Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

23 страницы

396.00 ₽

Купить ГОСТ 20260-80 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает правила приемки и методы механических испытаний универсальных среднетоннажные и крупнотоннажных контейнеров по ГОСТ 18477-79

Стандарт не распространяется на авиационные, универсальные автомобильные малотоннажные и специализированные контейнеры.

 Скачать PDF

Переиздание с изменениями № 1, 2, 3

Оглавление

1 Общие положения

2 Правила приемки и методы испытаний

 
Дата введения01.01.1982
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

26.09.1980УтвержденГосударственный комитет СССР по стандартам4837
РазработанВНИИЖТ МПС
РазработанМПС России
ИзданИздательство стандартов1990 г.

Universal containers. Acceptance rules. Test methods

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

СТАНДАРТЫ

СССР


СТАНДАРТЫ СОВЕТА

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ВЗАИМОПОМОЩИ


ЕДИНАЯ

КОНТЕЙНЕРНАЯ

ТРАНСПОРТНАЯ

СИСТЕМА

ТЕХНИЧЕСКИЕ

СРЕДСТВА

КОНТЕЙНЕРНЫХ

ПЕРЕВОЗОК

СБОРНИК ЧАСТЬ 2


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ    СТАНДАРТЫ    СОВЕТА

СТАНДАРТЫ    ЭКОНОМИЧЕСКОЙ    ВЗАИМОПОМОЩИ

ЕДИНАЯ КОНТЕЙНЕРНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Часть 2

Издание официальное

Москва — 1990 ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

ГОСТ 20260-80

2.3.2.    Измерение деформаций осуществляется измерительным инструментом, предусмотренным методикой выполнения измерений, аттестованной ведомственной метрологической службой в соответствии с требованиями ГОСТ 8.010-72, с погрешностью не более 0,5 мм.

2.3.3.    Штабелирование в 3 яруса.

Контейнер, загруженный равномерно распределением по площади пола мерным грузом массой 1,8 R-T, следует устанавливать на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием на четыре подкладки размером 200X200X50 мм. Подкладки должны выступать наружу на 50 мм с боковой и торцевой сторон каждого угла контейнера. При испытании используют дополнительно два контейнера того же типоразмера или заменяют их эквивалентным грузом с формой и размерами основания, как у испытываемого контейнера. На нижний контейнер следует устанавливать строго вертикально, без смещений, два контейнера (эквивалентный груз), общая нагрузка от которых должна равномерно передаваться через опорные поверхности на испытываемый контейнер. Каждый из двух верхних контейнеров должен быть загружен мерным грузом массой 1,8 RH0M-T, равномерно распределенным по площади пола. Общая масса двух верхних груженых контейнеров (эквивалентного груза) 3,6 Rном'.

Длительность испытания — не менее 15 мин.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

2.3.4.    Подъем за рымные узлы.

Контейнер следует загружать мерным грузом общей массой 2R-T, равномерно распределенным по площади пола.

Испытание следует осуществлять подъемом контейнера за рымные узлы стропами, заканчивающимися крюками и навешиваемыми с помощью скобы (кольца) на крюк грузоподъемного устройства. Угол наклона стропов к вертикали — 30°. Подъем и опускание контейнера должны производиться плавно, т.е. без рывков, С возможно меньшими ускорениями. В поднятом положении контейнер следует удерживать на весу не менее 5 мин.

2.3.5.    Подъем вилами погрузчика.

Контейнер, загруженный равномерно распределенным по площади пола мерным грузом массой 1,25 R-T, следует поднимать на 1,2 м вилочным захватом погрузчика, вводимым в вилочные проемы в основании на 3 /4 их длины, а затем плавно опускать.

Испытание следует проводить 5 раз.

Допускается вместо подъема погрузчиком устанавливать контейнер с той же нагрузкой на две горизонтальные распо-

49

доженные на одном уровне балки шириной ио 200 мм, введенные в проемы на 3/4 длины последних. Продольные оси балок и проемов должны быть при этом совмещены.

Длительность испытания — не менее 5 мин.

2.3.6.    Сжатие основания.

Контейнер, загруженный мерным грузом массой R-T, равномерно распределенным по площади пола, следует устанавливать на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием между двумя деревянными брусками (один из которых неподвижный) таким образом, чтобы стенки контейнера длиной 2100 мм располагались между брусками. Размеры брусков 2650X100X120 мм для контейнеров типоразмеров УУК-5, У У КП-5, УУК-5 (6), УУКП-5 (6) и 1325Х100Х120 мм - для контейнеров типоразмеров УУК-3, УУК-3(5), УУКП-3(5) и УУК-5У.

К подвижному бруску прикладывают горизонтальную сжимающую силу 2 Rg, равномерно распределенную по его длине. Во истечении 5 мин контейнер подвергают сжатию в другом направлении. Для этого контейнер поворачивают вокруг вер-шкальной оси на 90°, устанавливают между брусками, имеющими размеры 2100Х 100X120 мм, и сжимают не менее 5 мин с той же силой.

(Измененная редакция, Изм. № 2,3).

2.3.7.    Нагружение торцевой и боковой стенок (дверей, их заменяющих).

