Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

36 страниц

Купить МУ 2410-81 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В указаниях на современном уровне представлены основные направления работы санитарных (предупредительный и текущий санитарные надзоры) и лечебных врачей по профилактике неблагоприятного воздействия производственного шума на организм подростков с учетом нормативных данных для их возраста и противопоказаний для работы в условиях воздействия производственного шума, а также режима труда и отдыха.

Методические указания предназначены для санитарных врачей по гигиене детей и подростков, санитарных врачей по гигиене труда, врачей подростковых кабинетов, здравпунктов, медико-санитарных частей предприятий, научных работников и лечащих врачей научно-исследовательских институтов.

Указаниями могут руководствоваться директора учебных заведений (школ, школ-интернатов, межшкольных комбинатов, профессионально-технических и технических училищ, техникумов), инженеры по технике безопасности предприятий различных отраслей народного хозяйства, на объектах которых проходят производственную практику и работают подростки

 Скачать PDF

Оглавление

1. Введение

2. Предупредительный санитарный надзор

3. Текущий санитарный надзор

А. Техническая профилактика

Б. Коллективные и индивидуальные средства защиты

В. Рациональная организация режима труда и отдыха

4. Медицинская профилактика шума

     а) Выявление жалоб и отклонений в состоянии здоровья

     б) Особенности функциональных и клинических проявлений шумовой патологии у подростков

Приложение 1. Основные физические свойства и параметры звука, шума

Приложение 2. Уровни звукового давления и уровни звука на рабочих местах подростков цеха

Приложение 3. Частотная характеристика производственного шума на рабочих местах подростков

Приложение 4. Типы аудиограмм

Приложение 5. Функциональные пробы

Приложение 6. Индивидуальные средства защиты от шума

Приложение 7. Противопоказания для приема подростков на работу, связанную с воздействием производственного шума

Приложение 8. Перечень официальных документов, которыми надлежит пользоваться при проведении предупредительного и текущего санитарных надзоров и медицинской профилактики

Приложение. Отрывной лист учета использования методов профилактики, диагностики и лечения

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ШУМА НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКОВ

Москва, 1981 г.

Методические указания разработаны Главным санэпидуп-равлением Министерства здравоохранения СССР и Московским ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским институтом гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана.

Составитель Е. А. ГЕЛЬТИЩЕВА.

При участии И. И. Пономаренко, В. М. Гайнулиной, Ж. С. Каневской, П. С. Кублановой, Г. К- Скацкой.

В указаниях на современном уровне представлены основные направления работы санитарных (предупредительный и текущий санитарные надзоры) и лечебных врачей по профилактике неблагоприятного воздействия производственного шума на организм подростков с учетом нормативных данных для их возраста и противопоказаний для работы в условиях воздействия производственного шума, а также режима труда и отдыха.

Методические указания предназначены для санитарных врачей по гигиене детей и подростков, санитарных врачей по гигиене труда, врачей подростковых кабинетов, здравпунктов, медико-санитарных частей предприятий, научных работников и лечащих врачей научно-исследовательских институтов.

Указаниями могут руководствоваться директора учебных заведений (школ, школ-интернатов, межшкольных комбинатов, профессионально-технических и технических училищ, техникумов), инженеры по технике безопасности предприятий различных отраслей народного хозяйства, на объектах которых проходят производственную практику и работают подростки.

«Методические указания по профилактике неблагоприятного воздействия производственного шума на организм подростков», утвержденные Минздравом СССР 29 октября 1968 г. № 765-68,— считать утратившими силу.

Индивидуальные средства защиты органа слуха должны применяться подростками с первого дня работы в условиях шума, превышающих нормативные параметры для их возраста (ПС-65), систематически.

При хорошо подобранных средствах индивидуальной защиты, когда разница между уровнями звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическим значением частот от 62,5 до 8000 Гц и средней заглушающей способностью применяемого средства индивидуальной защиты органа слуха (Приложение 6, таблица 2) не превышает значений ПС-65, подростки могут работать установленный для их возраста рабочий день.

В. Рациональная организация режима труда и отдыха

Большое значение в профилактике неблагоприятного воздействия производственного шума на организм подростков имеет правильная организация режима труда и отдыха с учетом возрастных особенностей, стажа работы и времени пребывания в условиях шума в зависимости от его параметров (ПС).

Длительность работы в условиях шума не должна превышать времени, указанного в таблице 1.

Таблица 1

Длительность работы подростков в условиях производственного шума

Индексы предельного спектра (ПС)

Характер воздействия

Возраст

(года)

65 | 70 1 75 | 80 I 85 1 90 I 95

продолжительность работы в часах

Непрерывно или прерыви сто с суммарным време

14—15

4 3,5 3 2 1 0,5 Не допу-

скаются

пем воздействия в смену 16—18 6 5    4    3    2 1    Не допу

скаются

Примечание: При истечении допустимого времени работы в условиях производственного шума подростки могут выполнять другую работу вне шума по усмотрению администрации, но в соответствии с состоянием здоровья и ограничениями по существующим законодательствам.

