Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

19 страниц

396.00 ₽

Купить ГОСТ 24212-80 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает применяемые в науке в технике термины п определения понятий в области технического обслуживания в ремонта изделий авиационной техники п распространяется на самолеты, вертолеты и их составные части.

 Скачать PDF

Рекомендуется использовать ОСТ 54-003-025-089 (ИУС 8-90)

Оглавление

Алфавитный указатель терминов

Приложение 1 (справочное) Пояснения к некоторым терминам

Приложение 2 (справочное) Виды, стратегии и методы технического обслуживания и ремонта авиационной техники

 
Дата введения01.07.1981
Добавлен в базу01.10.2014
Завершение срока действия01.11.1990
Актуализация01.01.2019

Организации:

28.05.1980УтвержденГосударственный комитет СССР по стандартам2409
ИзданИздательство стандартов1980 г.
РазработанМинистерство гражданской авиации
РазработанГосударственный комитет СССР по стандартам

System of maintenance and repair of aircrafts. Terms and definitions

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19

СТАНДАРТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СОЮЗА ССР

СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ГОСТ 24212-80

Цена 5 коп.


Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ Москва

Фонд депозитарного хранения

РАЗРАБОТАН Министерством гражданской авиаций Государственным комитетом СССР по стандартам

ИСПОЛНИТЕЛИ

Б. А. Климчук, канд, техн. наук; Н. К. Сухов, канд. техн. наук; Н. Н, Смирнов, проф., д-р техн. наук; А. К. Янко, канд. техн. наук; В. А. Игнатов, проф., д-р техн. наук; Е. А. Бирюков, канд. техн. наук (руководители темы) А. А. Овсянников; А. В. Горелова; Ю. Д, Слащев; А. И. Рожков; В. П. Никифоров, канд. техн. наук;    А. А, Ицкович,    канд. техн. наук;

Ю. М. Чинючин,    канд, техн. наук;    А. А. Гатушкин,    канд. техн. наук;

М. Ф. Давиденко, канд. техн. наук; А. В. Орлов; Г. Ф, Конахович, канд. техн. наук; В. И. Горемыкин; В. В. Уланский; Ю. Н. Исаев