Испытание следует осуществлять приложением изнутри нагрузки 0,6 (R-T)g, равномерно распределенной по площади 'каждой торцевой или боковой стенки (двери) контейнера, поочередно или к обеим противоположным стенкам одновременно. При испытании допускается установка порожнего контейнера на торцевую (боковую) стенку, опирающуюся своими четырьмя углами на четыре одинаковые подкладки по п. 2.3.3. 5 этом положении на внутреннюю поверхность торцевой (боковой) стенки следует укладывать мерный груз, создающий указанную нагрузку. Испытание двери, заменяющей вторую торцевую (боковую) стенку контейнера, допускается проводить путем загрузки контейнера мерным грузом до использования его грузоподъемности на 60% и объема на 100%. Загруженный таким образом и запертый контейнер следует повернуть вокруг нижней балки основания контейнера (под дверью) на угол 90° и установить углами дверной рамы на четыре одинаковые подкладки по п. 2.3.3. Поворот контейнера следует осуществлять плавно с возможно меньшими ускорениями.

Длительность нахождения каждой стенки (двери) под нагрузкой — не менее 5 мин.

50

ГОСТ 20260-80

2.3.8.    Нагружение крыши.

Испытание следует проводить приложением в наиболее слабом месте крыши порожнего контейнера нагрузки 3 кН, равномерно распределенной по площади прямоугольника со стронами 300Х 600 мм.

Длительность испытания — не менее 15 мин.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.3.9.    Нагружение пола и основания.

Испытание следует проводить с помощью специальной тележки или погрузчика, въезжающих внутрь контейнера и маневрирующих в нем по всей площади пола. Нагрузка на пол от каждого из двух колес тележки или каждого из двух колес передней оси погрузчика должна составлять 15 кН. Расстояние между вертикальными осями колес — 760 мм. Площадь контакта массивной резиновой шины каждого из двух колес с полом контейнера— 40 см2.

Длительность испытания — не менее 15 мин.

2.3.10.    Установка на три опоры.

Контейнер типоразмера УУК-5, УУКП-5, УУК-5 (6), УУКП-5 (6) следует устанавливать на четыре подкладки, три из которых имеют размеры, указанные в п. 2.3.3, а высота четвертой — 35 мм. Подкладку с пониженной высотой устанавливают сначала под один, а затем под другой угол под дверью.

Контейнер типоразмера УУК-3, УУК-3(5), УУКП-3 (5) или УУК-5У следует устанавливать на три подкладки одинаковой высоты по п. 2.3.3 так, чтобы один из углов йод дверью оказался на весу. Затем контейнер поднимают и подкладку под дверью переставляют под другой угол.

Длительность нахождения контейнера любого типоразмера в каждом положении — не менее 5 мин.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

2.3.11.    Установка на продольное ребро.

Контейнер следует загружать мерным грузом массой R-T, равномерно распределенным по площади пола. Далее с помощью упора и предохранительной подвески его следует устанавливать вначале на одно, а затем на другое нижнее продольное ребро так, чтобы угол наклона контейнера к горизонтальной плоскости составлял 45°. Допускается установка контейнера на продольное ребро подъемом сначала за два рыма одной боковой стенки, а затем— другой. Длительность нахождения контейнера в каждом положении — не менее 5 мин.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.3.12.    Проверку водонепроницаемости закрытых контейнеров следует проводить по п. 2.1.6.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

51

ГОСТ 20260-80

2.3.13. Проверка работоспособности запорных устройств — по п. 2.1.5 с увеличением минимального числа циклов до 50. (Введен дополнительно, Изм. № 3).

2.4. Приемочные испытания крупнотоннажных контейнеров

2.4.1.    Приточные испытания крупнотоннажных контейнеров должны включать:

штабелирование;

подъем за верхние угловые фитинги; подъем за нижние угловые фитинги;

подъем вилами погрузчика (при наличии вилочных проемов) ;

подъем за подхватные устройства для клещевых захватов, если они имеются;

продольное сжатие и растяжение основания; нагружение торцевых стенок (дверей, их заменяющих); нагуружение боковых стенок; нагружение крыши жесткой конструкции; нагружение пола и основания; поперечный перекос конструкции; продольный перекос конструкции; нагружение устройств для крепления груза; проверку работоспособности запорных устройств наработкой на отказ;

проверку светонепроницаемости (закрытых контейнеров); проверку водонепроницаемости (закрытых контейнеров и открытых с закрепленным тентом или съемной крышей). Схемы действия сил — по приложению 3 к ГОСТ 20259-80. Измерения упругих и остаточных деформаций в элементах конструкции крупнотоннажных контейнеров производят в точках, установленных Регистром СССР в разделе 3 второй части ’’Правил изготовления контейнеров’ ’. Измерения деформаций осуществляется в соответствии с требованиями п. 2.3.2.

Длительность каждого испытания — по нормам, устанавливаемым Регистром СССР.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

2.4.2.    Штабелирование.

