Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

77 страниц

578.00 ₽

Купить ГОСТ 18509-88 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на находящиеся в производстве дизели, предназначенные для тракторов (в том числе самоходных шасси), сельскохозяйственных комбайнов и других самоходных сельскохозяйственных машин, и устанавливает виды, программы и методы стендовых испытаний.

 Скачать PDF

Ограничение срока действия снято: Протокол № 4-93 МГС от 21.10.93 (ИУС 4-94)

Оглавление

1 Виды испытаний

2 Объем выборки и сроки проведения испытаний

3 Подготовка испытаний и условия их проведения

4 Определяемые параметры, условия измерений и погрешности средств измерений

5 Методы и правила определения основных параметров и характеристик

6 Обработка, оформление и оценка результатов испытаний

7 Требования безопасности и производственной санитарии

Приложение 1 (справочное) Основные термины, применяемые в стандарте, и их пояснения

Приложение 2 (рекомендуемое) Перечень средств измерений

Приложение 3 (рекомендуемое) Карты микрометража

Приложение 4 (рекомендуемое) Масштабы графиков и примеры оформления характеристик

Приложение 5 (обязательное) Оформление результатов определения мощности нетто

Приложение 6 (рекомендуемое) Номограммы для приведения мощности и удельного расхода топлива к стандартным атмосферным условиям, температуре и плотности топлива

Приложение 7 (обязательное) Приведение мощности нетто и удельного расхода топлива к давлению сухого воздуха 99 кПа и температуре окружающего воздуха 25 град. С

 
Дата введения01.01.1990
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

24.03.1988УтвержденГосударственный комитет СССР по стандартам694
РазработанМинистерство сельскохозяйственного и тракторного машиностроения СССР
ИзданИздательство стандартов1988 г.

Tractor and combine diesel engines. Methods of bench tests

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ стандарт СОЮЗА ССР

ДИЗЕЛИ ТРАКТОРНЫЕ И КОМБАЙНОВЫЕ

МЕТОДЫ СТЕНДОВЫХ ИСПЫТАНИИ ГОСТ 18509-88 (СТ СЭВ 2560-80)

Цена 20 коп. БЗ 2—88/152


Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ДИЗЕЛИ ТРАКТОРНЫЕ И КОМБАЙНОВЫЕ

МЕТОДЫ СТЕНДОВЫХ ИСПЫТАНИЙ

ГОСТ 18509-88 (СТ СЭВ 2560—80)

198}

Издание официальное

МОСКВА

(g Издательство стандартов, 1988

УДК 621.436.001.4.006.354    Группа    Д29

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

(CT СЭВ 2560—80)

ДИЗЕЛИ ТРАКТОРНЫЕ И КОМБАЙНОВЫЕ Методы стендовых испытаний

Tractor and combine diesel engines Methods o? bench *.ests

ОКП 47 5000

Срок действия с 01.01.90 до 01.01.95

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на находящиеся в производстве дизели, предназначенные для тракторов (в том числе самоходных шасси), сельскохозяйственных комбайнов и других самоходных сельскохозяйственных машин, и устанавливает виды, программы и методы стендовых испытаний.

Основные термины, применяемые в стандарте, приведены в приложении 1.

1. ВИДЫ ИСПЫТАНИЙ

I I. Тракторные и комбайновые дизели подвергают испытаниям следующих видов: приемо-сдаточным; предъявительским; периодическим кратковременным; периодическим длительным; типовым.

Перепечатка воспрещена

{ 2 Приемо-сдаточные испытания проводят с целью контроля каче::ва сборки и регулировки дизелей. Они должны включать определение мощности, удельного расхода топлива и давления масла при номинальной частоте вращения и положении органов управления регулятора частоты вращения, соответствующем полной подаче топлива, а также максимальной частоты вращения холостого >.ода и давления масла при минимальной устойчивой частоте вращения холостого хода.

Идездие официальное *■

С. 2 ГОСТ 18509-88

1.3.    Предъявительские испытания проводят с целью контроля качества сборки и регулировки дизелей. Объем испытаний — по п. 1.2.

Допускается совмещать предъявительские и приемо-сдаточные испытания.

1.4.    Периодические кратковременные испытания проводят с целью контроля соответствия показателей назначения дизелей техническим условиям на дизели конкретных марок.

