ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СОЮЗА ССР
АМОРТИЗАТОРЫ БОРТОВОГО
ОБОРУДОВАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ
АППАРАТОВ
ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ,
РАЗМЕРЫ
И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ГОСТ 21467-81
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
АМОРТИЗАТОРЫ БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ
АППАРАТОВ
Типы, основные параметры, размеры и технические
требования
Vehicle airborne equipment shock
absorbers.
Types, main characteristics, dimensions and technical requirements
|
ГОСТ
21467-81
Взамен
ГОСТ 21467-76
|
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 7 августа
1981 г. № 3710 срок введения установлен
с 01.07.1982 г.
до 01.07.1987 г.
Несоблюдение
стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт устанавливает типы,
основные параметры, размеры и технические требования к амортизаторам бортового
оборудования летательных аппаратов (далее - амортизаторам), предназначенным для
защиты бортового оборудования от воздействия вибрации и ударов, действующих в
любом направлении.
Стандарт не распространяется на
амортизаторы космических аппаратов (искусственные спутники, межпланетные
станции, орбитальные корабли и станции и т.д.).
Термины, применяемые в стандарте, и
пояснения к ним приведены в справочном приложении 1.
1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ
1.1. В зависимости от условий
эксплуатации амортизаторы подразделяют на семь типов. Амортизаторы всех типов
изготовляют двух исполнений: 1 - цельнометаллические; 2 - резинометаллические.
Каждое исполнение амортизаторов подразделяют на 13 типоразмеров.
1.2. Основные параметры амортизаторов
приведены в табл. 1.
Таблица 1
Наименование параметра
|
Норма
для типа
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Синусоидальная вибрация на входе амортизатора по осям OX, OY и
OZ:
|
|
|
|
|
|
|
|
амплитуда ускорения, м·с-2 (g)
|
98,1
(10)
|
294
(30)
|
-
|
-
|
-
|
19,6
(2)
|
амплитуда перемещения, мм
|
1,25
|
2,5
|
5
|
-
|
-
|
-
|
2,5
|
диапазон частот, Гц
|
5
- 2000
|
-
|
-
|
-
|
5
- 500
|
Случайная вибрация на входе амортизатора по осям OX,
OY и OZ:
|
|
|
|
|
|
|
|
среднее квадратичное ускорение, м·с-2 (g)
|
-
|
-
|
-
|
226
(23)
|
117
(12)
|
-
|
диапазон частот, Гц
|
-
|
-
|
-
|
1
- 2000
|
1
- 2000
|
-
|
Максимальный коэффициент динамичности в зоне резонанса:
|
|
|
|
|
|
|
|
для исполнения 1
|
4
|
для исполнения 2
|
5
|
Механический удар многократного действия на входе амортизатора по оси OY:
|
|
|
|
|
|
|
|
пиковое ударное ускорение, м·с-2 (g)
|
78
(8)
|
147
(15)
|
59
(6)
|
294
(30)
|
343
(35)
|
59
(6)
|
длительность действия ударного ускорения, мс
|
20
|
15
|
5
- 10
|
5
- 10
|
20
|
Виброудар многократного действия на входе амортизатора по осям OX, OY и
OZ:
|
|
|
|
|
|
|
|
ускорение, м·с-2 (g)
|
-
|
-
|
-
|
59
(6)
|
294
(30)
|
По
техническому заданию на разработку амортизаторов (далее по ТЗ)
|
-
|
время достижения максимального значения, мс
|
-
|
-
|
-
|
20
|
По
ТЗ
|
-
|
длительность воздействия, мс
|
-
|
-
|
-
|
200
|
По
ТЗ
|
-
|
Линейное ускорение по осям OX, OY и OZ:
|
|
|
|
|
|
|
|
значение линейного ускорения, м·с-2 (g)
|
98,1
(10)
|
147
(15)
|
по
ТЗ
|
196
(20)
|
98,1
(10)
|
Примечания:
1. Обозначения и направления координатных осей - по ГОСТ
20058-80.
2. Пиковые ударные ускорения для амортизаторов типов 1 - 3 и 7 по осям ОХ
и OZ составляют 70 % от
значений по оси OY.
3. Пиковые ударные ускорения для амортизаторов типов 4 - 6 по осям ОХ
и OZ составляют 80 % от
значений по оси OY.
4. Требования, задаваемые по ТЗ на разработку конкретных типов
амортизаторов, предъявляет заказчик.
5. Для цельнометаллических амортизаторов (исполнение 1) допускается один
повторный резонанс в диапазоне высоких частот с шириной полосы Δf ≤ 50 Гц.
6. Значения максимальных амплитуд выходных вибрационных ускорений в
зарезонансной зоне и выходных ударных ускорений устанавливают в технических
заданиях на разработку.