Пребывание подростков в условиях шума свыше времени, указанного в таблице 1, без применения индивидуальных средств защиты органа слуха, приведет к появлению хронических изменений в деятельности организма подростков.

И

Наряду с ограничением длительности, в период производственного обучения или работы подростков в условиях производственного шума с уровнями выше ПС-65, должны вводиться 10—15-минутные регламентированные перерывы, которые способствуют восстановлению функционального состояния организма и повышают работоспособность.

Для учащихся такие перерывы устраиваются через 45 минут работы в мастерских, для рабочих подростков —

на первом году работы — через 50 мин— 1 час работы; на втором году работы — через 1,5 часа работы; на третьем году работы — через 2 часа работы.

Во время перерывов отдых должен осуществляться вне производственных помещений, в специально выделенной тихой комнате.

4. Медицинская профилактика шума

Медицинская профилактика направлена на предупреждение развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, связанных с воздействием шума.

С целью проведения профилактических мероприятий главный подростковый врач, подростковый врач или терапевт районных поликлиник, цеховые врачи медсанчасти, заведующие здравпунктом предприятий должны располагать сведениями, позволяющими правильно оценить, наряду с санитарно-гигиенической характеристикой профессии, которая должна составляться лечащими врачами (терапевтами, подростковыми врачами) совместно с врачами по гигиене труда и инженерами по технике безопасности, шумовую обстановку 1 на рабочих местах подростков в цехах обслуживаемого предприятия.

Гигиенически обоснованной нормой производственного шума для подростков является предельный спектр 65 (ПС-65, уровень звука 70 дБА, см. Приложение 1 таблицу 2).

С целью предупреждения неблагоприятного воздействия производственного шума необходимо своевременно проводить профессиональную ориентацию и консультацию подростков в соответствии с действующими директивными положениями и противопоказаниями (Приложение 7). В основу врачебно-профессиональной консультации должны быть положены санитарные характеристики профессий, в которых должен найти отражение производственный шум на рабочих местах подростков

(характеристика, параметры, длительность и др., см. раздел 3).

Предварительные и периодические медицинские осмотры подростков должны проводиться в соответствии с инструктивно-методическими указаниями (Приложение 8) и с учетом противопоказаний для работы подростков в условиях производственного шума (Приложение 7).

При выявлении противопоказаний в период медосмотра должны освобождаться:

—    школьники от производственного обучения и практики, если шум превышает ПС-65;

—    учащиеся ПТУ, ТУ и техникумов независимо от года обучения, если работа после окончания учебного заведения будет осуществляться в условиях производственного шума, превышающего ПС-65;

—    рабочие подростки независимо от стажа и полученной квалификации с переводом на другую работу, несвязанную с производственным шумом.

Медицинские осмотры должны быть направлены на всестороннее углубленное обследование состояния здоровья подростков, выявление ранних изменений в организме и принятия своевременных мер в целях предупреждения развития заболеваний, обусловленных воздействием производственного шума (нервные, сердечно-сосудистые расстройства, снижение слуха и пр.).

Все подростки, поступающие на работу и работающие в шумных условиях, должны обязательно осматриваться подростковым или цеховым врачом-терапевтом, невропатологом и оториноларингологом. По показаниям — другими специалистами. Наряду с исследованием слуха шепотной речью, им следует проводить аудиометрические исследования, а при отсутствии аудиометра обязательно исследовать слух камертонами.

Лица в возрасте 18—20 лет, работающие в условиях шума, превышающего ПС-65, должны ежегодно подвергаться периодическому медицинскому осмотру, как и работающие подростки, с целью выявления ранних отклонений в состоянии здоровья, обусловленных воздействием шума.

Выявленные с отклонениями в состоянии здоровья при периодических медосмотрах подростки должны быть взяты на диспансерный учет и лечение. В случае отсутствия положительного эффекта от лечения подростки должны быть трудоустроены на работы вне производственного шума.

При проведении предварительных и периодических медицинских осмотров подростков врачи должны обращать внимание на:

а)    выявление жалоб и отклонений в состоянии здоровья у работающих и проходящих производственное обучение подростков;

б)    особенности функциональных и клинических проявлений шумовой патологии у подростков;

в)    противопоказания при приеме подростков на работу, связанную с воздействием производственного шума (Приложение 7).

