Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

10 страниц

304.00 ₽

Купить ГОСТ 20424-75 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на трехфазные асинхронные короткозамкнутые встраиваемые хладономаслостойкие двигатели общего назначения и специальные двигатели мощностью от 0,55 до 110 кВт, предназначенные для встраивания в компрессоры стационарных и транспортных холодильных установок, в том числе для судов гражданского морского флота неограниченного района плавания и речного флота, а ткже на двигатели, предназначенные для экспорта.

 Скачать PDF

Переиздание (сентябрь 1981 г.) с Изменением № 1

Оглавление

1 Технические требования

2 Требования безопасности

2а Правила приемки

2б Методы испытаний

3 Комплектность

4 Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

5 Гарантии изготовителя

 
Дата введения01.07.1976
Добавлен в базу21.05.2015
Завершение срока действия01.01.1991
Актуализация01.01.2021

Организации:

20.01.1975УтвержденГосударственный комитет стандартов Совета Министров СССР111
ИзданИздательство стандартов1981 г.

Three-phase asynchronous squirrel-cage built-in refrigerants oil-proof motor. General technical specifications

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ДВИГАТЕЛИ ТРЕХФАЗНЫЕ АСИНХРОННЫЕ КОРОТКОЗАМКНУТЫЕ ВСТРАИВАЕМЫЕ ХЛАДОНОМАСЛОСТОЙКИЕ

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ГОСТ 20424-75

Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

УДК 621.313.333.2.025.3(083.74)    Группа    Е61

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ДВИГАТЕЛИ ТРЕХФАЗНЫЕ АСИНХРОННЫЕ КОРОТКОЗАМКНУТЫЕ ВСТРАИВАЕМЫЕ ХЛАДОНОМАСЛОСТОЙКИЕ

ГОСТ

20424—75*

Three-phase asynchronous squirrel-cage built-in refrigerants oil-proof motor General technical specifications

Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 20 января 1975 г. № 111 срок введения установлен

с 01.07. 1976 г.

Проверен в 1981 г. Постановлением Госстандарта от 19.06.81 № 3012

срок действия продлен    до    01.01.    1986    г.

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на трехфазные асинхронные короткозамкнутые встраиваемые хладономаслостойкие двигатели общего назначения и специальные двигатели мощностью от 0,55 до ПО кВт, предназначенные для встраивания в компрессоры стационарных и транспортных холодильных установок, в том числе для судов гражданского морского флота неограниченного района плавания и речного флота, а также на двигатели, предназначенные для экспорта.

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1.    Двигатели должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, ГОСТ 183-74, «Правил классификации и постройки морских судов», утвержденных Регистром СССР 28 декабря 1962 г. по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

1.2.    Номинальный режим работы двигателей — продолжительный S1 по ГОСТ 183-74 от сети переменного тока частоты 50 Гц.

По заказу потребителя двигатели должны изготовляться для работы от сети переменного тока частоты 60 и 400 Гц по ГОСТ 6697—75. 1 2

Стр. 2 ГОСТ 20424-75

1.3.    Двигатели должны изготовляться на номинальное напряжение 220/380 В. Число выводных концов — шесть. Схема соединения обмоток треугольник/звезда.

По заказу потребителя двигатели должны изготовляться на другие номинальные напряжения по ГОСТ 21128-75.

1.4.    Двигатели должны изготовляться на номинальные мощности от 0,55 до 110 кВт по ГОСТ 12139-74.

По заказу потребителя двигатели должны изготовляться на номинальную мощность 400 кВт по ГОСТ 12139-74.

1.5.    Двигатели должны изготовляться на номинальные частоты вращения по ГОСТ 10683-73.

1.6.    Исполнение двигателей по способу монтажа— 1М 5010 по ГОСТ 2479-79.

1.7.    Условия эксплуатации двигателей в части воздействия механических факторов внешней среды — по группе М4, М7, М25, М28, МЗО или М31 ГОСТ 17516-72.

По согласованию между предприятием-изготовителем и потребителем допускаются другие условия эксплуатации двигателей в части воздействия механических факторов внешней среды, которые следует устанавливать в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.

1.8.    Двигатели должны сохранять работоспособность после пребывания в нерабочем состоянии при температуре минус 60°С. Верхнее значение температуры окружающей среды плюс 65°С.

1.9.    Двигатели должны работать в среде хладона и масел:

пары хладона R 12 по ГОСТ 19212-73 хладона R22 по ГОСТ

gcjQ2_732

капли масла ХФ12—18, ХФ22—24, ХФ22С—16 по ГОСТ 5546-66. По согласованию с изготовителем допускается применение хладонов и масел других марок, которые должны указываться в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей.

