ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
УСТРОЙСТВА ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ
ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
ЗАПРАВКИ, ПЕРЕКАЧКИ, СЛИВА-НАЛИВА,
ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ И ХРАНЕНИЯ
НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ
ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ
ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ
ОБЩИЕ
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ГОСТ 20772-81
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
УСТРОЙСТВА ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЗАПРАВКИ,
ПЕРЕКАЧКИ, СЛИВА-НАЛИВА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ И ХРАНЕНИЯ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ
Типы. Основные параметры и размеры. Общие технические требования
Connecting
devices for technical means for fueling, pumping, loading-unloading, transport and storage of raw oil and petroleum products. Types, basic parameters and sizes. General technical requirements
|
ГОСТ
20772-81*
Взамен
ГОСТ 20772-75
|
Постановлением
Государственного комитета СССР по стандартам от 19 мая 1981 г. № 2457 срок
введения установлен
Проверен в 1986 г. Постановлением Госстандарта
СССР от 26.09.86 № 2893 срок действия продлен
с 01.07.82
до 01.07.90
* Переиздание (март 1989 г.) с
Изменением № 1, утвержденным в сентябре 1986 г. (ИУС 12-86).
Несоблюдение
стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт
распространяется на присоединительные устройства технических средств заправки,
перекачки, слива-налива, транспортирования и хранения при осуществлении
сливо-наливных операций с нефтью, нефтепродуктами и балластной водой и на
полевые сборно-разборные трубопроводы.
Стандарт не
распространяется на присоединительные устройства для заправки кораблей, судов,
самолетов и вертолетов, а также трубопроводы и средства перекачки с
присоединительными устройствами типа МПТ.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.
ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ
1.1. В зависимости от способа соединения присоединительные
устройства должны изготовляться пяти типов, указанных в табл. 1.
Таблица 1
Тип соединения
|
Условный проход Dу
|
Условное давление ру,
МПа
|
Присоединительные размеры
|
Область применения
|
Назначение
|
1 - резьбовое
|
25
|
0,4; 0,63
|
Рекомендуемое приложение 1
|
Сливно-наливные патрубки передвижных
стальных и резинотканевых резервуаров; напорные и всасывающие патрубки
насосов и сливно-наливные патрубки автоцистерн, автотопливомаслозаправщиков,
автотопливозаправщиков, средств перекачки; отводные патрубки полевых
сборно-разборных трубопроводов для
присоединения резинотканевых рукавов
|
Для соединения с деталями сливно-наливных систем
|
40; 50*
|
Приемно-отливные патрубки грузовой системы морских нефтеналивных
судов
|
65*
|
Напорные и всасывающие патрубки автоцистерн, автотопливомаслозаправщиков, автотопливозаправщиков, средств перекачки и резино-тканевых резервуаров
|
2-фланцевое
|
80; 100; 150
|
1,0; 1,6
|
Рекомендуемое приложение 1
|
Сливно-наливные патрубки передвижных стальных и резинотканевых
резервуаров; напорные и всасывающие патрубки насосов и сливно-наливные патрубки автоцистерн,
автотопливомаслозаправщиков, автотопливозаправщиков, средств перекачки;
отводные патрубки полевых сборно-разборных трубопроводов для присоединения резинотканевых рукавов
|
Для соединения с ответными фланцами трубопроводной арматуры и
шлангующими устройствами (стендерами)
|
100; 150; 200; 250; 300; 350; 400; 500
|
ГОСТ
1536-76
|
Приемно-отливные патрубки грузовой системы морских, речных
нефтеналивных судов и береговых трубопроводов
|
3 -
раструбное
|
100; 150; 200
|
6,3
|
Рекомендуемое
приложение 1
|
Полевые сборно-разборные трубопроводы
и патрубки их средств перекачки
|
Для соединения трубопроводов
|
4 -
механические захваты
|
150; 175; 200
|
0,4; 1,0
|
ГОСТ 18194-79
|
Установки для слива-налива нефти и
нефтепродуктов железнодорожных вагонов-цистерн
|
Для соединения с универсальными
приборами железнодорожных вагонов цистерн и автоцистерн (при
нижнем сливе-наливе)
|
65; 80; 100
|
0,4
|
-
|
Установки для нижнего слива-налива
автоцистерн и резервуаров
|
Для соединения с универсальными
приборами железнодорожных вагонов-цистерн и автоцистерн (при нижнем
сливе-наливе)
|
5 - гидропневматические захваты
|
80; 100; 150; 200; 250; 300; 350; 400;
500
|
1,0; 1,6
|
ГОСТ 19762-81
|
Стендеры
|
Для соединения с приемо-отливными патрубками судовой грузовой системы
|
Примечания:
1. Отклонение от соосности отверстий соединительных
частей типа - 2 по ГОСТ
14140-81.