а) Выявление жалоб и отклонений в состоянии здоровья

При проведении медицинских обследований следует обращать внимание на жалобы (понижение слуха, шум и звон в ушах, головные боли и головокружения, неприятные ощущения и боли в области сердца, повышенная утомляемость, вялость, апатия, раздражительность, нарушение сна и др.), их характер и продолжительность, время их возникновения (во время работы, после работы, стойкость и исчезновение их во время отдыха и отпуска, а также на наличие изменений со стороны слуха, сердечно-сосудистой системы, нервной системы, постепенное развитие снижения слуха, астенических нарушений, вегето-сосудистых дистоний и других отклонений, увязывая их появление с условиями и режимом труда подростков.

б) Особенности функциональных и клинических проявлений шумовой патологии у подростков

У подростков, работающих в условиях производственного шума, отмечаются жалобы астено-невротического характера: головная боль; боль в области сердца, раздражительность, общая слабость, утомляемость и др.

Производственный шум оказывает в первую очередь неблагоприятное влияние на состояние центральной нервной системы, а также — сердечно-сосудистой системы, слухового, вестибулярного анализаторов и других органов и систем.

Под влиянием шума изменяется состояние центральной нервной системы:    нарушается    подвижность    и    лабильность

нервных процессов, корково-подкорковые взаимоотношения, происходит нарушение межцентральных отношений между отдельными анализаторами, отмечается сдвиг в соотношении основных нервных процессов в сторону торможения, что обуславливает понижение умственной и общей работоспособности. При клиническом обследовании отмечаются явления невротического характера: астено-невротический или астено-ве-

гетативный синдромы с той или иной степенью выраженности нейроциркуляторной дистонии.

Производственный шум обладает аддитивным действием и ежедневное воздействие достаточной интенсивности при нарушении режима труда и отдыха, не применении средств индивидуальной защиты органа слуха, а также повышенной индивидуальной чувствительности организма к шуму может привести к быстрому, в течение первых месяцев работы, развитию патологических отклонений со стороны нервной системы.

У физически нетренированных подростков и подростков, работа которых не связана с физической нагрузкой, шум вызывает изменения состояния сердечно-сосудистой системы. Снижается частота сердечных сокращений, систолическое и пульсовое давление, повышается диастолическое артериальное давление, уменьшается ударный и минутный объемы крови, изменяется биоэлектрическая активность сердечной мышцы (снижается амплитуда зубца «Р», увеличивается — зубца «Т», а также продолжительность интервалов «Q—Т» и «Т— Р», систолический показатель выходит за пределы должного). Наблюдаются изменения гемоциркуляции головного мозга по данным реоэнцефалографии (усиливается систолическое кровенаполнение, повышается тоническое напряжение сосудов, затрудняется отток крови из мозга и т. п.). При клиническом обследовании отмечаются сосудистые дисфункции, выражающиеся в неустойчивости ритма сердечной деятельности (брадикардия, аритмии), гипо-, чаще гипертонические состояния, а при аускультации — непостоянный систолический шум, нечистота первого тона. Отмеченные особенности позволяют в большинстве случаев диагностировать вегето-сосудистую дистонию чаще по гипертоническому типу.

Изменения со стороны слухового анализатора субъективно проявляются жалобами на шум и звон в ушах, понижение слуха во время работы и после нее.

Отоскопически можно наблюдать мутность и втянутость барабанных перепонок, что обусловлено, при исключении заболеваний среднего уха и носоглотки, длительным сокращением мышцы среднего уха.

Шум вызывает функциональные изменения со стороны слухового анализатора, проявляющиеся снижением чувствительности к тональным раздражителям, особенно в области высоких частот 3000—4000—6000 Гц, и замедленным восстановлением порога слышимости до исходных величин, что обусловлено в начале развитием утомления, а в дальнейшем — переутомлением слухового анализатора.

При ежедневном воздействии шума в течение рабочего дня и при повышенной чувствительности подростков к нему могут наступить необратимые процессы в кохлеарном органе уже через 2—6 месяцев работы, иногда через один-два года, по типу начальных проявлений кохлеарного неврита. Выявлено три типа постоянных смещений порога слышимости:

I    тип — постоянное смещение порога слуховой чувствительности в области частот 1000—4000 Гц с максимальным понижением чувствительности слуха на частоте 3000—4000 Гц.

II    тип — преимущественное повышение порога на частоте 3000 Гц с меньшим снижением чувствительности слуха на смежных частотах;

III    тип — преимущественное снижение слуха на частотах 4000—6000 Гц (Приложение 4).

Чаще у подростков встречается I тип понижения чувствительности слуха.

Подростки с постоянным повышением порога слуховой чувствительности в области высоких частот на 20—25 дБ и более, которое развилось в течение первого года работы в условиях производственного шума, берутся под диспансерное наблюдение и при дальнейшем (в течение 1—2 месяцев—полгода) ухудшении чувствительности слуха должны освобождаться от работы в условиях воздействия производственного шума и переводиться на другую работу (вне шума).

