ГОСТ 1667-68
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ТОПЛИВО МОТОРНОЕ
ДЛЯ СРЕДНЕОБОРОТНЫХ
И МАЛООБОРОТНЫХ ДИЗЕЛЕЙ
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
|
Москва
Стандартинформ
2009
|
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ТОПЛИВО МОТОРНОЕ ДЛЯ СРЕДНЕОБОРОТНЫХ
И МАЛООБОРОТНЫХ ДИЗЕЛЕЙ
Технические условия
Motor fuel for medium and low speed
diesel engines.
Specifications
|
ГОСТ
1667-68
|
Дата введения 01.07.68
1. Настоящий стандарт распространяется на топливо для
среднеоборотных и малооборотных дизелей, получаемое из продуктов переработки
нефтей.
Допускаются депрессорные присадки, допущенные к
применению в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. № 4, 5, 6).
2. В зависимости от качественных показателей
устанавливаются следующие марки моторного топлива:
ДТ - применяется для среднеоборотных и малооборотных
дизелей;
ДМ - применяется для судовых малооборотных дизелей.
3.
Моторное топливо должно соответствовать нормам, указанным в таблице.
Наименование
показателя
|
Норма для марки
|
Метод испытания
|
ДТ высший сорт
|
ДТ первый сорт
|
ДМ
|
1. Плотность при 20 °С, г/см3
|
0,930
|
0,930
|
0,970
|
ГОСТ
3900
|
2. Фракционный состав:
|
|
|
|
|
до 250 °С перегоняется, %, не
более
|
15
|
15
|
10
|
ГОСТ
2177
|
3. Вязкость при 50 °С:
|
|
|
|
|
а) кинематическая, м2/с
(сСт), не более
|
20 · 10-6 (20)
|
36 · 10-6 (36)
|
130 · 10-6 (130)
|
ГОСТ
33
|
б) соответствующая ей условная
в градусах, не более
|
2,95
|
5,0
|
17,4
|
ГОСТ
6258
|
4. Коксуемость, %, не более
|
3,0
|
3,0
|
9,0
|
ГОСТ
19932
|
5. Зольность, %, не более
|
0,02
|
0,04
|
0,06
|
ГОСТ
1461
|
6. Массовая доля серы, % не более:
|
|
|
|
ГОСТ
Р 51947 или ГОСТ
1431, или ГОСТ
1437
|
а) в малосернистом топливе
|
0,5
1,5
|
0,5
1,5
|
-
|
|
б) в сернистом топливе
|
2,0
|
7. Содержание сероводорода
|
Отсутствие
|
ГОСТ
17323
|
8. Содержание водорастворимых
кислот и щелочей
|
Отсутствие
|
ГОСТ
6307
|
9. Массовая доля механических
примесей, %, не более
|
0,05
|
0,05
|
0,1
|
ГОСТ
6370
|
10. Массовая доля воды, %, не
более
|
0,1
|
0,5
|
0,5
|
ГОСТ
2477
|
11. Температура вспышки,
определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже
|
70
|
65
|
85
|
ГОСТ
Р ЕН ИСО 2719 или ГОСТ
6356
|
12. Температура застывания, °С,
не выше
|
Минус 5
|
Минус 5
|
10
|
ГОСТ
20287
|
13. Массовая доля ванадия, %,
не более
|
0,01
|
0,015
|
0,01
|
ГОСТ
10364
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечания:
1. В топливе
для среднеоборотных и малооборотных дизелей, транспортировавшемся морскими или
речными судами, допускается содержание воды не более 2 %.
2.
Допускается поставка потребителям топлива марки ДТ в период с мая по сентябрь в
южных районах с температурой застывания не выше 10 °С.
3.
Допускается поставка топлива марки ДТ, вырабатываемого из сернистых нефтей, с
содержанием серы не более 2 % и коксуемостью не более 4 %.
4.
Допускается поставка потребителям, кроме организации Министерства морского
флота, топлива марки ДМ с температурой застывания не выше +20 °С.
5. Норма по
показателю «Температура застывания» гарантируется предприятием-изготовителем в
течение одного месяца со дня выпуска продукта.
6. Марка
топлива указывается в заказе.
7. На
моторное топливо марки ДТ с государственным Знаком качества примечания 2 и 3 не
распространяются.
8. (Исключено,
Изм. № 4).
9. При
применении в дизелях моторного топлива с содержанием серы более 0,5 %
одновременно должно применяться дизельное (моторное) масло с соответствующими
присадками.
10. С 1
января 2013 г. по показателю 6 для марки ДМ устанавливается норма - не более
1,5
(Измененная редакция, Изм. № 2, 3, 4, 6, 7).
4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
4.1. Топливо для среднеоборотных и малооборотных
дизелей принимают партиями.
Партией считают любое количество моторного топлива
однородного по своим показателям качества и сопровождаемого паспортом о
качестве.
Паспорт продукции, оформляемый изготовителем или
продавцом (на предприятиях, осуществляющих хранение готовой к реализации
продукции), должен содержать наименование и марку продукции, сведения об
изготовителе (продавце), включая его адрес, нормативные значения характеристик,
установленные техническим регламентом «О требованиях к автомобильному и
авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных
двигателей и топочному мазуту», утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 118, и настоящим стандартом,
фактические значения этих характеристик, определенные по результатам испытаний,
дату отбора проб, номер резервуара (номер партии), из которого данная проба
отобрана, дату изготовления продукции, дату проведения анализа, а также
сведения о наличии (наименование и содержание) или отсутствии в продукции
присадок. Паспорт подписывается руководителем предприятия или уполномоченным им
лицом и заверяется печатью.