Примечание Часть обмотки двигателей может находиться в масляной ванне с температурой до 90°С; масло может содержать до 0,06% механических примесей с размером частиц не более 0,15 мм для двигателей мощностью до 5,5 кВт и 0,1% для двигателей мощностью свыше 5,5 кВт.

1.10.    Двигатели должны изготовляться с изоляцией класса на-гревостойкости не ниже В по ГОСТ 8865-70. По согласованию между предприятием-изготовителем и потребителем допускается изготовление двигателей с изоляцией класса нагревостойкости А по ГОСТ 8865-70.

Максимально допустимая температура обмотки статора двигателя должна устанавливаться в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей.

ГОСТ 20424-75 Стр. 3

1.11.    Изоляция и другие материалы двигателей должны допускать нагрев до 130°С в течение 10 ч под вакуумом с остаточным давлением 0,1 мм рт. ст.

1.12.    Охлаждение двигателя должно обеспечиваться парами хладоагента с примесью капель масла.

1.13.    Электрическое сопротивление изоляции обмоток статора двигателей в воздухе и среде хладона 12 не должно быть менее:

50 МОм в практически холодном состоянии;

5 МОм при температуре обмоток, близкой к рабочей.

Электрическое сопротивление изоляции в среде хладона 22 и других хладонов следует устанавливать в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.

1.14.    Номинальные значения энергетических, пусковых и мо-ментных характеристик и массы двигателей следует устанавливать в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей.

1.15.    Роторы двигателей должны быть динамически отбалансированы на валу компрессора. Остаточная неуравновешенность роторов — по классу 6.3 ГОСТ 12327-79. При проверке качества заливки роторов допускаемая асимметрия токов статора по фазам не должна превышать 5%.

1.16.    Двигатели должны обеспечивать длительную работу в режимах от минимальной до максимальной нагрузки, равной 1,3 Рцом> при условии, что температура и количество поступающего в двигатель хладона обеспечивают охлаждение обмоток статора до максимально допустимой температуры; при этом энергетические показатели не нормируются.

Примечание. Допускается работа двигателей в режиме максимальной нагрузки более 1,3 Р»ом. значение которой в этом случае должно устанавливаться в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей.

1.17.    Двигатели должны допускать работу в режиме максимальной нагрузки при отклонении напряжения в пределах от плюс 10 до минус 15% и изменении частоты переменного тока ±5% от номинальных значений; при этом энергетические показатели не нормируются.

1.18.    Статоры двигателей по наружной посадочной поверхности должны иметь отклонение U 8 для статоров диаметром до 250 мм и S 7 для статоров диаметром более 250 мм. Параметр шероховатости поверхности Rz должен быть не более 20 мкм.

По согласованию между предприятием-изготовнтелем и потребителем допускаются другие отклонения наружной посадочной поверхности статора, устанавливаемые в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.

1.19.    Допустимый уровень шума (магнитной составляющей) двигателей должен указываться в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей.

2*

Стр. А ГОСТ 20424-75

1.20.    Двигатели должны иметь встроенные терморезисторы, отключающие двигатели при повышении температуры обмоток выше допустимой. По согласованию между предприятием-изготови-телем и потребителем допускается двигатели изготовлять без терморезисторов.

1.21.    Двигатели должны иметь следующие показатели надежности и долговечности:

вероятность безотказной работы — 0,97 при наработке 5000 ч и доверительной вероятности 0,8;

срок службы— 12 лет при общей продолжительности работы не менее 30000 ч.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. Требования безопасности — по ГОСТ 12.2.007.0-75 и ГОСТ 12.2.007.1-75.

2а. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

2а. 1. Для проверки соответствия двигателей требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель должно проводить приемо-сдаточные, периодические и типовые испытания.

2а.2. Приемо-сдаточным испытаниям следует подвергать каждый двигатель по программе, указанной в табл. 1.

Таблица 1

Технические

требования


Вид испытания и проверки


Методы испытаний


Внешний осмотр, проверка габаритных и установочных размеров Измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками Измерение сопротивления изоляции херморезисторов относительно обмоток и корпуса Измерение сопротивления обмоток при постоянном токе в практически холодном состоянии Измерение сопротивления терморезисторов при постоянном токе в практически холодном состоянии Испытание изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками на электрическую прочность Испытание изоляции терморезисторов относительно обмоток на электрическую прочность Испытание междувитковой изоляции на электрическую прочность


• 1    По п.    2а.2

По ГОСТ 11828-75, .13    ГОСТ    7217—79

По    п. 26.8    настоящего

стандарта и ГОСТ .13    21342.13—78

По    ГОСТ    М828-7'

.1    ГОСТ    7217—79


По п. 26.7


По ГОСТ    11828-75,

ГОСТ 7217-79 По п. 26 9 настоящего стандарта и ГОСТ 21342 18-78 По    ГОСТ    11828-75,

