Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

65 страниц

563.00 ₽

Купить ГОСТ 18837-89 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Применяется к ремням безопасности и удерживающим системам, устанавливаемым в механических транспортных средствах, имеющих три колеса и более, и предназначенным для индивидуального пользования лицами, имеющими телосложение взрослого человека, занимающими сиденья, которые расположены в направлении движения

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Определения

3 Заявка на официальное утверждение

4 Надписи

5 Официальное утверждение

6 Спецификации

     6.1 Общие спецификации

     6.2 Жесткие части

     6.2.1 Общие положения

     6.2.2 Пряжка

     6.2.3 Устройство для регулировки ремня

     6.2.4 Детали крепления

     6.2.5 Втягивающие устройства

     6.2.5.1 Втягивающие устройства, отпирающиеся вручную

     6.2.5.2 Автоматически запирающиеся втягивающие устройства

     6.3 Лямки

     6.3.1 Общие положения

     6.3.2 Прочность после выдерживания в условиях комнатной температуры и влажности

     6.3.3 Прочность после выдерживания в особых условиях

     6.4 Комплект ремня или удерживающей системы

     6.4.1 Динамическое испытание

     6.4.2 Прочность после испытания на истирание

7 Испытания

     7.1 Использование образцов, представленных на официальное утверждение типа ремня или удерживающей системы

     7.2 Испытание на коррозионную стойкость

     7.3 Испытание на проскальзывание

     7.4 Выдерживание лямок при определенных условиях и испытание на разрыв (статическое)

     7.4.1 Выдерживание лямок перед испытанием на разрыв

     7.4.1.1 Выдерживание в условиях комнатной температуры и влажности

     7.4.1.2 Выдерживание в условиях солнечной радиации

     7.4.1.3 Выдерживание на холоде

     7.4.1.4 Выдерживание в тепле

     7.4.1.5 Выдерживание в воде

     7.4.1.6 Испытание на истирание

     7.4.2 Испытание на разрыв лямки (статическое)

     7.5 Испытание элементов комплекта ремня, включающих жесткие части

     7.6 Дополнительные испытания для ремней безопасности с втягивающими устройствами

     7.6.1 Прочность механизма втягивающего устройства

     7.6.2 Запирание аварийно запирающихся втягивающих устройств

     7.6.3 Испытание на пылестойкость

     7.7 Динамические испытания комплекта или удерживающей системы

     7.8 Испытание на открывание пряжки

     7.9 Протокол испытания

8 Модификация типа ремня безопасности или удерживающей системы

9 Соответствие производства

10 Взыскания, налагаемые за несоответствие производства

11 Окончательное прекращение производства

12 Инструкции

13 Названия и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для официального утверждения и административных органов

14 Переходные положения

Приложение 1 (обязательное) Название административного органа

Приложение 2 (обязательное) Схемы официального утверждения

Приложение 3 (обязательное) Схема установки для испытания на прочность механизма втягивающего устройства

Приложение 4 (обязательное) Схема установки для проверки срабатывания аварийно запирающихся устройств

Приложение 5 (обязательное) Схема устройства для испытания на пылестойкость

Приложение 6 (обязательное) Описание тележки, сиденья, несъемных элементов для крепления ремня и стопорного устройства

Приложение 7 (обязательное) Описание манекена

Приложение 8 (обязательное) Координаты кривой замедления тележки в зависимости от времени

Приложение 9 (обязательное) Инструкции

Приложение 10 (обязательное) Испытания пряжки, общей для двух ремней

Приложение 11 (обязательное) Испытание на истирание и проскальзывание

Приложение 12 (обязательное) Испытание на коррозионную стойкость

Приложение 13 (обязательное) Порядок проведения испытаний

 
Дата введения01.01.1990
Добавлен в базу01.10.2014
Завершение срока действия01.01.2002
Актуализация01.01.2019

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

29.06.1989УтвержденГосударственный комитет СССР по стандартам2255
ИзданИздательство стандартов1989 г.
РазработанЭТПО Эстпром

Uniform provisions concerning the approval of safety belts and restraint systems for adult occupants of powerdriven vehicles

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ РЕМНЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ И УДЕРЖИВАЮЩИХ СИСТЕМ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ ПАССАЖИРОВ И ВОДИТЕЛЕЙ МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

20 коп. БЗ 6—89/504

ГОСТ 18837-89 (Правила № 16 ЕЭК ООН)

Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ РЕМНЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ И УДЕРЖИВАЮЩИХ СИСТЕМ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ ПАССАЖИРОВ И ВОДИТЕЛЕЙ МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

ГОСТ 18837-89 (Правила № 16 ЕЭК ООН)

- 1 93'0

Издание официальное

М о г к :: J

го устройства на транспортных средствах этой категории запрещено.

5.5.    В приложении 2 приведены в качестве примера схемы знака официального утверждения.

5.6.    Обозначения, предусмотренные в п. 5.4, должны быть четкими и нестираемыми и либо надежно наноситься, либо с помощью этикетки, либо проставляться непосредственно на лямке. Этикетка или маркировка должны быть износостойкими.

5.7.    Этикетки, упомянутые выше в п. 5.S, могут выдаваться либо органом, предоставившим официальное утверждение, либо с его разрешения — заводом-изготовителем.

6. СПЕЦИФИКАЦИИ

6.1.    Общие спецификации

6.1.1.    Каждый образец, представленный в соответствии с пп. 3.2.2—3.2.5, должен соответствовать следующим спецификациям:

6.1.2.    Ремень или удерживающая система должны быть сконструированы и изготовлены таким образом, чтобы при их правильном креплении н использовании обеспечивалось их надлежащее действие и чтобы они уменьшали опасность телесных повреждений в случае дорожно-транспортного происшествия.

6.1.3.    Лямки ремня не должны принимать такую форму, которая может оказаться опасной.

