ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ТОПЛИВО ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМООКИСЛИТЕЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В ДИНАМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Издание официальное
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ Москва
РАЗРАБОТАН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР ИСПОЛНИТЕЛИ
А. В. Агафонов, Е. П. Серегин, Б. А. Энглин, В. А. Гладких, И. Е. Жалиин, 6. В. Сашевский, Л. А. Садовникова, С. В. Тимофеев, В. А. Астафьев, Ю. П. Макаров, А. Л. Иванов, Л. М. Халдей, 3. Е. Браткова
ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
Зам. министра В. М. Соболев
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 30 марта 1979 г. № 1209
УДК 662.753 : 621.45 : 536.495 : 006.354 Группа Б19
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ТОПЛИВО ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Метод определения термоокислительной стабильности в динамических условиях
Jet fuel. Method of test for thermal oxidation stability under dynamic conditions
ОКП 02 5121
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 30 марта 1979 г. № 1209 срок действия установлен
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт устанавливает метод определения термо-окислительной стабильности топлива для реактивных двигателей в динамических условиях на лабораторной установке ДТС-1М.
Метод заключается в оценке склонности топлива к образованию нерастворимых продуктов окисления иод действием высоких температур в условиях однократной прокачки через трубчатый подогреватель с оценочной трубкой и подогреватель с контрольным фильтром.
Образующиеся продукты окисления отлагаются на оценочной трубке, изменяя ее цвет, и забивает поры контрольного фильтра, вызывая увеличение перепада давления на указанном фильтре.
1. ОТБОР ПРОБ
1.1. Отбор проб — по ГОСТ 2517-69, объем средней пробы топлива 100±5 л.
1.2. Пробу топлива отбирают в емкость, промытую испытуемым топливом, в количестве 10±2% от объема емкости.
1.3. Емкость, используемую для отбора пробы впервые, предварительно промывают растворителем, взятым в количестве 2±0,5% от объема емкости.
Перепечатка воспрещена ©Издательство стандартов, 1979
Стр. 2 ГОСТ 17751-79
1.4. Маркировка, транспортирование и хранение пробы топлива, отобранной для испытания, — по ГОСТ 1516-76.
1.5. Пробу топлива перед испытанием фильтруют через фильтровальную бумагу в емкость, подготовленную по п. 1.2 или п. 1.3.
2. АППАРАТУРА, РЕАКТИВЫ И МАТЕРИАЛЫ
Установка лабораторная ДТС-1М.
Секундомер по ГОСТ 5072-72.
Спирт этиловый ректификованный технический по ГОСТ 18300-72.
Бензол по ГОСТ 5955-75 или бензол нефтяной по ГОСТ 9572-77 или ацетон технический по ГОСТ 2768-69.
Растворитель — спиртобензольная или спиртоацетоновая смесь 1 : 4 (по объему).
Бумага фильтровальная лабораторная по ГОСТ 12026-76.
Паста ГОИ или шлифовальный порошок по ГОСТ 3747-78, зернистостью материала 6—8.
Щетка волосяная или капроновая, ерш.
Салфетки марлевые или из хлопчатобумажной светлой ткани, не дающие ворса.
Емкость для проб топлива: бочки алюминиевые или из нержавеющей стали, бидоны из белой жести или оцинкованные, бутыли стеклянные.
ГОСТ 17751-79 Стр. 3
3.2. Подготовка контрольного фильтра
3.2.1. Камеру контрольного фильтра и ее детали чистят при помощи ерша или щетки, смоченных растворителем, и промывают растворителем.
3.2.2. Контрольный фильтрующий элемент перед монтажом промывают растворителем. Герметичность сборки штуцера с фильтрующим элементом, а также отсутствие повреждений сетки контрольного фильтрующего элемента оценивают на приборе ППФ-1А, входящем в комплект установки. Пригодным считают фильтрующий элемент с сопротивлением 3900±200 Па (400±20 мм вод. ст.).
Контрольный фильтрующий элемент используют однократно.
3.3. Подготовка оценочной трубки подогревателя
3.3.1. Наружную поверхность оценочной трубки очищают при помощи щетки, смоченной растворителем, до полного удаления смолистых отложений, после чего полируют пастой ГОИ или шлифовальным порошком до получения однородного металлического цвета, очищают от пасты ГОИ и шлифовального порошка салфеткой, смоченной растворителем, и промывают испытуемым топливом.
3.3.2. Трубки, имеющие на поверхности царапины и другие повреждения, к испытаниям не допускаются.
