Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

26 страниц

456.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области качения колеса с упругой шиной автомобильного типа

Показать даты введения Admin

Страница 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

АВТОМОБИЛИ. КАЧЕНИЕ КОЛЕСА

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ГОСТ 17697-72

Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СТАНДАРТОВ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР Москва

Страница 2

РАЗРАБОТАН Центральным ордена Трудового Красного знамени научно-исследовательским автомоторным и автомобильным институтом (НАМИ)

Зам. директора по научной работе д-р техн. наук Петрушов В. А.

Зав. отделом автомобилей высокой проходимости Родионов А. В.

Зав. отделом стандартизации Шебалин Ю. А.

Ст. научный сотрудник канд. техн. наук Раш А. В.

Зав. лабораторией автомобилей высокой проходимости особого назначения Стригин И. А.

Ст. научный сотрудник канд. техн. наук Шуклин С. А.

Инженер Евграфов А. Н.

Всесоюзным научно-исследовательским институтом технической информации, классификации и кодирования (ВНИИКИ)

Зам. директора по научной работе Попов-Черкасов И. Н.

Зав. отделом Каплун Л. М.

Ст. инженер Соколова И. А.

ВНЕСЕН Министерством автомобильной промышленности СССР

Зам. министра Строкин Н. И.

ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Управлением машиностроения Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР

Зам. начальника Управления Акинфиев Л. Л.

Ст. инженер Бадо Б. Е.

Всесоюзным научно-исследовательским институтом технической информации, классификации и кодирования (ВНИИКИ)

Зам. директора по научной работе Попов-Черкасов И. Н.

Зав. отделом Каплун Л. М.

Ст. инженер Соколова И. А.

УТВЕРЖДЕН Государственным комитетом стандартов Совета Министров СССР 10 марта 1972 г. (протокол № 30)

Председатель отраслевой научно-технической комиссии член Комитета Ша-хурин В. Н.

Члены комиссии: Бергман В. П., Доляков В. Г., Баранов Н. Н., Златко-вич Л. А., Федин Б. В.

ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета с¥андартов Совета Министров СССР от 6 мая 1972 г. № 924

Страница 3

УДК 629.114.012.3.07:001.4(083.74)    Группа    Д00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

АВТОМОБИЛИ. КАЧЕНИЕ КОЛЕСА

ГОСТ

17697—72

Термины и определения

Vehicles. Rolling wheel.

Terms and definitions

Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 6/V 1972 г. № 924 срок введения установлен

с 1/УП 1973 г.

Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области качения колеса с упругой шиной автомобильного типа.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, учебниках, учебных пособиях, технической и справочной литературе. В остальных случаях применение этих терминов рекомендуется.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов — синонимов стандартизованного термина запрещается.

Для отдельных стандартизованных терминов в стандарте приведены в качестве справочных их краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.

В случаях, когда все необходимые и достаточные признаки понятия содержатся в буквальном значении термина, определение не приведено и в графе «Определение» поставлен прочерк.

В стандарте в качестве справочных приведены буквенные обозначения величин, установленных настоящим стандартом, и чертежи, поясняющие определения понятий.

В стандарте приведен алфавитный указатель содержащихся терминов.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткая форма светлым.

Перепечатка воспрещена

Издание официальное ★

Страница 4


1. Ось колеса


2. Плоскость щения колеса


вра-



3. Поперечная плоскость колеса


4. Продольная плоскость колеса


Бук

венное

Термин

обозна

Определение

Чертеж

чен ие

Исходные геометрические элементы и параметры


Ось вращения подшипников ступицы колеса

Плоскость, перпендикулярная оси вращения колеса

Плоскость, перпендикулярная опорной плоскости и параллельная оси вращеиия колеса

П р и меча и и е. Термин «Опорная плоскость» не устанавливается ввиду условности данного понятия применительно к неплоским опорным поверхностям

Плоскость, перпендикулярная опорной и поперечной плоскостям колеса


вращения


Страница 5

Продолжение

5. Центральная плоскость вращения колеса

6. Центр колеса

7. Центральная плоскость колеса

Бук

венное

обозна

чение

Определение

Плоскость вращения

колеса, проходящая на

равных расстояниях от

основных посадочных

поверхностей обода для

шины

О

Точка пересечения оси

вращения колеса с его

центральной плоскостью

вращения

Плоскость, проходящая

через центр колеса

Термин


Чертеж

12. Наружный диаметр

ГОСТ 17697-72 Стр.

Страница 6

Продолжение

8. Центральная продол ь-мая плоскость колеса 6. Центр теса

5. Центральная плоскость вращения колеса




поперечная ось


D


См. чертеж к терминам 5 и 6.


