Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

24 страницы

396.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины, определения и обозначения величин, относящихся к геометрическим характеристикам самолета и его элементов, используемые в исследованиях по механике полета.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, технической, учебной и справочной литературе

Показать даты введения Admin

Страница 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ

ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И БУКВЕННЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

ГОСТ 22833-77

Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СТАНДАРТОВ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР Мо сква

Страница 2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СОЮЗА ССР

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ

ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И БУКВЕННЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ГОСТ 22833-77

Издание официальное

МОСКВА — 1987

Страница 3

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

УДК 001.4 : 629.7.012 : 006.354    Группа    Т02

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ

Термины, определения и буквенные обозначения

ГОСТ

22833-77

Взамен ГОСТ 20058-74 • части пп. 45—67


Geometrical aircraft characteristics.

Terms, definitions and letter symbols

Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министре1 СССР от 28 ноября 1977 г. № 2769 срок введения установлен

с 01.01.79

Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины, определения и обозначения величин, относящихся к геометрическим характеристикам самолета и его элементов, используемые в исследованиях по механике полета.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, технической, учебной и справочной литературе.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов—синонимов стандартизованного термина запрещается.

В случаях, когда существенные признаки понятия содержатся в самом термине, определение не приведено и в графе «Определение» поставлен прочерк.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом.

В справочном приложении приведены пояснения к стандартизованным терминам.

Переиздание. Июль 1986 г.

Издание официальное    Перепечатка    воспрещена

1

Страница 4

Стр. 2 ГОСТ 22833-77

Буквенное

обозначение

Термин


Определение


ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1. Базовая плоскость самолета

2.    Базовая точка самолета

3.    Базовая ось самолета

4. Базовая система координат самолета

5.    Положение связанной системы координат относительно базовой системы координат самолета

6.    Угол наклона продольной оси относительно базовой системы координат самолета

7. Базовая точка элемента

Oi

OtXi 0{X\Y \Zi


8. Базовая ось мента

эле-


9. Базовая система координат элемента

Плоскость Or-YrKr базовой системы координат самолета, относительно которой большинство элементов самолета расположено симметрично слева и справа Точка, расположенная в базовой плоскости самолета и выбираемая в соответствии с задачей

0«X*Yr

Or

OrXr

OrXrYrZr


Прямая, расположенная в базовой плоскости самолета, проходящая через базовую точку самолета и направленная вперед Правая прямоугольная система координат, фиксированная относительно самолета, с началом в базовой точке самолета и с базовой осью самолета OrAr. Ось OrVr направлена вверх, а ось OrZr дополняет систему

Совокупность геометрических величин (обычно две координаты и один угол), определяющих положение связанной системы координат относительно базовой системы координат самолета Угол, на который потребовалось бы повернуть базовую ось самолета вокруг оси OrZr, чтобы она стала параллельна продольной оси связанной системы при условии, что плоскость OXY связанной системы координат параллельна базовой плоскости самолета Точка, фиксированная относительно элемента и выбираемая в соответствии с задачей Прямая, фиксированная    относи

тельно элемента, проходящая через его базовую точку и обычно направленная вперед

Прямоугольная правая    система

координат, фиксированная    относи

тельно элемента, с началом в базовой точке элемента и с базовой осью элемента, обычно выбираемая так, что ось 0\Yi направлена    вверх, а

ось 0\1\ дополняет систему.

Примечание. Числовой или буквенный индекс i обозначает рассматриваемый элемент



Страница 5

ГОСТ 22833-77 Стр. 3

Термин

10. Положение одного элемента относительно Другого

Буквенное

обозначение


11. Положение элемента относительно базовой системы координат самолета

12. Геометрическое состояние самолета

Определение

Совокупность значений геометрических величин (три координаты и три направляющих угла), определяющих положения базовой системы координат одного элемента относительно базовой системы координат другого элемента

Совокупность значении геометрических величин (три координаты и три направляющих угла), определяющих положение базовой системы координат элемента относительно базовой системы координат самолета Совокупность значений геометрических величин, характеризующих относительные положения основных частей самолета и его элементов





ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ САМОЛЕТА

13. Габаритная длина самолета

14. Габаритная ширина самолета

15. Габаритная высота самолета

16. Габаритная длина самолета на земле

17. Габаритная ширина самолета на земле

18. Габаритная высота самолета на земле

Расстояние между двумя плоскостями.    параллельными    плоскости

OrXrZr базовой системы координат самолета и касающимися его поверхности, но не пересекающими ее Расстояние между двумя плоскостями, параллельными базовой плоскости самолета OrXrVr и касающимися его поверхности, но не пересекающими ее