ВНЕСЕН Министерством гражданской авиации

Член Коллегии В. П. Степаненко

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28 мая 1980 г. № 2409

ГОСТ 24212-80 Стр. 9

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

Аппарат летательный готовый к полету    до

Аппарат летательный исправный    9

Бюллетень    24

Вид технического обслуживания (ремонта)    21

Допуск диагностического параметра упреждающий    5

Допуск упреждающий    5

Значение параметра предельно допустимое    4

Значение параметра предотказовое    6

Изделие    1

Карта технического обслуживания    технологическая    30

Метод бригадного ремонта    59

Метод бригадного технического обслуживания    47

Метод закрепленного технического    обслуживания    46

Метод индивидуального ремонта    58

Метод ремонта поэтапный    55

Метод ремонта поэтапно-блочный    56

Метод ремонта стендовый    57

Метод технического    обслуживания (ремонта)    22

Метод технического    обслуживания зонный    45

Метод технического    обслуживания летным экипажем    48

Метод технического    обслуживания поэтапный    43

Метод технического    обслуживания посистемный    44

Наработка    8

Обслуживание в полевых условиях техническое    37

Обслуживание в полете техническое    33

Обслуживание в стационарных условиях техническое    36

Обслуживание между полетами техническое    34

Обслуживание техническое (ТО)    13

Обслуживание техническое базовое    38

Обслуживание техническое оперативное    35

Обслуживание техническое специальное    40

Обслуживание техническое транзитное    39

Объект    15

Объект технического обслуживания (ремонта)    15

Объем технического обслуживания (ремонта)    18

Операция дополнительная    31

Операция регламентная    29

Осмотр разовый    32

Параметр диагностический    3

Периодичность технического обслуживания (ремонта)    17

Переоборудование летательного аппарата    И

Программа технического обслуживания и ремонта    23

Регламент технического обслуживания    28

Режим технического диагностирования    7

Режим технического обслуживания (ремонта)    19

Ремонт    14

Ремонт аварийный    50

Ремонт летательного аппарата аварийный    50

Ремонт в полевых условиях    52

Ремонт в стационарных условиях    51

Ремонт полевой    52

Система технического обслуживания и ремонта техники    12

Состояние техническое    2

Средства технического обслуживания (ремонта)    16

Стратегия ремонта по наработке    53

Стратегия ремонта по техническому состоянию    54

Стратегия технического обслуживания (ремонта)    26

Стратегия технического обслуживания по наработке    41

Стратегия технического обслуживания по состоянию    42

Фонд изделий авиационной техники обменный    25

Фонд обменный    25

Фонд ремонтный    49

Эффективность системы технического обслуживания

и ремонта авиационной техники    27

Часть запасная    26

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Справочное

ПОЯСНЕНИЯ К НЕКОТОРЫМ ТЕРМИНАМ

К терминам «Упреждающий допуск диагностического параметра», «Предотказовое значение параметра» (пп. 5,6)

На чертеже приведена схема изменения технического состояния изделия, где

y(i) —значение параметра, определяющего техническое состояние;

Ун у У* и у** — номинальное, наименьшее предотказовое и предельно допустимое значения параметра соответственно, установленные в нормативно-технической документации; ti и t2 — моменты контроля;

т * и т ** — моменты перехода изделия в другое состояние.

Область 1 — исправное состояние, область 2 — предотказовое (неисправное но работоспособное) состояние, когда требуется проведение операций по восстановлению исправности изделия, область 3—неработоспособное состояние изделия.

Упреждающий допуск А у = (/**— у* и периодичность контроля Д t = tx должны быть такими, чтобы значение параметра после достижения уровня у* при наработке t\<^*<.h ДО момента t2 не достигло значения у** с вероятностью, не меньшей заданной. Упреждающий допуск параметра устанавливается для предупреждения перехода объекта в неработоспособное состояние.

ГОСТ 24212-80 Стр. It

К термину «Стратегия технического обслуживания (ремонта)» (п. 20)

Система технического обслуживания и ремонта (ТОиР) является системой управления техническим состоянием изделия в заданных условиях эксплуатации. Управляющие воздействия в этой системе формируются в зависимости от значений принятого признака технического состояния изделия, т. е. в соответствии с принятыми стратегиями ТОиР, и выражаются в проведении тех или иных операций ТОиР. Признаком технического состояния изделия (изделий) может быть значение наработки, показателя надежности или диагностического параметра.

При всех стратегиях ТОиР мероприятия по повышению надежности изделий, корректировка объемов и периодичности технических обслуживаний и ремонтов осуществляются на основе анализа информации о всех признаках технического состояния изделий и эффективности системы ТОиР. Однако методы анализа и использования различных видов информации зависят от стратегий ТОиР. Один из видов информации является основным при принятии решений о необходимом перечне операций ТОиР и периодичности их выполнения. Остальные данные используются для корректировки принимаемых решений с целью повышения их эффективности.

Каждая стратегия ТО(Р) определяет техническую политику и затраты на ТО или ремонт изделия и предъявляет определенные требования ко всем элементам системы ТОиР, т. е. к объектам, средствам, исполнителям ТОиР и к связям между этими элементами, установленным в документации.

Стратегию ТО(Р) данного типа изделия авиационной техники выбирают на основе анализа надежности изделия, влияния его отказа на безопасность и регулярность полетов, зависимости безотказности от наработки, эксплуатационной технологичности, прежде всего контролепригодности изделия, технической возможности и экономической целесообразности применения той или иной стратегии.

К термину «Программа технического обслуживания и ремонта» (п. 23)

Программа ТОиР представляет собой план проведения ТОиР в течение срока службы с начала эксплуатации до списания изделия. Она включает в себя нормативные значения принятого признака технического состояния изделия, объем, периодичность, средние продолжительность и трудоемкость каждого вида ТОиР, порядок и предполагаемые сроки изменения этих характеристик и, при необходимости, другие данные, необходимые для планирования производственно-хозяйственной деятельности организаций, эксплуатирующих и ремонтирующих данный тип изделия.