ра-


8.    Центральная продольная плоскость колеса

9.    Центральная поперечная плоскость колеса

10.    Радиальная плоскость колеса


11. Центральная продольная ось колеса


12. Наружный диаметр колеса


13. Свободный диус колеса


Плоскость, содержащая ось вращения колеса

Линия пересечения центральной плоскости вращения колеса с центральной плоскостью, параллельной опорной

Диаметр наибольшего окружного сечения беговой дорожки колеса при отсутствии контакта колеса с опорной поверхностью

Половина наружного диаметра колеса


Страница 7

Продолжение

Термин

Бук

венное

обозна

Определение

Чертеж

чение

Сумма площадей контакта наружных поверхностей выступов рисунка протектора с опорной поверхностью

Площадь, ограниченная внешней огибающей участков контакта, образованных наружными поверхностями выступов рисунка протектора с опорной поверхностью

Отношение площади контакта по выступам рисунка протектора к контурной площади контакта:


14. Площадь контакта по выступам рисунка протектора



15. Контурная площадь контакта


16. Коэффициент насыщенности контакта



17. Упругое проскальзывание колеса

Проскальзывание

колеса


U1


Кинематические характеристики и параметры

Перемещение части то


чек колеса, находящихся в контакте, относительно опорной поверхности при одновременном наличии в контакте точек, неподвижных относительно этой поверхности


Страница 8

Продолжение

Бук

венное

обозна

чение


Определение


Термин


Чертеж

----=====----:■    ....... ггв»


Одновременное перемещение всех находящихся в контакте точек колеса относительно опорной поверхности Скольжение колеса в продольной плоскости Продольное скольжение колеса, направление которого совпадает с направлением тангенциальных скоростей точек колеса в контакте Продольное скольжение колеса, направление которого противоположно направлению тангенциальных скоростей точек колеса в контакте Скольжение колеса в поперечной плоскости Вращение колеса, находящегося в контакте с опорной поверхностью, при наличии перемещения центра колеса в продольной плоскости Я вление перемещения в поперечной плоскости центра колеса, катящегося без бокового сколь


18. Скольжение колеса

19. Продольное скольжение колеса 20 Буксование ко леса

21. Юз колеса


22.    Боковое сколь жение колеса

23.    Качение колеса


24. Боковой увод колеса

Увод колеса


жения


Страница 9

25. Поступательная

V

Скорость центра коле

скорость колеса

са, вектор которой лежит в центральной плоскости колеса, параллельной опорной

26. Угловая ско

(0

Угловая скорость вра

рость вращения коле

щения обода вокруг оси

са

Угловая скорость

вращения колеса

колеса

27. Радиус качения

rk

Отношение продоль

колеса

ной составляющей поступательной скорости колеса к его угловой скорости:

Ух

rk -

(1)

Скорость колебаний центра

колеса относительно апорией плоскости по нормали к ней

Продолжение

Термин

Бук

венное

обозна

Определение

Чертеж

чение

Центральная продольная

плоскость


Результирующая скорость центра,

колеса относительно опорной поверхности.

Страница 10

28. Тангенциальная скорость точки колеса в контакте

29. Коэффициент продольного скольжения колеса

Термин

Бук

венное

обозна

Определение

чение

Кт


Коэффициент скольжения колеса

Составляющая окружной относительно оси вращения колеса скорости точки, находящейся в контакте, касательная опорной поверхности

Отношение скорости продольного скольжения колеса к произведению его угловой скорости на радиус качения колеса без скольжения:


wK-rK

30. Коэффициент буксования колеса

31. Угол бокового увода колеса

Угол увода колеса где Vj — скорость продольного скольжения; гк — радиус качения без скольжения

Коэффициент продольного скольжения колеса при буксовании

Угол между вектором поступательной скорости колеса и его центральной продольной осью при качении без бокового скольжения


Продолжение

Чертеж

Страница 11

Продолжение

Термин

Бук

венное

обозна

Определение

Чертеж

чение

Внешние силы, моменты и реакции, приложенные к колесу

32. Нормальная нагрузка колеса

РАО)

33. Продольная сила колеса

рк

34. Сила тяги колеса

35. Толкающая сила колеса

Составляющая равнодействующей всех сил, приложенных к колесу со стороны автомобиля, перпендикулярная к опорной плоскости

5. Центральная плоскость вращения колеса

ш* 36. Боковая /сила колеса'

32. Нормальная ногруз-> ка колеса.