Контейнер с мерным грузом массой 1,8 R-T, равномерно распределенным по площади пола, следует устанавливать на четыре расположенные на одном уровне горизонтальные опоры таким образом, чтобы нижние угловые фитинги контейнера полностью располагались на них без провисаний и смещений. Внешнюю вертикальную нагрузку прикладывают одновременно ко всем четырем верхним угловым фитингам или поочередно к каждой паре верхних угловых фитингов, принадлежащих од-

ГОСТ 20260—вО

ной торцовой стенке, через испытательные угловые фитинги или через башмаки, размеры которых соответствуют размерам нижних угловых фитингов контейнера. Испытательные фитинги или башмаки устанавливают по отношению к верхним угловым фитингам контейнера таким образом, чтобы охватить все возможные варианты их смещения на 25 мм в поперечном и 38 мм в продольном направлениях.

Силы, которые должны быть приложены к контейнеру при испытании, и исходные данные для их определения приведены в таблице.

Вертикальные силы, пракла-дываемые при испытании, кН

Принимаемая в расчет масса верхних контейнеров, кг

Типоразмер

контейнеров

одновременно ко всем четырем верхним угловым фитингам

поочередно к каждой паре верхних угловых фитингов, принадлежащих одной торцевой стенке

Число ярусов при штабелировании

Коэффициент

динамики

1АА, 1А, 1АХ, ICC, 1C, 1СХ

3392

1696

9

192000

1,8

ID, 1DX

, 896

448

6

50800

1,8

Примечание. Допускается увеличивать нагрузку 3392 кН до 4308 кН и 1696 кН до 2154 кН для контейнеров 1АА, 1А, 1АХ по согласованию между изготовителем и заказчиком.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

2.4.3. Подъем за верхние угловые фитинги.

При этом испытании масса груза, равномерно распределенного по площади пола, должна составлять 2 R-T. Испытание контейнеров типоразмеров 1АА, 1А, 1АХ, 1СС, 1C, 1СХ следует проводить при помощи захвата с четырьмя специальными замками, головки которых вводят в верхние отверстия верхних угловых фитингов и поворачивают на угол 90°. При подъеме нагрузки к фитингам должны быть приложены вертикально вверх. Подъем контейнера типоразмеров 1D и 1DX следует осуществлять ручными стропами, навешиваемыми при помощи одного кольца на крюк крана и заканчивающимися строповочными крюками или скобами.

S3

Крюки стропов должны вводиться в боковые отверстия угловых фитингов. Угол наклона стропов к вертикали 30°.

Подъем (опускание) следует осуществлять плавно (без рывков) , с возможно меньшими ускорениями на высоту, обеспечивающую отрыв основания контейнера от поверхности опирания и измерение максимальных деформаций.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.4.4.    Подъем за нижние угловые фитинги.

Подъем (удерживание на весу) контейнера следует осуществлять посредством стропов, заканчивающихся поворотными кулачковыми замками, вводимыми в полости нижних фитингов через их боковые отверстия. Стропы должны быть параллельны плоскостям боковых стенок и не соприкасаться с ними. Расстояние между осью каждого стропа и боковой гранью нижнего углового фитинга должно быть не более 38 мм. Углы наклона стропов к горизонтальной плоскости должны составлять 30° для контейнеров типоразмеров 1АА, 1А и 1АХ, 45° — для типоразмеров ICC, 1C и 1СХ, 60° — для типоразмеров 1D и 1DX.

Нагрузка и условия выполнения испытания — по п. 2.4.3.

2.4.5.    Подъем вилами погрузчика.

Испытания проводят плавным подъемом контейнера вилочным захватом погрузчика, а при испытании на стенде — установкой контейнера на две расположенные на одном уровне горизонтальные балки. При этом продольнве оси балок (вил) и проемов должны быть совмещены. Ширина каждой балки (вил погрузчика) — 200 мм, длина ввода в вилочные проемы —1828 ± 3 мм, считая от наружной поверхности боковой грани основания контейнера. Масса груза внутри контейнера должна составлять 1,6 R-T при испытании контейнеров типоразмеров 1D и 1DX и типоразмеров ICC, 1C и 1СХ, имеющих одну пару проемов. Для контейнеров типоразмеров ICC, 1C и 1СХ, имеющих две пары проемов, указанная масса должна составлять 1,6 R-T при испытании с использованием внешней пары проемов и 0,8 R-T — с использованием внутренней пары.

По согласованию с заказчиком до 01.01.89 допускается снижать массу груза в контейнере с 1,6 R-T, до 1,25 R-T и с 0,8 Л-Г до 0,625 R-T.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

2.4.6.    Подъем за подхватные устройства для клещевых захватов (если они имеются).

Масса груза, равномерно распределенного по площади пола, должна составлять 1,25 R-T.

Испытания контейнеров следует проводить с помощью клещевого захвата, вертикальные оси боковых лап которого должны совпадать с вертикальными осями полок подхватных

54

ГОСТ 20260-80

устройств в основании контейнера. Линейные размеры площади контакта лап и полок 32 X 254 мм.

Условия выполнения испытания — по п. 2.4.3.

2.4.7.    Продольное сжатие и растяжение основания.