Программа ТОиР периодически корректируется по мере накопления опыта эксплуатации изделий.

К термину «Эффективность системы технического обслуживания и ремонта

авиационной техники» (п. 27)

Система ТОиР авиационной техники призвана обеспечить:

безотказность изделий в полете, требуемую для обеспечения безопасности полетов;

минимальное количество задержек вылетов из-за простоев летательных аппаратов на ТОиР;

исправность летательных аппаратов, требуемую для выполнения заданных полетов;

приемлемые трудовые и материальные затраты на ТОиР.

Степень выполнения этих функций оценивается комплексом показателей* включающим соответственно показатели надежности, регулярности полетов, ис-

пользования летательных аппаратов, эксплуатационных затрат. В связи с трудностями выражения этих показателей в одних единицах измерения эффективность системы ТОиР авиационной техники оценивается по каждой функции путем сравнения фактических значений показателей с базовыми значениями. Общая оценка эффективности производится с учетом значимости каждой группы показателей.

К термину «Техническое обслуживание между полетами» (п. 34)

Понятие технического обслуживания между полетами не распространяется на техническое обслуживание при хранении и транспортировании.

К термину «Страте! ия технического обслуживания по наработке» (п. 41)

Стратегия ТО по наработке предусматривает единые для всего парка однотипных объектов перечень и периодичность выполнения операций ТО, в том •числе замены, независимо от фактической потребности в них каждого объекта в момент начала обслуживания. Эту стратегию целесообразно применять для изделий, имеющих тенденцию к существенному росту интенсивности отказов после определенной наработки, при незначительном разбросе значений наработок до отказа, преимущественно для изделий авиационной техники, отказы которых влияют на безопасность полетов. Она применяется также, как вынужденная мера, при невозможности применения стратегии ТО по состоянию из-за отсутствия методов и (или) средств диагностирования или экономической целесообразности.

Безопасность полетов при применении стратегии ТО по наработке обеспечивается, главным образом, назначением ресурсов (сроков службы) до капитального ремонта и между капитальными ремонтами, в пределах которых обеспечивается с высокой вероятностью безотказность изделий.

К термину «Стратегия технического обслуживания по состоянию» (п. 42)

Стратегия ТО по состоянию предусматривает назначение перечня и периодичности операций ТО, в том числе замены изделия, по результатам контроля технического состояния каждого изделия. Контроль может быть непрерывным— в полете или периодическим (при выполнении оперативных и периодических ТО). Периодичность контроля может устанавливаться единой для парка изделий или назначаться для каждого изделия по результатам прогнозирования его технического состояния.

Операции ТО или текущего ремонта назначаются при обнаружении пре-дотказового или неработоспособного состояния изделия. Соответственно различают две стратегии ТО по состоянию: с контролем параметров и с контролем уровня надежности.

При применении стратегии ТО с контролем параметров в эксплуатационной документации устанавливается предотказовое значение параметра, определяющего техническое состояние изделия. При достижении этого значения параметра изделие считается неисправным и требующим проведения операций ТО или текущего ремонта. Эта стратегия применяется для изделий авиационной техники, обладающих достаточной контролепригодностью, отказы которых влияют на безотказность и регулярность полетов, а значения наработок до отказа имеют существенный разброс. Она позволяет обеспечить безопасность полетов за счет раннего, до наступления отказа, обнаружения дефектов и повысить экономическую эффективность эксплуатации путем максимально возможного использования работоспособности каждого изделия.

При применении стратегии ТО с контролем уровня надежности каждое /изделие используется по назначению до отказа, после чего проводятся операции текущего ремонта. Операции ТО по поддержанию надежности назначают-

ГОСТ 24212-80 Стр. 13

ся по результатам контроля уровня надежности парка изделий, в том числе с использованием статистических методов контроля и регулирования качества продукции. Эта стратегия применяется для изделий авиационной техники, отказы которых непосредственно не влияют на безопасность полетов, а значения наработок до отказа имеют существенный разброс. Она обеспечивает высокую экономическую эффективность эксплуатации авиационной техники за счет полного использования работоспособности каждого изделия.