6.2. Жесткие части

6.2.1.    Общие положения

6.2.1.1.    Все жесткие части ремня безопасности (пряжки, регулирующие приспособления, детали крепления и т. д.) не должны иметь острых углов, которые могут приводить к износу или разрыву лямок в результате трения.

6.2.1.2.    Все элементы комплекта ремня, подверженные воздействию коррозии, должны быть надлежащим образом защищены от нее. После проведения испытания на сопротивляемость коррозии в соответствии с п. 7.2, не допускается никаких изменений, которые могли бы повредить правильному функционированию приспособления, а также следов коррозии, которая может быть обнаружена квалифицированным наблюдателем при осмотре частей невооруженным глазом.

6.2.1.3.    Жесткие части, предназначенные для поглощения энергии или для несения или передачи нагрузки, не должны быть крупными.

6.2.1.4.    Жесткие части и элементы ремня безопасности, изготовленные из пластмассы, располагают и устанавливают таким образом, чтобы при нормальном использовании они не могли попасть под передвижное сиденье или в дверь транспортного сред-

ГОСТ 18837-89 С. 9

ства. Если какие-либо из этих элементов и частей не удовлетворяют этим условиям, их испытывают на хладостойкость, по описанному в п. 7.5.4 методу. После испытания при обнаружении видимых трещин в пластмассовом покрытии или держателе жесткого элемента пластмассовый элемент целиком снимается, а оставшаяся часть конструкции оценивается с точки зрения надежности. Если оставшаяся часть конструкции по-прежнему удовлетворяет требованиям безопасности или не обнаружено никаких видимых трещин, комплект подвергается дальнейшим испытаниям, предписанным в пп. 6.2.2, 6.2.3 и 6.4.

6.2.2. Пряжка

6.2.2.1.    Пряжка должна быть сконструирована таким образом, чтобы исключалась возможность неправильного пользования. Это означает, в частности, что в силу своей конструкции пряжка не может находиться в частично застегнутом положении. Способ открывания пряжки должен быть простым. В тех местах, где пряжка соприкасается с пользователем, ширина зоны такого контакта не должна быть меньше 46 мм.

6.2.2.2.    Даже если лямка не натянута, пряжка должна оставаться застегнутой независимо от положения транспортного средства. Не допускается возможность открывания пряжки неожиданно, случайно или с приложением усилия менее 1 даН. Пряжка должна быть сконструирована таким образом, чтобы ею можно было легко пользоваться и держать рукой, а также открывать простым движением руки в одном направлении при отсутствии нагрузки и при нагрузке, указанной в п. 7.8.2. Кроме того, если комплект ремня предназначен для переднего крайнего сиденья, должна также предусматриваться возможность его застегивания простым движением руки пользователя в одном направлении. Пряжка должна растегиваться нажатием кнопки или аналогичного устройства. Проекция поверхности, на которую производится нажатие, когда кнопка находится в разомкнутом положении, на плоскость, перпендикулярную первоначальному направлению движения кнопки, должна иметь следующие размеры: для утопленных кнопок — площадь не менее 4,5 см2 при ширине не менее 15 мм; для неутопленных кнопок — площадь не менее 2,5 см2 при ширине не менее 10 мм. Поверхность размыкающего элемента должна быть окрашена в красный цвет. Никакие другие части пряжки не должны быть окрашены в этот цвет.

6.2.2.3.    Пряжка должна нормально функционировать после испытания, указанного в п. 7.5.3.

6.2.2.4.    Пряжка должна выдерживать повторные операции и до динамического испытания, указанного в п. 7.7 должна подвергнуться 5000 циклам открывания и закрывания в условиях нормальной эксплуатации.

С 10 ГОСТ 18837-89

6.2.2.5.    Усилие, необходимое для открывания пряжки во время испытания в условиях, предусмотренных в п. 7.8, не должно превышать 6 даН.

6.2.2.6.    Пряжка должна подвергаться испытаниям на прочность в соответствии с и. 7.5.1 и в надлежащих случаях с п. 7.5.5. Она не должна разрушаться, сильно деформироваться или открываться под действием предписанной нагрузки.

6.2.2.7.    Если конструкция пряжки включает элемент, общий для двух комплектов, она должна также выдерживать испытания на прочность и на открывание пряжки, описанные в пп. 7.7 и 7.8, при таком положении, когда часть пряжки, принадлежащая одному комплекту, сцеплена с соответствующей частью другого комплекта, если такой способ пряжки возможен при ее использовании.

6.2.3. Устройство для регулировки ремня

6.2.3.1.    Надетый пользователем ремень безопасности должен либо регулироваться автоматически, либо иметь такую конструкцию, чтобы ручное регулирующее приспособление было легко доступным для сидящего пользователя и обеспечивало удобную и легкую регулировку. Оно должно также допускать затягивание ремня одной рукой в зависимости от телосложения пользователя и от положения сиденья транспортного средства.

6.2.3.2.    Два образца каждого устройства для регулирования ремня должны пройти испытания в соответствии с требованиями п. 7.3. Проскальзывание ремня не должно превышать 25 мм для каждого образца регулирующего устройства, а суммарное проскальзывание для всех регулирующих устройств не должно превышать 40 мм.

6.2.3.3.    Все регулирующие устройства должны быть подвергнуты испытаниям на прочность в соответствии с положениями п. 7.5.1. Они не должны разрушаться или отрываться под действием предписанной нагрузки.

6.2.3.4.    При испытании в соответствии с п. 7.5.6 усилие, необходимое для приведения в действие любого регулируемого вручную устройства, не должно превышать 5 дан.

6.2.4.    Детали крепления

Детали крепления должны подвергаться испытаниям на прочность в соответствии с пп. 7.5.1 и 7.5.2. Они не должны разрушаться или открываться под действием предписанной нагрузки.