Расстояние между двумя плоскостями.    параллельными    плоскости

OrArZr    базовой системы    координат

самолета и касающимися его поверхности, но не пересекающими ее Расстояние между двумя , плоскостями,    перпендикулярными земной

поверхности, параллельными оси OrZr базовой системы координат самолета и касающимися его поверхности, но не пересекающими ее Расстояние между двумя плоскостями, перпендикулярными поверхности земли, параллельными оси OrXr базовой системы координат самолета и касающимися его поверхности. но пересекающими ее Расстояние между земной поверхностью и плоскостью, параллельной ей, касающейся поверхности самолета, но не пересекающей ее


Страница 6

Термин    Определение

Стр. 4 ГОСТ 22833-77

Буквенное

обозначение

ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЫ САМОЛЕТА НА ЗЕМЛЕ

Абсолютное значение угла между базовой осью самолета и плоскостью земли, когда основные колеса и часть самолета, расположенная позади основных стоек шасси, касаются плоской земной поверхности, а действующие на них силы реакции равны нулю и при этом ось OrZr параллельна плоскости земли Абсолютные значения угла между осью 0KZr базовой системы координат и плоскостью земли, когда либо правое (правые) колесо (колеса) основных тележек шасси и часть самолета, расположенная дальше правого (правых) колеса (колес) шасси от продольной оси, либо соответственно левое (левые) колесо (колеса) и т. д. касаются плоскости земли, а действующие на них силы реакции равны нулю

19. Предельный угол по тангажу на земле


20. Предельный по крену на земле


угол


ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФЮЗЕЛЯЖА

21.    Система координат фюзеляжа

22.    Ось фюзеляжа

23.    Базовая плоскость фюзеляжа

24.    Положение фюзеляжа

25. Базовый угол фюзеляжа

26. Длина фюзеляжа

>М. ф


27. Площадь миделе-вого сечения фюзеляжа

Базовая система координат главного элемента фюзеляжа Ось ОфХф системы координат фюзеляжа

ОфХ<$У$^ф Оф.Тф О ф X ф Y ф


Плоскость ОфХфУф системы координат фюзеляжа Совокупность геометрических величин, определяющих положение фюзеляжа относительно базовой системы координат самолета Угол, на который потребовалось бы повернуть базовую ось самолета вокруг оси OrZr, чтобы она оказалась параллельной оси фюзеляжа при условии, что ось Оф£ф системы координат фюзеляжа параллельна оси OrZr базовой системы координат самолета Расстояние между двумя плоскостями, перпендикулярными оси фюзеляжа. касающимися его поверхности, но не пересекающими ее Наибольшая площадь сечения фюзеляжа плоскостью, перпендикулярной оси фюзеляжа О$X$






Страница 7

ГОСТ 22833—77 Стр. 5

30.    Система координат крыла

31.    Плоскость симметрии крыла

Термин

Буквенное

обозначение

Определение

28. Максимальный эк

^ф. э

Диаметр круга, площадь которого

вивалентный диаметр

равна площади миделевого сечения

фюзеляжа

фюзеляжа

29. Удлинение фюзе

Хф

Отношение длины фюзеляжа к

ляжа

максимальному эквивалентному диаметру фюзеляжа

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЫЛА

Окр^крУкр^кр


глав-


ОирХкрУкр


32.    Базовая плоскость крыла

33.    Размах крыла

34. Профиль крыла

35. Местная хорда крыла

36.    Длина местной хорды крыла

b(z)


37.    Центральная хорда крыла

38.    Длина центральной хорды крыла

39. Сужение крыла

40.    Точка п процентов хорды

41.    Линия п процентов хорд

42.    Поверхность хорд хрыла

43.    Площадь крыла

Базовая система координат ного элемента крыла Плоскость системы координат крыла, относительно которой контур крыла располагается симметрично справа и слева Плоскость, содержащая центральную хорду крыла и перпендикулярная базовой плоскости самолета Расстояние между двумя плоскостями, параллельными базовой плоскости самолета и касающимися концов крыла Местное сечение крыла плоскостью, параллельной базовой плоскости самолета

Отрезок прямой, соединяющий точки пересечения передней и задней кромок крыла плоскостью, содержащей профиль крыла

