Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

16 страниц

304.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на вращающиеся электрические машины и устанавливает условные обозначения способов охлаждения

Утратил силу в РФ
Действие завершено 31.05.2014

Показать даты введения Admin

Страница 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СОЮЗА ССР

МАШИНЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ВРАЩАЮЩИЕСЯ.

МЕТОДЫ ОХЛАЖДЕНИЯ. ОБОЗНАЧЕНИЯ

ГОСТ 20459-87 (МЭК 34-6-69, СТ СЭВ 1953-79)

Издание официальное


Цена 5 коп.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ Москва

Страница 2

УДК 621.313.281.017.72:006.354    Группа    Ев®

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

МАШИНЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ВРАЩАЮЩИЕСЯ

ГОСТ

20459-87

(МЭК 34-6-69. CT СЭВ 1953-79)

Методы охлаждения. Обозначения

Rotating electrical machines.

Means of cooling. Symbols

ОКП 33 COOO

Срок действия с 01.01.89 до 01.01.94

Настоящий стандарт распространяется на вращающиеся электрические машины и устанавливает условные обозначения способов охлаждения.

Обозначения, установленные настоящим стандартах!, обязательны для применения в технической документации всех видов, учебниках, учебных пособиях, технической и справочной литературе.

Обозначения не обязательны для маркировки электрических машин.

Пояснение терминов, используемых н стандарте, приведено в приложении 2.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

I.I. Обозначение способов охлаждения машин должно состоять из букв 1C и группы знаков из одной буквы и двух инфр.

Каждая цепь охлаждения обозначается одной буквой и двумя характеристическими цифрами.

1.11. Вид хладагента обозначается в соответствии с табл. 1.

1.1.2.    Устройство цепи для циркуляции хладагента обозначается первой характеристической цифрой в соответствии с разд. 3.

1.1.3.    Способ подвода энергии для циркуляции хладагента обозначается второй характеристической цифрой в соответствии с табл. 3.

1.2. Если машина имеет две и более цени охлаждения, то в обозначении следует указывать характеристики всех цепей охлаждения, начиная с характеристики цепи с вторичным хладагентом (с более низкой тем пературой).

Перепечатка воспрещена

Издание официальное

© Издательство стандартов, 1988

Страница 3

ГОСТ 20459-87 (МЭК 34-6-69) С. 2

1.3.    Для машины с внутренним (непосредственным) охлаждением обмотки часть обозначения, относящуюся к этой цепи, следует ставить в скобки

1.4.    В машинах с комбинированным хладагентом в обозначение способа охлаждения следует включать условные обозначения каждого из хладагентов, следующие друг за другом.

1.5.    Если в машинах применяются розные виды 'v ^агентов и устройств циркуляции, то способы охльжлеш-я следует обозначать следующим образом:

в одиночных машинах для каждой охлаждаемой части следует указывать ее наименование, а затем характеристику цепи охлаждения;

в глазной и вспомогательной машинах составного агрегата с разными способами охлаждения следует указывать наименование каждой машины, а затем характеристику цепи охлаждения;

н машинах с резервным или аварийным охлаждением за обозначением нормального метода охлаждения должно следовать заключенное в скобки полное обозначение системы резервного или аварийного охлаждения вместе с буквами 1C.

2. ХЛАДАГЕНТ

2.1. Вид хладагента обозначается прописной буквой в соответствии с табл. 1.

Та блица I

В и* хлэлггспта

Нвиисийпавис

жлядягвиг*

хладигоига

Газ

Воздух

А

Водород

Н

Азот

N

Двуокись углерода

С

Фреон

Fr

Вода

W

Жидкость

Масло

и

Керосин

Кг

Примечания:

1.    Если для охлаждения машины используется хладагент, отличающийся ог указанного в табл. 1, то следует привести его наименование.

2.    Если во всех цепях охлаждения машины хладагентом является воздух, то допускается пропуск буквы, обозначающей вид хладагента.

3.    В машинах с испарительной системой охлаж-.еиня обозначение способа охлаждения должно включать букву Е, за которой должно следовать полное наименование испаряющейся жидхссти

Страница 4

С 3 ГОСТ 20159-87 (МЭК 31-6-69)

3 ПЕРВАЯ ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКАЯ ЦИФРА

Устройство цепи для циркуляции хладагента, обозначаемое цифрой, и соответствующие определения приведены в

3.1. первой табл. 2.