7. Виброзащитные характеристики амортизаторов,
предназначенных для защиты самолетного оборудования, приведены в рекомендуемом
приложении 2.
1.3. Диапазоны весовых нагрузок
амортизаторов должны соответствовать указанным в табл. 2.
Таблица 2
Типоразмер амортизатора
|
Диапазон
весовых нагрузок, Н (кгс)
|
1
|
0,3
- 1,2 (0,03 - 0,12)
|
2
|
1,0
- 3,5 (0,10 - 0,35)
|
3
|
3,0
- 10,0 (0,30 - 1,00)
|
4
|
8,0
- 25,0 (0,80 - 2,50)
|
5
|
20,0
- 50,0 (2,00 - 5,00)
|
6
|
45,0
- 98,0 (4,50 - 10,00)
|
7
|
88,5
- 157,0 (9,00 - 16,00)
|
8
|
147,0
- 245,0 (15,00 - 25,00)
|
9
|
215,0
- 390,0 (22,00 - 40,00)
|
10
|
343,0
- 588,0 (35,00 - 60,00)
|
11
|
538,0
- 785,0 (55,00 - 80,00)
|
12
|
735,0
- 1176,0 (75,00 - 120,00)
|
13
|
1078,0
- 1470,0 (110,00 - 150,00)
|
1.4. Присоединительные размеры
амортизаторов должны соответствовать указанным на черт. 1 - 3 и в
табл. 3.
Черт. 1
Черт. 2
Черт. 3
Таблица 3
мм
Типоразмер амортизатора
|
А
|
d
|
d1
|
d2
|
d3
|
1
- 3
|
25
|
3,2Н12
|
4,2Н12
|
М4
- 5Н6Н
|
М5-6е
|
4
- 6
|
35
|
4,3Н12
|
6,2Н12
|
М6
- 5Н6Н
|
М8-6е
|
7,
8
|
45
|
5,3Н12
|
10,2Н12
|
М10
- 5Н6Н
|
М12-6е
|
9,
10
|
54
|
6,4Н12
|
12,3Н12
|
M12 - 5Н6Н
|
М16-6е
|
11
- 13
|
88
|
8,4Н12
|
16,3Н12
|
М16
- 5Н6Н
|
М20-6е
|
1.5. Предельные отклонения
размеров, координирующих оси отверстий - по ГОСТ
14140-81.
(Измененная редакция, Изм.
№ 1).
1.6. Объем и масса амортизаторов должны
соответствовать указанным в табл. 4.
Таблица 4
Типоразмер амортизатора
|
Объем,
см3
|
Масса,
кг
|
не
более
|
1
- 3
|
15
|
0,025
|
4
- 6
|
60
|
0,060
|
7,
8
|
100
|
0,200
|
9,
10
|
200
|
0,400
|
11
- 13
|
950
|
1,000
|
Пример
условного обозначения амортизатора типа
2, исполнения 1, типоразмера 3:
Амортизатор 2-1-3 ГОСТ 21467-81
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Амортизаторы должны быть изготовлены
в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам,
утвержденным в установленном порядке.
2.2. Амортизаторы должны быть стойкими,
прочными и устойчивыми к внешним воздействующим факторам, характеристики
которых приведены в табл. 5.
Таблица 5
Воздействующий фактор
|
Норма
для типа
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Синусоидальная и случайная вибрации, механический удар и виброудар
многократного действия, линейное ускорение
|
По
табл. 1
|
Механический удар одиночного действия:
|
|
|
|
|
|
|
|
пиковое ударное ускорение, м·с-2 (g)
|
147
(15)
|
По
ТЗ
|
981
(100)
|
1470
(150)
|
147
(15)
|
длительность действия ударного ускорения, мс
|
15
|
1
- 3
|
0,3
- 1
|
15
|
Виброудар одиночного действия:
|
|
|
|
|
|
|
|
ускорение, м·с-2 (g)
|
-
|
-
|
-
|
981
(100)
|
По
ТЗ
|
-
|
время достижения максимального значения, мс
|
-
|
-
|
-
|
2
|
По
ТЗ
|
-
|
длительность воздействия, мс
|
-
|
-
|
-
|
20
|
По
ТЗ
|
-
|
Акустический шум:
|
|
|
|
|
|
|
|
диапазон частот, Гц
|
50
- 10000
|
уровень звукового давления относительно 2·10-5 Па), дБ
|
150
|
160
|
170
|
150
|
Атмосферное пониженное давление: рабочее давление до, кПа (мм рт. ст.)
