Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

49 страниц

Купить ГОСТ 183-55 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на электрические машины переменного тока с номинальной мощностью выше 50 Вт (или 50 ВА) при частоте 50 Гц постоянного тока с номинальной мощностью выше 50 Вт.

Стандарт не распространяется на электрические машины, предназначенные для особых условий работы, к которым предъявляются требования, отличающиеся от установленных в стандарте.

  Скачать PDF

Заменяет ГОСТ 183-41 Сведения из перечня "Указатель государственных общесоюзных стандартов 1965 г.", Издательство стандартов 1965
Заменен на ГОСТ 183-66 Сведения из перечня "Указатель государственных стандартов СССР 1970 г.", Издательство комитета стандартов 1970

Оглавление

I. Технические требования

1. Номинальные данные электрических машин

2. Номинальные напряжения электрических машин

3. Исполнения электрических машин

4. Номинальные режимы работы электрических машин

5. Номинальный коэффициент мощности синхронных машин

6. Допускаемая нагрузка трехфазных генераторов и синхронных компенсаторов при несимметрии токов в фазах

7. Допускаемые отклонения напряжения и частоты от номинальных значений

8. Допустимое искажение синусоидальности кривой напряжения генераторов переменного тока

9. Скорость нарастания напряжения возбудителя синхронных генераторов и синхронных компенсаторов при быстродействующем возбуждении

10. Предельное напряжение возбудителя синхронных машин

11. Ударный ток короткого замыкания синхронных машин

12. Кратность максимального вращающего момента синхронных двигателей

13. Кратности начального пускового вращающего момента и минимального момента в процессе пуска трехфазных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором мощностью более 100 кВт

14. Кратность максимального вращающего момента трехфазных асинхронных двигателей мощностью более 100 кВт

15. Кратковременная перегрузка по току

16. Повышенная скорость вращения

17. Положение щеток на коллекторе машины

18. Степень искрения (класс коммутации) электрических машин

19. Предельные допустимые шумы и индустриальные радиопомехи

20—22. Предельные допустимые превышения температуры частей электрических машин

23. Предельные допустимые температуры частей электрических машин

24. Предельные допустимые температуры подшипников

25. Охладители электрических машин

26—28 Электрическая прочность изоляции обмоток электрических машин

29. Сопротивление изоляции обмоток электрической машины

30. Допускаемые отклонения

31. Гарантия завода-поставщика

II. Методы испытаний

А. Программы испытаний

32. Общие указания

33. Испытания машин постоянного тока

34. Испытания синхронных машин

35. Испытания асинхронных двигателей

Б. Определение коэффициента полезного действия

36. Методы опытного определения коэффициента полезного действия (к.п.д.)

37. Состояние электрической машины при определении коэффициента полезного действия

38. Потери во вспомогательных устройствах

39. Методы непосредственного определения к. п. д.

40. Методы косвенного определения к. п. д.

41. Метод взаимной нагрузки

42. Метод отдельных потерь

43. Методы определения потерь в стали и механических потерь

44. Определение основных потерь в цепях рабочих обмоток машины

45. Определение потерь в переходных контактах щеток

46. Определение потерь на возбуждение

47. Определение добавочных потерь

В. Методы измерения температур

48. Метод термометра

49. Метод сопротивления

50. Метод заложенных температурных детекторов

51. Метод встраиваемых температурных детекторов

Г. Испытание на нагревание

52. Измерение температуры охлаждающей среды во время испытания машины на нагревание

53. Поправка к измерениям температуры частей машины, выполняемым после ее остановки

54. Испытание на нагревание машины, предназначенной для продолжительного номинального режима работы

55. Испытание на нагревание машины, предназначенной для кратковременного номинального режима работы

56. Испытание на нагревание машины, предназначенной для повторно-кратковременного номинального режима работы

Д. Испытание электрической прочности изоляции обмоток

57. Общие указания

58. Метод испытания электрической прочности изоляции обмоток

III. Маркировка

А. Обозначения выводов обмоток электрических машин

59. Обозначения выводов обмоток электрических машин постоянного тока

60—65. Обозначения выводов обмоток электрических машин переменного тока

66. Нанесение обозначений на концы обмоток и на выводы

67. Б. Заводской щиток электрической машины

68, 69. IV. Документы к машине

Приложение к ГОСТ 183-55

1-37. Основные определения

Показать даты введения Admin

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

СССР

ГОСУДАРСТВ ЕННЫЙ СТАНДАРТ

ГОСТ

183—55

Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при

Совете Министров Союза ССР

МАШИНЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ Общие технические требования

Взамен ГОСТ 183-41

Группа Е60

Настоящий стандарт распространяется на электрические машины переменного тока с номинальной мощностью выше 50 вт (или 50 ва) ттри частоте 50 гц постоянного тока с номи-нальной мощностью выше 50 вт.