Таблица 2

Определение

Кратка*

Чертеж

Саз

Хладагент свободно попадает а машину из окружающей среды н свободно возвращается п чту среду


Свободная циркуляции


Я

ЗЕ


Хладагент попадает в машину це нj окружающей среды. а и» другого источника черед входную лпбу или канал и затем свободно boiвращается и окружающую ерсду

Хладагент свободно попадает ил окружающей среды в машину и удаляется и» нес через выходную трубу или канал па некотором расстоянии от машины

Хладагент попадает и машину не и.» окружающей среды. а из другого источника через входную трубу при капал. а затем" удаляется и.) машины через выходную трубу или канал на некотором расстоянии ог машины

Первичный хладагент циркулирует и замкнутой цепи и отдает свое тепло вторичному хладагенту, которым является окружающая машину среда. Для улучшения коэффициента теплопередачи поверхность может быть ребристой


Вентиляция при по мощи входной трубы или входного канала


ТГ


Вентиляция при помощи выходной трубы ИЛИ ВЫХОДНОЮ качала


С1

. -.г


Вентиляция


при


О

V у


помощи входной выходной грубы или канала

■J"»


Охлаждение внеш ней поверхности машины (С ИСНОЛЬЗО ваиием окружающей среды)


Страница 5

ГОСТ 20459—Ь7 (МЭК 34-6-С9) С. А

Продолжение табл. 2

Встрсснный охла ДИТОЛа (использующий окружающую срсяу)

Первичный хлада; енг циркулирует н замкнутой кепи .и отдает свое тепло в охладителе вторичному хладагенту, которым является окружающая машину среда: встроенный в машину охладитель является неотъемлемой те честь»


Охладитель, уста иоклениый на маши не (использующий окружающую среду)


<Zj-


Встроенный охлз-дитель (не использующий окружаю щую среду)

Охладитель, уста новлеиный на маши кс (не использующий окружающую среду)



Охладитель, уста но пленный отдельно От машины



Первичный хладагент циркулирует в замкнутой цепи и отдает свое текло в охладителе вторичному хладагенту, которым является окружающая маагпну среда; охладитель»-самостоятельное устройство, монтируемое непосредственно на машине Первичиый хладагент циркулирует в замкнут-ой цепи и отдает свое тепло вторичному хладагенту, которым не является окружающая среда; встроенный в машину охла-лктель является неотъемлемой ее частью Первичным хладагент циркулирует и замкнутой цепи и отдаст свое тепло вторичному хладагенту, которым не явля-е-тсн окружающая среда.

Охладитель представляет собой самостоятельное устройство. установленное непосредственно на машине Первичный хладагент циркулирует в замкнутой цепи и отдает свое тепло вторичному хладагенту в охладителе, я в-ляюшемся самостоятельным устройством, устанавливаемым отдельно ог машины


Примечания:

!. Первые цифры от 0 до 3 следует применять э случаях, хогда к машинам пристраивают устройства для зашиты ог пыли и глушения шума или ког-

Страница 6

С. 5 ГОСТ 20459-87 (МЭК М-$-69)

да эти устройства размещают н каналах, а также в случаях, когда хладагент (например окружающая среда) подводят к машине через охладитель для того, чтобы машина охлаждалась хладагентом с Солее низкой температурой и сравнении с температурой окружающей среды, или когда хладагент выводят из машины через охладитель для поддержания более низкой температуры окружающей среды

2.    Конструкция охладителя не нормируется (гладкие или ребристые трубы к т. д.) для первых характеристичесхих цифр 5—9.

3.    Машины с двойными стейками обозначают цифрой 5.

4 Для первых характеристическнх цифр от 4 до 9 часть машины, через которую происходит теплообмен (поверхность корпуса, охладитель), указывают п обозначении первичной цепи.

4. ВТОРАЯ ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКАЯ ЦИФРА

4.1. Способ перемещения хладагента, обозначаемый второй цифрой, и соответствующие определения приведены в табл. 3.

Таблица 3

■^3

И?