Испытания проводят в следующем порядке:

а)    определение регуляторной характеристики;

б)    определение минимальной устойчивой частоты вращения холостого хода;

в)    определение относительного расхода масла на угар.

1.5.    Периодические длительные испытания проводят с целью контроля соответствия показателей безотказности и стабильности параметров дизелей техническим условиям на дизели конкретных марок.

Контроль показателей безотказности и стабильности параметров дизелей осуществляют при помощи нормальных или ускоренных испытаний. Испытания проводят повторяющимися циклами. Общая продолжительность нормальных испытаний на циклах должна составлять 800+1° ч, ускоренных испытаний на циклах — 400+10 д. В начале и конце испытаний, а также через каждые 200 ч работы на циклах следует определять регуляторную характеристику и относительный расход масла на угар.

1.6.    Типовые испытания проводят после внесения в конструкцию или технологию изготовления дизеля изменений, которые могут повлиять на параметры дизеля, указанные в технических условиях, с целью оценки эффективности и целесообразности внесенных изменений.

Испытания следует проводить по программе периодических кратковременных и (или) периодических длительных испытаний или по специальной программе, согласованной с потребителем.

2 ОБЪЕМ ВЫБОРКИ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ

2.1. Число испытуемых дизелей должно соответствовать указанному в табл. 1.

Таблица 1

Число испытуемых дизелей

Вид испытаний

Число испытуемых дизелей, не менее, при годовом выпуске, тыс шт

До 5

1 От 5 до 60 I От 60 до 120 1 Ст 120

Приемо-сдаточные

Один из партии

ГОСТ 18509-88 С. 3

Продолжение табл. 1

Вид испытаний

Число испытуемых дизелей, не менее, при годовом выпуске, тыс. шт.

До 5 | От 5 до 60 | От 60 до 120 | Св. 120

Предъявительские

Каждый дизель

Периодические кратковременные

По техническим условиям

Один в месяц

Один в две Один в недели неделю

Периодические длительные

Один в полугодие

Один в квартал

Типовые

По технической документации предприятия-изготовителя

Примечание. При периодических кратковременных и периодических длительных стендовых испытаниях допускается при выпуске предприятием — изготовителем дизелей нескольких модификаций число испытуемых дизелей устанавливать, исходя из их суммарного годового выпуска, и подвергать испытаниям дизели, имеющие наибольшие поминальную мощность и (или) максимальный крутящий момент.

3. ПОДГОТОВКА ИСПЫТАНИЙ И УСЛОВИЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

3.1.    Комплектация дизеля

3.1.1.    При приемо-сдаточных и предъявительских испытаниях дизель должен быть укомплектован согласно карте технологического процесса и (или) техническим условиям на дизель.

3.1.2.    При периодических кратковременных, периодических длительных и типовых испытаниях, кроме определения мощности нетто, дизель должен быть укомплектован обслуживающим его оборудованием независимо от того, установлено оно непосредственно на дизеле или на тракторе, сельскохозяйственном комбайне или другой самоходной сельскохозяйственной машине, для которых этот дизель предназначен.

Оборудование, установленное на дизеле, но его не обслуживающее, должно быть отключено или снято, а в случае, если такое отключение или снятие не предусмотрено конструкцией, должно работать без нагрузки.

Допускается:

вместо воздухоочистителя, если он не изготовляется заводом— изготовителем дизеля, устанавливать эквивалентное ему по влиянию на мощность дизеля устройство стенда для подвода воздуха;

вместо глушителя шума выпуска, выпускной трубы и /нейтрализатора отработавших газов, если они входят в комплект дизеля,

2 Зак. 1026

установленного на тракторе, сельскохозяйственном комбайне или другой самоходной сельскохозяйственной машине, использовать эквивалентное им по влиянию на мощность дизеля устройство стенда для отвода отработавших газов;

вместо радиаторов систем охлаждения и смазки, если они не встроены в дизель, использовать устройства стенда, эквивалентные им по влиянию на мощность и удельный расход топлива.

3.1.3. При определении мощности нетто дизель должен быть укомплектован тем же оборудованием, что и при установке его на трактор, сельскохозяйственный комбайн или другую самоходную сельскохозяйственную машину, для которых этот дизель предназначен, независимо от того, находится оно непосредственно на дизеле или тракторе (самоходном комбайне или другой самоходной сельскохозяйственной машине).