При действии шума у подростков наступают расстройства со стороны вестибулярного анализатора, которые субъективно проявляются в виде головокружения, а объективно — при проведении экспериментальных проб угнетением функции лабиринтов, а в ряде случаев и нарушением центральных отделов анализатора (нарушение ритма экспериментального нистагма, дисгармоничные реакции отклонения рук и туловища).

Для выявления ранних признаков отклонений в состоянии здоровья следует проводить ряд функциональных проб (Приложение 5).

В целях профилактики нейрососудистых нарушений целесообразно проводить с учетом индивидуальных особенностей подростков общеукрепляющую и седативную терапию в сочетании с физиотерапией и лечебной физкультурой.

Благоприятное действие может оказать пребывание подростков в профилактории.

Особое внимание должно быть уделено санации очагов хронической инфекции (хронические заболевания носоглотки, кариозные зубы и др.).

Основные физические свойства и параметры звука, шума

В физическом отношении шум представляет совокупность звуков различной частоты и интенсивности, беспорядочно изменяющихся во времени. Звуком принято называть продольно распространяющиеся волнообразные колебания материальных частиц упругой среды, совершающихся в направлении распространения звука и воспринимаемых слуховым анализатором.

На слух воспринимаются звуки с частотами в пределах от 20 до 20 000 герц. Герц (Гц)—единица измерения частоты, равная одному колебанию в секунду.

Колебания с частотой менее 20 Гц называются инфразвуком, колебания с частотой выше 20 000 Гц — ультразвуком.

В воздушной среде звуковые волны распространяются в виде чередующихся повышений и понижений давления относительно атмосферного. Этим самым звуковая волна создает добавочное изменение давления к существующему атмосферному давлению. Это добавочное давление называется звуковым, которое и характеризует интенсивность звука или шума.

В открытом пространстве звук распространяется во всех направлениях. С увеличением расстояния от источника звука звуковое давление уменьшается обратно пропорционально квадрату расстояния.

В закрытом пространстве звуковые волны отражаются от различных предметов и ограждений.

Звуковое давление измеряют в ньютонах (Н) на I м2 (1 Н/м2= 1/10 кг/м2). Ухо человека воспринимает звуковые давления от 2-10-5 Н/м2 до 20 Н/м2. Звуковое давление, равное 210~5 Н/м2, приблизительно соответствует порогу восприятия тона с частотой 1000 Гц, а величина звукового давления 20 Н/м2 — порогу болевого ощущения.

Диапазон воспринимаемых звуковых давлений от порогового значения до болевого изменяется в миллион раз. Поскольку слуховой анализатор различает не разность, а кратность изменений звукового давления, то для удобства п уменьшения шкалы измерений пользуются не линейными, а логарифмическими единицами звукового давления — децибелами (дБ)*, при этом уровень звукового давления определяется формулой:

* Децибелами называют десятикратный десятичный логарифм отношения двух любых величин, из которых одна принята за единицу сравнения.

Ро )    Ро

L — уровень звукового давления, дБ.

Р — создаваемое звуковое давление, Н/м2.

Р„—2-10-5 Н/м2 — звуковое давление, принятое за единицу сравнения.

Ухо человека способно воспринимать уровни звукового давления от 0 до 120—130 дБ.

Удвоение звукового давления ведет к увеличению уровня звукового давления на 6 дБ. Увеличение звукового давления в 10 раз повышает его уровень на 20 дБ.

В децибелах измеряются не только уровни звукового давления, но и разность уровней, т. е. степень ослабления звука и шума.

Звуки разных частот воспринимаются слуховым анализатором и воздействуют на организм различно, поэтому для гигиенической оценки шума необходимо знать его частотный состав (спектр, т. е. распределение уровней звукового давления в полосах частот2, шириной в 1 октаву3.

Оценка частотного состава шума производится по уровням звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическими значениями частот 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000 и 8000 Гц.

В таблице 1 приведены среднегеометрические и граничные частоты октавных полос.

Таблица 1

Среднегеометрические частоты октавных полос (в Гц)

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

Граничные частоты октавных полос (в Гц)

40-

-90

90-

—180

180-

-355

355—

—710

710-

—1400

1400-

-2800

2800-

-5600

5600-

-11200

Производственый шум можно оценивать согласно индексов предельного спектра (ПС), численная величина которого соответствует уровню в октавной полосе со среднегеометрической частотой 1000 Гц. (см. таблицу 2).

В таблице 2 приводятся уровни звукового давления шума в октавных полосах частот по индексам предельного спектра (ПС) и уровням звука.