Контейнер, загруженный мерным грузом массой R - Т, равномерно распределенным по площади пола, устанавливают на четыре расположенные на одном уровне горизонтальные опоры, две из которых подвижны. Закрепление контейнера на опорах (подвижных и неподвижных) следует осуществлять с помощью вводимых в нижние отверстия нижних угловых фитингов специальных замков с поворотными головками. К каждому из двух нижних угловых фитингов, закрепленных на подвижных опорах, в горизонтальной плоскости в продольном направлении следует прикладывать силу сначала в сторону контейнера (сжатие), затеи в противоположную (растяжение) таким образом, чтобы основание контейнера вместе с полом подвергалось действию суммарной силы, равной 2 Rg.

2.4.8.    Нагружение торцевых стенок (дверей, их заменяющих) .

Этому испытанию следует подвергать отдельно или одновременно торцевую стенку и дверь, заменяющую вторую торцевую стенку. У контейнера с двумя одинаковыми торцевыми стенками (дверями) испытанию допускается подвергнуть одну из них.

При испытании на стенде контейнер следует удерживать от перемещения или путем установки контейнера нижними угловыми фитингами на упоры, вводимые через их нижние отверстия, или инЫм способом.

На каждую стенку (дверь) должны действовать изнутри горизонтальные равномерно распределенные по площади силы, направленные перпендикулярно к ее поверхности. Стенка, включая балки и стойки, должна иметь возможность свободного прогиба. Нагрузка на торцевую стенку (дверь) равна 0,4 (R - Т) g или больше в размере, согласованном между изготовителем и заказчиком.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

2.4.9.    Нагружение боковых стенок.

Испытанию следует подвергать каждую боковую стенку. Допускается, если они идентичны, испытывать одну из них.

Нагрузка на боковую стенку независимо от наличия или отсутствия в ней двери должна составлять 0,6 (R-T) g или больше в размере, согласованном между изготовителем и заказчиком.

55

Испытание следует проводить так же, как по п. 2.4.8 с приложением нагрузки к каждой боковой стенке по отдельности или одновременно.

ГОСТ 20260-80

2.4.10.    Нагружение крыши жесткой конструкции.

Испытание необходимо проводить приложением в наиболее слабом месте крыши порожнего контейнера нагрузки 3 кН, равномерно распределенной по площади прямоугольника со сторонами 300 X 600 мм.

2.4.7—2.4.10. (Измененная редакция, Изм. № 2).

2.4.11.    Нагружение пола и основания.

Испытание следует проводить при помощи специальной тележки с эластичными массивными шинами или погрузчика с такими же шинами, въезжающими внутрь контейнера и маневрирующими в нем по всей площади пола.

Нагрузка на пол от каждого из двух колес тележки или от каждого из двух колес передней оси погрузчика — по 27,3 кН. Расстояние между вертикальными осями колес — 760 мм при ширине шины каждого колеса 180 мм. Площадь контакта шины каждого из двух колес с полом контейнера — не более 142 см2. При этом необходимо, чтобы все точки контакта находились внутри прямоугольника размерами 185 (параллельно оси вращения) X 100 мм.

2.4.12.    Поперечный перекос конструкции.

Порожние контейнеры типоразмеров 1АА, 1А, 1АХ, 1СС, 1C, 1СХ следует устанавливать на четыре расположенные на одном уровне горизональные опоры, по одной под каждым нижним угловым фитингом. При помощи анкерных приспособлений этих опор контейнер через нижние отверстия нижних угловых фитингов закрепляют против вертикальных и поперечных перемещений. При этом закрепление от поперечных перемещений осуществляют только в угловом фитинге, являющемся диагонально противоположным (в плоскости торцевой стенки) тому верхнему угловому фитингу, к которому прикладывают силу.

Горизонтальные силы по 150 кН должны быть приложены в поперечном направлении поочередно или одновременно к каждому верхнему угловому фитингу со стороны одной боковой стенки контейнера сначала в сторону контейнера, а затем от него. Если торцевые стенки испытывают отдельно, то от вертикальных перемещений закрепление осуществляют только в угловых фитингах испытываемой стенки.

Если у контейнера торцевые стенки идентичны по конструкции, то испытанию подвергают одну из них.

Если торцевая стенка несимметрична относительно собственной вертикальной оси, то силы должны быть приложены со стороны каждой боковой стенки поочередно.

2.4.13.    Продольный перекос конструкции.

ГОС?Г 20260-80

Порожние контейнеры типоразмеров 1АА, lA, 1АХ, 1СС, 1C, 1СХ следует устанавливать на четыре расположенные на одном уровне горизонтальные опоры, по одной под каждым нижним угловым фитингом. При помощи анкерных приспособлений этих опор контейнер через нижние отверстия угловых фитингов закрепляют против вертикальных и продольных перемещений. При этом закрепление против продольных перемещений осуществляют только в угловом фитинге, являющемся диагонально противоположным в плоскости боковой стенки тому верхнему угловому фитингу, к которому прикладывают силу. Горизонтальные силы по 75 кН должны быть приложены в продольном направлении поочередно или одновременно к каждому верхнему угловому фитингу одной торцевой стенки сначала в сторону контейнера, а затем от него.

Если у контейнера боковые стенки идентичны по конструкции, то испытанию подвергают одну из них. Если боковая стенка несимметрична относительно собственной вертикальной оси, то силы должны быть приложены со стороны каждой торцевой стенки поочередно.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.4.14.    Проверку светонепроницаемости закрытых контейнеров следует проводить по п. 2.1.4, водонепроницаемости закрытых контейнеров и открытых с закрепленным тентом или съемной крышей — по. п. 2.1.6.

