Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

18 страниц

396.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на передвижные и стационарные электроагрегаты и на передвижные электростанции с двигателями внутреннего сгорания и устанавливает требования к их надежности и методы их контроля.

Стандарт не распространяется на судовые, тепловозные, сварочные электроагрегаты и агрегаты летательных аппаратов и энергопоезда

Утратил силу в РФ
Действие завершено 01.01.2010

Показать даты введения Admin

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР


ЭЛЕКТРОАГРЕГАТЫ И ПЕРЕДВИЖНЫЕ
ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ С ДВИГАТЕЛЯМИ
ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

ТРЕБОВАНИЯ К НАДЕЖНОСТИ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

ГОСТ 20439-87



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

Москва



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ЭЛЕКТРОАГРЕГАТЫ И ПЕРЕДВИЖНЫЕ
ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ С ДВИГАТЕЛЯМИ
ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

ГОСТ
20439-87

Требования к надежности и методы контроля

Electric generating sets and mobile electric power
stations with internal combustion engines.
Requirements for reliability and control methods

Срок действия с 01.01.89
до 01.01.94

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на передвижные и стационарные электроагрегаты и на передвижные электростанции с двигателями внутреннего сгорания (далее - электроагрегаты и электростанции) и устанавливает требования к их надежности и методы их контроля.

Стандарт не распространяется на судовые, тепловозные, сварочные электроагрегаты и агрегаты летательных аппаратов и энергопоезда.

Термины и определения - по ГОСТ 18322-78 и ГОСТ 20375-83.

1. ТРЕБОВАНИЯ К ПОКАЗАТЕЛЯМ НАДЕЖНОСТИ

1.1. В стандартах, технических условиях, технических заданиях на разработку и модернизацию электроагрегатов и электростанций должны быть установлены следующие показатели надежности:

средняя наработка на отказ Т0;

среднее время восстановления работоспособного состояния Тв;

коэффициент технического использования Кти;

назначенный ресурс до капитального ремонта Rк.р.;

гамма-процентный срок сохраняемости в упаковке и (или) консервации предприятия-изготовителя до первой переконсервации Sкон;

90 %-ный срок сохраняемости в эксплуатации Sэ0,9.

1.2. Показатели надежности электроагрегатов и электростанций должны соответствовать значениям, приведенным в табл. 1.

Таблица 1

Вид двигателя внутреннего сгорания электроагрегатов и электростанций

Мощность, кВт

Средняя наработка на отказ, Т0, ч, не менее

Среднее время восстановления, Тв, ч не более

Коэффициент технического использования Кти не менее

90 %-ный срок сохраняемости в эксплуатации Sэ0,9 год, не менее

Бензиновый

0,5

1

Св. 1 до 30

Дизельный

До 200

Св. 200 до 500

Св. 500 до 1000

Св. 1000 до 5000

Газотурбинный

До 5000

800

3

0,95

2

Примечание. Значения, приведенные в числителе, - для вновь разрабатываемых электроагрегатов и электростанций, в знаменателе - для серийно выпускаемых до 01.01.95 электроагрегатов и электростанций, разработанных до введения настоящего стандарта.

1.3. Назначенный ресурс до капитального ремонта электроагрегатов и электростанций должен быть не ниже назначенного ресурса до капитального ремонта двигателя, устанавливаемого техническими условиями на двигатель конкретного типа. По требованию заказчика допускается устанавливать двух- и трехкратное увеличение назначенного ресурса до капитального ремонта электроагрегатов и электростанций в сравнении с ресурсом двигателя с заменой в период эксплуатации двигателя, выработавшего свой ресурс.

1.4. Гамма-процентный срок сохраняемости в упаковке и (или) консервации предприятия-изготовителя до первой переконсервации электроагрегатов и электростанций конкретных типов устанавливается при гамма, практически равной 100 %, в соответствии с ГОСТ 26363-84.

