:

контроль за своевременным отпуском и использованием по назначению производственными подразделениями материалов и оборудования.

2.8.    Финансирование капитальных вложений производственнотехнического назначения

2.8.1.    Финансирование капитальных вложений производственно-технического назначения предусматривает обеспечение финансовыми ресурсами реализацию мероприятий по развитию производства и должно включать:

обеспечение финансовыми ресурсами задании по научно-техническому развитию производства;

участие финансового подразделения ПО(ПП) в планировании и осуществлении мероприятий научно-технического развития производства;

выполнение обязательств по государственному бюджету, банку, перед поставщиками н другими организациями, в том числе: плату за фонды;

отчисления от прибылей или отчисления свободного остатка прибылей;

налог с оборота;

оплату счетов за поставки материальных ресурсов и выполненные работы и услуги;

отчисления в централизованные фонды вышестоящей хозяйственной организации;

контроль за эффективным использованием денежных средств.

Стр. 6 ГОСТ 24525.3-80

2.9.    Учет выполнения плана научно-технического развития производства

2.9.1.    Учет выполнепня плана научно-технического развития производства должен обеспечивать:

получение и обобщение данных о выполнении мероприятии по научно-техническому развитию производства;

получение и обобщение данных об использовании финансовых и материальных ресурсов, расходуемых на выполнение работ по научно-техническому развитию производства;

группировку и обобщение данных о выполнении плана технического развития для проведения анализа н корректировки квартальных планов.

2.10.    Анализ выполнения плана технического развития производства

2.10.1.    Диализ выполнения плана технического развития производства должен проводиться с целью установления и оценки организационно-технического уровня производства.

Анализ выполнении плана технического развития производства состоит в сопоставлении и сравнении данных о прогрессивности применяемой техники, степени механизации и автоматизации производства, технической и энергетической вооруженности труда, прогрессивности применяемых технологических процессов, экономической эффективности мероприятий по внедрению новой техники, изобретений, рацпредложений и мероприятий, направленных па совершенствование организации производства и управления ПО(ПП).

2.11.    Показатели научно-технического развития производства

2.11.1.    Основными показателями оценки деятельности ПО(ПП) по научно-техническому развитию производства являются:

рост уровня механизации и автоматизации производства и управления;

рост энерговооруженности труда; рост активной части основных фондов;

повышение технического и организационного уровня производства;

степень интенсификации производства; рост производительности труда; рост фондоотдачи;

удельный вес продукции высшей категории качества; рост прибыли и снижение себестоимости, снижение удельной трудоемкости, материалоемкости.

ГОСТ 24S25.3—80 Стр. 7

3. УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНЫМ СТРОИТЕЛЬСТВОМ

3.1.    Цель управления

3.1.1.    Цель управления капитальным строительством состоит в обеспечении повышения эффективности капитальных вложений и качества капитального строительства, своевременного ввода в действие осиовных фондов, производственных мощностей и объектов.

3.1.2.    Организацию и координацию работ по решению задач управления капитальным строительством действующего ПО(ПП) генеральный директор (директор) осуществляет через службу капитального строительства.

В зависимости от организационной структуры ПО (ПП) и объемов капитального строительства могут быть созданы следующие службы1 капитального строительства:

управление проектирования и капитального строительства (УПиКС);

управление капитального строительства (УКС);

отдел капитального строительства (ОКС);

бюро или группа по капитальному строительству.

В отдельных ПП указанные функции выполняет старший инженер или инженер по капитальному строительству.

ОКС подчиняется непосредственно генеральному директору (директору) ПО(ПП) или его заместителю по капитальному строительству и является головным органом управления капитальным строительством в пределах компетенции ПО(ПП).

3.1.3.    Капитальное строительство осуществляется двумя способами:

подрядным — работы ведут подрядные строительно-монтажные организации;

хозяйственным — работы ведет предприятие.

3.2. Специальные функции управления капитальным строитель1 ством

3.2.1.    Управление капитальным строительством включает специальные функции, указанные в табл. 2.

3.2.2.    Примерный перечень задач по специальным функциям управления капитальным строительством приведен в рекомендуемом приложении 2.