Местная хорда крыла в базовой плоскости самолета Длина отрезка прямой между точками пересечения передней и задней кромок крыла базовой плоскостью самолета

Отношение длины центральной хорды крыла к длине концевой хорды крыла Точка местной хорды крыла, находящаяся на расстоянии п процентов длины местной хорды крыла от его передней кромки Линия, соединяющая точки п процентов хорд от центральной до концевой хорды крыла Поверхность, обычно криволинейная, образованная местными хордами крыла Площадь проекции крыла на базовую плоскость крыла (черт. 1, 2)




Страница 8

Термин    Определение

Буквенное

обозначение

Стр. 6 ГОСТ 22833-77

44. Средняя аэродинамическая хорда крыла САХ

Орезок, параллельный базовой плоскости самолета, длина которого определяется из соотношения








45. Координаты носка средней аэродинамической хорды САХ

Z\, Zj — координаты по оси OrZr плоскостей, определяющих размах крыла; b'(z) — длина проекции местной хорды на базовую плоскость крыла

Координаты, вычисляемые по формулам:


а

j b'{z)xdz-

(z)ydz

46.    Удлинение крыла

А.

Ьк

фкр(г)

Хп(*)


47.    Длина концевой хорды крыла

48.    Местный угол крутки крыла

49.    Местный угол стреловидности крыла по линии п процентов хорд

50. Местный угол стреловидности крыла

Х(2)


Отношение квадрата размаха крыла к площади крыла Длина отрезка, замыкающего контур крыла на его конце Угол между местной хордой крыла и базовой плоскостью крыла

Угол между касательной к линии п процентов хорд в рассматриваемой точке Р и плоскостью, перпендикулярной центральной хорде крыла (черт. 3).

Примечание. Крыло, передние и задние кромки которого прямолинейны, и проекция крыла на базовую плоскость образует две трапеции с общим основанием, называется трапециевидным.

Для трапециевидного крыла в терминах 49—53 слово «местный* может быть опущено Местный угол стреловидности крыла по линии л процентов для линии •/< хорд


Страница 9

ГОСТ 22833-77 Стр. 7

Буквенное

обозначение


Определение


Термин


Местный угол стреловидности крыла по линии п процентов хорд при п = 0

Местный угол стреловидности крыла по линии п процентов хорд прн «=100%

Угол между проекцией на плоскость, перпендикулярную линии центральной хорды крыла, касательной к линии У4 хорд в рассматриваемой точке Р, и базовой плоскостью крыла

Угол между центральной хордой крыла и базовой осью самолета


51.    Местный    угол

стреловидности    крыла

по передней кромке

52.    Местный    угол

стреловидности    крыла

по задней кромке

53.    Местный    угол по

перечного V крыла


Хп.и(г)

Хэк(2)

<Р(г)

фо


54. Угол крыла


установки


ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДКРЫЛКА


Сумма размахов всех секций предкрылка

Отрезок прямой, соединяющий точки пересечения передней и задней кромок предкрылка плоскостью, параллельной базовой плоскости самолета


ан


55. Размах предкрыл


ка

56. Местная предкрылка


хорда


^пр(2)

5Ир

Sup


57. Длина    местной хорды предкрылка

58. Площадь    предкрылка

59.    Относительная площадь предкрылка


Площадь проекции всех секций предкрылка на базовую плоскость (WTkpZkp крыла Отношение площади предкрылка к площади крыла:


Jnp


60. Угол отклонения предкрылка


бпр

Хпр


Угол, характеризующий поворот базовой системы координат предкрылка при его отклонении Отношение квадрата размаха предкрылка к его площади


61. Удлинение крылка


пред


ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАКРЫЛКА



Сумма размахов всех секций закрылка

Отрезок прямой, соединяющий точки пересечения передней и задней кромок закрылка плоскостью, параллельной базовой плоскости самолета


62.    Размах закрылка

63.    Местная хорда закрылка


64. Длина местной хорды закрылка


Ы*)


Страница 10

Стр. 8 ГОСТ 22833-77

Буквенное

обозначение

Определение


Термин


65.    Площадь закрылка

66.    Относительная площадь закрылка


67. Угол закрылка


отклонения


68.    Удлинение закрылка

69.    Угол стреловидности оси вращения поворотного закрылка


Хз


Площадь проекций всех секций закрылка на базовую плоскость крыла Отношение площади закоылка к площади крыла:

S

Угол между хордой закрылка в отклоненном состоянии и хордой закрылка в неотклоненном состоянии Отношение квадрата размаха закрылка к его плошадн Угол между осью вращения поворотного закрылка и плоскостью, перпендикулярной центральной хорде крыла

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭЛЕРОНОВ (ЭЛЕВОНОВ)


70.    Размах элеронов (элевонов)

71.    Местная хорда элерона (элевона)

Сумма размахов всех секций элеронов (элевонов)

/э(/э.)