3.4. Узлы и детали, подготовленные по пп. 3.1—3.3, монтируют в топливную систему установки без контрольного фильтрующего элемента.
3.5. Закачивают в бак установки по линии заправки последовательно через фильтры, обеспечивающие фильтрацию с тонкостью 12—16 и 5—8 мкм, 10±2 л топлива, подготовленного по п. 1.5.
3.6. Промывают топливом рабочую линию гидравлической системы установки путем одноразовой прокачки заправленного топлива через узел трубчатого подогревателя и камеру контрольного фильтра на слив. При этом электроподогреватели топлива в трубчатом подогревателе и в камере контрольного фильтра не включают.
3.7. В топливный бак установки закачивают 40±2 л топлива аналогично п. 3.5.
3.8. Устанавливают в камеру контрольного фильтра контрольный фильтрующий элемент, подготовленный по п. 3.2.
4. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ
4.1. При подготовке и проведении испытания ведут протокол испытания, в котором фиксируют:
основные данные по топливу: марку, завод-изготовитель, дату выпуска, сведения об особенностях технологии производства;
время включения электроподогрсвателей установки;
время выхода установки на рабочий режим нагрева;
Стр. 4 ГОСТ 17751-79
время окончания рабочего режима нагрева;
перепад давления на контрольном фильтре в начале и в конце рабочего режима нагрева.
Через каждые 30 мин испытания в протокол заносят основные параметры испытания: расход, давление и температуру прокачиваемого топлива, токовые режимы электронагревателей, перепад давления на контрольном фильтре.
4.2. Вывод установки на рабочий режим
4.2.1. Открывают вентиль на обводной линии, обеспечивающий прокачку топлива через контрольный фильтр и по обводной линии, включают насосный агрегат и устанавливают расход топлива 5,60±0,15 л/ч при давлении за ротаметром 4,40- 105±0,25-10’ Па (4,50±0,25 кгс/см2).
4.2.2. Включают электронагреватели и устанавливают заданные при выводе установки на рабочий режим нагрева ( табл. 1) значения силы тока цепи электронагревателей, перекрывают вентиль на обводной линии.
Таблица 1 |
|
Сила тока в цепи, А |
Электронагреватель |
при выхоле установки на рабочий режим нагрева |
на рабочем режиме |
Трубчатый подогреватель: внутренний |
3,0 |
2,4—2,7 |
внешний |
2,2 |
0,7—1,3 |
Корпус контрольного фильтра |
2,4 |
1,3—1,0 |
|
4.2.3. За 10—20°С до достижения заданных (табл. 2) температур топлива на выходе из трубчатого подогревателя и в камере контрольного фильтра силу тока в цепях электронагревателей снижают до уровня значений рабочего режима испытаний (табл. !).
4.2.4. При достижении температуры топлива 150±3°С на выходе из трубчатого подогревателя и 180±5°С в камере контрольного фильтра считают законченным вывод установки на рабочий режим. Этот момент времени принимают за начало испытания на рабочем режиме.
Продолжительность нагрева до достижения рабочих температур 15—25 мин.
4.3. Проведение испытания
4.3.1. В процессе испытания поддерживают расход, давление и температуру топлива согласно табл. 2 и ведут наблюдение за перепадом давления на контрольном фильтре.
Таблица 2 |
Наименование показателя |
Норма |
Расход топлива, л/ч |
5,60±0,15 |
Давление топлива перед подогревателем, Па |
4,4010*±0,25 10‘- |
(кгс/см2) |
(4,50±0,25) |
Температура топлива в баке, °С Температура топлива на выходе из подогрева- |
20± 10 |
теля, °С |
150±3 |
Температура топлива в камере контрольного фильтра, °С |
180±5 |
|
4.3.2. Испытание проводят в течение 5 ч или заканчивают раньше при достижении перепада давления на контрольном фильтре 0,83* 105 Па (0,85 кгс/см2). Этот перепад давления принят как предельный, характеризующий полную забивку фильтра.
4.3.3. По окончании рабочего режима выключают электронагреватели, открывают (только при достижении предельного перепада на контрольном фильтре) вентиль на обводной линии и, продолжая в течение 15—20 мин прокачку топлива, производят охлаждение горячих узлов установки. Затем выключают прокачку топлива.
4.3.4. По окончании испытания сливают остатки топлива из бака установки, извлекают оценочную трубку и определяют цвет отложений на оценочной трубке в баллах.