ГОСТ 7217-79


ГОСТ 20424-75 Стр. 5

Продолжение табл. 1

Вид испытания и проверки

Технические

требования

Методы испытаний

Проверка правильности схемы соединения обмоток статора и маркировки выводов

1.1

По п. 26.3

Проверка качества заливки роторов

1.15

По п. 26.4

2а.З. Периодические испытания двигателей с высотой оси вращения (условной) 56—63 мм следует проводить не реже одного раза в год, а двигателей с высотой оси вращения свыше 63 мм — не реже одного раза в 2 года не менее, чем на двух двигателях каждого типоразмера. Испытания следует проводить на двигателях, прошедших приемо-сдаточные испытания, по программе, указанной в табл. 2.

Таблица 2

Вид испытания и проверки

Технические

требования

Методы испытаний

Определение тока и потерь холо-

По ГОСТ 11828-75,

стого хода

1.1

ГОСТ 7217-79

Определение тока и потерь корот-

1.1

По ГОСТ 11828-75,

кого замыкания

ГОСТ 7217-79

Определение к. п. д, коэффициен-

1.14

По ГОСТ 7217-79

тов мощности и скольжения

Испытания на кратковременную

1.1

По ГОСТ 11828-75,

перегрузку по току

ГОСТ 7217-79

Проверка работоспособности тер-

1.14. 1.20

По п. 26.10

морезисторов

Испытание изоляции обмоток относительно корпуса и между обмотка-

По ГОСТ 11828-75,

ми на электрическую прочность в на-

гретом состоянии

1.1

ГОСТ 7217-79

Испытание при повышенной час-

По ГОСТ 11828-75,

тоте вращения

1.1

ГОСТ 7217-79

Определение начального пускового вращающего момента, минимального вращающего момента в процессе пуска и максимального вращающего

1.14

момента

По ГОСТ 7217-79

Измерение уровня шума (магнит-

1.19

ной составляющей)

По ГОСТ 16372-77

Испытание на устойчивость к цик-

1.8; 1.1

По ГОСТ 16962-71

лическому изменению температур

Испытания на механические воз-

действия

1.7

По ГОСТ 16962-71

Испытания на надежность

1.21

По технической документации, утвержденной в установленном порядке

2а.4. Испытание на нагревание и проверку работоспособности температурной защиты проводит предприятие-изготовитель компрессоров по программе, согласованной с предприятием-изготови-телем и разработчиком двигателей.

2а.5. Типовые испытания проводят по ГОСТ 183-74 по про-грамме, составленной предприятием-изготовителем и согласованной с потребителем и разработчиком двигателей.

2а.6. Если при типовых или периодических испытаниях хотя бы один двигатель не будет соответствовать требованиям настоящего стандарта, то проводят повторные испытания удвоенного числа двигателей.

Результаты повторных испытаний являются окончательными.

26. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

26.1.    Методы испытаний двигателей — по ГОСТ 7217-79 и ГОСТ 11828-75.

26.2.    При внешнем осмотре проверяют:

размеры двигателей на соответствие габаритному чертежу;

соответствие комплектности двигателей требованиям п. 3.1.

26.3.    Проверку правильности схемы соединения обмотки и маркировки выводных концов проводят следующим образом. В статор двигателя должен быть помещен специально изготовленный шихтованный пакет ротора без беличьей клетки, обработанный по наружному диаметру до номинального размера.

Воздушный зазор между статором и ротором может быть неравномерным.

На обмотку статора должно быть подано номинальное напряжение и измерен ток в трех фазах.

Симметрия токов по фазам свидетельствует о правильности схемы соединения обмотки и маркировки выводных концов.

Допустимая асимметрия токов по фазам не более 5%.

26.4.    Для проверки качества заливки роторов испытуемый необработанный ротор двигателя помещают в специально изготовленный статор, расточка которого больше наружного диаметра необработанного ротора (на значение), позволяющее ввести ротор в расточку статора).

На обмотку статора, внутри которого помещен испытуемый ротор, подают пониженное напряжение (15—20% от номинального) и контролируют значение тока в каждой из фаз при поворачивании ротора от руки.

Симметрия токов по фазам характеризует удовлетворительное качество заливки роторов. Изменение токов в фазах не должно превышать 5% от среднего значения по каждой фазе.

26.5.    При испытании электрической прочности междувитко-вой изоляции обмотки в статор двигателя вставляют шихтован-

ГОСТ 20424-75 Стр. 7

ный пакет ротора без беличьей клетки. Методы испытаний — по ГОСТ 183-74.