Примечание. Обозначение G употребляется для случаев горизонтальной опорной поверхности

Центральная поперечная ось

- Составляющая равнодействующей сил, приложенных к колесу со стороны    автомобиля, пер

РаВндействиюишя всех сил, приложенных к коле-су со стороны автоШиля

пендикулярная к поперечной плоскости

Продольная сила колеса,    противоположная

по направлению скорости его продольного перемещения

Продольная сила колеса,    совпадающая по

направлению со скоростью    его продольного

перемещения


Страница 12

Продолжение

Термин


Определение


Чертеж


Бук

венное

обозна

чение


36. Боковая колеса

сила

М

37в Крутящий момент колеса

Составляющая равнодействующей всех сил, приложенных к колесу со стороны автомобиля, перпендикулярная к продольной плоскости колеса

См. чертеж к терминам 32 и 33

Момент пары сил, действующей в плоскости вращения колеса, приложенный к колесу со стороны автомобиля

Плоскость Вращения

ио. Опрокидыбаютий момент колеса

Поперечная

плоскость


s'плоскость л паоаллельная опорной А

59. ПоВорачибаютш

момент колеса

ЛНрцтясций момент колеса

Опорная плоскость

Страница 13

Продолжение

Термин

Бук

венное

обозна

Определение

Чертеж

чение

ко

Рко —

Условная количественная характеристика нагружения колеса, имеющая размерность силы и равная отношению крутящего момента колеса к радиусу качения без скольжения:

38. Полная окружная сила колеса

м


к

где: /*„—радиус без скольжения

качения

мп


Момент пары сил, действующей в плоскости, параллельной опорной, приложенный к колесу со стороны автомобиля

Момент пары сил, действующей в поперечной плоскости колеса, приложенный к колесу со стороны автомобиля


См. чертеж к термину 37


39. Поворачивающий момент колеса


м


См. чертеж к термину 37


40. Опрокидывающий момент колеса


оп


Страница 14

Продолжение


Стр. 12 ГОСТ 17697—72


Бук

венное

обозна

чение


Чертеж


R:


44. Результирующая

реакция Q опорной плоскости

Равнодействующ а я

/ Всех реакций, приложенных к колесу от опорной поверхности

I 4/. Нормальная

ф/реакция опорной поверхности

42. Продольная реакция опорной поверхности.

4 3. Б око Рая реакция опор- \ ной поверхности.


R


41. Нормальная реакция опорной поверхности


42. Продольная реакция опорной поверхности


44. Результирующая реакция в опорной плоскости


43. Боковая реакция опорной поверхности


Термин


Равнодействующая нормальных к опорной плоскости составляющих элементарных реакций, приложенных к колесу со стороны опорной поверхности

Равнодействующая перпендикулярных к поперечной плоскости колеса элементарных реакций, приложенных к колесу со стороны опорной поверхности

Равнодействующая перпендикулярных к продольной плоскости колеса элементарных реакций, приложенных к колесу от опорной поверхности

Геометрическая сумма продольной и боковой реакций опорной поверхности:

== Rx + Ry


Определение


Страница 15

Продолжение

Термин

Бук

венное

обозна

Определение

Чертеж

чение

Координаты центра колеса и линий действий реакций

45. Статический радиус колеса


Расстояние от центра неподвижного колеса, нагруженного только нормальной нагрузкой, до опорной плоскости Расстояние от центра колеса до опорной плоскости при движении колеса

Расстояние от линии действия нормальной реакции опорной поверхности до центральной поперечной плоскости колеса Расстояние от линии действия нормальной реакции опорной поверхности до линии пересечения центральной плоскости вращения колеса с опорной плоскостью Расстояние от линии действия продольной реакции опорной поверхности до линии пересечения центральной плоскости вращения колеса с опорной плоскостью


ст


46. Динамический радиус колеса

47. Продольный снос нормальной реакции


Линия пересечения центральной

Линия пересечения центральной плоскости драите ни я с опорной

48 Поперечный, снос норма оьнои реакции ^9 Снос продольной реакции

47 Продольный снос нормальной реакции

реакции


48. Поперечный снос нормальной реакции


49. Снос продольной реакции



Страница 16

Продолжение

Термин

Бук

венное

обозна

чение

Определение

Чертеж

50. Снос боковой реакции

Расстояние от линии действия боковой реакции опорной поверхности до центральной поперечной плоскости колеса

См. чертеж к терминам 47, 48, 49

Удельные силовые показатели взаимодействия колеса с дорогой

Рконт

Р КОНТ

51. Среднее давление колеса в контакте

Среднее в контурной площади контакта давление, равное отношению нормальной реакции опорной поверхности к контурной площади контакта:

Яг


52. Среднее давление колеса по выступам рисунка протектора

Давление по выступам рисунка


Среднее в площади контакта по выступам рисунка протектора давление, равное отношению нормальной реакции опорной поверхности к площади контакта по выступам рисунка протектора:

Rz

Рв = —-


Р D


Страница 17

Продолжений

Термин

Бук

венное

обозна

Определение

Чертеж

чение

К


53. Коэффициент продольной силы колеса


Отношение продольной реакции опорной поверхности к нормальной реакции:


R,


R


Коэффициент продольной силы колеса в ведущем режиме качения Отношение результирующей реакции в опорной плоскости к соответствующему значению нормальной реакции при данном значении коэффициента продольного скольжения:

ф = -

Rz

Режимы силового нагружения колеса при его качении

Режим, при котором колесо нагружено силой тяги и приводится во вращение крутящим моментом, вектор которого совпадает с вектором угловой скорости


54.    Коэффициент тяги колеса

55.    Коэффициент сцепления колеса


Ф


ГОСТ 17697-72 Стр. 15


56. Ведущий режим качения колеса

Ведущий режим


57С№одный 58 Нейтральный 59. Ведомый 60. Тор лозной


55. Ведущий


Страница 18

Продолжение

Термин

Бук

венное

обозна

чение

Определение

Чертеж

57. Свободный режим качения колеса

Свободный режим

Режим, при котором колесо приводится во вращение крутящим моментом, а продольная сила равна нулю

См. чертеж к термину 56

58. Нейтральный режим качения колеса

Нейтральный режим

Режим, при котором колесо приводится во вращение одновременно крутящим моментом и толкающей силой

То же

59. Ведомый режим качения колеса

Ведомый режим

Режим, при котором колесо приводится во вращение толкающей силой, а крутящий момент равен нулю

» »

60. Тормозной режим качения колеса

Тормозной режим

Режим, при котором колесо нагружено крутящим моментом, вектор которого противоположен вектору угловой скорости, и приводится во вращение толкающей силой

» »

Стр. 16 ГОСТ 17697-72

Страница 19

Продолжение

Термин

Бук

венное

обозна

Определение

Чертеж

чение

61. Нормальный прогиб шины


Л,


5'. Нормальный пооги5 шины


Л,


62. Боковое упругое смещение колеса


ГОСТ 17697-72 Стр. 17


Упругие перемещения (прогибы шины) колеса

Линейное смещение центра колеса относительно опорной поверхности под действием нормальной нагрузки, измеренное по нормали к опорной поверхности


Линейное смещение центра колеса относительно площади контакта за счет упругих свойств шины под действием боковой силы, измеренное в центральной плоскости, параллельной опорной


Страница 20

Продолжение


Стр. 18 ГОСТ 17697-72



Р


63. Угол закрутки шины


Угловое смещение точки обода колеса вокруг оси вращения колеса относительно неподвижной в контакте точки шины в результате приращения крутящего момента, измеренное в плоскости вращения колеса


64. Угловое упругое смещение колеса


е


Угловое смещение точки обода колеса относительно неподвижной в контакте точки шины вокруг нормали, проходящей через центр колеса, под действием приращения поворачивающего момента, измеренное в плоскости, параллельной опорной


Страница 21

Продолжение

Термин

Бук

венное

обозна

чение

Определение

Чертеж

Коэффициенты, характеризующие упругие свойства шины колеса

65. Коэффициент нормальной жесткости шины

с,

Первая производная нормальной нагрузки колеса по нормальному прогибу шины:

с дрг дкг

66. Коэффициент боковой жесткости шины

Су

Первая производная боковой силы колеса по боковому упругому смещению колеса

г дру

у dhy

67. Коэффициент крутильной жесткости шины

Ср

Первая производная крутящего момента колеса по углу закрутки шины:

дМ

Со =-

68. Коэффициент угловой жесткости шины

Первая производная поворачивающего момента колеса по угловому упругому смещению колеса:

дМп

ГОСТ 17697-72 Стр. 19

Страница 22

Продолжение


Бук

венное

обозна

чение


Термин


Определение


Чертеж


Первая производная радиуса качения колеса без скольжения по крутящему моменту:

дгк


69. Коэффициент тангенциальной эластичности шины


К =


дМ


70. Коэффициент сопротивления боковому уводу шины

Коэффициент сопротивления уводу шины


Перзая производная боковой силы колеса по углу бокового увода:

дРх

дб


Характеристики сопротивления качению колеса


Nt


Разность между мощностью, подведенной к колесу, и мощностью, отведенной от колеса, при его качении Условная количественная характеристика сопротивления качению колеса, имеющая размерность момента и равная отношению мощности сопротивления качению за вычетом мощности сколь-


71. Мощность сопротивления качению колеса


М


72. Момент сопротивления качению колеса


f


Страница 23

Бук

венное

Термин

обозна

Определение

чение

жения колеса к угловой скорости колеса:

Nf-Nc

О)

73. Сила сопротивления качению колеса

7

/

74. Коэффициент сопротивления качению колеса

где No—мощность скольжения колеса

Условная количественная характеристика сопротивления качению колеса, имеющая размерность силы и равная отношению момента сопротивления качению колеса к радиусу качения без скольжения:

Гк

Условная количественная характеристика сопротивления качению колеса, равная отношению силы сопротивления качению колеса к его нормальной нагрузке:

р/

/ =


Чертеж

Страница 24

Продолжение

Термин

Бук

венное

обозна

чение

Определение

Чертеж

75. Плечо сопротивления качению колеса

а

Часть продольного сноса нормальной реакции, характеризующая рассеяние энергии при качении колеса и равная отношению момента сопротивления качению колеса к нормальной нагрузке:

а —

Стр. 22 ГОСТ 17697-72

Страница 25

ГОСТ 17697-72 Стр. 23

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ

Буксование колеса    20

Давление колеса в контакте среднее    51

—    по выступам рисунка    52

—    колеса по выступам рисунка протектора среднее    52

Диаметр колеса наружный    12

Качение колеса    23

Коэффициент боковой жесткости шины    66

—    буксования колеса    30

—    крутильной жесткости шины    67

—    насыщенности контакта    16

—    нормальной жесткости шины    65

—    продольного скольжения колеса    -9

—    продольной силы колеса    53

—    тяги колеса    54

—    скольжения колеса    29

—    сопротивления боковому уводу шины    70

—    —    качению колеса    74

—    —    уводу шины    70

—    сцепления колеса    55

—    тангенциальной эластичности    шины    69

—    угловой жесткости шины    68

Момент колеса крутящий    37

—    — опрокидывающий    40

—    — поворачивающий    39

—    сопротивления качению колеса    72

Мощность сопротивления качению колеса    71

Нагрузка колеса нормальная    32

Ось вращения колеса    1

— колеса продольная центральная    11

Плечо сопротивления качению колеса    75

Плоскость вращения колеса    2

—    —    —    центральная    5

—    колеса поперечная    3

—    —    —    центральная    9

—    —    продольная    4

—    —    —    центральная    8

—    —•    радиальная    10

—    —    центральная    7

Площадь контакта контурная    15

—    — по выступам рисунка    протектора    14

Прогиб шины нормальный    61

Проскальзывание колеса    17

—    —    упругое    17

Радиус качения колеса    27

—    колеса динамический    46

—    —    свободный    13

—    —    статический    45

Реакция в опорной плоскости результирующая    44

—    опорной    поверхности боковая    43

—    —    —    нормальная    4!

—    —    —    продольная    42

Режим ведомый    59

—    ведущий    56

Режим качения колеса    ведомый    59

—    —    —    ведущий    56

Страница 26

Стр. 24 ГОСТ 17697-72

Режим качения колеса нейтральный    58

—    —    —    свободный    57

—    —    —    тормозной    60

—•    нейтральный    58

—    свободный    57

—    тормозной    60

Сила колеса боковая    36

—    — окружная полная    38

—    — продольная    33

—    — толкающая    35

—    сопротивления качению    колеса    73

—    тяги колеса    34

Скольжение колеса    !8

—    — боковое    22

—    — продольное    19

Скорость вращения колеса угловая    26

колеса поступательная    25

—    — угловая    26

—    точки колеса в    контакте тангенциальная    28

Смещение колеса упругое    боковое    62

—    —    —    угловое    64

Снос боковой реакции    50

—    нормальной реакции поперечный    48

—    —    —    продольный    47

—    продольной реакции    49

Увод колеса    24

—    — боковой    24

Угол бокового увода колеса    31

—    закрутки шины    63

—    увода колеса    31

Центр колеса    6

Юз колеса    21

Редактор Е. И. Глазкова Сдано в наб. 17/V 1972 г.    Подп.    в    печ.    30/V 1972 г.    1,5    и.    л.    Тир.    12000

Издательство стандартов. Москва, Д-22, Новопресненский пер., 3 Тип. «Московский печатник». Москва, Лялин пер., 6. Зак. 822