Отрезок прямой, соединяющий точки пересечения передней и задней кромок элерона (элевона) плоскостью, параллельной базовой плоскости самолета


72.    Длина местной хорды элерона (элевона)

Ы2> (*»>(*))

5»(5эв)

^9 («Sob) йэ(бэв)

Хэ(^ов)

Хэ(Хэ»)


73.    Площадь элеронов (элевонов)

74.    Относительная площадь элеронов (элевонов)

75. Угол отклонения элерона (элевона)

76. Удлинение нов (элевонов)

элеро-


77. Угол стреловидности оси вращения элерона (элевона)

Площадь проекций всех секций элеронов (элевонов) на базовую плоскость крыла Отношение плошади элеронов (элевонов) к площади крыла

~    5»    -s*

=    ^ ИЛИ 5эв ^

Угол между хордой элерона (элевона) в отклоненном положении и его хордой в неотклоненном положении, измеряемый в плоскости, перпендикулярной к оси вращения элерона (элевона)

Отношение квадрата размаха элеронов (элевонов) к площади элеронов (элевонов)

Угол между осью вращения элерона (элевона) и плоскостью, перпендикулярной центральной хорде крыла




Страница 11

Термин    Определение

ГОСТ 22833-77 Стр 9

Буквенное

обозначение

78. Площадь горизонтального оперения

5г. о

5г.о


ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ОПЕРЕНИЯ


79. Относительная площадь горизонтального оперения

Площадь проекции части горизонтального оперения, омываемой потоком, на базовую плоскость горизонтального оперения, определяемая прн иеотклоненных подвижных поверхностях оперения (черт. 4).

Отношение площади горизонтального оперения (черт. 5) к площади крыла:




5г.О

5г.о —

80 Средняя аэродинамическая хорда горизонтального оперения

Ь А ГО


Хорда, длина которой определяется из соотношения

1 г. 0/2


Ьго (Zr.o)d2r.o,

5г.о


81. Плечо горизонтального оперения

82.    Площадь руля высоты

83.    Относительная площадь руля высоты где Ьг о (2Г.о)—длина проекции местной хорды горизонтального оперения на его базовую плоскость; zt — координата корневой хорды, (черт. 4);

1г о — размах горизонтального оперения;

5г.о — площадь горизонтального оперения

Lr.O

5,

5.


Длина- проекции на продольную ось самолета отрезка, соединяющего заданную точку на САХ крыла (обычно в диапазоне центровок самолета) с точкой, лежащей на •/« САХ горизонтального оперения

Плошадь проекции руля высоты на базовую плоскость горизонтального оперения

Отношение площади руля высоты к площади горизонтального оперения:


5,

5В =


5г.О

84. Угол отклонения стабилизатора

бег


Угол между хордой стабилизатора в отклоненном положении и его хордой в неотклоненном положении, измеряемый в плоскости, перпендикулярной к оси вращения


Страница 12

Стр. 10 ГОСТ 22833-77

Термин

Буквенное

обозначение

Определение

85. Угол отклонения стабилизатора по потоку

tycr

Угол отклонения стабилизатора, измеряемый в плоскости, параллельной базовой плоскости самолета

86. Угол отклонения руля высоты

б.

Угол между хордой руля высоты в отклоненном положении и хордой руля высоты в неотклоненном положении, измеряемый в плоскости, перпендикулярной к оси вращения руля высоты

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТИКАЛЬНОГО ОПЕРЕНИЯ

Ош.оХш.оУ В.О Z в.о

Ош.оХш.оУ ».о

Базовая система координат главного элемента вертикального оперения

Плоскость О ь.оХи.оУш.о системы координат вертикального оперения Площадь проекции вертикального оперения на базовую плоскость вертикального оперения, определяемая при иеотклоненных подвижных плоскостях (черт. 6)

Отрезок, длину которого вычисляют по формуле


87.    Система координат вертикального оперения

88.    Базовая плоскость вертикального оперения

89.    Площадь вертикального оперения


5ц,о

90. Средняя аэродинамическая хорда вертикального оперения


(«/■о) dy%о»