При реализации продукции продавец по требованию
потребителя обязан предоставить ему паспорт продукции, а также другие
документы, содержащие:
- наименование продукции и ее целевое назначение;
- информацию о документах, содержащих нормы, которым
соответствует данная продукция;
- наименование изготовителя, его местонахождение,
страну происхождения продукции, наименование и местонахождение (адрес, телефон)
продавца;
- номер партии продукции, поставленной для реализации;
- массу нетто продукции в таре;
- сведения о наличии (наименование, содержание и
свойства) присадок, добавленных в продукцию, или об отсутствии присадок;
- знаки опасности продукции в соответствии с
требованиями законодательства Российской Федерации в области пожарной,
экологической, а также биологической безопасности;
- сведения о декларации о соответствии;
- сведения по безопасному хранению, транспортированию,
реализации, применению и утилизации продукции.
(Измененная редакция, Изм. № 6).
4.2.
Объем выборок - по ГОСТ 2517.
4.3. Содержание ванадия определяется периодически, не
реже одного раза в месяц.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
4.4. При получении неудовлетворительных результатов
испытаний хотя бы по одному показателю, по нему проводят повторные испытания на
удвоенной выборке.
Результаты повторных испытаний распространяются на всю
партию.
Разд. 4. (Введен дополнительно, Изм. № 2).
5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
5.1.
Пробы моторного топлива отбирают по ГОСТ 2517.
Для контрольной пробы берут 2 дм3 топлива.
5.2. В случае разногласий арбитражным методом
испытаний качества топлива устанавливается метод, указанный в таблице первым.
Разд. 5. (Введен дополнительно, Изм. № 2, 6).
6. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
6.1.
Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение топлива - по ГОСТ 1510.
(Измененная редакция, Изм. № 4).
7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
7.1. Изготовитель гарантирует соответствие моторного
топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий
транспортирования и хранения.
(Измененная редакция, Изм. № 4).
7.2. Гарантийный срок хранения моторного топлива всех
марок - пять лет со дня изготовления топлива.
7.3. (Исключен, Изм. № 4).
8. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
8.1. Моторное топливо представляет собой горючую
жидкость.
8.2. Температура самовоспламенения моторного топлива
350 - 370 °С; температура вспышки 110 °С; температурные пределы воспламенения:
нижний 91 - 99 °С, верхний 137 - 155 °С.
8.3. Взрывоопасная концентрация паров моторного
топлива в смеси с воздухом составляет 2 - 3 %, предельно допустимая
концентрация углеводородов в воздухе производственных помещений 300 мг/м3.
8.4. В помещениях для хранения и использования
моторного топлива запрещается обращение с открытым огнем, искусственное
освещение должно быть выполнено во взрывопожаробезопасном исполнении.
При работе с моторным топливом не допускается
использование инструментов, дающих при ударах искру.
8.5. При загорании моторного топлива применяют
следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену; при объемном тушении
- углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5 и перегретый пар.
8.6. При разливе моторного топлива необходимо собрать
его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на
открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.
8.7. Моторное топливо раздражает слизистую оболочку и
кожу человека.
При работе с моторным топливом следует применять
индивидуальные средства защиты согласно типовым нормам, утвержденным в
установленном порядке.
8.8. Помещения, в которых проводятся работы с моторным
топливом, должны быть снабжены надежной вентиляцией.
8.9. При работе необходимо соблюдать правила техники
безопасности и применять индивидуальные средства защиты согласно типовым
отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.
Разд. 8. (Введен
дополнительно, Изм. № 2).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством
нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
РАЗРАБОТЧИКИ
Т. X.
Мелик-Ахназаров, канд. техн. наук;
В. В. Булатников, канд. техн. наук (руководители темы); П. С.
Дейнеко
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Комитетом
стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР от 01.02.68
Изменение № 5 принято Межгосударственным
советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 14 от
12.11.98)
Зарегистрировано
Техническим секретариатом МГС № 3085
За принятие изменения проголосовали:
Наименование государства
|
Наименование национального
органа по стандартизации
|
Азербайджанская Республика
|
Азгосстандарт
|
Республика Армения
|
Армгосстандарт
|
Республика Беларусь
|
Госстандарт Беларуси
|
Грузия
|
Грузстандарт
|
Республика Казахстан
|
Госстандарт Республики Казахстан
|
Киргизская Республика
|
Киргизстандарт
|
Республика Молдова
|
Молдовастандарт
|
Российская Федерация
|
Госстандарт России
|
Республика Таджикистан
|
Таджикгосстандарт
|
Туркменистан
|
Главная государственная инспекция Туркменистана
|
Республика Узбекистан
|
Узгосстандарт
|
Украина
|
Госстандарт Украины
|
3. Стандарт соответствует международному
стандарту ИСО 8217-87 в части марок F-RMA 10 и F-RMF 25
4. ВЗАМЕН ГОСТ 1667-51
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ
ДОКУМЕНТЫ
(Измененная
редакция, Изм. № 6).
6. Ограничение срока действия снято по
протоколу № 3-93 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и
сертификации (ИУС 5-6-93)
7. ИЗДАНИЕ с Изменениями 2, 3, 4, 5, утвержденными в
сентябре 1978 г., феврале 1981 г., декабре 1988 г., марте 1999 г. (ИУС 10-78,
4-81, 4-89, 6-99)
Переиздание
(по состоянию на июнь
2009 г.)