6.2.5.    Втягивающие устройства

Втягивающие устройства должны быть подвергнуты испытаниям, включая испытания на прочность, предписанные в пп. 7 5.1 и 7.5.2. Эти требования не распространяются на неблокирующие-ся втягивающие устройства.

6.2.5.1. Втягивающие устройства, отпирающиеся вручную

ГОСТ 18837-89 С. IIs

6.2.5.1.1.    Лямка ремня безопасности со втягивающим устройством, отпирающимся вручную, должна перемещаться не более чем на 25 мм между точками запирания втягивающего устройства.

6.2.5.1.2.    Лямка ремня безопасности должна извлекаться из втягивающего устройства, отпирающегося вручную, на 6 мм своей максимальной длины, когда к лямке в обычном направлении вытягивания приложена сила 1,4—2,2 даН.

6.2.5.1.3.    Лямку извлекают из втягивающего устройства и затем методом, описанным в п. 7.6.1, вновь втягивают 5000 раз. Втягивающее устройство подвергается затем испытаниям на коррозионную стойкость (п. 7.2) и на пылестойкость (п. 7.6.3). Затем производят еще 5000 циклов вытягивания и втягивания. После упомянутых испытаний втягивающее устройство должно функционировать надлежащим образом и по-прежнему удовлетворять требованиям пп. 6.2,5.1.1 и 6.2.5.1.2.

6.2.5.2. Автоматически запирающиеся втягивающие устройства

6.2.5.2.1.    Лямка ремня безопасности с автоматически запирающимся втягивающим устройством, регулирующим ее длину» должна перемещаться не более чем на 30 мм между точками запирания втягивающего устройства. После перемещения пользователя назад ремень безопасности должен либо оставаться в своем первоначальном положении, либо возвращаться в это положение автоматически при последующем перемещении пользователя вперед.

6.2.5.2.2.    Если втягивающее устройство является частью поясного ремня, то сила втягивания должна быть не менее 0,7 даН при измерении на свободной длине между манекеном и втягивающим устройством в соответствии с п. 7.6.4. Если втягивающее устройство является частью элемента, удерживающего верхнюю часть туловища, то сила втягивания лямки должна быть 0,2— 0,7 даН при аналогичном способе измерения. Если лямка проходит через направляющий кронштейн, силу втягивания измеряют на свободной длине между манекеном и направляющим устройством или роликом. Если в комплект входит устройство, которое, будучи управляемым вручную или автоматически, предотвращает полное втягивание лямки, то таким устройством не следует пользоваться при определении силы втягивания.

6.2.5.2.3.    Лямка извлекается из втягивающего устройства и затем методом, описанным в п. 7.6.1, вновь втягивается 5000 паз. Втягивающее устройство, включая лямку, намотанную на барабан, подвергается испытанию на коррозионную стойкость, описанному в п. 7.2 н затем испытанию на пылестойкость, описанному в п. 7.6.3. Затем следует совершить еще 5000 циклов вытягивания и втягивания. После вышеупомянутых испытаний втягивающее устройство должно функционировать надлежащим образом и по-

прежнему удовлетворять требованиям, изложенным в пп. 6.2.5.2.1 и 6.2.5.2.2.

6.2.5.3. Аварийно-запирающиеся втягивающие устройства

6.2.5.3.1.    Аварийно запирающееся втягивающее устройство при испытаниях, предписанных в п. 7.6.2, должно удовлетворять условиям, приведенным в пп. 6.2.5.3.1.1—6.2.5.3.1.5.

6.2.5.3.1.1.    Запирание должно происходить в том случае, когда замедление транспортного средства достигает 0,45 g{ для втягивающих устройств типа 4 и менее 0,85 g для втягивающих устройств типа 4N.

6.2.5.3.1.2.    Оно не должно запираться при ускорении лямки, измеряемом в направлении ее вытягивания, меньшем 0,8# для втягивающих устройств типа 4 и меньшем 1,0 g — для втягивающих устройств типа 4N.

6.2.5.3.1.3.    Оно не должно запираться в том случае, когда его чувствительный элемент наклонен под углом 12° или менее в любом направлении относительно исходного положения, указанного заводом-изготовителем.

6.2.5.3.1.4.    Оно должно запираться, когда его чувствительный элемент находится под углом более 27° для втягивающих устройств liina 4 и 40° — для втягивающих устройств типа 4N в любом направлении относительно исходного положения, указанного заводом-изготовителем.

6.2.5.3.1.5.    Если действие втягивающего устройства зависит от внешнего сигнала или внешнего источника энергии, его конструкция должна обеспечивать автоматическое запирание втягивающего устройства при неисправности этого источника энергии или прекращении подачи сигнала.

6.2.5.3.2.    Аварийно запирающее втягивающее устройство с множественной чувствительностью должно удовлетворять требованиям пп. 6.2.5.3.1.1—6.2.5.3.1.5 при испытании в соответствии с п. 7.6.2. Кроме того, если одна из чувствительностей относится к вытягиванию лямки, запирание должно происходить при ускорении более 1,5 g для втягивающих устройств типа 4 и более 2,0 g— для втягивающих устройств типа 4N, измеренном в направлении вытягивания лямки.

6.2.5.3.3. При испытаниях, упомянутых в пп. 6.2.5.3.1    и 6.2.5.3.2, вытягивание лямки, которое может произойти до запирания втягивающего устройства, не должно превышать 50 мм на длине, указанной в п. 7.6.2.1. При испытании, упомянутом в п. 6.2.5.3.1.2, запирание не должно происходить при вытягивании лямки на 50 мм на длине, указанной в п. 7.6.2.1.