Оборудование, установленное на дизеле, но не обслуживающее его, должно быть отключено или снято; если это не предусмотрено конструкцией, то оборудование должно работать без нагрузки.

Радиаторы, вентиляторы, кожух вентилятора, термостат и воздухоочистители должны быть размещены на стенде по отношению к дизелю так же, как на тракторе, сельскохозяйственном комбайне или другой самоходной сельскохозяйственной машине, для которой этот дизель предназначен. Жалюзи или шторка радиатора должны быть полностью открыты. Термостат системы охлаждения должен быть снят или зафиксирован в полностью открытом положении.

Примечание. Капот на стенде не устанавливают.

3.2. Наработка дизеля перед испытаниями

3.2.1.    Дизель, предъявляемый к предъявительским испытаниям, должен пройти технологическую обкатку продолжительностью и на режимах, указанных в карте технологического процесса.

3.2.2.    Дизель, предъявляемый к приемо-сдаточным испытаниям, должен пройти технологическую обкатку по п. 3.2.1 и предъявительские испытания, если последние не совмещены с приемо-сдаточными.

3.2.3.    Дизель, предъявляемый к периодическим кратковременным, периодическим длительным и типовым испытаниям, должен иметь наработку (продолжительность технологической и дополнительной обкаток, приемо-сдаточных и предъявительских испытаний), равную 60-5 ч.

3.3.    При определении вибрационных и шумовых характеристик дизель должен быть закреплен на испытательном стенде при помощи амортизаторов так, чтобы при соединении впускной и выпускной систем, системы питания топливом, системы охлаждения и системы смазки с соответствующими устройствами стенда собственная частота колебаний дизеля, кроме двухцилиндрового рядного с углом между кривошипами коленчатого вала 180°, на стенде

ГОСТ 18509-88 С. 5

была от 7до 0,008 пном, Гц; собственная частота колебаний двухцилиндрового дизеля с углом между кривошипами коленчатого вала 180° на стенде должна быть от 5 до 0,004 пнОМ, Гц. При работе на холостом ходу при номинальной частоте вращения виброскорость в точках измерения вибраций должна изменяться не более чем на 1 дБ при отсоединении от дизеля устройства, связывающего его с нагружающим устройством испытательного стенда.

При определении стабильности параметров и показателей безотказности в стендовых условиях и при ускоренных стендовых испытаниях дизель должен быть закреплен на испытательном стенде таким же образом, как и на тракторе, сельскохозяйственном комбайне или самоходной сельскохозяйственной машине, для которых предназначен испытуемый дизель.

3.4. Давление в месте подсоединения к выпускной системе дизеля стендового устройства для отвода отработавших газов при всех испытаниях, кроме определения мощности нетто, не должно отличаться от атмосферного более чем на 1000 Па, а при определении мощности нетто — более чем на 740 Па.

Давление в месте подсоединения к впускной системе дизеля устройства для подвода воздуха не должно отличаться от атмосферного более чем на 1500 Па.

3.5. Условия проведения испытаний и требования к устройству стенда для отвода отработавших газов при измерении выбросов вредных веществ с отработавшими газами — по ГОСТ 17.2.2.05-86, при измерении дымности отработавших газов — по ГОСТ 17.2.2.02—86.

3.6.    Требования к горюче-смазочным материалам и охлаждающим жидкостям

3.6.1.    Марки топлива и масла, а также вид и (или) марка охлаждающих жидкостей, применяемых во время испытаний, должны соответствовать требованиям технических условий на испытуемый дизель.

3.6.2.    Топливо и масло должны соответствовать требованиям стандартов и (или) технических условий. Их физико-химические показатели должны быть удостоверены паспортом или протоколом испытаний.

При определении мощности нетто плотность топлива должна составлять (0,83±0,01) т/м3.

3.6.3.    При определении пусковых качеств должны применяться низкозамерзающие жидкости, если это предусмотрено техническими условиями на испытуемый дизель, а также топливо и масло зимних марок.