2.4.15.    Нагружение устройств для крепления груза.

Испытанию подвергают по крайней мере одно устройство

каждого типа из числа имеющихся на контейнере.

К испытуемому устройству прикладывается под углом 45° к горизонтали в плоскости, перпендикулярной к тому элементу конструкции контейнера, в котором размещено данное устройство, растягивающее усилие, в 1,5 раза превышающее эксплуатационную нагрузку, т.е. усилие 30 кН — к устройствам, размещенным в основании контейнера,и 7;5 кН— на элементах конструкции стенок. По согласованию с заказчиком до 01.01.89 допускается снижать испытательную нагрузку соответственно до 15 и 5 кН.

2.4.16.    Проверка работоспособности запорных устройств — по п. 2.1.5 с увеличением минимального числа циклов до 50.

2.4.15, 2.4.16. (Введены дополнительно, Изм. № 3).

2.5. Приемо-сдаточные испытания

2.5.1 Приемо-сдаточные "Испытания проводят в объеме, предусмотренном для предварительных испытаний по пп. 2.1.2, 2.1.4 и 2.1.6. Кроме того, проверяют внешние и внутренние размеры контейнеров (длину, ширину, высоту) и рас-

ГОСТ 20260-80

стояния между рымными узлами или угловыми фитингами, установленные соответственно ГОСТ 18579-79 и ГОСТ 20527—82, а также работоспособность запорных устройств 5-кратным запиранием дверей вручную без дополнительных приспособлений. Приложенное усилие на рукоятке запора должно быть не более 150 Н.

Вместо испытания крупнотоннажных контейнеров по п. 2.1.6 разрешается проводить проверку их на непроницаемость при воздействии погоды другим способом в соответствии со второй частью "Правил изготовления контейнеров” Регистра СССР.

Количество проверок размеров среднетоннажных контейнеров — по методике, утвержденной в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм, № 2, 3).

2.5.2. Результаты приемо-сдаточных испытаний каждого контейнера должны заноситься в журнал выпуска продукции против его серийного номера.

2.6. Периодические испытания

2.6.1.    До начала периодических испытаний контейнеров, отобранных в соответствии с п. 1.10, следует проверять их собственную массу по п. 2.2.3.

2.6.2.    Периодические испытания среднетоннажных контейнеров должны включать:

подъем за рымные узлы по п. 2.3.4;

установку на три опоры по п. 2.3.10;

проверку водонепроницаемости закрытого контейнера по п. 2.1.6.

Периодические испытания контейнера типоразмера УУК-5, оборудованных угловыми фитингами по ГОСТ 18477-79, должны включать в себя, кроме того, подъем за нижние и верхние угловые фитинги по методу, принятому для контейнеров типоразмера 1D (пп. 2.4.3, 2.4.4).

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

2.6.3.    Периодические испытания крупнотоннажных контейнеров должны проводиться в объеме, установленном для приемочных испытаний (п. 2.4.1), за исключением нагружения устройств для крепления груза и проверки работоспособности запорных устройств наработкой на отказ.

(Измененная редакция, Изм, № 3).

2.6.4.    Очередность проведения испытаний на прочность и жесткость конструкции не устанавливают. Проверку водонепроницаемости закрытого контейнера и открытого с закрепленным тентом или съемной крышей следует проводить в последнюю очередь. Проверку светонепроницаемости закрытого крупнотоннажного контейнера проводят перед испыта-

58

УДК 621,869.88:006.359

Сборник стандартов "Единая контейнерная транспортная система" состоит из трех частей:

часть 1"ЕКТС. Основополагающие стандарты" часть 2 "ЕКТС. Технические средства контейнерных перевозок".

часть 3 "ЕКТС. Технические средства пакетных перевозок". В сборник включены государственные стандарты СССР и стандарты Совета Экономической Взаимопомощи, утвержденные до 1 октября 1989 г.

В государственные стандарты внесены все изменения, утвержденные до указанного срока. Текущая информация о вновь утвержденных и пересмотренных государственных стандартах и стандартах СЭВ, а также о принятых к ним изменениях публикуется в выпускаемом ежемесячно информационном указателе „Государственные стандарты СССР” и выпускаемом ежеквартально отделом стандартизации Секретариата СЭВ „Информационном указателе по стандартизации".

2003000000 — 003 Е ——————— Без объяв л.

085(02) -90

Контейнеры ISBN 5-7050-0114-2 ISBN 5-7050-0047-2

© Издательство стандартов, 1990


ГОСТ 20260-80

нием на водонепроницаемость. При возникновении аварийных ситуаций испытания прекращают.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

2.6.5. На каждый отобранный для испытаний контейнер составляют протокол, в который заносят результаты приемосдаточных испытаний и проверки собственной массы. По окончании периодических испытаний в протокол следует внести также и их результаты. Форма протокола — по приложению 9 к ГОСТ 15.001-88.

Подлинники протоколов испытаний контейнеров должны храниться на предприятии-изготовителе.