6.2.5.3.4.    Если втягивающее устройство является частью поясного ремня, сила втягивания лямки должна быть не менее 0,7 даН 1

ГОСТ 18837-89 С. 1»

при ее измерении на свободной длине между манекеном и втягивающим устройством в соответствии с п. 7.6.4. Если втягивающее устройством является частью элемента, удерживающего верхнюю часть туловища, сила втягивания лямки должна быть 0,2—0,7 даН при аналогичном способе измерения. Если лямка проходит через направляющий кронштейн, силу втягивания измеряют на свободной длине между манекеном и направляющим кронштейном. Если в комплект входит устройство, которое будучи управляемым вручную или автоматически, предотвращает полное втягивание лямки, таким устройством не следует пользоваться при определении силы втягивания.

6.2.5.3.5. Лямку извлекают из втягивающего устройства и вновь втягивают 40000 раз (п. 7.6.1).

Втягивающее устройство испытывают на коррозионную стойкость (п. 7.2) и затем на пылестойкость (п. 7.6.3). Затем следует совершить еще 5000 циклов (что в целом составляет 45000 циклов). После этих испытаний втягивающее устройство должно функционировать надлежащим образом и по-прежнему удовлетворять требованиям пп. 6.2.5.3.1—6.2.5.3.4.

6.3. Лямки

6.3.1.    Общие положения

6.3.1.1.    Характеристики лямок должны быть такими, чтобы обеспечивать равномерное распределение давления на теле пользователя по всей их ширине и чтобы они не скручивались даже под напряжением. Они должны обладать способностью поглощения и рассеивания энергии. Края лямки должны быть заделаны и не истираться при пользовании.

6.3.1.2.    Под нагрузкой в 980 даН ширина лямки должна быть не менее 46 мм. Это измерение должно проводиться без остановки машины во время испытания на разрыв (п. 7.4.2).

6.3.2.    Прочность после выдерживания в условиях комнатной температуры и влажности

Для обоих образцов лямок, подвернутых выдерживанию в соответствии с п. 7.4.1.1, разрывная нагрузка лямки, определенная в соответствии с п. 7.4.2, должна быть не менее 1470 даН. Разность разрывных нагрузок образцов не должна превышать 10% большей разрывной нагрузки.

6.3.3.    Прочность после выдерживания в особых условиях

Для обоих образцов лямок, подвернутых выдерживанию в соответствии с п. 7.4.1 (за исключением подпункта 7.4.1.1), разрывная нагрузка лямки должна быть не менее 75 % средней разрывной нагрузки, определенной при испытании, упомянутым в п. 6.3.2, и не должна быть менее 1470 даН. Проводящая испытания техническая служба может отменить одно или несколько таких испытаний, если эти испытания являются излишними, учиты-

С. 14 ГОСТ 18637-89

вая состав используемого материала или имеющуюся информацию.

6.4. Комплект ремня или удерживающей системы

6.4.1.    Динамическое испытание

6.4.1 Л. Комплект ремня или удерживающая система должны быть подвергнуты динамическому испытанию в соответствии с п. 7.7.

6.4.1.2.    Динамическое испытание проводят на двух комплектах, не подвергавшихся ранее никаким нагрузкам; если комплект является частью удерживающей системы, динамическому испытанию подвергают удерживающую систему, предназначенную для одной группы сидений и не подвергавшуюся ранее никаким нагрузкам. Пряжки подлежащих испытанию комплектов ремней должны удовлетворять требованиям п. 6.2.2.4.

6.4.1.2.1.    Ремни безопасности подвергают испытанию на коррозионную стойкость (п. 7.2), после чего пряжки подвергают 500 дополнительным циклам открывания и закрывания в условиях нормальной эксплуатации.

6.4.1.2.2.    Ремни безопасности с втягивающим устройством подвергают испытаниям по п. 6.2.5.2 или п. 6.2.5.3. Если было проведено испытание втягивающего устройства на коррозионную стойкость в соответствии с п. 6.4.1.2.1. ранее, это испытание повторно можно не проводить.

6.4.1.3.    При проведении этого испытания должны быть выполнены требования пп. 6.4.1.3.1, 6.4.1.3.2.

6.4.1.3.1.    Никакой элемент комплекта ремня или удерживающей системы, обеспечивающий надлежащее положение пользователя, не должен быть разрушен. Не допускается также открывание пряжек или проскальзывание в системе замыкания или в системе перемещения.

С.4.1.3.2. Перемещение манекена в направлении движения должно составлять от 80 до 200 мм на уровне таза для поясных ремней. Для других типов ремней перемещение вперед должно составлять от 80 до 200 мм на уровне таза и от 100 до 300 мм на уровне грудной клетки. Эти перемещения определяют по отношению к контрольным точкам, указанным на рис. 6 приложения 7.

6.4.1.4.    При испытании удерживающей системы:

6.4.1.4.1.    Перемещение исходной точки на грудной клетке может превышать значение, указанное в п. 6.4.1.2.2., если на основе расчетов либо дальнейшего испытания может быть доказано, что никакой элемент корпуса или головы человека, на котором проводится динамическое испытание, не прикоснется при этом к какой-либо жесткой части транспортного средства, расположенной спереди, за исключением прикосновения грудной клетки к рулевому колесу, если последнее удовлетворяет требованиям Правил

ГОСТ 18837-89 С. 15

№ 12, и при условии, что такой контакт происходит на скорости не более 24 км,ч. При оценке выполнения этого требования положение сиденья принимают таким, как указано в п. 7.7.1.5.

6.4.1.4.2.    Необходимо, чтобы после проведения динамического испытания на транспортных средствах, в которых применяют подобные устройства, можно было по-прежнему вручную приводить в действие систему перемещения и блокирования, позволяющую пассажирам, находящимся на любых сиденьях, покинуть транспортное средство.

6.4.2.    Прочность после испытания на истирание

6.4.2.1.    Для обоих образцов, подготовленных в соответствии с п. 7.4.1.6, прочность на разрыв определяется согласно пп. 7.4.2 и 7.5. Она должна составлять не менее 75% средней прочности на разрыв, определенной при испытаниях на не подвергающихся трению лямках, и не должна быть меньше минимальной нагрузки, указанной для данного испытываемого элемента. Различие прочности па разрыв двух образцов не должно превышать 20 % наибольшей из измеренных величин. Испытания на прочность на разрыв типов 1 и 2 проводится только на образцах лямки (п. 7.4.2).