3.7.    Температурные режимы дизеля

3.7.1.    Температура охлаждающей жидкости на выходе из дизеля с жидкостным охлаждением должна поддерживаться в преде-

2*

С. 6 ГОСТ 18509-88

лах, указанных в технических условиях на испытуемый дизель, а при отсутствии таких указаний— (90±5) "С.

3.7.2.    Температура в контрольных точках дизеля воздушного охлаждения должна находиться в пределах, ограниченных максимально допустимой и менее максимально допустимой на 20 °С- Расположение контрольных точек и максимально допустимая температура в них должны быть указаны в технических условиях на испытуемый дизель. При отсутствии таких указаний температура в контрольных точках не ограничивается.

3.7.3.    Температура масла в поддоне или на выходе из дизеля,, или перед масляным радиатором должна поддерживаться в пределах, указанных в технических условиях на испытуемый дизель, а при отсутствии таких указаний — (90±5) °С.

3.7.4.    Температура топлива на входе в фильтр грубой очистки топлива (при отсутствии фильтра грубой очистки топлива на дизеле— на входе в топливоподкачивающий насос) должна поддерживаться в пределах, указанных в технических условиях на испытуемый дизель. При отсутствии таких указаний температура топлива не ограничивается.

При определении мощности нетто температура топлива должна поддерживаться от 20 до 25°С.

3.8.    Атмосферное давление, температура и влажность окружающего воздуха в помещении, в котором находится испытательный стенд, должны соответствовать нормальным значениям факторов внешней среды, регламентированным для эксплуатации изделий в исполнении УХЛ категория 4 по ГОСТ 15150-69.

Допускается, чтобы атмосферное давление, температура и влажность окружающего воздуха во время испытаний находились в пределах, указанных в технических условиях на испытуемый дизель.

3.9.    Обслуживание дизеля должно проводиться в соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию дизеля,

4. ОПРЕДЕЛЯЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ, УСЛОВИЯ ИЗМЕРЕНИИ И ПОГРЕШНОСТИ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИИ

4.1.    При испытаниях в зависимости от их вида следует определять значения параметров из числа указанных в табл. 2.

4.2.    При наличии двух турбокомпрессоров на дизеле и (или) раздельном подводе отработавших газов к турбине турбокомпрессора давление и температуру отработавших газов следует измерять перед каждой турбиной, а давление наддува после каждого компрессора.

4.3.    Атмосферное давление и влажность окружающего воздуха следует измерять в помещении, в котором размещен испытуемый дизель, или в помещении испытательной станции.

ТОСТ 18509—88 С. 7

Измеряемые параметры, единицы измерений и погрешности средств измерений

Таблица 2

Наименование пара истов

Обозначение

параметра

Предел основной абсолют**» погрешности средств измерений

1. Крутящий момент, Н-м

Мк

±0.005М„тах

2. Момент сопротивления прокручиванию коленчатого вала. Н-м

мс

±0.02Л1Ском

3. Частота вращения коленчатого вала Удалее — частота вращения), об/мин

п

±0.005 Лном * но не более 10 об/мин

4. Расход топлива, кг/ч

Gr

± 0,005 GTOM

5. Расход воздуха, поступающего в цилиндры дизеля, м3

Q в

±0,02QbiIOM

6. Производительность насоса системы охлаждения, м3

Qjk

±0,03<?жноч

7. Производительность вентилятора дизеля воздушного охлаждения, м3

Q вент

±0,63QBenTMOM

8. Расход картерных газов, м3

«кг

±0,05QK r

l-OM

9. Атмосферное давление, кПа

^окр

±0,1

Ю. Давление во впускном коллекторе дизеля без наддува, кПа

Рвп

±0,05

11. Давление наддува (дизеля с наддувом — после компрессора, дизеля с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха — перед теплообменником), МПа

Рк

±0,0005

12. Давление наддувочного воздуха после теплообменника дизеля с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха, МПа

Рк

±0,0005

1Э. Давление воздуха перед компрессором (после воздухоочистителя и глушителя шума впуска), кПа

Рвц

±0.1

14. Давление в выпускном коллекторе (перед глушителем, искрогасителем и нейтрализатором отработавших газов) дизеля без турбонаддува, кПа

Рг

±0.1

15. Давление в выпускном коллекторе перед турбиной турбокомпрессора, МПа

Р'Г

±0,0005