К термину «Стратегия ремонта по наработке» (п. 53)

Стратегия ремонта по наработке предусматривает проведение ремонта изделия после отработки им установленного в нормативно-технической документации ресурса (срока службы) до капитального ремонта или между капитальными ремонтами. Ремонт выполняется независимо от фактического технического состояния изделия и имеет своей целью предупредительное восстановление ресурса.

Объем ремонта устанавливается единым для парка однотипных изделий и может быть регламентированным по ресурсу до капитального ремонта или между капитальными ремонтами, или по наработке с начала эксплуатации. В первом случае объем ремонта не изменяется с увеличением номера ремонта, во втором случае — увеличивается с каждым номером ремонта.

К термину «Стратегия ремонта по техническому состоянию» (п. 54)

Стратегия ремонта по техническому состоянию предусматривает восстановление исправности изделия, нарушение которой случайно во времени и определяется диагностированием изделия при поступлении его на ремонтное предприятие. Предупредительное восстановление ресурса производится только для «слабых», с точки зрения надежности, составных частей изделия.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Справочное

Т ермины

ВИДЫ, СТРАТЕГИИ И МЕТОДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Признак систематизации

Виды технического обслуживания

Этап эксплуатации    Техническое обслуживание в полете

Техническое обслуживание между полетами

Техническое обслуживание при хранении* Техническое обслуживание при транспортировании*

Периодичность выполнения    Оперативное техническое обслуживание

Периодическое техническое обслуживание*

Сезонное техническое обслуживание*

Признак систематизации


Термины


Условия выполнения


Место выполнения Условия эксплуатации


Стратегия технического обслуживания

Этап нос ть выполнения Специализация исполнителей

Закрепление объекта за исполнителем

Подразделение-исполнитель


Техническое обслуживание в стационарных условиях Техническое обслуживание в полевых условиях

Базовое техническое обслуживание Транзитное техническое обслуживание Техническое обслуживание в особых условиях*

Специальное техническое обслуживание Техническое обслуживание по наработке Техническое обслуживание по состоянию Поэтапное техническое обслуживание Посистемное техническое обслуживание Зонное техническое обслуживание Закрепленное техническое обслуживание Бригадное техническое обслуживание Техническое обслуживание летным экипажем

Техническое обслуживание специализированным персоналом*


Стратегии технического обслуживания


Регламентация назначения перечня и периодичности операций


Стратегия технического обслуживания по наработке

Стратегия технического обслуживания по состоянию


Методы технического обслуживания


Этапность выполнения Специализация исполнителей

Закрепление объекта за исполнителем

Подразделение-исполнитель


Назначение ремонта


Планирование


Поэтапный метод технического обслуживания

Посистемный метод технического обслуживания

Зонный метод технического обслуживания

Метод закрепленного технического обслуживания

Метод бригадного технического обслуживания

Метод технического обслуживания летным экипажем

Метод технического обслуживания специализированным персоналом*


Виды ремонта

Капитальный ремонт* Средний ремонт* Текущий ремонт* Плановый ремонт* Неплановый ремонт* Аварийный ремонт


ГОСТ 24212-80 Стр. 15

Признак систематизации

Терм ны

Условия выполнения

Ремонт в стационарных условиях Ремонт в полевых условиях

Стратегия ремонта

Ремонт по наработке

Ремонт по техническому состоянию*

Сохранение принадлежности

Обезличенный ремонт*

ремонтируемых частей

Агрегатный ремонт* Необезличенный ремонт*

Этапность выполнения

Поэтапный ремонт Поэтапно-блочный ремонт

Поточность производства

Стендовый ремонт Поточный ремонт*

Закрепление объекта за ис

Индивидуальный ремонт

полнителем

Бригадный ремонт

Организация-исполнитель

Ремонт эксплуатирующей организацией* Ремонт специализированной организацией*

Ремонт предприятием-изготовителем*

Стратегии ремонта

Регламентация назначения пе

Стратегия ремонта по наработке

речня операций

Стратегия ремонта по техническому состоянию

Методы ремонта


Обезличенный метод ремонта*

Сохранение принадлежности ремонтируемых частей

Этапность выполнения

Поточность производства

Закрепление 'объекта за исполнителем

Организация-исполнитель

Агрегатный метод ремонта* Необезличенный метод ремонта* Поэтапный метод ремонта Поэт ап но-блочный метод ремонта Стендовый метод ремонта Поточный метод ремонта*