Испытание на прочность на разрыв типа 3 проводят на образце лямки ремня вместе с присоединенным металлическим элементом (п. 7.5).

6.4.2.2.    Элементы комплекта ремня, подлежащие испытанию на истирание приведены в таблице.

Для каждого испытания используют новый образец. 2

Элементы комплекта ремня

Испытание I

Испытание 2 1

Испьы.ние 3

I

Детали крепления

Направляющий кронштейн

X

Скоба пряжки

X

X

Регулирующее устройство

X

\

X

Элементы, пришитые к лямке

[

'

X

Примечание. Знаком «X» обозначены типы испытаний, которым могут

подвергаться элементы комплекс ремня.

С. 16 ГОСТ 18837-89

ки, проверки ремня на коррозионную стойкость, проверки работы втягивающего устройства и испытания пряжки на открывание после динамического испытания необходимы два ремня или две удерживающие системы. Один из двух комплектов используют для осмотра ремня или удерживающей системы.

7.1.2.    Для проверки пряжки и испытания на прочность пряжки, креплений, приспособлений для регулировки ремня в случае необходимости втягивающих устройств необходим один комплект ремня или одна удерживающая система.

7.1.3.    Для проверки пряжки и испытания на проскальзывание *и истирание необходимы два ремня или две удерживающие системы. На одном из этих образцов проверяют работу приспособленная для регулировки ремня.

7Л.4. Для испытания на прочность лямки на разрыв используют образец лямки. Часть этого образца следует хранить до тех пор, пока действует официальное утверждение.

7.2. Испытания на коррозионную стойкость

7.2.1.    Полный комплект привязного ремня помещают в испытательную камеру (приложение 12). Если в комплект входит втягивающее устройство, лямка должна быть вытянута на полную длину минус (300±3) мм. Выдерживают в коррозионной среде ♦непрерывно в течение 50 ч за исключением кратких перерывов, которые могут быть необходимыми, например, для проверки и пополнения солевого раствора.

7.2.2.    После выдерживания в коррозионной среде комплект осторожно промывают или погружают в чистую проточную воду с температурой не выше 38 °С для удаления отложений солей, которые могут образоваться, затем просушивают при комнатной температуре в течение 24 ч, после чего производят осмотр в соответствии с п. 6.2.1.2.

7.3. Испытание на проскальзывание (см. черт. 3 приложения И)

7.3.1.    Образцы, подвергаемые испытанию на проскальзывание, выдерживают не менее 24 ч в атмосфере с температурой (20±5)°С и относительной влажностью (65±5)%. При проведении испытания температура должна быть не менее 15 и не более 30 °С.

7.3.2.    Свободный конец регулирующего устройства должен располагаться на испытательном стенде так, чтобы он был направлен либо вверх, либо вниз, как на транспортном средстве.

7.3.3.    К нижнему концу части лямки прикрепляют гирю весом в 5 даН. Другой конец приводят в возвратно-поступательное движение с общей амплитудой (300±20) мм (см. чертеж).

7.3.4.    Если имеется свободный конец, его ни в коем случае не ■ следует прикреплять или прижимать к лямке, находящейся под нагрузкой.

7.3.5.    Следует обеспечить, чтобы на испытательном стенде лямка, выходящая из регулирующего устройства, принимала в ос-

ГОСТ 18837-89 С. 17.

лабленном положении форму плавной кривой, как на транспортном средстве. Нагрузка в 5 даН, прилагаемая на испытательном стенде, должна быть направлена вертикально таким образом* чтобы не допустить раскачивания гири или скручивания ремня. Гирю весом 5 даН следует крепить к предусмотренной на ремне жесткой части.

7.3.6.    Перед началом фактического испытания проводят 20 циклов, чтобы самозатягивающаяся система пришла в надлежащее положение.

7.3.7,    Производится 1000 циклов с частотой 0,5 цикла в секунду и общей амплитудой (300±20) мм. Нагрузку в 5 даН прилагают лишь в течение времени, соответствующего перемещению на. (100±20) мм для каждого полупериода.

7.4. Выдерживание лямок при определенных условиях и испытание на разрыв (статическое)

7.4.1.    Выдерживание лямок перед испытанием на разрыв

Образцы, вырезанные из лямки, упомянутой в п. 3.2.4, следует выдерживать в условиях пп. 7.4.1.1 и 7.4.1.2.

7.4.1 Л. Выдерживание в условиях комнатной температуры и

влажности

Лямку выдерживают не менее 24 ч в среде с температурой (20±5)°С и относительной влажностью (65±5) %. Если испытание не проводят сразу после выдерживания, отобранный образец помещают до начала испытания в герметически закрытый сосуд. Разрывную нагрузку определяют не позже чем через 5 мин после того, как образец был взят из указанной среды или из сосуда.

7.4.1.2.    Выдерживание в условиях солнечной радиации

7.4.1.2.1.    Применяют предписания, содержащиеся в рекомендации ISO 105-В02 (1978). Лямку выставляют на солнечный свет на время, необходимое для выцветания типового синего образца № 7 до появления контраста, соответствующего № 4 серой шкалы.

7.4Л.2.2. После этого испытания лямку выдерживают не менее 24 ч в среде с температурой (20±5) °С и относительной влажностью (65±5)%. Если испытание проводят не сразу после выдерживания, образец помещают до начала испытания в герметически закрытый сосуд. Прочность на разрыв определяют не позже чем через 5 мин после извлечения образца из кондиционной камеры.