2.7. Оценка испытаний

Выдержавшими испытания следует считать контейнеры:

не имеющие нарушений сварных швов и соединений, трещин и других повреждений, а также остаточных деформаций, делающих контейнер непригодным для безопасного использования в целях, для которых он предназначен;

у которых после испытаний ни одна часть не выходит за плоскости прямоугольного параллелепипеда с размерами, равными габаритным размерам контейнера (для крупнотоннажных — за плоскости, проходящие через верхние, нижние, торцовые и боковые грани верхних и нижних угловых фитингов);

у которых не нарушено расположение верхних и нижних угловых фитингов по ГОСТ 20527-82 и рымных узлов по ГОСТ 18579-79;

не пропускающие воды при испытаниях по п. 2.1.6 (закрытые контейнеры и открытые с закрепленным тентом или съемной крышей);

имеющие свободно открываемые и закрываемые двери с запорными устройствами, беспрепятственно запирающими и отпирающими их;

соответствующие иным требованиям, содержащимся в ГОСТ 18477-79, ГОСТ 18579-79, ГОСТ 20259-80, ГОСТ 20527-82 стандартах и технических условиях на каждый типоразмер контейнера и рабочих чертежах, утвержденных в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. № 2,3).

59

Группа Д89

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ГОСТ

20260-80*

КОНТЕЙНЕРЫ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ

(CT СЭВ 2471-88) Взамен ГОСТ 20260-74

Правила приемки. Методы испытаний

Universal containers.

Acceptance rules. Test methods

ОКП 31 7710

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26 сентября 1980 г. № 4837 срок введения установлен

с 01.01.82

Проверен в 1985 г. Постановлением Госстандарта от 01.08.85 № 2449 срок действия продлен    до    01.01.92

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт устанавливает правила приемки и методы механических испытаний универсальных среднетоннажных и крупнотоннажных контейнеров по ГОСТ 18477-79.

Стандарт не распространяется на авиационные, универсальные автомобильные малотоннажные и специализированные контейнеры. Стандарт полностью соответствует международному стандарту ИСО 1496/1 и СТ СЭВ 2471-88.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В целях обеспечения и проверки соответствия универсальных контейнеров требованиям ГОСТ 18477-79, ГОСТ 18579-79, ГОСТ 20527-82 и ГОСТ 20259-80 предприятие-разработчик проводит операционный контроль при изготовлении опытных образцов контейнеров, организует и выполняет предварительные испытания опытных образцов и организует приемочные испытания опытных образцов контейнеров.

С той же целью предприятие-изготовитель проводит:

Издание официальное    Перепечатка    воспрещена

Переиздание с Изменениями № 1, 2, 3, утвержденными в марте 1983 г„ августе 1985 г., декабре 1987г.

{ИУС 7-83,11-85, 4-88).

ГОСТ 20260—SO

операционный контроль при изготовлении серийных контейнеров;

приемо-сдаточные испытания серийно-изготовляемых контейнеров;

периодические испытания серийно-изготовляемых контейнеров;

типовые испытания серийно изготовляемых контейнеров при внесении изменений в их конструкцию и технологию изготовления.

1.2.    Порядок проведения испытаний опытного образца и порядок проведения испытаний контейнеров серийного производства— по ГОСТ 15.001-88.

1.3.    При операционном контроле изготовления опытных образцов контейнеров проверяют качество изготовления, сборки и сварки основания, боковых и торцевых стенок, крыши, дверной рамы, створок дверей, рымных узлов и фитингов с угловыми стойками, верхними и нижними торцевыми и боковыми балкаод!, качество подготовки к окрашиванию внутренней и внешней поверхностей металлоконструкции, а также и качество нанесения лакокрасочных материалов по ГОСТ 9.032-74 и ГОСТ 20259-80.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

1.4.    При предварительных испытаниях проводят осмотр контейнеров, устанавливают соответствие конструкции контейнера техническому заданию и рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке, и проверяют работоспособность запорных устройств. Кроме того, у закрытых контейнеров и открытых с закрепленным тентом или съемной крышей проверяют плотность прилегания створок дверей к дверной раме и друг к другу (или откидной стенки к торцовой раме) и водонепроницаемость.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

1.5.    Число контейнеров одного типоразмера, подвергаемых предварительным и приемочным испытаниям, устанавливаемое техническим заданием, должно быть не менее двух.

1.6.    При приемочных испытаниях проверяют прочность и жесткость конструкции опытных образцов всех контейнеров и работоспособность их запорныхустройств наработкой на отказ, а также светонепроницаемость закрытых контейнеров и в о донепроницаемость закрытых контейнеров и открытых с закрепленным тентом или съемной крышей.

Приемочные испытания должны проводиться по программе, разработанной в соответствии с данным стандартом, согласованной по среднетоннажным контейнерам с головной организацией в системе МПС по разработке конструкции и применению

43

ГОСТ 20260-80

этих контейнеров, а по крупнотоннажным — с Регистром СССР.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

1.6.1.    Приемочные испытания опытных образцов среднетоннажных контейнеров проводит ведомственная комиссия при участии головной организации в системе МПС по разработке конструкции и применению этих контейнеров. При изготовлении контейнеров на предприятиях Минречфлота РСФСР в испытаниях, кроме того, должен принимать участие Речной Регистр РСФСР.