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Стандарт не распространяется на электрические машины, предназначенные для особых условий работы, к которым предъявляются требования, отличающиеся от установленных в настоящем стандарте.

Перепечатка воспрещена

Дополнительные требования, относящиеся к отдельным видам-машин, должны быть указаны в стандартах на отдельные виды машин, а при отсутствии стандартов — в технических условиях на эти машины.

I. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.    Номинальные данные электрических машин. Номинальные данные электрических машин (мощность, напряжение, ток, скорость вращения, коэффициент мощности, коэффициент полезного действия и другие величины, характеризующие работу машины) относятся к работе машин в условиях высоты до 1000 м над уровнем моря и при температуре охлаждающей среды до + 35°С.

При работе машин в условиях, отличающихся от указанных, номинальные данные машин должны быть изменены в соответствии с п. 22 настоящего стандарта, а также стандартов на отдельные виды машин, а при отсутствии стандартов— в соответствии с указаниями технических условий на эти машины.

2.    Номинальные напряжения электрических машин. Номинальные напряжения электрических машин должны соответствовать ГОСТ 721-41.

Внесен Министерством электротехнической промышленности и Министерством

электростанции

3.    Исполнения электрических машин. Исполнения электрических машин по способам охлаждения, защищенности, монтажу, стойкости изоляции к воздействиям

Срок введения I/VII 1956 г.

Утвержден Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов 24/ХП 1955 г.

Продолжение

Изолирующий материал класса А

Изолирующий материал класса В

При измерении:

WM

п/п.

Части электрических машин

методом

методом

методом

методом

методом заложенных и встраиваемых темпе-

термо-

сопро-

термо-

сопро-

ратурных детекторов.

метра

тивления

метра

тивления

при укладке их между катушками водном пазу

“С.

не более

б) Стержневые обмотки роторов

асинхронных машин при числе стержней в пазу не больше

70

двух

95

_

4J)

Обмотки возбуждения малого

сопротивления, имеющие несколько слоев, и компенсационные об-

мотки

65

65

85

85

5

Изолированные обмотки, непрерывно замкнутые на себя

65

_

85

6

7

Неизолированные обмотки, непрерывно замкнутые на себя Стальные сердечники и другие части, нс соприкасающиеся с об-

Превышение температуры этих частей не должно достигать значений, которые создавали бы опасность повреждения изолирующих или других смежных материа-

1ЛВ

мотками

8

Стальные сердечники и другие

65°С

—если изоляционный материал обмоток принадле-

части, соприкасающиеся с обмот-

жиг к классу А

и 85°С-

если изоляционный материал

ками

обмоток принадлежит к

классу В и при этом для изо-

ляции

листов

активной

стали применен соответству-

ющий лак

Стр. 10


Продолжение

ММ

п/п.

Части электрических машин

Изолирующий материал класса А

Изолирующий материал класса В

При измерении:

н|

-со

методом

сопро

тивления

методом

термо

метра

методом

сопро

тивления

методом заложенных и встраиваемых температурных детекторов, при укладке их между катушками водном пазу

°С.

не более

9

Контактные кольца как защищен-

70

_

90

_

ные, так и незащищенные

10 *)

Коллекторы

65

85


2

б

=

X

C


0

1

Z

-

о

r.


§

г

(%

-4

О

S

5

2

s



-

X

а

?

£

Стр. И

б)    при применении изолирующих материалов классов А или В согласно табл. 2 настоящего стандарта;

в)    при применении изолирующих материалов, имеющих нагревостойкость, лежащую в пределах между классами А и В, а также при применении изолирующих материалов, имеющих нагревостойкость выше изоляции класса В, предельные допустимые превышения температуры частей электрических машин устанавливаются в стандартах на отдельные виды электрических машин, а при отсутствии стандартов — в технических условиях на эти машины.