Метод индивидуального ремонта Метод бригадного ремонта Метод ремонта эксплуатирующей организацией*

Метод ремонта специализированной организацией*

Метод ремонта предприятием-изготови-телем*

Примечание. Определение терминов, обозначенных звездочкой — по ГОСТ 18322-78.

Редактор Р. С. Федорова Технический редактор Г. Л. Макарова Корректор Г„ М. Фролова

Сдано в наб. 17.06.80 Поди, в печ. 28.08.80 1,0 п, л. 1,30 уч.-изд. л. Тир. 10000 Цена 5 когг.

Ордена «Знак Почета» Издательство стандартов, 123557, Москва, Човопресненскнй пер., 3 Калужская типография стандартов, ул. Московская, 256. Зак, 1897

Цена 5 коп.

ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ СИ

Единица

Величина

Наименование

Обозначение

русское

международное

ДЛИНА

метр

м

m

МАССА

килограмм

кг

kg

ВРЕМЯ

секунда

с

s

СИЛА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА

ампер

А

А

ТЕРМОДИНАМИЧЕСКАЯ

ТЕМПЕРАТУРА

кельвин

К

К

КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА

моль

МОЛЬ

mol

СИЛА СВЕТА

клидела

кд

cd

дояол

ЕИ И ТЕЛЬНЫЕ f

ЕДИНИЦЫ СК

Плоский угол

радиан

рад

rad

Телесный угол

стерадиан

ср

sr

ПРОИЗВОДНЫЕ ЕДИНИЦЫ СИ,ИМЕЮЩИЕ СОБСТВЕННЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ

1-

j Величина

Единицл

Выражение производной единицы

1

наименование j

обозначение

через другие единицы СИ

через основные единицы СИ

j Частот a

герц

Гц

С“'

1 Сила

ньютон

Н

МКГС-2

'Давление

паскаль

Па

Н/м*

м~* -КГ-С-*

Энергия, работа, количество теплоты

джоуль

Дж

Нм

М2-1СГ-С“2

Мощность, поток энергии

ватт

Вт

Дж/с

М2-КÑѓ3

Количество электричества, электрический заряд

кулон

Кл

Ас

с*А

Электрическое напряжение, электрический потенциал

вольт

В

Вт/А

м2 *кг*с -3-А“!

Электрическая емкость

фарада

Ф

Кл/В

К*2 <кг-!.с< .А2

Электрическое сопротивление

ом

Ом

В/А

м?*кг*с "3-А-а

Электрическая проводимость

сименс

См

А/В

м~*'Кг-'*с35

j Поток магнитной яядо&цм

вебер

£б

Вс

| Магнитная индукция

тесла

Тл

Вб/м1

КГ'С-^А"1

! Индуктивность

генрн

Ги

Вб/А

S Световой поток

Люмен

ям

кд*ср |*

; Освещенность

люкс

як

Активность нуклида

беккерель

Вк

Доза Излучения

грай

Гр

Й2 -с~2

* В эти лез выражения входит, наравне с основными единицами СИ, дополнительная

единица—стерадиан.

УДК 001.4:629.7.083:006.354    Группа    ДО0

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

гост

24212-80

СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Термины и определения

System of maintenance and repair of aircrafts. Terms and definitions

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28 мая 1980 г. № 2409 срои введения установлен

с 01.07. 1981 г.

Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке и; технике термины п определения понятий в области технического» обслуживания и ремонта изделий авиационной техники и распространяется на самолеты, вертолеты и их составные части.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, учебниках, учебных пособиях, технической и справочной литературе. В остальных случаях применение этих терминов рекомендуется.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина не допускается.

Для отдельных стандартизованных терминов в стандарте приведены их краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.