1.5. Показатели надежности электроагрегатов, входящих в состав электростанций многоагрегатного состава, должны соответствовать п.п. 1.2 - 1.4.

1.6. Критерии отказов электроагрегатов и электростанций: аварийная остановка;

отклонение параметров качества вырабатываемой электроэнергии за пределы, указанные в ТУ на электроагрегаты и электростанции конкретных типов;

нарушение выполняемых функций по назначению.

1.7. Критерии предельного состояния электроагрегатов и электростанций - наличие механических и (или) электрических повреждений, предельных износов и старения основных комплектующих изделий (двигатель внутреннего сгорания, генератор и т. п.), приводящих к невозможности дальнейшего использования электроагрегата и электростанции по назначению без проведения капитального ремонта.

1.8. Показатели надежности электроагрегатов и электростанций должны обеспечиваться при внешних воздействиях, установленных ГОСТ 23377-84.

1.9. Показатели надежности электроагрегатов и электростанций должны быть подтверждены:

расчетным методом на этапе разработки технического задания, эскизного, технического и рабочего проектирования;

контрольными испытаниями на надежность на предварительных государственных испытаниях - для опытных образцов;

в ходе подконтрольной эксплуатации и (или) контрольными испытаниями на надежность по отдельному договору с заказчиком на этапе серийного производства.

2. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАДЕЖНОСТИ

2.1. Контроль показателей надежности на этапе проектирования

2.1.1. Контроль показателей надежности, установленных в разд. 1, на этапе проектирования должен проводиться расчетным методом.

2.1.2. Контроль показателей надежности на этапах разработки технического задания и эскизного проектирования проводят на уровне электроагрегата и электростанции в целом и основных составных частей (двигатель, генератор, система управления и т. п.). На этапе технического проектирования расчет показателей надежности проводят (а на этапе рабочего проектирования корректируют) на уровне деталей, сборочных единиц и электроагрегатов и электростанций в целом.

2.1.3. Решение о соответствии показателей надежности (Y, Yр) электроагрегата и электростанции установленным нормам, ограниченным снизу, принимают, если выдерживается соотношение

(1)

где Y и Yр - требуемое и расчетное значения показателей надежности.

Для норм, ограниченных сверху, условие соответствия принимает вид:

(2)

2.1.4. В результате расчета должны быть приведены:

иерархическая структурная схема надежности электроагрегата и электростанции;

расчетные значения нормируемых показателей надежности;

выводы о соответствии расчетных значений показателей надежности заданным;

выводы о принципиальной возможности достижения требуемого уровня надежности для принятого варианта конструкторского решения и возможности перехода к следующей стадии разработки;

задачи отработки электроагрегата и электростанции на следующей стадии разработки для обеспечения требуемого уровня надежности.

2.2. Контрольные испытания на надежность

2.2.1. Общие положения

2.2.1.1. Контрольные испытания на надежность проводят с целью контроля соответствия средней наработки на отказ, среднего времени восстановления работоспособного состояния и коэффициента технического использования электроагрегатов и электростанций требованиям настоящего стандарта.

2.2.1.2. Материально-техническое и метрологическое обеспечение контрольных испытаний на надежность осуществляет предприятие-разработчик или головное предприятие по виду продукции.

При проведении этих же испытаний у заказчика материально-техническое и метрологическое обеспечение проводит заказчик средствами, имеющимися в его распоряжении.

2.2.1.3. Контрольные испытания на надежность электроагрегатов и электростанций проводятся в условиях, соответствующих требованиям ГОСТ 23377-84.

2.2.1.4 Техническое обслуживание и ремонт испытуемых электроагрегатов и электростанций проводят во время контрольных испытаний в соответствии с требованиями эксплуатационной и ремонтной документации.

2.2.1.5. Подготовка к контрольным испытаниям на надежность электроагрегатов и электростанций включает:

разработку, согласование и утверждение программы и методик испытаний;

подготовку лабораторно-испытательной базы (стенда нагрузок, измерительных приборов, помещений).

