ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ПАКЕТЫ ТРАНСПОРТНЫЕ
ЧУШЕК,
КАТОДОВ И СЛИТКОВ
ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ
ОБЩИЕ
ТРЕБОВАНИЯ
ГОСТ 21399-75
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ СОЮЗ А ССР
ПАКЕТЫ ТРАНСПОРТНЫЕ ЧУШЕК, КАТОДОВ
И СЛИТКОВ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ
Общие требования
Transport
packs of nonferrous metal pigs, cathodes
and ingots.
General requirements
|
ГОСТ
21399-75
|
Срок
действия с 01.01.77
до
01.01.91
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к пакетам
транспортных цветных металлов (чушки алюминиевые по ГОСТ 11070-74, цинк
по ГОСТ 3640-79,
свинец по ГОСТ 3778-77,
сплавы на свинцовой основе по ГОСТ 1292-81,
сплавы на медной основе по ГОСТ 4116-75, бронза оловянная по ГОСТ 614-73, латуни
по ГОСТ 1020-77, катоды медные по ГОСТ 546-79, слитки медные по ГОСТ 193-79,
катоды никелевые по ГОСТ 849-70, чушки сурьмы по ГОСТ 1089-82, сплавы
алюминиевые литейные в чушках массой 15 кг по ГОСТ 1583-73,
силумин по ГОСТ 1521-76, чушки первичного магния по ГОСТ 804-72, чушки
магниевые по ГОСТ 2581-78).
1. ТРЕБОВАНИЯ К ПАКЕТАМ
1.1. Пакет должен обеспечивать:
сохранность
груза при транспортировании, складировании и хранении;
стабильность
формы и размеров при перевозке и погрузочно-разгрузочных работах;
возможность
механизированного выполнения погрузочно-разгрузочных, подъемно-транспортных и
складских работ;
максимальное
использование грузоподъемности транспортных средств;
формирование
устойчивых штабелей.
1.2. Размеры пакетов чушек, катодов и слитков цветных
металлов устанавливаются стандартами на соответствующий вид цветного металла.
1.3. Масса пакетов цветных металлов при загрузке
контейнеров и крытых вагонов не должна превышать 1500 кг.
1.4. Транспортная маркировка должна соответствовать
требованиям ГОСТ 14192-77.
1.2 - 1.4. (Измененная редакция, Изм. №
2).
1.5 - 1.7. (Исключены,
Изм. № 2).
1.8. При длительном хранении чушек и слитков в пакетах
на две чушки или два слитка верхнего ряда каждого пакета должна быть нанесена
несмываемой краской маркировка с указанием товарного знака предприятия -
изготовителя, марки металла, количества чушек (слитков) в пакетах, массы пакета
брутто и нетто в кг.
При
длительном хранении катодов в пакетах на верхнем катодном листе каждого пакета
должна быть нанесена несмываемой краской маркировка с указанием товарного знака
предприятия - изготовителя, марки металла, номера партии, массы пакета брутто и
нетто в кг.
(Измененная редакция, Изм. №
2).
1.9. Пакеты, предназначенные для перевозки водным
транспортом, должны маркироваться по ГОСТ
14192-77.
(Измененная редакция, Изм. №
1).
1.10 - 1.12. (Исключены,
Изм. № 2).
2. ФОРМИРОВАНИЕ ПАКЕТОВ
2.1. Формирование пакетов должно производиться на
предприятии - изготовителе, расформирование - на предприятии - потребителе
продукции.
2.2. Пакеты чушек цинка и свинца должны быть обвязаны
поясами стальной упаковочной ленты по ГОСТ 3560-73, натянутыми и скрепленными в замок. Допускается
применять ленты по ГОСТ 6009-74 и ГОСТ 503-81.
Свободный
конец ленты в поясе срезают под углом 90°. Длина свободного конца после обрезки
не должна превышать 50 мм.
При
формировании пакетов из чушек цинка допускается применять поддонные чушки.
2.3. Пакеты из чушек алюминия и его сплавов должны быть
обвязаны алюминиевой катанкой диаметром не менее 9 мм по ГОСТ 13843-68.
При
формировании пакета узел обвязки должен располагаться на боковой стороне
пакета.