Кратка*

корактееигтно


Черте*


ОпргД|М«пк*


Двнженпс хладагента осуществляется за счет рамииы температур. Вентилирующее действие ротора незначительно

О

Свободная коннек-

Самовеитиляцня Движение хладагента ocv-

I

щестмяется либо за счет вентилирующего действии ротора, либо при помощи специального устройства. смонтированною на валу ротора машины

Движение хладагента осуществляется при помощи встроенного устройства, смонтированного непосредственно на валу машины, например внутреннего вентилятора с зубчатой передачей пли ременным приводом

2

Вентиляция при помощи встроенного зависимого устройства

Страница 7

ГОСТ 20459-87 (МЭК 34-6-69) С. 6

Продолжите таб.* 3

Ь'Тч.рап Xut

1<1и:ткч«С1и* лифм_


Коатклл

хдрлхтсг>исти»о


Опоедедсмяе


Чсртгж


Вентиляция при по* моши зависимого устроЛсш, устаноа-ленного ка машине

L Л

Движение хладагента осу. ществляетсч при помощи зависимого промеж уточного электрического или механического устройства, установленного не-посредственно на машине, например вентилятора, вращаемого алехтродвмгателсм. получающим питание от зажимов охлаждаемой машины. Оставляется для будущего использования


Вентиляция при по мОШИ встроенного независимого устройства

Вентиляция при по моши независимого устройства, установленного на машин*

ЩИ,

. о

Вентиляция при по моши независимого or машины vcrpofl ста или путем подачи хладагента пол давлением

Движение хладагента осуществляется при помощи встроенного устройства. которое получает энергию независимо от основной машины, например внутреннего иентдяюра. приводимого в движение электро-двигателем, питаемым независимо от охлаждаемой машины

Движение хладагента осуществляется при помощи промежуточного устройства, установленного на машине, питаемого независимо от охлаждаемой машины

Движение хладагента осуществляется при помощи отдельного устройства, не установленного на машине и независимого от нес, или под давлением и системе циркуляции хладагента, например, путем подачи от водопроводной сети или ог гаювой магистрали


Страница 8

С. 7 ГОСТ 20459-87 (МЭК 34-6-69)

Продолжение таб.г •?

с."

п

Us

til

«S3


К|мгк.1я

х.чимсщк’икд


чертеж


Онргяелемв»


I


Вентиляция при но мощи относительного движения машины

Циркуляция при помощи любого другого устройства

Движение хладагента осчдс-ствляотся при помощи ;6тно-си ге.тмю.-о движения ма^ганы мереs хладагент, иапрм^ср тяговый двигатель, охлаждаемый окружающим воздухом, иди двигатель, приподяшлй л д*и-жеине вентилятор и охлаждаемый основным гитушиьйл потоком

1

Цифра 9 может стоять: за iHTBoii характеристической цифрой, если устройство иеяей охлаждения оговорено, одна, если не оговорено устройство системы охлаждения; вместо первой цифры ставится черточка


5. ПОЛНАЯ СИСТЕМА ОБОЗНАЧЕНИИ

5.1.    Полная система обозначении распространяется на все виды машин и охлаждающих сред.

5.2.    Полное обозначение способен охлаждения »лек1рнческ»гх машин должно содержать буквы 1C и группу знаков из одной б\квы и двух цифр для харакгернстнки хаждой цепи охлаждения.

5.3.    Примеры обозначения полной системы приведены в приложении 1.

ft. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА ОБОЗНАЧЕНИЙ

6.1.    Настоящая система обозначений распространяется на небольшое число наиболее применяемых типов вращающихся машин, охлаждаемых воздухом.

6.2.    В упрощенной системе способ охлаждения обозначается буквами 1C с двумя характеристическими цифрами. Первая цифра обозначает устройство системы охлаждения, вторая — способ подвода энергии для циркуляции хладагента.

Примечание. Когда подача энергии, необходимой для циркуляции хладагента, соответствует второ.'! характеристический цифре I (самовентилирую^се

Страница 9

ГОСТ 20459-87 (МЭК 34-в-69> С S

устройство, устанавливаемое на валу), можно проставлять только первую хз-|>ИК!*РИСТИЧСС*УК> кифру

6.3. Условные обозначения но упрощенной системе приведены в табл. 4.