2.2.1.6. Программа и методики испытаний на надежность должны разрабатываться предприятиями-разработчиками или головным предприятием по виду продукции и согласовываться с заказчиком.

2.2.1.7. Для проведения контрольных испытаний на надежность электроагрегатов и электростанций создается комиссия. Состав комиссии, порядок работы и обязанности определяют по согласованию между заказчиком и разработчиком в зависимости от категории испытаний.

2.2.1.8. С момента начала контрольных испытаний фиксируются:

наработка электроагрегата или электростанции, отказы, повреждения, дефекты и моменты их обнаружения, время на обнаружение и устранение отказов и повреждений.

Формы учета времени работы, отказов и повреждений в процессе испытаний приведены в приложении 1.

2.2.1.9. В процессе и после окончания контрольных испытаний анализируют результаты, оценивают соответствие электроагрегатов и электростанций требованиям, установленным в настоящем стандарте, к средней наработке на отказ, среднему времени восстановления работоспособного состояния и коэффициенту технического использования.

2.2.1.10. При оценке показателей надежности все отказы электроагрегатов и электростанций подразделяют на учитываемые и неучитываемые.

Не учитывают отказы:

зависимые;

вызванные воздействием внешних факторов, не предусмотренных ГОСТ 23377-84;

вызванные нарушением обслуживающим персоналом инструкции по эксплуатации;

устраняемые в процессе доработок, эффективность которых очевидна или подтверждена экспериментально при дальнейших испытаниях на надежность или при дополнительных испытаниях;

не влияющие на оцениваемый показатель надежности.

2.2.1.11. Обработку результатов испытаний на надежность проводит подразделение надежности предприятия-разработчика или головного предприятия по виду продукции.

2.2.1.12. Контрольные испытания на надежность считают законченными, если программа испытаний выполнена, результаты испытаний оформлены актом, содержащим анализ и оценку результатов испытаний, замечания, рекомендации и конкретные предложения по повышению надежности электроагрегатов и электростанций.

2.2.1.13. При получении отрицательных результатов контрольных испытаний на надежность электроагрегатов и электростанций по одному или нескольким показателям надежности выносится решение о проведении работ по приведению показателей надежности в соответствие с требованиями настоящего стандарта и о проведении повторных контрольных испытаний.

2.2.1.14. Выводы и предложения по результатам контрольных испытаний на надежность электроагрегатов и электростанций оформляют отдельным актом.

2.2.2. Контрольные испытания на безотказность

2.2.2.1. Контрольные испытания на безотказность проводят одноступенчатым методом с восстановлением отказавших электроагрегатов и электростанций при экспоненциальном законе распределения.

2.2.2.2. Исходные данные для планирования контрольных испытаний на безотказность электроагрегатов и электростанций:

риск поставщика α = 0,2;

риск потребителя β = 0,2;

tmax - планируемая суммарная наработка электроагрегатов и электростанций, ч.

Планируемая суммарная наработка (tmax) устанавливается по согласованию между заказчиком и разработчиком, исходя из требуемой точности и технико-экономической целесообразности.

2.2.2.3. План испытаний, предельное число отказов (rnpeд), приемочное (Тα) и браковочное (Тβ) значения средней наработки на отказ, отношение Тαβ, предельную относительную ошибку определяют по приложению 2.

2.2.2.4. При испытаниях на безотказность число образцов (N) устанавливается в программе испытаний по согласованию заказчика и разработчика или рассчитывается по формуле

, (3)

где tи - продолжительность испытаний одного электроагрегата или электростанции, ч.

Допускается проводить испытания на безотказность на одном образце; при этом продолжительность испытаний устанавливается в пределах значения гарантийной наработки электроагрегата или электростанции.