22. Предельные допустимые превышения температуры частей электрических машин при температуре охлаждающей среды более +35°С или менее +35°С и высоте над уровнем моря более 1000 м. Предельные допустимые превышения температуры частей электрических машин при температуре охлаждающей среды более +35°С или менее +35°С и высоте над уровнем моря более 1000 м должны быть следующими;

а)    При температуре охлаждающей среды, лежащей в пределах от+35°С до +45°С, предельные допустимые превышения температуры, указанные в табл. 2 настоящего стандарта, уменьшаются для всех классов изолирующих материалов на разность между температурой охлаждающей среды и температурой + 35°С. Допустимые нагрузки машин, соответствующие этим измененным предельно допустимым превышениям температур, должны быть указаны заводом-поставщиком.

б)    При температуре охлаждающей среды, меньшей чем +35°С, предельные допустимые превышения температуры, указанные в табл. 2 настоящего стандарта, остаются без изменения для изолирующих материалов класса А. Для более нагревостойких изолирующих материалов эти превышения температуры могут быть повышены соответственно разности между заданной температурой охлаждающей среды и температурой +35°С, но не более чем на 20°С — для турбо- и гидрогенераторов с длиной сердечника до 2 ж и не более 10ЭС— для всех остальных электрических машин. Допустимые нагрузки машин, соответствующие этим измененным предельным допустимым превышениям температур, должны быть указаны заводом-поставщиком.

в)    При высоте места установки электрических машин над уровнем моря большей, чем 1000 м (но не превышающей 3000 м) предельные допустимые превышения температуры, указанные в табл. 2 настоящего стандарта, уменьшаются для изолирующих материалов всех классов на 1°С на каждые

200 м сверх 1000 м при условии, что температура охлаждающей среды не выше Ч-35°С. Номинальные данные электрических машин могут быть сохранены, если превышению высоты места установки машины сверх 1000 м над уровнем моря будет соответствовать снижение температуры охлаждающей среды по сравнению с + 35°С. При этом каждым 200 м превышения высоты места установки машины над высотой в 1000 м должно соответствовать снижение температуры охлаждающей среды не менее чем на 1°С.

23.    Предельные допустимые температуры частей электрических машин. Предельные допустимые температуры для частей электрических машин получаются суммированием:

а)    предельного допустимого по табл. 2 настоящего стандарта для данной части электрической машины превышения температуры при изолирующем материале, указанном в этой таблице (и указанном методе измерения температуры) и

б)    предельной допустимой температуры охлаждающей среды, принятой при составлении этой таблицы, равной + 35°С.

24.    Предельные допустимые температуры подшипников. Температура подшипников не должна превышать следующих предельно-допустимых значений:

для подшипников скольжения .... 80°С для подшипников качения......95°С

Более высокие температуры нагрева подшипников качения допускаются только для специальных подшипников при условии, что соответствующая предельная температура их нагрева установлена заводом, изготовляющим эти подшипники.

25.    Охладители электрических машин. Водяные охладители электрических машин должны при номинальной нагрузке электрических машин обеспечить разность между температурой охлаждающей среды (воздух или водород) и температурой воды, поступающей в охладитель, не превышающую 10°С. Температура охлаждающей воды при этом не должна превышать + 25°С.

Если по условиям места установки электрических машин, указанная температура охлаждающей воды не может быть обеспечена, то по требованию заказчика допускается повышение температуры охлаждающей воды до +28°С. При этом разность между температурой охлаждающей среды и температурой воды, поступающей в охладитель, не должна превышать 7°С.

26.    Электрическая прочность изоляции обмоток электрических машин. Каждая электриче-

Машины электрические. Общие технические требования

ская машина должна выдержать без повреждения изоляции:

а)    испытание электрической прочности изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками (п. 27);

б)    испытание электрической прочности междувитковой изоляции обмоток (п. 28).

Если электрическая машина испытывается на нагревание, то испытание электрической прочности изоляции обмоток должно производиться непосредственно вслед за испытанием на нагревание.

27. Электрическая прочность изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками. Изоляция обмоток относительно корпуса машины и между обмотками должна выдержать в течение 1 мин. испытательное напряжение частоты 50 гц, практически синусоидальное, указанное в табл. 3.

Таблица 3

п/п.