Т а б л и ц а 4

УСЯГФЖИ*

О^ххиа-

Условие* упросЕснни* обсаиачечие азоссба охлаждении л л» соосоОа pcptumciusfl хдодогеита

J(Cll>OlIC!nJ

-

uemi

0

1

а 4

$

ъ

7

5

\

0

1С00

1 СО 1 шш

1С05

_

100

t .

JC01 или

ICI0

1С17

:ci

2

1С21 К.1И

-

—•

г—

IC2

3

1С31 иди

IС37

-

IC3

4

iCtl или

1С4В

;С4

о

JG5I или

.—

ICS

6

-

IC6I чли

--

--

• .

1СЛ

Примечание. Если способом перемещении являгтея самозснтнляцкя. то допускается в обозначении использовать только цифру, характеризующую устройство ис*ш! охлаждения

Страница 10

С. 9 ГОСГ 20459-87 (МЭИ 34-8-69)

ПРИЛОЖЕНИЯ /

Справочное

Примеры обозначений способов охлаждения

Таблица 5

Характеристик* охлдждеим* машппы

Схема охлаждения

Обедхйч*мк«

4_f 1

zhILj

—с=

=гИ

|'сД

pS I

_zf._L,

Защищенная машина с rauo-вемтиляцией; вентилятор расположен на валу машины


ICO*

Защищенная машина, охлажлае-мая пристроенным вентилятором; привозной двигатель вентилятора ползает питание от зажимов охлаждаемой машины

1С03

Закрытая машина с естественным охлаждением без наружно: о вентилятора

IC0041

Страница 11

ГОСТ 20459-87 (МЭК М-6-6*) С. 10

Продолжение табл. 5

Характеристика охл

Схема 1>хл1жд»?аия

ОСоаи jtieii мс

М21Ш11Ш

Закрытая машина с ребристой пли гладкой станиной, обдуваемая наружным псктилятором. расположенным на валу машины

1С0141

Закрытая машина, имеющая корпус с трубами для прохода воздуха, с наружным и анутрен-ним вентиля тори v и

1С0151

IС11


2?


QI


п.


Ж


К) г*'



Защищенная машина с самовсм-ткдяоней при помощи вентилятора. расположенного ка валу ротора машины; воздух для охлаждения пот пае г чер*э подиодя-luv-ю трубу


Защищенная машина с самовен-тиляцисА при помощи иентилято-ра, расположенного на валу ротора машины; воздух иэ машины поступает в отводящую трубу

1C2I

Страница 12

С II ГОСТ 20459-87 (МЭК 34-6-69)

Продолжение габл. 5

Хлрактсристгка Ох*аЖД<1'/я машхыы

C\CVSJ ОХЛ оЖОСИИС

Защищенная машина с охлаждением пристроенным вентилятором с приводным двигателем, установленным ка машине и питаемым независимо ог охлаждаемой машина. Воздух и» машины поступает о отводящую трубу

IC26

Закрытая машина с подводящей и отводящей трубами; машина охлаждается вентилятором с пригодным двигателем, не уста-ношенным на машине

IC37

Закрытая машина с воздушным охлаждением и пристроенным водяным охладителем; циркуляция воды в охладителе осуществляет-ея отдельным насосом шш от водопроводной сети

ICW37A8I

J*

Страница 13

ГОСТ 20459-87 (МЭК 34-fi-ftfl) С. 12

Продолжение табл. 5

Обозначение

CxtMй охлажшгмя

Хярактсрксткка оглвждвпяя маашы

ICW37H7I

^3=11

Закрытая машина с водородным охлаждением и встроенным водяным охладителем; циркуляция &оды в охладителе осуществляется отдельным и ire зависимым от

Е=

охлаждаемой машины насосом или ОТ БОДОПрОВОЛИОН сети

ICE (W) 37

Закрытая машина с испарительной системой охлаждения, испаряющаяся жидкость — вода

if

IC87 обмотка статора (W87) ротор H7I

Закрытая машина, имеющая обмотку статора с непосредственным водяным охлаждением; обмотка ротора охлаждается водородом; циркуляция воды в обмотке статора осуществляется отдельным насосом или ог подо-проволной сети; к машине пристроен воздушный охладитель

___J •

ICVV08

U40

CD

Закрытая машина с замкнутой системой масляного охлаждения, погруженная в воду


Страница 14

С 13 ГОСТ 20459-37 (МЭК 34-6-69)

Продолжение табл. 5

Схема схлд недели*

Характеристика охлаждеки* шшгим

JCN37

с

ТГ 1*Г

гп

Закрытая машина. охлаждаемая при помощи газа (азота), который подают под давлением из распределительной сети; пашина имеет подводящий н отводящий каналы для газа

1С13

=рТ .