2.2.2.5. Оценку соответствия электроагрегатов и электростанций заданным требованиям к средней наработке на отказ проводят следующим образом:

если раньше достигается суммарная наработка , равная планируемой , а число отказов (r), полученных в процессе испытаний, меньше предельного числа отказов (r<rпред), то электроагрегаты и электростанции заданным требованиям соответствуют;

если раньше достигается предельное число отказов (rпред) а суммарная наработка меньше планируемой, то электроагрегаты и электростанции заданным требованиям не соответствуют.

Примечание. В ходе испытаний на безотказность не обязательно, что­бы все образцы испытывались одновременно и к моменту окончания испытаний имели бы строго одинаковую наработку.

2.2.2.6. Контрольные испытания на безотказность должны состоять из испытаний, предусмотренных техническими условиями на электроагрегаты или электростанции конкретного типа, и испытаний в длительном режиме с переменной нагрузкой. Состав, периодичность и последовательность испытаний устанавливают в программе испытаний на надежность. Испытания электроагрегатов и электростанций в длительном режиме с переменной нагрузкой рекомендуется проводить сменами по 8 ч. Рекомендуемый режим и характер изменения нагрузки при коэффициенте мощности от 0,8 до 1,0 в течение смены приведен в табл. 2.

Таблица 2

Нагрузка по мощности

Продолжительность испытаний электроагрегатов и электростанций, ч

дизельных

бензиновых

газотурбинных

Запуск и работа на холостом ходу до принятия нагрузки

В соответствии с ТУ на электроагрегаты и электростанции конкретного типа

В соответствии с ТУ на электроагрегаты и электростанции конкретного типа

50 %

1

2


80 %

2

2,5


100 %

4

2,5


110 %

0,75

0,75


Остановка, пересмена обслуживающего персонала, ежедневное техническое обслуживание

0,25

0,25



Для электроагрегатов и электростанций, допускающих возможность параллельной работы, рекомендуется через каждые 200 ч наработки в течение одной смены (8 ч) проводить параллельную работу электроагрегатов или электростанций с промышленной сетью или между собой.

2.2.2.7. Испытания электроагрегатов и электростанций на безотказность должны проводиться в условиях (температура, влажность, атмосферное давление), имеющихся на испытательной станции (полигоне) и не выходящих за пределы, установленные ГОСТ 23377-84.

2.2.2.8. При проведении испытаний на безотказность в длительном режиме с переменной нагрузкой ежесменно контролируют:

нагрузку по мощности;

напряжение и ток в фазах;

частоту тока;

температуру окружающей среды;

атмосферное давление;

относительную влажность окружающей среды;

давление масла в двигателе;

температуру охлаждающей жидкости и масла в двигателе.

В конце и в начале испытаний измеряют расход топлива, потребляемого двигателем при его работе в номинальном режиме.

2.2.2.9. Во время испытаний на безотказность на каждый электроагрегат или электростанцию заводят журнал, в который заносят:

наименование электроагрегата или электростанции, ее условное обозначение, заводской номер, год, месяц выпуска, предприятие-изготовитель;

контролируемые параметры;

состояние электроустановки (автономная работа, вид технического обслуживания, ремонта и т. д.);

число часов работы нарастающим итогом;

дату начала и окончания технического обслуживания, ремонта;

трудоемкость технического обслуживания, ремонта;

продолжительность и причину вынужденного простоя в ожидании технического обслуживания, ремонта;

стоимость проведения технического обслуживания, ремонта (включая стоимость замененных деталей, а также отремонтированных, при этом отдельно указать стоимость деталей, использованных из комплекта запасных инструментов и принадлежностей);

перечень регулировочных (наладочных) работ по восстановлению электроагрегатов или электростанций и их составных частей;

рекомендации и предложения обслуживающего персонала по предотвращению подобных отказов и по улучшению удобства проведения технического обслуживания и ремонта;

2.2.2.10. Контрольные испытания на безотказность допускается прерывать. Основанием для перерыва может быть:

выход из строя стендов и вспомогательного оборудования;

отсутствие средств обеспечения;

устранение последствий аварии;

возникновение условий, угрожающих сохранности электроагрегатов или электростанций и безопасности обслуживающего персонала или нарушающих установленный режим испытаний более чем на 2 рабочих суток.