1

S». с


Vi

91. Плечо вертикального оперения

I..O

S..O


92. Относительная площадь вертикального оперения где Ь'л 0 (ужо)— длина проекции местной хорды на базовую плоскость вертикального оперения (черт. 6); у, — координата корневой хорды, выбираемой, как правило, из условия равенства площадей Si и 5,; у 2 — координата наивысшей оконечности вертикального оперения Длина проекции на продольную ось самолета отрезка, соединяющего заданную точку на САХ крыла (обычно в диапазоне центровок самолета) с точкой, лежащей на линии 1/< САХ вертикального оперения Отношение площади вертикального оперения к площади крыла:

Т Sto Ов.о— с


Страница 13

ГОСТ 22833—77 Стр. И

Буквенное

обозначение

Термин


Определение


93.    Плошадь руля направления

94.    Относительная площадь руля направления

Площадь проекции руля направления на базовую плоскость вертикального оперения Отношение площади руля направления к площади вертикального оперения


«Sb.O

95.    Угол стреловидности вертикального оперения

Хв.О Х«.о П К


96.    Угол стреловидности вертикального оперения по передней кромке

97.    Угол отклонения руля направления

Угол стреловидности вертикального оперения по линии V4 хорд (черт. 7).

Угол стреловидности вертикального оперения по линии передней кромки вертикального оперения (черт. 7)

Угол между хордой руля направления в отклоненном состоянии и хордой руля направления в неотклоненном состоянии, измеряемый в плоскости, перпендикулярной к оси вращения руля направления


Страница 14

Стр. 12 ГОСТ 22833-77

/—фюзеляж; 2—полукрыло

Черт. 1

Примечание. Площадь крыла S—2Sj.

Страница 15

ГОСТ 22833-77 Стр. 13

/—фюзеляж; 2—наплыв; 3—пол укрыло

Черт. 2

Примечание. Если наплыв не считается частью крыла, S=2S|. Если на плыв считается частью крыла, S = 2(Si + 52).

Страница 16

Стр. 14 ГОСТ 22833-77

Местные углы стреловидности Хп. поперечного V крыла и угла крутки фНр

/—плоскость QRST. перпендикулярная центральной хорде крыла; 2—плоскость PRS, параллельная базовой плоскости крыла; 3— базовая плоскость самолета; 4— местная хорда крыла: 5—линия п процентов хорд крыла:    6—ли

ния PR, параллельная центральной хорде крыла

Черт. 3

Страница 17

ГОСТ 22833-77 Стр. 15

1—габаритиая площадь (5Г 0 г4в): 2—фюзеляж


Черт. 5

Страница 18

Стр. 16 ГОСТ 22833-77

Черт. 7

Страница 19

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ

ГОСТ 22833-77 Стр. 17

Высота самолета габаритная

Высота самолета габаритная на земле

Диаметр фюзеляжа эквивалентный максимальный

Длина концевой хорды крыла

Длина местной хорды крыла

Длина местной хорды закрылка

Длина местной хорды предкрылка

Длина местной хорды элерона (элевона)

Длина самолета габаритная Длина самолета габаритная на земле Длина фюзеляжа Для центральной хорды крыла

Координаты носка средней аэродинамической хорды САХ

Линия п процентов хорды

Ось самолета базовая

Ось фюзеляжа

Ось элемента базовая

Плоскость вертикального оперения базовая

Плоскость крыла базовая

Плоскость самолета базовая

Плоскость симметрии крыла

Плоскость фюзеляжа базовая

Площадь вертикального оперения

Площадь вертикального оперения относительная

Площадь горизонтального оперения

Площадь горизонтального оперения относительная

Площадь закрылка

Площадь закрылка относительная

Площадь крыла

Площадь мнделевого сечения фюзеляжа

Площадь предкрылка

Площадь предкрылка относительная

Площадь руля высоты

Площадь руля высоты относительная

Площадь руля направления

Площадь руля направления относительная

Площадь элеронов (элевонов)

Площадь элеронов (элевонов) относительная Плечо вертикального оперения Плечо горизонтального оперения Поверхность хорд крыла

Положение одного элемента относительно другого Положение связанной системы координат относительно базовой системы координат самолета Положение фюзеляжа

Положение элемента относительно базовой системы координат самолета

Профиль крыла

Размах закрылка

Размах крыла

Размах предкрылка

Размах элеронов (элевонов)