Уровни звукового давлении в октавных полосах частот соответствующие идексам предельного спектра (ПС)

Индекс

Уровни звукового давления

в децибелах, дБ

и редел ь-

Уровень

Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц

лого

звука

спектра

ПС

дБА

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

25

30

55

44

35

29

25

22

20

18

30

35

59

48

40

34

30

27

25

23

35

40

63

52

45

39

35

32

30

28

40

45

67

57

49

44

40

37

35

33

45

50

71

61

54

49

45

42

40

38

50

55

75

66

59

54

50

47

45

44

55

60

79

70

63

58

55

52

50

49

60

65

83

74

68

63

60

57

55

54

65

70

87

79

72

68

65

63

60

59

70

75

91

83

77

73

70

68

66

64

75

80

95

87

82

78

75

73

71

69

80

85

99

92

86

83

80

78

76

74

85

90

103

96

91

88

85

83

81

80

90

95

107

100

96

93

90

88

86

85

95

100

111

105

100

97

95

93

91

90

100

105

114

109

105

102

100

98

96

95

105

ПО

118

113

110

107

105

103

101

100

ПО

115

122

118

114

112

ПО

108

107

105

115

120

126

122

119

117

115

113

112

ПО

120

125

130

126

124

122

120

118

117

116

Производственные шумы согласно ГОСТ 12.1.003-76 различаются:

По характеру спектра на:

широкополосные, с непрерывным спектром шириной более одной октавы;

тональные, в спектре которых имеются слышимые дискретные тона. Тональный характер шума определяется измерением в третьоктавных полосах частот по превышению уровня в одной полосе над соседним не менее чем на 10 дБ.

По временным характеристикам на:

— постоянные, уровень звука которых за рабочий день изменяется во времени не более чем на 5 дБ А при измерениях на временной характеристике «медленно» шумомера по ГОСТ 17187-71;

— непостоянные, уровень звука которых за рабочий день изменяется во времени не менее чем на 5 дБ А при измерениях на временной характеристике «медленно» шумомера по ГОСТ 17187-71.

Непостоянные шумы подразделяются на: колеблющиеся во времени, уровень звука которых непрерывно изменяется во времени;

прерывистые, уровень звука которых резко падает до уровня фонового шума, при этом длительность интервалов, в течение которых уровень остается постоянным и превышающим уровень фонового шума, составляет 1 с и более;

импульсные, состоящие из одного или нескольких звуковых сигналов каждый длительностью менее 1 с, при этом уровни звука в дБ А, измеренные при включении характеристик «медленно» и «импульс» шумомера по ГОСТ 17187-71, отличаются не менее чем на 10 дБ А.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель Министра просвещения СССР

В. М. Коротов 10 июня 1981 г.

«УТВЕРЖДАЮ» Начальник Главного управления лечебно-профилактической помощи Министерства здравоохранения СССР И. В. Шаткин 1 июля 1981 г.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ШУМ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКОВ

Методические указания

1. Введение

Все возрастающие масштабы роста и реконструкции производств различных отраслей народного хозяйства нуждается в высококвалифицированных специалистах, пополнение которых осуществляется за счет молодежи подросткового возраста 4, окончившей профессионально-технические, технические училища, техникумы и средние школы.

Одним из ведущих и постоянно действующих факторов современного производства является шум.

Установлено, что производственный шум оказывает более выраженное неблагоприятное влияние на организм подростков по сравнению со взрослыми. Это обусловлено незавершенностью формирования и развития слухового анализатора, а также всего организма подростков в целом.

«СОГЛАСОВАНО4

Заместитель Председателя Государственного комитета СССР по профтехобразованию


«УТВЕРЖДАЮ» Начальник Главного


санитарно-эпидемиологического


управления Министерства здравоохранения СССР

П. Д. Селиванов

10 июня 1981 г.


В- Е. Ковшило

1 июля 1981 г. ■М> 2410-81


тий (ПС-80, 85 дБА, ГОСТ 12.1.003-76) для подростков яв-

Установлено, что нормативные параметры шума для взрослых на постоянных рабочих местах и рабочих зонах в производственных помещениях и на территориях предприя

Приложение 2

Уровни звукового давления и уровни звука на рабочих местах

подростков цеха №____

название предприятия

ео

Ж

Уровни звукового давления в дБ

*50

л

5 о.

>.

СО

r-f

Среднегеометрические частоты полос, Гц

октавных

“-ё

*— и

со < О

D-ua

>> «3

63

125

250

5С0

1000

2000

4000

8000

Нормативные параметры шума для подростков (ПС-65)

65

70

87

79

72

68

65

63

61

59

Рабочее

место Н . .

90

88

70

75

78

80

83

85

78

70

Превышение

25

18

6

12

18

22

17

11

Рабочее место А . . .

Превышение

Примечания:

1)    Если уровни звукового давления между отдельными точками (или рабочими местами) не превышает 5 дБ в каждой октавной полосе, то такие показатели можно усреднять.

2)    Уровни звукового давления и уровни звука определяются при анализе шума шумоизмерительным трактом, а для определения предельного спектра следует руководствоваться приложением 1, таблица 2, при этом берется значение предельного спектра, расположенного выше, чем определяемые уровни звукового давления в октавных полосах частот.