В случаях, когда существенные признаки понятия содержатся в буквальном значении термина, определение не приведено и, соответственно, в графе «Определение» поставлен прочерк.

Стандартизованные термины напечатаны полужирным шрифтом, их краткие формы — светлым.

В стандарте приведен алфавитный указатель содержащихся в нем терминов.

Издание официальное ★

В справочном приложении 1 даны пояснения к некоторым установленным терминам, в справочном приложении 2 приведена систематизация видов, стратегий и методов технического обслуживания и ремонта авиационной техники.

Перепечатка воспрещена © Издательство стандартов, 1980

Термин


Определение


ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ


1. Изделие


2.    Техническое состояние

3.    Диагностический параметр

4.    Предельно допустимое значение параметра

5.    Упреждающий допуск диагностического параметра

Упреждающий допуск


6. Предотказовое значение параметра


7. Режим технического диагностирования


8. Наработка


9. Исправный летательный аппарат


10. Готовый к полету летательный аппарат


11. Переоборудование летательного аппарата


По ГОСТ 16*895—77.

Примечание. Примерами изделий авиационной техники являются самолеты, вертолеты и их составные части

По ГОСТ Ш9Ш—74

По ГОСТ 20911-75

По ГОСТ 19919-74

Диапазон изменения диагностического параметра, в котором, в соответствии с эксплуатационной или ремонтной документацией, нарушается исправность изделия при сохранении его работоспособности

Значение диагностического параметра, находящееся в поле упреждающего допуска


Условия проведения технического диагностирования, включающие состав диагностических параметров, их предельно допустимые и наименьшие или наибольшие предотказовые значения, периодичность контроля и эксплуатационные характеристики применяемых средств

По ГОСТ 13377-75.

Примечание. Наработка изделия авиационной техники может выражаться числом летных часов и (или) посадок летательного аппарата или числом включений изделия. Для некоторых типов изделий учитывается общая наработка и наработка на отдельных режимах в полете и на земле

Комплектный летательный аппарат, имеющий остаток ресурса и срока службы, на котором выполнены установленные операции технического обслуживания, устранены последствия повреждений и отказов в соответствии с требованиями эксплуатационной документации

Исправный летательный аппарат, подготовленный к полету и снаряженный в соответствии с заданием на полет, с оформленной установленной документацией

Комплекс работ по изменению конструкции летательного аппарата с целью изменения его назначения


Определение

Термин

12.    Система технического обслуживания и ремонта техники

13.    Техническое обслуживание ТО

14.    Ремонт

16. Объект технического обслуживания (ремонта)

Объект

СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА

По ГОСТ 18322-78 По ГОСТ 18322-78 По ГОСТ 18322-78

16.    Средства технического обслуживания (ремонта)

17.    Периодичность технического обслуживания (ремонта)

18.    Объем технического обслуживания (ремонта)

19.    Режим технического обслуживания (ремонта)

Изделие авиационной техники, обладающее потребностью в определенных операциях технического обслуживания (ремонта) и приспособленностью к выполнению этих операций

По ГОСТ 18322-78 По ГОСТ 18322-78

Совокупность операций технического обслуживания (ремонта) и (или) трудоемкость их выполнения

20.    Стратегия технического обслуживания (ремонта)

21.    Вид технического обслуживания (ремонта)

Условия выполнения технического обслуживания (ремонта), включающие перечень и периодичность выполнения операций и, при необходимости, значения эксплуатационных характеристик применяемых средств

Система правил управления техническим состоянием изделия в процессе технического обслуживания (ремонта)

Техническое обслуживание (ремонт), выделяемое (выделяемый) по какому-либо отличительному признаку.

22.    Метод технического обслуживания (ремонта)

23.    Программа технического обслуживания и ремонта

Примечание. Признаками вида технического обслуживания (ремонта) могут быть этап и условия эксплуатации, этапноеть выполнения и т. д.