Электрическая машина или ее части

Испытательное напряжение (действующее значение)

1

Машины мощностью менее

500 в плюс двукратное

1 кет (или 1 кеа), а также все машины на номинальное напряжение не свыше 36 в

номинальное напряжение

2

Машины мощностью от

1000 в плюс двукратное но-

1 кет (или 1 ква) до 3 кет (или 3 ква) включительно при номинальном напряжении свыше 36 в

минальное напряжение

3

а) Машины мощностью бо-

1000 в плюс двукратное но-

лее 3 кет (или 3 ква), за

минальное напряжение, но

исключением перечисленных в п. 36 настоящей таблицы, при номинальном напряжении свыше 36 в б) Машины мощностью от 1000 кет (или 1000 кеа) и выше на номинальное напряжение: до 3300 е вкл.

не менее 1500 в

1000 в плюс двукратное номинальное напряжение

свыше 3300 е до 6600 в

2,5-кратное номинальное

вкл.

напряжение

свыше 6600 в

3000 в плюс двукратное номинальное напряжение

П родолжение

п/п.

Электрическая машина или ее части

Испытательное напряжение (действующее значение)

4

Обмотки возбуждения син-

Десятикратное номиналь-

хронных генераторов, у кото-

ное напряжение возбудитель-

рых номинальное напряже-

ной системы, но не менее

ние возбудительной системы не превышает 800 в

1500 б и не более 3500 в

5

Обмотки возбуждения синхронных двигателей и синхронных компенсаторов:

а) если машина предназна-

Десятикратное номиналь-

чена для непосредствен-

ное напряжение возбуди-

ного пуска со стороны

тельной системы, но не ме-

переменного тока с обмоткой возбуждения, замкнутой на сопротивление или на источник своего питания

нее 1500 в

б) то же, но предназначен-

1000 в плюс десятикратное

ная для пуска с разом-

номинальное напряжение

кнутой обмоткой воз-

возбудительной системы, но

буждения, подразделенной на секции

не менее 1500 в

в) то же, но предназначен-

1000 в плюс двадцатикрат-

ная для пуска с разом-

ное номинальное напряжение

кнутой обмоткой воз-

возбудительной системы, но

буждения, не секциони-

не менее 1500 в и не более

рованной

8000 в

г) синхронные двигатели

Десятикратное номиналь-

и синхронные компен-

ное напряжение возбудитель-

саторы, пускаемые спе-

ной системы, но не менее

циальными пусковыми двигателями

1500 в

6

Возбудители для электрических машин:

а) возбудители для эле-

1000 в плюс двукратное но-

ктрических машин, кро-

минальное напряжение, но

ме синхронных

не менее 1500 в

б) возбудители для син-

Десятикратное номиналь-

хронных генераторов,

ное напряжение, но не ме-

i

у которых номинальное напряжение возбудительной системы не превышает 800 в

нее 1500 в и не более 3500 в

1

в) возбудители для син-

Десятикратное номиналь-

хронных двигателей и

ное напряжение, но не менее 1500 в

синхронных компенсаторов

окружающей среды, а также требования к внешней отделке машин и перечень узлов и деталей машин, которые должны быть взаимозаменяемы, должны быть указаны в стандартах на отдельные виды машин, а при отсутствии стандартов — в технических условиях на эти машины.

4.    Номинальные режимы работы электрических машин. Номинальный режим работы машины должен соответствовать одному из следующих режимов работы:

а)    продолжительный номинальный режим;

б)    кратковременный номинальный режим с длительностью рабочего периода 15, 30, 60, 90 мин.;

в)    повторно-кратковременный номинальный режим с ПВ (продолжительность включения) 15, 25, 40, 60%, с продолжительностью одного цикла не более 10 мин.

5.    Номинальный коэффициент мощности синхронных машин. Номинальный коэффициент мощности синхронных машин должен быть:

а)    для синхронных генераторов (при отсутствии других указаний в стандартах или в технических условиях на отдельные виды генераторов) —0,8 (при отстающем токе);

б)    для синхронных двигателей — 0,9 (при опережающем токе).

По требованию заказчика синхронные двигатели должны изготовляться с коэффициентом мощности менее 0,9, но не ниже 0,8 (при опережающем токе). Номинальные данные таких двигателей должны быть указаны заводом-поставщиком.