ляются завышенными. В связи с указанным были гигиенически обоснованы нормативные параметры шума для подростков.

Степень неблагоприятного воздействия производственного шума обусловлена характером, частотными составляющими, уровнем звукового давления в отдельных октавных полосах частот, уровнями звука, а также длительностью его воздействия. Большое значение имеет индивидуальная чувствительность подростков к шуму.

При одинаковых уровнях звука наибольшее биологическое действие оказывает высокочастотный шум (в частотной характеристике которого преобладают уровни звукового давления, начиная с октавной полосы со среднегеометрическим значением 1000 Гц и выше) по сравнению со среднечастотным (с максимальной звуковой энергией в области октав со среднегеометрическим значением частот от 250 до 1000 Гц) и низкочастотным (превалирование звуковой энергии в области октав со среднегеометрическим значением частот от 62,5 до 250 Гц) шумом, а также — широкополосный шум по сравнению с шумом полосой в одну октаву.

Методические указания разработаны на основе многолетних гигиенических, физиологических и клинических исследований МНИИГ имени Ф. Ф. Эрисмана. В них обобщены материалы «Методических указаний по профилактике неблагоприятного воздействия производственного шума на организм подростков», утвержденные Минздравом СССР 29 октября 1968 г., № 765-68, и методические рекомендации «Профилактика неблагоприятного воздействия производственного шума на организм подростков», утвержденные Минздравом РСФСР 14 июня 1977 г.

Профилактические требования представлены с учетом современных данных.

Методические указания распространяются на все отрасли народного хозяйства, на объектах которых производственный шум является одним из факторов, оказывающим отрицательное влияние на организм подростков.

В профилактике вредного воздействия производственного шума большое значение имеет предупредительный и текущий санитарные надзоры и медицинская профилактика.

2. Предупредительный санитарный надзор

Предупредительный санитарный надзор включает контроль за осуществлением комплекса противошумных мероприятий, направленных на оздоровление условий обучения

и труда, предупреждение и снижение заболеваемости, еще в процессе отвода земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции зданий учебных заведений и промышленных предприятий, конструирования машин, агрегатов и других видов технологической обработки.

Этот комплекс мероприятий должен предусматривать с учетом ГОСТ 12.1.029-80 (СТ СЭВ 1928-79):

1)    уменьшение шума в источнике его образования,

2)    снижение шума на пути его распространения.

Уменьшение шума в источнике его образования может быть

достигнуто за счет снижения возбуждения шума и снижения звукоизлучающей способности источника шума.

В зависимости от характера шумообразования средства, снижающие шум в источнике его возникноведения, могут быть аэродинамического, электромагнитного, гидродинамического происхождения.

Уменьшение шума в источнике может быть достигнуто конструктивными и технологическими мероприятиями. В частности, можно использовать менее шумные кинематические и силовые схемы компановки производственного оборудования и инструментов с обеспечением более равномерного хода и малой вибрации узлов, уменьшением величины амплитуды и частоты колебаний подвижных элементов оборудования, а также применением для изготовления деталей, узлов, оборудования материалов с большим внутренним трением, с выбором наилучшей конструктивной формы и заменой оборудования ударного действия на безударное (давление, сжатие).

Снижение шума на пути его распространения в зависимости от среды может быть достигнуто за счет уменьшения передачи воздушного и структурного шумов.

В зависимости от способа реализации снижение шума на пути его распространения достигается:

акустическими средствами (звукоизоляция, звукопоглощение, виброизоляция, вибропоглощение);

архитектурно-планировочными решениями (рациональные акустические решения планировок зданий, генеральных планов объектов; рациональное размещение технологического оборудования, машин, механизмов; рациональное размещение рабочих мест; рациональное акустическое планирование зон и режима движения транспортных потоков и средств);

организационно-техническими мероприятиями (применение малошумных технологических процессов: изменение технологии производства, способа обработки, транспортировки материалов и др., оснащение шумных машин средствами ди-

станционного и автоматического контроля, применение малошумных машин и их сборочных единиц, совершенствование технологии ремонта и обслуживания машин и др.).

Защита помещений от внешних и внутренних источников шума в зданиях должна осуществляться проведением соответствующих акустических расчетов с учетом рациональной планировки тихих и шумных помещений, с соблюдением мероприятий по звуко- и виброизоляции источников шума, инженерного оборудования зданий, а также осуществлением требуемой звукоизоляции ограждающих конструкций помещений или применением в них звукопоглощающих облицовок и вибропоглощающих материалов с учетом главы СНиП П-12-77. Помещения с повышенными уровнями шума целесообразно выделять в отдельный блок.