1.6.2.    Приемочные испытания опытных образцов крупно-тоннажных контейнеров должна проводить межведомственная комиссия при участии МПС и Регистра СССР.

1.7.    В состав типовых испытаний включают те методы приемочных испытаний, при которых проверяют влияние внесенных изменений в конструкцию или технологию изготовления контейнеров на их прочность, жесткость и работоспособность.

1.8.    Операционный контроль при изготовлении серийных контейнеров проводится в соответствии с нормативно-технической документацией, утвержденной в установленном порядке, и в объеме, установленном п. 1.3 для опытных образцов контейнеров.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

1.9.    Приемо-сдаточным испытаниям следует подвергать каждый серийно изготовляемый контейнер.

1.10.    Периодическим испытаниям подвергают не менее одного контейнера из пятисот контейнеров одного типоразмера.

Периодические испытания проводят по утвержденной пред-приятием-изготовителем программе, предварительно согласованной по среднетоннажным контейнерам с головной организацией в системе МПС по разработке конструкции и применению этих контейнеров и по крупнотоннажным — с Регистром СССР.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

1.11.    При неудовлетворительных результатах периодических испытании их следует проводить повторно на утроенном числе контейнеров, произвольно отбираемых из числа прошедших приемо-сдаточные испытания. Результаты повторных испытаний являются окончательными.

2. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

2.1.    Предварительные испытания

2.1.1.    Предварительные испытания по п. 1.4 осуществляют без нагружения.

ГОСТ 20260-80

2.1.2.    Осмотр контейнеров проводят с целью выявления внешних дефектов изготовления. Осмотром должно проверяться качество:

изготовления контейнера в целом и отдельных элементов его конструкции (пола, створок дверей, запорных устройств и имеющихся на них устройств для пломбирования, петель для навески створок и др.);

сварных швов—по ГОСТ 3242-79;

гибких щитков, прикрывающих пломбы и таможенные печати;

окраски и нанесения трафаретов на контейнер;

навески створок дверей и установки на них запорных устройств.

2.1.3.    При проверке размеров контейнеров осуществляют контроль размеров, установленных ГОСТ 18477-79, ГОСТ 18579—79, ГОСТ 20527-82, ГОСТ 20259-80, стандартами и техническими условиями на каждый типоразмер контейнера, техническим заданием и рабочими чертежами, утвержденными в установленном порядке. Контроль размеров должен проводиться измерительным инструментом, предусмотреннным методикой выполнения измерений, аттестованной ведомственной метрологической службой в соответствии с требованиями ГОСТ 8.010-72, с погрешностью не более 1 мм. Оформление протокола проверки размеров крупнотоннажных контейнеров производят в соответствии с приложением 3 к первой части "Руководства по техническому надзору за изготовлением контейнеров” Регистра СССР.

2.1.4.    Плотность прилегания створок дверей, имеющих эластичное уплотнение, к дверной раме и друг к другу, а также свариваемых между собой элементов конструкции закрытых контейнеров и открытых с закрепленным тентом или съемной крышей независимо от наличия или отсутствия эластичного уплотнения двери контролируют визуально, путем проверки светонепроницаемости запертого контейнера.

Плотность прилегания створок дверей без эластичного уплотнения контролируют измерением и проверкой соответствия рабочим чертежам зазоров между створками дверей и дверной рамой и высоты полок лабиринтов, служащих для отвода атмосферных осадков.

Проникание света внутрь контейнера из-за неплотного прилегания створок дверей с эластичным уплотнением к дверной раме и друг к другу или свариваемых между собой элементов конструкции закрытых контейнеров и открытых с закрепленным тентом или съемной 1фышей не допускается.

Стенды для проверки светонепроницаемости крупнотон-

ГОСТ 20260-60

нажных контейнеров должны быть одобрены Регистром СССР.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

2.1.5.    Работоспособность запорного устройства проверяют выполнением не менее чем 30 циклов, каждый из которых включает раскрытие створок двери на угол 180°, закрытие и прижатие створок двери к дверной раме, запирание двери поворотом рукоятки с обеспечением одновременного ввода верхнего и нижнего кулачков штанги в зевы кронштейна на дверной раме, накладку пломбировочной скобы на рукоятку, снятие ее с рукоятки, отпирание двери поворотом рукоятки.

Приложенное усилие на рукоятке запора, проверяемое в начале и в конце испытаний, должно быть не более 150 Н.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

2.1.6.    Водонепроницаемость закрытого среднетоннажного контейнера без эластичного уплотнения створок дверей (устойчивость к действию атмосферных осадков) проверяют поливом водой наружных поверхностей стенок, крыши и дверей запертого порожнего контейнера, а водонепроницаемость закрытого контейнера и открытого с закрепленным тентом или съемной крышей с эластичным уплотнением (устойчивость к действию атмосферных осадков и морской волны) — кроме того, поливом водой снизу наружной поверхности пола контейнера.

Полив следует производить струей воды, перемещающейся со скоростью 100 м/с и вытекающей из сопла диаметром 12,5 мм, находящегося на расстоянии 1,5 м от поливаемой поверхности. Давление внутри поливочного сопла 0,1 МПа.