7.4.1.3.    Выдерживание на холоде

7.4Л.ЗЛ. Лямку помещают не менее чем на 24 ч в среду с температурой (20±5)°С и относительной влажностью (0Г>±ё)%.

7.4.1.3.2.    После этого лямку помещают на 1,5 ч на ровную поверхность в холотильной камере с температурой воздуха { —30±

С 18 ГОСТ 18837-89

±5)°С. Затем лямку сгибают и на место изгиба устанавливают гирю массой в 2 кг, которая предварительно охлаждается до (—30±5) °С. После выдержки лямки под нагрузкой в течение 30 мин в той же холодильной камере гирю снимают, и в течение 5 мин после извлечения лямки из холодильной камеры определяют разрывную нагрузку.

7.4.1.4.    Выдерживание в тепле

7.4.1.4.1.    Лямки помещают на 3 ч в нагревательную камеру

с температурой (60±5)°С и относительной влажностью (65±5)%.

7.4.1.4.2.    Разрывную нагрузку определяют в течение 5 мин после извлечения лямки из нагревательной камеры.

7.4.1.5.    Выдерживание в воде

7.4.1.5.1.    Лямку полностью погружают на 3 ч в дистиллированную воду при температуре (20±5) °С с добавлением небольшого количества смачивающей добавки. Можно использовать любую смачивающую добавку, подходящую для испытываемой ткани.

7.4.1.5.2.    Разрывную нагрузку определяют не позже чем через 10 мин после извлечения лямки из воды.

7.4.1.6.    Испытание на истирание

7.4.1.6.1.    Испытание на истирание проводят на каждом устройстве, в котором лямка прикасается к какому-либо жесткому элементу ремня, за исключением регулирующих устройств, подвергающихся испытанию на проскальзывание (п. 7.3). Если проскальзывание лямки не превышает половины указанной величины, испытание на истирание типа 1 (п. 7.4.1.6.4.1) не проводят. Установка на испытательное устройство должна приблизительно соответствовать положению лямки относительно поверхности контакта.

7.4.1.6.2.    Образцы выдерживаются в течение не менее 24 часов в атмосфере с температурой (20±5) °С и относительной влажностью (65±5)%. Испытание проводят при температуре не ниже 15 и не выше 30 °С.

7.4.1.6.3.    К приведенной таблице указаны общие условия для каждого испытания.

Тли лет/;алия

Нагрузка,

даН !

| Частота. Гц !

1 1

Число

НИКЛОВ 1

X пд мм

Испытание 1

2,5

1

0,5 ;

5000

30.0 20

Испытание 2

Q>5

0,5 ;

; 45С£:>

ЗТ> 20

Испытание 3*

0-5

0,5

i

1

!

(

1

* См. п. 7 4 1.6.4 3.

Примечание. Ход представляет собой амплитуду вотвратио-го:ту л а дельного движения лямки.

УДК 685.22—78:629.114(083.74)

Группа Д25

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ГОСТ

18837—89

(Правила № 16 ЕЭК ООН)

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ РЕМНЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ И УДЕРЖИВАЮЩИХ СИСТЕМ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ ПАССАЖИРОВ И ВОДИТЕЛЕЙ МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Uniform provisions concerning the approval of safety belts and restraint systems for adult occupants of powerdriven vehicles

ОКП 45 9442

Дата введения 01.01.90

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт (далее — Правила) применяется к ремням безопасности и удерживающим системам, устанавливаемым в механических транспортных средствах, имеющих три колеса и более, и предназначенным для индивидуального пользования лицами, имеющими телосложение взрослого человека, занимающими сиденья, которые расположены в направлении движения 3.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2.1. Ремень безопасности (ремень)

Устройство, состоящее из лямок с пряжкой, регулирующих приспособлений и деталей крепления, которое может быть прикреплено к внутренней части кузова механического транспортного средства и которое сконструировано таким образом, чтобы в случае столкновения или резкого торможения транспортного средства уменьшить опасность ранения пользователя ограничением возможности передвижения его тела. Такое устройство обозначается в тексте термином «комплект ремня»; этот термин вклю-

С. 2 ГОСТ 18837-89

чает также любое приспособление, предназначенное для поглощения энергии или втягивания ремня.

2.1.1.    Поясной ремень

Ремень, который проходит перед туловищем пользователя на высоте таза.

2.1.2.    Диагональный ремень

Ремень, который проходит по диагонали перед грудной клеткой, от бедра до противоположного плеча.

2.1.3.    Ремень с креплением в трех точках

Ремень, представляющий собой, как правило, сочетание поясного и диагонального ремней.

2.1.4.    Ремень типа «привязной»

Ремень, состоящий из поясного ремня и плечевых лямок.

2.2.    Тип ремня

Под ремнями различного типа подразумевают ремни, между которыми имеются существенные различия: в частности, эти различия могут касаться:

2.2.1.    жестких частей (пряжек, застежек, втягивающих устройств и т. д.); материала, плетения, размеров и цвета лямок; геометрических характеристик комплекта.

2.3.    Лямка

Гибкая часть ремня, предназначенная для удержания тела и передачи усилий на стационарные детали крепления.

2.4.    Пряжка

Приспособление, позволяющее быстро расстегивать ремень и дающее возможность удерживать ремнем туловище пользователя. Пряжка может иметь регулирующее приспособление.

2.5.    Приспособление для регулировки ремня

Приспособление, позволяющее регулировать ремень с учетом индивидуальных особенностей пользователя и положения сиденья. Регулирующее устройство может быть частью пряжки, втягивающим устройством или любой частью ремня безопасности.

2.6.    Детали крепления

Части комплекта, включая необходимые крепежные элементы, с помощью которых комплект крепится к соответствующим несъемным элементам транспортного средства.

2.7.    Устройство для поглощения энергии

Устройство для рассеивания энергии, являющееся частью комплекта и работающее независимо или совместно с лямкой.