4.3.5. Узлы и детали установки, контактирующие с топ "«„ом, после испытания следует разобрать, очистить от отложении : ро-мыть и собрать (пп. 3.1—3.3; 3.6 и 3.8).
4.3.6. Перед следующим испытанием работу по п. 4.3 3, г доводят повторно, если промежуток времени между испытанном -ревы шает 3 сут.
5. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
5.1. Термоокислительную стабильность топлива в дина мни чих условиях оценивают:
по изменению перепада давления на контрольном фильтре за 5 ч испытания на рабочем режиме или по времени забивки «чонт-рольного фильтра до предельного перепада давления 0,83-10* Па (0,85 кгс/см2);
по цвету отложений на оценочной трубке за время испытании.
5.2. Термоокислительную стабильность топлива определяют по среднеарифметическому значению результатов двух определений, выполненных на одной установке с промежутком времени между ними не более 3 сут.
Допускаемые расхождения .полученных результатов не должны превышать величин, указанных в табл. 3.
Таблица 3 |
Испытуемые топлива |
Допускаемые расхождения результатов испытания топлива |
на одной установке |
на разных установках |
|
По перепаду давления на контрольном фильтре, не более |
Топлива, при испытании которых перепад давления на контрольном филыре не превышает 0,10-105 Па (0,10 кгс/см2) Топлива, при испытании которых перепад давления на контрольном фильтре может достигать за 5 ч испытания ог О.ИМО5 до 0,83-105 Па (0,10—0,85 кге см2) |
0,06-l(WTa (0,06 (кгс/см2)
0,24-Ю'Па (0,25 кге см-’) |
O.IOlOHla (0,10 кгс/см2)
0,731041а (0,75 кгс/см2) |
|
По времени забивки, не более |
Топлива, при испытании которых предельный перепад давления достается менее чем через 5 ч |
1 ч |
3 ч |
|
Если допускаемые расхождения между двумя определениями превышают величины, указанные в табл. 3, проводят третье определение и по результатам двух определений, расхождение между которыми находится в пределах допускаемых норм, рассчитывают среднеарифметическое значение показателя.
5.3. Если в одном определении на одной установке термоокислительную стабильность топлива оценивают по времени забивки контрольного фильтра, а в другом по перепаду давления на контрольном фильтре, проводят третье определение и определяют среднеарифметическое значение по двум результатам, при этом допускаемое расхождение не должно превышать величин, указанных н табл. 3.
5.4. Если при испытании на двух установках среднеарифметические результаты определений, полученные на отдельных установках, отличаются на величину больше, чем указано в табл. 3, либо характеризуются различными показателями (временем забивки контрольного фильтра и перепадом давления на нем), проводят испытание на третьей установке и термоокислительную стабильность топлива оценивают по среднеарифметическому значению результатов, полученных на двух установках, допускаемые расхождения между которыми не превышают величин, указанных в табл. 3 и характеризуемых одним показателем (временем прокачки топлива или перепадом давления на контрольном фильтре).
ГОСТ 17751-79 Стр. 1
5.5. Цвет отложений на оценочной трубке в баллах определяют визуально сравнением наиболее темных участков поверхности оценочной трубки после испытания со специальной цветовой шкалой, имеющейся в комплекте установки, или по табл. 4.
Таблица 4 |
Цвет поверхности оценочной трубки подогревателя топлива после испытания |
Балл |
Отсутствие изменения начального цвета трубки |
0 |
Светло-желтый |
1 |
Темно-желтый |
2 |
Светло-коричневый |
3 |
Темно-коричневый |
4 |
Черный |
5 |
|
5.6. По цвету отложений на оценочной трубке результаты двух определений считают неудовлетворительными, если они выходят за пределы одного и того же балла.
Группа Ы9
Изменение № 1 ГОСТ 17751-79 Топливо для реактивных двигателей. Метод определения термоокислительной стабильности в динамических условиях
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от И.05.84 № 1609 срок введения установлен
с 01.01.85
Под обозначением стандарта на обложке и первой странице указать обозначение: (СТ СЭВ 3968—83).
Вводная часть. Первый абзац изложить в новой редакции- «Настоящий стандарт распространяется на реактивное топливо и устанавливает метод определения термоокислительной стабильности в динамических условиях на установке ДТС-1М»;
второй абзац. Заменить слово: «действием» на «воздействием»; третий абзац. Заменить слова: «забивают поры» на «забиванием пор»;
(Продолжение см. стр. 40)
39