|
0,67
(5)
|
По
ТЗ
|
26,7
(200)
|
Повышенная температура среды, ºС:
|
|
|
|
|
|
|
|
рабочая
|
+60
|
По
ТЗ
|
+60
|
+55
|
+60
|
рабочая кратковременная
|
+70
|
По
ТЗ
|
-
|
-
|
+70
|
предельная
|
+125
|
По
ТЗ
|
+85
|
+65
|
+85
|
Пониженная температура среды, °С:
|
|
|
|
|
|
|
|
рабочая
|
-60
|
-55
|
-50
|
-60
|
предельная
|
-60
|
Повышенная относительная влажность, %
|
100
|
98
- 100
|
100
|
98
|
100
|
при температуре, °С
|
+35
|
+55
|
+35
|
+25
|
+35
|
Атмосферные конденсированные осадки (роса и внутреннее обледенение):
|
|
Относительная влажность при температуре 28 °С, %, не менее
|
95
|
пониженная температура, °С
|
-30
|
пониженное давление, кПа (мм рт. ст.), не менее
|
22,67
(170)
|
Соляной (морской) туман:
|
|
водность, г∙м-3
|
2
- 3
|
температура, °С
|
+35
|
Статическая пыль (песок):
|
|
влажность относительная пониженная, %
|
50
|
скорость циркуляции, м∙с-1
|
0,5
- 10,0
|
массовая концентрация, г∙м-3
|
3
|
Динамическая пыль (песок):
|
|
влажность относительная пониженная, %
|
50
|
скорость циркуляции, м∙с-1
|
10
- 15
|
массовая концентрация, г∙м-3
|
5
|
Солнечное излучение:
|
|
интегральная плотность потока излучения, Вт∙м-2
|
1125
|
плотность ультрафиолетового потока, Вт∙м-2
|
68
|
спектр ультрафиолетового излучения, мкм
|
0,28
- 0,40
|
температура, °С
|
+55
|
Плесневые грибы:
|
|
повышенная влажность, %
|
95
- 98
|
температура, °С
|
+29
|
(Измененная редакция, Изм.
№ 1).
Примечание.
Для амортизаторов 6-го типа допускается воздействие многократных ударов,
превышающее установленное в табл. 5. Характеристики их должны быть оговорены в
технических заданиях на разработку амортизаторов.
2.3. Амортизаторы должны быть стойкими к
циклическим изменениям температур от предельной повышенной до предельной
пониженной.
2.4. Амортизаторы должны быть
общеклиматического исполнения.
2.5. - 2.8. (Исключены, Изм.
№ 1).
2.9. Амортизаторы в упакованном виде и в
составе изделия должны быть прочными при транспортировании всеми видами
транспорта на любое расстояние.
2.10. Назначенный ресурс амортизаторов
должен быть:
не менее ресурса до первого ремонта
летательного аппарата - для типов 1, 2, 3 и 7;
400 ч - для типов 4 и 5;
1 ч - для типа 6.
2.11. Назначенный срок службы амортизаторов
всех типов - 10 лет.
2.12. Назначенный срок хранения
амортизаторов всех типов - 4 года.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
Справочное
ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ, И ПОЯСНЕНИЯ К НИМ
Термин
|
Пояснение
|
Коэффициент динамичности на заданной частоте (коэффициент
динамичности)
|
Отношение значения максимальной амплитуды виброускорения на выходе
амортизатора, нагруженного в диапазоне весовых нагрузок, к значению
максимальной амплитуды виброускорения воздействующей вибрации на входе
амортизатора
|
Назначенный ресурс
|
По ГОСТ
27.002-83
|
Назначенный срок службы
|
По ГОСТ
27.002-83
|
Назначенный срок хранения
|
По ГОСТ
27.002-83
|
Длительность ударного импульса
|
По ГОСТ
16962-71
|
Спектральная плотность стационарного случайного процесса
|
По ГОСТ
21878-76
|
(Измененная редакция, Изм.
№ 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
Рекомендуемое
ВИБРОЗАЩИТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АМОРТИЗАТОРОВ ДЛЯ
САМОЛЕТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
По виброзащитным свойствам самолетные
амортизаторы делят на: низко-, средне- и высокочастотные.
Кривые А, В и С (чертеж)
определяют виброзащитные свойства соответственно низко-, средне- и
высокочастотных амортизаторов в относительных величинах, т.е.
амплитудно-частотных характеристиках и абсолютных величинах - максимальных
уровнях спектральной плотности в диапазоне высоких частот.
λ - коэффициент динамичности;
ξ - максимально допустимый уровень спектральной
плотности стационарного случайного процесса в диапазоне высоких частот.
Значения частот fa, fb и fc определяют при
испытаниях конкретных типов амортизаторов, исходя из уровня вибрационного
воздействия на входе амортизатора.
Низкочастотные амортизаторы (кривая А)
используются для защиты оборудования на вертолетах.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Типы, основные параметры и размеры.. 1
2. Технические требования. 4
Приложение 1. Термины,
применяемые в стандарте, и пояснения к ним.. 6
Приложение 2. Виброзащитные
характеристики амортизаторов для самолетного оборудования. 6
|