3.3. Планирование капитального строительства

3.3.1. Планирование капитального строительства выполняют работники планово-экономического отдела ПО(ПП) совместно с ОКС и техническими службами.

Стр. 8 ГОСТ 24S25.3—80

План капитального строительства ПО (ПП) является составной частью пятилетнего плана и годового плана экономического и социального развития. Основными документами для составления плана капитального строительства являются титульные списки строек.

При разработке планов капитального строительства следует исходить из заданий ПО(ПП) по приросту объемов продукции и услуг, освоению и внедрению новых высокоэффективных технологических процессов и видов продукции, наращиванию производственных мощностей и основных производственных фондов.

Планы капитального строительства составляются на объекты производственного и непроизводственного назначения по вновь начинаемым строительством объектам и сооружениям, а также по объектам и сооружениям, намечаемым к реконструкции и расширению.

Таблица 2

Специальные функции управления капитальным строительством

Специальная функция управления

Функ цп пн ильн я я подсистема, реализующая специальную функцию

Перспективное,    техник о-экономи

ческое и социальное планирование Капитальное строительство


Планирование капитального строительства

Организация работ по капитальному строительству н вводу в действие основных фондов, производственных мощностей и объектов Матернально-тех н нческое обеспечение капитального строительства Фннансированпе капитального строительства

Учет и контроль выполнения плана капитального строительства Анализ выполнения плана капитального строт ельства


Материально-техническое снабжение

Организация финансовой деятельности Учет и отчетность

Экономический анализ


3.4. Организация работ по капитальному строительству и вводу в действие основных фондов, производственных мощностей и объектов

3.4.1. В период составления предпроектиой документации н проектирования на ОКС возлагается:

составление совместно с техническими службами ПО(ПП) технического задания (ТЗ) на разработку технико-экономического обоснования строительства (ТЭО);

подготовка и оформление договора с проектными организациями на составление ТЭО;

рассмотрение и согласование ТЭО совместно с техническими службами ПО(ПП);

ГОСТ 24525.3-80 Стр. 9

составление совместно с техническими службами ПО(ПП) задания на проектирование;

представление генеральному подрядчику или подрядчику на согласование проекта организации строительства и на заключение сводной сметы на капитальное строительство до ее утверждения;

согласование с генеральным подрядчиком или подрядчиком изменений, возникающих на стадии экспертизы и утверждение проектно-сметной документации, если они затрагивают интересы последнего;

рассмотрение проектно-сметной документации совместно с техническими службами ПО (ПП);

оценка качества выполнения проектно-сметной документации; представление на согласование проектно-сметной документации в установленном порядке органам государственного надзора и далее па утверждение вышестоящей организации.

3.4.2.    В процессе технического надзора за качеством проектно-сметной документации ОКС руководствуется строительными нормами п правилами, участвует в определении последовательных этапов разработки проектно-сметной документации, осуществляет проверку разрабатываемой проектно-сметной документации в соответствии с заданием па проектирование и контролирует внесение изменении в проектно-сметную документацию после ее рассмотрения службами ПО(ПП).

3.4.3.    В период подготовки и осуществления строительства ОКС проводит следующие работы:

обеспечивает подрядные организации проектно-сметной документацией;

проверяет проекты генерального и годового договора подряда, оформляет и представляет руководству ПО(ПП) на утверждение;

осуществляет координацию действий проектных и строительных организаций, если по специальным постановлениям Совета Министров СССР и Госстроя СССР проектирование н строительство ведется параллельно;

готовит материалы но возникающим спорам и разногласиям при заключении и исполнении подрядных договоров между ПО(ПП) и генеральным подрядчиком и передает на рассмотрение в установленном порядке;

проверяет выполнение договора на осуществление авторского надзора проектным организациям;

осуществляет контроль и технический надзор за строительством;

участвует в оперативных совещаниях у генерального подрядчика;

контролирует правильность приемки, проверки, испытаний, складирования и хранения поступающих для строительства обо-

1

В дальнейшем все указанные службы именуются ОКС.