Система координат вертикального оперения Система координат крыла Система координат самолета базовая Система координат фюзеляжа Система координат элемента базовая

Страница 20

Стр. 18 ГОСТ 22833-77

Состояние самолета геометрическое

Сужение крыла

Точка л процентов хорды

Точка самолета базовая

Точка элемента базовая

Угол крутки крыла местный

Угол наклона продольной оси относительно базовой системы координат самолета Угол отклонения закрылка Угол отклонения предкрылка Угол отклонения руля высоты Угол отклонения руля направления Угол отклонения стабилизатора Угол отклонения стабилизатора по потоку Угол отклонения элерона (элевона)

Угол по крену на земле предельный

Угол по тангажу на земле предельный

Угол поперечного V крыла местный

Угол стреловидности вертикального оперения

Угол стреловидности вертикального оперения по передней кромке

Угол стреловидности    крыла    местный

Угол стреловидности    крыла    местный    по    задней кромке

Угол стреловидности    крыла    местный    по    передней кромке

Угол стреловидности    крыла    по линии    п    процентов хорд

Угол стреловидности оси вращения поворотного закрылка

Угол стреловидности оси вращения элерона (элевона)

Угол установки крыла Угол фюзеляжа базовый Удлинение закрылка Удлинение крыла Удлинение предкрылка Удлинение фюзеляжа Удлинение элеронов (элевонов)

Хорда вертикального оперения аэродинамическая средняя

Хорда горизонтального оперения аэродинамическая средняя

Хорда закрылка местная

Хорда крыла аэродинамическая средняя

Хорда крыла местная

Хорда крыла центральная

Хорда предкрылка местная

Хорда элерона (элевона) местная

Ширина самолета габаритная

Ширина самолета габаритная на земле

Страница 21

ГОСТ 22833-77 Стр. 19

ПРИЛОЖЕНИЕ

Справочное

ПОЯСНЕНИЯ К СТАНДАРТИЗОВАННЫМ ТЕРМИНАМ

К термину «Базовая плоскость самолета» (п. 1).

Самолет принимается состоящим из отдельных элементов. Эти элементы объединяются в группы, образующие «основные части самолета», например, фюзеляж, крыло и т. д. Основная часть обычно состоит из одного главного элемента и других элементов.

Для главного элемента — фюзеляжа признаки «передний», «правый» и «верхний» имеют общепринятый смысл. Для любого другого элемента они определяются с учетом общей ориентации элемента относительно фюзеляжа и не зависят от направления движения самолета, его положения относительно земли или от положения летчика на самолете. Это дает возможность каждый элемент связать с базовой системой координат самолета.

К термину «Базовая точка самолета* (п. 2).

В качестве базовой точки самолета может быть выбран, например, «центр масс самолета».

К термину «Базовая система координат самолета» (п. 4).

Базовая система координат самолета не обязательно совпадает со связанной системой координат по ГОСТ 20058-80, но обычно совпадает с системой координат фюзеляжа.

К термину «Угол наклона продольной оси относительно базовой системы координат самолета» (п. 6).

Угол наклона продольной оси относительно базовой системы координат самолета следует считать положительным, когда поворот базовой оси самолета вокруг оси OrZp производится в направлении по часовой стрелке, если смотреть вдоль положительного направления оси координат, относительно которой осуществляется вращение.

К терминам «Базовая точка элемента», «Базовая ось элемента» и «Базовая система коордииат элемента» (пп. 7—9).

Эти термины могут также применяться в качестве характеристик основных частей самолета, например, базовая точка, базовая ось и базовая система координат главного элемента основной части.

К терминам «Предельный угол по тангажу на земле» и «Предельный угол по крену на земле» (пп. 19—20).

Предельные углы по тангажу и по крену на земле характеризуют крайние угловые положения, которые самолет может занимать на плоскости земли. Здесь рассматривается случай отрыва самолета на взлете, когда силы реакции в точках опоры равны нулю.    -    -

Аналогично могут быть определены предельные углы в других случаях, например, при стоянке, при посадке и т. д. В этих случаях необходимо употреблять термин с добавлением соответствующего пояснения, например, предельный угол тангажа на земле при полном обжатии стоек шасси.

К термину «Система координат фюзеляжа» (п. 21).

Если фюзеляж имеет одну плоскость симметрии, параллельную базовой плоскости самолета, оси ОфЯф и ОфКф расположены в этой плоскости симметрии.