2.8.    Втягивающее устройство

Устройство для частичного или полного втягивания лямки ремня безопасности.

2.8.1.    Неб локирующееся втягивающее устройство (тип 1)

ГОСТ 18837-89 С. 3

Втягивающее устройство, из которого лямка полностью вытягивается при приложении небольшой внешней силы и которое не имеет регулятора длины вытянутой лямки,

2.8.2.    Втягивающее устройство, отпирающееся в ручную (тип 2)

Втягивающее устройство, которое требует приведения в действие вручную приспособления для получения желаемой длины линии и которое автоматически запирается после достижения пользователем желаемой длины.

2.8.3.    Автоматически запирающееся втягивающееся устройство (тип 3)

Втягивающее устройство, которое позволяет получить желаемую длину лямки при закрытой пряжке автоматически регулирует ее длину для пользователя. Без вмешательства пользователя дальнейшее извлечение лямки из устройства невозможно.

2.8.4.    Аварийно-запирающееся втягивающее устройство (тип 4)

Втягивающее устройство, которое при нормальных условиях движения не ограничивает свободу движений пользователя. Такое устройство включает приспособление для регулировки длины, которое автоматически регулирует лямку в зависимости от телосложения пользователя, и запирающий механизм, срабатывающий в случае аварии под действием:

2.8.4Л. замедления транспортного средства или вытягивания лямки из втягивающего устройства или под действием другого автоматического средства (единичная чувствительность) или

2.8.4.2. совмещения любых из этих факторов (множественная чмвствительность).

2.8.5.    Аварийно-запирающееся втягивающее устройство с повышенным уровнем чувствительности (тип 4N)

Втягивающее устройство, которое соответствует типу, указанному в п. 2.8.4, не имеет особые характеристики, позволяющие исгользовать его на транспортных средствах категорий М2, М3, М. N2 и N34.

2.9.    Несъемные элементы для крепления ремня

Элементы конструкции кузова транспортного средства или каркаса сиденья, или любой другой части транспортного средства, к которым крепятся комплекты ремня безопасности.

2.10.    Тип транспортного средства с точки зрения ремней безопасности и удерживающих систем

Категория механических транспортных средств, которые не имеют существенных различий в размерах, форме и материалах элементов конструкции транспортного средства, конструкции си-

С. 4 ГОСТ 18837-89

дений или любой другой части транспортного средства, к которой крепятся ремни безопасности и удерживающие системы.

2.11.    Удерживающая система

Система, состоящая из сиденья, прикрепленного надлежащим образом к конструкции транспортного средства, и ремни безопасности, по крайней мере, один несъемный элемент для крепления которого расположен на каркасе сиденья.

2.12.    Сиденье

Конструкция, являющаяся или не являющаяся несъемной частью конструкции транспортного средства, включая обивку, и предназначенная для сидения одного взрослого человека. Этот термин охватывает как индивидуальное сиденье, так и часть многоместного нераздельного сиденья, предназначенную для сидения одного человека.

2.13.    Группа сидений

Многоместное нераздельное сиденье либо отдельное, не расположенные рядом сиденья (т. е. установленные таким образом, что передние крепления одного из этих сидений находятся на одной линии с передними или задними креплениями другого, либо между креплениями этого другого сиденья), предназначенные для размещения одного или более взрослых людей в сидячем положении.

2.14.    Многоместное нераздельное сиденье

Конструкция, включая обивку, предназначенная для сидения более чем одного взрослого человека.

2.15.    Система регулирования сиденья

Устройство, с помощью которого можно регулировать положение сиденья или его частей для удобного размещения сидящего в нем человека с учетом его морфологии; это устройство может, в частности обеспечивать;

2.15.1.    продольное перемещение

2.15.2.    вертикальное перемещение

2.15.3.    изменение угла наклона

2.16.    Крепление сиденья

Система крепления каркасов сиденья к конструкции транспортного средства, включая соответствующие элементы конструкции транспортного средства.

2.17.    Тип сиденья

Категория сидений, которые не имеют существенных различий в отношении:

2.17.1.    формы, размеров и материалов элементов каркаса сиденья

2.17.2.    типа и размеров устройств для регулировки и блокировки сиденья

2.17.3.    типа и размеров несъемных элементов каркаса, к которым крепится ремень, креплений сиденья и соответствующих элементов конструкции транспортного средства.

ГОСТ 18837-89 С. 5

2.18.    Система перемещения сиденья

Устройство, при помощи которого сиденье или какая-либо его часть изменяет угол наклона или перемещается в продольном направлении без фиксации промежуточного положения (для облегчения доступа пассажиров).

2.19.    Система блокировки сиденья

Устройство, обеспечивающее блокировку сиденья и его частей в определенном положении.

2.20.    Утопленная кнопка пряжки ремня

Кнопка пряжки ремня, которой нельзя открыть пряжку в случае нажатия на нее сферой диаметром 40 мм.

2.21.    Неутопленная кнопка пряжки ремня

Кнопка пряжки ремня, которая позволяет открыть пряжку в случае нажатия на нее сферой диаметром 40 мм.

3. ЗАЯВКА НА ОФИЦИАЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

3.1.    Заявку на официальное утверждение типа ремня безопасности представляет владелец фабричной или торговой марки или его уполномоченный представитель.

Для удерживающей системы заявку на официальное утверждение типа удерживающей системы представляет владелец фабричной или торговой марки или его представитель или же завод— изготовитель транспортного средства, в котором эта система должна устанавливаться, либо его представитель.