В целях снижения шума необходимо:

а)    в технических проектах вновь проектируемых и реконструируемых мастерских учебных заведений и производственных помещений цехов, участков промышленных предприятий предусмотреть на основании проведенных акустических расчетов, раздел «Мероприятия по ослаблению шумов» с отражением следующих положений:

—    шумовые характеристики оборудования (в соответствии с ГОСТ 8.055-73 октавные уровни звуковой мощности или другие характеристики, предусмотренные ГОСТ 12.10.23-80 уровни звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическим значением частот от 62,5 до 8000 Гц, уровни звука в дБА, эквивалентные уровни звука в дБА), которые должны быть указаны в паспорте машин и технологического оборудования;

—    число шумных агрегатов в каждом производственном помещении;

—    характеристика внешних источников шума (вид источника, расстояние от него до объекта ,уровень звука в дБА, частотная характеристика и т. д.);

—    данные о запроектированных элементах ограждающих конструкций и их частотные характеристики звукоизоляции от воздушного и структурного шумов;

—    обоснование планировки цехов на территории пром-площадки и помещений в здании, исходя из требований защиты зданий и помещений, не имеющих источников производственного шума, от воздействия шумного оборудования;

—    проектные уровни шума в производственных и обслуживающих помещениях;

б)    в проектах межшкольных комбинатов, учебно-производственных мастерских профессионально-технических учи-

лищ (ПТУ), технических училищ (ТУ), техникумах, в цехах предприятий, где установлено шумное оборудование, предусмотреть для отдыха подростков в процессе рабочего дня тихие помещения с повышенными звукоизолирующими свойствами ограждающих конструкций;

в) для проведения производственной практики и работы подростков выбирать рабочие места в наиболее благоприятных в акустическом отношении участках и пролетах цехов, учитывая, что нормативные параметры шума для подростков соответствуют предельному спектру 65 (ПС-65, уровень звука 70 дБА, см. Приложение 1, таблицу 2).

При проведении предупредительного санитарного надзора необходимо руководствоваться перечнем официальных документов (Приложение 8).

3. Текущий санитарный надзор

Текущий санитарный надзор включает контроль за точным соблюдением администрацией нормативных положений по вопросам ограничения шума на рабочих местах учебных мастерских и производственных помещений, методических указаний по выполнению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение вредного воздействия шума на организм подростков; за организацией рационального режима труда и отдыха; за обеспечением средствами индивидуальной защиты в случаях превышения нормативных параметров (ПС-65) на рабочем месте подростка; за своевременным выявлением при периодических медицинских осмотрах подростков с противопоказаниями, связанными с воздействием производственного шума.

Санитарно-эпидемиологическая станция должна иметь по всем курируемым объектам (школьные мастерские, мастерские межшкольных комбинатов, мастерские ПТУ, ТУ, техникумов, участки и цеха отдельных предприятий и др.) сведения о производственном шуме на рабочих местах подростков с указанием:

—    характера шума (широкополостный, тональный);

—    его временных характеристик (колеблющиеся во времени, прерывистые, импульсные);

—    частотного состава (низко-, средне-, высокочастотные);

—    уровня звука, эквивалентного уровня звука;

—    длительности воздействия в течение дня, недели, года.

При проведении измерений шума на рабочих местах подростков в помещениях мастерских, цехах, на территории учебных заведений и предприятий с целью их гигиенической

оценки следует руководствоваться: главой СНиП 11-12-77, ГОСТом 12.1.003-76, ГОСТом 20445-75, ГОСТом 23337-78 и «Методическими указаниями по проведению измерений и гигиенической оценки шумов на рабочих местах», утвержденных Минздравом СССР 25.04.78, № 1844-78.

Измерения шума проводятся с использованием шумомет-ров, отвечающих СТ СЭВ 1351-78, октавных полосовых фильтров— СТ СЭВ 1807-79, вспомогательных приборов (самописцев уровня, магнитофонов), анализаторов статистического распределения, измерителей эквивалентного уровня.

Результаты измерений производственного шума следует представить в виде протокола измерений, где указывается число, месяц и год измерения, название объекта, цель измерения, нормативные параметры шума.

К показаниям измерительных приборов должны быть внесены частотные и шкаловые поправки с учетом последних данных госповерки (госповерка производится ежегодно) и результаты исследований сопоставляются с нормативными данными. Проведенные измерения шума могут быть сведены в таблицу (Приложение 2) или изображены графически на бланке диаграммы для представления октавных уровней звукового давления или звуковой мощности (Приложение 3).

Измерения частотных характеристик отдельного оборудования или инструмента должны выполняться в соответствии с ГОСТ 8.055-73.

При замере частотной характеристики шума оборудования или инструмента следует указать кем изготовлено, когда (год), номер выпуска.

Необходимо произвести замеры шума оборудования при холостом ходе и при типовых режимах эксплуатации, указав свойства обрабатываемого материала (физические, химические), вид и размеры заготовок, способы обработки.