По ГОСТ 18322-78

Документ, устанавливающий стратегии, количественные характеристики видов технического обслуживания и ремонта, порядок их корректировки на протяжении срока службы с начала эксплуатации до списания изделия

Термин

Определение

24. Бюллетень

Нормативный технический документ, подготовленный разработчиком или изготовителем изделия и содержащий перечень и порядок выполнения операций, не предусмотренных в действующей эксплуатационной и ремонтной документации, или изменения этой документации

25. Обменный фонд изделий авиационной техники

Обменный фонд

Постоянный и систематически пополняемый запас исправных агрегатов, предназначенных для замены объектов технического обслуживания или ремонта с целью сокращения продолжительности технического обслуживания или ремонта летательного аппарата

26. Запасная часть

По ГОСТ 18322-78

27. Эффективность системы технического обслуживания к ремонта авиационной техники

Свойство системы технического обслуживания и ремонта выполнять функции по поддержанию и восстановлению исправности или работоспособности изделий авиационной техники с определенными затратами времени, труда и материальных средств

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

28. Регламент технического обслуживания

Документ, устанавливающий режим технического обслуживания летательного аппарата данного типа

29. Регламентная операция

Операция, предусмотренная регламентом технического обслуживания

30. Технологическая карта технического обслуживания

Документ, определяющий содержание и порядок выполнения регламентных операций, технические требования, применяемые средства и необходимые трудовые затраты

31. Дополнительная операция

Операция, не предусмотренная регламентом технического обслуживания и выполняемая по необходимости

32. Разовый осмотр

Технический осмотр совокупности однотипных изделий, проводимый по специальному указанию или бюллетеню.

Примечания:

1|. Технический осмотр — по ГОСТ 1,6504—74.

2. Специальное указание может быть обусловлено появлением на каком-либо изделии дефекта, влияющего на безопасность или регулярность полетов; необходимостью проверки комплектности ЗИП, бортовой документации и т. д.

Термин

Определение

ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

33. Техническое обслуживание в ^полете

34.    Техническое обслуживание •между полетами

35.    Оперативное техническое обслуживание

Техническое обслуживание, выполняемое непосредственно перед вылетом и после посадки летательного аппарата с целью обеспечения его готовности к полету или стоянки

36. Техническое обслуживание в стационарных условиях

Техническое обслуживание, выполняемое в специально предназначенных местах, оборудованных стационарными средствами технического обслуживания

37. Техническое обслуживание в полевых условиях

Примечание. Примерами полевых условий являются места временного базирования летательного аппарата при выполнении авиационных химических работ в сельском хозяйстве, в местах работы геологических партий, экспедиций и др.

38. Базовое техническое обслуживание

Техническое обслуживание, выполняемое на аэродроме постоянного базирования летательного аппарата до или после выполнения рейса или задания

39. Транзитное техническое обслуживание

Техническое обслуживание, выполняемое на промежуточном аэродроме посадки летательного аппарата при выполнении рейса или задания, а также на конечном аэродроме перед обратным рейсом.

Примечание. Промежуточным аэродромом посадки может быть аэродром постоянного базирования летательного аппарата

40. Специальное техническое обслуживание

Неплановое техническое обслуживание, выполняемое после полета в экстремальных условиях, когда внешние воздействия превышали уровень, соответствующий нормальным условиям эксплуатации.

Примечание. Примерами экстремальных условий являются попадание летательного аппарата в пыльную бурю, град, в зону грозовой деятельности, зону турбулентной атмосферы; грубая по-

Стр. 6 ГОСТ 24212—80

Термин

Определение

садка, посадка до взлетно-посадочной полосы, выкатывание с взлетно-посадочной полосы, посадка с массой, превышающей максимально-посадочную

СТРАТЕГИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

41. Стратегия технического обслуживания по наработке

Стратегия технического обслуживания» согласно которой перечень и периодичность выполнения операций определяются значением наработки изделия с начала эксплуатации пли после капитального или

42. Стратегия технического обслуживания по состоянию

среднего ремонта Стратегия технического обслуживания, согласно которой перечень и периодичность выполнения операций определяются фактическим техническим состоянием изделия в момент начала технического обслуживания

МЕТОДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

43. Поэтапный метод технического обслуживания

Метод технического обслуживания, при> котором комплекс операций расчленяется на отдельные этапы и распределяется по-видам меньшей трудоемкости с сохранением установленной периодичности операций

44. Посистемный метод технического обслуживания

Метод технического обслуживания, при котором его организация и специализация исполнителей осуществляются по функциональным системам летательного аппарата

45. Зонный метод технического обслуживания

Метод технического обслуживания, при котором его организация и специализация исполнителей осуществляются по зонамконструкции летательного аппарата

46. Метод закрепленного технического обслуживания

Метод технического обслуживания, при котором исполнители выполняют техническое обслуживание только данного летательного аппарата

47. Метод бригадного технического обслуживания

Метод технического обслуживания, при котором бригада исполнителей, специализированных по типам изделий или по операциям технического обслуживания, выполняет их на группе летательных аппаратов одного или нескольких типов

48. Метод технического обслуживания летным экипажем

ГОСТ 24212-80 Стр. 7

Термин

Определение

49. Ремонтный фонд

РЕМОНТ

Изделия, изъятые из сферы использования по назначению вследствие отработки ресурса (срока службы) до капитального или среднего ремонта или между ремонтами, отказа, повреждения, или по результатам диагностирования, ремонт которых технически возможен и экономически целесообразен

ВИДЫ РЕМОНТА

50. Аварийный ремонт летательного аппарата

Аварийный ремонт

Неплановый ремонт, выполняемый для восстановления исправности составной части летательного аппарата после се повреждения, вызванного внешними воздействиями, не предусмотренными в нормативно-технической документации для нормальных условий эксплуатации.

Примечание. Повреждение может быть вызвано полетом в экстремальных условиях, наездом на летательный аппарат при стоянке, столкновением его с препятствием или другим летательным аппаратом при рулении и т. п.

51. Ремонт в стационарных условиях

Ремонт, выполняемый в специально предназначенных местах, оборудованных стационарными средствами ремонта

52. Ремонт в полевых условиях Полевой ремонт

Примечание. Примерами полевого ремонта являются ремонт на месте вы^ нужденной посадки летательного аппарата вне аэродрома, в местах временного базирования при выполнении авиационных химических работ в сельском хозяйстве, работы экспедиций и т. п.

СТРАТЕГИИ РЕМОНТА

53. Стратегия ремонта по наработке

Стратегия ремонта, согласно которой объем разборки изделия и дефектации его составных частей назначается единым для парка однотипных изделий в зависимости' от наработки с начала эксплуатации и (или) после капитального или среднего ремонта, а перечень операций восстановления определяется с учетом результатов дефектации составных частей изделия

Термин

Определение

54. Стратегия ремонта по техническому состоянию

Стратегия ремонта, согласно которой перечень операций, в том числе разборки, определяется по результатам диагностирования изделия в момент начала ремонта, а также по данным о надежности этого изделия и однотипных изделий

МЕТОДЫ РЕМОНТА

55. Поэтапный метод ремонта

Метод планового ремонта, при котором объем ремонта изделия расчленяется на части и выполняется поэтапно, дополнительно к объемам определенных видов технического обслуживания

56. Поэтапно-блочный метод ремонта

Метод планового ремонта, при котором объем ремонта летательного аппарата расчленяется на части по системам, агрегатам, узлам или зонам конструкции и выполняется поэтапно, дополнительно к объемам определенных видов технического обслуживания

67. Стендовый метод ремонта

Метод ремонта, при котором весь комплекс операций выполняется на одном рабочем месте

58. Метод индивидуального ремонта

Метод ремонта, при котором один исполнитель выполняет все операции ремонта изделия

59. Метод бригадного ремонта

Метод ремонта изделия, выполняемого бригадой специализированных по операциям исполнителей

Пр и м е ч а н и е. Термины видов технического обслуживания и ремонта тю признакам применяемых стратегий и методов следует образовывать в соответствии с терминами стратегий и методов технического обслуживания и ремонта, например, «Техническое обслуживание по наработке», «Поэтапное техническое обслуживание», «Ремонт по наработке», «Поэтапный ремонт» и т. д.