2. Соединения с условными проходами Dy 65 и 80 мм должны иметь в
комплекте переходники на фланцевое
соединение Dy 100 мм.
3. Область применения указанных типов может быть расширена по
согласованию с заказчиком.
4.* - запрещается использовать для вновь проектируемых средств.
(Измененная
редакция, Изм. № 1, 2).
2.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Присоединительные устройства должны изготовляться в
соответствии с требованиями настоящего стандарта и технических условий на присоединительные
устройства конкретного типа по рабочим чертежам, утвержденным в установленном
порядке.
2.2. Материалы, применяемые для изготовления присоединительных
устройств, должны быть стойкими к нефти и нефтепродуктам, песку, пыли и морской
воде, воздействию окружающей среды и обеспечивать эксплуатацию в
соответствующих климатических условиях по ГОСТ 15150-69 или иметь соответствующее антикоррозионное покрытие.
Материалы и
покрытия не должны влиять на качество контактирующего с ними продукта.
Материалы и
покрытия присоединительных устройств должны исключать искрообразование при
ударе.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
2.3. Присоединительные устройства не должны допускать утечки
продукта как при отсутствии давления, так и при условном давлении, указанном в
табл. 1.
2.3а. Присоединительные устройства должны выдерживать пробные
давления по ГОСТ 356-80.
(Введен дополнительно,
Изм. № 1).
2.3б. Минимальное разрушающее давление для вновь проектируемых
присоединительных устройств должно быть равно четырехкратному номинальному
давлению.
(Введен дополнительно,
Изм. № 2).
2.4. На уплотнительных поверхностях присоединительных
устройств риски, царапины, вмятины и забоины не допускаются.
2.5. Резьба присоединительных устройств типа 1 должна иметь
полный, чистый и гладкий профиль, на ней не должно быть рисок, следов
инструмента и надорванных или смятых витков.
2.6. Конструктивное выполнение присоединительных устройств в
зависимости от области применения должно обеспечивать:
а)
взаимозаменяемость однотипных по применению конструкций;
б) удобство
обслуживания;
в)
искробезопасность при шланговке из-за разности потенциалов причала-судна.
2.7. Присоединительные устройства типа 4, предназначенные для
нижнего налива-слива автоцистерн, должны обеспечивать:
возможность
подсоединения к патрубкам автоцистерны одним оператором без применения
дополнительных устройств, деталей и инструментов;
пропускание
нефтепродукта в прямом и обратном направлениях для обеспечения налива и слива
автоцистерн;
автоматическое
закрывание клапанов на патрубке автоцистерны и наконечнике присоединительного
устройства при аварийном отсоединении наконечника или блокировку, исключающую
отсоединение наконечника при открытых клапанах.
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
2.8. Присоединительные устройства типа 5 должны быть
оборудованы предохранительными устройствами, исключающими самопроизвольное
отсоединение в процессе слива-налива.
Требования к
береговому причальному оборудованию, обеспечивающему безопасное проведение
грузовых операций, должны соответствовать правилам, действующим на различные
виды транспорта для наливных грузов.
(Измененная
редакция, Изм. № 2).
2.9. Показатели надежности следует устанавливать в
научно-технической документации на конкретные типы присоединительных устройств.
(Новая
редакция, Изм. № 2).
2.10. Место установки присоединительного устройства на
автомобильных средствах заправки,
транспортирования и перекачки определяют в техническом задании заказчика.
Основные размеры расположения присоединительных устройств должны
соответствовать указанным в табл. 2.
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
2.11. В железнодорожных вагонах-цистернах расстояние от
привалочной плоскости сливного прибора до головки рельса должно быть не менее
575 мм.
Таблица 2
Наименования размеров
|
Значения, м, для
|
автомобильных средств заправки и транспортирования
|
средств перекачки
|
1. Расстояние от оси
присоединительных устройств до поверхности земли
|
От 0,7 до 1,5
|
От 0,5 до 1,5
|
2. Расстояние от привалочной плоскости
присоединительных устройств до плоскости, определяющей наружный габарит
|
От 0,2 до 0,5
|
-
|
3. Расстояние от привалочной
плоскости присоединительных устройств до задней плоскости прицепа, не более
|
0,3
|
-
|
Примечание. Для передвижных насосных установок, смонтированных на шасси автомобильных
прицепов грузоподъемностью более 6 т, расстояние от оси присоединительных
устройств до поверхности земли допускается от 0,5 до 2,0 м.
(Измененная
редакция, Изм. № 2).
2.12. Схемы и основные размеры расположения присоединительных устройств
на нефтеналивных судах должны соответствовать табл. 3 и
рекомендуемому приложению 3.