6.    Допускаемая нагрузка трехфазных генераторов и синхронных компенс аторо в при несимметрии токов в фазах. При несимметричной нагрузке трехфазных генераторов и синхронных компенсаторов допускается их длительная работа, если ток в фазах не превышает номинального значения и разность токов в фазах:

а)    для турбогенераторов — не превышает 10% номинального тока фазы;

б)    для всех других генераторов и синхронных компенсаторов — не превышает 20% номинального тока фазы.

7.    Допускаемые отклонения напряжения и частоты от номинальных значений. Генераторы постоянного тока при номинальной скорости вращения, а генераторы переменного тока, кроме того, и при номинальном коэффициенте мощности, должны развивать номинальную мощность при отклонениях напряжения от номинального

на ±5%. Мощность генераторов при отклонениях напряжения от номинального значения более чем на ±5% (но не более чем на ±10%) должна быть, по требованию заказчика, указана заводом-поставщиком.

Электродвигатели должны отдавать номинальную мощность при отклонениях напряжения сети от номинального значения в пределах от —5% до +10%', а для двигателей переменного тока, кроме того, при условии, что отклонение частоты сети от номинального значения не выходит за пределы ±5%. Мощность электродвигателей, при отклонениях напряжения сети от номинальных значений более чем на —5% (но не более чем на —10%), должна быть, по требованию заказчика, указана заводом-поставщиком.

Электродвигатели переменного тока при одновременном отклонении напряжения и частоты от номинальных значений, должны отдавать номинальную мощность, если сумма процентных значений этих отклонений (без учета знаков при этих значениях) не превосходит 10%.

8. Допустимое искажение синусоидальности кривой напряжения генераторов переменного тока. Коэффициент искажения синусоидальности кривой напряжения при холостом ходе и номинальном напряжении для генераторов переменного тока должен быть:

для генераторов мощностью свыше 1000 ква—не более 5%;

для генераторов мощностью от 10 до 1000 ква — не более 10%;

для генераторов мощностью ниже 10 ква—указан в стандартах на эти генераторы, а при отсутствии стандартов — установлен по соглашению между заказчиком и поставщиком.

9.    Скорость нарастания напряжения возбудителя синхронных генераторов и синхронных компенсаторов при быстродействую щ е м возбуждении. Скорость нарастания напряжения возбудителя синхронных генераторов и синхронных компенсаторов в долях номинального напряжения возбуждения в 1 сек. должна быть:

для турбогенераторов — по ГОСТ 533-51, гидрогенераторов — по ГОСТ 5616-50, синхронных компенсаторов — по ГОСТ 609-54, а для всех других синхронных генераторов — не менее 0,8.

10.    Предельное напряжение возбудителя синхронных машин. Отношение верхнего предела (по-

толка) напряжения возбудителя (присоединенного к обмотке возбуждения синхронной машины) к номинальному напряжению возбуждения синхронной машины должно быть:

для турбогенераторов — по ГОСТ 533-51, гидрогенераторов — по ГОСТ 5616-50, для синхронных компенсаторов — по ГОСТ 609-54, а для всех других синхронных машин — не менее 1,4. По требованию заказчика это отношение для всех других синхронных машин может быть выше 1,4, но не более 1,8.

11.    Ударный ток короткого замыкания синхронных машин. Синхронные машины должны выдерживать ударный ток короткого замыкания при напряжении холостого хода, равном 105% номинального.

12.    Кратность максимального вращающего момента синхронных двигателей. Отношение максимального вращающего момента к номинальному для синхронных двигателей с номинальным коэффициентом мощности 0,9 (при опережающем токе) должно быть не ниже 1,65 при номинальных значениях напряжения сети, частоте, токе возбуждения и при соединении обмоток, соответствующем номинальному режиму работы двигателя.

13.    Кратности начального пускового вращающего момента и минимального момента в процессе пуска трехфазных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором мощностью более 100 кет. В зависимости от отношения мощности электродвигателя (Р) в кет к синхронной скорости вращения (п) в об/мин., моменты вращения трехфазных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором мощностью более 100 кет должны быть:

а)    у двигателей с п < 1500 об/мин., имеющих отношение

Р    Р

~< 1, и у двигателей с я = 3000 об/мин. при — < 0,1:

начальный момент — не ниже 0,9 номинального момента;

минимальный момент — не ниже 0,6 начального момента, но не ниже 0,8 номинального момента;

б)    у двигателей с л< 1500 об/мин., имеющих отношение

Р    Р

— >1, и у двигателей с л = 3000 об/мин. при —> 0,1: и    и

начальный момент — не ниже 0,7 номинального момента;

минимальный момент — не ниже 0,8 начального момента, но не ниже 0,6 номинального момента.