Если фюзеляж имеет две плоскости симметрии в направлении носовая часть — хвостовая часть и одна из них параллельна базовой плоскости самолета, то ось располагается по линии пересечения этих плоскостей симметрии, а ось ОфУф параллельна базовой плоскости самолета.

В частности, если фюзеляж представляет собой тело вращения, то ось ОфЛф располагается по оси вращения.

Страница 22

Стр. 20 ГОСТ 22833-77

Обычно система координат фюзеляжа совпадает с базовой системой координат самолета.

К термину «Положение фюзеляжа» (п. 24).

Если система координат фюзеляжа совпадает с базовой системой координат самолета, все шесть величин, определяющих положение фюзеляжа, равны нулю.

К термину «Базовый угол фюзеляжа» (п. 25).

Базовый угол фюзеляжа следует считать положительным, если поворот совершается в направлении положительного вращения.

Если система координат фюзеляжа совпадает с базовой системой координат самолета, то базовый угол фюзеляжа равен нулю.

К термину «Система координат крыла» (п. 30).

При определении основной части самолета, называемой «крыло», необходимо перечислить составляющие ее элементы, указать, считаются ли частью крыла расположенные на нем наплывы, элементы сопряжения крыла с фюзеляжем, гондолы двигателей, топливные баки и т. д.

Крыло обычно является закрученной поверхностью, ограниченной непрерывной и замкнутой линией, называемой «контуром». Контур включает линии на поверхности крыла, называемые передней кромкой крыла и задней кромкой крыла. Если эти линии прерываются, условие непрерывности удовлетворяется условно выбранным дополнением линий передней и задней кромок крыла там, где крыло пересекает элементы, не являющиеся элементами крыла, например, фюзеляж, гондолы. Способ дополнения должен быть указан.

Если эти линии не соединяются у концов крыла, то контур крыла на каждом его конце замыкается соответственно выбранными отрезками прямых, лежащими в плоскостях, параллельных базовой плоскости самолета, и называемыми концевыми хордами крыла.

Если несущих поверхностей больше, чем одна, то может быть определено несколько основных частей, например, верхнее или нижнее крыло, или переднее или заднее крыло. Определения относятся к заданному геометрическому состоянию крыла.

Если рассматривается несколько геометрических состояний и в соответствии с этим изменяются некоторые геометрические величины, как, например, у самолета с крылом изменяемой в полете стреловидности, то за базовые значения рекомендуется выбирать значения геометрических величин, определяемые одним геометрическим состоянием крыла, которое должно быть указано.

К термину «Плоскость симметрии крыла* (п. 31).

Плоскость симметрии крыла обычно совпадает с базовой плоскостью фюзеляжа, которая в свою очередь совпадает с базовой плоскостью самолета.

Ось крыла 0*рЯкр совпадает с центральной хордой, а начало системы координат обычно располагается в передней точке этой хорды.

К термину «Профиль крыла* (п. 34).

Для изолированного крыла нли полукрыла в качестве секущей плоскости можно принимать любую удобную для задачи плоскость.

К термину «Средняя аэродинамическая хорда крыла» (п. 44).

Положение средней аэродинамической хорды определяется в базовой системе координат самолета координатами ее носка. Аналогичное определение может быть дано с использованием местных хорд крыла, а не их проекций.

К термину «Координаты носка средней аэродинамической хорды» (п. 45).

При определении положения координаты центра масс, аэродинамических фокусов, точек нейтральности по ГОСТ 20058-80 по отношению к САХ за положительное принимают направление от передней к задней точке САХ.

К термину «Местный угол крутки крыла» (п. 48).

Местный угол крутки крыла следует считать положительным, когда передня?! точка хорды по отношению к базовой плоскости крыла находится выше задней точки этой хорды.

К термину «Местный угол стреловидности крыла по линии п процентов

хорд» (п. 49).

Страница 23

ГОСТ 22833-77 Стр. 21

Местный угол стреловидности крыла по линии п процентов хорд следует считать положительным, если точка Т пересечения касательной с базовой плоскостью самолета находится впереди точки Р (черт. 3).

К термину «Местный угол поперечного V крыла» (п. 53).

Местный угол поперечного V крыла следует считать положительным, если точка Т пересечения касательной базовой плоскостью самолета лежит ниже точки Р (черт. 3).

В зависимости от задачи могут быть рассмотрены углы поперечного V крыла и для линии п % хорд.

К термину «Угол установки крыла» (п. 54).