(Измененная редакция, Изм. №
2).
2.4. Пакеты из катодов меди и никеля должны быть
обвязаны стальной проволокой диаметром не менее 6 мм по ГОСТ 3282-74 или
стальной упаковочной лентой по ГОСТ 3560-73.
Катоды
допускается упаковывать скрепляющими полосами, нарезанными из тех же катодов,
пропущенными через сквозные отверстия в каждом катоде.
Допускается
стяжка никелевых пакетов стальными прутками диаметром 10 - 14 мм, концы которых
должны быть загнуты вокруг кромок верхних и нижних листов на угол не менее
180°.
(Измененная редакция, Изм. №
1).
2.5. Количество упаковочных лент, проволоки или
катанки, а также поперечное сечение упаковочной ленты должно обеспечивать
надежность крепления груза в пакетах при транспортировании и многократных
перевалках в любых климатических условиях.
2.6. Материал скрепляющих средств пакетирования не
должен изменять товарный вид продукции.
2.7. Рекомендуемые схемы укладки и скрепления чушек
алюминия, цинка, свинца, сурьмы, медных слитков, катодов никеля и медных
катодов в пакеты приведены в приложении (черт. 1 - 12).
(Измененная редакция, Изм. №
2).
2.8. При перегрузке в морских и речных портах
допускается формировать пакеты в блоки с использованием плоских поддонов по ГОСТ 9078-84 или
специальных захватных приспособлений.
2.9. При транспортировании пакетов цветных металлов
воздушным транспортом способ скрепления пакетов должен быть согласован с
органами гражданской авиации.
2.10. (Исключен, Изм. № 2).
3. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ПАКЕТОВ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ
3.1. Цветные металлы в пакетах перевозят:
железнодорожным
транспортом - в крытых вагонах;
водным
транспортом - в трюмах морских и речных судов;
автомобильным
транспортом - на бортовых автомобилях, прицепах, полуприцепах;
воздушным
транспортом - грузовыми самолетами и вертолетами на поддонах и деревянных
настилах;
в
универсальных и специализированных контейнерах - всеми видами транспорта.
Пакеты
цветных металлов допускается перевозить на открытом железнодорожном подвижном
составе и на верхней палубе судна только по согласованию сторон.
Транспортирование
пакетов цветных металлов осуществляется автомобильным, железнодорожным, водным
и морским транспортом в соответствии с правилами перевозок грузов,
действующими на транспорте данного вида.
(Измененная редакция, Изм. №
2).
3.2. Размещение и крепление пакетов на транспортных
средствах должны обеспечивать возможность погрузки и выгрузки средствами
механизации.
3.3. Погрузка (выгрузка) пакетов на транспортные
средства должна производиться механизированным способом с помощью
погрузочно-разгрузочных механизмов, обеспечивающих сохранность пакета, груза и
транспортного средства.
Наибольшая
статическая нагрузка, действующая на пол вагона от колеса погрузчика с грузом,
должна быть не более 17 кН (1,8 тс); динамическая нагрузка 21 кН (2,2 тс).
При
погрузке пакетов цветных металлов массой более 1 т на пол крытых вагонов должны
укладываться металлические листы толщиной 3 - 4 мм.
(Измененная редакция, Изм. №
2).
3.4. (Исключен, Изм. № 2).
3.5. Способы размещения и крепления пакетов в
транспортных средствах и контейнерах должны исключать перемещение груза в
процессе транспортирования и наваливание пакетов на двери.
При
транспортировании пакетов должно осуществляться соответствующее крепление
пакетов (в виде деревянных прокладок, упорных брусков и т.д.), исключающее
повреждение пола, стен и дверей в пути следования.
3.6. При транспортировании по железной дороге
размещение и крепление пакетов производят в соответствии с техническими
условиями погрузки и крепления грузов, утвержденными Министерством путей
сообщения СССР.
(Измененная редакция, Изм. №
2).
3.7. Для обеспечения механизированной погрузки пакетов катодных
листов в крытые вагоны и контейнеры и выгрузки из них каждый пакет должен
устанавливаться на две предварительно уложенные подкладки сечением не менее 50´50 мм,
длиной подкладка должна быть не менее 0,75 ширины катода и не должна выступать
за габариты пакета и длиной от 800 до 900 мм. Подкладки должны устанавливаться
вдоль направления движения погрузчика.