а»

Защищенная машина с охлаждением при помощи пристроенного вентилятора с приводным дпитателем. установленным на машине и питаемым от зажимов охлаждаемой машины; воздух для охлаждения поступает через под-водящую трубу

Страница 15

ГОСТ 20459-87 (МЭК 34-6-69) С. 14

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Справочное

ПОЯСНЕНИЕ ТЕРМИНОВ. ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СТАНДАРТЕ

1.    Охлаждение — процесс, посредством которого тепло, возникающее в результате потерь п машине, передается первичному хладагенту, увенчивая его температуру. HaipeTfalft первичный хлада! ент может быть заменен новым хладагентом с более низкой температурой или охлажден вторичным хладагентом в каком-либо охладителе.

2.    Первичный хлада1сит — охлаждающая среда (жидкость или га*), обладающая более низкой температурой, чем охлаждаемая часть машины, и отводящая от нее тепло.

3 Вторичный хладагент — охлаждающая среда (жидкость иди газ), имеющая более низкую температуру, чем первичный хладагент, при помощи охладителя отводящая тепло от первичного хладагента.

4.    Охладитель — устройство, предназначенное для передачи тепла от одного хладагента к другому, причем хладагенты разделены (воздушный охладитель, водяной охладитель, двойные стенки, ребристые трубы).

5.    Обмотка с внутренним (непосредственным) охлаждение* — обмотка е .полыми проводниками или трубами, образующими неотъемлемую се часть, через которые проходит хладагент.

6.    Разомкнутая система охлаждения - система охлаждения, в которой хладагент поступает из окружающей среды, проходит чере* машину и возвращается н окружающую среду.

7. Замкнутая система охлаждения — система охлаждения, и которой первичный хладагент циркулирует в замкнутой цепи чергл машину и. если необходимо, через охладитель. Тепло переносится от первичного хладагента ко вторичному черс-3 конструктивные частя машины иди охладителя.

9 Система резервного или аварийного охлаждения — система охлаждения, предусмотренная в добавление к нормальной системе охлаждении и исиолыус-кая. когда нормальная система применяться не может.

9 Зависимое вентиляционное устройство — специальное устройство для циркуляции хладагента, функционирование которого зависит от работы <к-:юв-ной машины.

10.    Независимое рентяляционнос устройство — специальное устройство для циркуляции хладагента, функционирование которого не зависит oi работы основной машины.

11.    Встроенное вентиляционное устройство — устройство для циркуляции хладагента, которое образует неотъемлемую часть машины к может быть заменено только при частичной разборке основной машины

12.    Вентиляционное устройство, установленное на машине, ~ устройство для циркуляции хладагента, которое монтируется на машине и образует часть се; замена устройства не требует разборки машины.

13 Отдельно установленное вентиляционное устройство — устройство для циркуляции хладагента, которое связано с машиной, но не установлено на чей и не является се неотъемлемой частью.

Страница 16

С 15 ГОСТ 20459-87 (МЭК 34-6-69)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1.    Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 17.12.87 № 4591 введен и действие государственный стандарт СССР ГОСТ 20459-87, в качестве которого непосредственно применен международный стандарт Л\ЭК 34—6—69, с 01.01.89

2.    Срок первой проверки 1993 г., периодичность проверки 5 лет.

3.    Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 1953—79

4.    Взамен ГОСТ 20459 -75

Редактор ,4. В Глушкова Технический редактор В. Н. Малькова Корректор А. С. Черноусова

Сдано ь каб. 0S01.88 Подл, и лсч. 28 UJW 1.0 уел. я. л. 1Л) уся. к» -гг* 0.ЯЗ уч -ММ я. Тираж 120»    Пена    Ь    тп.

Орден» «Знак Почета» Издательство стандартов, 123840. Мосх*«. ГСП. НпаопреспемскяП пер, 3 Тип «Московский печатник», Моск*а, Лялин П«Р . 6 Зак. 1697

Заменяет ГОСТ 20459-75