Угол установки крыла следует считать положительным, когда передняя точка центральной хорды крыла расположена выше задней точки.

К термину «Размах предкрылка» (п. 55).

За размах каждой секции принимают расстояние между двумя плоскостями, параллельными базовой плоскости самолета и касающимися концов секции.

К термину «Угол отклонения предкрылка» (п. 60).

Угол отклонения предкрылка следует считать положительным, если точки передней кромки предкрылка в отклоненном положении располагаются ниже соответствующих точек предкрылка в неотклоненном положении.

К термину «Размах закрылка» (п. 62).

За размах каждой секции принимается расстояние между двумя плоскостями, параллельными базовой плоскости самолета и касающимися концов секции.

К термину «Угол отклонения закрылка» (п. 67).

Угол отклонения закрылка следует считать положительным, если задняя кромка отклонена вниз.

К термину «Угол стреловидности оси вращения поворотного закрылка»

(п. 69).

Угол стреловидности оси вращения поворотного закрылка следует считать положительным, если точки оси вращения закрылка, расположенные ближе к плоскости симметрии крыла, занимают более переднее положение, чем точки, расположенные на большем удалении от нее.

К термину «Размах элеронов (элевонов)» (п. 70).

За размах каждой секции элеронов (элевонов) следует принимать расстояние между двумя плоскостями, параллельными базовой плоскости самолета и касающимися концов секции.

К термину «Угол отклонения элерона (элевона)» (п. 75).

Угол отклонения элерона (элевона) следует считать положительным, если задние кромки элерона (элевона) отклонены вниз.

К термину «Угол стреловидности оси вращения элерона (элевона)» (п. 77).

Угол стреловидности оси врашения элерона (элевона) следует считать положительным, если точки оси вращения элерона (элевона), расположенные ближе к плоскости снмметоии к пыла, занимают более переднее положение, чем точки, расположенные на большем удалении от нее.

К термину «Площадь горизонтального оперения» (п. 78).

При определении основной части самолета, называемой «оперение», необходимо перечислить составляющие его элементы, указать, считаются ли частью оперения расположенные на нем внешние контуры двигателей, элементы сопряжения с фюзеляжем, надстройки, контейнеры для парашюта и т. д. и определить «контур оперения» по аналогии с «контуром крыла».

Для определений могут быть введены основные понятия, аналогичные употребляемым для крыла, и использованы соответствующие обозначения с добавлением индекса «г.о.».

Термины 78—86 могут относиться к различным типам горизонтального оперения: неподвижному стабилизатору и рулю высоты, подвижному стабилизатору и рулю высоты, полностью поворотному стабилизатору.

Страница 24

Стр. 22 ГОСТ 22833-77

Кроме омываемой площади горизонтального оперения в некоторых случаях пользуются «габаритной» площадью горизонтального оперения Sr.o гав, за которую принимают площадь горизонтального оперения с подфюзеляжной частью (черт. 5).

К термину «Относительная площадь горизонтального оперения» (п. 79).

Аналогично определяется «относительная габаритная плошадь горизонтального оперения» Sr.oroe как отношение габаритной площади горизонтального оперения (черт. 5) к площади крыла

1    5г.о г>С

Ьг.о гав —    £    •

К термину «Угол отклонения руля высоты» (п. 86).

Угол отклонения руля высоты следует считать положительным, если задняя кромка руля высоты отклонена вниз.

К термину «Система координат вертикального оперения» (п. 87).

Рассматривается одна вертикальная поверхность, которая может состоять из двух аэродинамических поверхностей: одна сверху, а другая снизу фюзеляжа.

Термины 87—97 могут относиться к различным типам вертикального оперения: неподвижному килю и рулю направления, подвижному килю и рулю направления, полностью поворотному килю.

К термину «Угол отклонения руля направления» (п. 97).

Угол отклонения руля направления следует считать положительным, когда Задняя кромка руля отклоняется вправо при наблюдении сверху.

Редактор М. А. Г лазу нова Технический редактор Э. В. Митяй Корректор Af. Af. Герасименко

Сдано в наб. 23.10.86 Подп. в печ. 15.01.87 1,5 уел. п. л. 1,626 уел. кр.-отт. 1,58 уч.-изд. л.

Тираж 2000 Цена 10 коп.

Ордена «Знак Почета» Издательство стандартов. 123840. Москва. ГСП. Новопресненский пер., д. 3.

Вильнюсская типография Издательства стандартов, ул. Мивдауго, 12/14. Зак. 498*».

1