26.6.    Периодические испытания проводят на двигателях, собранных в технологической станине. Испытания двигателей проводят с роторами, обработанными до номинальных размеров.

Статоры и роторы, прошедшие периодические испытания, использованию по назначению не подлежат.

26.7.    Сопротивление терморезисторов измеряют приборами класса точности не ниже 1,0.

При измерении сопротивления терморезисторов напряжение на зажимах цены трех последовательно соединенных датчиков не должно превышать 2,5 В постоянного тока.

26.8.    Сопротивление изоляции встроенных в двигатель терморезисторов относительно обмоток и корпуса двигателя измеряют мегомметром на 500 В по ГОСТ 21342.13-78.

26.9.    Испытание изоляции цепи терморезисторов относительно обмоток на электрическую прочность проводят аналогично испытанию изоляции между обмотками на электрическую прочность по ГОСТ 21342.18-78.

26.10.    Температуру срабатывания терморезисторов определяют в продолжительном режиме, обеспечивающем скорость нарастания температуры обмотки статора не более 2°С в минуту.

Нижний предел температуры срабатывания определяют при достижении сопротивления цепи терморезисторов значения 1650 Ом при напряжении не более 2,5 В. В этот момент двигатель отключают от сети и измеряют температуру обмотки статора по методу сопротивления. Она не должна быть менее максимально допустимой температуры для продолжительного режима.

Верхний предел температуры срабатывания определяют аналогично, но при достижении сопротивления цепи терморезисторов значения 4000 Ом при напряжении не более 7,5 В. При этом измеренная температура не должна быть выше значений 125, 140, 145, 170 и 200°С соответственно для классов изоляции А, Е, В, Г и Н.

Температуру срабатывания терморезисторов при быстром нарастании тепловых нагрузок определяют при подключенном устройстве аппарата температурной защиты для двух режимов:

стоянка под током при номинальном напряжении с холодного состояния;

работа при оборванной фазе при номинальном напряжении с холодного состояния.

В каждом из режимов в момент срабатывания устройства аппарата температурной защиты двигатель отключают от сети (автоматически или вручную) и измеряют температуру обмотки статора по методу сопротивления.

Стр. 8 ГОСТ 20424-75

Двигатели считают выдержавшими испытание, если температура срабатывания не выше значений: 180, 195, 205, 230 и 260°С соответственно для классов изоляции А, Е, В, Г и Н.

3. КОМПЛЕКТНОСТЬ

3.1.    В состав двигателя должны входить:

сердечник статора, обмотанный и обработанный по наружному диаметру;

ротор без вала, не обработанный но наружному диаметру.

К двигателям прилагается-

инструкция по монтажу и эксплуатации по ГОСТ 2.601-68;

паспорт (по заказу потребителя);

групповой ЗИП (по заказу потребителя).

4. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

4.1.    Маркировка двигателей — по ГОСТ 183-74.

4.2.    Двигатели должны упаковываться в пленочную или другую упаковку, обеспечивающую защиту его от прикосновения атмосферных осадков, пыли и резко ограничивающую проникновение водяных паров, газов, аэрозолей и брызг воды.

Упаковка должна обеспечивать возможность прочтения этикетки, упаковочного листа и т. д., содержащихся внутри упаковки без ее вскрытия.

4.3.    Маркировка тары — по ГОСТ 14192-77.

4.4.    Двигатели должны быть законсервированы по ГОСТ 9.014—78.

4.5.    Транспортирование двигателей допускается любым видом транспорта по группе условий хранения ОЖ1 ГОСТ 15150-69.

4.6.    Хранение двигателей — по группе условий хранения Л ГОСТ 15150-69. Срок хранения — один год.

5. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

5.1. Изготовитель должен гарантировать соответствие двигателей требованиям настоящего стандарта, стандартов или технических условий на конкретные типы двигателей при условии соблюдения правил транспортирования, хранения, монтажа и эксплуатации.

Гарантийный срок устанавливается 2 года со дня ввода двигателей в эксплуатацию при гарантийной наработке 10000 ч.

Редактор И. В. Виноградская Технический редактор В. Н. Прусакова Корректор Г. А. Фролова

Сдано в наб. 12.11.81 Подл, к печ. 27.11.81 0,75 п. л. 0,60 уч.-изд. л. Тир. 10000 Цена 3 коп.

Ордена «Знак Почета» Издательство стандартов, 123557, Москва. Новопресненский пер., 3 Тип. «Московский печатник». Москва, Лялин пер., 6. Зак. 1500

1

Издание официальное    Перепечатка    воспрещена

2

Переиздание (сентябрь 1981 г.) с Изменением № 1, утвержденным в июне 1981 г.; Пост. 3013, 19.06.81 (ИУС 9-81).

© Издательство стандартов, 1981

2 Зак. 1500