Допускается одновременный полив на специальном стенде, оборудованном несколькими соплами и имеющем такие параметры и размеры, что каждый стык или шов будет подвергнут водяному давлению, не менее чем возникающему от струи, выходящей из наконечника с указанными размерами и расположением.

Струи воды должны быть направлены перпендикулярно к поливаемым поверхностям стенок и крыши контейнера. Полив дверей с эластичным уплотнением следует производить струей воды, направленной перпендикулярно к их поверхности, а без указанного уплотнения — струей воды, направленной сверху вниз под углом 30° к поливаемой поверхности.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

2.1.7.    Результаты предварительных испытаний должны оформляться актом.

2.2. Приемочные испытания

2.2.1. Очередность проведения испытаний контейнеров на прочность и жесткость конструкции — по усмотрению комис-

46

ГОСТ 20260-80

сии. Работоспособность запорных устройств следует проверять наработкой на отказ после завершения испытаний на прочность и жесткость конструкции. Испытание закрытого контейнера и открытого с закрепленным тентом или съемной крышей на водонепроницаемость следует проводить в последнюю очередь. Проверку светонепроницаемости закрытых крупнотоннажных контейнеров проводят перед испытанием на водонепроницаемость.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

2.2.2.    На каждый контейнер, подвергаемый приемочным испытаниям, заводят журнал, в который еще до начала приемочных испытаний заносят следующие данные: место проведения испытаний, краткую техническую характеристику и дату очередной проверки используемых средств, аппаратуры и приборов.

В журнале следует фиксировать состав комиссии по испытаниям, дату, время начала и окончания каждого испытания, результаты измерения деформаций под нагрузкой и после снятия ее, нарушения сварных швов и соединений и другие дефекты, если они возникли при испытании.

По материалам, зафиксированным в журнале, комиссия составляет протокол по ГОСТ 15.001-88. Заключение комиссии заносят в журнал.

(Измененная редакция, Изм. № 3),

2.2.3.    До начала приемочных испытаний устанавливают собственную массу контейнера. При отсутствии весоизмерительного прибора на испытательном стенде применяемые весы должны иметь предел взвешивания не более Юти погрешность, не превышающую установленную для весов данного типа.

2.2.4.    Приемочные испытания должны быть прекращены при возникновении аварийной ситуации. В остальных случаях, независимо от результатов предыдущих испытаний, их продолжают до полного завершения.

2.2.5.    Испытания среднетоннажных контейнеров рекомендуется, а крупнотоннажных — следует проводить на специальных стендах, обеспечивающих возможность создания нагрузок, согласно приложениям 2 и 3 к ГОСТ 20250-80 и требованиям настоящего стандарта.

2.2.6.    При испытаниях для обеспечения равномерного распределения нагрузки на пол, стенки и крышу контейнера допускается использовать мерный груз. Форма и размеры единицы груза должны быть такими, чтобы обеспечивалось равномерное размещение груза по всей площади пола контейнера, а объемная масса мерного груза должна быть достаточной для создания требуемых нагрузок. Каждая единица мерного

47

ГОСТ 20260-80

груза должна быть протарирована и иметь неповрежденные надписи.

2.2.7.    Принимаемые при испытаниях нагрузки следует выражать через максимальную массу брутто контейнера R (кг), его собственную массу Т (кг), ускорение силы тяжести g, равное 9,81 м/с2, и измерять в ньютонах.

Примечание. При испытании среднетоннажных контейнеров на штабелирование внешняя нагрузка определяется через номинальную массу брутто ЯНом (кг) •

(Измененная редакция, Изм. № 3).

2.2.8.    Протокол приемочных испытаний опытных образцов крупнотоннажных контейнеров следует вести согласно приложению 3 к первой части ’Туководства по техническому наздору за изготовлением контейнеров” Регистра СССР.

2.3. Приемочные испытания среднетоннажных контейнеров

2.3.1. Приемочные испытания среднетоннажных контейнеров должны включать:

штабелирование в 3 яруса; подъем за рымные узлы; подъем вилами погрузчика; сжатие основания;

нагружение стенок (дверей, заменяющих их); нагружение крыши сосредоточенной нагрузкой; нагружение пола и основания; установку на три опоры; установку на продольное ребро;

проверку работоспособности запорных устройств наработкой на отказ;

проверку водонепроницаемости (закрытых контейнеров). Схемы действия сил — по приложению 2 к ГОСТ 20259-80. Контейнеры типоразмера УУК-5, оборудованные угловыми фитингами по ГОСТ 18477-79, подвергают, кроме того, подъему за нижние и верхние угловые фитинги по методу, принятому для контейнеров типоразмера 1D.

При испытаниях среднетоннажных контейнеров измеряют остаточные прогибы в продольных и поперечных балках основания и верхней рамы, в угловых стойках и стойках дверной рамы, а также выпучины в обшивке стенок и створок дверей.

Примечание. Испытание на сжатие основания среднетоннажных контейнеров является н еобязательным и проводится только по требованию приемочной комиссии.

(Измененная редакция, Изм. № 2,3).

48