14. Кратность максимального вращающего момента трехфазных асинхронных двигателей мощностью более 100 кет. Отношение максимального вращающего момента к номинальному должно быть:

а)    для двигателей с фазовым ротором мощностью более 100 кет:

при синхронной скорости вращения 3000 и 1500 об/мин.— не ниже 1,9;

при синхронной скорости вращения 1000 и 750 об/мин.— не ниже 1,8;

при синхронной скорости вращения 600 об/мин. и менее— не ниже 1,7;

б)    для двигателей с короткозамкнутым ротором мощностью более 100 кет:

при синхронной скорости вращения 3000 об/мин. и мощностью до 250 кет вкл. — не ниже 1,8;

при синхронной скорости вращения 3000 об/мин. и мощностью более 250 кет — не ниже 1,7;

при синхронной скорости вращения 1500,    1000 и

750 об/мин.—не ниже 1,8;

при синхронной скорости вращения 600 об/мин. и менее— не ниже 1,7.

15. Кратковременная перегрузка по току. Электрические машины, предназначенные для продолжительного или повторно-кратковременного номинального режима работы, должны без повреждений и остаточных деформаций выдерживать в нагретом состоянии следующие перегрузки:

а)    машины постоянного тока (кроме возбудителей с отношением предельного напряжения к номинальному напряжению возбуждения более 1,6) — 1,5-кратный номинальный ток в течение 1 мин.;

б)    возбудители с отношением предельного напряжения к номинальному напряжению возбуждения более 1,6 должны выдержать двукратный номинальный ток возбуждения возбуждаемой машины в течение 50 сек.;

в)    коллекторные машины переменного тока—1,5-кратный номинальный ток в течение 1 мин.;

г)    безколлекторные машины переменного тока мощностью 0,6 кет и выше—1,5-кратный номинальный ток в течение 2 мин., а мощностью до 0,6 кет — в течение 1 мин.

Синхронные машины, кроме того, должны выдерживать ударный ток короткого замыкания (п. 11).

V^Tp. о

16.    Повышенная скорость вращения. Все электрические машины должны без повреждений и остаточных деформаций выдерживать в течение 2 мин. следующее повышение скорости вращения:

а)    электрические машины, предназначенные для станционного оборудования гидроэлектростанций — на 50% выше номинальной;

б)    электродвигатели с последовательным возбуждением постоянного и переменного тока — на 20% сверх наибольшей, указанной на заводском щитке электродвигателя, но не меньше чем на 50% сверх номинальной;

в)    электродвигатели с регулировкой скорости вращения — на 20% сверх наибольшей, указанной на заводском щитке электродвигателя;

г)    гидрогенераторы — согласно ГОСТ 5616-50;

д)    все остальные электрические машины — на 20% выше номинальной.

17.    Положение щеток на коллекторе машины. В коллекторных электрических машинах, у которых передвижение щеток по коллектору не используется для регулирования скорости вращения машины или коэффициента мощности (в коллекторных машинах переменного тока), щетки должны находиться при всех нагрузках от холостого хода до номинальной в положении, установленном заводом-поставщиком машины.

18. Степень искрения (класс коммутации) электрических машин. Искрение на коллекторе электрической машины должно оцениваться по степени искрения под сбегающим краем щетки и по шкале (классам коммутации), указанной в табл. 1.

Таблица 1

Степень

искре

ния

(класс

коммута

ции)

Характеристика степени искрения

Состояние коллектора и щеток

1

Отсутствие искрения (темная коммутация)

Отсутствие почернения на коллекторе и нагара на щетках

IV*

Слабое точечное искрение под небольшой частью щетки

Продолжение

Степень

искре

ния

(класс

комму

тации)

Характеристика степени искрения

Состояние коллектора и щеток

Слабое искрение под большей частью щетки

1

Появление следов почернения на коллекторе, легко устраняемых протиранием поверхности коллектора бензином, а также следов нагара на щетках

о

Искрение подвеем краем щетки.