3.2.    К заявке должны быть приложены:

3.2.1. Техническое описание типа ремня с характеристиками лямок и других используемых элементов, а также чертежи элементов ремня, а в случае втягивающих устройств — инструкция по установке этих втягивающих устройств и их датчиков; на чертежах должно быть указано место, предназначенное для номера официального утверждения и дополнительного (ых) обозначения (й) по отношению к кругу знака официального утверждения. В описании должен быть указан цвет образца, представленного на официальное утверждение, а также тип (ы) транспортного средства, для которого (ых) предназначен данный ремень безопасности. Для удерживающей системы описание должно включать: достаточно подробные чертежи конструкции транспортного средства и конструкции сиденья, системы регулировки и деталей крепления в соответствующем масштабе с указанием точек крепления сиденья и точек крепления ремня, а также усиленных элементов; характеристики использованных материалов, влияющих на прочность креплений сиденья и ремня, а также техническое описание элементов крепления сидений и ремней на транспортном средстве.

3.2.2.    Шесть образцов типа ремня, один из которых используют в качестве исходного.

3.2.3.    Десять метров каждого типа лямки, использованного для данного типа ремня.

3.2.4.    Техническая служба, уполномоченная проводить испытания для официального утверждения, может потребовать представления дополнительных образцов.

3.3. Технической службе, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения, должны быть представлены для испытания два образца удерживающей системы, которые могут включать два образца ремней из числа требуемых согласно пп. 3.2.2 и 3.2.3 и по выбору завода-изготовителя, либо транспортное средство, представляющее тип транспортного средства, подлежащего официальному утверждению, либо часть или части транспортного средства, которые упомянутая техническая служба сочтет необходимыми для проведения испытания.

3.4.    Компетентный орган должен проверить наличие удовлетворительных мер по обеспечению эффективного контроля за соответствием производства до выдачи официального утверждения данного типа.

4. НАДПИСИ

На образцах типа ремня или удерживающей системы, представленных на официальное утверждение в соответствии с предписаниями вышеупомянутых пп. 3.2.2—3.2.4 должны быть нанесены четкие и нестираемые надписи: полное или сокращенное название завода-изготовителя либо фабричная или торговая марка. 5

ГОСТ 18837-89 С. 7

Правилами об официальном утверждении, продлении или об отказе в официальном утверждении данного типа ремня безопасности или удерживающей системы посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1.

5.4. На каждом ремне, соответствующем типу, официально утвержденному на основании настоящих Правил, помимо надписей, предписанных в разд. 4, должны помещаться в соответствующем месте следующие обозначения:

5.4.1.    Международный знак официального утверждения, включающий в себя:

5.4.1.1.    Круг, в котором проставлена буква «Е», за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение1;

5.4.1.2.    Номер официального утверждения;

5.4.2.    Следующее (ие) дополнительное (ые) обозначение (ия):

5.4.2Л. Буква «А» для ремня безопасности с креплением в трех

точках, буква «В» для поясного ремня и буква «S» для ремней специального типа:

5.4.2.2.    Обозначения, указанные в п. 5.4.2.1, дополняют следующими буквами:

5.4.2.2.1.    Буквой е—для ремня безопасности с устройством для поглощения энергии;

5.4.2.2.2.    Буквой г для ремней безопасности с втягивающим устройством, за которой следует обозначение (1, 2, 3, 4 или 4N), и буква т, если втягивающее устройство является аварийно блокирующимся втягивающим устройством с множественной чувствительностью.

5.4.2.2.3.    Если ремень безопасности является частью удерживающей системы, то перед буквой, указанной в п. 5.4.2.1, следует ставить букву г.

5.4.2.3.    Ремни безопасности с втягивающим устройством типа 4N должны также иметь обозначение в виде прямоугольника с изображением перечеркнутого транспортного средства категории № 1, указывающее, что использование данного типа втягивающе- 6 7

1

£=^9,81 м/с2

2

ИСПЫТАНИЯ

7.1.    Использование образцов, представленных на официальное утверждение типа ремня или удерживающей системы (см. приложение 13)

7.1.1.    Для осмотра и проверки работы пряжки в низких температурных условиях испытания на хладостойкость, описанного в п. 7.5.4 проверки, в случае необходимости, долговечности пряж-

3

Настоящие Правила не содержат положений в отношении оснащения транспортных средств ремнями безопасности. Выполнение требований настоящих Правил не противоречит наличию национальных предписаний, которые не разрешают оснащать транспортные средства некоторыми типами ремней или втягивающих устройств, предусмотренных в настоящих Правилах.

4

Категории транспортных средств определены в Правилах № 13 ЕЭК ООН

5

ОФИЦИАЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

5.1.    Если образцы типа ремня безопасности, представленные на официальное утверждение в соответствии с положениями разд. 3, удовлетворяют требованиям разд. 4—6 настоящих Правил, данный тип ремня считается официально утвержденным.

5.2.    Каждому официально утвержденному типу присваивается номер официального утверждения, первые две цифры которого (в настоящее время 04, что соответствует поправкам серии 04, вступившим в силу 22.12.85) представляют собой номер последней серии поправок технического характера, включенных в Правила, в момент предоставления официального утверждения. Одна и та же договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер другому типу привязного ремня или удерживающей системы.

5° Г граны, являющиеся Сторонами Соглашения н применяют: ч г'1 ^дпцке Правила, уведомляются в ссютг-чстзш* ^ дгнми

6

1 1 — Федеративная Республика Г ермания, 2 — Франция, 3 — Италия, 4 — Нидерланды, 5 — Швеция, 6 — Бельгия, 7 — Венгрия, 8 — Чехословакия,

7

— Испания, 10 — Югославия, 11 — Соединенное Королевство Великобритании, 12—Австрия, 13 — Люксембург, 14—Швейцария, 15 — Германская Демократическая Республика, 16 — Норвегия, 18 — Дания, 19 — Румыния, 20 — Польша, 21 — Португалия, 22 — Союз Советских Социалистических Республик; следующие порядковые номера будут присваиваться другим странам в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения о принятии единообразных условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств или в порядке их присоединения к этому Соглашению, и присвоенные им таким образом номера будут сообщены Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций договаривающимися сторонами Соглашения.