При проведении замеров предпочтительными являются режимы обработки материала, характеризующиеся максимальными значениями уровней звукового давления и уровней звука.

В случае превышения нормативных требований составляется план комплексных мероприятий по борьбе с вредным воздействием производственного шума. В составлении плана должны участвовать представители администрации, инженеры по технике безопасности, технические инспектора промышленных предприятий, врачи санитарно-эпидемиологических станций, врачи медико-санитарных частей предприятий, подростковые врачи.

План мероприятий по борьбе с неблагоприятным воздействием шума должен включать разделы:

A.    Технической профилактики, направленной на снижение шума в самом источнике и путям его распространения;

Б. Коллективной и индивидуальной защиты работающих от шума;

B.    Рациональной организации режима труда и отдыха в зависимости от уровней звука и предельных спектров.

А. Техническая профилактика

Меры технической профилактики должны осуществляться лицами, ведущими производственное обучение подростков, мастерами производственных участков под контролем врачей санитарно-эпидемиологической станции.

Систематической проверке подлежит эксплуатируемое оборудование и инструменты (пневматические, электрические, вибрационные, ударные), создающие повышенные уровни шума. Необходимо обращать внимание на:

—    изношенность деталей сочлененных механизмов, состояние балансировки движущихся деталей оборудования и инструментов, состояние крепления узлов и оборудования к фундаменту, полу или ограждающим конструкциям здания, наличие или отсутствие жестких связей, демпфирующих приспособлений, глушителей шума и др.;

—    состояние смазки в соударяющихся и соприкасающихся узлах;

—    степень звуко- и виброизоляции ограждающих конструкций помещений (виброизолирующие опоры, упругие прокладки, конструкционные разрывы), звукопоглощения (звукопоглощающие облицовки, объемные поглотители);

—    наличие звукоизолирующих кожухов, экранов, кабин и т. п.;

—    состояние средств глушения шума выхлопных газов, воздушных струй и т. п.

При наличии оборудования и инструментов, излучающих высокочастотный шум, в целях уменьшения его распространения и снижения уровня могут применяться экраны.

Звукоизолирующие укрытия можно сочетать с ограждениями, используемыми для безопасности рабочего места.

Помещения, имеющие источники шума, не должны облицовываться материалами с высокой степенью звукоотраже-ния (стекло, керамическая плитка и т. п.), а также окрашиваться масляной краской.

Б. Коллективные и индивидуальные средства защиты

Коллективные и индивидуальные средства защиты должны применяться при невозможности проведения мероприятий по снижению производственного шума до допустимых уровней.

К средствам коллективной защиты, помимо положений, представленных в разделах 2 и 3, относятся звукоизолированные кабины наблюдения и дистанционного управления, переносные полузакрытые кабины, экраны, а также тихие комнаты для отдыха работающих.

Звукоизолированные кабины и дистанционное управление можно использовать при автоматическом процессе технологии производства, полузакрытые кабины и экраны эффективны при изоляции высокочастотного шума и ультразвука оборудования и инструментов.

Индивидуальные средства защиты в зависимости от конструктивного исполнения подразделяются на:

—    противошумные наушники, закрывающие ушную раковину;

—    противошумные вкладыши, перекрывающие наружный слуховой проход;

—    противошумные шлемы и каски;

—    противошумные костюмы.

Противошумные наушники в зависимости от способа крепления подразделяются на независимые, имеющие жесткое и мягкое оголовье, и встроенные в головной убор или другое защитное устройство.

Противошумные вкладыши могут быть однократного и многократного использования, а в зависимости от применяемого материала подразделяются на твердые, эластичные и волокнистые.

Конструктивное решение индивидуальных средств защиты может быть различным (Приложение 6).

Каждое из средств защиты надо применять, исходя из производственных условий и технологического процесса.

Подростки могут применять противошумные вкладыши «Беруши», наушники ВЦНИИОТ-7И, ВЦНИИОТ-2М, ВЦНИИОТ-А1, ВЦНИИОТ-4А.

Индивидуальные средства защиты органа слуха являются эффективными, если они правильно подобраны и используются систематически. Они не только предупреждают развитие тугоухости, но и защищают нервную систему от раздражающего действия шума, обеспечивая предупреждение глубоких функциональных нарушений в органах и системах.

1

Сведения могут быть получены в санэпидстанции или у инженера по технике безопасности данного предприятия.

2

Полоса частот характеризуется граничными частотами (f|, — нижняя граничная частота, f„ —верхняя граничная частота полосы), шириной (Af = fв — f„) и средней частотой, за которую обычно принимают среднегеометрическую частоту (f ср= VfB • fH).

3

Октавой называется интервал частот, где высшая частота в два раза больше низшей-

4

Комитет экспертов ВОЗ к подростковому возрасту относит лиц до 20-летнего возраста.