Допускается
обвязка пакетов проволокой вместе с подкладками.
Подкладки
и прокладки должны изготовляться из пиломатериалов не ниже третьего сорта по ГОСТ
8486-86 или ГОСТ 2695-83.
(Измененная редакция, Изм. №
2).
3.8. Суммарная масса пакетов не должна превышать
грузоподъемности транспортного средства.
4. ХРАНЕНИЕ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ В ПАКЕТАХ
4.1. Хранение цветных металлов в пакетах должно
производиться в соответствии с технической документацией, утвержденной в
установленном порядке.
4.2. Размещение штабелей на складе и пакетов в штабеле
должно обеспечивать:
устойчивость
пакетов в штабеле;
максимальное
использование складской площади;
беспрепятственное
и безопасное маневрирование погрузочно-разгрузочных механизмов, предназначенных
для выполнения складских и погрузочно-разгрузочных работ;
свободный
доступ к штабелю для проведения операций учета;
соблюдение
противопожарных правил и норм.
4.3. Для устойчивости и выравнивания пакетов при
складировании между ними следует устанавливать прокладки.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
5.1. При погрузке, перевозке и установке пакетов на
складах и в транспортные средства не допускаются удары пакета, выпадение,
смещение чушек (листов) и рядов, перекосы и деформация чушек (листов) и пакета.
5.2. Места захвата пакетов конкретных видов цветных
металлов при выполнении погрузочно-разгрузочных работ устанавливаются
технической документацией на пакеты этих металлов, утвержденной в установленном
порядке. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ не допускается
захватывать пакеты за скрепляющие средства пакетирования.
5.3. Погрузочно-разгрузочные, складские работы и
транспортирование цветных металлов следует выполнять в соответствии с
требованиями ГОСТ 12.0.001-74, ГОСТ 12.3.002-75, ГОСТ 12.3.009-76, а также
нормами и правилами по технике безопасности для указанных работ с
соответствующими категориями грузов.
(Измененная редакция, Изм. №
2).
5.4 - 5.6 (Исключены, Изм. № 2).
5.7. Электропогрузчики, применяемые для перегрузки
цветных металлов, должны соответствовать требованиям безопасности по ГОСТ 18962-73.
5.8. (Исключен, Изм. № 2).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендуемое
Схемы укладки и скрепления чушек алюминия в пакете
Черт. 1
Черт. 2
Схема укладки и скрепления
чушек алюминия
Черт. 3
Схемы укладки и скрепления
чушек цинка в пакете
Черт. 4
Черт. 5
Схема укладки и скрепления чушек цинка
Черт. 6
Схемы укладки и скрепления
чушек свинца в пакете
Черт. 7
Схема укладки и скрепления
чушек свинца
Черт. 8
Схема укладки и скрепления
чушек сплавов на медной основе, бронзы и латуни в пакете
Черт. 9
Схемы укладки и скрепления
медных катодов в пакете
Черт. 10
Черт. 11
Черт. 12
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОМИТЕТОМ СССР по
материально-техническому снабжению
ИСПОЛНИТЕЛИ
С. Д. Титов, канд.
техн. наук; Л.
В. Голубев (руководитель темы); В. А. Лифшиц
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета
стандартов Совета Министров СССР от 22.12.75 № 3969
3. ССЫЛОЧНЫЕ
НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
5. Срок
действия ограничен до 01.01.91 Постановлением Госстандарта СССР от 17.12.87 №
4631
6. Переиздание (июль 1988 г.) с Изменениями № 1, 2, утвержденными в январе
1980 г., декабре 1987 г. (ИУС 3-80, 3-88)
СОДЕРЖАНИЕ
1. Требования к пакетам.. 1
2. Формирование пакетов. 2
3. Транспортирование пакетов цветных металлов. 3
4. Хранение цветных металлов в пакетах. 4
5. Требования безопасности. 4
Приложение Схемы укладки и
скрепления чушек алюминия в пакете. 4
|