Таблица 3
Наименования размеров
|
Значения, м, при грузоподъемности,
т
|
До 6000 включ.
|
Св.
6000 до 16000 включ.
|
Св. 16000 до 25000 включ.
|
Св. 25000 до 63000 включ.
|
Св. 60000 до 160000 включ.
|
Св. 160000
|
1. Расстояние
между центрами фланцев, не менее
|
1,0
|
1,1
|
1,5
|
2,0
|
2,5
|
3,0
|
2. Расстояние от центров фланцев
|
|
|
|
|
|
|
до рабочей площадки, не менее
|
0,9
|
0,9
|
0,9
|
0,9
|
0,9
|
0,9
|
до палубы, не более
|
2,1
|
2,1
|
2,1
|
2,1
|
2,1
|
2,1
|
3. Расстояние от привалочной
плоскости фланца до борта
|
2,0 ± 1,0
|
2,5 ± 1,0
|
4,6
|
4,6
|
4,5
|
4,6
|
Примечание. Внешние присоединительные фланцы приемно-отливных патрубков судовой грузовой системы следует располагать в вертикальной
плоскости параллельно диаметральной плоскости судна.
(Измененная
редакция, Изм. № 1,
2).
3.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1. Должно быть исключено попадание посторонних предметов
внутрь присоединительных устройств в нерабочем и транспортном положениях.
3.2. При осуществлении сливо-наливных операций с нефтью и нефтепродуктами
технические средства заправки, перекачки, слива-налива, транспортирования и
хранения должны быть надежно заземлены.
3.3. Усилия на рукоятках (маховиках) присоединительных
устройств не должны быть более 160 Н.
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
3.4. Допускаемые нагрузки присоединительных устройств типа 5
на фланцы грузовых и бункеровочных линий нефтеналивных судов - по ГОСТ 19762-81.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендуемое
ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ РЕЗЬБОВЫХ, ФЛАНЦЕВЫХ И
РАСТРУБНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Резьбовые соединения
с Dу 25; 40 и 50 мм
Условный проход Dу
|
D
8g
|
d
Н12
|
d1
Н14
|
d2
Н14
|
d3
h14
|
l
|
l1
|
l2
|
25
|
М42×2
|
32
|
23
|
35
|
31
|
3
|
16
|
18
|
40
|
М56×3
|
42
|
33
|
45
|
41
|
3
|
16
|
18
|
50
|
М68×3
|
56
|
46
|
60
|
55
|
4
|
20
|
20
|
(Измененная редакция, Изм. № 2).
Черт. 1
Резьбовое
соединение с Dу 65
мм
Исполнение 1
Исполнение 2
* Размер для справок.
Черт. 2
Примечание. Резьбу М85×3 для вновь проектируемых
изделий применять не допускается.
(Новая редакция, Изм. № 2).
Фланцевое
соединение с Dy 80, 100, 150 мм
Условный проход
|
d
|
d1
|
D
|
l
|
Пред. откл. по h14
|
80
|
72
|
82
|
100
|
4,5
|
100
|
98
|
108
|
132
|
6,5
|
150
|
144
|
154
|
190
|
10,5
|
(Измененная
редакция, Изм. № 2).
* Размер для справок.
Черт. 3
Раструбное соединение с Dy 100;
150; 200 мм
* Размер для справок.
Условный проход Dу
|
d
|
d1
|
d2
|
d3
|
d4
|
d5
|
d6
|
D
|
L
|
L1
|
h14
|
Н12
|
h14
|
100
|
97,6
|
102
|
108,1
|
114
|
110
|
113,7
|
130,8
|
146
|
77
|
56
|
150
|
145,6
|
152
|
160
|
168
|
162
|
166,8
|
185,8
|
203
|
92
|
67
|
200
|
212
|
219
|
225
|
239
|
233
|
237
|
255
|
273
|
108
|
81
|
Продолжение
Условный проход Dу
|
L2
H14
|
L3
H14
|
L4
h12
|
L5
H12
|
L6
|
L7
H12
|
L8
|
100
|
8
|
5
|
29
|
20
|
13
|
7
|
7
|
150
|
9
|
6
|
38
|
20
|
22
|
8
|
12
|
200
|
9
|
8
|
50
|
20
|
31
|
9,0
|
21
|
Черт. 4
(Измененная
редакция, Изм. № 1, 2).
Приложение 2. (Исключено, Изм. № 2).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
2. Гидропневматические захваты
Примечание. Допускается применение
переходников.
(Новая
редакция, Изм. № 2).
СОДЕРЖАНИЕ
1. Типы, основные параметры и
размеры.. 2
2. Технические требования. 3
3. Требования безопасности. 5
Приложение 1 Присоединительные
размеры резьбовых, фланцевых и раструбных соединений. 5
|