Допускается только при кратковременных толчках нагрузки и перегрузки

Появление следов почернения на коллекторе, не устраняемых протиранием поверхности коллектора бензином, а также следов нагара на щетках

3

Значительное искрение под всем краем щетки с наличием крупных и вылетающих искр.

Допускается только для моментов прямого(без реостатных ступеней) включения или реверсирования машин, если при этом коллектор и щетки остаются в состоянии, пригодном для дальнейшей работы

I

Значительное почернение на коллекторе, не устраняемое протиранием поверхности коллектора бензином, а также нодгар и разрушение щеток

Степень искрения (класс коммутации) коллекторных машин должна быть указана в стандартах на отдельные виды машин, а при отсутствии стандартов — в технических условиях на эти машины. Если степень искрения коллекторных машин постоянного тока не оговорена, то она при номинальном режиме работы машины должна быть не выше IV2.

Проверка состояния коллектора и щеток должна производиться:

а) для машин, предназначенных для продолжительного и повторно-кратковременного режима работы, по истечении

времени, необходимого для достижения практически установившейся температуры обмоток машины, но не ранее чем через 2 часа — для машин мощностью до 100 кет вкл. и не ранее чем через 4 часа — для машин мощностью более 100 квт\

б) для машин, предназначенных для кратковременного режима работы, после нескольких циклов работы (начиная с ненагретого состояния), общей продолжительностью не менее 2 часов — для машин мощностью до 100 кет вкл. и не менее 4 часов — для машин мощностью более 100 кет.

19.    Предельные допустимые шумы и индустриальные радиопомехи. Предельные допустимые шумы и индустриальные радиопомехи, создаваемые электрическими машинами, должны соответствовать нормам, утвержденным в установленном порядке.

20.    Предельные допустимые превышения температуры частей электрических машин в зависимости от их режима работы. Предельные допустимые превышения температуры частей электрических машин, предназначенных для продолжительного номинального режима работы, а также для повторно-кратковременного номинального режима работы, должны соответствовать значениям, указанным в пп. 21 и 22 настоящего стандарта.

Предельные допустимые превышения температуры частей электрических машин, предназначенных для кратковременного номинального режима работы (к концу рабочего периода), должны быть указаны в стандартах, на отдельные виды машин, а при отсутствии стандартов — в технических условиях на эти машины. Для электрических машин, предназначенных для кратковременного номинального режима работы, для которых нет таких указаний, допустимые превышения температуры могут превышать значения, указанные в табл. 2 настоящего стандарта, на 15°С — при измерении по методу сопротивления и на 10°С — при измерении по методу термометра.

21.    П р е д е л ь н ы е допустимые превышения температуры частей электрических машин при температуре охлаждающей среды +35°С и высоте над уровнем моря не более 1000 ж. Предельные допустимые превышения температуры частей электрических машин при температуре охлаждающей среды Н-35°С и высоте над уровнем моря не более 1000 м должны быть следующими:

а) для турбогенераторов — по ГОСТ 533-51, гидрогенераторов — по ГОСТ 5616-50, синхронных компенсаторов — по ГОСТ 609-54;

>uo)bM<Jia*vc HBiemtw

>

Таблица 2

2

g

Изолирующий материал класса А

Изолирующий материал класса В

Е

а

X

Е

При измерении:

2

(1

п/п.

Части влектрических машин

методом

методом

методом

методом

методом заложенных и встраиваемых темпе-

к

■3

X

л

термо-

сопро-

термо-

сопро-

ратурных детекторов,

Я

метра

тивления

метра

тиваения

при укладке их между

в

катушками в одиомпазу

г%

°С. ие более

г

1

п

I*)

Обмотки переменного тока син-

хронных машин и асинхронных

3

машин мощностью 5000 ква и выше

в

или с длиной сердечника в 1 м и более

_

80

85

к

X

2’). *)

а) Обмотки переменного тока ма-

*

шин мощностью менее5000ква и с длиной сердечника менее 1 м

л

3

б) Обмотки возбуждения (много-

слойные) машин постоянного

60

65

75

85

и

и переменного тока с возбуж-

ж

в

дением постоянным током, кроме указанных в пп. 3 и 4 настоящей таблицы

90

в) Якорные обмотки, соединен-

3

ные с коллектором

о

3

а) Однорядные обмотки возбуж-

70

н

дения

70

95

95

"

8

1

8