2.2.2.11. Контрольные испытания на безотказность могут быть досрочно прекращены. Основанием для такого прекращения может быть несоответствие надежности электроагрегатов или электростанций заданным требованиям.

2.2.3. Контрольные испытания на ремонтопригодность

2.2.3.1. Контрольные испытания на ремонтопригодность проводят для оценки соответствия электростанции или элекгроагрегата требованиям к среднему времени восстановления работоспособного состояния.

2.2.3.2. Контрольные испытания на ремонтопригодность должны проводиться на вновь разрабатываемых электроагрегатах и электростанциях.

2.2.3.3. Программу и методику испытаний на ремонтопригодность допускается включать разделом в общую программу и методику испытаний на надежность.

2.2.3.4. Испытания на ремонтопригодность допускается проводить на тех же электроагрегатах или электростанциях, на которых проводятся испытания на безотказность. При этом используются отказы, полученные при испытаниях на безотказность (испытания с возникающей необходимостью). Если полученного числа отказов недостаточно, то проводят искусственное введение отказов и неисправностей (испытания с искусственно создаваемой необходимостью). Необходимость искусственного введения отказов должна быть согласована между разработчиком и заказчиком.

2.2.3.5. При моделировании число отказов каждого вида должно быть пропорционально вероятности их появления. Последнюю определяют по результатам подконтрольной эксплуатации электроагрегатов или электростанций аналогов.

Допускается определять вероятность появления отказов по каждому виду аналитически.

При проведении испытаний с искусственно создаваемой необходимостью в проведении ремонтов электроагрегат или электростанция должны условно разбиваться на k составных частей.

Общее число экспериментов (М) распределяют по составным частям пропорционально «удельному весу» отказов каждой составной части

, (4)

Mj - число экспериментов (отказов) j-й составной части;

- интенсивность отказов j-й составной части;

- суммарная интенсивность отказов электроагрегата или электростанции.

2.2.3.6. При проведении испытаний на ремонтопригодность учитывают только время, затраченное на отыскание и устранение отказа.

Время простоя по организационным причинам (поиск и доставка запасных частей, материалов, инструмента и т. д.) при оценке показателей ремонтопригодности не учитывают. В случае возникновения вторичного отказа, вызванного ошибками обслуживающего персонала, время на его устранение суммируют с временем устранения основного отказа.

2.2.3.7. До начала ремонта сведения о месте и виде отказа не должны доводиться до обслуживающего персонала.

2.2.3.8. испытания на ремонтопригодность с искусственно создаваемой необходимостью должны проводить две бригады испытателей, состав которых должен соответствовать расчету, обслуживающему электроагрегат или электростанцию. Одна бригада подготавливает электроагрегат или электростанцию к проведению испытаний (вводит отказы в электроагрегат или электростанцию по заранее принятому плану), другая бригада занимается поиском и устранением отказов.

При проведении ремонта следует применять инструменты и принадлежности одиночного комплекта ЗИП.

2.2.3.9. Контрольные испытания на ремонтопригодность проводят одноступенчатым методом, исходя из экспоненциального закона распределения времени восстановления работоспособного состояния.

2.2.3.10. Исходные данные для планирования испытаний на ремонтопригодность электроагрегатов и электростанций:

риск поставщика α = 0,2;

риск потребителя β = 0,2;

предельное число отказов электроагрегатов и электростанций rпред

Предельное число отказов (rпред) устанавливают по согласованию между заказчиком и разработчиком, исходя из требуемой точности и технико-экономической целесообразности.

2.2.3.11. План испытаний, приемочный Вα) и браковочный (ТВβ) уровни среднего времени восстановления, отношение